Методические рекомендации по работе школьной музейной комнаты Программа работы школьной музейной комнаты




Скачать 149.14 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по работе школьной музейной комнаты Программа работы школьной музейной комнаты
Дата конвертации09.01.2013
Размер149.14 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Методические рекомендации по работе школьной музейной комнаты
Программа работы школьной музейной комнаты

МКОУ Маловенижская ООШ
Пояснительная записка

Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, привлекательными и престижными становятся невысокие образцы «легкой культуры», освоение которых не требует от человека серьезной умственной и душевной работы, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.
Музейный предмет и музейная среда обладают значительными возможностями нравственно-эмоционального воздействия, они пробуждают творческие интересы и потенциал человека, особенно стимулируя самоактуализацию способностей детей и подростков, поэтому программа осуществляется через деятельность музея.
Цель: - формировать духовно богатое, духовно щедрое, творческое поколение, обладающее активной жизненной позицией.

Задачи:

  1. Формировать уважительное отношение к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями.

  2. Формировать чувство сопричастности к истории Родины через судьбы земляков, родных и близких, непосредственных участников событий.

  3. Воспитывать музейную культуру, обучат музейному языку, музейной терминологии.

Участники программы:

    • Учащиеся школы

    • Классные руководители

    • Учителя предметники (история, краеведение)

    • Родители

    • Работники СДК и библиотекарь

Программа не ограниченна временными рамками и предполагает следующее содержание:

  • Изучение документальных, вещественных свидетельств истории (предметов, памятников).

  • Описание музейных памятников.

  • Ознакомление на основе документальных материалов с цепью исторических событий, в частности, событий Великой Отечественной войны.

  • Изучение характера этих событий.

  • Расширение представлений об образе жизни, мыслей свидетелей и участников разных исторических периодов жизни страны (предвоенный, военный, современный).

  • Ознакомление с причинами исторических перемен, их следствиями, подвигами, действиями людей.

Программа соотнесена с программами по истории, географии, обществознанию, краеведению.

Педагогические средства:

  • Программа учебных предметов (история, география, обществознание, краеведение).

  • Программа краеведческого кружка.

  • Программа летнего оздоровительного лагеря.

  • Школьная программа по гражданско-патриотическому воспитанию.


Управление программой:

Итоги выполнения проводятся каждый год, в сравнении фактически полученного результата и желаемого, планируется работа по устранению возникших проблем.

Прогнозируемые результаты:

  • Коррекция и увеличение объема доступной информации и передача её другим.

  • Укрепление уважительного отношения к памятникам прошлого.

  • Приобретение навыков и умений музейной культуры.


Благодаря работе в музейной комнате школьники получают возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы, деревни, республики и своей страны. Учатся выявлять и фиксировать новые источники по истории школы, применять меры по их сохранению в ходе ежегодного мониторинга состояния материально-технической базы музейной комнаты. Учатся приемам ведения музейной документации, правилам хранения артефактов. Принимают участие в реализации социально-значимых проектов, проводимых в школе, в районе и республике. В 2007-2008 учебном году сертификат участника районного конкурса получила Ипатова Наталья за реферат «О чем рассказала реликвия».

В 2008-2009 учебном году диплом за активное участие в республиканском конкурсе получила Абашева Алина, представившая плакат и сочинение на тему «Новости из будущего! Выбираем новый день!»
Экспозиции в нашей школьной музейной комнате оформляют учащиеся совместно с родителями. Так была оформлена фотовыставка «Во Славу Отечества». Ребята вели поиск армейских фотографий дедушек, отцов, братьев и записывали их рассказы. В итоге получилась замечательная фотовыставка, на которой мы смогли увидеть армию 60-х, 70-х, 80-х, 90-х, 2000-х годов. Также актив музея провел ознакомление с передвижной выставкой «Подвигу жить!». Новыми формами проведения массовой работы стали просмотр и обсуждение документального фильма «От Кремля до Рейхстага» (5-9 классы) и урок-практикум «Величие подвига народа – победителя в Великой Отечественной войне».

Большое значение мы уделяем продуктивным формам работы:

- «Удмуртские посиделки» (литературно-музыкальная композиция к международному Дню родного языка); В традиционном мероприятии приняли участие учащиеся 1-9 классов. Вместе с родителями они подготовили костюмы, разучивали песни и стихи. Все участники и гости с удовольствием отгадывали удмуртские загадки, играли в народные игры. Удачным оказалось включение танца с флагами, в ходе которого прозвучало описание флага и герба Удмуртской Республики.

- Сбор информации об учителях, работавших в МОУ Маловенижской ООШ и оформление стенда «Наши учителя»;

- Оформление альбомов:

  • Юкаменскому району – 80 лет;

  • Алексей Гурьянович Кокорин;

  • Дети войны;

  • Васильева Нина Матвеевна - учитель начальных классов;

  • Орденоносец – Ельцова Фаина Хирсанфовна;

  • У войны не женское лицо. (Приложения 6, 7, 8)


Методические разработки мероприятий

1) Урок – экскурсия «Все для фронта, все для победы!»
Цель:

- воспитывать уважение к героическому прошлому нашего народа, к подвигу защитников Отечества.

Оборудование: экспозиции музея «Ветераны Великой Отечественной войны» (биографические сведения и военный путь земляков); «Памятники солдатам Великой Отечественной войны»; «Герой Советского Союза – Попов Анатолий Архипович»; переводы писем Абашева Габдульхата Зиганшевича.
Экскурсовод:

Я зарастаю памятью, как лесом зарастает пустошь.

И птицы - память по утрам поют,

И ветер-память по ночам гудит,

Деревья - память по утрам лепечут.

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит…

Шумит, не умолкая, память-дождь,

И память снег летит, и пасть не может.

Д. Самойлов

Экскурсовод:

Прошло уже 66 лет со дня Великой Победы Советского Союза над фашистской Германией, но людская память до сих пор хранит имена героев,

(Приложение 1. Герой Советского Союза Попов Анатолий Архипович).
Экскурсовод:

Я читаю письмо,

Что уже пожелтело годами.

На конверте в углу

Номер почты стоит полевой.

Его в сорок втором

Мой отец написал моей маме

Перед тем, как уйти

В свой последний решительный бой.

А. Дементьев

(Приложение 2. Прочитать перевод писем Абашева Габдульхата Зиганшевича)
Экскурсовод:

Как это спать на ходу? Как это можно так устать, чтобы заснуть, примерзнуть к стеклу окна? И не почувствовать холода. И как это можно привыкнуть к грохоту и вою снарядов? И годами не иметь крыши над головой?! И хоронить после каждого боя друзей? И самое главное – знать, что сейчас ты поделишься с другом мирными воспоминаниями. А через несколько минут друга не будет в живых? Так было на фронте все 1418 дней войны! (Приложение 3. Воспоминания о ветеранах войны – земляках).
Экскурсовод:

Стою у Вечного огня с поникшей головой…

Здесь похоронен Он, а я целехонький, живой.

Мы вместе шли в военкомат. Оттуда на войну.

Нас принимал один комбат и роту дал одну.

То было, помню, в декабре, в летучий снегопад:

Мы наступали на Угре четвертый день подряд.

Москва глядела, словно мать, с надеждою на нас,

И легче было наступать в этот кромешный час.

Но ту ударил пулемет- завеса из огня-,

Не я, Он бросился вперед, загородив меня,

Рывком, меня, опередив всего на полплеча,

Рванул и я что было сил, а пулемет стучал…

Вот так случилось в том бою.… Даю себе отчет.

Выходит, пулю не свою он принял на свой счет.

Коль так назначено судьбой – ты жив, а друга нет,

Теперь держи перед собой и за него ответ.

И верность памяти храня, годами убелен,

Клянись у Вечного огня жить так, как жил бы он.

(Приложение 4. Памятники солдатам)
Подведение итогов.

(Приложение 5. Учащиеся пишут эссе «Война – это…»)
2) Урок – экскурсия «От Кремля до Берлина».

Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств, закрепление знаний учащихся по истории Великой Отечественной войны.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Беседа с учащимися.




  • ГКО. Кто его возглавлял?

  • Начало войны. Кто выступил по радио с сообщением о начале войны?

  • Битва за Москву.

  • Блокада Ленинграда. Сколько дней? «Дорога жизни».

  • Сталинградская битва.

  • Курская дуга.

  • Битва за Берлин. Знамя Победы.

3.Познавательная викторина «Великая Отечественная война».
Вопросы для участников

  1. Сколько дней и ночей длилась Великая Отечественная война? (1418 военных дней и
    ночей.)

  2. Что было написано на основных плакатах, призывающих отстоять свою Родину?
    (Родина-мать зовет! Смерть фашистским оккупантам!Наше дело правое! Враг будет
    разбит!Победа будет за нами! Беспощадно разгромим и уничтожим врага!)

  3. Назовите фамилии летчиков, совершивших тараны. (Г.А. Храпай, А.Н. Авдеев, Н.Ф.
    Гастелло.)


  4. Сколько дней длилась блокада города Ленинграда? (900 дней.)

  5. Какую трассу называли Дорогой жизни? (В первую и вторую блокадные зимы по льду
    Ладожского озера была проложена трасса, названная Дорогой жизни, потому что она
    позволила облегчить положение осажденных.)


  6. Когда началась битва за Москву? (30 сентября 2 октября 1941 года.)

  7. Основные даты сражения за Сталинград. (19 ноября 1942 года части Красной Армии
    перешли в контрнаступление между Волгой и Доном, через несколько дней замкнули
    кольцо вокруг немецких войск, осаждавших Сталинград. 2 февраля 1943 года грандиозное
    сражение под Сталинградом завершилось.)


  8. Когда началась битва за Берлин? (16 апреля 1945 года.)

  9. Когда над куполом поверженного рейхстага взвилось Красное знамя Победы? (1 мая
    1945 г. Его водрузили сержанты М.А. Егоров и М.В. Кантария.)


10. Назовите дату капитуляции Германии. (2 мая 1945 года.)

4. Итоги. Награждение победителей.
Список методической литературы


  1. Агапова И. А. «Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия», М.: Вако.

  2. Великорадная В. А., Жиренко О. Е., Кумицкая Т.М., «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию», М.: Вако.

  3. Гребенкина Л. К. «Сценарии классных часов», М.:Центр «Педагогический поиск»

  4. Дорожкина Н.И. «Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций», М: Вако.

  5. Владимирова Р.А. «Примерные планы-конспекты уроков по истории Удмуртии», Ижевск, ИУУ.

  6. Пашкович И. А. «Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий», Волгоград: Учитель.

  7. Савченко Е. В.,Жиренко О. Е. «Классные часы», М.: Вако.


Приложение 2.

Абашев Габдульхат Зиганшевич родился в 1915 году в деревне Малый Вениж в крестьянской семье.

Кроме него в семье было четыре дочери: старшая Лямига и младшие: Фатима, Адия, Рабига.

Габдульхак был призван в Советскую Армию 2 июня 1941 года.

Красногвардейская газета « За Отчизну» рассказала о нем: «Вместе с сержантом он преодолел противотанковый ров, побежал к машине. Там они заметили немецких артиллеристов, заряжавших орудие. Габдульхак находился почти рядом с фашистами и забросал их гранатами из укрытия, а потом с криком «ура» под прикрытием пулеметного огня бросился на противника. Пять гитлеровцев, подняли руки, но двое сопротивлялись. Их убил Абашев.»

Его смелость и мужество было отмечено двумя медалями: «За отвагу» и орденом Красного Знамени. Награда пришла на его родину в 1989 году. Габдульхак погиб в звании младшего сержанта 3 декабря 1943 года. Похоронен в деревне Красная Слобода Могилевской области.
Приложение 2.

Письма с фронта от Абашева Габдульхата Зиганшевича

«24 апреля 1942 года.

С любовью спешу к вам мама, папа, дядя, дорогие сестры, родственники, соседи. Сообщаю вам, что я жив, здоров. Мы направляемся в сторону Москвы. 28 апреля 1942 года подошли к Туле. Это письмо пишу 29 апреля. Где будем завтра, никто не знает.

Получили ли вы мою фотографию? Среди моих товарищей нет никого с наших краев. Я очень скучаю. Когда получил ваше последнее письмо, очень обрадовался. Папа, мама, дядя за меня не переживайте* Я все думаю о вас, не голодаете ли вы, переживаю за Лямигу и ее детей. Я до сих пор не голодал. Каждый день нам выдают 400 грамм сухарей, 3 раза едим, горячий суп. Пока у меня нет адреса. Напишу в следующем письме. Напишите, не вернулся ли кто-нибудь с фронта? На этом прощаюсь».

«12 февраля 1943 года.

В начале своего письма шлю привет матери, отцу, дяде, сестрам, соседям. Я жив, здоров. Получил письмо от Салихи, из которого узнал, что у вас дома все хорошо. Сегодня, вот уже в четвертый раз, я отправляю вам 160 рублей денег. Как получите, напишите. На октябрьские праздники мне прислали подарок из Москвы: одеколон, носки, бумагу, карандаш, носовик, сигареты и много другого. Все перечислять yжe не буду. Вам отправят газету, где будет мое фото с заметкой. Если получите газету, не бросайте, сохраните. Не знаю, что напишут, но меня просили рассказать, кем я работал в деревне. Я ответил, что 3 года работал бригадиром. Спрашивали о вас мама и папа. На этом со всеми прощаюсь. Бог даст, свидимся».

«25 августа 1943 года.

В первых строках своего письма шлю огромный привет матери, отцу, дяде, сестрам Рабиге, Фатиме, Лямиге и Адие. С большой любовью шлю привет всем детям Лямиги. Не знаю, доходят ли до вас мои письма? Я много не пишу. Только хочу сообщить, что жив и здоров. А что ждет меня впереди, не могу знать. За этот месяц вот voice второй раз выдается время для отдыха. О чем еще писать не знаю. На этом со всеми прощаюсь».
Приложение 5. Эссе «Война – это...»
1. Война забрала жизни людей, принесла много горя, но люди, несмотря ни на что, смогли пережить эти годы.

Великая Отечественная война – это зло.

Сколько погибло людей, сколько было раненых, сколько людей голодало. Эта война изменила жизнь.

Но русские солдаты, сжав все силы в кулак, смогли победить фашистскую армию.


2. Для меня Великая Отечественная война – страшный, жестокий бой в истории России. Когда мне рассказывают про войну, мое сердце замирает, становится жутко. Я с уважением отношусь к ветеранам войны. Мой дедушка тоже прошел эту жестокую войну от начала до конца. Сейчас я очень жалею, что ничего не могу спросить у него.


3. Война – это боль и горе, она унесла наших родственников. Было много погибших и пропавших без вести. Нельзя забывать тех, кто прошел ожесточенные бои, пусть они останутся в нашей памяти.

4. Война – это зло. Зачем нужна была война? Я не понимаю... Сколько погибло людей и умерло от тяжелых ранений. Мне жалко людей, которые были на этой войне. Может быть, у меня были близкие на войне, но я не знаю, к сожалению.


5. Война – это зло, потому что на войне погибло много смелых людей. Они не боялись умирать, благодаря им мы живем на этой земле. Если бы они не выиграли войну, то нас бы может быть не было бы.

Приложение 6. Информация о работе школьной музейной комнаты на 2010-2011 учебный год


Название комнаты

Программа

деятельности

Цель

программы

Экспозиционная

деятельность

Фондовая

деятельность

Научно-просветительская

работа


Комната

боевой и трудовой

славы


Гражданско-

патриотическая,

краеведческая


Воспитание

учащихся гражданами

своей Родины-России,

людей знающих

и уважающих

свои корни,

культуру, традиции,

обычаи своего родного

края





Постоянные стенды:
1) Погибшие и пропавшие без вести (список погибших и пропавших без вести в годы войны)
2) Ветераны Великой Отечественной войны (биографические сведения и военный путь земляков)
3) Ветераны труда (биографические сведения женщин – строителей железной дороги Балезино-Ижевск)
4) Ордена Великой Отечественной войны (рассказ-описание боевых наград)


Сохранность музейных предметов обеспечена.

Научно-вспомогательный фонд включает в себя альбомы, оформленные руководителем музейной комнаты и активом музея:
- Юкаменскому району – 80 лет;
- Алексей Гурьянович Кокорин;
- Дети войны;
- У войны не женское лицо;
- Васильева Н. М.- учитель начальных классов;

-Орденоносец–

Ельцова Ф. Х.


1) Участие в республиканском конкурсе «Овеянные славою герб наш и флаг» в номинации «Эссе» (Зянтереков Максим 28 баллов)
2) Массовые традиционные мероприятия: уроки гражданственности и патриотизма, урок России, уроки экскурсии, урок парламентаризма, Международный день родного языка.
3) Участие в районной историко-краеведческой олимпиаде



Приложение 7.

МКОУ Маловенижская ООШ

Музейная комната боевой и трудовой славы

Руководитель: Зянтерекова И. А.
1. Экспозиционная деятельность
Результатом поисковой, исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. В нашей музейной комнате уже собраны материалы для постоянных разделов (см. Информация о работе музейной комнаты). В этом учебном году были оформлены новые разделы: «Мой край родной» (ко Дню государственности Удмуртии); «Ижевску – 250 лет»; «Труженики наших деревень» (ребята и родители с большим интересом включились в поиск информации о людях, которые добились успехов на полях, фермах нашего ООО «Звезда»).

Выставки в основном организуются в музее, в классах. Затем материал используется для проведения экскурсий, уроков истории и краеведения, школьных мероприятий.
2. Научно-просветительская работа.
Особо хотелось бы отметить работу учащихся по оформлению фотовыставки «Сыны великой Отчизны». Сбор информации был организован сразу после зимних каникул. Ребята вели поиск фотоматериалов, посвященных защитникам городов – героев, перечитывали рассказы. В итоге получилась замечательная фотовыставка, где мы смогли увидеть интересные сюжеты. Приняв участие в этой работе, родители преподнесли детям уроки мужества и вселили в них частичку гордости за нашу страну. Также актив музея достойно провел урок – экскурсию для 9 класса Засековской школы «Все для фронта, все для победы». Ребята рассказали о героях Советского Союза – наших земляках; читали переводы писем Зиганшевича; вспомнили и о ветеранах войны нашего колхоза; показали фотографии памятников солдатам, находящихся на территории нашего района. В конце встречи каждый из учащихся написал небольшое эссе « Война – это…». Впервые приняли участие в республиканском конкурсе «Овеянные славою герб наш и флаг» (в номинации «Эссе» набрали 28 баллов). Ко Дню Победы прошел урок – практикум «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен», посвященный Могиле Неизвестного Солдата в Москве.

Приложение 8.

Отчет о проведенной работе по направлению «Краеведение» по Маловенижской ООШ за 2010-2011 учебный год.
В этом учебном году работа по краеведению проводилась совместно с Абашевой Н. А., которая преподавала «Культуру родного края» в 5-9 классах.

Я остановлюсь на более ярких мероприятиях.

- Песяатаелэн капкаез -

Цель:- духовно-нравственное воспитание учащихся, развитие интереса к своей семье, к своим предкам.

Подготовительная работа.

Ученики получили задание: на досуге вместе с родителями полистать семейный альбом и внимательно рассмотреть фотографии. Пройти по деревне и сфотографировать ворота старинных домов, а затем полученную информацию от хозяев этого дома, записать в тетрадь и на основе этого подготовить интересный рассказ.

Также был предложен план для рассказа:

1. Фамилия, имя, отчество человека – строителя дома.

2. Год и место рождения.

3. Кто были его родители?

4. Где он жил, учился, работал?

5. Сколько человек было в его семье, их имена и род занятий?

6. Как сложилась его жизнь, какие испытания выпали на его долю?

7. Какие значительные события произошли в его жизни?

8. Чем он славился?

9. Что из его вещей хранится в доме?

10. Рассказать об одном из эпизодов его жизни.

Ребята и родители с интересом включились в эту работу, в каждом классе провели классные часы в форме полилога.

Также хотелось бы отметить «Международный день родного языка», который традиционно проводится в нашей школе, в феврале. В этом мероприятии под названием «Удмуртские посиделки» приняли участие учащиеся 1-9 классов. Вместе с родителями они подготовили костюмы, разучивали песни и стихи. Все участники и гости с удовольствием отгадывали удмуртские загадки, играли в народные игры. Удачным оказалось включение танца с флагами, в ходе которого прозвучало описание флага и герба Удмуртской Республики. В этом учебном году также оформлены стенды:

- Мой край родной;

- Ижевску – 250 лет;

- Труженики наших деревень.

Хорошие отзывы гостей и родителей получила концертная программа

«Наш край родной», подготовленная Абашевой Н. А., Зянтерековой И. А. и учащимися 1- 9 классов.
Во всех классах прошли информационные классные часы ко «Дню государственности Удмуртии»; фотовыставка «Сыны великой Отчизны»; приняли участие в районной олимпиаде по истории (куда включены вопросы по краеведению).

Похожие:

Методические рекомендации по работе школьной музейной комнаты Программа работы школьной музейной комнаты iconМетодические рекомендации к остальным месяцам года вы найдёте на нашем сайте
Уважаемые посетители сайта, предлагаем вашему вниманию методические рекомендации
Методические рекомендации по работе школьной музейной комнаты Программа работы школьной музейной комнаты iconПлан работы школьной библиотеки на 2012- 2013 учебный год I вводная часть
Культурная – принимать участие в организации мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному...
Методические рекомендации по работе школьной музейной комнаты Программа работы школьной музейной комнаты iconПрограмма школьной научно-практической конференции 27. 04. 2009 Начало конференции-14. 00
«Исследование информационных моделей с использованием системы программирования Visual Basic»
Методические рекомендации по работе школьной музейной комнаты Программа работы школьной музейной комнаты iconУтвержден
По традиции мы проводим Публичные слушания, чтобы обсудить результаты учебно-воспитательной работы за 2011-2012 учебный год, определить...
Методические рекомендации по работе школьной музейной комнаты Программа работы школьной музейной комнаты iconМетодические рекомендации учителям оо «Искусство»
О. Н. Пикалова – заведующая кафедрой воспитательной работы и дополнительного образования, скипкро, к п н
Методические рекомендации по работе школьной музейной комнаты Программа работы школьной музейной комнаты iconНаименований школьной медиатеки
«Лучшие международные и Российские образовательные ресурсы и методика их использования под ос linux»
Методические рекомендации по работе школьной музейной комнаты Программа работы школьной музейной комнаты iconНаучный
В рамках школьной Малой академии наук и искусств прошли Интеллектуальные чтения – 2010
Методические рекомендации по работе школьной музейной комнаты Программа работы школьной музейной комнаты iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплинам историко-теоретического цикла для исполнительских отделений музыкальных училищ. Как работать над одноголосным диктантом
Главное это запомнить музыкальное построение в целом, по принципу "от общего к частному"
Методические рекомендации по работе школьной музейной комнаты Программа работы школьной музейной комнаты iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения
«Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в городе Твери
Методические рекомендации по работе школьной музейной комнаты Программа работы школьной музейной комнаты iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям и выполнению самостоятельной работы студентов специальности 050401 «История»
Предлагаемая программа разработана в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница