Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе




Скачать 494.11 Kb.
НазваниеМуниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе
страница1/3
и название произведения
Дата конвертации09.01.2013
Размер494.11 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
1 часть: задания и ответы муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе

2011-2012 учебный год

7 класс

Максимальный балл – 50

1. Укажите автора и название произведения. (5 баллов)
1. Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый; ______________________________

Засох и увял он от холода, зноя и горя ______________________________

И вот, наконец, докатился до Черного моря. __________________________________
2. Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет, _______________________________

А ствол – гигант, тяжелый, величавый. _______________________________
3. Вот красавица одна;

К зеркалу садится;

С тайной робостью она

В зеркало глядится;

Тёмно в зеркале; кругом

Мертвое молчанье, _____________________________________

Свечка трепетным огнем _____________________________________

Чуть лиет сиянье… _____________________________________
4. Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык ____________________________________

И с волей небесною дружен. ____________________________________

5. Несчастная кошка порезала лапу -

Сидит, и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу __________________________________

Воздушные шарики надо купить! __________________________________

2. Укажите автора и название произведений, из которых взяты эти отрывки. (5 баллов)

1. Сильный и здоровый ребенок рос не по дням, а по часам. Никто не мог сравнится с ним в беге, стрельбе из лука, борьбе, метании копья, верховой езде… Правда, науки и музыка давались нелегко. Стоило взять в руки музыкальный инструмент – кифару, как струны лопались от одних только прикосновений пальцев мальчика. И однажды учитель музыки так рассердился на бестолкового ученика, что ударил его.

__________________________________________________________________________

2. Мальчик был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

"Мужичок в мешочке", - улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.

"Мужичок в мешочке", как и его сестра, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх.______________________________________

3. Здесь, освещенные ярким светом висящих ламп, возвышались целые горы красных крепких яблоков и апельсинов; стояли правильные пирамиды мандаринов, нежно золотившихся сквозь окутывающую их папиросную бумагу; протянулись на блюдах, уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные копченые и маринованные рыбы; ниже, окруженные гирляндами колбас, красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала... Бесчисленное множество баночек и коробочек с солеными, вареными и копчеными закусками довершало эту эффектную картину, глядя на которую оба мальчика на минуту забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью, - поручении, окончившемся так неожиданно и так плачевно.

__________________________________________________________________________
4. Темный еловый лес стоял, нахмурившись, по обоим берегам скованной льдом реки. Недавно пронесшийся ветер сорвал с деревьев белый покров инея, и они, черные, зловещие, клонились друг к другу в надвигающихся сумерках. Глубокое безмолвие царило вокруг. Весь этот край, лишенный признаков жизни с ее движением, был так пустынен и холоден, что дух, витающий над ним, нельзя было назвать даже духом скорби.

__________________________________________________________________________

5. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле: днем мухи и оводы не дали бы им покоя. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с веселым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут.

__________________________________________________________________________
3. Назовите имя литературного героя, которому принадлежат данные предметы. Укажите автора и произведение. (5 баллов)
1. Рубашка, на которую пошло 900 локтей лучшего французского полотна и еще 200 на квадратные лоскуточки, которые подшили под мышками. Для куртки взяли 813 локтей белого атласа, для штанов 1105 локтей белой шерстяной материи. Штанины были сшиты в форме колонн с полосами и зубцами сзади.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле. Тут же находился и лазарет для больных собак под присмотром штаб-лекаря, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Капризная Роза, нарисованный барашек, ошейник без ремешка.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Двенадцать шариков, сломанная губная гармоника, осколок синего бутылочного стекла, пустая катушка, ключ, который ничего не отпирал, кусок мела, хрустальная пробка от графина, оловянный солдатик, пара головастиков, шесть хлопушек, одноглазый котенок, медная дверная ручка, собачий ошейник без собаки, черенок от ножа, четыре куска апельсинной корки и старая оконная рама.

5. Стрелы, пропитанные кровью страшной девятиголовой змеи.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите размер в предложенных текстах. (5 баллов)

1. Душно! без счастья и воли
Ночь бесконечно длинна.
Буря бы грянула, что ли?
Чаша с краями полна!

(Н. Некрасов)

2. Вечер мглистый и ненастный...
Чу, не жаворонка ль глас?..
Ты ли, утра гость прекрасный,
В этот поздний, мертвый час?

(Ф. Тютчев)

3. По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется
Несется на всех парусах. 
(М. Лермонтов)

4. Свирепеет мороз ненавистный.
Нет, на улице трудно дышать.
Муза! нынче спектакль бенефисный,
Нам в театре пора побывать.
(Н. Некрасов)

5. Когда в полночной тишине
Мелькнет крылом и крикнет филин,
Ты вдруг прислонишься к стене,
Волненьем сумрачным осилен.
(Н. Гумилёв)

5. Определите жанр произведения. (5 баллов)

  1. «Премудрый пискарь» М.Е. Салтыкова-Щедрина;

_________________________________________________________________________


  1. «Утонувшему игроку»

Кто яму для других копать трудился,

Тот сам в нее упал — гласит писанье так.

Ты это оправдал, бостонный мой чудак,

Топил людей — и утопился.

(М.Ю. Лермонтов)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. «Полтава» А. С. Пушкина;

________________________________________________________________________


  1. «Смерть Ивана Ильича» Л.Н. Толстого;

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. «Тартюф, или Обманщик» Мольера.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Определите, какие средства выразительности использованы писателями? (5 баллов)

  1. За темной прядью перелесиц,

В неколебимой синеве,

Ягненочек кудрявый - месяц

Гуляет в голубой траве.
В затихшем озере с осокой

Бодаются его рога, -

И кажется с тропы далекой -

Вода качает берега.

(С. Есенин)


  1. Лед крепкий под окном, но солнце пригревает, с крыш свесились сосульки — началась капель. «Я! я! я!» — звенит каждая капля, умирая; жизнь ее — доля секунды. «Я!» — боль о бессилии.

(М.М. Пришвин).

  1. Полмиру затмевает свет

Несметный вихрь песчинок.

Пусть тучи пыли до небес,

Ты высишься над прахом.

(Б. Л. Пастернак)


  1. Хватай-ка за гриву —

Брать Стамбул-Царьград!

Девичий-свой-львиный

Покажи захват!

(М. Цветаева)

  1. Имеет вид отменно важный,

Где стол стоит и трехэтажный

В железных латах самовар

Шумит домашним генералом?

(Н. А. Заболоцкий)


7. Перед вами стихотворение поэта начала ХХ века Валерия Брюсова, написанное в форме акростиха. Прочитайте его и ответьте на предложенные вопросы. (20 баллов)

Сонет-акростих с кодою
И ты стремишься ввысь, где солнце — вечно,

Где неизменен гордый сон снегов,

Откуда в дол спадают бесконечно

Ручьи алмазов, струи жемчугов.

Юдоль земная пройдена. Беспечно

Свершай свой путь меж молний и громов!

Ездок отважный! слушай вихрей рев,

Внимай с улыбкой гневам бури встречной!

Еще грозят зазубрины высот,

Расщелины, где тучи спят, но вот

Яснеет глубь в уступах синих бора.

Назад не обращай тревожно взора

И с жадной жаждой новой высоты

Неутомимо правь конем, — и скоро

У ног своих весь мир увидишь ты!


  • Кому посвящено стихотворение? Как вы это определили?

  • Что такое акростих? Какова его роль в художественной системе произведения?

  • Что вы знаете об авторе произведения и адресате?

  • О каких чертах адресата говорится в стихотворении?

  • С помощью каких изобразительно-выразительных средств создан образ известного поэта?


Литература Ответы (7 КЛАСС)
1. Укажите автора и название произведения. (5 баллов: указание только автора – 0,5 балла; только произведения – 0,5 балла).

1. М. Ю. Лермонтов «Листок»;

2. И. А. Бунин «Детство»;

3. В. А. Жуковский «Светлана»;

4. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»;

5. Д. Хармс «Удивительная кошка».
2. Укажите автора и название произведений, из которых взяты эти отрывки. (5 баллов: указание только автора – 0,5 балла; только произведения – 0,5 балла)

1. «Жизнь и подвиги Геракла»;

2. М. М. Пришвин «Кладовая солнца»;

3. А. И. Куприн «Чудесный доктор»;

4. Дж. Лондон «Белый клык»;

5. И. С. Тургенев «Бежин луг».
3. Назовите имя литературного героя, которому принадлежат данные предметы. Укажите автора и произведение. (5 баллов: каждый вопрос оценивается в 1 балл. Если не указан хотя бы один параметр (герой/автор/произведение) баллы за вопрос не начисляются)

1. Великан Гаргантюа, Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»;

2. Кирила Петрович Троекуров, А. С. Пушкин «Дубровский»;

3. Маленький принц, А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;

4. Том Сойер; Марк Твен «Приключения Тома Сойера»;

5. Геракл, «Жизнь и подвиги Геракла», второй подвиг.
4. Определите размер в предложенных текстах. (5 баллов: определение размера и количества стоп в каждом из указанных отрывков оценивается в 1 балл)
1. Дактиль, 3 Д

2. Хорей, 4Х

3. Амфибразий, 3Амф

4. Анапест, 3 Ан

5. Ямб, 4 Я
5. Определите жанр произведения. (5 баллов: каждое задание оценивается в 1 балл)

1. Сказка.

2. Эпитафия.

3. Поэма.

4. Повесть.

5. Комедия.
6. Определите, какие средства выразительности использованы писателями? (5 баллов: каждое задание оценивается в 1 балл.)
1. Метафора.

2. Олицетворение.

3. Гипербола.

4. Эпитет.

5. Сравнение.
7. Перед вами стихотворение поэта начала ХХ века Валерия Брюсова, написанное в форме акростиха. Прочитайте его и ответьте на предложенные вопросы. (20 баллов).

  1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе - 8.

  2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями – 3.

  3. Обоснованность привлечения текста произведения – 3.

  4. Последовательность и логичность изложения – 3.

  5. Следование нормам речи – 3.


Максимальная итоговая сумма баллов за работу – 50 баллов.

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

по литературе

2011-2012 учебный год

8 класс

Максимальный балл – 50
1. Укажите автора и название стихотворения. (5 баллов)

1. Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

2. Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

3. И гости ждут, чтоб битва началася.
Вдруг женская с балкона сорвалася
Перчатка... все глядят за ней...
Она упала меж зверей.
Тогда на рыцаря Делоржа с лицемерной
И колкою улыбкою глядит
Его красавица и говорит:
«Когда меня, мой рыцарь верный,
Ты любишь так, как говоришь,
Ты мне перчатку возвратишь».

4. Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..

5. Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин.

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

2. Укажите автора и название произведений, из которых взяты эти отрывки. (5 баллов)

1. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый ХV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле мирный славянский дух и завелось казачество — широкая, разгульная замашка русской природы…
2. Ловят карасей, по преимуществу, сетью или неводом; но, чтобы ловля была удачна, необходимо иметь сноровку. Опытные рыбаки выбирают для этого время сейчас вслед за дождем, когда вода бывает мутна, и затем, заводя невод, начинают хлопать по воде канатом, палками и вообще производить шум. Заслышав шум и думая, что он возвещает торжество вольных идей, карась снимается со дна и начинает справляться, нельзя ли и ему как-нибудь пристроиться к торжеству. Тут-то он и попадает во множестве в мотню, чтобы потом сделаться жертвою человеческого чревоугодия. Ибо, повторяю, караси представляют такое лакомое блюдо (особливо изжаренные в сметане), что предводители дворянства охотно потчуют ими даже губернаторов.

Что касается до ершей, то это рыба уже тронутая скептицизмом и притом колючая. Будучи сварена в ухе, она дает бесподобный бульон.

Каким образом случилось, что карась с ершом сошлись, — не знаю; знаю только, что однажды, сошедшись, сейчас же заспорили. Поспорили раз, поспорили другой, а потом и во вкус вошли, свидания друг другу стали назначать.
3. Туляки, люди умные и сведущие в металлическом деле, известны также как первые знатоки в религии. Их славою в этом отношении полна и родная земля, и даже святой Афон: они не только мастера петь с вавилонами, но они знают, как пишется картина "вечерний звон", а если кто из них посвятит себя большему служению и пойдет в монашество, то таковые слывут лучшими монастырскими экономами, и из них выходят самые способные сборщики. На святом Афоне знают, что туляки — народ самый выгодный, и если бы не они, то темные уголки России, наверно, не видали бы очень многих святостей отдаленного Востока, а Афон лишился бы многих полезных приношений от русских щедрот и благочестия. Теперь "афонские туляки" обвозят святости по всей нашей родине и мастерски собирают сборы даже там, где взять нечего. Туляк полон церковного благочестия и великий практик этого дела, а потому и те три мастера, которые взялись поддержать Платова и с ним всю Россию, не делали ошибки, направясь не к Москве, а на юг.
4. Один из княжеских отроков забрел в село, называемое Ласково. Пришел он к воротам одного дома и никого не увидел. И зашел в дом, но никто не вышел ему навстречу. Тогда вошел он в горницу и увидел удивительное зрелище: за ткацким станком сидела в одиночестве девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц.

И сказала девушка: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!». Юноша же, не поняв этих слов, спросил девушку: «Где хозяин этого дома?». На это она ответила: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть».

Юноша же не понимал слов девушки, дивился, видя и слыша подобные чудеса, и спросил у девушки: «Вошел я к тебе и увидел, что ты ткешь, а перед тобой заяц скачет, и услыхал я из уст твоих какие-то странные речи и не могу уразуметь, что ты говоришь. Сперва ты сказала: плохо, когда дом без ушей, а горница без очей. Про отца же и мать сказала, что они пошли взаймы плакать, про брата же сказала — «сквозь ноги смерти в глаза смотрит». И ни единого слова твоего я не понял!».

5. Вот он носится, как демон, — гордый, черный демон бури, — и смеется, и рыдает... Он над тучами смеется, он от радости рыдает!

В гневе грома, — чуткий демон, — он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, — нет, не скроют!

Ветер воет... Гром грохочет...

Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.

— Буря! Скоро грянет буря!
  1   2   3

Похожие:

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе iconВсероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап)

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе iconВсероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап)

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе iconВсероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап)
Определите соответствие стратегических операций советских войск и их кодовые названия
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе iconЛитература Юдичев
Результаты школьного тура Всероссийской олимпиады школьников в 2009-2010 учебном году
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе iconЗадания Всероссийской олимпиады школьников по истории
В этом номере мы публикуем задания, которые предлагались старшеклассникам в двух письменных турах (в первом туре девятиклассники...
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе iconНа школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории!
...
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе iconЗадания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2010-2011 учебного года по обществознанию
Как следует назвать учение, согласно которому жизнь человека полностью предопределена, в ней нет места для свободы воли?
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе icon4. Олимпиада проводится по учебным предметам «Русский язык», «Литература»
Настоящий Порядок определяет организационное, методическое и финансовое обеспечение организации и проведения олимпиады школьников...
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе iconОтдел образования Муниципального образования Клепиковский муниципальный район
Материалы и исследования по рязанскому краеведению. Клепиковский сборник / Отв ред., сост. Б. В. Горбунов / Ряз обл ин-т развития...
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе iconПрограмма Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России «Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании»
Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница