Директора по воспитательной работе




Скачать 166.84 Kb.
НазваниеДиректора по воспитательной работе
Дата конвертации09.01.2013
Размер166.84 Kb.
ТипДокументы
МОУ ЗАХАРОВСКАЯ СОШ

Путешествие в Третьяковскую галерею

(Заочная экскурсия)

Мероприятие проведено

С.Н.Калабуховой, заместителем

директора по воспитательной

работе

х.Захаров

2009г.

Цели мероприятия:

  1. Познакомить учащихся с информацией об основателе музея, с работой музея, с коллекцией произведений, хранящихся в Третьяковской галерее.

  2. Способствовать развитию у учащихся эстетического вкуса, организаторских, творческих способностей, умения выступать перед аудиторией, рассказывать о картине.

  3. Воспитывать культуру поведения.

Участники: учащиеся 4-8 классов

Оформление: репродукции картин из Третьяковской галереи (набор открыток), альбом «Живопись второй половины 19 века. Шедевры Государственной галереи», презентация «Путешествие в Третьяковскую галерею».

Оборудование: ноутбук, мультимедиа-проектор, экран, диск CD-ROM «Государственная Третьяковская Галерея», театральные реквизиты, диск CD-R с записями классической музыки, акварельные краски, гуашь, кисточки, уголь, карандаши, бумага, календарики.

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя о целях мероприятия, о его особенностях (заочная экскурсия). Представление юных экскурсоводов.

  2. Знакомство с историей музея, с биографией П. М. Третьякова (рассказ учителя, сопровождаемый показом отдельных слайдов презентации).

       В 1856 году 24-летний купец Павел Третьяков приобретает несколько картин современных русских художников. В 1860 году, впервые отправившись за границу по делам своего Торгового дома и для самообразования, Павел Михайлович Третьяков составил завещательное письмо. В нем были  примечательные  строки: "Капитал  же сто пятьдесят  тысяч р. серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи [...]". Подчиняясь именно этому желанию, он продолжал свою собирательскую деятельность.       Павел Михайлович приобретал работы не только современников. Чутье коллекционера безошибочно подсказывало ему, что в галерее должна быть представлена во всей полноте картина русской живописи. Во время первого путешествия по Италии он знакомится с архитектором А.С. Каминским, который позднее стал мужем сестры Павла Михайловича – Софьи. Зная о произведениях К.П. Брюллова, находящихся в Италии, Третьяков просит приобрести их. Собиратель и позднее стремился приобретать полотна "великого Карла". 

     Со многими художниками Третьякова связывала искренняя дружба. При необходимости он поддерживал их материально. Подчас покупка произведения определяла дальнейшую творческую судьбу мастера. Реалистическое направление живописи второй половины XIX века поднимало "больные вопросы" общества, которые волновали и Третьякова. Не случайны его приобретения: "Неравный брак" (1862) В.В. Пукирева, "Воспитанница" (1867) Н.В. Неврева, "Искушение" Н.Г Шильдера, "Княжна Тараканова" К.Д. Флавицкого, в которых художники раскрывали актуальную тему – бесправие женщины. Третьяков писал в своем завещании 1860 года: "… капитал /8186 р./ и что вновь приобретется  в торговле на мой капитал прошу употребить на выдачу в замужество бедных невест, но за добропорядочных людей".

В 1865 году Павел Михайлович женился. Его жена Вера Николаевна, урожденная Мамонтова, приходилась двоюродной сестрой хлебосольному  хозяину  подмосковного Абрамцева  Савве Ивановичу Мамонтову и двоюродной тетушкой Вере Мамонтовой, ставшей моделью для работы В.А. Серова "Девочка с персиками" (1887). Жизнь семьи складывалась счастливо, все дети дружили между собой. Старшие Вера и Саша были погодками, потом шли Люба и Миша, позднее, через четыре года после Миши, родилась Маша, а за ней последний – Ванечка, всеобщий любимец. Увы, Миша родился больным и не был дееспособным. Большое горе обрушилось на семью в 1887 году, когда за три дня от скарлатины, осложненной менингитом, умер восьмилетний Ваня.Семья любила свой дом в Толмачах. Там жил до женитьбы Павел Михайлович с матерью, сестрами, семьей брата Сергея. Туда молодой женой пришла Вера Николаевна, там выросли все их дети, оттуда девочки вышли замуж. Начиная с 1869 года с мая по сентябрь, жили на даче в Кунцеве, а потом стали выезжать в Куракино по Ярославской дороге.

 Родители предпочли дать детям домашнее образование. Если отец, неутомимый труженик, был примером трудолюбия, развивал вкус к хорошей живописи, то Вера Николаевна наградила дочерей своей музыкальной одаренностью. В зале стояли два концертных рояля фирмы "Бехштейн". Вера, Саша, Люба и Маша постоянно занимались музыкой, но особенно способной была Вера. Друг семьи Петр Ильич Чайковский рекомендовал Вере поступать в консерваторию, но отец, придерживавшийся строгих взглядов, не разрешил.

Воспитание детей проходило в общении с яркими людьми. В доме Третьяковых бывали И.С. Тургенев, композиторы Н.Г. Рубинштейн и П.И. Чайковский, художники И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, В.Г. Перов, И.Н. Крамской. С некоторыми из них семья была в родстве: брат П.И. Чайковского Анатолий был женат на племяннице Павла Михайловича; жена художника В.Д. Поленова, Н.В. Якунчикова, приходилась племянницей Вере Николаевне. Дети росли, ежедневно видя в кабинетах отца и матери картины О.А. Кипренского, В.А.Тропинина, А.Г. Варнека, П.А. Федотова. В столовой висели картины Сильв.Ф. Щедрина, Л.Ф. Лагорио, К.П. Брюллова.

 В октябре 1867 года Вера Николаевна приняла от Городской думы попечительство над Пятницкой городской начальной женской школой – сначала из двух классов на 50 человек;  вскоре число классов и учениц увеличилось. Из пятнадцати подобных школ Пятницкая стала лучшей. Павел Михайлович был одним из попечителей Арнольдовского училища для глухонемых. В ответ на разговоры о своем богатстве он писал В.В. Стасову в 1879 году: "Я не располагаю такими средствами, какие некоторым могут казаться. Я не концессионер, не подрядчик, имею на своем попечении школу глухонемых [...]". В течение нескольких десятилетий он проявлял действенное внимание к училищу. Там занимались мальчики и девочки, осваивая не только грамоту и науки, но и ремесла. Третьяковы, посещая эти учебные заведения, в воспитательных целях брали с собой дочерей, а всех учащихся знали по именам. Может создаться впечатление о жизни легкой, счастливой, беззаботной. Свободно ли дома распоряжались деньгами и были ли миллионершами выросшие дочери? В 1893 году Павел Михайлович пишет очень большое серьезное письмо дочери Александре, в котором  объясняет свое представление о родительском долге: "Нехорошая вещь деньги, вызывающая ненормальные отношения. Для родителей обязательно дать детям воспитание и образование и вовсе не обязательно обеспечение". В том же письме несколько выше он пишет: "Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня всю жизнь".

 Купец первой гильдии, имеющий льнопрядильную фабрику в Костроме и магазин на Ильинке в Москве, Третьяков самым усердным образом занимался собирательством, отдавая этому занятию много времени и сил. Павел Михайлович не пропускал ни одной значительной выставки, где мог увидеть интересные для собрания произведения. Подчас выставки демонстрировали уже купленные им картины, которые отбирались в мастерских художников до их открытия. Так произошло с некоторыми полотнами, украсившими дебют Товарищества передвижных художественных выставок в 1871 году. Он разделял веру членов ТПХВ в преобразующую роль искусства в жизни общества, а также стремление сделать его достоянием широкого круга зрителей. Соглашался с убеждением передвижников в гражданской миссии искусства, поддерживал их интерес к морально-этическим проблемам.На I-й выставке ТПХВ, где было всего 47 работ, половину занимали пейзажи. Третьякова пленила переданная художником А.К. Саврасовым в картине "Грачи прилетели" (1871) скромная прелесть русской природы. Замысел Павла Михайловича собрать галерею портретов людей, выдающихся в искусстве и науке, воплотился в заказах таких портретов многим художникам. В 1872 году к нему поступила целая серия написанных В.Г. Перовым портретов знаменитых писателей: А.Н. Островского (1871), Ф.М. Достоевского (1872), А.Н. Майкова (1872), М.П. Погодина (1872), В.И. Даля (1872), И.С. Тургенева. Позднее эти портреты демонстрировались на выставке ТПВХ в 1872–1873 годы.

 Примечательна история создания И.Н. Крамским  портрета Л.Н. Толстого (1873). Еще в 1869 году Павел Михайлович просил А.А. Фета походатайствовать, чтобы Толстой согласился позировать для портрета. Почти через полгода Фет известил Третьякова, что Толстой "положительно и определенно отказывается от этой мысли". Прошло четыре года. В августе 1873 года Крамской жил в пяти верстах от имения Л.Н. Толстого Ясная Поляна. По просьбе Третьякова он снова предпринял попытку встретиться с писателем и уговорить его позировать. На решительный отказ Толстого Крамской выдвинул веский аргумент: "[...] Я, разумеется, его /портрет/ не напишу и никто из моих современников, но лет через 30, 40, 50 он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно". Л.Н. Толстой согласился позировать при условии, что художником  будет написан и второй его портрет, который останется в семье. Крамской выполнил эту просьбу. Оба портрета вполне устроили заказчиков.        Через десять лет после женитьбы, в 1875 году, Павел Михайлович пожелал иметь портрет Веры Николаевны. Как всегда, предварительно велась длительная переписка с И.Н. Крамским. Художник задумал большой парадный портрет на фоне пейзажа; работа над ним затянулась на несколько лет.  Начатый в сентябре 1875 года на даче в Кунцеве под Москвой, "Портрет Веры Николаевны Третьяковой" писался в зимние месяцы и весной 1876 года. Крамской считал, что "неудача портрета" во многом связана с работой без натуры и решил писать другой портрет Веры Николаевны, что и было сделано в 1879 году ("Портрет  В.Н. Третьяковой").  В это же время Павел Михайлович, всегда категорически отказывавшийся позировать художникам, заболел. Болезнь была не опасная – то ли ревматизм, то ли подагра, но выходить из дома он не мог. Тогда-то и возникла мысль о создании его портрета (И.Н. Крамской. "Портрет П.М. Третьякова", 1876). Второй портрет Павла Михайловича написал И.Е. Репин ("Портрет П.М. Третьякова", 1883). Третьяков  "не хотел его и не заказывал. Репин делал его для себя. Павел Михайлович дал уговорить себя тем охотнее, что любил Илью Ефимовича, и с удовольствием приезжал позировать по воскресеньям. Было это в зиму 1881/82", – вспоминает Александра Павловна.

Для произведений, которых к 1872 году насчитывалась более полутора сотен, уже не хватало места в гостиной дома в Толмачах. Тогда-то и стал вопрос о постройке специального помещения – галереи. Проект ее был заказан мужу сестры Софьи – А.С. Каминскому. Галерея должна была примыкать к южной стене дома и располагаться в сторону соседней с их участком ограды церкви Святого Николая в Толмачах. Галерею решили сделать двухэтажной. Строительство велось весь 1873 год. Наконец, в марте 1874 года началась развеска картин. На первом этаже на перегородках были помещены работы старых мастеров, на стене против окон – пейзажи С.Ф. Щедрина, Ф.М. Матвеева, М.И. Лебедева, М.Н. Воробьева. На втором этаже, где располагался высокий просторный зал, поместили работы современников – В.Г. Перова, В.И. Якоби, В.В. Пукирева, "Княжна Тараканова" К.Д. Флавицкого и другие.

Самым крупным приобретением Третьякова (92000 рублей) была серия работ В.В. Верещагина. В 1872 году в мюнхенской мастерской художника Павел Михайлович увидел его Туркестанскую серию. Она произвела на собирателя огромное впечатление. Масштабность замысла, новизна сюжетов и мастерство живописца – все вызывало глубокий интерес Павла Михайловича       Павел Михайлович имел безошибочное "чутье" в выборе картин. Но не упускал случая посоветоваться с близкими ему по духу художниками о покупке того или иного произведения.

       В лице И.Н. Крамского Третьяков нашел человека, полностью понимающего проблемы собирателя. Тягостные и печальные события 1881 года – смерть Ф.М. Достоевского, Н.Г. Рубинштейна и М.П. Мусоргского – сменились для Третьякова радостью, когда на 9-й передвижной выставке появилась картина В.И. Сурикова "Утро стрелецкой казни" (1881). Мощный талант 33-летнего художника привлекал Третьякова. В том же году Павел Михайлович решил открыть галерею для свободного посещения: "национально-художественная" и "историческая" галерея стала "публичною".

 В 1882 году галерея снова расширилась, как и в первый раз за счет территории сада, окружавшего дом. Появились три новых зала наверху и столько же внизу – под углом к старой галерее параллельно Малому Толмачевскому переулку. В нижних этажах были размещены Туркестанская серия и этюды из путешествия по Индии В.В. Верещагина. Монументальному полотну В.И. Сурикова "Утро стрелецкой казни" и некоторым другим работам нашлось место в первом зале второго этажа новой пристройки. Там же оказались работы А.К. Саврасова и других художников 1860–1870-х годов. В следующем зале размещались произведения И.Н. Крамского, Ф.А. Васильева. Экспозиция этого зала, так же как и развеска произведений Верещагина в нижних залах оставались неизменными до конца жизни Третьякова.

 В 1880-е годы к собранию прибавились выдающиеся произведения, составляющие и сегодня славу коллекции: "Портрет М.И. Лопухиной" (1797) кисти В.Л. Боровиковского, "Портрет Н.В. Кукольника" (1836) работы К.П. Брюллова, картины И.Е. Репина "Крестный ход в Курской губернии" (1880–1883) и "Царь Иван Васильевич Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1885).

 Следующая пристройка была сделана в 1885 году. Она дала три зала в верхнем этаже и пять в нижнем. Это позволило несколько упорядочить существовавшую до тех пор экспозицию. В первый зал второго этажа новой пристройки были перенесены работы Н.А. Ярошенко, произведения Н.Н. Ге. Далее – зал  Сурикова: "Утро стрелецкой казни" (1881), "Меншиков в Березове" (1883), "Боярыня Морозова" (1887). За залом Сурикова – зал И.Е. Репина. На перегородках находились пейзажи и среди них – работы И.И. Левитана. На первом этаже нашлось место для этюдов и эскизов А.А. Иванова  (всего в коллекции было более 70 произведений Иванова).

       Требовалось недюжинное здоровье, чтобы ежегодно четыре раза ездить в Кострому на свою фабрику, не пропускать международные выставки в Европе, попадать вовремя на академические и передвижные выставки.  Для Третьякова вопрос, всегда ли удачными бывают его покупки, был болезненным. И.Е. Репин в письмах к собирателю подчас не одобрял его выбора. Можно только восхититься безошибочным "чутьем" Третьякова, который вопреки мнению Репина, приобрел с ученической выставки картину еще никому неизвестного 18-летнего И.И. Левитана "Осенний день. Сокольники" (1879). Непредвзятость, способность принять новые веяния в искусстве отличали его от современников, признающих только передвижников. Он сумел оценить 23-летнего В.А. Серова и его "Девушку, освещенную солнцем" (1888), хотя некоторые художники отзывались об этой картине чрезвычайно резко.

Подобное повторилось и при покупке работ М.В. Нестерова "Пустынник" (1888–1889) и "Видение отроку Варфоломею" (1889–1890). Для каждого молодого художника было огромной честью попасть в галерею. Нестеров рассказывал: "Мой отец давно объявил мне, что все мои медали и звания не убедят его в том, что я "готовый художник", пока моей картины не будет в галерее". Именно вопреки мнению некоторых "ценителей" появилась в галерее картина И.И. Левитана "После дождя. Плес" (1889).

Четвертая пристройка была осуществлена в 1892 году. В верхнем этаже прибавилось два больших и один маленький залы, а внизу три небольших. В новых залах экспонировались в основном произведения конца 1880-х годов и работы 1890-х по мере их поступления: картины С.А. и К.А. Коровиных, "Девушка, освещенная солнцем" (1888) В.А. Серова; здесь были сосредоточены наиболее значительные работы И.И. Левитана – "Владимирка" (1892, подарок автора), два монументальных пейзажа "У омута" (1892), "Над вечным покоем" (1894) и эскиз к этой картине (самое последнее приобретение Третьякова). Рост собрания Третьяковской галереи постоянно превосходил ее экспозиционные возможности. Поэтому работы Ф.А. Малявина "подвешивались" в зал И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского и А.И. Куинджи. При этом значительным достижением следует считать организацию монографических залов. Они были предоставлены картинам особенно любимых мастеров – И.Н. Крамского, В.Д. Поленова, В.В. Верещагина, И.Е. Репина.

  1. Знакомство с основными разделами современной коллекции музея и с шедеврами русской живописи.

Основные разделы современной коллекции музея учитель показывает, используя некоторые фрагменты видеофильма о Третьяковской галерее.

Заранее подготовленные учащиеся проводят заочную экскурсию по залам, в которых расположены шедевры русской живописи 18-19 веков. Репродукция каждой картины показывается на экране, звучат рассказы учащихся.


Во второй половине 1860-х Перов создает лучшие жанровые произведения, в которых все сильнее звучит критика социального общества. В картине «Тройка» художник обращается к теме детского труда. Это наиболее крупное по формату жанровое полотно Перова и одновременно наиболее эмоциональное. Лица детей обращены к зрителю, в них соединились детское обаяние, кротость и  страдание. Мрачно нависающие стены монастыря создают настроение безысходной тоски. Название картины заставляет вспомнить Ветхозаветную Троицу, возникает символически обобщенный образ ненормального «вывихнутого» мира, который художник отвергает во всех его проявлениях.

Картина написана по этюдам, исполненным в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Произведение, появившееся на первой передвижной художественной выставке в 1871 году, ознаменовало начало нового этапа в развитии русской пейзажной школы, рождение лирического пейзажа. Этой работой Саврасов утверждал идею, что самое простое, скромное явление в природе, одухотворенное личностным отношением художника, полно эстетического содержания. Пейзаж представляет открытое, незамкнутое пространство, маленькую часть мироздания, где течет обычная жизнь, ясная и простая.Мир картины гармоничен в своей обыденности, согрет человеческим теплом – дымок из трубы создает трогательную атмосферу уюта. И.Н.Крамской, описывая свои  впечатления от выставки, говорил, что все пейзажи там – «это вода, деревья, даже воздух, а душа есть только в «Грачах».

Это самая известная картина Поленова. В ней впервые наметился путь русского искусства 1870-х годов, которое стремилось к растворению жанрового начала, характерного для реализма передвижников. Изображена и ныне существующая церковь Спаса в Песках близ Арбата. Образ Москвы XIX века поражает почти деревенским укладом жизни. Художник отразил многомерный мир, в котором нашлось место и старинной усадьбе с тенистым запущенным садом, и храму, и заброшенным покосившимся сараям. В центре – заросший свежей травой пустырь. Он пересечен диагоналями тропинок, подчеркивающих глубину пространства. Ребенок на переднем плане, фигурка женщины с ведром воды и запряженная в телегу лошадка образуют треугольник композиции и подчеркивают соотношения масштабов. Играют дети, о чем-то плачет малыш, пасутся куры – весь хлопотливый маленький мирок согрет солнечным теплом. С одинаковой нежностью останавливается взгляд художника на венчике ромашки, золотой головке девочки и сияющей главке церкви, создавая гармоническую взаимосвязь малого и большего мира. Картина открывает период пленерной живописи Поленова. Этой работой художник дебютировал на 6-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Произведение положило начало московского периода творчества Поленова.

  • Васнецов Виктор Михайлович
    Три царевны подземного царства 1879 Холст, масло
    Картина написана по мотивам русской сказки «Три царства – медное, серебряное и золотое», три царевны олицетворяют богатства подземных недр Урала. Васнецов изменяет сюжет сказки, он помещает в картине фигуры, символизирующие золото, драгоценные камни и уголь. Узорчатые одежды старших царевен кажутся сотканными из драгоценных металлов и усыпанными самоцветами, они искрятся и переливаются, озаряя пространство фантастическим светом. Хрупкая фигурка младшей царевны таинственно проступает на фоне темной скалы. Ее лицо светится во тьме. Васнецов обобщает в картине сюжеты многих русских сказок, в которых старшие сестры высокомерны и горды по отношению к младшей. Меньшая сестра не может похвастаться красотой наряда, но именно она владеет секретом людского счастья. Неслучайно ее царство называют «черным золотом», ведь уголь дает людям тепло и свет. Старшие царевны властвуют лишь над алчными человеческими душами, а младшая – олицетворяет мудрый союз человека с природой.


  • Васнецов Виктор Михайлович
    Аленушка 1881 Холст, масло

Отказавшись от конкретного сюжета и событийности, Васнецов сумел выразить в картине душу русской сказки, родственную неяркой среднерусской природе. В образе Аленушки, написанной с крестьянской девочки, передано страдание кроткой, одинокой, всеми отвергнутой сиротки, которую можно встретить во многих сказках. Она бесконечно долго сидит на белом камне, как будто сама окаменела от страданий, в ее глазах застыло немое отчаяние. Взгляд девочки притягивает к себе подобно омуту. Темная глубина воды, в которой проступает призрачное отражение, неумолимо манит Аленушку. Фигурка девочки словно сотворена из природных форм, гаснущих вечерних красок и узоров листвы и концентрирует в себе сосредоточенную грусть осенней природы, заботливо скрывающую и охраняющую героиню. Природа утешает ее, как мать утешает свое дитя. Пейзажные мотивы навеяны поэтическими фольклорными образами, например ласточки, что собрались на веточке над головой Аленушки – добрые вестницы, помощницы в беде, а трепещущие осины – символ горькой доли.

Воскресив грандиозные в своей духовной мощи образы былинных защитников Древней Руси – Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича – Васнецов стремился на пороге ХХ века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. При всей конкретности образов, богатыри воспринимаются как мифическое олицетворение созидательных сил русской земли. Могучие фигуры на конях вздымаются подобно горам или исполинским деревьям. Под копытами богатырских коней хрупкая молодая поросль елочки и сосенки – метафора преемственности поколений. Прибегая к изобразительной гиперболе, Васнецов наделяет своих героев исконными качествами русского характера. Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа. Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче. А в образе Алеши Поповича нашло отражение поэтическое, созерцательное начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты.

Зрителя интригует и сама героиня картины, и ее название. Изображена молодая женщина в коляске на фоне Аничкова дворца в Санкт-Петербурге. Женщина не столько красива, сколь эффектна, «шикарна». Ее костюм, соответствующий новейшим тенденциям моды того времени, выдает принадлежность к «дамам полусвета». Недаром критики называли ее «кокоткой в коляске», «дорогой камелией», «одним из исчадий больших городов». Крамской подчеркивает некоторый демонизм черт героини – чувственные губы, глаза, подернутые поволокой, густые, с ломаным изгибом брови. Тема красоты порока станет модной у последующего поколения русских художников. Картина написана необычайно светло, сочно, раскованно; Крамской явно стремится блеснуть своим незаурядным живописным мастерством.

  • Венецианов Алексей Гаврилович
    На пашне. Весна Первая половина 1820-х Холст, масло
    Венецианов выбирает простые мотивы, в его картинах почти нет действия, ему интересен не быт, а бытие. Крестьянский труд для художника – нечто исконное, вечное, повторяющееся, схожее со сменой времен года. Фигура женщины изображена в увеличенном масштабе. Движения крестьянки изящны, по земле она не ступает, а будто парит над ней, сарафан красив как греческая туника. Героиня уподоблена античной богине плодородия Флоре. Младенец на первом плане воспринимается символом материнства и плодородия. В обычной крестьянской сцене художник видит непреходящую красоту древней идиллии. Повсюду разлита торжественная тишина – качество живописи классицизма.


  • Федотов Павел Андреевич
    Сватовство майора 1848 Холст, масло
    Сюжет картины прост: в богатый купеческий дом сваха приводит майора свататься к купеческой дочери. Главное для возможного жениха –  приданое невесты, а купец мечтает породниться с дворянином. Картина строится как театральная мизансцена с последовательно развивающимся действием от фигуры майора к центральной группе (дочь и мать). Обстановка дома демонстрирует претензии  хозяев на «хороший тон», однако на всем лежит печать купеческого вкуса: нескладно сидящий сюртук на хозяине дома, по-крестьянски повязанный платок на голове купчихи, жеманные движения дочери, стесняющейся обнаженных плеч. Интерьер гостиной также выдает   хозяйские пристрастия  – на стене вместо модных картин портрет митрополита. Огромную роль играет натюрморт – вещи не просто комментарий к событию, они обретают самоценную роль и, будучи написаны с миниатюрной виртуозностью, кажутся драгоценными. Настоящим героем картины является купеческий быт, простоватый, но основательный. Федотов писал в стихотворении-рацее, посвященном своей работе: «Тут зато один толк, Что все взято не в долг, Как у вас иногда, Честные господа!»


  1. Видеосюжет о жизни музея (о депозитарии, о реставрации картин).

  2. Творческая мастерская.

  • Учащиеся представляют «живые» картины, инсценируют сюжет выбранного заранее произведения.

  • Учащиеся делятся на группы по 2-3 человека и, используя акварельные краски, карандаши, уголь, гуашь, рисуют на предложенные темы. Звучит классическая музыка.

  1. Заканчивается мероприятие представлением учащимися собственных работ. Обмен мнениями. На память о Третьяковской галерее ребята получают небольшие сувениры (календарики с изображением картин из Третьяковской галереи).

Похожие:

Директора по воспитательной работе iconМетодическое пособие самара 2010 Центр профессионального образования Самарской области
Методическое пособие предназначено для педагогических работников образовательных учреждений всех типов: заместителей директора по...
Директора по воспитательной работе iconИспользование информационно-коммуникационных технологий в воспитательной работе
Диапазон использования икт в воспитательном процессе очень широк. Рассмотрим области применения икт на практике
Директора по воспитательной работе iconИм. Героя Советского Союза Д. Н. Медведева юоуо до г. Москвы
Рузина Л. В., директор школы Беленькая Е. Э., заместитель директора по опытно- экспериментальной работе
Директора по воспитательной работе iconАнализ воспитательной работы в 2011-2012 учебном год
В 2011 – 2012 учебном году определена цель и задачи воспитательной работы; пути реализации этих задач, основные направления воспитательной...
Директора по воспитательной работе iconВ помощь учащимся и преподавателям русского языка в старших классах
Автор составитель: Соколов Дмитрий Валерьевич – заместитель директора школы по научно-методической работе; учитель русского языка...
Директора по воспитательной работе icon«Программное обеспечение деятельности организатора воспитательной работы». Аналитический материал к аттестации содержит: анализ и оценку ресурсного состояния школы, содержание управленческой деятельности, программное обеспечение развития воспитания в школе, кадровое обеспечение, результативность упр
«Духовные основы педагогических технологий»2002-2003 уч г и др. В текущем учебном году гимц обобщает работу Любовь Александровны...
Директора по воспитательной работе iconПресс-конференция директора Департамента культуры мэрии г. Тольятти
Свободы,4 состоится пресс–конференция директора Департамента культуры мэрии г. Тольятти В. А. Колосова по итогам поездки творческой...
Директора по воспитательной работе iconКонкурс мозаичных полотен
М. В. Ломоносова. В качестве материала для мозаики может быть использована бумага, стекло, пластик и др. Размер мозаики должен быть...
Директора по воспитательной работе iconРоль межпредметной внеурочной деятельности в формировании иноязычной коммуникативной среды в школе с углубленным изучением английского языка сивкова Светлана Ивановна, заместитель директора моу «сош №77 с углубленным изучением английского языка» г. Перми
Сивкова Светлана Ивановна, заместитель директора моу «сош №77 с углубленным изучением английского языка» г. Перми
Директора по воспитательной работе iconЛитература 17 Приложение 18-21 Актуальность я работаю учителем немецкого языка в сельской школе, и одной из проблем, которые возникали у меня в работе, было привитие учащимся интереса к своему предмету.
Создать ситуацию успеха на уроке, дать ребёнку возможность поверить в собственные силы, привлечь учащихся к внеклассной работе по...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница