Скачать 136.2 Kb.
|
Возможности использования Интернет-технологий на уроках и внеурочной деятельности учащихся Пестерева Т.В., методист по ИКТ МОУ ДПОС ММЦ Сегодня, когда многие говорят о пагубном влиянии компьютерных технологий на хрупкое сознание воспитанников, серьезные научные деятели проводят исследования, пишут статьи и доклады, дают рекомендации. Сейчас общение наших детей со сверстниками чаще виртуальное: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте, все больше заменяют "живое слово". С появлением широких возможностей использования компьютерных технологий в нашей школе, задача нас, как педагогов усложнилась. Редкий подросток, встретив во всемирной "паутине" информацию, выходящую за рамки морали, не заглянет в нее из любопытства. А как известно, воспитание должно основываться на примерах. К сожалению, идеалами для многих сельских учеников служат не космонавты или мыслители, а вымышленные герои компьютерных игр, боевиков, всевозможных развлекательных программ. В школе мы можем попытаться нейтрализовать отрицательное влияние современных нововведений. "Нет худа без добра", гласит русская народная пословица. Наряду с "минусами" в использовании информационных технологий, есть и свои "плюсы": Приведем конкретные примеры использования возможностей Интернета в учебных целях, которые можно применять как в традиционной организации обучения, так и при работе с новыми педагогическими технологиями. Прежде выясним, что может обучаемый ученик делать в Интернете и как эти возможности можно использовать учителем в учебном процессе. Все виды деятельности обучаемых, являющихся пользователями Интернета, можно условно разделить на три группы: 1) поиск и анализ информации — работа с браузерами, базами данных (электронные библиотеки), справочными системами и т. п.; 2) общение — электронная почта, чаты, списки рассылки, on-line форумы, видеоконференции, ICQ и т. д.; 3) публикация в сети — создание веб-страниц, сайтов, блогов. Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной деятельности учащихся. 1) Поиск и анализ информации Для осуществления поиска информации в Интернете, используются компьютерные программы для просмотра сайтов - браузеры. Операционная система Windows содержит браузер Internet Explorer, используемый 90% пользователей по всему миру. Существуют альтернативные браузеры: Opera, Firefox, Mozzila и др. Всемирная паутина включает в себя несколько поисковых систем, программ позволяющих наладить поиск: Яндекс, Апорт, Рамблер, Google, Одноклассники.ru, ВКонтакт и другие. Процедуры поиска и анализа информации можно разделить на две составляющие:
К поиску информации можно отнести следующие виды учебных заданий:
Большую пользу может принести использование электронных учебников (по работе с сайтами, повышению уровня компьютерной грамотности, офисными программами нового поколения….), обучающих программ, справочников, электронных энциклопедий, виртуальных лабораторий, обучающих и развивающих игр для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящих за рамки учебников. Приведем примеры нескольких сайтов, предоставляющих нам возможности использования готовых учебных продуктов. Единая региональная коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru В Единой Коллекции размещены учебно-методические материалы, которые ориентируют учителя на внедрение современных методов обучения, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий. В ее состав вошли наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, используемых в школах России, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы. Представлены в Коллекции и инновационные учебно-методические разработки, мотивирующие к использованию образовательных технологий. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/default.asp Включает разделы: Каталог портала Новостная лента Документы Министерства образования и науки РФОбразование в регионах Форумы и консультации портала Конструктор образовательных сайтов Журнал "Путь в науку« Проект "Выпускник" Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: мировая художественная культура Музыкальная коллекция Коллекция: исторические документы Коллекция: естественнонаучные эксперименты Коллекция: право в сфере образования Коллекция: диктанты — русский язык Коллекция: история образования Региональный центр развития образования www.orenedu.ru Разделы сайта представляют перечень ресурсов по основным предметам образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Ресурсы классифицированы по подразделам, строго соответствующим 13 основным дисциплинам общего образования. К ![]() Сайт создан в рамках реализации комплексного проекта информатизации образовательных учреждений. Один из разделов сайта «Методическая поддержка» включает рубрики:
Общие рекомендации Директору Завучу Учителям Библиотекарю Родителю Готовые разработки уроков, контрольных работ и викторин, созданные с использованием инструментальных возможностей «КМ-Школы» — по русскому языку, литературе, истории, математике, информатике, физике, биологии и другим предметам школьной программы. http://km-school.ru/r9/FAQ.asp Для пользователей и ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, касающиеся возможностей продукта «КМ-Школа».
Среди самых известных почтовых сервисов – на Западе – это Topica, в Рунете – Subscribe.Ru.
http://thefreedictionary.com. Работать можно как с английской, так и русской версией сайта. Переключитесь на русский язык. Сверху – строка Поиск. Продумайте заранее, что Вы будете искать с детьми в зависимости от возраста и темы урока. Слева приведен длинный список ссылок на словари, справочники, энциклопедии. Двигаясь по странице вниз, слева – прогноз погоды, который можно сравнить на разных континентах и у нас в поселке. В середине помещено Слово дня – 12 декабря – дидактика. Рядом приведены слова из смысловой группы: образование, обучение, педагогика и т.д. Далее мы найдем – Новость дня. День рождения известной исторической личности. Спросить, кто родился в этот день, возможно в будущем эти фамилии появятся на страницах сайтов, как людей вложивших особый вклад в судьбу страны. Так же на странице мы увидим знакомую игру «Виселица» - остановитесь на ней и дайте несколько минут поиграть. Это заинтересует детей и привлечет внимание к самостоятельной работе на сайте. Далее следует проверка правописания на английском языке. Ученики услышат слово и должны будут его записать на слух, а программа сообщит, угадали они его или нет. Выделите время для самостоятельного поиска информации. Предложите сохранить найденный материал и сделать небольшое сообщение или презентацию, объяснив, почему они выбрали такую тему, слово, личность или событие. В конце урока – объясните детям, что способы поиска информации на сайте аналогичны с работой на любом другом сайте. Главное – уметь отобрать нужное. Использовать возможности подобного рода сайтов, можно на любом уроке.
В последнее время более широко распространяется интерактивное общение в Интернете в реальном режиме времени. Можно показать такое общение с помощью Web – камеры, что дает возможность осуществить «живой» разговор. Виртуальные группы людей формируются как по предметному признаку, так и по определенному направлению. Понимание возможностей Интернет в учебной деятельности детей привело к активному подключению компьютеров в домашних условиях. Очень удобно общаться с учениками и родителями по электронной почте (статистика подключения учащихся к Интернету 2006г.- 100 учащихся: 2007г. – 300 учащихся, что составляет 30% от количества всех учащихся). Результаты анализируются и предоставляются всем желающим.
b) К сбору информации можно отнести следующие виды учебных заданий:
Проведение опросов. Выбирается интересующая учащихся тема, на пример отношение к выборам в школе, и опрашивается, возможно, как можно большее количество людей в сети. Консультация экспертов. Учащиеся могут обратиться за разъяснения ми к человеку, считающемуся экспертом в данной области.
Переписка между отдельными учащимися (например, знаменитый проект «Тандем» по изучению иностранных языков, когда в пару объединяются два носителя разных языков, чьей целью является овладение языком собеседника). Обсуждение заданной темы или вопроса (в асинхронной телеконференции или форуме). При этом следует учить аргументированию собственной позиции. Ролевая игра, которую ведет учащийся. Один из учащихся ведет виртуальные встречи с другими учащимися, скрывшись за маской выдуманного персонажа (Ломоносов, Айвазовский, Путин и т. д.). При этом учащиеся могут задавать ему самые разные вопросы, и чтобы ответить на них, ведущему приходится много читать и разбираться в обсуждаемой теме. Данную игру можно проводить как по электронной почте, так и в чате или видеоконференции. Ролевая игра, которую ведет преподаватель. В качестве примера приведем один из сайтов в Квебеке (Канада). Преподаватели организовали виртуальную деревню конца XIX в. Каждый из них взял на себя разные роли — кузнеца, доктора, почтальона и т. п. Учащиеся, чтобы пообщаться с данными персонажами, должны хорошо представлять себе, какой была жизнь в ту эпоху, а для этого им придется прочитать немало книг. Виртуальная встреча — учащиеся могут обратиться с вопросами к какой-либо известной личности. Например, к нобелевскому лауреату. Сообщение о встрече сопровождается досье следующего содержания: • как участвовать во встрече; • краткая биография приглашенного человека; • публикация одного из его произведений (например, статьи); • как будет происходить встреча. Виртуальные встречи можно проводить с помощью чата или видеоконференции. Консультации. Могут проводиться по электронной почте, иногда можно в виде чата. В этом случае преподаватель назначает регулярное время, когда он будет в сети, например, по средам с 18.00 до 19.00. Тематический чат. Он может иметь различные сценарии проведения, но должен отвечать следующим требованиям: до чата рассылается объявление о дате и времени его проведении. Студенты заходят в чат под своими реальными именами и фамилиями. На сайте Kinder.ru http://www.kinder.ru/kinder.asp?razdel=6 Skype - популярная программа для бесплатного общения голосом (и не только) через Интернет. Skype очень прост в обращении. Загрузите Skype, зарегистрируйтесь, установите, подключите наушники и микрофон, динамики или USB-телефон и звоните своим друзьям и близким. Данная технология обеспечивает безупречное качество звука, а сквозное шифрование гарантирует высокую степень безопасности при передаче данных через Интернет. Skype - также включает в себя функции видеочата и обычного чата. |