Кол-во часов




Скачать 220.56 Kb.
НазваниеКол-во часов
Дата конвертации28.12.2012
Размер220.56 Kb.
ТипУрок
МОУ Николо-Кормская СОШ

Рыбинского района Ярославской области


Методический проект

«Изучение темы «Изобретательно-выразительные средства морфологии в курсе русского языка 6 класса (по программе С.И. Львовой)».

учителя русского языка

и литературы

Митрошкиной Татьяны Федоровны.

МОУ Николо-Кормская СОШ

Рыбинского района

Ярославской области

с. Никольское

2008

I. Планирование темы.

  1. Тема: «Основные выразительные средства морфологии в курсе русского языка в 6 классе»

  2. Цели изучения темы:

  • Воспитание любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • Развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • Освоение знаний о функционировании русского языка в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка; обогащения словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств и средств выразительности;

  • Формирование умений опознавать, анализировать языковые факты, оценивать их с точки зрения соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

  1. Количество часов на изучение данной темы в курсе русского языка в 6-ом классе по программе С.И. Львовой – 10 часов.

  2. Тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные сведения о языке и речи

Применение полученных знаний в учебной и практической деятельности

1.

Имя существительное в тексте

2

Роль имен существительных в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи. Сравнение как изобразительно-выразительный прием.

Элементарный анализ художественного текста, определение особенностей употребления в нем многозначных имен существительных; переносного значения слова; синонимов, антонимов. Использование имен существительных в составе фразеологических оборотов, метафор и сравнений. Употребление существительных с суффиксами оценки как изобразительное языковое средство.


2.

Имя прилагательное в тексте.

2

Роль имен прилагательных в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи.

Элементарный анализ текста, определение особенностей употребления в нем многозначных имен прилагательных; переносного значения слова; синонимов, антонимов. Использование имен прилагательных в составе фразеологических оборотов. Использование имен прилагательных в роли эпитетов. Работа с учебным словарем эпитетов.

3.

Глагол в тексте

2

Роль глагола в достижении точности, информативности и выразительности речи.

Определение особенностей употребления глаголов в тексте. Использование глаголов в составе фразеологических оборотов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи(метафора, олицетворение). Уместное использование глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.

4.

Деепричастие в тексте

1

Роль деепричастия в достижении точности и выразительности речи.

Использование свойства деепричастия «дорисовывать движение» в текстах разных стилей и типов речи. Элементарный анализ художественного текста, выявление особенностей употребления в нем деепричастий.

5.

Причастия в тексте.

1

Роль причастия в достижении точности и выразительности текстов разных стилей течи.

Использование причастий и причастных оборотов в текстах разных стилей и типов речи. Элементарный анализ художественного текста, выявление особенностей употребления в нем причастий.

6.

Имя числительное в тексте.

1

Роль имени числительного в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи.

Употребление имен числительных в научных текстах, деловой речи, в пословицах и поговорках. Способы выражения приблизительного количества (лет восемь).

7.

Местоимение в тексте.

1

Роль местоимений в достижении точности, информативности и выразительности в текстах различных стилей и типов речи.

Местоимения как средство связи предложений и абзацев текста.

Уместное и выразительное употребление в речи фразеологизмов, включающих в свой состав местоимения.

Синонимическая замена местоимений разных разрядов. Использование местоимений разных разрядов как средства связи предложений и абзацев текста.


Характеристика уроков.

Тема урока

Тип урока

Вид урока

Форма урока

1. Имя существительное в тексте

Урок закрепления знаний, формирования умений и навыков. На уроке закрепляется изученный материал об имени существительном и формируются умения составлять описания с использованием сравнений, назывных предложений.

Урок – анализ текста. При анализе текстов различных типов речи выявляется роль и место в них имен существительных.

Комбинированный урок. Сочетаются фронтальная, индивидуальная и коллективная познавательная деятельность.

2. Имя прилагательное в тексте.

Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков. На уроке ранее изученное о прилагательном рассматривается в новом ракурсе – функции прилагательных в речи.

Урок – «удивительное рядом». Тема урока позволяет привлечь интересный и необычный дидактический материал по теме природа, что способствует воспитанию любви к окружающему миру.

Урок – исследование. Работая с текстами, ученики исследуют содержание и делают выводы о функции прилагательных в тексте. (поисковый характер познавательной деятельности в сочетании с творческим)

3. Глагол в тексте.

Повторительно-обобщающий. На уроке воспроизводятся и закрепляются на новом уровне знания на практике.

Урок – лингвистическая экспедиция. Этот вид урока позволяет повторить и закрепить на практике сведения о глаголах, описывающих действия человека и природные явления, о глаголах речи, глаголах звучания.

Комбинированный урок. Сочетание фронтальной, групповой и коллективной работы способствует закреплению знаний о глаголе в речи.

4. Деепричастие в тексте.

Комбинированный урок. В течение урока формируются умения и навыки языковой, речевой, правописной компетенций.

Урок – фантазия. Содержание урока построено на одной «сквозной» линии (водопад), которая объединяет все этапы урока.

Комбинированный урок. На уроке используются различные виды деятельности учащихся (чтение, слушание, письмо), коллективная и индивидуальная работа.

5. Причастие в тексте.

Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков. На уроке повторяются изученные сведения о причастиях и развивается умение правильного употребления причастий в речи.

Урок решения проблемно-познавательных задач. На уроке решаются следующие задачи:

  • Применение знаний в типичных условиях;

  • Применение знаний в условиях, созданных выбранным уровнем сложности;

  • Применение знаний из смежной области языка (работа с фразеологизмами);

  • Применение знаний в нетипичных условиях (редактирование текста сочинения).

Комбинированный урок. На уроке используются фронтальная, групповая, индивидуальная форма организации познавательной деятельности.

6. Имя числительное в тексте.

Повторительно-обобщающий урок. На уроке воспроизводятся, систематизируются и закрепляются на новом уровне знания обучающихся.

Урок-практическая работа. На уроке вырабатывается умение самостоятельно применять полученные знания в схожих ситуациях.

Комбинированный урок. Сочетаются фронтальная, индивидуальная и групповая формы организации познавательной деятельности.

7. Местоимение в тексте.

Урок закрепления знаний, умений и навыков. При выполнении заданий ученики воспроизводят и закрепляют ранее полученные знания на более высоком уровне.

Урок-игра. Данный урок приходится на конец учебного года, когда трудно мобилизовать силы учеников. В связи с этим возникает потребность в ярких и необычных формах проведения занятий. Урок-игра предполагает обращение к нетрадиционному дидактическому материалу.

Комбинированный урок. Сочетаются групповая (командная) и индивидуальная формы организации познавательной деятельности.


Связь с другими образовательными областями и видами искусства.

Тема урока

Межпредметные связи

1. Имя существительное в тексте

Литература. Приобщение к культурным ценностям через чтение отрывков из произведений русских писателей.

2. Имя прилагательное в тексте.

Биология. Экология. Через все содержание урока проходит тема природы. Это способствует расширению кругозора обучающихся (они получают дополнительные сведения из другой области знаний) и воспитанию любви к окружающему миру.

3. Глагол в тексте.

Живопись. Работа с картиной К.Е. Маковского «Дети бегущие от грозы» - приобщение к культурным ценностям.

Литература. Устное рисование «картин» по строкам из стихов русских поэтов способствует более глубокому восприятию поэзии.

4. Деепричастие в тексте.

Литература. Живопись. Приобщение к мировым культурным ценностям. Знакомство со стихотворением Роберта Саути «Лодорский водопад» и картиною И.К. Айвазовского «Ниагарский водопад».

5. Причастие в тексте.

Литература. Анализ отрывков из художественных произведений способствует познавательной активности учеников и выявлению роли причастий в текстах.

6. Имя числительное в тексте.

Математика. Правильное использование форм числительных при чтении примеров и задач. История. Ученики тренируются в правильном произношении дат и получают дополнительные сведения по истории нашей Родины.

7. Местоимение в тексте.

Литература. Приобщение к культурным ценностям через чтение и слушание отрывков из произведений русских и зарубежных писателей.


Литература.

  1. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя. Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А. и др./ М.: Русское слово. 2002.

  2. Быстрова Е.А. Содержание предмета «Русский язык», или чему учить в школе / Быстрова Е.А., Львова С.И. // Обучение русскому языку в школе: учеб. Пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос [и др.]. ; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2004.

  3. Калмыкова И.Р. Особенности преподавания русского языка в 2006/07 учебном году в условиях введения новых стандартов и БУпов : метод. рек. / И.Р. Калмыкова. – Ярославль : ИРО, 2006 – 48с.

  4. Львова С.И. Уроки словесности: 5-9 классы. – М.: Дрофа,2001.

  5. Львова С.И. Практикум по русскому языку : 6 класс : пособие для учащихся (Лингвистический тренажер). – М.: Просвещение, 2006.

  6. Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка. 7 класс. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.

  7. Нестандартные уроки русского языка. 6 класс. / Сост. Шашлова Н.А. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.

II. Разработка урока.
1.Методическое обоснование урока:

  1. Тема урока: Деепричастия в тексте.

  2. класс: 6.

  3. Цели урока:

    • Рассмотреть выразительные возможности деепричастий.

    • Закрепить навык постановки запятой при деепричастии и деепричастном обороте.

    • Организовать ситуации творчества и активную мыслительную деятельность учеников.

    • Создать атмосферу сотрудничества.

4) Основные этапы урока.

№ п/п

Основные этапы урока

Содержание (цель) этапа

1

Организационный

Нацелить учащихся на урок.

2

Создание мотивации обучения

Показать возможности деепричастия как средства выразительности

3

Работа с текстом по картине

Научить использовать деепричастия и деепричастные обороты для создания текста искусствоведческого характера

4

Работа по редактированию

Научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий и деепричастных оборотов.

5

Работа с разноуровневыми заданиями

Учить определять пунктуационную ситуацию в предложении

6

Подведение итогов урока

Обобщить сведения о выразительных возможностях деепричастий, полученные на уроке.

7

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания


5) Методы и приемы обучения.

№ п/п

Этап урока

Методы и приемы обучения

Мотивация выбора

1

Организационный

Вступительное слово учителя

Необходимо определить цель и задачи данного урока.

2

Создание мотивации обучения

Работа с текстом стихотворения Р. Саути «Лодорский водопад» чтение, слушание, практическая работа.

Это стихотворение необычно: в нем 52 деепричастия, 1 глагол и 17 слов других частей речи. Стихотворение красочно демонстрирует выразительные возможности деепричастий.

3

Работа с текстом по картине

Наблюдение над языком. Создание текста по образцу.

Формирование умения правильно использовать деепричастия для точного выражения мыслей в конкретной речевой ситуации (Языковая компетентность)

4

Работа по редактированию

Коллективная работа (нахождение и исправление грамматических ошибок)

Развитие языкового чутья (обнаружение и исправление речевых и грамматических ошибок)

5

Работа с разноуровневыми заданиями

Самостоятельная практическая работа.

Разные уровни способностей учеников и разный темп выполнения работы

6

Подведение итогов урока

Слово учителя

Необходимо эмоционально и образно прокомментировать итоги урока.

7

Сообщение домашнего задания

Карточки с деепричастными оборотами по теме картины

Домашнее задание – логическое продолжение работы на уроке. В течение урока ученики наблюдали за тем, как используются выразительные возможности деепричастных оборотов, поэтому задание составить текст, используя деепричастные обороты, им по силам.




  1. Организация контроля за уровнем обученности и развития учащихся.

№ п/п

Этап урока

Контроль

1

Организационный




2

Создание мотивации обучения

Устная коллективная работа по поэтическому тексту, проверка умения постановки запятых между однородными членами

3

Работа с текстом по картине

Письменная индивидуальная работа с текстом по картине

4

Работа по редактированию

Коллективная работа по исправлению грамматических ошибок

5

Работа с разноуровневыми заданиями

Индивидуальная работа с разноуровневыми заданиями по пунктуации

6

Подведение итогов




7

Сообщение домашнего задания







  1. Используемый учебник С.И. Львова, В.В. Львов Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Мнемозина», 2007.

  2. Оборудование урока: карточки с разноуровневыми заданиями, тексты стихотворения, задания по редактированию, карточки с деепричастными оборотами для домашнего задания для каждого ученика, репродукции картины Айвазовского.


2. Конспект урока

1. Вступительное слово учителя

Цель: объяснить учащимся цель урока

Учитель. Ребята, сегодня мы рассмотрим выразитель­ные возможности деепричастий. Мы попробуем оп­ределить роль деепричастий в поэтическом тексте, по­пытаемся использовать деепричастия для создания текста по картине, продолжим работу по обнаруже­нию и исправлению грамматических ошибок, связан­ных с неправильным употреблением деепричастий, и пронаблюдаем, как меняется пунктуационная ситуа­ция в предложениях с деепричастными оборотами.

2. Создание мотивации обучения. Работа с текстом

Цель: показать возможности деепричастия как средства выразительности

Учитель. Обозначая добавочное действие, деепричас­тие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. Конечно, невозможно составить предложение из одних дее­причастий, но именно им под силу описать неукроти­мую природную стихию.

Давайте познакомимся со стихотворением Роберта Саути «Лодорский водопад» и попробуем определить с какой целью использовал деепричастия автор.

  • Прочитаем текст (один ученик читает).

  • Сколько предложений в этом тексте?

  • Почему же мы называем это предложение текстом

  • С какой целью используются в этом тексте деепричастия?

Задание. Расставьте знаки препинания, выделите суффиксы деепричастий

Кипя

Шипя

Журча

Ворча

Струясь.

Крутясь

Сливаясь

Вздымаясь

Вздуваясь

Мелькая шурша

Резвясь и спеша

Скользя обнимаясь

Делясь и встречаясь

Ласкаясь бунтуя летя

Играя дробясь шелестя

Блистая взлетая шатаясь

Сплетаясь звеня клокоча

Взвиваясь вертясь грохоча

Морщинясь волнуясь катаясь

Бросаясь меняясь воркуя шумя

Взметаясь и пенясь ликуя гремя

Дрожа разливаясь смеясь и болтая

Катясь извиваясь стремясь вырастая

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, —

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре! (Р. Саути «Лодорский водопад» в переводе А. Шмульяна)

3. Работа с тестом по картине И.К. Айвазовского

Цель: научить использовать деепричастия и деепричастные обороты для создания текста искусствоведческого харак­тера

Учитель. Мы проанализировали, как удалось поэту изобразить могущество и великолепие водопада. А теперь обратимся к живописи и посмотрим, какое впечатление водопад произвел на известного художника • Ивана Константиновича Айвазовского.

Задание. Допишите текст, вставив вместо пропусков дее­причастия или деепричастные обороты. Можете восполь­зоваться материалом прочитанного стихотворения Р. Саути

Перед нами картина И. К. Айвазовского «Ниагарский водопад».

Мощные потоки воды, _____________,устремляются вниз с огромной высоты _______.

Они, _________________, неостановимо бегут наперегонки, ___________________. Вот они, _______________, переливаются под лучами сол­нца, а вот, _________________, сливаются с тем­ными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит сти­хию, которая, ____________________, веками удивляет человека?

4. Работа по редактированию.

Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошиб­ки, связанные с неправильным употреблением деепричас­тий и деепричастных оборотов.

Учитель. Конечно, интересно самому попытаться опи­сать картину с помощью деепричастий и деепричаст­ных оборотов, но, к сожалению, иногда это сопро­вождается грамматическими ошибками. Давайте об­ратимся к карточкам по редактированию и попробуем исправить ошибки.

Исправьте грамматические ошибки

1. Художник, заметив удивительное в окружаю­щем мире, и рассказал об этом людям. (Подсказка: деепричастие ошибочно употреблено в роли сказуемого. Художник, заметив удивительное в окружающем мире, рассказал об этом людям)

2. Рассматривая картины, нас покоряет мастерство ху­дожника.

(Подсказка: действие, выраженное деепричастием, долж­но относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым. Когда мы рассматриваем картины, нас покоряет мастер­ство художника)

3. Знакомясь с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересно­го.

(Подсказка: ошибка в употреблении видов деепричастий. Познакомившись с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересного)

5. Работа с разноуровневыми заданиями

Цель: учить определять пунктуационную ситуацию в пред­ложении

Уровень 1

Расставьте знаки препинания

1) Неукротимая стихия бушует и сокрушая все на своем пути устремляется вдаль.

2) Неукротимая стихия бушуя и сокрушая все на своем пути устремляется вдаль.

3) Неукротимая стихия бушует отчаянно клокоча и сокрушая все на своем пути устремляется вдаль.

4) Неукротимая стихия бушует отчаянно клокоча и ус­тремляется вдаль.

Уровень 2

Расставьте знаки препинания, подчеркните деепричасные обороты

1) Величие природы покоряет увлекая непредсказуе­мостью и заставляя забыть о проблемах.

2) Величие природы покоряет увлекая непредсказуе­мостью и заставляет забыть о проблемах.

3) Величие природы покоряет увлекая непредсказуе­мостью и очаровывает заставляя забыть о пробле­мах.

4) Величие природы покоряет и увлекая непредсказу­емостью заставляет забыть о проблемах.

Уровень 3

Перестройте предложение в соответствии со схемой
















Волны играют друг с другом, клокочут, спорят с вет­ром.

(Волны, играя друг с другом и клокоча, спорят с ветром.

Волны играют друг с другом и, клокоча, спорят с вет­ром.

Волны играют друг с другом, клокоча, и спорят с вет­ром.)
Постройте предложение в соответствии со схемой


Человек любуется природой, восхищается ее вели­колепием, пытается постичь тайны гармонии, ощуща­ет себя частичкой мира.

(Человек любуется природой, восхищаясь ее великолепием, и, пытаясь постичь тайны гармонии, ощущает себя час­тичкой мира.)

6. Подведение итогов урока.

Учитель. Хорошо, когда, радуя глаз, светит солнце, когда, перегоняя друг друга, плывут по чистому небу облака. Восхищаясь природой, человек создает уди­вительные стихотворения. Вспомним Сергея Есени­на: «А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром» или «Внимая песням, с берегами, ласкаясь, шепчется река». Сегодня мы обратили вни­мание на то, какую роль играет деепричастие в созда­нии образных картин мира. Мы увидели, насколько велики выразительные возможности деепричастий. Мы попытались описать картину И.К.Айвазовс­кого при помощи деепричастных оборотов.

7. Сообщение домашнего задания.

Дома вам предстоит составить текст-описание из­вестной вам картины В.М.Васнецова «Богатыри» с помощью следующих деепричастных оборотов:

1) всматриваясь в картину;

2) символизируя смелость и отвагу;

3) напряженно вглядываясь;

4) высоко поднимая сорокапудовую палицу;

5) готовясь вступить в смертельную схватку;

6) внушая страх противнику;

7) спокойно наклонив голову;

8) почуя врага;

9) лукаво улыбаясь;

10) поражая находчивостью;

11) держа в правой руке гусли;

12) не боясь вражеских полчищ;

13) как будто возвышаясь над землей;

14) мужественно защищая свое Отечество.

3. Приложения

Приложение №1.

Стихотворение Р. Саути «Лодорский водопад».

Кипя

Шипя

Журча

Ворча

Струясь.

Крутясь

Сливаясь

Вздымаясь

Вздуваясь

Мелькая шурша

Резвясь и спеша

Скользя обнимаясь

Делясь и встречаясь

Ласкаясь бунтуя летя

Играя дробясь шелестя

Блистая взлетая шатаясь

Сплетаясь звеня клокоча

Взвиваясь вертясь грохоча

Морщинясь волнуясь катаясь

Бросаясь меняясь воркуя шумя

Взметаясь и пенясь ликуя гремя

Дрожа разливаясь смеясь и болтая

Катясь извиваясь стремясь вырастая

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, —

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

Задание. Расставьте знаки препинания, выделите суффиксы деепричастий

Приложение №2.

Создание текста искусствоведческого характера.
Задание. Допишите текст, вставив вместо пропусков дее­причастия или деепричастные обороты. Можете восполь­зоваться материалом прочитанного стихотворения Р. Саути
Перед нами картина И. К. Айвазовского «Ниагарский водопад».

Мощные потоки воды, _____________,устремляются вниз с огромной высоты _______.

Они, _________________, неостановимо бегут наперегонки, ___________________. Вот они, _______________, переливаются под лучами сол­нца, а вот, _________________, сливаются с тем­ными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит сти­хию, которая, ____________________, веками удивляет человека?



Приложение №3.

Исправьте грамматические ошибки.
1. Художник, заметив удивительное в окружаю­щем мире, и рассказал об этом людям.

2. Рассматривая картины, нас покоряет мастерство ху­дожника.

3. Знакомясь с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересно­го.
Приложение №4.

Работа с разноуровневыми заданиями.
Уровень 1

Расставьте знаки препинания

1) Неукротимая стихия бушует и сокрушая все на своем пути устремляется вдаль.

2) Неукротимая стихия бушуя и сокрушая все на своем пути устремляется вдаль.

3) Неукротимая стихия бушует отчаянно клокоча и сокрушая все на своем пути устремляется вдаль.

4) Неукротимая стихия бушует отчаянно клокоча и ус­тремляется вдаль.

Уровень 2

Расставьте знаки препинания, подчеркните деепричасные обороты

1) Величие природы покоряет увлекая непредсказуе­мостью и заставляя забыть о проблемах.

2) Величие природы покоряет увлекая непредсказуе­мостью и заставляет забыть о проблемах.

3) Величие природы покоряет увлекая непредсказуе­мостью и очаровывает заставляя забыть о пробле­мах.

4) Величие природы покоряет и увлекая непредсказу­емостью заставляет забыть о проблемах.

Уровень 3

Перестройте предложение в соответствии со схемой
















Волны играют друг с другом, клокочут, спорят с вет­ром.

Постройте предложение в соответствии со схемой


Человек любуется природой, восхищается ее вели­колепием, пытается постичь тайны гармонии, ощуща­ет себя частичкой мира.

Приложение №5.

Домашнее задание:

Составить текст-описание картины В.М.Васнецова «Богатыри» с помощью следующих деепричастных оборотов.
1) всматриваясь в картину;

2) символизируя смелость и отвагу;

3) напряженно вглядываясь;

4) высоко поднимая сорокапудовую палицу;

5) готовясь вступить в смертельную схватку;

6) внушая страх противнику;

7) спокойно наклонив голову;

8) почуя врага;

9) лукаво улыбаясь;

10) поражая находчивостью;

11) держа в правой руке гусли;

12) не боясь вражеских полчищ;

13) как будто возвышаясь над землей;

14) мужественно защищая свое Отечество.






Похожие:

Кол-во часов iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины ( Б. 1) История
Структура дисциплины включает в себя лекции – 18 часов, семинары – 36 часов, самостоятельная работа – 54 часа
Кол-во часов iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (новая и новейшая история) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) Всего аудиторных занятий, час.: 18 час. Всего часов на самостоятельную работу аспиранта: 54 час
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Кол-во часов iconПроект по физике на тему: «Делу время…»
Изготовление песочных часов в домашних условиях
Кол-во часов iconТема урока Количество часов
Место худ лит-ры в общественной жизни и культуре России. Нац ценности и традиции,формирующие
Кол-во часов iconТема урока Кол-во часов
Введение. Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. Взаимосвязь характера и обстоятельств
Кол-во часов iconТематическое планирование для учащихся 7 класс
Н. И. Сонина рассчитано на 35 учебных недель по 2 часа в неделю, всего 70 часов, 25 лабораторно-практических работ
Кол-во часов icon5 класс 1час в неделю (всего 34 часов) Составитель
«Средняя общеобразовательная школа №9 имени В. Т. Степанченко» города Ржева Тверской области
Кол-во часов iconТематическое планирование для учащихся 9 класс
С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н. И. Сонина рассчитано на 34 учебных недели по 2 часа в неделю, всего 68 часов, 9 лабораторных...
Кол-во часов iconУчебно-тематический план. № Наименование разделов и тем Количество часов
Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» величайший памятник древнерусской литературы
Кол-во часов iconУрока Тема урока Работа в тетради
Планирование уроков литературы в 8 классе (умк под ред. Г. С. Меркина) 2 часа в неделю 68 часов за год
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница