Конспект урока литературы в 5 классе по учебнику А. В. Гулина, А. Н. Романовой. Владимир Иванович Даль собиратель русских пословиц и поговорок




Скачать 116.49 Kb.
НазваниеКонспект урока литературы в 5 классе по учебнику А. В. Гулина, А. Н. Романовой. Владимир Иванович Даль собиратель русских пословиц и поговорок
Дата конвертации05.01.2013
Размер116.49 Kb.
ТипУрок
Конспект урока литературы в 5 классе по учебнику А.В.Гулина, А.Н.Романовой.

Владимир Иванович Даль - собиратель русских пословиц и поговорок.

Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии В.И. Даля – самого знаменитого

собирателя русских пословиц и поговорок; заинтересовать его творчеством ;

рассказать о его трудах: сборнике «Пословицы и поговорки русского народа» и

«Толковом словаре живого великорусского языка».

Методические приемы: рассказ учителя, работа с учебником, творческие задания.

Оборудование урока: различные издания сборников пословиц и поговорок, словарь В.И.Даля, портрет В.И.Даля кисти В.Г.Перова (1872), учебники, тетради.

Ход урока

Запись на доске: Владимир Иванович Даль

(1801 – 1872)

Портрет В.И.Даля кисти В.Г.Перова

Как сокровищница меткого народного слова,

словарь Даля всегда будет спутником не только

литератора, филолога, но и всякого образованного

человека, интересующегося русским языком.

В.В.Виноградов

Давно уже в русской литературе не было явления,

в такой мере достойного общего внимания и

признательности, как этот Словарь… Внешней

громадности этого Словаря соответствует внутренняя

громадность материала, в нем помещаемого…

И.И.Срезневский

Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто

знает дело лучше других… ученик, собиравший весь

век свой по крупице то, что слышал от учителя своего

живого русского языка.

В.И.Даль

1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, сообщение темы и цели урока).

Цель для учащихся: Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством Владимира Ивановича Даля, знаменитого этнографа, собирателя русских пословиц и поговорок, попробуем понять, почему его знаменитые труды «Словарь Живого Великорусского языка» и сборник «Пословицы и поговорки русского народа», созданные более ста лет назад, не утратили своей актуальности. Ваша задача – внимательно прослушать мой рассказ, запомнить и записать самые интересные факты биографии этого замечательного человека.

Запись в тетради числа, темы урока, эпиграфа, термина теории литературы:

Этнограф – специалист, изучающий материальную и духовную культуру народов, особенности их быта, нравов.

2. Слово учителя.

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI-XII вв.: «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет». Собирание пословиц началось в XVI веке, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII-XVIII вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

Начало научному изучению русских пословиц и поговорок положил М.В.Ломоносов. Лишь со второй половины XVIII в. Сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были И.М.Снегирев, Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев и другие. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801 – 1872). Почему? Давайте вместе постараемся ответить на этот вопрос.

Откройте учебник (часть 2) на с. 221. Обратимся к краткой биографии ученого, но перед этим вглядимся внимательно в лицо Владимира Ивановича Даля. Каким предстает нам этот человек, изображенный художником В.Г.Перовым?

А) Работа с портретом. Портрет создан в 1872 году по заказу Павла Третьякова. Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее, г. Москва, Россия.

Владимир Иванович сидит в высоком, просторном кресле. На нем коричневый шерстяной халат, который он любит надевать дома. Крупные, сильные руки покоятся на красном шелковом платке, разложенном на коленях. Пальцы длинные и тонкие, а кисти крепкие, жесткие – руки мастера, знающего ремесла, привыкшие к работе. Даль очень худощав, у него смолоду впалые щеки. Длинный тонкий нос подчеркивает худобу лица. Седая борода как бы стекает со щек и подбородка. Седые волосы обрамляют крутой, высокий лоб, к такому лбу подходит название «чело». Под четко очерченными бровями ясные серо-голубые глаза – проницательные, всезнающие, и вместе молодые, слегка удивленные глаза мудреца. Даль пристально смотрит куда-то: на зрителя и чуть мимо. То ли видит что-то за годами и верстами, то ли залетает взглядом в будущее, то ли в себя заглядывает. Удобно устроился в кресле, но не расслаблен. Руки спокойно сложены, но в них чувствуется готовность и способность к труду.

И не менее сильно, чем глаза, лоб, волосы, запечатлел художник на лице Даля то, что всего труднее передать, - глубину мысли. В кресле старый Даль не отдыхает – работает: он думает.

Более полувека прошло с того дня, когда негнущимися, замерзшими пальцами открыл юный мичман свою тетрадку, нацарапал в ней карандашиком первое слово: «замолаживает». В эти полвека с лишним Владимир Иванович Даль, если вывести «среднюю цифру», при двенадцатичасовом рабочем дне едва ли не каждый час записывал и объяснял одно слово…

(Описание портрета дано по кн : Шипицына Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами. Москва, «Просвещение»,1997,с. 93 – фрагмент из книги В. Порудоминского «Жизнь и слово»)

Обрусевший датчанин (датчанин по отцу, немец по матери), Владимир Иванович Даль был всецело русским человеком и настоящим патриотом России. Он родился в 1801 году в Луганске, учился в Морском корпусе в Петербурге, изучал медицину в Германии. Получив в 1829 году звание лекаря, он служит в действующей армии, а позже – в Петербургском госпитале. Был известен как автор множества сказок, рассказов, очерков (творил под псевдонимом «Казак Луганский»). В.И.Даль был лично знаком с А.С.Пушкиным, дружески общался с ним. Именно Далю довелось закрыть глаза смертельно раненному поэту. Пушкин высоко ценил литературный талант Даля. Далю адресованы слова А.С.Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Но делом всей жизни В.И.Даля стало собирание русских слов. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию. Владимир Иванович поставил перед собой цель собрать и записать все русские слова. В военном походе, в госпитале, в служебной поездке записывал он слова, пословицы, поговорки, загадки. Он любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.

Б) Инсценировка. Работу по собиранию и записи слов он начал еще юношей. Вот как это могло быть (по мнению М.Булатова и В.Порудоминского, с.32-33 учебник «Русский язык.6 класс» Баранов М.Т. и др.): Этот фрагмент может быть инсценирован тремя специально подготовленными учащимися: автор, мичман и ямщик.

По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжелый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмется от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо.

Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:

- Замолаживает…

- То есть как «замолаживает»? – Мичман смотрит недоуменно.

- Пасмурнеет, - коротко объясняет ямщик. – К теплу.

Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно:

«Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью».

Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку. Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль.

Запись в тетрадь:

Мичман – 1. Воинское звание младших командиров Военно-морского флота. Старшему брату, оставшемуся служить во флоте, присвоили звание мичмана. 2. Первый чин офицера-моряка в царской армии; человек, носящий этот чин.
Продолжение рассказа учителя:

Собирать и записывать слова Владимир Иванович продолжал до самой смерти. За неделю до смерти больной Даль поручает дочери внести в словарь новые четыре слова, которые услышал от прислуги.

Делом всей жизни Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка. Более сорока лет без помощников, в одиночку собирал, составлял Даль свой словарь. Это настоящий подвиг человека, влюбленного в русский язык. Выйдя в отставку в 1859 году, Даль поселился в Москве и посвятил последние годы своей жизни его завершению. Им осуществлено было первое издание и подготовлено к печати второе. Умер ученый в 1872 году.

В четырехтомной сокровищнице Даля собрано более 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок и присловий, которые приводятся в качестве иллюстраций для пояснения значений слов. Богатство материала, его подбор и расположение делают Словарь ценнейшим справочником для ученых-лингвистов и увлекательной книгой для любителей русской речи.

Словарь В.И.Даля неоднократно переиздавался, и сейчас он пользуется успехом и вполне востребован. (Показать словарь на выставке книг).

Этого ученого по праву можно назвать первым русским лексикографом.
3.Обращение к эпиграфу урока:

Авторитетные современники Даля предрекали успех словарю уже в самом начале его издания. Неудивительно, что уже в одном из первых отзывов о двух выпусках словаря академик И.И.Срезневский писал: «Давно уже в русской литературе не было явления, в такой мере достойного общего внимания и признательности, как этот Словарь… Внешней громадности этого Словаря соответствует внутренняя громадность материала, в нем помещаемого…»

Спустя почти 90 лет другой наш выдающийся языковед В.В.Виноградов о значении этого словаря сказал так: «Как сокровищница меткого народного слова, словарь Даля всегда будет спутником не только литератора, филолога, но и всякого образованного человека, интересующегося русским языком».

В предисловии к словарю сам Владимир Иванович обращался к читателю: « Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других… ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего живого русского языка.» Так скромно оценил свой труд великий ученый, много выше ценил он живой русский язык простых людей. Необычно назвал он свой удивительный словарь, в который вошли не только общеизвестные слова, но и множество диалектных и редких слов. И в самом деле, читая статьи этого удивительного собрания слов, понимаешь, как разнообразен, неистощим наш язык.

4.Работа с учебником:

Давайте познакомимся с образцом словарной статьи из «Словаря живого великорусского языка» В.И.Даля, приведенной авторами учебника на с. 221. Читаем:

Сумбур – ералаш, несуразица, чуха, чепуха, чужь, дичь, вздор, бессмыслица, нелепица, путаница, бестолковщина, нисенитница, галиматья, околесная, морозица. В книге этой сущий сумбур, ничего не поймешь. Такой ты сумбур несешь, что уши вянут. Сумбурная беседа, сумбурщина. Сумбурник, сумбурница, сумбурщик, сумбурщица – кто за обычай врет, несет вздор. Сумбурить – говорить или делать вздор, бессмыслицу.

Выполнение заданий 1,2 на стр.222 учебника:

  1. Сосчитайте, сколько синонимов к слову сумбур использовал В.И.Даль, чтобы передать его смысл. (15!)

- Какие слова вы услышали впервые? (чуха, чужь, нисенитница, околесная, морозица).

  1. Сравните приведенную статью словаря В.И.Даля со статьей в классическом Толковом Словаре С.И.Ожегова (показать этот словарь на выставке книг):

Сумбур. Крайний беспорядок, полная путаница. Сумбур в голове.

Промежуточный вывод: Словарная статья словаря С.И.Ожегова отличается лаконичностью, краткостью. Объяснение слова сумбур В.И.Далем привлекает нас образностью, богатством синонимов, многие из которых являются диалектными словами и иллюстрируют красоту русского языка простых людей.

Чтение материала учебника с.221-222:

Даль собирал сказки, исторические предания, песни русского народа. И, конечно, пословицы и поговорки. Многие из них в его толковом словаре помогают понять смысл слова, почувствовать его вкус в живой народной речи.

Отдельным изданием «Пословицы русского народа» были опубликованы в 1862 году. В этот сборник вошло более 30 000 народных афоризмов. Вот несколько примеров пословиц и поговорок из собрания В.И.Даля:

Пень не околица, а глупая речь не пословица.

Сперва аз да буки, а там и науки.

Хорошему все хорошо.

Тупо сковано, не наточишь, глупо рождено – не научишь.

Выполнение задания 3 на стр.222 учебника:

  1. Объясните смысл этих пословиц, выскажите свое согласие или несогласие с поучением, которое в них выражено.

Учитель проводит опрос мнений учащихся по заданию. Дополнительные вопросы учителя к заданию 3 учебника:

- Какие из этих пословиц можно назвать устаревшими?

- Сохранилось ли для нас сейчас значение этих пословиц, имеют ли они эстетическую ценность по-прежнему?

Промежуточный вывод: Как вы помните из материала прошлых уроков, В.И.Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла. Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица - ягодка; и это верно». Пословицы – важная часть народного творчества, они выражают народную мудрость и отношение к миру. Проходят века, а их эстетическая ценность непреходяща.

  1. Элемент кубановедения (региональный компонент).

Труд Владимира Ивановича Даля по изучению пословиц и поговорок считается непревзойденным. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки, услышанные им от крестьян, ремесленников, солдат. Восхищаясь красотой русской народной речи, Даль заявлял: « В образованном и просвещенном обществе пословиц нет: попадаются слабые, искалеченные отголоски их, переложенные на наши нравы или испошленные нерусским языком, да плохие переводы с чужих языков».

Мы с вами живем на Кубани. У пословиц и поговорок, бытующих на Кубани, есть свои особенности, которые объясняются тем, что в нашем крае селились казаки-запорожцы, казаки-линейцы, крестьяне-переселенцы из центральных губерний России. Все группы населения принесли свой фольклор, в частности, свой запас пословиц и поговорок. Так как в народной среде наиболее распространенной была устная форма сохранения песен, преданий, пословиц, происходил естественный процесс взаимовлияния, взаимодействия, взаимопроникновения. Среди бытующих на Кубани пословиц и поговорок немало общерусских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте. Появились своеобразные пары пословиц и поговорок, одинаковых по смыслу, но разных по звучанию. Например: Собака гавка, витэр носэ. – Собака лает, ветер носит. Давайте поиграем в игру «Переводчик» и подберем пары к кубанским пословицам и поговоркам.

Свэня калюжу найде. – … Свинья грязь найдет.

Очи бояться, а руки роблять. - … Глаза боятся, а руки делают.

Покирлэвэ тэлятко двух маток суэ сосэ. - … Ласковый теленок двух маток сосет.

Нэ була б дивчина гарна, була б работяща. – …Не была бы девушка красивая, была бы работящая.

Хучь в шалаше, абы по душе.- … Хоть в шалаше, лишь бы по душе

Якый палец нэ порижь – вин болыть.- … Какой палец не порежь – он болит.

Выдно, що жинка хлиб пыкла, бо и ворота в тисти. - …Видно, что жена хлеб пекла: и ворота в тесте.

Промежуточный вывод: Мы с вами могли убедиться в том, насколько красива, образна и поэтична кубанская народная речь. В наших пословицах и поговорках встречаются диалектные слова – такие слова, которые понятны не всем людям России, говорящим на литературном русском языке. С этими словами мы более подробно познакомимся на уроках русского языка в шестом классе.

  1. Подведение итогов урока.

Давайте вернемся к вопросу, с которого мы начали наш урок:

Почему В.И.Даль – самый знаменитый собиратель пословиц и поговорок? Как вы теперь можете ответить на этот вопрос?

Примерные ответы учащихся:

Владимир Иванович Даль – человек разносторонних взглядов. Его знают как:

  • Автора всемирно известного «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863 – 1866), один из первых русских лексикографов;

  • Этнографа, собирателя пословиц и поговорок русского народа, издателя сказок, песен, побывальщин;

  • Писателя, творившего под псевдонимом «Казак Луганский»;

  • Морского офицера Черноморского и Балтийского флота, одного из основателей Русского географического общества;

  • Медика по базовому образованию, участвовавшего в качестве полевого хирурга в Балканской, Польской и Хивинской кампаниях;

Слово учителя: Наверное, вам будет интересно узнать о том, что имя Владимира Ивановича Даля включено в список почетных членов Российской Академии наук. А еще он был государственным чиновником, занятым по ведомству министерства внутренних дел проблемами обустройства России.

Когда-то по дороге из Петербурга в Николаев Даль дал себе зарок: стать исследователем народной жизни во всех ее проявлениях. Это было судьбоносное решение. «Толковый словарь живого великорусского языка» стал делом всей его жизни.

«Далев словарь» явился, по определению профессора И.А.Бодуэна де Куртене, «монументальным трудом», способствовавшим стройности, ясности и гармонии русского языка.

Даль – великий труженик и «подвижник русской речи». Нравственной чертой и основой его личности было бескорыстие в труде и благородство целей: отстаивать честь и достоинство нашей великой речи. Своим трудам дал оценку и сам Даль: «Труды мои со словарем никогда не окупятся, но с избытком окупаются надежды на пользы его!» Даль своим словарем возвел стройное и величественное здание русского языка, освободив его от заимствований, церковнославянизмов, искаженных толкований. И главное, ввел в оборот несметное множество новых слов, отсутствующих в прежних словарях, придав силу русскому языку как национальному достоянию русского народа.

У Даля мы учимся, по определению лингвиста Ю.С.Степанова, «рыцарской верности и преданности Слову».

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание (разноуровневое):

Устно подготовить ответы на контрольные вопросы к разделу на с.222, письменно – одно из творческих заданий (по выбору учащихся) – на с.223 учебника.

Похожие:

Конспект урока литературы в 5 классе по учебнику А. В. Гулина, А. Н. Романовой. Владимир Иванович Даль собиратель русских пословиц и поговорок iconКонспект урока литературы в 5 классе
Формирование навыка вдумчивого и осмысленного чтения художественного произведения
Конспект урока литературы в 5 классе по учебнику А. В. Гулина, А. Н. Романовой. Владимир Иванович Даль собиратель русских пословиц и поговорок iconПлан-конспект урока литературы «Изучение рассказа Л. Н. Андреева «Петька на даче» в 5 классе (Тема урока)
Развивать навыки анализа художественного произведения; выразительного чтения, составления характеристики героя, портрет и поступки...
Конспект урока литературы в 5 классе по учебнику А. В. Гулина, А. Н. Романовой. Владимир Иванович Даль собиратель русских пословиц и поговорок iconКонспект интегрированного урока литературы и английского языка в 5 а классе по повести М. Твена
Мы попробуем окунуться в мир Америки 50-х гг. XIX века, почувствовать себя маленькими американцами и даже героями известной книги....
Конспект урока литературы в 5 классе по учебнику А. В. Гулина, А. Н. Романовой. Владимир Иванович Даль собиратель русских пословиц и поговорок iconКонспект урока литературы в 11 классе по теме: «Встреча с Сергеем Есениным»
Совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного произведения
Конспект урока литературы в 5 классе по учебнику А. В. Гулина, А. Н. Романовой. Владимир Иванович Даль собиратель русских пословиц и поговорок iconКонспект урока литературы в 6 классе. Учитель М. А. Масловская
И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Роль пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг»
Конспект урока литературы в 5 классе по учебнику А. В. Гулина, А. Н. Романовой. Владимир Иванович Даль собиратель русских пословиц и поговорок iconПлан-конспект урока по литературе
Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе начинается с 5 класса, в 10-м классе мы будем изучать литературное наследие Н. В. Гоголя...
Конспект урока литературы в 5 классе по учебнику А. В. Гулина, А. Н. Романовой. Владимир Иванович Даль собиратель русских пословиц и поговорок iconКонспект урока литературы в 9 классе на тему: «1812 год в русской классической поэзии»
Вписать исследуемые тексты в литературный контекст. Путем привлечения резервов различных видов искусства создать эффект погружения...
Конспект урока литературы в 5 классе по учебнику А. В. Гулина, А. Н. Романовой. Владимир Иванович Даль собиратель русских пословиц и поговорок iconУрока Тема урока Работа в тетради
Планирование уроков литературы в 8 классе (умк под ред. Г. С. Меркина) 2 часа в неделю 68 часов за год
Конспект урока литературы в 5 классе по учебнику А. В. Гулина, А. Н. Романовой. Владимир Иванович Даль собиратель русских пословиц и поговорок iconКонспект урока русского языка в 10 классе. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 егэ)
...
Конспект урока литературы в 5 классе по учебнику А. В. Гулина, А. Н. Романовой. Владимир Иванович Даль собиратель русских пословиц и поговорок iconКонспект урока литературы на тему «Путь к спасению»
Цели урока: на примере рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни» показать, что человек всегда должен оставаться человеком, продолжать...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница