Всероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап)




Скачать 93.13 Kb.
НазваниеВсероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап)
Дата конвертации08.01.2013
Размер93.13 Kb.
ТипДокументы

шифр












ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП)

2012/13 УЧЕБНЫЙ ГОД

9 КЛАСС
Задание 1. Дайте определение следующим историческим понятиям

«Русская правда» _____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Земский собор________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

«Избранная рада» _______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________
Временнообязанные крестьяне____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

«Антанта»___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 2. По какому принципу организованы логические ряды? Кто лишний в каждом ряду?
1. Борис Годунов, Дмитрий Трубецкой, Василий Шуйский, Михаил Романов, Григорий Отрепьев

_______________________________________________________________________________________

2. К. Булавин, Ф. Прокопович, А. Меншиков, Б. Шереметев, Ф. Лефорт

_______________________________________________________________________________________

3. Д.Г. Левицкий, М.В. Ломоносов, Ф.С. Рокотов, В.Л. Боровиковский, И.П. Аргунов

_______________________________________________________________________________________
Задание 3. Распределите потомков Александра Невского, имена которых приведены ниже, по поколениям (впишите буквы, соответствующие правильным ответам):
Сыновья ____________

Внуки __________

Правнуки _________

Праправнуки _________
а) Юрий Даниилович

б) Даниил Александрович

в) Иван Красный

г) Иван Калита

д) Дмитрий Донской

и) Симеон Гордый


Задание 4. Перед вами четыре карты Древнерусского государства. Расположите их в хронологической последовательности, определите имена правителей каждого из представленных периодов. Назовите даты и направления походов, обозначенных на картах стрелками.


1

2

3

4

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Причитайте отрывок из летописи. Вставьте пропущенные имена, названия и даты. Объясните, о каком событии идет речь. Какую роль оно сыграло в истории нашей страны.
Бысть же в (год _______________) году в Нижнем Нове граде некий муж благолюбив и добросмыслен зело, именем (имя и фамилия _________________________), от посадского чина земским старейшинством почтен бысть в Ниж­нем граде. Тот (имя _________________), издавна слышав про храбрость смоленскую и про мужество дворян града Смоленска, колики помощи Московскому государству учиниша, государю верно послужиша, и многие грады побраша, и велию храбрость и радение показаша, за православную христианскую веру много постояша и многих противных полки побиша, и во всем непоколеби­мы, и помощию всесильного Бога вооружении, и храбри быша.

Созвав же всех нижего­родцев и нача доброумными своими словесы глаголати к ним: "О, братие и друзи, вси нижегородскии народы! Что сотворим ныне, видяще Московское государство в велико ра­зорении? Видим, братие, многих градов Российского государства разорение и православных христиан побиение, и всего богатства их лишение. И совет даю вам, братия моя: да призовем себе в Нижнем Нове граде храбрых и мужественных воин Московского государства. И разделим на три части имения своя: две для христолюбивого воинства, себе же едину часть оставим".

И собрав казны множество, тот благоразсудный (имя ____________________), ра­зобрав же дворян града Смоленска против их дворянския чести на три статьи, учинив первую статью, и середнюю, и меншую, и вместо государева жалованья даде им полныя оброки против их дворянской чести.

Потом же смольяне и нижегородцы, увидев, что князь (Имя и фамилия князя _____________________________________) в вотчине своей, в Нижего­родцам уезде живяше, и послаша к нему Нижнего выборных людей просити, чтоб был он в Нижнем у всей рати воеводою. В то время князь (имя князя ____________________) был ранен. Приидоша же к нему выборный люди и молиша его, дабы шел в Нижней Нов град. Он же, не презре моления их и поиде, от раны скорбен, в Нижней Нов град.

Тогда же изо всех градов ратныя люди начаша к нему съезжатися, видяще их доброе стройство к ратным людям. И собрашася многие полки, хотяше идти к царствующему граду (название города ______________________________), и писаша грамоты из Нижнего Нова града от всей Зем­ли по градом и по большим селам, чтобы ратным людям на станах готовили запасы и кормы, чтобы никакие скудости не было.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Перед вами отрывки из текстов, связанных с событиями Отечественной войны 1812 года. Расставьте их в хронологической последовательности и дайте обоснование. Ответ оформите в виде таблицы
А. Из давнего времени примечали мы неприязненные против России поступки французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всем нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь еще примирени­ем, оставались в пределах нашей империи, не нарушая мира, а быв токмо гото­выми к обороне.
Б ...Наполеон, не усматривая впереди ничего другого, как продолжение ужас­ной народной войны, способной в краткое время уничтожить всю его армию, видя в каждом жителе воина, общую непреклонность на все его обольщения, решимость всех сословий грудью стоять за любезное отечество, постигнув, на­конец, всю суетность дерзкой его мысли: одним занятием Москвы поколебать Россию, предпринял поспешное отступление вспять.
В …Жители причинили очень мало пожаров. Вы разрушили столицу по своей методе: определили для пожара дни и наз­начили части города, которые надлежало зажигать в известные часы. Я имею подробное известие обо всем. Доказательством, что не жители разрушили Мо­скву, служит то, что разбивали пушками дома и другие здания, которые бьши слишком крепки, стреляя в них посреди огня
Г...Первые две армии (1-я и 2-я Западные армии) расположены бы­ли по европейской нашей границе и должны были противостать вторжению армий, лично предводимых Наполеоном: но столько несоразмерны были силы, и так на большом пространстве рассеяны наши войска, что единственное сред­ство было отступление без потери времени...
Д. В селении …, в своей квартире, принял князь Кутузов, сообщив: «Позиция весьма невыгодна, дождаться в ней неприятеля весьма опасно… Потеря Москвы будет чувствительною для государя, но не будет внезапным для него происшествием, к окончанию войны его не наклонит и решительная воля его продолжать ее с твердостию. Сохранив Москву, Россия не сохраняется от войны жестокой, разорительной; но сберег­ши армию, еще не уничтожаются надежды отечества, и война, единое средство к спасению, может продолжаться с удобством. Успеют присоединиться, в раз­ных местах за Москвою приуготовляемые войска»…
Е …Наполеон, видя неудачу всех своих предприятий и все покушения его на левой наш фланг уничтоженными, обратил все свое внимание на центр наш, противу коего, собрав большие силы во множестве колонн пехоты и кавалерии, атаковал Курганскую батарею; битва была наикровопролитнейшая, несколько колонн неприятельских были жертвою столь дерзкого предприятия, но невзирая на сие, умножив силы свои, овладел он батареею, с коей однако ж генерал-лейтенант Раевский успел свести несколько орудий...





Отрывок

Пояснение











































Задание 7. Прочтите три свидетельства, относящиеся к одному событию истории России XIX в. и ответьте на вопрос, о каком событии идет речь?

  • В марте 1867 года состоялись переговоры между русским послом бароном Стеклем и государственным секретарем У. Сьюардом

  • Русская газета «Голос» недоумевала: «Более полстолетия компания завоевывала территорию, затрачивала свои капиталы. Эти затраты делались для будущего, и только в будущем они могли окупить себя».

  • Зарубежные газеты пестрели заголовками: «Глупость Сьюарда», «Зоопарк полярных медведей Джонсона», «Сьюардовский сундук со льдом»

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Задание 8. Прочитайте отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»


…«Вы сами знаете,

Нельзя же и без строгости?

Но я карал любя.

Порвалась цепь великая –

Теперь не бьем крестьянина,

Зато уж и отечески

Не милуем его»

Крестьяне добродушные

Чуть тоже не заплакали,

Подумав про себя:

«Порвалась цепь великая,

Порвалась – расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!...»


О какой «цепи» идет речь в поэме. С каким событием в истории России это связано. Объясните, какую роль это событие сыграло в развитии Российского государства

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 9. Перед вами фрагменты статей из энциклопедии и иллюстрации. Внимательно изучите их, сопоставьте фрагменты текстов и изображения, заполните пропуски в тексте и ответьте на вопросы

Фрагмент 1.

Князь Новгородский, великий князь Владимирский. Родился в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удалого, внук Всеволода Большое Гнездо.

Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу (____________), в устье реки Ижоры 15 июля (______) года над отрядом, которым, по легенде, командовал будущий правитель ярл Биргер. Князь лично участвовал в битве, «самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь». Считается, что именно за эту победу князя стали называть (___________).

Успешные военные действия князя надолго обеспечили безопасность западных границ Руси, но на востоке русским князьям пришлось склонить голову перед гораздо более сильным врагом – (__________). В (_______) году хан (______), правитель западной части монгольской державы – (____________________), вручил ярлык великого князя владимирского на управление покоренными русскими землями отцу князя.
Фрагмент 2.

Великий князь Московский, Владимирский и Новгородский. После смерти отца в (________) году в возрасте 9 лет стал князем. Фактическим верховным правителем при нем стал митрополит (__________) – человек недюжинного ума, умело пользовавшийся своим авторитетом для проведения в жизнь идеи главенства (________ город) в Северо-Восточной Руси.

8 сентября (_______) года в решающей для русских (________________) битве, развернувшейся между реками (_____________________), московский князь (имя ______________) разбил (____________________) войско, за что и получил прозвище (______________). Два года после победы Москва не платила дани завоевателям, пока новый хан (имя ________________), пользуясь поддержкой рязанского князя Олега, не взял город в (__________) году.

Фрагмент 3.

Князь Московский и всея Руси. После смерти отца 3-летний (___________) становится великим князем. Одним из сильных впечатлений в юности были «великий пожар» и Московское восстание (______) года. В том же году в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное (церемония __________________________) великого князя (имя ____________).

Вел активную внешнюю политику. В (_______) году была покорена Казань, затем (_______________) ханство в (_______) году, позднее в зависимость от русского правителя попали сибирский хан Едигер и Ногаи Большие.

За свою суровую внутреннюю политику получил прозвище (______________________)
1 2 3

______________________________ ____________________________ _______________________
Задание 10. Прочитайте биографические сведения об одном из донских генералов – героев Отечественной воны 1812 г. Назовите его имя

Родился 8 сентября 1775 года. Генерал-адъютант, генерал от кавалерии, командир 5-го резервного кавалерийского корпуса и начальник Императорского конвоя. Произведенный в 1788 году в сотники, он в течение двух лет с отрядом, составлявшим передовую цепь на турецкой границе, находился на берегах Черного моря, затем был переведен в Петербург и в 1791 году произведен в есаулы, а вскоре и в войсковые старшины. В Петербурге, благодаря положению отца и деда, скоро познакомился со многими представителями высшего света и, между прочим, с Г. Р. Державиным, по совету которого начал учебные занятия, так как ему удалось получить лишь поверхностное образование. В 1801 г. по личному разрешению императора получил графское достоинство и фамилию деда по материнской линии.

В 1812 году ему поручено было наблюдать за Неманом. Узнав о переходе 12-го июня французов через Неман, он собрал своих лейб-казаков и стал отступать. Французы бросились было за ним, но он опрокинул их. Это был первый бой русских с французами в Отечественную войну.

После взятия Парижа находился в свите императора при торжественном въезде монархов в столицу Франции. После Ватерлоо и вторичного занятия союзниками Парижа Людовик XVIII пожаловал ему орден св. Людовика 1-й степени, а император Александр I послал его с почетным поручением - отвезти в Петербург к императрице Марии Федоровне свой портрет.

Произведенный в день коронации императора Николая I в генералы от кавалерии, он 3-го октября того же 1826 года вышел в отставку, но уже в следующем году, по объявлении войны с турками, снова вернулся на службу.

___________________________________________________

Похожие:

Всероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап) iconВсероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап)

Всероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап) iconВсероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап)
Определите соответствие стратегических операций советских войск и их кодовые названия
Всероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап) iconМуниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе
Укажите автора и название произведений, из которых взяты эти отрывки. (5 баллов)
Всероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап) icon4. Олимпиада проводится по учебным предметам «Русский язык», «Литература»
Настоящий Порядок определяет организационное, методическое и финансовое обеспечение организации и проведения олимпиады школьников...
Всероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап) iconОлимпиада школьников по истории
Город, на месте которого раньше располагался шумерский город Кадангирр, что переводится как «врата бога» (по-аккадски это звучит...
Всероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап) iconДом Учителя Уральского федерального округа IX международная олимпиада по основам наук Первый этап
Научный руководитель проекта по предмету: Шустрова Елизавета Владимировна, доктор филологических наук, профессор кафедры перевода...
Всероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап) iconОтдел образования Муниципального образования Клепиковский муниципальный район
Материалы и исследования по рязанскому краеведению. Клепиковский сборник / Отв ред., сост. Б. В. Горбунов / Ряз обл ин-т развития...
Всероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап) iconНа школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории!
...
Всероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап) iconXiii муниципальная научно практическая конференция школьников «Золотой росток» «Н. И. Букин: имя в истории города»
Цель исследования: познакомиться с жизненным путем и творчеством поэта Н. И. Букина
Всероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап) icon«Полтавская битва великий этап военной истории России»
По итогам Северной войны Россия присоединила Ингрию, Карелию, Эстляндию, Лифляндию и часть Финляндии, прочно утвердившись на Балтике....
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница