1 направление научно исследовательская работа со старшеклассниками по изучению истории родного края




Скачать 177.95 Kb.
Название1 направление научно исследовательская работа со старшеклассниками по изучению истории родного края
Смирнова Марина Юрьевна
Дата конвертации07.01.2013
Размер177.95 Kb.
ТипИсследовательская работа
«Основные направления краеведческой работы в школе

и их результативность».

Автор:

Смирнова Марина Юрьевна,

учитель истории.

Тутаев, 2006.

За годы работы в средней школе № 3 мною накоплен большой материал по краеведческой работе. Краеведением серьезно я стала заниматься с 1993 года. Этому способствовала специальность, по которой я работаю – учитель истории, а ведь именно историкам легче изучать родной край. Я родилась и выросла в этом городе, хорошо знаю левобережье, где мне все дорого. А самое главное, есть желание заниматься краеведением и привлечь к этому ребят, с которыми работаю.

В последние годы значительно возросла роль краеведения в воспитании подрастающего поколения. Знание истории родного края конкретизирует многие события отечественной истории, помогает понять многие процессы, происходящие в современном мире. Знакомство с яркими страницами местной истории, с известными земляками, с памятниками архитектуры вызывает гордость за своих предков. Изучение истории своей семьи помогает восстановить связь поколений, улучшает взаимоотношения с родителями. Исследовательская работа по краеведению помогает детям реализовать свои интересы и раскрывает новые страницы в летописи родных мест.

Все это способствует воспитанию патриота своей страны, что сделать в наше непростое время сложно, но очень важно. Человек будет любить свой край, его историю, если будет знать его прошлое и настоящее. Одних громких призывов здесь мало. Надо действовать, причем школа и семья должны стать союзниками, работать в одном направлении. Ведь необходимо воспитать человека неравнодушного, умеющего сопереживать, восхищаться прекрасным, будь это что-то материальное или поступок человека, у которого есть стремление сделать жизнь лучше не только свою, но и окружающих. Многое зависит от личности педагога: надо обладать хорошими знаниями, быть увлеченным человеком, постоянно совершенствоваться и духовно расти. Важно заинтересовать ребят историей родного края, развить этот интерес, умело направлять желание знать больше.

Краеведческая работа в школе должна строиться в комплексе и вестись по нескольким взаимосвязанным направлениям. В своей работе я хотела бы показать эти направления и проиллюстрировать в приложениях их результативность.

Теоретическая и практическая работа по изучению родного края ведется по нескольким направлениям. Все они тесно взаимосвязаны.

1 направление – научно - исследовательская работа со старшеклассниками по изучению истории родного края.

На протяжении ряда лет ведется работа по подготовке докладов к школьной научно-практической конференции на секцию «Краеведение». С лучшими из них ребята выступают на городской и областной краеведческих конференциях. За эти годы ребятами велась научно – исследовательская работа по нескольким основным направлениям:

- изучение истории храмов города и района,

- сбор информации о представителях педагогических династий школы,

- изучение биографий земляков,

- изучение и представление краеведческих находок,

- изучение отдельных вопросов истории родного края,

- работа по составлению родословных.

Надо отметить, что написать действительно интересную исследовательскую работу по той или иной теме непросто.

Особенностью краеведческой работы является то, что она ставит учителя и учащихся в положение исследователей. Это очень важно, так как ребята учатся не только приобретать готовые знания из краеведческой литературы, учебных пособий и лекций учителя, но и вести самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя. Исследовательский метод вырабатывает у учащихся умение анализировать исторические факты, стремление к самостоятельному поиску и критическое отношение к собранному материалу. В решении этих задач велика роль учителя. Он должен быть подготовлен к проведению исследовательской работы, владеть методикой, уметь заинтересовать ребят, умело направлять их деятельность, а не стараться взвалить на себя большую часть работы.

Любая научно – исследовательская работа проходит в несколько этапов. Выступая на VI Романовских образовательных чтениях я подробно остановилась на этих этапах на примере работы по изучению истории церкви Троицкой на погосте. (Приложение).

1. – выбор темы исследования и постановка задачи. От выбора объекта краеведческого исследования зависит многое. Тема должна быть для ребят интересна, посильна, доступны источники сбора информации.

2. – определение направлений работы, краеведческого поиска и путей сбора информации. На этом этапе важно поставить цель исследования и задачи, которые будут решены в ходе работы, определить как материал будет собираться.

3. – работа по сбору материала. Она ведется по разным направлениям, с использованием разных источников информации – работа с краеведческой литературой, архивными документами, беседа с краеведами и старожилами, картами, фотофиксация материалов.

4. – анализ и систематизация собранного материала и составление целостной картины. Оформление материалов.

Имея в наличии материал из разных источников по всему кругу вопросов, ребята приступают к его обобщению и систематизации. Особенностью становится то, что осмысление материалов и поиск дополнительной информации, уточнение каких-либо вопросов, идут одновременно. Итогом этой работы и становится написание текста работы. Составляется план, в соответствии с которым излагается наработанный материал с учетом требований, которые предъявляются к исследовательским работам: раскрыть мотивы, побудившие к краеведческому исследованию, сформулировать цель работы, представить методы исследования, выводы и результаты, возможность использования в учебном процессе и дальнейшие перспективы краеведческой работы.

В ходе подготовки работ решается еще одна проблема – оформление наглядного материала. Когда выступление сопровождается показом фотографий, зарисовок, документов, схем, это дает возможность присутствующим на выступлении в качестве зрителей и жюри лучше разобраться в представляемой проблеме.

5. – выступление на краеведческих конференциях и определение перспектив дальнейшей краеведческой работы. К выступлению со своей работой ребята готовятся в течение какого – то времени. Здесь важно, чтобы выступающий уложился в рамки регламента, показал свободное владение темой исследования, представил материалы логично, эмоционально, умело привлекал наглядный материал. От всего этого зависит успех выступления.
За истекший период ребятами были успешно представлены следующие работы:

1995 год

-«Система краеведческой работы в школе № 3 города Тутаева» - Смирнова М.Ю.,

1 место на городской конференции..

1997 год

- «Использование краеведческого материала при подготовке и проведении игры «Люби и знай свою Родину»» - Паутова Катя и Сапожникова Таня, 8 класс, 1 место в городе,

-«Династия Покровских» - Смирнова М.Ю., 2 место.

- «Основатели педагогической династии - Покровские Павел Валерианович и Зинаида Николаевна» - Борунова Ирина, 8 класс, приз зрительских симпатий.

- «Александр Павлович Покровский» - Князева Елена, 8 класс.

- «Елизавета Павловна Метлина» - Поломошнова Надежда. 8 класс.

- оформленный материал по генеалогическому древу династии Покровских занял 3 место на областной краеведческой конференции в номинации «Древо жизни».

1998 год

- «Подготовка к соревнованиям по краеведческому ориентированию и результативность игры» - группа ребят 9»Г» класса, 1 место в городе и участие в областной конференции.

- «Белова Людмила Владимировна – представитель педагогической династии» - Поломошнова Н., 2 место в секции «Земляки».

1999 год

- «Церковь Троицкая на погосте» - Борунова Ирина, Чунаева Наталья, 10 класс, 1место в городе, 2 место в области,

- «Благовещенская церковь» - Панишенко Ольга, 10 класс, 1 место в городе, участие в областной конференции.

- «Страницы истории села Ломино» - Поломошнова Надежда, 10 класс, 1 место в городе, участие в областной конференции.

2001 год

- «Дворянский род Дедюлиных и Романово-Борисоглебский край» - Калянова Анастасия, 11 класс, 1 место в школе, в городе, в области и лауреат 1 степени в Москве на Всероссийской конференции движения «Отечество» в секции «Родословие».

- «Спасская церковь села Ратмирово» - Матвеичева Елена, 11 класс, 2 место в школе и 1 место в городе, участие в областной конференции,

- «Из истории моей семьи» - Калянова Анастасия, 11 класс. 3 место в школе. 1место в городе.

- «Смоленская церковь села Борисоглеб»- Гладкая Юлия, 8 класс, 2 место в школе, 2 место в городе.

- «Краеведческая находка» - Логачева Анжела, 8 класс, 1 место в школе, 1 место в городе.

2002 год

- « Ветряные мельницы и Романово-Борисоглебский край» - Гладкая Юлия, 9 класс, 1 место в школе. 3 место в городе, участие в областной конференции в 2005 году.

- «Родословные нашего класса» - Вовчук Елена, 9 класс, 2 место в школе- 3 место в городе.

- «Страницы истории Богородского» - Логачева Анжела, 9 класс. 3 место в школе, 1 место в городе.

2003 год

- «Линия Дегтяревых в моей родословной» - Петрова Полина, 10 класс, 1 место в школе, 1 место в городе, 5 место в области.

- «Топонимика нашего города» - Белянкина Ира. 8 класс. 2 место в школе, 2 место в городе.

- «Итоги краеведческого похода» - Суханова Даша, 10 класс.

2004 год

- «Фотография 1870 года - выставка продукции «Тульмы» в Санкт - Петербурге» - Белянкина Ирина и Короткова Елена, 9 класс, 1 место в школе, 2 место в городе, участие в областной конференции

- «Моя родословная» - Гладкая Юлия, 11 класс, 1 место в городе.

-«Моя родословная» - Вовчук Елена, 11 класс.

- «Работа летнего краеведческого лагеря «Патриот»» - Суханова Даша, 11 класс.

- «Участник Великой Отечественной войны Фролов С.И.» - Ипполитов Алексей, 9 класс.

- карта «Памятные места города Тутаева, связанные с Великой Отечественной войной» - Петрова Полина, 11 класс, 2 место в школе, 1 место в городе, 4 место в области.

2005 год

- «Материалы из архива Быкова Н.М.» - Шведенко Ксения, 10 класс, 1 место в школе, 1 место в городе, 1 место в области.

- «Улица имени Панина: вчера, сегодня, завтра» - Шитова Екатерина, 9 класс, 1 место в школе, 1 место в городе

- «Результаты анкетирования «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»» - Макарова Марина, 10 класс, 2 место в школе, 3 место в городе.

2006 год.

- «Слепушкинская библиотека: страницы истории» - Шведенко Ксения, 11 класс, 1 место в школе, 1 место в городе, участие в областной краеведческой конференции и конкурсе научных работ имени Рубакина, проводимого библиотекой имени Некрасова.

- «Родословная рода Шабалиных» - Шабалина Ольга, 10 класс, 2 место в школе и городе

- «Романовская овца – бренд нашего города» (проект) – Макарова Марина и Порецких Анастасия, 11 класс, 1 место в школе и 2 место в городе на научно – практической конференции школьников.

2007 год.

- «Церковь Иоанна Богослова» - Волкова Вероника, 11 класс, 2 место в городе.

- «Биография Н.М.Быкова по материалам его архива» - Прокопова Алена, 11 класс, 1 место в городе, участие в областной конференции и Всероссийском конкурсе «»Человек в истории. ХХ век»

Научно – исследовательская работа с ребятами будет продолжена. Уже есть задумки следующих тем исследований истории родного края.

II направление - изучение краеведческого материала на уроках истории России. Привлечение ярких эпизодов из истории родного края в тот или иной период позволяет сделать многие события отечественной истории более близкими и понятными для учащихся. Краеведческий материал включается в объяснение учителя. После изучения больших тем отводится урок, посвященный истории Ярославского края и нашего города в этот период. По ряду вопросов можно дать задание самостоятельно проработать материал в краеведческой литературе, выполнить творческое задание. В выпускных классах в 2005 году ,например, был собран большой материал «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» при изучении темы войны.

В 2005/2006 учебном году в 9 классе в учебный план включен курс «Историческое краеведение», что позволяет в его рамках знакомить ребят и с историей нашего города на фоне истории родной страны и Ярославского края.

III направление - разработка курса «Краеведение» для класса по интересам в 8 - 9 классе. На протяжении ряда лет после 7 класса ребятам предлагали выбрать профиль класса по интересам. Предлагали углубленное изучение математики, физики, экономики, краеведения, биологии. В 2002 году историко – краеведческим стал 8-е класс (позднее –

9 – е класс), где я была классным руководителем.

Именно с этим классе была проведена большая работа:

- составлены программы.

- наработан фактический и дидактический материал для преподавания (контурные карты, творческие задания и т.д.).

- разработаны экзаменационные вопросы для сдачи экзамена (форма итогового контроля в 8 классе) и материалы для подготовки к ним.

- проведены экскурсии по городу и походы по району.

- ребята проделали большую работу по составлению своих родословных. На этой основе была написана работа «Анализ родословных 9 – е класса».

- класс активно участвовал в соревнованиях по краеведческому ориентированию, занимал призовые места.

- ребята углубляли свои знания в рамках краеведческого кружка. Именно ими были написаны многие исследовательские работы по истории родного края.

- ребята стали организаторами краеведческой работы в школе, активно участвовали во всех городских мероприятиях.

- работа по краеведению многими ребятами была продолжена в старших классах, хотя учились они уже в разных классах. Как результат – выбрали экзамен по истории в 11 классе в форме ЕГЭ.

Опыт работы в этом классе был самым удачным. Причина – я была классным руководителем. Это позволило всю воспитательную работу выстраивать как продолжение уроков по краеведению.

Эта программа была опробована учителем истории Бекетовой И.А. и тоже дала неплохие результаты.

IV направление - работа по изучению истории родного края в рамках краеведческого кружка, который на базе школы от СЮТур я вела в течение 8 лет, В нем занимались дети, интересующиеся историей родных мест, увлеченные краеведением. Разработана программа. Опыт работы краеведческого кружка обобщен в работе «Содержание и организация работы школьного краеведческого кружка», которая была успешно защищена в Ярославском институте повышения квалификации в 2000 году.

Именно ребята, занимающиеся в кружке, успешно готовили материалы к краеведческим конференциям. Они же стали организаторами краеведческой работы в школе. Многие выбрали для сдачи экзамен по истории (2005 год – 6 человек в форме ЕГЭ). Изучение краеведения ребятам много дало.

V направление - организация краеведческой работы в школе, проведение мероприятий, игр и конкурсов. Ребята-краеведы активно участвуют в проведении мероприятий по истории родного края, сами становятся организаторами, ведут за собой младших. Разработаны классные часы, игры, конкурсы.

Среди наиболее удачных мероприятий я назвала бы следующие:

- игра «Люби и знай свой край». Разработка составлена таким образом, что игру можно провести и в рамках одного класса и на параллели классов. Опробованы разные варианты, и результат всегда был хорошим – ребята получали новые знания по истории города, могли проверить свою эрудицию.

- подготовка материалов и помощь в проведении игры на станции «Ярославия» в рамках традиционной для школы игры для старшеклассников «Лидер».

- подготовка 8 школьных краеведческих конференций, выступление на них с научно – исследовательскими работами, оформление кабинета для проведения секции «Краеведение».

- проведение классного часа для младших школьников «Великая Отечественная: знать и помнить» с использованием краеведческого материала.

- оформление работ на фотоконкурс «Наш край».

- помощь в оформлении краеведческих экспозиций в кабинетах истории. Ребята сами собирали материалы (акция «Из бабушкиного сундучка»), помогали их размещать.

- был проведен школьный мини – референдум об имени нашего города «Романово –Борисоглебск или Тутаев?», в котором приняли участие старшеклассники и учителя.

VI направление - организация работы школьного краеведческого лагеря «Патриот» в 2004 году. Была разработана программа деятельности лагеря и успешно осуществлена - в течение 10 дней ребята изучали события Великой Отечественной войны и историю родного края в этот период. По материалам работы лагеря подготовлены доклады на школьную краеведческую конференцию.

VII направление - создание элективных курсов для предпрофильной подготовки в 9 классе. Разработан курс «Ау, предки! Опыт составления родословной».

Многое для нравственного становления дает работа над родословными. Ребенок имеет возможность больше узнать об истории своей семьи, понять, что ему тоже есть чем гордиться, что в его роду были интересные люди. Составление родословных сближает родителей и детей, помогает лучше понять друг друга. Мне запомнилась оценка этой работы одной из мам: « Если бы мы в свое время проделали такую работу, насколько бы больше знали наши дети о своей семье». Оформленные родословные остаются в семьях и становятся основой для продолжения работы над историей семей.

VIII направление - разработка методических материалов для проведения экскурсий по городу.

На сегодня мною подготовлены две методические разработки - «Путешествие в провинцию» и «Жемчужина провинции». Они используются коллегами – экскурсоводами и мною в работе экскурсоводом летом при встрече туристических теплоходов. В тоже время – это хорошая основа для проведения экскурсий для школьников, подготовки краеведческих игр и конкурсов.

Карта «Памятные места города Тутаева, связанные с Великой Отечественной войной», составленная по итогам работы школьного краеведческого лагеря «Патриот», стала основой для проведения заочных экскурсий и классных часов.

Сейчас я активно сотрудничаю с журналом «Романов-Борисоглебская старина», вхожу в состав редакции. Уже опубликованы многие интересные материалы.

IX направление - методическая работа по обобщению и распространению опыта краеведческой работы, выступления на педагогических советах, методических объединениях, педагогических чтениях и конференциях.

Это направление важно, так как к краеведческой работе с учащимися необходимо привлекать всех неравнодушных людей, и распространение опыта краеведческой работы позволяет это сделать.

- 1995 год - выступление на краеведческой конференции «Система краеведческой работы в средней школе № 3 г. Тутаева»;

- 2000 год – защищена при аттестации на первую категорию работа «Содержание и организация работы школьного краеведческого кружка»

- 2003 год - выступление на городских педагогических чтениях «Современные компетенции педагога в ходе модернизации и демократизации образования» с докладом « Роль учителя в формировании интереса к изучению родного края».

- 2003 год - выступление на методическом семинаре в школе по проблеме «Патриотическое воспитание учащихся через изучение вопросов культуры и краеведения».

- 2004 год - выступление на круглом столе «Гуманизация образования на основе изучения православной культуры» в рамках августовского педсовета.

- 2004 год - выступление на VI Романовских чтениях с докладом «Изучение истории храмов Романово-Борисоглебского края».

- 2005 год - выступление на круглом столе по проблемам патриотического воспитания в молодежном центре «Галактика»

- 2005 год - выступление на митинге Памяти жертв политических репрессий.

- 2006 год - «Организация научно – исследовательской деятельности по изучению

истории родного края (из опыта работы)» (Семинар «Научно- – исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии»).

- 2007 год – «Система краеведческой работы в средней школе №3 г. Тутаева» (в ЯИРО в рамках семинара «Проблема преподавания краеведения на базе новых учебно – методических комплексов и федерального компонента образовательного стандарта»)

Х направление - участие в городских конкурсах, олимпиадах, викторинах по краеведению.

Успешное выступление ребят в городских мероприятиях по краеведению – это важный показатель краеведческой работы в школе, а для ребят – участников – признание успешности их работы и хороший стимул для ее продолжения в будущем.

Хотелось бы выделить несколько основных городских мероприятий по краеведению и проследить результативность выступления ребят:

1. ребята принимают участие в городском фотоконкурсе «Наш край»:

- в 2002 году школа стала лауреатом,

- в 2003 году отмечена работа учащихся 10 класса Петровой Полины и Сухановой Даши, - в 2004 году школа заняла 2 место в номинации «Древних храмов позолота».

- в 2005 году школа заняла 1 место в номинации «Древних храмов позолота» и «Герои с волжских берегов», .Отмечены работы Волковой Вероники, 9 класс (2 место в номинации «Древних храмов позолота»), Кузнецова Дениса, 8 класс (1 место в номинации «Не стареют душой ветераны» и 1 место в номинации «Древних храмов позолота»), Плюсниной Юлии, 9 класс (2 место в номинации «Не стареют душой ветераны»), Болдовской Ксении и Галочкиной Даши, 9 класс (работа «Прелесть старинной усадьбы»), Бобровской Марии (1 место в номинации «Средь зеленых дубрав»).

- в 2006 году - I место заняла Третьякова Светлана (9 «А» класс) – в номинации «В мире животных». II место – Кузнецов Денис (9 «А» класс) – в номинации «Средь зеленых дубрав». Бобровская Мария (10 «А» класс) – грамота за участие во всех номинациях .

Федоров Илья (9 «А» класс – грамота за участие в фотоконкурсе в номинации «Древних храмов позолота». Школа № 3 – грамота за участие в фотоконкурсе в номинации «Древних храмов позолота».

- в 2007 году отмечены работы Бобровской Марии (11 класс) в номинации «Средь зеленых дубрав»
Организовать участие ребят в фотоконкурсе непросто. Если вывесить объявление о фотоконкурсе и просто ждать, когда принесут фотографии, то результат будет невысоким. Поэтому в 2005 году я постаралась убедить ребят, что это в их интересах. Принесенные фотографии сразу же оформлялись в виде выставки в кабинете истории – ребята видели зримо свое участие. Это вызывало желание поучаствовать у других. Сначала были подведены итоги школьного этапа фотоконкурса на школьной краеведческой конференции. Грамоты, благодарности и призы были вручены наиболее удачным работам и активным участникам. Подведение итогов городского фотоконкурса показало, что работа была проделана не зря – победителей было много.

2. Проведение краеведческой викторины для учащихся 6 – 7 классов. Здесь важно из ребят, интересующихся краеведением , выбрать тех, кто будет серьезно готовиться к викторине и сможет добиться хороших результатов.

- в 2004 году Волкова Вероника, 7 класс, заняла 2 место в заочной городской краеведческой викторине,

- в 2005 году Базанкова Валерия, 6 класс, заняла 1 место в очной городской краеведческой викторине среди 6 классов. Иванова Анастасия, 7 класс, заняла 3 место среди 7 классов.

3. Школа постоянно принимает участие в городских соревнованиях по краеведческому ориентированию «Исторические здания Романова» и «Исторические здания Борисоглебска», которые проводятся с 1997 года. Школа традиционно выставляет 3 команды. Неоднократно они занимали призовые места по старшей и младшей возрастной группам. Опыт участия обобщен в работе «Соревнования по краеведческому ориентированию: содержание и методика подготовки».

- 1997 год - 1, 4, 5 места.

- 1998 год – 1, 2, 4 места.

- 1999 год – 1, 2, 3 места

- 2000 год – 1, 5 места по старшей возрастной группе и 2 место – по младшей.

- 2001 год – 1 место по старшей возрастной группе и 2 – по младшей

- 2002 год - 2 место по старшей возрастной группе и 1, 2 – по младшей.

- 2003 год – 2 место по старшей возрастной группе и 1, 2 – по младшей

- 2004 год – 2 место по старшей возрастной группе и 3 – по младшей.

- 2005 год – 1 место по старшей и младшей возрастным группам.

-2006 год – 1 место по старшей и младшей возрастным группам.

- 2007 год - 1 и 2 места по старшей возрастной группе и 1 место – по младшей.
В рамках подготовки к играм по краеведческому ориентированию ребята знакомятся с историческими зданиями города, архитектурными особенностями. Итогом этой работы становится то, что они не пройдут равнодушно мимо старых зданий, знают их историю и ценность. Именно эти соревнования подтолкнули к идее написать работу «История улицы имени Панина: вчера, сегодня, завтра».

4. Для ребят из школьных краеведческих кружков города и района уже не первый год проводятся краеведческие олимпиады. Победителями их неоднократно становились мои кружковцы - Суханова Даша, Логачева Анжела, Гладкая Юлия, Вовчук Елена, Петрова Полина.

5. Со многими работами ребята выступали на традиционных Слепушкинских встречах в городской библиотеке имени Слепушкина. Представляемый ими материал неизменно вызывал большой интерес.

6. Об участии в окружных конференциях говорилось выше.

7. ребята – краеведы всегда принимали участие в финише и старте игры «К истокам нашим», отчитываясь о проделанной краеведческой работе.
Таким образом, за годы краеведческой работы в школе № 3 накоплен большой опыт по организации краеведческой работы, достигнуты неплохие результаты. Этот опыт вызвал большой интерес у учителей истории, преподающих краеведение в 9 классе и ведущих краеведческую работу в школах. Все направления краеведческой работы взаимосвязаны и позволяют вести эту работу в комплексе. За это время уже несколько выпусков ребят, так или иначе, были связаны с изучением родного края. Эта работа для них не прошла бесследно – позволила лучше узнать свою малую родину, внести свой вклад в изучение ее истории, поднять престиж школы в краеведческой работе, определиться с выбором будущей профессии. Когда есть возможность, они обязательно приходят в школу, общаются и друг с другом, вспоминая краеведческую работу, и с ребятами, которые только начинают открывать для себя богатство истории родного края.

Похожие:

1 направление научно исследовательская работа со старшеклассниками по изучению истории родного края iconНаучно-исследовательская работа Тема работы
Я решила углубиться в изучение истории школы и провести небольшое исследование. Для этого я поставила цель: восстановить некоторые...
1 направление научно исследовательская работа со старшеклассниками по изучению истории родного края iconРайонная научно-исследовательская конференция Научно исследовательская работа «Ветеран Великой Отечественной войны Афанасьев Н. И.: гордость нашего края»
Историей Великой Отечественной войны нужно гордиться. Мы должны гордиться всеми ветеранами войны, ведь благодаря им, была выиграна...
1 направление научно исследовательская работа со старшеклассниками по изучению истории родного края iconУчебное пособие Краеведение. За рамками урока (Внеклассные мероприятия)
Предлагаемые коллективные активные формы – проектная деятельность, конференция, заседания развивают интерес учащихся к поисковой,...
1 направление научно исследовательская работа со старшеклассниками по изучению истории родного края iconИсследовательская работа по летописи родного края по теме: «История развития моей малой Родины Хову-Аксы»
Тувы из-за ее природной красоты. Родной край становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю. Знакомство с историей,...
1 направление научно исследовательская работа со старшеклассниками по изучению истории родного края iconРабота студентов
Научно-исследовательская работа студентов: Материалы юбилейной 60-й научной студенческой конференции. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ,...
1 направление научно исследовательская работа со старшеклассниками по изучению истории родного края iconИсследовательская работа по истории Лыткина Анна
Царевна Софья Алексеевна была одной из самых неординарных женщин в русской истории, обладала не только различными талантами
1 направление научно исследовательская работа со старшеклассниками по изучению истории родного края iconКонкурс научно-исследовательских работ «Отечество»
История поселка богата событиями и удивительна. Посещение посёлка цесаревичем Николаем, революция, гражданская война, коллективизация...
1 направление научно исследовательская работа со старшеклассниками по изучению истории родного края icon«Первые шаги в науку» Научно-исследовательская работа по литературе «А. С. Пушкин и А. Мицкевич»
Ежегодно проходят научно-практические конференции, на которых учащиеся выступают с докладами. Наш выбор объясняется желанием интегрировать...
1 направление научно исследовательская работа со старшеклассниками по изучению истории родного края icon«Смотр-конкурс музеев образовательных учреждений Белгородской области, посвященный 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года»
Познание истории своего Отечества, родного края, жизни ушедших поколений, их дела и традиции имеют исключительно важное значение...
1 направление научно исследовательская работа со старшеклассниками по изучению истории родного края iconСписок использованной литературы. Приложение: научно- исследовательская работа ученицы 8класса
...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница