Урок с мультимедийной поддержкой




Скачать 344.29 Kb.
НазваниеУрок с мультимедийной поддержкой
страница1/3
Дата конвертации28.12.2012
Размер344.29 Kb.
ТипУрок
  1   2   3
Исследовательский проект.

Моделирование урока с использованием цифровых образовательных ресурсов и компьютерных технологий в изучении предметов искусства.

Масленко Ларисы Александровны,

учителя музыки МОУ "Лицей №1 пос. Львовский"

Содержание.

  1. Введение.

  2. Эффективность использования цифровых образовательных ресурсов и компьютерных технологий при изучении предметов искусства.

  3. Урок с мультимедийной поддержкой:

- опыт работы с презентациями;

- использование блок-схем;

- медиотека.

  1. Урок с компьютерной поддержкой:

  2. Контроль знаний учащихся с использование компьютерных технологий.

  3. Обучающие компьютерные программы.

  4. Использование электронных образовательных ресурсов.

  5. Организация исследовательской практики учащихся с помощью ИТ на

уроках искусства.

  1. Заключение.

  2. Источники информации.

Приложение.


Введение.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно.

В концепции модернизации Российского образования сказано, что главная задача образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Интерактивные методы обучения в школе хорошо помогают разнообразить уроки. Особенно эффективными являются уроки с использованием компьютерных технологий. Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности; они становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Система образования сегодня развивается в ситуации «шока от будущего», – человек рождается и учится в одном мире, а самостоятельно действовать ему придется в другом. В этих условиях школа должна формировать у учащихся новые навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Адекватным ответом на вызовы времени является реализация новой модели учебного процесса, ориентированного на самостоятельную работу учащихся, коллективные формы обучения, формирование необходимых навыков. Большую роль в этой трансформации может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационных технологий (ИТ), поскольку:

  • изучение и применение ИТ в учебном процессе позволяет получить учащимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе;

  • ИТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования;

  • широкое применение ИТ создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь.

Уроки искусства – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков искусства учителя и учащиеся могут готовить самые замечательные, самые интересные проекты, это уроки путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры, в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного изобразительного искусства. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал.

Итак, объект моего исследования - процесс использования цифровых образовательных ресурсов и компьютерных технологий в изучении предметов на уроках МХК и музыки.

2. Эффективность использования цифровых образовательных ресурсов и компьютерных технологий при изучении предметов МХК и музыка.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе следует считать приоритетным, поскольку именно они соответствуют эволюционной логике развития образования в нашей стране, мировым тенденциям этого процесса. Компьютер и созданные на его основе технологии и ресурсы являются уникальными по своим возможностям средствами обучения, благодаря чему прочно завоёвывают внимание педагогов и детей.

Интерактивность компьютера позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу, например, погружая их в определенную игровую ситуацию. Кроме того, ученик сам может задавать компьютеру предпочтительную форму помощи, способ изложения учебного материала.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Использование компьютерных технологий дает учителю возможность: 
- сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным, 
- учесть индивидуальные особенности учащихся, 
- интенсифицировать самостоятельную работу учащихся; 
- увеличить объем выполненных на уроке заданий; 
- быстро и точно оценить способности и знания ребенка, 
- за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать,

- применить новые, эффективные технологии, формы и методы обучения,
- стимулирует профессиональный рост педагога и наполняет.

Использование компьютерных технологий дает учащимся:

- повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия видов работы; 
- получения знаний в увлекательной и визуализированной форме,
- удовольствие от интереснейшего процесса познания, 
- получение быстрого и объективного результата оценки знаний с указанием ошибок, 
- овладение компьютерной грамотностью, освоение учащимися современных информационных технологий.

Условия, обеспечивающие эффективность использования цифровых образовательных ресурсов и компьютерных технологий в изучении искусства:

  • Разработка системы уроков по МХК и музыке с приложениями (компьютерными презентациями, интерактивными схемами и т.д.).

  • Использование ЦОР, ЭОР, Интернет – ресурсов при подготовке и проведению уроков.

  • Широкое внедрение накопленных программно – методических материалов в образовательный процесс.

  • Мониторинг успеваемости и качества знаний по МХК и музыке, проведение компьютерного тестирования.

  • Создание электронной базы кабинета искусства.

  • Совершенствование профессиональной ИТ- компетентности педагога.

Рекомендации психологов, которые следует учитывать при разработке уроков с использованием компьютерных технологий:

  • информация на экране должна быть структурирована;

  • визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию;

  • темп работы должен варьироваться;

  • периодически должны варьироваться яркость цвета и /или громкость звука;

  • содержание визуализируемого учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным.


3. Урок с мультимедийной поддержкой.

Так называется урок, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала.

Проектируя будущий мультимедийный урок, необходимо продумать

последовательность технологических операций, способы подачи информации на большой экран. Для чего предназначен мультимедийный урок:

  • для изучения нового материала, предъявления новой информации;

  • для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

  • для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;

  • для обобщения, систематизации знаний?

Вполне очевидно, что степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, можно сэкономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски.

Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.

 Задача совершенствования способов подачи и систематизации эстетической информации на уроках искусства, а также системы учета достижений школьников в этой области с учетом возможностей использования информационных технологий реализуется при создании учителем презентаций и слайд-фильмов, блок-схем и компьютерных тестов.

Опыт работы с презентациями .

На уроках искусства при изложении учебного материала я использую готовые программные средства или созданные мной электронные разработки и презентации, что дает возможность повысить эффективность процесса обучения. Создание и использование презентаций, электронных фотоальбомов, виртуальных экскурсий – весьма интересное и творческое дело. Сейчас в моей методической копилке есть презентации практически к каждому уроку.

С помощью презентаций на уроках музыки и МХК мы знакомимся с творчеством великих художников, скульпторов, архитекторов, с шедеврами мирового искусства

Благодаря мультимедиа на уроках МХК и музыки возможен анализ и сопоставление произведений различных видов искусства, сравнивание работ разных художников, ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Так, я презентации широко использую:

  • на уроках знакомства с жанрами искусства;

  • во время знакомства с творчеством того или иного композитора, художника, скульптора, архитектора;

  • при изучении особенностей и разнообразия тембров музыкальных инструментов;

  • при изучении таких тем как “Семь чудес света “, “Жанры изобразительного искусства”- «Искусство» 9 класс, «Культура ацтеков» - 10 класс МХК по программе Г.Даниловой, «Состав симфонического оркестра» - «Музыка» и др.

  • при закреплении тем “Культура древней Греции” – МХК, 10 класс; «Красота в жизни и в искусстве» -«Искусство», 9 класс, «Можем ли мы услышать живопись?» - «Музыка», 5 класс.

Презентация к уроку МХК "Культура эпохи Возрождения" - урок МХК в 10 классе, знакомит учащихся с культурой эпохи Возрождения.
На уроке даётся понятие Эпохи Возрождения, обращается внимание на характерные особенности этой эпохи. Знакомлю учащихся с творчеством Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Более подробно рассказываю о некоторых картинах этих художников: Леонардо да Винчи "Мона Лиза "(Джоконда); Микеланджело Буонарроти "Страшный суд"; Рафаэль Санти "Мадонна Конестабиле", "Сикстинская мадонна", «Афинская школа»

Презентация  к уроку «Искусство» (9 класс) под общей темой :"Художественное  мышление в  авангарде  науки" ,"художник и учёный" наглядно убеждает учащихся, что многие  выдающиеся  ученые  ценили  искусство  и  признавались,  что  без занятий музыкой, живописью,  литературным  творчеством  они  не  совершили  бы  своих  открытий  в  науке

В презентации о культуре Северного Возрождения через творчество А. Дюрера, состоящей из 34 слайдов, представлены картины немецкого художника и гравера Альбрехта Дюрера. В презентацию включены его акварельные этюды, гравюры, картины, написанные маслом, а также автопортреты.

Особенно необходимо использование презентации на интегрированных уроках (музыка, ИЗО, литература). Например – это урок МХК “Слышишь, море говорит стихами”демонстрирует взаимодействие живописи, поэзии и музыки, объединенных одной темой. На данном уроке “языком” трех искусств раскрывается образ моря. Для исследования учащимся предлагаются произведения И.К. Айвазовского, фрагмент из симфонической картины Н.А. Римского-Корсакова “Шахеразада. Море и корабль Синдбада” и стихотворения русских и зарубежных поэтов. Необходимый эмоциональный настрой дает возможность обучающимся почувствовать взаимопроникновение различных видов искусств, дополняющих друг друга и позволяющих более полно раскрыть тему.

Или урок – презентация по теме: “Богатырская тема в искусстве» (5 класс), с целью показать многостороннюю связь между видами искусств на примере “Богатырской темы”.

Использование блок-схем.

Передо мной часто встает задача так отобрать, скомпоновать и оформить материал, чтобы ученики могли в считанные минуты освежить в памяти, систематизировать уже знакомые сведения или увидеть, на какие аспекты следует обратить внимание в темах, которые будут предложены в дальнейшем. В связи с этим появилась необходимость в разработке тематических блок-схем по крупным темам предмета. Особенно удобны блок-схемы для работы на вступительных и обобщающих уроках. Помимо удобства для быстрого повторения, они помогают учащимся скорректировать их собственные записи на уроках, уточнить формулировки, осознать связи, запомнить зрительные образы и символы.

Например, блок-схема «Виды искусств» помогает детям усвоить основную терминологию МХК при первом знакомстве с предметом, а блок-схема «Искусство эпохи Возрождения» наглядно показывает этапы Возрождения и основных их представителей.

Интерактивная схема «Древнеегипетский храм» показывает план древнеегипетского храма, представляющий основные помещения храма и их краткие характеристики. При подведении курсора к поясняющим надписям (например, Святилище) выделяются определённые части схемы. Эти схемы можно использовать и при опросе. В этом случае ученик сначала показывает соответствующую часть храма, а потом проверяет свой ответ.

Или интерактивная схема готического храма, на которой представлены основные элементы храма, а также фотографии с реальными примерами из существующих памятников архитектур; интерактивная схема Акрополя, на которой можно выделить и рассмотреть отдельные объекты ансамбля; интерактивный план Древнего Рима, на котором показаны наиболее важные строения древнего города.

3. Медиатека.
Современные информационные технологии обусловливают необходимость в создании медиатеки. Используя возможности компьютера и прикладных программ и приложений, я формирую собственные средства обучения, составляю свои презентации и осуществляю образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогают разнообразить уроки искусства. Это небольшие мультимедиа презентации по творчеству того или иного художника, тесты - опросники по различным темам.

Ресурсы медиатеки позволяют обогатить уроки интересными заданиями, способствующими повышению интереса учащихся к изучаемой теме.
4.Урок с компьютерной поддержкой.

Урок с компьютерной поддержкой – это несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди.

Урок с компьютерной поддержкой возможен, когда

  • учащиеся одновременно работают с учителем, а на определенном этапе переходят к работе за компьютером;

  • учащиеся попеременно работают на компьютере по указаниям учителя.

    Изложение нового материала иногда представляет трудность. Как изложить то, что пока неизвестно учащимся, понятно, доступно, интересно, чтобы уходя с урока, они смогли самостоятельно продолжить поиски ответов на поставленные вопросы. Я делаю это так: первый путь: озвучиваю цель урока, создаю проблемную ситуацию, а пути решения дети ищут самостоятельно, например: находят в сети Интернет материал по теме, определяют в каком ключе рассматривается поставленная проблема; находят произведения художника, которые отражают основные этапы его творчества; выписывают все изученные и вновь вводимые понятия; составляют вопросы.

Второй путь включения информационных технологий во время объяснения нового материала я применяю в случае, если учебный материал является сложным и, чтобы сделать учащихся активными участниками получения новой информации я предлагаю следующие задания: оживить материал с помощью иллюстрированного ряда или озвучить тему с помощью музыкальных фрагментов. Закрепление материала с помощью информационно-коммуникативных технологий стимулирует мыслительную активность учащихся, заставляет их творчески осмысливать новый материал. Я использую варианты заданий, например: подобрать к уже изученному материалу эпиграф – музыкальный или поэтический фрагмент. Обосновать свой выбор; составить интервью с художником, музыкантом, скульптором; подобрать лирические произведения к музыкальным сочинениям изучаемого композитора; подобрать иллюстрированный материал на тему определенного эмоционального состояния, возникшего в ходе изучения, например, музыки Моцарта, Батховена, Вивальди и др. Возможны также самостоятельные экскурсии в Интернете, просмотр мультимедийных лекций.

5.Контроль знаний учащихся с использование компьютерных технологий.

В данной части нашей работы мы остановимся на рассмотрении реальных практических разработок для контроля знаний учащихся, которые интересны им по форме, представляют собой повторение пройденного материала и дают возможность его творчески переосмыслить.

Прежде хотелось бы отметить, что мировая художественная культура является предметом области «Искусство», поэтому необходимо оперировать в первую очередь образами, а не понятиями или словами. В связи с этим учащиеся должны иметь перед глазами образ (картинку) даже во время проведения контроля знаний. Поэтому форма проведения опроса “Заморочки из компьютера” на узнавание произведений искусств является любимой формой работы учащихся.

С целью промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения я использую на уроках викторины, «Древо знаний», творческие задания: “Найди ошибку”, “Расшифруй композицию”, “Что лишнее в экспозиции? , определи авторов картин, заполни пустые рамки, соотнеси художников и картины и т.п.

Например, на уроке «Искусство» в 8 классе после изучения темы “Портрет” я даю задание: необходимо не только выбрать правильный ответ из предложенных, но и задать свои вопросы. Обучающиеся задают различные вопросы, в частности, что связывает диагонально-расположенные портреты (автопортреты русских художников).

Компьютерные контрольно-обучающие тесты.

Как известно, учёт знаний по предметам эстетического цикла – вопрос сложный и спорный. Однако, и учителю, и самим школьникам всё же хочется видеть результаты своих усилий.

Конечно, тестирование на компьютере не может служить основным способом учёта успехов по МХК, но как промежуточный или вспомогательный способ контроля оно вполне эффективно.

Мною создан пакет контрольно-обучающих тестов.
  1   2   3

Похожие:

Урок с мультимедийной поддержкой iconВсе изображения переименовываются латинскими буквами автор/работа/год и сохраняются в отдельную папку
Подготовка материалов для мультимедийной выставки «История дизайна Германии: кросс-культурный контекст»
Урок с мультимедийной поддержкой iconУрок 1: «Вводный урок». Урок 2
Урок 10: «Норманнские завоевания. Образование государств на Скандинавском полуострове»
Урок с мультимедийной поддержкой iconУрок занимает два часа (это урок природоведения и урок литературы)
Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности как необходимая предпосылка формирования научного мировоззрения...
Урок с мультимедийной поддержкой iconРегиональный конкурс «Грани педагогического исследования» Современный урок музыки
«урок музыки»? Урок музыки, является ли он формой обучения или «ситуацией извлечения», это всегда встреча с музыкальным искусством....
Урок с мультимедийной поддержкой iconУрок 1-2
Основные этапы жизни и творчества И. А. Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов» (урок 1-2)
Урок с мультимедийной поддержкой iconУрок 38 Первые страницы нового царствования Урок 39 Попытки укрепить империю и начало ее кризиса Тема 2 становление основных направлений общественной мысли уроки 40 41 Общественное движение после декабристов. «Люди сороковых годов»
Урок 35 Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 г. Первые организации будущих декабристов
Урок с мультимедийной поддержкой iconУрок литературы в 7 классе на тему «лермонтов «поле бородина»
Пояснительная записка: урок внеклассного чтения с использованием икт, содержит текстовый материал
Урок с мультимедийной поддержкой iconУрок Урок- посвящение на тему: «прерванный полет»
Технология проведения урока: проектная, на основе личностно ориентированного подхода, с элементами развивающего обучения
Урок с мультимедийной поддержкой iconУрок с использованием сот урок литературы в 7 классе «Час с Детством»
Развивающие: развитие умений а высказывать свою точку зрения, своё мнение, слышать других; б выделять главное
Урок с мультимедийной поддержкой iconУрок в 3-м классе по русскому языку. Урок провела: учитель I категории Мурадова Лейла Дамировна
«Развитие речи. Обучающее сочинение-описание по картине В. М. Васнецова «Аленушка»
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница