Тема урока Страница




НазваниеТема урока Страница
страница1/24
Дата конвертации08.01.2013
Размер3 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

урока

Страница

прописи

1

2

3

1

Знакомство с новым предметом. Гигиенические правила письма. Ориентировка на странице прописей

Пропись № 1,

с. 4–7

2

Отработка алгоритма действий на страницах прописей

с. 8–9

3

Введение понятия «слово»

букварь, с. 8;

пропись, с. 10

4

Отработка алгоритма действий на страницах прописей

букварь, с. 9;

пропись, с. 11

5

Отработка понятия «слово»

с. 12–13

6

Деление предложения на слова

с. 14–15

7

Сравнение звуков

с. 16–17

8

Знакомство со схемой звукового состава слова

букварь, с. 16;

пропись, с. 18

9

Интонационное выделение заданного звука
в слове, определение его места в слове

букварь, с. 17;

пропись, с. 19

10

Знакомство с рабочей строкой

с. 20–21

11

Сравнение слов по звуковой структуре

с. 22–23

12

Проведение овалов, заданных линий на рабочей строке

с. 24–25

13

Звуковой анализ слов «лук», «лес». Сравнение этих слов по звуковой структуре

букварь, с. 25;

пропись, с. 27

14

Развитие свободы движения руки. Проведение линий сложной траектории

букварь, с. 26;

пропись, с. 28

15

Различение овалов и кругов. Прописывание
на рабочей строке элементов букв

с. 28–29

16

Прописывание на рабочей строке элементов букв

с. 30–31

17

Письмо заглавной и строчной буквы А, а

с. 34–35

18

Знакомство с буквой Я, я. Письмо заглавной буквы Я

букварь, с. 32;

пропись, с. 36

19

Письмо строчной буквы я

букварь, с. 33;

пропись, с. 37

20

Закрепление правил обозначения звука [а] буквами

с. 38–39

21

Письмо заглавной и строчной буквы О, о

с. 40–41


Урок 1
ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ ПРЕДМЕТОМ.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПИСЬМА.
ОРИЕНТИРОВКА НА СТРАНИЦЕ ПРОПИСЕЙ


Цели: познакомить учащихся с новым предметом, с прописями; учить выполнять гигиенические правила при письме; вырабатывать умение ориентироваться в прописи; развивать речевые навыки и логическое мышление.

Ход урока

I. Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ли на месте, все ли в порядке –

Ручка, карандаш, тетрадка.

II. Вступительное слово учителя.

– Сегодня у вас замечательный день. Вы отправляетесь в далекое плавание по океану Письма. Посмотрите на ваши парты. Они стоят, как корабли на рейде, готовые отправиться в плавание вместе со своими капитанами. А капитаны этих школьных кораблей – вы. Каждый день вы будете узнавать что-то новое.

Внимание, первоклассники! Капитанам школьных кораблей приготовиться к плаванию!

В первый день сентября

Отправляется в плаванье школа

И до самого лета

Уходит, уходит в моря.

Ты за партой сидишь, капитан,

А за школьным окошком

Облака все плывут и плывут

От звонка до звонка.

Я. Аким

– Итак, друзья, наши корабли отчаливают.

Звучит мелодия песни «Как провожают пароходы» (сл. К. Ваншенкина, муз. А. Островского).

III. Знакомство с гигиеническими правилами письма.

1. Как правильно сидеть за столом при письме.

Учитель демонстрирует таблицу «Сиди прямо».

– Рассмотрите рисунки таблицы. Как сидит мальчик на рисунке слева? Как сидит мальчик на рисунке справа? Кто из них сидит правильно? Как правильно сидеть за столом?

Ученик должен сидеть за столом прямо, голова (но не туловище) должна быть слегка наклонена, ноги всей поверхностью касаются пола. Рука, не занятая письмом, должна лежать на столе, параллельно его краю.

Итак, сядьте правильно. Проверьте свою осанку.

2. Как правильно расположить тетрадь.

– Рассмотрите рисунки в рабочей тетради (с. 4–5). Если вы пишете и рисуете правой рукой, сидеть за столом и класть тетрадь надо так, как это делает мальчик. Если вы пишете и рисуете левой рукой, сидеть за столом и класть тетрадь надо так, как это делает девочка.

Мы будем учиться наклонному, а не прямому письму, потому что такое письмо более быстрое и рука при этом движется по бумаге, как ей удобно.

Наиболее правильное положением тетради такое: то, что мы пишем, находится напротив середины груди.

3. Как правильно держать ручку.

Учитель показывает, как надо держать ручку в руке при письме. Ученики пробуют правильно взять ручку. Ставят локоть на парту и в поднятой руке держат ручку.

– Ручку держат три пальца: большой, указательный и средний.

После этого дети несколько раз упражняются: кладут ручку на парту, берут тремя пальцами и несколько раз приподнимают указательный палец.

Примечание. Оптимальное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора – на мизинец; средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца примерно 1,5–2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

– Внимание! Внимание! Наша эскадра приближается к берегу.



По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке,

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы поскачем, словно зайки…

Стоп! Немножко отдохнём

И домой пешком пойдём.

4. Работа в прописи (с. 6–7).

Графические упражнения.

Учащиеся соединяют листик с листиком, а божью коровку – с божьей коровкой.

Игра «Ориентировка на листе бумаги».

– Нарисуйте в верхней части листа кружок, в нижней квадрат.

– Положите оранжевый треугольник; положите сверху желтый прямоугольник, а снизу от оранжевого – красный.

Графические упражнения.

Учащиеся проводят линию от звездочек вниз, а от грибков – вправо.

Примечание. Графические навыки письма (овладение формой букв, безотрывностью соединений, скоростью письма) – это один из видов двигательных навыков. Особенность графических навыков заключается в том, что они обслуживают умственные навыки (чтение, счет, орфографию) и формируются одновременно с ними. Поэтому успешное овладение графическими навыками письма зависит от прочного овладения навыками чтения и грамотного письма.

Двигательный навык письма формируется медленно, особенно в первые два года обучения, а затем идет постепенное нарастание скорости письма и улучшение его качества, выработка стабильности. Этот навык достигает стадии значительной автоматизации только после 7–9 лет обучения.

На первоначальных этапах формирования навыка письма отмечается большое напряжение всех сил ребенка: в работу вовлекается целый ряд мышц, особенно напряжены мышцы руки, плеча, всей верхней части тела.

Письмо на первых порах связано и со значительным эмоциональным напряжением. Ребенок остро переживает первые трудности и неудачи. На первых этапах обучения письму затрата физических и духовных сил часто не приводит к желаемому результату. Рука как бы не слушается ребенка, так как движения пальцев, кисти и предплечья не согласованы.

Внимание ребенка полностью сосредоточивается только на процессе письма и с трудом распределяется между разными видами заданий. Поэтому переход от чисто графической работы к сочетанию ее со звукобуквенным анализом ведет к резкому снижению качества письма, особенно когда задание представляет для ученика большую трудность.

Учителю приходится следить за движением руки ребенка, подсказывать, куда ее вести, а иногда и помогать, взяв руку ребенка в свою, чтобы таким образом ученик ощутил, осознал, каким именно должно быть это усилие.

Сначала ребенок совершает относительно короткие движения в процессе письма, стремится быстрее прервать движение. Однако даже в самом начале обучения ребенок способен без отрыва ручки и без особого напряжения писать отдельные буквы, затем слоги, а к концу года – слова из 4–5 букв.

Сознательное овладение навыками письма

Всякий навык формируется и закрепляется в процессе упражнений. Они должны быть организованы так, чтобы каждодневное упражнение отрабатывало и закрепляло навык письма. Поэтому упражнения только тогда будут совершенствовать навык письма, когда они будут осуществляться осознанно. Учитель, предъявляя учащимся требования к письму, разъясняет, почему они должны писать наклонно, без нажима, безотрывно. Часть наиболее важных требований формулируется как правила письма, например:

1. Надо писать с наклоном.

2. Надо писать легко, не нажимая на ручку.

3. Слог следует писать безотрывно.

4. Писать слова надо на одинаковом расстоянии друг от друга, равномерно.

5. Писать нужно четко, ровно, без помарок.

С этими правилами дети знакомятся постепенно. С первых дней учащиеся узнают два первых правила. Как только они начинают писать слоги, учитель говорит о том, что слог надо писать, не отрывая руки.

Когда дети начнут писать слова и предложения, вводится следующее правило: писать буквы и слова на одинаковом расстоянии друг от друга. Методика этой работы примерно такая: учитель пишет на доске три предложения. В первом предложении все буквы и слова написаны на равных друг от друга расстояниях; во втором предложении слова написаны далеко друг от друга; в третьем предложении слова расположены очень близко друг к другу, а буквы в словах написаны на разных расстояниях. Анализируя эти примеры, учащиеся вместе с учителем делают вывод: между словами всегда должны быть одинаковые расстояния, примерно равные букве о или и.

– Нам пора возвращаться на корабль.

Скоро прозвенит звонок

И закончится урок.

IV. Итог урока.

– Вот и подошло к концу наше плавание. Наша эскадра причаливает к родному берегу. Но еще много месяцев мы будем уходить в плавание по великому и прекрасному океану, где будем учиться красиво писать.



Урок 2

ОТРАБОТКА АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЙ НА СТРАНИЦАХ

Цели: учить проводить линии от определенной точки в заданном направлении; развивать мелкую моторику, умение ориентироваться на нелинованной бумаге.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадку:

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.

(Дождик.)

– Кто видел, как падают капельки во время дождя? (Сверху вниз, вниз наискосок.)

– Вы правы, если нет ветра, капельки падают сверху вниз. Вот так. (Учитель показывает на доске:

– Сегодня мы будем учиться проводить линии от определенной точки (например, от капельки) в заданном направлении.

II. Работа по теме урока.

1. Работа по прописи (с. 8).

– Рассмотрите дерево. Как падают капли воды с листьев после дождя? (Вниз, по прямой линии.)

– Проведем прямые линии от каждой капельки так, чтобы она попала в лужу. Расскажите, как это можно сделать?

1) Поставить ручку или карандаш в центр капельки.

2) Провести линию без отрыва до лужи.

3) Постараться, чтобы линия получилась прямой.

– Найдите вторую каплю слева. Поставьте ручку (или цветной карандаш) в центр капли. Проведите прямую линию вниз. Вот капелька и в луже.

2. Самостоятельная работа.

– Нарисуйте сами, как падают остальные капельки.



Приплыли тучи дождевые:

– Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

– Пей, рожь, пей!

А рожь, склонясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождь неугомонный

Льет, льет, льет.

Дети стоят, вытянув руки вперед ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.

3. Работа по прописи (с. 9).

– Дождик закончился, и все вокруг торопятся по своим делам.

На доске рисунок с изображением машины и заправочной станции – аналогичный рисунку в прописи.

– Выберите дорогу, по которой машина быстрее доберется до заправочной станции. Объясните свой выбор.

Учитель предлагает с помощью наложения веревочки измерить, какая дорога короче.

Вывод: короче прямая дорога.

– Проведите линию (дорогу), по которой школьник быстрее доберется до своего дома.

Аналогичная работа до конца страницы.

– Измените маршрут автобуса, проведите дорогу – линию от автобуса до заправочной станции.

III. Итог урока. Ориентирование на листе бумаги.

У учащихся на партах листы нелинованной бумаги.

– Отгадайте загадку и в верхнем правом углу листа нарисуйте отгадку.

Жёлтая тарелка на небе висит.

Жёлтая тарелка всем тепло дарит.

(Солнце.)

– Нарисуйте отгадку в центре листа.

Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо-мостик подвесной.

(Радуга.)

– Нарисуйте отгадку в центре над радугой.

По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает – иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой... (тучи).

– Нарисуйте отгадку синим карандашом, ведя линии вниз из тучи.

Серебристый занавес

С неба вдруг спустился.

Серебристый занавес

Каплями пролился.

Уронила занавес

Тучка, представляешь?

Что за чудный занавес?

Может, угадаешь?

(Дождь.)

– Нарисуйте отгадку в нижнем правом углу листа.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть – нет головы.

(Гриб.)

– Нарисуйте отгадку в нижнем левом углу листа.

Стоит Антошка

На одной ножке.

(Гриб.)

– Одна капелька из тучи попала на грибок слева. Покажите синим карандашом ее путь.

– Лучик солнышка коснулся грибочка справа. Нарисуйте этот лучик желтым карандашом.

– Вам понравилась картинка? (Свободные высказывания детей.)



Урок 3
ОТРАБОТКА АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЙ
НА СТРАНИЦАХ ПРОПИСЕЙ


Цели: формировать умение составлять рассказ по картинке; развивать устную речь.

Ход урока

I. Организационный момент.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Проверка готовности детей к уроку.

II. Вводное слово учителя.

– Сейчас вы на уроке, вы – ученики. А о ком это стихотворение?

ВЕСЕЛЫЙ ТУРИСТ

Крутыми тропинками в гор

Вдоль быстрых и медленных рек,

Минуя большие озера,

Веселый шагал человек.

Четырнадцать лет ему было,

И нес он дорожный мешок,

А в нем полотенце и мыло

Да белый зубной порошок.

………………………………

Он шел без ружья и без палки

Высокой зеленой травой.

Летали кукушки да галки

Над самой его головой.

И даже быки-забияки

Мычали по-дружески: «М-му!»,

И даже цепные собаки

Виляли хвостами ему.

………………………………

И туча над ним вместо крыши,

А вместо будильника – гром.

И все, что он видел и слышал,

В тетрадку записывал он.

С. Михалков

– Кто этот веселый человек? (Турист.)

– Почему вы так решили? (Ответы детей.)

– Кто из вас ходил в поход? Расскажите, как это было. (Свободные высказывания детей.)

III. Работа по теме урока.

1. Работа по букварю (с. 8).

– Рассмотрите иллюстрации. Придумайте к каждому рисунку по одному предложению. Что у вас получилось? (Рассказ.)

– Сколько в нем предложений? (4.)

– Почему? (Потому что всего 4 картинки и 4 схемы-полоски предложений.)

2. Работа в парах.

– Расскажите друг другу всю историю по картинкам.

Дети рассказывают.



Раз, два, три, четыре, пять –

Будем пальчики считать

(Загибают пальцы на правой руке),

Крепкие и дружные,
Все такие нужные
(Сгибают пальцы в кулачки).
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибают пальцы на левой руке),
Пальчики быстрые
(Сгибают пальцы в кулачки),
Но не очень чистые
(Смотрят на ладошки).


3. Работа в прописи (с. 10).

– Помните, турист из стихотворения С. Михалкова записывал свои наблюдения в тетрадь. Рассмотрите страницу прописи. Как вы думаете, что здесь нужно сделать? (Солнцу добавить лучи, дорисовать стволы деревьев, забор, стены дома, окошки.)

Учитель обращает внимание детей на плакат «Сиди правильно», на расположение тетради при письме.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Можно предложить раскрасить получившийся рисунок (по желанию).

IV. Итог урока.

На опушке посидели,

Все вокруг мы оглядели.

А теперь давай с тобой

Мы отправимся домой.

– Что вы расскажете дома родителям? Придумайте рассказ из четырех предложений.

Урок 4
ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО»


Цели: формировать понятие «слово»; учить разделять понятия «слово» и «предмет»; развивать устную речь; учить классифицировать предметы; отрабатывать алгоритм действия на странице прописи.

Ход урока

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты –

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Проверка готовности детей к уроку.

II. Работа по теме урока.

– Сегодня на уроке вы узнаете, из чего состоят предложения, и продолжите работу в прописи.

1. Введение понятия «слово».

– Главный работник в речи – это слово. Речь каждого человека начинается с его первого слова. Кто знает, какое слово вы сказали первым? Назовите его. (Ответы детей.)

– Вот видите, какие разные слова были у вас первыми.

2. Установление различий между предметом и обозначающим его словом.

Игра «Угадай слово».

– Здание, где учатся дети. (Школа.)

– Первый день недели. (Понедельник.)

– Суп из свежей рыбы. (Уха.)

– Отгадайте загадку:

То я в клетку, то в линейку –

Написать по мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать. Кто такая я? ...

(Тетрадь.)

Учитель показывает тетрадь.

– Как вы думаете, предмет тетрадь и слово «тетрадь» – это одно и то же или нет? (Возможный ответ детей: «Одно и то же».)

– Проверим. Что можно сделать с тетрадью? А в тетради? (В тетради можно рисовать, писать; из листка тетради можно сделать самолетик; тетрадь можно положить в портфель.)

– А теперь попробуйте (учитель прячет тетрадь за спину) убрать в портфель слово «тетрадь», сделать из него самолетик…

– Какое открытие мы сделали: слово, называющее предмет, и сам предмет – это одно и то же или нет? (Нет.)

– Для чего нужны предметы, разные вещи, понятно: чтобы мы могли ими пользоваться. А зачем нужны слова и нужны ли они? (Словами мы называем предметы.)

– Словами человек называл все, что видел вокруг и что создавал сам.

Показ иллюстраций: кит, муравей.

– Кто это? Что вы о них знаете?

– А теперь сравните слова – названия этих предметов.

Вывод: величина слова не зависит от величины предмета и наоборот. Приведите еще примеры. (Дом – избушка.)

Мы найдем слова везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке!

Н. Шилов

– Пока мы не научились писать, каждое слово будем обозначать схемой-полоской. (Показ на доске.)

– С помощью слов можно творить чудеса. Слово может рассмешить, огорчить, обидеть. Недаром в народе говорят: «Доброе слово лечит, а худое – калечит», «Ласковое слово что солнышко».



Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Мы походим на носочках,
А потом на пяточках,
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька трусишка.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся –
Ёжик сладко потянулся.

3. Обобщение изученного материала.

– Чем отличается предложение от слова? (Предложение выражает законченную мысль, а слово – это лишь название всего того, что нас окружает.)

4. Классификация животных: домашние и дикие. Работа по букварю (с. 9).



По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежали,
До лужайки добежали.
На лужайке, на лужайке,
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немного отдохнем...
Дальше мы пешком пойдем.

III. Работа в прописи.

1. Повторение правил посадки при письме. Работа по картинке (с. 11).

– Посчитайте, сколько этажей в этом доме? (4.)

– Возьмите простой карандаш, дорисуйте окна первого этажа. Образец выполнения смотрите вверху в зеленых прямоугольниках.

– Дорисуйте окна второго и третьего этажей. Каким карандашом раскрасите дом? (Зеленым.)

– На каком этаже случился пожар? (На верхнем.)

– Как пожарным добраться до огня? (По лестницам.)

– Найдите первую лестницу. На что указывает черная стрелка? (Направление движения: слева направо.)

– Дорисуйте первую лестницу. Помните, что расстояние между ступенями-линиями должно быть одинаковым.

– Дорисуйте 2-ю и 3-ю лестницу.

– Пожарные добрались до огня. Пожар потушен.

2. Обобщение.

– Из-за чего возникает пожар? (От неосторожного обращения со спичками; от оставленных без присмотра электроприборов; от незатушенных костров; от поджигания сухой травы, тополиного пуха.)

– Вы все верно сказали. Но что же делать, если все-таки случается пожар? (Ответы детей.)

– Составьте рассказ по картинке (пропись, с. 11).

IV. Итог урока.

– Из чего состоят предложения? Что такое «слово»? Чем отличаются слова и предложения?



Урок 5
ТРЕНИРОВКА В ПРОВЕДЕНИИ
ВЕРТИКАЛЬНЫХ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ


Цели: учить проводить вертикальные параллельные линии; развивать мелкую моторику, глазомер.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

– У меня есть знакомый тигр. Хотите вы с ним познакомиться? Это очень просто, послушайте стихотворение и вы узнаете, что любит тигр.

Телевизор тигр купил,

Самый лучший попросил.

– Я люблю, – сказал он строго, –

Чтоб полосок было много!

Г. Виеру

– Что же любит тигр? (Полоски.)

– Но вот беда, в зоопарке сегодня утром у всех животных вдруг пропали полоски. Тигр просит о помощи. Мы сможем помочь? Как? (Мы уже умеем проводить прямые линии.)

– Тогда берите своего самого главного помощника – и за дело! Не знаете, кто помощник? Тогда отгадайте загадку:

Не похож на человечка, но имеет он сердечко,
И работе круглый год он сердечко отдаёт.
Он и чертит, и рисует, а сегодня вечерком,

Аккуратно так штрихуя, он раскрасил мне альбом.

(Карандаш.)

II. Работа по теме урока.

1. Правила посадки. Работа в прописи (с. 13).

– Возьмите простой карандаш и дорисуйте карандаши. Не забудьте про вертикальные линии. Как проведете эти линии?

– Обратите внимание на стрелочки-помощницы. (Линии ведем сверху вниз на одинаковом расстоянии друг от друга. Начинаем вести от бороздок в верхней части карандаша.)

Уточнение: раскрашивать карандаши не надо.

– Покататься по территории зоопарка можно на поезде. Рассмотрите изображение поезда внизу страницы. Какие карандаши помогут раскрасить поезд? (Зеленый, красный, простой.)

– Раскрасьте эти карандаши вверху страницы. (Красный и зеленый.)

– Теперь раскрасьте вагончики, проведите в них простым карандашом вертикальные линии сверху вниз и не забудьте про колеса.



Едем, едем, долго едем,

Очень длинен этот путь.

Скоро до Москвы доедем,

Там мы сможем отдохнуть.

Вот поезд идет, колеса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу, чу-чу! Бежит паровоз.

Далеко-далеко ребят он повез.

(Ходьба на полусогнутых ногах.)

2. Работа по прописи (с. 12–13).

– Чтобы ехать дальше, нарисуем шпалы. (Выполнение задания.)

– Мы у ворот зоопарка. Какие карандаши возьмем, чтобы раскрасить ворота? (Коричневый, желтый.)

– Раскрасьте эти карандаши на странице вверху. Раскрасьте ворота и проведите вертикальные линии простым карандашом.

– Вот мы и в зоопарке. Какие карандаши поработают сейчас? (Оранжевый, зеленый, голубой, синий.)

– Раскрасьте сначала эти карандаши в тетради.

– Работы в зоопарке много. Как будем ее выполнять?

1) Раскрасим тигров оранжевым карандашом.

2) Проведем вертикальные линии сверху вниз у тигров.

3) Раскрасим рыб зеленым карандашом.

4) Проведем вертикальные линии сверху вниз у рыб. Расстояние между линиями должно быть одинаковым.

5) Раскрасим осликов.

6) Проведем вертикальные линии сверху вниз у осликов.

3. Самостоятельное выполнение работы.

III. Итог урока.

– Какие из представленных линий (на с. 29) вы научились рисовать?



(Линии № 1.)

– Как они называются? (Прямые вертикальные линии.)

– Животные остались вами довольны и на прощание дарят вам стихи.

ПОЛОСАТЫЕ СТИХИ

Полосатые тигрята от рожденья полосаты.

Есть полоски y енота, и y зебры их без счёта.

Есть полоски на матрасе и полоски на матроске.

Есть полоски на террасе и полоски на березке.

Есть красивые полоски у рассвета и заката.

Но встречаются ребята – все от грязи полосаты...

Не хочу о них писать в полосатую тетрадь.

Г. Сапгир

Дополнительное задание на тетрадных листах (в узкую линию).

– Перед вами полосатые листки. Если хотите, вы можете нарисовать полосатое животное, которое поселится в нашем зоопарке.

Урок 6
ТРЕНИРОВКА В ПРОВЕДЕНИИ НАКЛОННЫХ
ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ


Цели: формировать навык проведения прямых и наклонных параллельных линий от заданных точек; закреплять знание понятий «вверху», «внизу», «вправо», «влево», «центр»; развивать мелкую моторику рук; учить соблюдать гигиенические правила при письме.

Ход урока

I. Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке –

Ручка, книжка и тетрадки.

Проверка готовности к уроку.

II. Объявление темы урока.

– Сегодня мы отправляемся с вами в лес. Кто из вас был в лесу? Расскажите, поделитесь впечатлениями.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

– Откройте пропись (с. 14). Рассмотрите рисунки.

– Что вам нужно будет выполнить? (Ответы детей.)

– Вы будете тренироваться проводить наклонные параллельные линии из заданных точек.

III. Работа по теме урока.

1. Подготовка к письму. Работа в прописи (с. 14).

2. Тренировка памяти и внимания.

– Внимательно посмотрите на картинку волшебного леса. Постарайтесь запомнить все детали. Теперь закройте прописи. Попробуйте воссоздать картину волшебного леса на магнитной доске.

Учитель показывает элементы иллюстрации, а дети говорят, где они расположены. Например, солнышко – в верхнем правом углу, травка – внизу, елочки – на траве, гриб – в середине на траве, цветок – на траве слева от гриба, бабочка – между солнышком и елками.

3. Самопроверка.

– Откройте прописи и проверьте, правильно ли вы воссоздали картину волшебного леса.

– Вам нравится наш лес? Лес способен поднять настроение любому человеку, который пришел в него как друг. Зеленый солнечный свет, особая лесная тишина, птичьи трели и жужжание насекомых, аромат лесных цветов несут успокоение и здоровье.



Наши нежные цветки распустили лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.

4. Работа по прописи (с. 15).

– Пора устроить привал. Отгадайте загадку:

Ай, стряпуха, ах, хозяйка!

Ты, дружок, ее узнай-ка:

Стоит только расстелить –

Всех сумеет накормить.

Много будет всяких блюд!

Как стряпуху ту зовут?

(Скатерть-самобранка.)

– Наша скатерть-самобранка требует ремонта. Что вам нужно сделать? (Провести прямые параллельные линии, наклонные параллельные линии.)

5. Самостоятельная работа (с. 15).

– Скатерть-самобранка готова. Чем она вас угощает? (Молоком, конфетами.)

– Послушайте советы доктора Айболита.

Учитель включает аудиозапись о пользе молока, овощей, фруктов и о вреде конфет, большого количества сладкого; причины кариеса.

– Что же вы выберете? Почему?

– А что это за предмет в правом нижнем углу? (Салфетка.)

– Для чего она нужна? Эта салфетка вам нравится? Почему?

– Что нужно сделать в задании? (Провести наклонные параллельные линии.)

IV. Итог урока.

– Что для вас оказалось самым интересным на уроке?

Урок 7
ТРЕНИРОВКА В ПРОВЕДЕНИИ
НАКЛОННЫХ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ


Цели: отрабатывать умение писать наклонные параллельные линии; развивать мелкую моторику рук.

Ход урока

I. Организационный момент.

НЕ СКУЧАЮ

Дома я один бываю, но без дела не скучаю:

Вырезаю из бумаги самолеты, звезды, флаги;

Мурку азбуке учу и на Мурку не ворчу;

Сам рисую лес и речку, птиц, зверей и человечков.

Маме с папой помогаю, никогда не забываю!

Г. Ладонщиков

– Как вы понимаете выражение «без дела не скучаю»?

– Что обычно говорят о людях, которые много успевают? (Что у них «дело в руках горит».)

– Бывает ли, когда вы остаетесь дома одни, что вам нечем занять себя? Чем вы обычно занимаетесь, ваше любимое занятие?

Игра «Мои занятия. Снежный ком».

Ученик называет занятие (например чтение). Второй ученик повторяет то слово, которое назвал первый, и добавляет свое (например, читать, танцевать). Третий ученик повторяет первые два слова и добавляет следующее (например, читать, танцевать, рисовать) и т. д.

– На уроке нам тоже не придется скучать.

II. Работа по теме урока.

– Сегодня мы продолжим учиться писать наклонные параллельные линии.

1. Работа в прописи (с. 16–17).

– Рассмотрите картинку. Эти мальчики не любят скучать. Давайте придумаем рассказ о том, как они провели свой день. Дайте им имена. (Витя, Ваня.)

– С чего начался их день? (С зарядки.)

– Мы тоже сделаем пальчиковую зарядку.



Вот помощники мои,

Как их хочешь, поверни

(Сжимают пальчики в кулачок).

Постучали

(Стучат пальчиками по парте),

Повертели

(Крутят перед собой)

И работать расхотели

(Кладут на парту для отдыха).

Раз, два, три, четыре, пять

(Загибают пальцы на правой руке) –

Сядем мы писать опять.

2. Работа в прописи (продолжение).

– Дальше мальчики умывались и чистили зубы. Витя взял красную зубную щетку. Проведите прямые наклонные линии в красной зубной щетке. О чем будете помнить во время письма? (Правила посадки. Линии ведем сверху вниз. Расстояние между линиями одинаковое.)

– Раскрасьте щетинки у щетки желтым карандашом.

Аналогичная работа с другой зубной щеткой.

– Чем занимались дети после завтрака? (Ребята отправились на море.)

– Сначала они купались и загорали. Посмотрите на ласковое солнышко. Сколько лучиков дорисуем? (6.)

– Как догадались? (Каждый лучик проведем из кружочка вправо.)

– Возьмите желтый карандаш и проведите лучики.

Мальчики сели в лодку. Ваня ловит … (бабочку), но поймать ее не может. Как вы дорисуете сачок у Вани? (Проведем прямые параллельные линии на одинаковом расстоянии друг от друга.)

– Чтобы нарисовать сетку сачка, нужно попарно соединить прямыми линиями синие точки на кольце на нижнем крае сетки. Соедините. Что заметили? (Не хватает трех точек.)

– Как правильно их поставить? (На одинаковом расстоянии друг от друга.)

– Поставьте точки синим карандашом. Простым карандашом дорисуйте сетку.

Аналогичная работа с изображением второго сачка.



А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Встали; руки вверх, в стороны, вперед, назад; повороты вправо, влево; сели.

3. Работа в прописи (продолжение).

– Витя – прекрасный рыбак. Он поймал большую рыбу. Остальные рыбаки спрятались поглубже. Нарисуйте волны синим карандашом. Как это сделаем? (Проведем волнистые линии слева направо.)

– Наступил вечер. Ребята пошли домой и по дороге нашли перышки. Мальчики решили завтра поиграть в индейцев. Помогите им подготовить перышки к игре – заштрихуйте их. Обратите внимание на направление движения. (Сверху вниз наискосок.)

III. Итог урока.

– Вот так весело Витя и Ваня провели свой день, а мы – урок письма. Кто скучал на уроке?

Звучит стихотворение «Всегда найдется дело для умелых рук».

Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг:
Цыпленка надо напоить, котенка надо накормить,
И посуду, и посуду, и посуду перемыть.

Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг:
И грядки надо поливать, и куклу надо обшивать,
И картинки, и картинки, и картинки рисовать.

Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг:
А тот, кто дело не найдет, пускай скучает целый год.
И лентяем, и лентяем, и лентяем прослывет!

М. Ивенсен

Урок 8
ЗНАКОМСТВО СО СХЕМОЙ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА. ПРОВЕДЕНИЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ


Цели: познакомить со схемой звукового состава слова; учить интонационному выделению звука в слове; развивать зрительное восприятие.

Ход урока

I. Организационный момент.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

II. Постановка цели урока.

– Отгадайте загадки:

За пнем бугорок,

А в нем – городок.

(Муравейник.)

Без рук, без топоренка

Построена избенка.

(Гнездо.)

У дуба-дубища

Проклёваны дуплища.

(Изба.)

На доске – иллюстрации-отгадки.

– Что объединяет эти предметы? (Это дома для птиц, людей, насекомых.)

– Звери, птицы, люди строят себе дома, а мы на уроке будем учиться строить домики для слов. Эти домики будем называть схемами слов.

III. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику (с. 16).

– Рассмотрите картинку в учебнике. Составьте рассказ о девочке. Что кричит девочка? («Ау!»)

– Произнесите это слово хором. Потяните первый звук в слове. ([ааааау].)

– Назовите первый звук. ([а].)

– Сейчас я буду рисовать комнату для этого звука.

Учитель рисует на доске желтым цветом □.

– Потяните следующий звук. ([аууууу].)

– Назовите этот звук. ([у].)

– Сколько звуков в слове «ау»? (2.)

– Я нарисую рядом с первой комнатой – вторую, для звука [у].

Учитель рисует рядом еще один – желтым цветом.

– Мы построили домик для слова «ау». А теперь научимся читать это слово по схеме. Я буду вести по доске указкой; на какую комнату покажу, тот звук и поете.

Учитель ведет указкой по схеме и поет звуки вместе с детьми: [ааа] – [ууу].

– Кто сможет сам прочитать это слово? (У доски ученик повторяет действия учителя, поет [ааа] – [ууу].)

– А теперь я покажу одну комнату, а вы спойте звук, который в ней живет.



– У нас на доске получился звуковой дом. Но чтобы звуковые дома получались красивые и прочные, нужен строительный материал – фишки желтого цвета. Каждая фишка – комната для звука.

2. Работа с фишками (см. вкладыш к «Букварю»).

– Приступаем к строительству слова «ау». Возьмите в руку одну фишку – это комната для первого звука. Сейчас мы будем «ловить» первый звук. Для этого надо произнести слово так, чтобы этот звук был слышен.

Учитель произносит «ааау» и одновременно берет фишку. Фишка прикрепляется к доске. Дети кладут свои фишки перед собой и называют «пойманный звук».

– Мы поймали звук [а]. Все слово разобрали? В нем есть еще звуки? Возьмем комнату-фишку для второго звука. Произнесем слово так, чтобы услышать второй звук «ауууу».

Интонирование звука сопровождается движением фишки. Вторая фишка ставится рядом с первой. Дети еще раз называют звук, обозначенный этой фишкой, – [у]; учитель вместе с детьми прочитывает слово.

– Что получилось? (Ау.)

3. Работа по картинкам в учебнике (с. 16). Нахождение места звуков [а], [у] в словах.

– Помогите каждому звуку пропеть его песенку. Найдите слова с одинаковыми звуками. (Ухо, жук, гусь, луна, арбуз. Лиса, луна, арбуз.)

– Какие слова встретились в первой и во второй группе? (Луна, арбуз.)

– У какого слова самый длинный домик-схема? (У слова «арбуз».)

– Сколько звуков в этом слове? Посчитайте комнаты в домике-схеме. (5 звуков.)



Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Ну а шесть – тихонько сесть.

Семь, восемь – лень отбросим

И работать вновь начнём.

4. Работа в прописи (с. 18).

На доске – рисунки к сказке «Три поросенка».

– Жили на свете три поросенка. Были они кругленькие, маленькие, с одинаковыми хвостиками. Отгадайте, как их зовут?

Три весёлых поросенка по лесу гуляют,
Как прогнали злого волка, песню распевают.
Посчитай их: раз, два, три.
Имена их назови.

Дом построил из соломы –

Волк раздул его хоромы,

Оттого что был ленив
Братец старшенький... (Ниф-Ниф).

Сучья, ветки, листья, мох
Разметал по лесу волк,
Щёки серые раздув.
Потерял свой дом... (Нуф-Нуф).

Из камней построил дом,
Серый волк не страшен в нем.
Острый ум и добрый нрав –
Это третий брат... (Наф-Наф).

С.Черемисина

– Поросятам нужна ваша помощь. Рассмотрите рисунки в прописи. Какие линии нужно начертить? (Прямые линии.)

– На уроке мы будем тренироваться в проведении прямых наклонных линий. Кого поселим в первый домик? (Наф-Нафа.)

– Постройте ему два домика. Раскрасьте тот домик, который вам больше всех нравится. В нем и поселится Наф-Наф.

Аналогичная работа со следующими домиками.

– Домики готовы, но что-то наши поросята загрустили. Оказывается, маленьким поросятам скучно жить по одному в своих домиках. Решили поросята повеселиться в домике-крепости. Ребята, нарисуйте дом для братьев-поросят. (Дети рисуют.)

– Поросята очень довольны!

IV. Итог урока.

– Что вам больше всего понравилось на уроке?

Работа на нелинованной бумаге (дополнительное задание).

– Нарисуйте домик, в котором хотели бы жить вы.

Выставка домиков.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

Тема урока Страница iconПлан-конспект урока Тема
Тема и номер урока по теме Человек на войне. По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека». Урок №1
Тема урока Страница iconПлан-конспект урока тема урока: а
Цель урока: познакомить учеников с некоторыми фактами биографии А. С. Пушкина (детство, юность)
Тема урока Страница iconТема урока: Сергей Есенин. Жизнь и творчество. Цель урока
Цель урока: познакомить учеников с особенностями мировосприятия поэта; показать народность творчества С. Есенина
Тема урока Страница iconУрока и буклета. Предмет
Цель проекта: создание методической разработки урока по теме «Богатырская тема в искусстве», состоящей из презентации, развёрнутого...
Тема урока Страница iconУрока Тема урока Цели и задачи урока

Тема урока Страница iconПлан-конспект урока тема урока: И. С. Тургенев. «Муму». Духовные и нравственные качества героя
Цель урока: показать через сопоставления Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, духовное и нравственное превосходство...
Тема урока Страница iconУрока Тема урока Работа в тетради
Планирование уроков литературы в 8 классе (умк под ред. Г. С. Меркина) 2 часа в неделю 68 часов за год
Тема урока Страница iconТема урока Цели урока
Повторить правила обращения с книгами; развивать навыки чтения, составления рассказа по картинке
Тема урока Страница iconПлан-конспект урока тема урока Односоставные предложения
Моу столбищенская средняя общеобразовательная школа Лаишевского муниципального района рт
Тема урока Страница iconУрока Дата по плану Тема урока Материал учебника
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Анкетирование
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница