Урок литературы в 9-ом классе по теме «Роман «Евгений Онегин»




Скачать 104.29 Kb.
НазваниеУрок литературы в 9-ом классе по теме «Роман «Евгений Онегин»
Дата конвертации06.01.2013
Размер104.29 Kb.
ТипУрок
Муниципальное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа №98 г.Ростова-на-Дону

Урок литературы в 9-ом классе
по теме
«Роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.
Творческая история романа.
Своеобразие жанра, «энциклопедичность».

Разработал
Уланова Ирина Евгеньевна
учитель русского языка
и литературы МОУ
СОШ №98 г.Ростова-на-Дону
Урок литературы в 9-ом классе

УМК ЛИТЕРАТУРА 9 КЛАСС

КОРОВИНА


Тема урока: «Роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.

Творческая история романа. Своеобразие жанра, «энциклопедичность».

Цели урока:

1. Познакомить с историей создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»;
2. проследить развитие сюжета и сделать наблюдения, касающиеся композиции романа;
3. сделать первые наблюдения, касающиеся жанра;
4. возбудить интерес учеников к роману.

Задача урока: применение современных информационных технологий.

Оборудование: портрет писателя http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0&rpt=simage&p=0&img_url=s39.radikal.ru%2Fi085%2F1001%2Fe2%2Fa4a0d75ac122.jpg&noreask=1&lr=39,
иллюстрации к роману http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BA%20%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%83%20%D0%B5%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BD&rpt=simage&img_url=img.labirint.ru%2Fimages%2Fnews%2F5541_1275387252.jpg&noreask=1&lr=39&p=3;

мультимедийная установка.
Ход урока.
I. Повторение. Биография А.С.Пушкина: годы написания романа «Евгений Онегин».
II. Словарная работа.

Реализм, «онегинская строфа». http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/realizm/?q=458&n=189

Онегинская строфа. Соединение ямбических четверостиший в строгом порядке трёх видов их рифмовки (перекрёстная, смежная, опоясывающая). Заключение строфы двустишием со смежно рифмующимися строками. http://www.surbor.su/enicinfo.php?id=9302
III. Выразительное чтение стихотворения «Труд».
Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.
Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?
Или, свой подвиг свершив, я стою, как подёнщик ненужный,
Плату приявший свою, чуждый работе другой?
Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи,
Друга Авроры златой, друга пенатов святых?
- Какие чувства испытывает А.С.Пушкин?
- А.С.Пушкин и гордится, и грустит.
IV. Литературная полемика вокруг романа «Евгений Онегин». Классика›Александр Сергеевич Пушкин
(Запись на доске)
Белинский: Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни».
Герцен: Онегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе.
Добролюбов: в Онегине есть сходство с Обломовым, оба – порождение помещичье – крепостнического строя.
Писарев: Онегин- «Митрофанушка Простаков новой формации».

- Чем была вызвана столь оживлённая полемика вокруг «Евгения Онегина»?
- Полемика связана с образом Онегина.
- Чья позиция ближе и понятнее вам, и почему автор, являясь героем романа, показывает своё духовное родство с Онегиным?
V. Творческая история создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». (Сообщение учащегося.) http://pushkin-omsk.narod.ru/ss/ss19.html
VI. Чтение отрывков из романа «Евгений Онегин». (Иллюстрации высвечиваются на экране.)
1. Беседа по содержанию первых глав.
Глава 1.
- Как автор относится к Онегину?
- Чем близки автор и Онегин и в чём их отличие?
- Отношение к свету, труду, искусству, природе, любви.
- Прямое отношение автора к Онегину.
- На фоне чего предстаёт Онегин?
- Онегин предстаёт на фоне картины русской жизни.
- Попытайтесь объяснить заботу Пушкина об иллюстрации к первой главе. Почему он не только создал набросок иллюстрации, но и просил, чтобы художник сохранил точное расположение Онегина и Автора на фоне Петропавловской крепости?
- Работа с эпиграфом: чтение, осмысление.
И жить торопится и чувствовать спешит. (КН. Вяземский)
Глава 2.
- Найдите строфы, где показана среда, с которой сталкивается Онегин?
- Почему Онегин не сблизился с соседями-помещиками?
- Как сопоставление Онегина с поместным дворянством оттеняет образ автора?
- Почему сблизились Онегин и Ленский?
- Какой характер носила их дружба?
- Почему Пушкин говорит о дружбе Онегина и Ленского: «От делать нечего друзья»?
- Как лирическое отступление (строфа XIV) связано с размышлениями поэта о взаимоотношениях Онегина и Ленского?
Вывод: Известная интеллектуальная близость Онегина и Ленского не скрывает их во многом принципиального различного мировосприятия. С одной стороны, идиллические представления о людях, об их отношениях, не опирающихся на действительное знание жизни; с другой – охлаждённый взгляд на мир, подчас нарочито лишённый поэзии и потому тоже неверный. Среднему романтику Ленскому, всегда восторженному, и разуверившемуся в жизни Онегину и во второй главе противостоит автор, открытый всему миру.
- Во второй главе берёт начало и сюжетная линия Татьяна – Онегин. Как Пушкин изображает семью Лариных?
- В чём смысл противопоставления Татьяны и Ольги (их внешность, вкусы, интересы, воспитание)?
- Почему Татьяна «в семье своей родной» казалась девочкой чужой, а Ленский был принят у Лариных, как родной?
2. Работа с иллюстрациями к роману.

http://www.raruss.ru/excellent/808-onegin-sokolov.html

- Озаглавьте иллюстрации строками из романа.
V. Итог урока.
- Каков жанр произведения?
- В романе герои помещены в привычное для них окружение – в петербургское или московское общество и в деревенскую, провинциальную глушь. И любовь героев тоже лишена исключительности. У каждого из героев своя биография, свои привычки, своё понимание жизни. Через мысли, чувства и поступки героев выступает историческая жизнь русского общества. Следовательно, Пушкин стремится к объективному реалистическому изображению. Поскольку в романе отразилась историческая эпоха, то это произведение является романом, но романом стихотворным.

VI. Домашнее задание.
1.Чтение и анализ глав романа.
2. Индивидуальные задания: 1. Обзор крылатых фраз романа.
2. Реализм романа.
Задания по группам:
Группа 1: Какова связь между главой 1 и последующими главами?
Группа 2: В первой главе есть многоточия, которые обозначают пропуски строк или строф. Для Пушкина – это композиционный приём, который создаёт многоплановость художественного пространства текста, помогает переходить от одного эпизода к другому. Проанализируйте этот приём.
Группа 3. Подготовить рассказ об Онегине.
Группа 4. Как объяснить, что в своём плане Пушкин назвал первую главу «Хандра»? Относится ли это название только к состоянию Онегина или оно касается также мыслей и чувств Автора?
Группа 5. Охарактеризуйте «онегинскую строфу». Как связана её ритмическая структура с композицией романа?
Группа 6. Составьте цитатный план глав 3 и 4.
Группа 7. Определить роль лирических отступлений.
Группа 8. Как сцена дуэли связана со всеми предшествующими и последующими событиями в романе?
Группа 9. Объясните эпиграфы.
Группа 10. Подготовить описание окрестных помещиков: их облика, интересов, развлечений и занятий.
Группа 11. Для Пушкина Татьяна – идеал русской женщины. Что в её облике и характере особенно ценит автор?
Группа 12. Пейзаж в романе занимает важное место и обладает важным свойством – психологизмом. Докажите это.
Группа 13. Общеизвестна формула: «Евгений Онегин»- энциклопедия русской жизни». Докажите правоту утверждения В.Г.Белинского.
Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

2

3

4

5

6

Изложение нового материала

  1. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0&rpt=simage&p=0&img_url=s39.radikal.ru%2Fi085%2F1001%2Fe2%2Fa4a0d75ac122.jpg&noreask=1&lr=39

  2. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BA%20%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%83%20%D0%B5%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BD&rpt=simage&img_url=img.labirint.ru%2Fimages%2Fnews%2F5541_1275387252.jpg&noreask=1&lr=39&p=3;

  3. http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/realizm/?q=458&n=189

  4. http://www.surbor.su/enicinfo.php?id=9302




  1. http://pushkin-omsk.narod.ru/ss/ss19.html



  1. http://www.raruss.ru/excellent/808-onegin-sokolov.html




Объяснение нового материала


Объяснение нового материала


Объяснение нового материала

Объяснение нового материала

Объяснение нового материала

Первичное закрепление ЗУНоВ


Знакомство с творчеством А.С. Пушкина и с его романом Евгений Онегин

конспектирование
конспектирование
Выступление уч-ся (

реферат)

Самостоятельная работа по проверке знаний содержания романа





Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

2

3


4

5

интернет-ресурс

интернет-ресурс

интернет-ресурс

интернет-ресурс
интернет-ресурс


интернет-ресурс

WEB-сайт

WEB-сайт

WEB-сайт

WEB-сайт
WEB-сайт


WEB-сайт

Фотографии

Иллюстрации к роману (слайд-шоу)

определение


определение

реферат

Иллюстрации к роману в

рисунках

  1. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0&rpt=simage&p=0&img_url=s39.radikal.ru%2Fi085%2F1001%2Fe2%2Fa4a0d75ac122.jpg&noreask=1&lr=39

  2. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BA%20%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%83%20%D0%B5%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BD&rpt=simage&img_url=img.labirint.ru%2Fimages%2Fnews%2F5541_1275387252.jpg&noreask=1&lr=39&p=3;

  3. http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/realizm/?q=458&n=189

  4. http://www.surbor.su/enicinfo.php?id=9302




  1. http://pushkin-omsk.narod.ru/ss/ss19.html



  1. http://www.raruss.ru/excellent/808-onegin-sokolov.html




Похожие:

Урок литературы в 9-ом классе по теме «Роман «Евгений Онегин» iconОбразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» одно из самых удивительных произведений мировой литературы, показывающее такую картину мира,...
Урок литературы в 9-ом классе по теме «Роман «Евгений Онегин» iconПлан: Историческое создание романа. Новаторство произведения. Краткое содержание «Евгения Онегина»
«Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина. Поэт начал работу над романом в Кишинёве девятого мая тысяча восемьсот двадцать третьего...
Урок литературы в 9-ом классе по теме «Роман «Евгений Онегин» iconУрок литературы и истории на тему: Преподаватель литературы: Миронова Е. В
Урок литературы и истории в 11 классе на тему: «Сталинградская битва в исторических документах, мемуарах и художественной литературе...
Урок литературы в 9-ом классе по теме «Роман «Евгений Онегин» iconУрок-путешествие по страницам романа а. С. Пушкина «евгений онегин»
Репродукции картин А. Г. Венецианова "Пряха", М. Шибанова "Крестьянская свадьба", Б. М. Кустодиева "Масленица"
Урок литературы в 9-ом классе по теме «Роман «Евгений Онегин» iconУрок литературы в 8 классе по теме «И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Проблема рассказа «Кавказ»

Урок литературы в 9-ом классе по теме «Роман «Евгений Онегин» iconУрок литературы в 5-м классе по теме "Николай Васильевич Гоголь. Детские годы писателя. Начало творческого пути"
Способствовать воспитанию чувства прекрасного, любви к слову, к литературе как к учебному предмету
Урок литературы в 9-ом классе по теме «Роман «Евгений Онегин» iconДанная книга предназначается для учащихся старших классов средней об
Евгений Онегин" "энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение"
Урок литературы в 9-ом классе по теме «Роман «Евгений Онегин» iconУрок литературы в 10 классе. Тема: «Умение ловить неуловимое» в стихотворении А. А. Фета
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в этом классе на уроке литературы. Говорят, что в произведении искусства отражается...
Урок литературы в 9-ом классе по теме «Роман «Евгений Онегин» iconУрок по теме «Законы сохранения и превращения энергии»
Основная часть. Обобщающий урок по теме «Законы сохранения и превращения энергии» в 11 классе
Урок литературы в 9-ом классе по теме «Роман «Евгений Онегин» iconДуховные искания Евгения Онегина (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Цель урока помочь понять образ Евгения Онегина, его роль в раскрытии идейного содержания романа
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница