Москва Издательство «Флинта»




НазваниеМосква Издательство «Флинта»
страница1/15
Дата конвертации05.01.2013
Размер2.08 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ К ИНТЕГРИРОВАННОМУ КУРСУ «МУЗЕИ МИРА»

Москва Издательство «Флинта» Издательство «Наука» 2002






УДК 820/89.0 ББК 83.3 Л88

Лысикова О.В.

Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира» / О.В. Лысикова. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 128 с.; ил.

ISBN 5-89349-184-Х (Флинта)

ISBN 5-02-002777-4 (Наука)

Интегрированный курс «Музеи мира» в рамках дисциплины «История мировых цивилизаций» определяет роль и значение музея в контексте мировой истории и культуры. Курс включает изучение следующих тем: роль музеев в современном обществе и мировой культуре; музейная политика на примере отдельных стран и конкретных музеев; му зейный менеджмент и музейный маркетинг; музей в структуре туристического бизнеса. Цель данного пособия — формирование навыков и умений визуального общения студентов с художественными произведениями — музейными экспонатами.

Для студентов, обучающихся по специальностям «Социально-культурный сервис и туризм», «Социальная антропология», «Культурология», «История», и всех интересующихся мировой художественной культурой и музейным делом.

Учебное издание

Ольга Валерьевна Лысикова

МУЗЕИ МИРА Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира» Изготовление оригинал-макета ООО «Фрактал-Инвест»

Подписано в печать 28.03.2002. Формат 60x88/16. Печать офсетная.

Уел. печ. л. 8,8. Уч.-изд. л. 7,9. Тираж 2000 экз. Изд. № 490. Зак. 2399.

ИД № 04826 от 24.05.2001 г.

ООО «Флинта», 117342, г. Москва, ул. Бутлерова, д. 17-Б, комн. 332.

Тел.: 336-03-1 1; тел./факс: 334-82-65. E-mail: flinta@mail.ru, flinta@cknb.ru

ЛР № 020297 от 23.06.1997 г.

Издательство «Наука», 1 17997, ГСП-7, Москва В-485, ул. Профсоюзная, д. 90.

ISBN 5-89349-184-Х (Флинта)

ISBN 5-02-002777-4 (Наука) © Издательство «Флинта», 2002

ГУП «Великолукская городская типография»

Комитета по средствам массовой информации Псковской област и,

182100, Великие Луки, ул. Полиграфистов, 78/12 Тел./факс: (811-53) 3-62-95 E-mail: VTL@MART.RU


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Теоретические проблемы

курса «Музеи мира» 5

  1. I. Музей и его предназначение 5

  1. Типы, профили, функциональные модели

современных музеев 10

  1. Выставка 12

  2. Экспозиция.

Культура музейного экспонирования 15

  1. Музейные фонды 19

  2. Концепция «Воображаемого Музея»

Андре Мальро 21

  1. История музейного дела 27

    1. Генезис и эволюция музея и музейного дела 27

    2. История ИКОМ 29

    3. Незаконная торговля произведениями искусства 30

  2. Менеджмент в музеях 32

    1. Музейный менеджмент и маркетинг 32

    2. Опыт Голландии в музейном менеджменте 34

    3. Опыт США в музейном менеджменте 35

    4. Ассоциации друзей музеев 38

    5. Новые информационные технологии в музее 39

  3. Национальная музейная политика 41

    1. Франция 41

    2. Италия 42

    3. Германия 42

    4. Великобритания 43

    5. Соединенные Штаты Америки 45

    6. Канада 46

  4. Виды музеев 47

    1. Экомузей 47

    2. Музей одного художника 50

    3. Художественный музей 52

  5. Музеи Европы 55

  6. Музеи Азии 69

  7. Музеи Африки 77

  8. Музеи Америки 80

  9. Музеи Австралии и Океании 86

  10. Музеи России 86

    1. Музеи России конца XVIII—первой половины XIX в.

Складывание коллекций Эрмитажа 86

    1. Частное коллекционирование

в России XIX—начала XX в 94




    1. Эрмитаж в XX в 97

    2. Музейная политика в СССР

и Российской Федерации 100

    1. Современность российских музеев 106

  1. Крупнейшие музейные собрания мира 110

    1. Музей Лувр (Франция) 110

    2. Музей д’Орсе (Франция) 114

    3. Британский национальный музей

(Великобритания) 117

    1. Дрезденская картинная галерея (ФРГ) 119

  1. Музейные термины 120

  2. Музейные издания 123

Рекомендуемая литература 124




  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУРСА «МУЗЕИ МИРА»

    1. Музей и его предназначение

Музейный мир богат и многогранен. Чтобы попытаться в нем разобраться и сориентироваться, необходима топографическая музейная карта — справочник, каталог, путеводитель, указатель, план экспозиции. Современный музей является концентрированным выражением духовных устремлений культуры прошлого и настоящего. Он помогает решать насущные проблемы и адаптироваться человеку уже в новом тысячелетии. По утверждению специалистов, сейчас в мире едва не ежедневно открывается новый музей, и за последние пять лет их стало больше, чем за последние полвека. Продолжается выставочный бум, извлекаются из запасников и хранилищ уникальные музейные предметы, которые становятся экспонатами. В музейной среде посетитель вступает в диалог культур, круг общения личностных ценностных представлений. Зритель по-разному воспринимает музейные ценности посредством понимания, сопереживания, объяснения и созерцания. Общение с искусством не терпит суетности, важны как самоорганизация, так и организация извне. Погружение в самобытный мир музея требует определенной самоотдачи, душевных усилий, а порой преодоления стереотипов и внутренних барьеров.

Во всем мире наблюдается рост значения и престижа музеев, увеличивается их численность, возникают альтернативные формы музейных учреждений. Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майер в выступлении по случаю открытия XV Генеральной конференции международного совета музеев (ИКОМ) в Гааге в 1990 г. заметил: «Положение музеев сродни быстро растущему подростку, одежда которого в определенный момент рвется по швам». Каковы же тенденции развития музейной практики сегодня?

  • Музейная деятельность усложняется, совершенствуется, компьютеризируется

  • В странах создается большое количество народных музеев, музеев-памятников, музеев-заповедников, отдельных зданий и комплексов современной культуры и культуры прошлого, архитектуры и скульптуры, архитектуры и природы

5




  • Интенсифицируется работа по музеефикации памятников архитектуры и истории, собиранию коллекций, поиску и реставрации экспонатов

  • Развивается разнообразная по формам выставочная дея- тельность музеев, сопровождающаяся лекциями, концертами, презентациями книг, созданием кинофильмов

  • Музейная практика сильно опередила теорию; изменения в музейной деятельности не были подготовлены музейной наукой, обосновывающей существование музея в его классической форме

  • «Музейный бум» является неоспоримым фактом современной культуры

  • Наличие музея утверждает значимость истории страны (города и др.)

  • Развивается новая дисциплина — научное программирование музеев, которая включает изучение функционального устройства и культурологических аспектов музеев, а также их моделирование

Музей в современном мире допускает множественность в оценке сущностных характеристик. Музей — уникальное явление истории и культуры человечества, овеществленное хранилище времени. До сих пор ученые ведут дискуссии о времени и месте возникновения первого музея, начальной точки отсчета: либо в Японии начала тысячелетия, либо в Европе эпохи Возрождения. И нет человека, который бы не нашел для себя экспоната, выставки или музея по душе, ориентируясь на глубокий или спонтанный интерес. Книга ждет своего читателя, так и музей постоянно пребывает в ожидании своего посетителя. Музеи, равным образом, как и библиотеки, театры, архивы являются «хранителями» знаний, в том числе и в области искусства. Музей обладает незримой притягательной силой для человека интересующегося, стремящегося познать новое, открыть для себя неведомое. Музей — средство расширения культурного и информационного горизонта, своеобразный инструмент, оформляющий в историческом контексте процессы общения и взаимодействия носителей различных культур и субкультур, представителей различных социальных, профессиональных, возрастных, этнических групп.

Современное общество рассматривает музей как средство, способное оказать существенное влияние на развитие образования. В современном мире музей — это исторически обусловлен

6




ный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественнонаучных ценностей, накопления и распространения информации. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научной, образовательно-воспитательной и пропагандистской целях.

Выдающиеся люди по-разному отзывались о музее как храме искусства.

Музей — это учреждение, где знание неотделимо от нравственности, в нем обитает разум не только понимающий, но и чувствующий утраты, скорбящий о них, ибо музей — храм повиновения тех, кого должно и можно воскресить совокупными усилиями сынов, не забывших долга относительно отцов.

Николай Федоров

Музеи — кладбища искусства.

Альфонс де Ламартин

Эпохи исторического напряжения, эпохи дерзаний не нуждаются в музеях... Молодость всякой культуры безоглядна. Лишь склоняясь к закату, культура становится всеобъемлющей и обращает взоры назад. Тогда возникает стилизация, музейно-бережное отношение к осколкам былого.

А.В. Бакушинский

Картина в музее слышит больше глупостей, чем кто бы то ни было в мире.

Эдмон Гонкур

Дайте мне музей, и я заполню его.

Пабло Пикассо

Музей — грандиозная памятная книга человечества.

А.В. Луначарский

Музей (с греч. «museion», с лат. «museum») — храм муз. Музей научно-исследовательское, научно-просветительское учреждение, которое комплектует, хранит, изучает, выставляет, популяризи

7




рует произведения искусства, предметы истории, науки, быта, промышленности и сельского хозяйства, материалы из жизни и деятельности великих людей. Музей на древнем вьетнамском языке называли «бао та», что означало «хранилище реликвий».

Однако под традиционное определение музея не подходят многочисленные новые музеи. В широком смысле музеем называется теперь любое собрание, выставка, коллекция. Общепризнанны музеи под открытым небом, вмещающие целые районы и природные заповедники. В одном из своих эссе Андре Мальро называет их «музеями без стен». Ценность музея состоит в том, что он доступен и принадлежит всем, о чем свидетельствует история становления и развития музея, демократизация культуры XX в.

К основным функциям музейных работников относятся собирание, комплектование, изучение, обработка, хранение, выставление для обозрения публики музейных предметов, их популяризация. В музеях работают люди многих специальностей: историки, археологи, искусствоведы, реставраторы, биологи-консерваторы, музейные климатологи. Музеи выполняют следующие функции, соотношение которых меняется в зависимости от их типа: 1) на- учно-документационная; 2) аксиологическая; 3) познавательная; 4) образовательно-воспитательная; 5) исследовательская; 6) коммуникативная; 7) развивающая; 8) популяризаторская; 9) идеологическая; 10) развлекательная. Музей как древнейший институт культуры выполняет также синтезирующую функцию. В нем пересекаются многие виды искусства, сосуществование и взаимодополнение которых позволяет постигать суть человеческой деятельности, одухотворенной вдохновением и талантом. Музей помогает самоосмыслению, познанию мира, собственного места в нем. Он воплощает идеи наследия, преемственности традиций и обычаев. Здесь реализуется идея выбора собственных художественных и эстетических приоритетов в контексте общечеловеческих. В музее происходит непосредственное общение зрителя и экспоната, не скованное никакими преградами, устанавливается информа- ционно-визуально-познавательный контакт человека с подлинником, обладающим особой притягательной энергетикой. Прежде чем стать объектом показа, подлинник сознательно отобран, документально зафиксирован, научно осмыслен в системе музейной коллекции и художественно переосмыслен в экспозиции. Истинные произведения искусства не в описании, не в репродукциях, не в копиях воспринять и глубоко осознать невозможно.

8


Важнейшие компоненты музея составляют его триединую формулу: 1) здание, архитектурное сооружение — храм искусства, пластическая модель; 2) экспонаты, составляющие коллекцию, собрание; 3) зритель, посетитель — потребитель музейного знания, музейной информации.

Музей воспринимается в традиционном смысле как хранилище историко-культурного наследия, призванного способствовать просвещению. В новаторском смысле музей — категория «активная», здесь возможно использование анимационных средств, аудиовизуальных методов, театральных представлений. Квебекская декларация 1984 г. призвала к переходу от традиционного музея к музею активному. Можно ли считать музеями Берлинскую стену, Великую Китайскую стену, Эйфелеву башню, крейсеры «Аврора» или «Белфаст»? Трактовка музея в современном обществе приобретает расширительный характер. Здесь интегрируются, синтезируются принципы специализированного музея и коммуникации его с различными группами посетителей. Примером такой интеграции может служить музей ремесел, нарушающий грань между прошлым и настоящим. В таком музее функционирует ярмарка-продажа. Другой формой интегрированного музея может служить экологический музей, который работает благодаря трехсторонним усилиям и заинтересованности власти, специалистов и местных жителей. Новые музеи — открытые и развивающиеся системы. Они стремятся скоординировать свою деятельность с другими музеями, библиотеками, выставочными центрами, реставрационными службами, учреждениями, ответственными за охрану памятников, архивами.

Современные музеи в своей работе делают все больший акцент на эмоции посетителей, музеи становятся местами взаимодействия культур, восстанавливающими связь между знанием и чувством. При всем многообразии новейших тенденций развития музеев главным по-прежнему остается отношение зрителя, посетителя музея к историческим традициям и культурному наследию. В процессе модернизации музейных зданий и экспозиций должен быть сохранен первоначальный облик музея как проповедника плодотворной творческой преемственности. С обретением музеем нового статуса как центра досуга должен остаться неизменным его авторитет как антипода современности и хранителя архаики. Вместе с тем музей принадлежит к учреждениям с ярко выраженной идеологической направленностью: в зависимости от под

9




бора экспонатов, их подачи может значительно меняться общий контекст экспозиции и интерпретация событий.

Таким образом, перед музеем стоит двойственная задача: сохранение культурного наследия для будущего, потомков и открытие культурного наследия для настоящего, современников. В связи с этим в настоящем учебном пособии рассматриваются следующие темы:

  • роль музеев в современном обществе и мировой культуре;

  • музейная политика на примере отдельных государств и конкретных музеев;

  • музей как компонент туристического бизнеса.

«Музеи мира» как интегрированный курс определяет роль и значение музея в контексте мировой истории и культуры. Учебный курс «Музеи мира» способствует разрешению насущной проблемы современного высшего образования: разработке интегрированного направления в реальном процессе обучения. Это неотделимо от задачи, в полной мере осознанной человечеством в канун третьего тысячелетия, — становления планетарного мышления. Данный курс имеет как общетеоретическое значение, аккумулируя междисциплинарные связи, так и узкопрактическое, формируя навыки и умения визуального общения студентов с художественными произведениями.

  1. Какое из приведенных определений и высказываний о музее
    вы разделяете и почему?


  2. Перечислите функции музеев.

  3. Назовите основные тенденции развития музеев
    в современном мире.


    1. Типы, профили, функциональные модели современных музеев

Существуют различные типы музеев: комплексные, исторические, художественные, краеведческие, этнографические, мемориальные, литературные, технические, архитектурные, научные, отраслевые, музеи предприятий, школьные музеи, музеи- заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы, музеи-монастыри, передвижные музеи, музеи одной картины, музеи под открытым небом, экомузеи. Отдельно выделяют музей дворцового типа, в котором маршрут приобретает ярко выраженную эстетическую



10


направленность, подчеркивает выдающуюся, единственную в своем роде архитектуру, интерьер, убранство.

Под профилем понимается отношение музея к профильным дисциплинам или комплексу наук, виду искусства, отрасли общественного производства. Понятие профиля также включает хронологические, территориальные границы, в рамках которых музеем проводится документирование общественных явлений. Профилем определяется основное содержание работы музея. По профилю различают музеи: исторические, технические, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, театральные, музыкальные, т.е. музеи историко-искусствоведческого характера. Зачастую функции историко-искусствоведческих и мемориальных музеев объединены: в мемориальных усадьбах есть немало помещений, используемых, например, для исторической, биографической экспозиции, а в историко-искусствоведческих музеях выделяются мемориальные зоны, в центре которых расположены отдельные мемории.



Схема 1.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Москва Издательство «Флинта» iconБатый хан, который не был ханом аст издательство москва
Батый. Хан, который не был ханом / Р. Ю. Почекаев. – М.: Аст: аст москва; спб.: Евразия, 2006. – 350[2] с. – (Историческая библиотека...
Москва Издательство «Флинта» iconМосква Издательство "Республика"
Русская философия: Словарь / Под общ ред. М. А. Маслина. — М.: Р89 Республика, 1995. — 655 с. Isbn 5—250—02336—3
Москва Издательство «Флинта» iconАлексей Черных «Похвала глупости»
«Похвала глупости»: Государственное издательство художественной литературы; Москва; 1960
Москва Издательство «Флинта» iconСборник статей москва издательство «изобразительное искусство»
«Н. К. Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с с ил
Москва Издательство «Флинта» iconИздание 3-е, исправленное Научный редактор издания профессор В. В. Целищев сибирское университетское издательство издательство новосибирского университета новосибирск 2001
Р24 История западной философии. В 3 кн.: 3-е изд., испр. / Подгот текста В. В. Целищева. — Новосибирск: Сиб унив изд-во; Изд-во Новосиб...
Москва Издательство «Флинта» iconГригорий померанц (Россия) теофил шперри (Швейцария) лейф ховельсен (Норвегия) поспеть за богом теория и практика морального перевооружения При содействии Coux pullignina house luzern москва Издательство агентства "пров-пресс" 1997
Известно, что с Запада закон, а свет с Востока. Впрочем, иронии хватало и в Европе. Даже дом, в котором происходят конференции Общества...
Москва Издательство «Флинта» iconЗахаров А. И. "Дневные и ночные страхи у детей". Спб.: Издательство "Союз", 2004
Источник: Захаров А. И. "Дневные и ночные страхи у детей". Спб.: Издательство "Союз", 2004
Москва Издательство «Флинта» iconИздательство
Редакционная коллегия: A. IL арефьев, В. С забурдяев, А. А. Кулаков, А. К. Поляков, А. Г. Хрусталев
Москва Издательство «Флинта» iconИздательство
К60 Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — Спб.: Каро, 2002.— 368 с
Москва Издательство «Флинта» iconТематическое планирование по английскому языку Класс
Учебник «Spotlight 11» О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, Д. Дули, Б. Оби, В. Эванс. – издательство «Просвещение» 2010
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница