Урок по литературе в 7 классе Тема урока: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л. Н. «Детство»




Скачать 65.51 Kb.
НазваниеУрок по литературе в 7 классе Тема урока: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л. Н. «Детство»
Л Н Толстого
Дата конвертации04.01.2013
Размер65.51 Kb.
ТипУрок
Открытый урок по литературе в 7 классе

Тема урока: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л.Н.

«Детство»

Учитель русского языка и литературы МОУ «Лиманская СОШ №1»

Е.В. Полубудкина

Цели:

Познакомить учащихся с краткой биографией писателя, историей появления романа “Четыре эпохи развития”, с содержание отрывка из повести.

Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти прочитанные ранее произведения по прослушанным отрывкам; умения составлять выставку из книг на заданную тему с краткой аннотацией к каждой книге; умение анализировать прочитанный текст и в результате анализа определить, какие средства выразительности использует автор для выражения своих чувств.

На примере героя отрывка из повести воспитывать тёплое и бережное отношение к матери – самому дорогому человеку.
Оборудование:

книги с произведениями Л.Н.Толстого для выставки;

аудиозапись с отрывками из произведений Л.Н.Толстого;

фотографии о жизни писателя; высказывание А.М.Горького.
ХОД УРОКА.
I. Организация начала урока
II. Вступительная часть
На доске – высказывание А.М.Горького, которое зачитывает учитель: “Нет человека более достойного имени гения, более сложного и противоречивого и во всём прекрасного…”
– С этим человеком мы знакомы уже давно по его произведениям. Имя его – Лев Николаевич Толстой. (См. Приложение. Рис. 1) Сегодня на уроке мы подробнее поговорим о его жизни и творчестве, познакомимся с отрывком из его повести.
III. Знакомство с биографией
Учитель рассказывает о страницах биографии писателя, иллюстрируя свой рассказ фотографиями.
– Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября по новому стилю) в 1828 году в имении Ясная Поляна, близ Тулы. Большую часть своей жизни провёл писатель в этом местечке. (См. Приложение. Рис.1, 2, 3)

По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к знаменитым дворянским фамилиям. В семье, кроме Льва Николаевича, было ещё трое сыновей: Николай, Сергей, Дмитрий и дочь Мария, сестра писателя. К сожалению, дети рано осиротели: Мария Николаевна, их мать, умерла в1830 году, Николай Ильич, их отец, – в 1837 году.

Воспитательницей детей стала их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Она сохранила детские сочинения Л.Н.Толстого.

С 1841 года дети толстые жили в Казани у тётушки-опекунши Пелагеи Ильиничны Юшковой. В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский университет. Но существующее преподавание не удовлетворяло его пытливый ум, и в 1847 году Толстой подал прошение об увольнении его из числа слушателей.

В 1851 году Толстой с братом Николаем (к тому времени офицером-артиллеристом) отправился на Кавказ, чтобы поступить на военную службу. На Кавказе Л.Н.Толстой написал свою первую повесть “Детство”. Под названием “История моего детства” повесть была напечатана в журнале “Современник” и по желанию автора была подписана только его инициалами: “Л.Н.”.

В период реформ 1860-х годов Толстой много сил отдавал практической деятельности, стремясь не на словах, а на деле облегчить жизнь народа. Он принял должность мирового посредника, чтобы по справедливости разрешать поры между помещиками и крестьянами.

В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. (См. Приложение. Рис. 4) Вслед за тем в Крапивенском уезде при деятельном участии Толстого было открыто ещё 26 школ. Толстой сам обучал ребят грамоте. В 1870-х годах он создал “Азбуку” и первоначальные книги для чтения. Эти короткие рассказы и басни знают все с раннего детства.
IV. Проверка домашнего задания
1. Возвращение к прочитанным произведениям Толстого.
– С этими рассказами мы с вами знакомились на протяжении всех четырёх лет учёбы в школе. Они хорошо запоминаемы, потому что рассказы Л.Н.Толстого учат только добру и справедливости. Прослушайте отрывки и вспомните, из каких произведений они взяты?
Детям предлагается прослушать пять отрывков из рассказов и басен Л.Н.Толстого, записанных на аудиокассету:

Отрывок из рассказа “Филипок”.

Отрывок из басни “Отец и сыновья”.

Отрывок из рассказа “Прыжок”.

Отрывок из басни “Муравей и Голубка”.

Отрывок из рассказа “Акула”.
2. Выставка книг, подобранных учащимися, с краткими аннотациями.
– Какие ещё рассказы Л.Н.Толстого вы нашли в библиотеке? Расскажите о своих находках.
V. Знакомство с биографией (продолжение)
– На склоне лет Толстой был полон творческой энергии. За последнее десятилетие своей жизни он написал около пятидесяти произведений. На всю жизнь сохранил Толстой любовь к детям. В 1900-е годы он опять занимался с крестьянскими ребятишками, как в молодости. (См. Приложение. Рис. 5).

28 октября 1910 года в шестом часу утра Толстой навсегда покинул Ясную Поляну. Он направлялся на юг России. В дороге он заболел воспалением лёгких и вынужден был сойти с поезда на станции Астапово. В доме начальника станции прошли последние семь дней жизни писателя.

7 ноября в 6 часов 5 минут утра Л.Н.Толстого не стало.

Лев Николаевич прожил долгую жизнь. Он умер, когда ему было 82 года. Похоронили его, как он завещал, в Ясной Поляне, среди деревьев, на краю оврага. (см. Приложение. Рис. 6, 7).

В Ясной Поляне находится музей Льва Николаевича. Туда приезжают люди со всех уголков мира, чтобы посмотреть своими глазами дом, где жил и творил великий русский писатель.
VI. Знакомство с новым произведением
1. История появления повести “Детство”
– В своём рассказе о творчестве Толстого я упоминала о повести “Детство”. Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни – он стал писателем. Он задумал роман “Четыре эпохи развития”, в котором хотел изобразить процесс духовного развития человека, “резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни: в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм; в юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе”. На Кавказе написана первая часть задуманного романа – “Детство”; позднее были созданы две другие – “Отрочество” и “Юность”, а четвёртая часть “Молодость” осталась так и не написанной.
– Мы с вами на уроке познакомимся лишь с отрывком из первой повести. Создавая образы героев повести, писатель использовал свои личные впечатления и переживания, но повесть автобиографичная лишь отчасти. Л.Н.Толстой утверждал, что писал не о своём только детстве, но и о том, что есть в детстве каждого человека.
2. Первичное восприятие текста.
Комбинированное чтение: учитель – хорошо читающие учащиеся.
– Какими чувствами переполнен этот отрывок?
3. Речевая разминка.
– Прежде, чем мы приступим к самостоятельному чтению, проведём речевую разминку, которая поможет нам подготовить артикуляционный аппарат к работе. Разминка называется так же, как и отрывок Л.Н.Толстого, – “Детство” М.Яснова.

выразительное чтение учителем;

чтение выделенных слов, объяснение их образования;

чтение про себя учащимися;

хоровое чтение в умеренном темпе.
В ЧУДЕТСТВО откроешь окошки –

СЧАСТЛИВЕНЬ стучит по дорожке,

Цветёт ВЕСЕЛЮТИК у речки,

И звонко поют СОЛОВЕЧКИ.

А где-то по дальним дорогам

Бредут НОСОМОТ с БЕГЕРОГОМ…

Мы с ними в ЧУДЕТСТВО скорее пойдём –

Спешит ТОРОПИНКА под самым окном,

Зовёт нас глядеть – заглядеться:

Что там за окошком?

Чу!.. Детство!
4. Словарная работа.
Maman – читается “маман” на французский манер.
5. “Жужжащее” чтение учащимися с заданием:
– Найдите в тексте, какими словами обращается Николенька к матери, как он её называет.
6. Анализ отрывка с выборочным чтением.
– Как мама называет своего сына?
– О чём нам с вами, читателям, могут говорить эти выражения?
– Что испытывал мальчик, когда находился рядом с матерью? Что хотелось ему сделать в эти минуты для всех знакомых и незнакомых ему людей? Прочитайте.
7. Выделение основной мысли текста.
– Это произведение Л.Н.Толстого называется “Детство”. Как вы считаете, только ли о детских годах мальчика Николеньки хотел рассказать писатель?
– Найдите и прочитайте строчки, которые выражают главную мысль отрывка.
VII. Подведение итогов урока
– Закончить наш урок мне хочется словами самого Льва Николаевича, с которыми он обращался к своим ученикам в Яснополянской школе: “Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро”. Этим добром пронизаны все произведения Льва Николаевича. Именно поэтому их любят и знают взрослые и дети.
VIII. Домашнее задание
– Подготовить выразительное чтение по ролям этого произведения.

Похожие:

Урок по литературе в 7 классе Тема урока: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л. Н. «Детство» iconУрок литературы в 10 классе Тема «Уроки доброты»
Цель урока: обсудить нравственные проблемы, поднятые в повести А. Алексина «Безумная Евдокия»
Урок по литературе в 7 классе Тема урока: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л. Н. «Детство» iconУрок литературы в 10 классе Тема урока: «Л. Н. Толстой это целый мир!»
Толстого, облагородить мысли и чувства ребят через соприкосновение с произведениями искусства (развить духовный, душевный потенциал),...
Урок по литературе в 7 классе Тема урока: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л. Н. «Детство» iconУрока по литературе по теме панорама русской жизни в романе а. К. Толстого «князь серебряный» 7 класс
Оборудование урока: портрет А. К. Толстого, эпиграф на доске: «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко...
Урок по литературе в 7 классе Тема урока: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л. Н. «Детство» iconКонспект интегрированного урока литературы и английского языка в 5 а классе по повести М. Твена
Мы попробуем окунуться в мир Америки 50-х гг. XIX века, почувствовать себя маленькими американцами и даже героями известной книги....
Урок по литературе в 7 классе Тема урока: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л. Н. «Детство» iconПлан-конспект урока тема урока: а
Цель урока: познакомить учеников с некоторыми фактами биографии А. С. Пушкина (детство, юность)
Урок по литературе в 7 классе Тема урока: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л. Н. «Детство» iconУрок литературы в 7 кл «Нравственные проблемы в рассказе В. Распутина «Век живи век люби»
...
Урок по литературе в 7 классе Тема урока: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л. Н. «Детство» iconУрок литературы в 8 классе тема урока : «А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве»
Развивать устную речь учащихся, логическое и образное мышление, эстетический вкус
Урок по литературе в 7 классе Тема урока: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л. Н. «Детство» iconУрок внеклассного чтения в 4 классе. Тема. А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
...
Урок по литературе в 7 классе Тема урока: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л. Н. «Детство» iconУрок литературы в 6 классе Тема: «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века»
Цели: вызвать интерес к творчеству Е. А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого; научить детей чувствовать с помощью трепетного...
Урок по литературе в 7 классе Тема урока: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л. Н. «Детство» iconУрок внеклассного чтения в 9 а классе по теме: «Концепция войны в повести В. П. Астафьева «Пастух и пастушка»
Сегодня вместе с вами попытаемся определить своеобразие военной тематики в повести В. П. Астафьева «Пастух и пастушка»
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница