Возможности использования Интернет-технологий на уроках и внеурочной деятельности учащихся Пестерева Т. В., методист по икт моу дпос ммц




Скачать 136.2 Kb.
НазваниеВозможности использования Интернет-технологий на уроках и внеурочной деятельности учащихся Пестерева Т. В., методист по икт моу дпос ммц
Дата конвертации28.12.2012
Размер136.2 Kb.
ТипУрок

Возможности использования Интернет-технологий на уроках и внеурочной деятельности учащихся

Пестерева Т.В., методист по ИКТ МОУ ДПОС ММЦ




Сегодня, когда многие говорят о пагубном влиянии компьютерных технологий на хрупкое сознание воспитанников, серьезные научные деятели проводят исследования, пишут статьи и доклады, дают рекомендации. Сейчас общение наших детей со сверстниками чаще виртуальное: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте, все больше заменяют "живое слово". С появлением широких возможностей использования компьютерных технологий в нашей школе, задача нас, как педагогов усложнилась. Редкий подросток, встретив во всемирной "паутине" информацию, выходящую за рамки морали, не заглянет в нее из любопытства.

А как известно, воспитание должно основываться на примерах. К сожалению, идеалами для многих сельских учеников служат не космонавты или мыслители, а вымышленные герои компьютерных игр, боевиков, всевозможных развлекательных программ.

В школе мы можем попытаться нейтрализовать отрицательное влияние современных нововведений. "Нет худа без добра", гласит русская народная пословица. Наряду с "минусами" в использовании информационных технологий, есть и свои "плюсы":

Приведем конкретные примеры использования возможностей Интернета в учебных целях, которые можно применять как в традиционной организации обучения, так и при работе с новыми педагогическими технологиями.

Прежде выясним, что может обучаемый ученик делать в Интернете и как эти возможности можно использовать учителем в учебном процессе.

Все виды деятельности обучаемых, являющихся пользователями Интернета, можно условно разделить на три группы:

1) поиск и анализ информации — работа с браузерами, базами данных (электронные библиотеки), справочными системами и т. п.;

2) общение — электронная почта, чаты, списки рассылки, on-line форумы, видеоконференции, ICQ и т. д.;

3) публикация в сети — создание веб-страниц, сайтов, блогов.

Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной деятельности учащихся.

1) Поиск и анализ информации

Для осуществления поиска информации в Интернете, используются компьютерные программы для просмотра сайтов - браузеры. Операционная система Windows содержит браузер Internet Explorer, используемый 90% пользователей по всему миру. Существуют альтернативные браузеры: Opera, Firefox, Mozzila и др.

Всемирная паутина включает в себя несколько поисковых систем, программ позволяющих наладить поиск: Яндекс, Апорт, Рамблер, Google, Одноклассники.ru, ВКонтакт и другие.

Процедуры поиска и анализа информации можно разделить на две составляющие:

  1. поиск опубликованной в сети информации;

  2. сбор информации, не представленной в сети, с целью ее публикации в
    сети.

К поиску информации можно отнести следующие виды учебных заданий:

    • использование ресурсов электронных библиотек;

Большую пользу может принести использование электронных учебников (по работе с сайтами, повышению уровня компьютерной грамотности, офисными программами нового поколения….), обучающих программ, справочников, электронных энциклопедий, виртуальных лабораторий, обучающих и развивающих игр для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящих за рамки учебников. Приведем примеры нескольких сайтов, предоставляющих нам возможности использования готовых учебных продуктов.

Единая региональная коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

В Единой Коллекции размещены учебно-методические материалы, которые  ориентируют учителя на внедрение современных методов обучения, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий. В ее состав вошли наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, используемых в школах России, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы. Представлены в Коллекции и инновационные учебно-методические разработки, мотивирующие к использованию  образовательных технологий.

Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/default.asp

Включает разделы:

Каталог портала

Новостная лента

Документы Министерства образования и науки РФОбразование в регионах

Форумы и консультации портала

Конструктор образовательных сайтов

Журнал "Путь в науку«

Проект "Выпускник" 

Коллекция: русская и зарубежная литература для школы

Коллекция: мировая художественная культура

Музыкальная коллекция

Коллекция: исторические документы

Коллекция: естественнонаучные эксперименты

Коллекция: право в сфере образования

Коллекция: диктанты — русский язык

Коллекция: история образования
Региональный центр развития образования www.orenedu.ru

Разделы сайта представляют перечень ресурсов по основным предметам образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Ресурсы классифицированы по подразделам, строго соответствующим 13 основным дисциплинам общего образования.

КМ-школа («Кирилл и Мефодий») http://km-school.ru/

Сайт создан в рамках реализации комплексного проекта информатизации образовательных учреждений. Один из разделов сайта «Методическая поддержка» включает рубрики:

Общие рекомендации

Директору

Завучу

Учителям

Библиотекарю

Родителю

Готовые разработки уроков, контрольных работ и викторин, созданные с использованием инструментальных возможностей «КМ-Школы» — по русскому языку, литературе, истории, математике, информатике, физике, биологии и другим предметам школьной программы.

  • Подсказки

http://km-school.ru/r9/FAQ.asp

Для пользователей и ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, касающиеся возможностей продукта «КМ-Школа».


    • Использование сервисов почтовых рассылок. Сервисы почтовых рассылок, дают возможность подписаться на электронные периодические издания и получать их по мере выхода новых выпусков на свой почтовый электронный ящик.

Среди самых известных почтовых сервисов – на Западе – это Topica, в Рунете – Subscribe.Ru.



    • Написание и защита рефератов разных видов на основе материалов из сети: реферат-обзор, реферат-рецензия, который в электронном виде размещается на сайте школы, а защита проводится в виде чата или обсуждения в телеконференции. Анализ существующих в сети рефератов на данную тему, их оценивание, создание рейтинга ученических работ; составление коллекции аннотированных ссылок Интернета по теме.




    • Рецензия на сайт по изучаемой теме и ее презентация.




    • Работа с веб-квестом, подготовленным преподавателем или найденным
      в сети.

http://thefreedictionary.com. Работать можно как с английской, так и русской версией сайта. Переключитесь на русский язык. Сверху – строка Поиск. Продумайте заранее, что Вы будете искать с детьми в зависимости от возраста и темы урока. Слева приведен длинный список ссылок на словари, справочники, энциклопедии. Двигаясь по странице вниз, слева – прогноз погоды, который можно сравнить на разных континентах и у нас в поселке.

В середине помещено Слово дня – 12 декабря – дидактика. Рядом приведены слова из смысловой группы: образование, обучение, педагогика и т.д. Далее мы найдем – Новость дня. День рождения известной исторической личности. Спросить, кто родился в этот день, возможно в будущем эти фамилии появятся на страницах сайтов, как людей вложивших особый вклад в судьбу страны. Так же на странице мы увидим знакомую игру «Виселица» - остановитесь на ней и дайте несколько минут поиграть. Это заинтересует детей и привлечет внимание к самостоятельной работе на сайте.

Далее следует проверка правописания на английском языке. Ученики услышат слово и должны будут его записать на слух, а программа сообщит, угадали они его или нет. Выделите время для самостоятельного поиска информации. Предложите сохранить найденный материал и сделать небольшое сообщение или презентацию, объяснив, почему они выбрали такую тему, слово, личность или событие. В конце урока – объясните детям, что способы поиска информации на сайте аналогичны с работой на любом другом сайте. Главное – уметь отобрать нужное. Использовать возможности подобного рода сайтов, можно на любом уроке.

 

    • Обзоры профессиональных телеконференций, анализ обсуждения актуальных проблем.

В последнее время более широко распространяется интерактивное общение в Интернете в реальном режиме времени. Можно показать такое общение с помощью Web – камеры, что дает возможность осуществить «живой» разговор. Виртуальные группы людей формируются как по предметному признаку, так и по определенному направлению. Понимание возможностей Интернет в учебной деятельности детей привело к активному подключению компьютеров в домашних условиях. Очень удобно общаться с учениками и родителями по электронной почте (статистика подключения учащихся к Интернету 2006г.- 100 учащихся: 2007г. – 300 учащихся, что составляет 30% от количества всех учащихся). Результаты анализируются и предоставляются всем желающим.


    • «Поиски сокровища». Преподаватель находит (или прячет) где-то в сети интересный документ, который учащиеся должны отыскать с помощью поисковых систем, используя ключевые слова, формулируя другими словами заданную проблему.



    • Использование мультимедиа-материалов к заданной теме (текст, иллюстрации,
      анимации, видео, аудио).




    • Иллюстрация найденного текста своими мультимедиа-материалами (графика, схемы, таблицы и т. д.).


b) К сбору информации можно отнести следующие виды учебных заданий:

  • проведение опросов,

  • консультации экспертов.

Проведение опросов. Выбирается интересующая учащихся тема, на пример отношение к выборам в школе, и опрашивается, возможно, как можно большее количество людей в сети.

Консультация экспертов. Учащиеся могут обратиться за разъяснения
ми к человеку, считающемуся экспертом в данной области.

    1. Общение: виртуальные встречи, переписка, обсуждение, ролевые игры.

Переписка между отдельными учащимися (например, знаменитый проект «Тандем» по изучению иностранных языков, когда в пару объединяются два носителя разных языков, чьей целью является овладение языком собеседника).

Обсуждение заданной темы или вопроса (в асинхронной телеконференции или форуме). При этом следует учить аргументированию собственной позиции.
Ролевая игра, которую ведет учащийся.

Один из учащихся ведет виртуальные встречи с другими учащимися, скрывшись за маской выдуманного персонажа (Ломоносов, Айвазовский, Путин и т. д.). При этом учащиеся могут задавать ему самые разные вопросы, и чтобы ответить на них, ведущему приходится много читать и разбираться в обсуждаемой теме.
Данную игру можно проводить как по электронной почте, так и в чате или
видеоконференции.
Ролевая игра, которую ведет преподаватель. В качестве примера приведем один из сайтов в Квебеке (Канада). Преподаватели организовали виртуальную деревню конца XIX в. Каждый из них взял на себя разные роли —
кузнеца, доктора, почтальона и т. п. Учащиеся, чтобы пообщаться с данными
персонажами, должны хорошо представлять себе, какой была жизнь в ту эпоху, а для этого им придется прочитать немало книг.

Виртуальная встреча — учащиеся могут обратиться с вопросами к какой-либо известной личности. Например, к нобелевскому лауреату. Сообщение о встрече сопровождается досье следующего содержания:

• как участвовать во встрече;

• краткая биография приглашенного человека;

• публикация одного из его произведений (например, статьи);

• как будет происходить встреча.

Виртуальные встречи можно проводить с помощью чата или видеоконференции.

Консультации. Могут проводиться по электронной почте, иногда можно в виде чата. В этом случае преподаватель назначает регулярное время, когда он будет в сети, например, по средам с 18.00 до 19.00.

Тематический чат. Он может иметь различные сценарии проведения, но должен отвечать следующим требованиям: до чата рассылается объявление о дате и времени его проведении. Студенты заходят в чат под своими реальными именами и фамилиями. На сайте Kinder.ru http://www.kinder.ru/kinder.asp?razdel=6

Skype - популярная программа для бесплатного общения голосом (и не только) через Интернет. Skype очень прост в обращении. Загрузите Skype, зарегистрируйтесь, установите, подключите наушники и микрофон, динамики или USB-телефон и звоните своим друзьям и близким. Данная технология обеспечивает безупречное качество звука, а сквозное шифрование гарантирует высокую степень безопасности при передаче данных через Интернет. Skype - также включает в себя функции видеочата и обычного чата.
Характеристики:
Бесплатные звонки между абонентами Skype, где бы они ни находились.

Видеосвязь, позволяющая собеседникам видеть друг друга.
Отправка SMS-сообщений друзьям в пути.Групповой чат с участием до 100 человек или телефонная конференция с участием до 4 человек (не считая ведущего).
Поиск информации в Интернете при помощи панели инструментов Google (функция устанавливается по желанию пользователя). Бесплатная загрузка


Присутствие на расстоянии. Видеоконференции могут дать учащимся возможность наблюдать за работой лунохода, стыковками орбитальных станций; присутствовать на экспериментальных медицинских операциях, т. п.
3) Публикация в сети

  • Создание тематических веб-страниц индивидуально и в мини-группах (совместное творчество — одна из наиболее популярных используемых в сети моделей. Учащиеся пишут совместные тексты, создают учебные пособия и т. п., работая в мини-группах и предоставляя всем желающим возможность увидеть и оценить их творчество).




  • Создание веб-квестов для работы по теме и размещение их на школьном сайте. Например, огромной популярностью в мире пользуется конкурс ThinkQuest, где учащимся разных стран предлагается создать образовательные странички на любую интересующую их тему. Главное условие — читатели данных страниц должны получить полное представление о затронутой проблеме.




  • Сетевые публикации. Публикация исследовательских и реферативных работ на школьном сайте (возможно в рамках издания школьной газеты, бюллетеня), и сайтах других организаций. Н.: Живое слово http://www.livejournal.com/ . Вы можете использовать LiveJournal разными способами: как личный дневник, блог, дискуссионный форум, социальную сеть и так далее. Это возможность выразить себя, поделиться своей жизнью и связаться с друзьями в сети.

Интернет и образование http://www.openclass.ru/io . В данном сетевом журнале печатаются статьи педагогов нашего района.


  • Создание банка данных об инженерных, литературных и т. п. находках учащихся, банка игр и упражнений.




  • Конкурсы — элемент состязательности дает дополнительную мотивацию для выполнения задания (например, сетевая викторина). В сети публикуются вопросы, на которые нужно ответить за определенный срок (например, неделю). Оцениваются эрудированность и грамотность изложения, а также оформление ответов.




    • Участие в сетевых олимпиадах.

Основная проблема наших детей, это то, что практически невозможно проявить свои способности на уровнях выше школьного. В олимпиадах, которые организуются на федеральном уровне, участвуют дети всех школ края, в том числе, имеющие профильные классы по заявленным предметам. Шансов на победу – практически нет. Поэтому, самый разумный выход из этого положения – это участие в сетевых предметных олимпиадах.

Если Ваши дети  любят участвовать в конкурсах по математике или в математических олимпиадах, тогда  обратитесь на сайт "Сократ". http://www.develop-kinder.com/

На этом сайте стартуют названные в честь мыслителя и философа Сократа математические игры-конкурсы и олимпиады для школьников и дошкольников.

Включаясь в Олимпиаду по математике "Сократ" вы:

 получите информационные письма,

 порешаете логические задачи вместе со школьниками со всего мира,

 заработаете очки и баллы в играх по математике,

 обсудите задачи на Детских Форумах,

 и многое другое, о чем написано в разделе сайта как протекают конкурсы-игры "Сократ".

Портал "Сократ" приглашает к участию школы. Помощь со стороны интернет-сервиса "Сократ" - абсолютно бесплатная, как для школы, так и для ее учеников.

Центр "Эйдос"    http://www.eidos.ru/

14-28 января – Конкурс-проект "Моя сказка" (литература)

    Для участия в интернет-сервисах школе не нужно никакого дополнительного оборудования или программного обеспечения, никаких специальных знаний. Необходим лишь компьютер с выходом в Интернет.


  • Создание в сети фотосериалов. Современные цифровые фотоаппараты помогут создать серию изображений на заданную тему. Это может быть заданием для учащихся - создать веб-страницу с описанием какого-либо процесса. Например, смена времен года в различных климатических поясах. Учащиеся смогут увидеть, что происходит с природой в один и тот же день на различных географических широтах. Фотосериал занимает значительно меньше места, чем видеоролик, и очень часто показывает те же операции нагляднее. Фотосериалы можно использовать в ходе обучения и гуманитарным предметам, так как они позволяют показать развитие ситуации.

  • Создание блогов. Блог — это личный сайт пользователя, сетевой журнал, доступный общественному просмотру и состоящий из регулярно обновляемых записей, изображений и мультимедиа. Предполагает полемику читателя с автором.

Разработка блогов по определенной тематике (заранее предложенной учителем), поведет за собой создание банка школьных идей, учебного материала (примеры см. в презентации).

  • Проектная деятельность.

Проект «Местная история» www.edu.nsu.ru/lokal для учащихся начальных классов.

Проведение экспериментов между двумя школами посредством обработки информации через оборудование, размещенное в Интернете («Новые возможности для определения лобового сопротивления тел при движении в воздухе»). Для работы над проектом были отобраны учащиеся, чей уровень был выше среднего в области предметных знаний, компьютерной грамотности, владения цифровыми образовательными ресурсами. Таким образом, создаются две бригады, в рамках одного сетевого сообщества и выполняют одну интересную работу. Технологическая база упомянутого оборудования позволяет оперативно получать информацию о проведенном опыте в удобном электронном виде. С помощью программ для работы с данными любой полученный опыт достаточно просто обработать, вырезать какой-либо фрагмент и перевести в удобный вид – графики, таблицы, гистограммы или транспонировать в программу Exsel. www.lyceum1502.ru

Социальные сети для детей «Мир Бибигона» и «Бибигоша»

http://www2.mirbibigona.ru/cgi-bin/sd.fcgi

http://www.bibigon.ru/


Технологии постоянно развиваются и мы, порой, не всегда успеваем за ними. Это может быть связано с отсутствием времени, желания, необходимости, а может быть просто "боязни" неизвестного. Давайте постепенно преодолевать этот барьер. Тем более, что многие не просто владеют новыми технологиями, но и вовсю используют их не только для развлечения, но и с пользой для дела.
Приведенные примеры не являются исчерпывающими — здесь все зависит от творчества преподавателя и его умения использовать современные возможности ИКТ-технологий учебном процессе.

.









Похожие:

Возможности использования Интернет-технологий на уроках и внеурочной деятельности учащихся Пестерева Т. В., методист по икт моу дпос ммц iconСовременное образование не может полноценно развиваться без использования интернет-технологий, которые давно уже стали важным элементом молодежной культуры
...
Возможности использования Интернет-технологий на уроках и внеурочной деятельности учащихся Пестерева Т. В., методист по икт моу дпос ммц iconПривитие интереса к предметам «русский язык» и «литература» путем использования на уроках интерактивных технологий

Возможности использования Интернет-технологий на уроках и внеурочной деятельности учащихся Пестерева Т. В., методист по икт моу дпос ммц iconИсследовательская деятельность учащихся на уроках литературы
В этой ситуации обучающие возможности художественной литературы не уменьшаются, а увеличиваются. Поиск, понимание, умение увидеть...
Возможности использования Интернет-технологий на уроках и внеурочной деятельности учащихся Пестерева Т. В., методист по икт моу дпос ммц iconПрименение cms для организации самообразовательной деятельности студентов
Гибкое управление самообразованием учащихся и педагогов в области интернет – технологий и обеспечение учебного процесса необходимыми...
Возможности использования Интернет-технологий на уроках и внеурочной деятельности учащихся Пестерева Т. В., методист по икт моу дпос ммц icon«Методика организации исследовательской деятельности учащихся с повышенным уровнем мотивации на уроках музыки»

Возможности использования Интернет-технологий на уроках и внеурочной деятельности учащихся Пестерева Т. В., методист по икт моу дпос ммц iconПрограмма внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от...
Возможности использования Интернет-технологий на уроках и внеурочной деятельности учащихся Пестерева Т. В., методист по икт моу дпос ммц iconИз опыта работы учителя татарского языка и литературы
«Применение инновационных технологий для развития коммуникативных способностей у русскоязычных учащихся на уроках татарского языка...
Возможности использования Интернет-технологий на уроках и внеурочной деятельности учащихся Пестерева Т. В., методист по икт моу дпос ммц iconМетодическая статья Формирование нравственных компетенций на уроках литературы и во внеурочной работе
Во все времена школа призвана не только давать учащимся знания, но и воспитывать в них высокую нравственность
Возможности использования Интернет-технологий на уроках и внеурочной деятельности учащихся Пестерева Т. В., методист по икт моу дпос ммц iconИспользование информационно-коммуникационных технологий в воспитательной работе
Диапазон использования икт в воспитательном процессе очень широк. Рассмотрим области применения икт на практике
Возможности использования Интернет-технологий на уроках и внеурочной деятельности учащихся Пестерева Т. В., методист по икт моу дпос ммц iconМетодические рекомендации учителю по организации проектной деятельности на уроках литературы, посвященных изучению творчества Н. В. Гоголя
В статье даются методические рекомендации для учителей-словесников по организации проектной деятельности на уроках литературы в 9...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница