Инновационные ресурсы в преподавании физики: проектная деятельность учителя




Скачать 271.05 Kb.
НазваниеИнновационные ресурсы в преподавании физики: проектная деятельность учителя
страница1/3
Дата конвертации09.01.2013
Размер271.05 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
Инновационные ресурсы в преподавании физики: проектная деятельность учителя

Хабибулина Р.И. - учитель физики высшей категории ГБОУ СОШ №352 Санкт - Петербурга, победитель ПНП «Образование» 2007года.

Для выявления талантливых школьников, проявляющих интерес к научно-исследовательской деятельности, вовлечению школьников в исследовательскую деятельность и приобщению к решению задач, имеющих практическое значение для развития науки и культуры, формирование творческих и научных связей школы с высшими учебными заведениями в школе №352 Санкт-Петербурга был разработан научно - образовательный проект « Естественнонаучное образование в Санкт-Петербурге».

Руководитель проекта – учитель физики высшей категории Хабибулина Р.И. В состав проектной группы вошли: учитель математики высшей категории Осипова Л.В. и учитель химии высшей категории Сенкевич Т.А.

Цель проекта – привлечение учащихся гуманитарных классов к изучению естественных наук через знакомство с историей наук и популяризацией современных научно-технических достижений. В рамках этого проекта с 9 по 11 класс проводится серия научно-практических конференций. Организуются экскурсии учащихся в высшие технические учебные заведения Санкт - Петербурга с посещением экспериментальных лабораторий. Учащиеся принимают участие в районных, городских и международных научно-практических конференциях.

Задачи проекта:

  1. Знакомство с историей зарождения естественнонаучного образования в Санкт-Петербурге;

  2. Знакомство с историей наук (физики, математики и химии). К числу необходимых учащимся сведений относятся биографии великих ученых, история значительных научных открытий;

  3. Создание условий для изучения научных методов познания окружающего мира;

  4. Популяризация современных научно-технических достижений;

  5. Способствовать развитию коммуникативной культуры (готовность к сотрудничеству, работе в группе…);

  6. Создание у учащихся опыта публичных выступлений;

  7. Приобретение учащимися опыта работы с информацией разных видов;

  8. Использование в обучении и воспитании учащихся современных видов педагогических и информационных технологий;

  9. Знакомство учащихся старших классов с высшими учебными заведениями Санкт-Петербурга.

Заинтересовать учащихся школ гуманитарного профиля изучением естественных наук – весьма не простая задача не только в теории, но и на практике. Однако опыт работы нашей школы показывает, что учащиеся «гуманитарии» как правило, стараются привлечь к себе внимание одноклассников и учителей своими глубокими знаниями по различным историческим аспектам развития науки, культуры и прогресса человечества. Это и позволяет стыковать познавательные интересы учащихся гуманитарного и естественного развития, активизировать их познавательную активность при изучении естественных наук через подготовку и проведение конференций исторического, историко-биографического и научно-практического содержания.

Возможность использовать на уроках сведений из истории физики имеет огромное мировоззренческое и воспитательное значение. Великий английский физик Джеймс Максвелл писал, что наука захватывает нас только тогда, когда заинтересовавшись жизнью великих исследований, мы начинаем следить за историей их открытий. Обращение к истории науки покажет ученику, как труден и длителен путь ученого к истине, которая сегодня формулируется в виде короткого закона или уравнения. Настоящий интерес к науке может привить ученикам только сама наука всем своим прежним опытом, своей волнующей историей, своим будущим. Самостоятельное знакомство учащихся с историей науки поднимает в глазах учащихся авторитет предмета, открывает в ученике желание самому делать открытия.

Конференции исторического и историко- биографического содержания могут быть организованы: 1) как совещание историков и специалистов-практиков; 2) как работа различных отделов редакции; 3) как работа в архивных отделах и т.п.

В каждом случае класс делится на 4-5 групп. Руководитель каждой группы получает задание. Его задача разумно распределить обязанности внутри группы, согласно индивидуальным способностям каждого. Каждая группа к конференции обычно выпускает иллюстрированный тематический журнал, готовит тезисы выступления в бумажном и электронном виде. Творческий отчет группы на конференции сопровождается презентацией иллюстрированного альбома или компьютерной презентацией.

Чтобы конференция проходила более активно и интересно, ребята готовят вопросы выступающим, пишут тезисы или составляют план конференции, рецензируют выступающих, заполняют анкеты и т.п.

В рамках этого проекта уже проведены следующие конференции исторического содержания:

  1. Урок – конференция « История механики – путь к научному обоснованию возможности полета в космическое пространство» в рамках предметного месяца в 9 классе. Эта конференция была приурочена к 50-летию первого полета человека в космос. По материалам этой конференции был подготовлен специальный выпуск школьной газеты « Школяндрия», который принял участие в Открытом Царскосельском форуме школьной прессы в 2011году. Редактор журнала был отмечен дипломом форума.

В ноябре 2011года компьютерная презентация данной конференции была представлена на конкурс презентаций VI городского фестиваля « Ветер перемен» Санкт-Петербургского университета авиаприборостроения в честь юбилейного 2011 года российской космонавтики и был отмечен дипломом.

Цель данной конференции узнать историю становления науки механика. Проблемы, связанные с движением тел, интересовали людей с незапамятных времен. Исследования этих проблем были вызваны как практическими нуждами людей, так и любознательностью самих исследователей. История механики начинается за несколько веков до н.э. В XVII-XVIIIв.в. идет становление механики как науки. В XX веке с помощью законов Ньютона и закона всемирного тяготения были определены траектории движения планет Солнечной системы, рассчитаны их координаты в любой момент времени на много лет вперед. На основе законов механики великим русским ученым К.Э.Циолковским была предсказана возможность космических полетов задолго до их осуществления. Шесть экспедиций были отправлены в разные столетия и государства для того, чтобы поработать в архивах, изучить документы и установить, что было сделано учеными этих стран для создания механики и ее практического развития.

Задания руководителям экспедиций:

1 экспедиция изучает становление доньютоновской механики (З. Элейский, Пифагор, Архимед, Аристотель). Ведь создатель механики И.Ньютон прежде всего поднял нить, упущенную десятки столетий назад, закончив и математически оформив работы Аристарха Самосского, Архимеда, Аристотеля, Н. Коперника, И. Кеплера.

2 экспедиция была посвящена работам великого итальянского ученого Г.Галилея. Галилей впервые в науке применил экспериментальный метод исследований. Критически проанализировав идеи своих предшественников, пришел к правильным выводам причины движения тел, открыв закон инерции.

3 экспедиция изучала становление классической механики как науки о движении тел, основателем которой был английский ученый И.Ньютон. На памятнике в Вестминстерском аббатстве в Лондоне высечены знаменательные слова: «Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, дворянин, прилежный, мудрый и верный истолкователь природы, который почти божественным разумом, первый доказал с факелом математики движение планет, пути комет приливов океанов, Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого». На протяжении многих лет ученые были уверены, что единственными основными законами природы являются законы механики Ньютона.

4 экспедиция посвящена современникам Ньютона - Роберту Гуку и Христиану Гюйгенсу.

5 экспедиция изучает историю становления космической механики (теория космических полетов К.Э.Циолковского, работы по реактивному движению Н.И.Кибальчича, И.В. Мещерского).

Подобные конференции дают возможность в прежних знаниях увидеть новое, более глубокие стороны, связи и отношения, использовать сведения из истории наук, убедиться в жизненной значимости и важности знаний. 2. С целью знакомства учащихся с историей физико-математического образования в Санкт-Петербурге в 10 классе в рамках внеклассной воспитательной работы была проведена развивающая социально – ориентированная межпредметная конференция « Физики и математики Санкт - Петербурга». По материалам этой конференции также была выпущена школьная газета « Школяндрия » и подготовлена компьютерная презентация на школьную научно – практическую конференцию «Первый опыт».

Санкт – Петербург – признанный лидер российской науки и образования. На берегах Невы зарождалась высшая школа, и сегодня здесь находятся академии и университеты с легендарной историей и захватывающим будущим. Цель данной конференции – проследить историю зарождения и развития легендарной ленинградской школы физико - математического образования. В классе было сформировано 5 отделов редакции. Каждому отделу была поставлена конкретная задача: найти и собрать материал об определенном периоде становления и развития естественнонаучного образования в Санкт – Петербурге. Первый отдел представил рассказ о зарождении Санкт – Петербургского университета. Второму отделу достался период второй половины IXX века. Третий отдел собирал материал, относящийся к 40-50г.г. XX века. Четвертый отдел исследовала период 60-80 г.г. XX века. Пятому отделу достался современный российский период развития науки. Ребята узнали, что СПб университет был учрежден Петром I как «собрание ученых людей» в 1724 году. Среди первых преподавателей были крупные ученые с мировым именем: математику читали Эйлер и Бернулли, историю – Байер, Семь лет возглавлял университет М.В.Ломоносов, который еще в 1747 году начал преподавать первый курс физики на русском языке.

Во второй половине XIX века в России наметился промышленный подъем, началось бурное строительство новых предприятий. Это изменило отношение общества к высшему техническому образованию. Именно в это время в России возникла целая сеть легендарных вузов: политехнический университет, технологический институт, электротехнический институт и т.д. В аудиториях этих вузов преподавали и учились сотни талантливых ученых, чьи достижения определили престиж науки и техники России. Среди них: Э.Х. Ленц, Б.С.Якоби, В.В.Петров, Д.И.Менделеев, И.И. Боргман, О.Д.Хвольсон… Но особое место среди всех занимал великий русский физик и электротехник, изобретатель радио А.С.Попов. 25 апреля (7 мая) 1895 года на заседании Физического отделения Русского физико - химического общества в Санкт – Петербурге А.С.Попов сделал сенсационный научный доклад об изобретении им системы связи без проводов. Особо на конференции необходимо обращать внимание ребят на патриотизм этого ученого. «Я – русский человек, и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения имею право отдать только своей Родине. Я горд тем, что родился русским. И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи» А.С.Попов.

В нашей стране, по крайней мере после революции, наука всегда была тесно связана с политикой. Особенно тесной эта связь оказалась в военное и послевоенное время. И теснее всего – в физике, поскольку физика была нацелена на решение основной задачи государства – создание атомного и водородного оружия. Речь идет о 40-50г.г. XX века. В это время в Ленинграде учатся и преподают И.В.Курчатов, С.И.Вавилов, Д.В.Скобельцын, Л.Д.Ландау, Б.П.Константинов, Ю.Б.Харитон, П.Л.Капица, А.Ф.Иоффе, В.А.Фок, Н.Н.Семенов. Каждому из них посвящается отдельный захватывающий рассказ.

Советский период мирового признания ленинградской физико – математический школы. В 1960-1970г.г. в Ленинграде преподавали лауреаты Нобелевской премии: Капица, Семенов, академики Ландау, Константинов, Фок, профессора Басов и Прохоров, конструктор самолетов Антонов и еще сотни талантливых ученых.

В сложный период 90-ых годов российской науке и образованию пришлось выдержать серьезное испытание. Стоял вопрос о выживаемости. Сейчас в начале XXI века наметилась тенденция промышленного подъема, и опять стране требуются «технари». На основе набирающих силу наук в стране начинают разрабатываться инновационные технологии, которые должны стать опорой для российского бизнеса. Сейчас мы должны возвращаться к системе, которую раньше называли системой Физтеха. Когда успешности технического образования способствовала углубленная система профессиональной ориентации школьников. В решении этих задач свою положительную роль должны сыграть подобные педагогические проекты. Молодые петербуржцы должны знать и гордиться своими современниками: Ж.И.Алферовым, Г.Я.Перельманам и многими другими учеными, инженерами и преподавателями петербургских вузов. Иметь представление о проблемах современной науки. Быть ученым должно вновь стать престижным.

История науки физики убедительно доказывает возможность прогнозирования хода физических явлений. Например, в явлении электромагнитной индукции Максвелл увидел факт порождения вихревого электрического поля переменным магнитным полем. Утверждая, факт существования и обратного процесса, ученый за 10 лет до опытов немецкого физика Г.Герца предсказал существование распространяющегося со скоростью света электромагнитного поля – электромагнитных волн. Гениальность Максвелла проявилась еще и в том, что наряду с другими действиями света им был предсказан факт существования светового давления. А сейчас японские ученые конструируют «солнечные паруса», с помощью которых можно передвигаться в космосе. Учителю необходимо каждый раз обращать внимание на данную особенность науки – возможность научного предвидения. Это позволит учащимся еще раз увидеть мощь физических законов, величие процесса познания, почувствовать переход от незнания к знанию.

На сегодняшний день, нет универсальной образовательной технологии, которая полностью предусматривает овладение учащимися всех способов деятельности (познавательной, информационно-коммуникативной, проектной, рефлексивной, проблемной и др.). Но, тем не менее, каждый учитель за счет резерва свободного времени, должен решать эти задачи, используя разнообразные формы организации учебного процесса, внедряя современные методы обучения и педагогические технологии.

История физики дает прекрасный материал для знакомства учащихся с научным методом познания окружающего мира. Важную роль в решении этих задач играют научно – практические конференции.

В качестве примера приведу две научно – практические конференции: 11 класс «История открытия и практическая значимость электромагнитных волн» и 10 класс « Тепловые двигатели и охрана окружающей среды». Конференции организуются как совещание историков физической науки и специалистов практиков, занимающихся проблемами использования достижений науки. Структура урока построена согласно научному методу познания окружающего мира. Экспериментальный базис (наблюдения, опыты) ------ ядро теории (постулаты, законы, принципы, константы) --------- опытная проверка следствий теории --------- практическое применение. В период работы кабинет физики становится лабораторией физических проблем. Учитель – заведующий лаборатории. Название отделов лаборатории раскрывает структуру научного метода познания. Задание руководителям отделов дает учитель. Их задача разумно распределить обязанности внутри отдела с учетом индивидуальных способностей и интересов. Этот методический прием воздействует на чувства учащихся, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся независимо от их знаний, способностей и интересов. Важно обратить внимание учащихся на тот факт, что данный метод познания окружающего мира открытый физиками относится к наследию всего человечества. Ученые всех областей знаний используют этот метод. Тем самым мы показываем учащимся, что физика является важнейшим компонентом человеческой культуры.

Для подростков среднего и старшего возраста общение является ведущей деятельностью. В школе на уроках ученикам этого общения не хватает. В процессе подготовки научно – практических конференций ребята обмениваются друг с другом информацией, советуются, спорят, помогают друг другу. Объединение индивидуальных усилий в единое целое, условия взаимодействия учащихся, их взаимопомощь, воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, требовательности друг другу имеет неоценимое значение в воспитании школьников.

Важным стимулом создания познавательных интересов учащихся является показ им современных научных достижений. Опыт работы в школе убедительно показал, что учащиеся проявляют большой интерес к современному состоянию науки. Профессор Г.И.Щукина писала, что «стимулировать переживание гордости за отечественную науку, заставлять восхищаться могуществом науки, силой ума человека без включения в содержание обучения данных о современных научных достижениях невозможно». Для решения этих задач свою неоценимую роль играют научно – практические конференции.

Отдельно хочется отметить рефлексию проводимой при этом работы. Сама конференция – итог всей проведенной работы. Каждый отдел выступает с творческим отчетом в виде презентации иллюстрированных альбомов или в форме компьютерной презентации. Подведение итогов, самооценка, обмен впечатления между группами по проделанной работе – играют неоценимую роль в воспитании школьников.
  1   2   3

Похожие:

Инновационные ресурсы в преподавании физики: проектная деятельность учителя iconПроектная деятельность школьников на интегрированных уроках русского языка и литературы
Развитая эмоциональная сфера стимулирует и умственную, и речевую деятельность учащихся. В наш век информационных технологий не стоит...
Инновационные ресурсы в преподавании физики: проектная деятельность учителя iconЭлектронные образовательные ресурсы
На сайте представлена коллекция интересных ссылок по тематическим рубрикам: «Литературные ресурсы», «Детские ресурсы», «Ресурсы для...
Инновационные ресурсы в преподавании физики: проектная деятельность учителя iconМетодическая разработка на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы»
«…В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс...
Инновационные ресурсы в преподавании физики: проектная деятельность учителя iconУчебное пособие Краеведение. За рамками урока (Внеклассные мероприятия)
Предлагаемые коллективные активные формы – проектная деятельность, конференция, заседания развивают интерес учащихся к поисковой,...
Инновационные ресурсы в преподавании физики: проектная деятельность учителя iconМетодическая разработка Исторический аспект в курсе физики Выполнила учитель физики моу «сош №2»
Они направлены на взаимопроникновение наук в школьных курсах. При решении этой задачи в условиях современной школы необходимо усиление...
Инновационные ресурсы в преподавании физики: проектная деятельность учителя iconИкт- компетентность учителя истории
Внедрение икт в профессиональную деятельность педагогов является ни чем иным, как требованием нынешнего времени
Инновационные ресурсы в преподавании физики: проектная деятельность учителя iconРоссийская государственная детская библиотека
На сайте представлена коллекция интересных ссылок по тематическим рубрикам: «Литературные ресурсы», «Детские ресурсы», «Ресурсы для...
Инновационные ресурсы в преподавании физики: проектная деятельность учителя iconСпециализированный портал «Здоровье и образование»
На сайте представлена коллекция интересных ссылок по тематическим рубрикам: «Литературные ресурсы», «Детские ресурсы», «Ресурсы для...
Инновационные ресурсы в преподавании физики: проектная деятельность учителя iconОбразовательные сайты
На сайте представлена коллекция интересных ссылок по тематическим рубрикам: «Литературные ресурсы», «Детские ресурсы», «Ресурсы для...
Инновационные ресурсы в преподавании физики: проектная деятельность учителя iconОбразовательные сайты
На сайте представлена коллекция интересных ссылок по тематическим рубрикам: «Литературные ресурсы», «Детские ресурсы», «Ресурсы для...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница