Методические рекомендации учителям оо «Искусство»




Скачать 152.04 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации учителям оо «Искусство»
Дата конвертации05.01.2013
Размер152.04 Kb.
ТипМетодические рекомендации
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ИСКУССТВО»

О.Н. Пикалова – заведующая кафедрой воспитательной работы и дополнительного образования, СКИПКРО, к.п.н

Преподавание образовательной области «Искусство» в 2011/2012 учебном году следует осуществлять в соответствии с ниже перечисленными нормативными документами:

1. Государственная программа "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 - 2012 гг.";

2. Стратегия развития системы образования Ставропольского края до 2020 года;

3. НОИ «Наша новая школа» (преимущественно направления «Переход на новые образовательные стандарты», «Развитие системы поддержки талантливых детей», «Сохранение и укрепление здоровья школьников» (04 февраля 2010г. пр-271);

4. Закон РФ «Об образовании»

5. Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07. 2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»);

6. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения;

7. Федеральный базисный учебный план (Приказ Минобразования и науки РФ от 30 августа 2010 г. 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»);

8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.);

9. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля 1998 г. N 124-ФЗ);

10. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»);

11. Методические рекомендации учителям ОО «Искусство» на 2009/2010, 2010-2011 учебный год (СКИПКРО) и др.

Кроме этого, учителя ОО «Искусство» должны знать положения, проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (во 2-й и 3-й редакциях).

В свете последних тенденций в образовании считаем целесообразным сделать акцент на выявление метапредметной содержательной и деятельностной доминанты интегративного обучения на учебных предметах образовательной области «Искусство», основанной на представлении о поисковых моделях обучения (Э. де Боно, Д. Брунер, Д. Мезироу и др.), в которых процесс учебного поиска становится определяющим для построения обучения (процессуально-ориентированное обучение).
Дидактическим поискам этого направления свойственна ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся. Психолого-педагогическими средствами реализации метапредметного подхода на учебных предметах образовательной области «Искусство» может являться развитие художественно-образного, дивергентного мышления, формирование опыта творческой деятельности, социокультурное моделирование, поиск и определение личностных смыслов.
Актуальным также видится обсуждение образовательных технологий и методов, рекомендуемые для реализации идей метапредметности в художественном образовании, к примеру таких как:

1. Технология проблемного обучения (такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей);

2. Технология индивидуализации обучения (организация занятий, при которой происходит как взаимодействие учителя с каждым обучающимся, так и взаимодействие каждого учащегося с мультимедиа средствами, и другими источниками информации);

3. Технология поэтапного формирования умственных действий (такая организация занятий, при которой познание нового происходит за несколько этапов);

4. Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов (такая организация занятий, при которой происходит обучение каждого обучающегося на уровне его возможностей и способностей);

5. Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (организация занятий, при которой каждая личность воспринимается потенциальным гением);

6. Технология саморазвивающего обучения (такая организация занятий, при которой акценты целей расставляются на формирование человека самосовершенствующегося, формирование самоуправляющих механизмов личности, на воспитание доминанты саморазвития личности).

7. Метод моделирования художественно-творческого процесса (организация занятий, направленная на повышение активного, деятельностного освоения произведения искусства).

8. Метод художественно-педагогической драматургии (предполагает разработанную на основе проблемного обучения и законов театральной драматургии систему целенаправленных действий учителя, организующих на уроке общение учащихся с произведением искусства и обеспечивающих целостное восприятие произведения, использование силы его эмоционального воздействия для развития духовного мира школьника, а также получения знаний, необходимых для восприятия различных видов искусства) и т.д..

Предлагаем примерный перечень вопросов для обсуждения на методических объединениях учителей ОО «Искусство», проводимых в форме семинаров, «круглых столов», презентации опыта работы лучших учителей края, победителей ПНПО, мастер-классов:

  • Развитие системы выявления, поддержки и сопровождения художественно одаренных детей.

  • Потенциал искусства в сохранении и укреплении здоровья школьников.

  • Региональная художественная культура Ставрополья – фактор межэтнического согласия.

  • Ставропольские композиторы, писатели, художники – образованию края.

  • Формы и способы оценивания индивидуальных творческих достижений школьников на уроках ОО «Искусство».

  • Активные и интерактивные стратегии в художественном образовании.

  • Инновационный педагогический опыт в области музыкального краеведения.

  • Метапредметный подход в преподавании дисциплин области знания «Искусство».

  • Проблемы ранней профилизации и профильной подготовки старшеклассников в области художественного образования.

  • Интернет на уроках музыки: педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды.

  • Феномен игры в контексте современной педагогики искусства.

  • Формирование ключевых компетенций школьников на уроках ОО «Искусство».

  • Терапевтическая функция искусства, или Как сохранить психологическое здоровье школьников.

  • Государственные образовательные стандарты нового поколения и предметы искусства.

  • Профилизация образования в области искусства - краевой опыт.

  • Компетентностный подход как основа управления качеством художественного образования.

  • Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды.

  • Разработка и применение цифровых образовательных ресурсов в организации урочной и внеурочной деятельности учителя искусства.

  • Развитие художественной одаренности в современной школе.

  • Методики работы с учебниками нового типа по музыке и ИЗО

  • Мастерство и профессионализм учителя искусства как условие формирования мировозренческой и художественной культуры учащихся

  • Одаренный ребенок в условиях предпрофильной и профильной подготовки

  • Создание художественно-эстетической среды в образовательном учреждении как условие для духовно-нравственного развития личности ребенка

  • Проектная деятельность учителя и учащихся на уроках искусства.

  • Культурные традиции родного края в содержании школьного художественного образования

  • Формирование ключевых компетентностей школьников на уроках ОО «Искусство»

  • Региональный/краевой/муниципальный опыт работы с художественно одаренными детьми

  • Формирование универсальных учебных действий на уроке искусства: поиски, проблемы, перспективы.

  • Новые стандарты по искусству: структура, содержание, учебно-методическое обеспечение.

  • Формирование ключевых компетенций средствами искусства

  • Внеурочная художественно-творческая деятельность в общеобразовательном учреждении: механизмы реализации в рамках ФГОС

  • Анализ результатов и подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по «Искусству».

  • ИКТ и творчество на уроках искусства в контексте освоения стандартов нового поколения.

  • Возможные пути реализации идеи метапредметности в художественном образовании


Рекомендуемая литература:

Абдуллин Э. .Николаева Е. Теория музыкального образования. – М.: «Музыка». 2006

Абдуллин Э. .Николаева Е. Методика музыкального образования. – М.: «Музыка», 2006

Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО,2004. – 176 с.:ил. – (Модернизация общего образования).

Вальдес Одриосола М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод. пособие / М.С. Вальдес Одриосола. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2005. – 63 с., 16 с. ил.:ил. – (Развитие и коррекция)

Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. М.: НИИ школьных техгнологий,2006.

Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии. Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей вузов культуры и искусств. – М.: АПК и ППРО,2005.

Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Интернет на уроках искусства: Педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды. Вып. 1./Автор-составитель С.И. Гудилина. – М.:УЦ «Перспектива»,2004..

Искусство педагогики – педагогика искусства: Сборник научных трудов. Вып.2/ Сост. и науч. ред. Т.В. Челышева. – М.: АПК и ППРО,2002.-

Королева Т.П. Методическая подготовка учителя музыки: педагогическое моделирование. – Минск, 2002

Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.:АГАР, 2006.

Неменский Б.М. Педагогика искусства / М.: Просвещение, 2007.

Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, Гаудеамус,2006..

Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй: Пособие для музыкального самообразования. М., 2009.

Психолого-педагогические основы художественного образования. В 2-х ч. Ч. 1: Психология в тезисах: Учеб.пособие /Авт.-сост. И.Н. Немыкина. –М.: АПК и ППРО,2005.

Челышева Т.В., Ламыкина Л.В. Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль: Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ППРО,2004. – 164 с.

Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе. Дидактические материалы для обучения педагогов/ Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Выпуск 1. – Самара, 2001.
Предметные научно-методические журналы:

«Искусство в школе»

«Искусство и образование»

«Музыка в школе»

«Музыкальная палитра»

«Музыкальное просвещение»

Музыкальная психология и музыкальная психотерапия

Изобразительное искусство в школе

Воспитание школьника

Народное образование

Обруч

газета «Искусство» (приложение к «1 сентября»)
Электронные ресурсы:

ГОУ Центр развития системы дополнительного образования детей РФ http://www.dod.miem.edu.ru

Международная федерация образования http://www.mfo-rus.org/

Образование: национальный проект http://www.rost.ru/projects/education/education_main.shtml

Портал «Дополнительное образование детей» http://vidod.edu.ru/

Российский образовательный форум 2006http://www.schoolexpo.ru/

Сайт министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru

Федеральное агентство по образованию http://www.ed.gov.ru/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Центр «Педагогический поиск» http://www.poisk.ru

Объединение педагогических изданий "Первое сентября" // http://www.1september.ru/ ru/main-slow.htm

Сайт Института художественного образования http://www.art-education.ru/
Портал "Сеть творческих учителей"

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=com

Крупнейший учительский образовательный Интернет-проект России федерального значения. На портале собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок, воспользоваться ими, узнать отзывы коллег, обменяться опытом работы, пройти обучение в мастер-классе, принять участие в Конкурсах на портале можно БЕСПЛАТНО. На портале есть сообщество "Уроки творчества: искусство и технология в школе" которое объединяет учителей МХК, музыки, ИЗО, прикладного труда.

Электронный научный журнал "Педагогика искусства"

http://www.art-education.ru/AE-magazine/for-authors.htm

Сетевое периодическое научное издание, не имеющее печатного эквивалента. ЭНЖ публикует научные материалы по теории и истории художественной педагогики, по проблемам эстетического воспитания и развития детей в области театра, экранных искусств, музыкального, изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, методике преподавания предметов образовательной области "искусство". Журнал основан в 2006 году Государственным Учреждением Институтом художественного образования Российской Академии Наук.

Детям о музыке.

http://www.muz-urok.ru/index.htm

Сайт создан для всех, кто собирается, для тех, кто уже получает музыкальное образование и, конечно, для тех кто просто любит музыку. О музыкальной грамоте, инструментах, композиторах. Музыкальное образование детям и родителям, методика занятий. Музыкальные уроки в играх и сказках, тестах.

«Солнышко» - SolNet.EE

http://www.solnet.ee/sol/003/p_000.html

Познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов. Конкурсы и викторины, виртуальная школа для малышей, игры и мультфильмы, методики раннего обучения, консультации детских специалистов, сценарии праздников, родительский опыт

Нотные архивы в Интернете

Нотный архив Бориса Тараканова

http://notes.tarakanov.net/

Учебные пособия. Партитуры. Клавиры. Фрагменты опер, кантат, ораторий и балетов. Произведения для хора. Народные песни. Музыка для детей. Произведения для фортепиано и других инструментов.

Нотный архив России

http://www.notarhiv.ru/

Объединяет крупные специализированные, профессиональные и персональные нотные архивы. Ноты для вокала, хора, различных инструментов, в т.ч. ноты произведений русской и зарубежной народной и классической музыки.

Нотная библиотека классической музыки

http://nlib.narod.ru

Проект состоит из центрального каталога и сайтов-спутников, каждый из которых посвящен либо творчеству одного композитора либо разделу его творчества, либо одному произведению.

Ноты. Нотомания

http://www.notomania.ru/index.php

Ноты для различных инструментов, песни для детей, самоучители. Обмен нотами, форум.

Ноты - детям: фортепиано, вокал, хор

http://igraj-poj.narod.ru

Бесплатный нотный архив для детей, педагогов и любителей музыки. Несложные и редкие ноты. Классификация по композиторам, периодам, темам и жанрам.

Балетная и танцевальная музыка

http://www.balletmusic.narod.ru

Нотный и mp3 архивы балетной и танцевальной музыки. Удобный поиск. Сведения о наиболее известных балетных спектаклях, балетные либретто, история возникновения и развития танцев, биографии композиторов.

Хорист.Ру

http://horist.ru/

Ресурс посвящён хоровому искусству и располагает довольно объёмной нотной библиотекой, регулярно пополняющейся новыми партитурами. Хоровики-профессионалы найдут здесь учебную литературу по дирижированию и хороведению.

Виртуальные галереи детского творчества

Наш удивительный мир

Виртуальная выставка детских рисунков

http://kidz-art.narod.ru/

Некоммерческий проект. Участие в выставке, размещение информации о студиях, создание и размещение портфолио на сайте Арт-Портфолио для преподавателей - бесплатно. Материал расположен по тематикам и по авторам работ.

Дети в Интернете

Виртуальная галерея детского рисунка

http://www.newart.ru/

Волшебный мир детского творчества. Принимаются графические и живописные труды ребятишек от 4 до 14 лет и смешные высказывания детей.

Звезды нового века

Галерея детского творчества

http://www.znv.ru/

В этой галерее выставляется все, что в детском творчестве может быть сфотографировано и отсканировано: рисунки и поделки ваших детей и коллективов. Максимальный возраст - 14 лет. Галерея готовится начать онлайновые конкурсы детских работ в различных номинациях.

Галерея детского рисунка

http://www.rndavia.ru/gallery/

Каталог. Живописные и графические работы. В галерею принимаются работы, выполненные по любой технологии детьми в возрасте до 18 лет. Работы должны сопровождаться данными: возраст, имя и фамилия автора, название рисунка, технология изготовления (акварель, гуашь, компьютерная графика и т.п.).

Периодические издания для педагогов художественного образования

Музыка в школе

http://www.art-in-school.ru/music/index.php?page=00

Опыт работы педагогов-практиков, коррекционная страничка, произведения детских композиторов, современные методики и технологии музыкального воспитания детей.

Музыкальная палитра

http://www.muspalitra.ru/

Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах

Газета Искусство

http://art.1september.ru/index.php

Учебно-методическое издание для учителей МХК, музыки и ИЗО, тематические номера, таблицы.

Искусство в школе

http://art-in-school.narod.ru/

Научно-методическое иллюстрированное издание, посвященное всей совокупности проблем преподавания искусств (художественной культуры, изобразительных искусств, музыки, театра), как в школьных, так и во внешкольных формах.

Искусство и образование

http://www.art-in-school.ru/art/index.php?page=00

Теория и практика искусства, эстетическое воспитание, вопросы педагогики (теория и методика), программы, учебники.

Чем развлечь гостей

http://party-games.zaural.ru/

Сценарии календарных, школьных, семейных и профессиональных праздников; игровые, конкурсные и шоу программы; рекомендации по проведению праздничных мероприятий

Для педагогов изобразительного искусства

Изобразительное искусство в школе

http://www.art-in-school.ru/izo/index.php?page=00

Педагогика и психология, проблемы художественного образования, уроки искусства в школе, мастер-классы.

Похожие:

Методические рекомендации учителям оо «Искусство» iconМетодические рекомендации к остальным месяцам года вы найдёте на нашем сайте
Уважаемые посетители сайта, предлагаем вашему вниманию методические рекомендации
Методические рекомендации учителям оо «Искусство» iconМетодические рекомендации учителю по организации проектной деятельности на уроках литературы, посвященных изучению творчества Н. В. Гоголя
В статье даются методические рекомендации для учителей-словесников по организации проектной деятельности на уроках литературы в 9...
Методические рекомендации учителям оо «Искусство» iconМетодические рекомендации по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности по предмету через применение технологии web
Методические рекомендации предназначены для учителей не только русского языка и литературы, но и других предметов, которые применяют...
Методические рекомендации учителям оо «Искусство» iconМетодические рекомендации для подготовки к экзамену в форме компьютерного тестирования в адаптивной среде аст-тест Нижний Новгород 2009
Педагогика: Методические рекомендации для подготовки к экзамену в форме компьютерного тестирования в адаптивной среде аст-тест. /...
Методические рекомендации учителям оо «Искусство» iconМетодические рекомендации по организации и проведению единого классного часа "Андрей Боголюбский великий князь владимирский"
Предлагаемые рекомендации призваны помочь педагогам организовать и провести классный час по указанной тематике с учетом собственного...
Методические рекомендации учителям оо «Искусство» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения
«Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в городе Твери
Методические рекомендации учителям оо «Искусство» iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ
Кирдяшкин И. В. Отечественная история. Учебное методическое пособие. Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования...
Методические рекомендации учителям оо «Искусство» iconМетодические рекомендации по реализации примерного базисного учебного плана Новосибирской области (региональный компонент) на 2008/2009 учебный год ->■;>■,*.■ ~*
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Методические рекомендации учителям оо «Искусство» iconМетодические рекомендации к организации и проведению Уроков мужества в образовательных учреждениях
Уроки мужества выполняют следующие воспитательные функции: просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую
Методические рекомендации учителям оо «Искусство» iconМетодические рекомендации по проведению лабораторных и практических занятий по дисциплине «Криминалистика»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница