Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплинам историко-теоретического цикла для исполнительских отделений музыкальных училищ. Как работать над одноголосным диктантом




Скачать 120.9 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплинам историко-теоретического цикла для исполнительских отделений музыкальных училищ. Как работать над одноголосным диктантом
Дата конвертации04.01.2013
Размер120.9 Kb.
ТипМетодические рекомендации


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА ДЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ.

Как работать над одноголосным диктантом.

Главное - это запомнить музыкальное построение в целом, по принципу "от общего к частному".

Диктант - это обогащение памяти музыкальными представлениями. Лучше записать всю мелодию с незаполненными пустотами, охватив всю её целиком, чем всего 1-2 такта в начале, но без ошибок.

В результате проигрываний надо следовать таким правилам:

  1. Определи структуру диктанта (период повторного, неповторного, единого строения, деление на предложения и фразы, и т.п.).

  2. Какой метр в диктанте - двудольный, трехдольный, есть ли затакт? Простучи ритм по памяти (или во время прослушивания), насколько это возможно поначалу. Разметь такты. "Сетка" готова.

  3. Зафиксируй в памяти наиболее выразительные моменты. Можно слегка наметить их точками в тактах. Обычно это повторы, хроматизмы, скачки на широкие интервалы. Возможно, ты услышишь самый высокий или самый низкий тон в построении. Старайся больше запоминать, чем писать.

  4. Пропевай мелодию при помощи внутреннего слуха, фиксируя в уме сильные доли в нотах. Запоминай начало и окончание фраз.

  5. Когда сможешь спеть с названием нот всю мелодию по памяти, остается только нанести ее на нотный стан.

  6. Если сможешь сыграть весь диктант на инструменте по памяти (хорошо бы еще в другой тональности!); то ты молодец, с диктантом справился!

Конечно, существует множество методик написания диктанта. Но ты должен помнить, что выработка музыкальной памяти при его написании поможет тебе запоминать произведение по специальности осознанно, а не механически, поможет с заучиванием материала муз литературы ("темы").

И вообще, музыкальная память - это весь твой профессиональный

багаж.

Методические рекомендации по подготовке домашнего задания по сольфеджио.
Роль музыкального слуха в развитии музыканта необычайно велика. Роберт Шуман писал: «Ты должен настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая её глазами».

Музыкальность-это не только наличие врожденных задатков, но и результат развития, воспитания, обучения. Чтобы развить слух, надо учитывать, что лучше заниматься по 30 минут, но чаще, то есть несколько раз в неделю.

Начинать занятия надо с настройки в тональности. Настроиться - это значит запомнить устойчивые звуки. Затем надо поработать над ступенями, поучить отдельно скачки с устойчивых на неустойчивые звуки и наоборот.

Отдельно следует работать над интонированием гамм, интервалов, аккордов в тональности, а затем от звука (вне тональности). Сложные интервальные и аккордовые последовательности нужно записать в тетрадь. Чтобы разучить мелодию надо:

1.Определить тональность, количество фраз, размер.

2.Простучать ритм или проговорить нотами (сольмизировать) с дирижированием.

3.Настроиться в тональности и спеть мелодию по фразам.

Нельзя сразу играть мелодию, нельзя подыгрывать себе во время пения. Если ошиблись, вспомните или сыграйте тоническое трезвучие и постарайтесь самостоятельно найти нужную ступень или мелодический оборот.

4.Все время смотрите вперед, следуя за линией движения звуков в мелодии. Не забывайте слушать себя, это поможет почувствовать выразительность мелодии и её развитие.

5.Трудные места поучите отдельно несколько раз.

6.Разучиваемую мелодию надо повторить несколько раз (минимум 3 раза).
Чтобы разучить 2-х-З-х-голосный пример надо:

1.Проиграть на фортепиано сопровождающие голоса с пульсацией или дирижированием.

2.Разучите сольфеджируемый голос отдельно с пульсом или дирижированием.

3.Пойте и играйте одновременно все голоса, слушая исполняемый голос.

Трудные места заучивайте отдельно, весь пример исполняйте несколько раз.

Методические рекомендации по гармонизации мелодии для студентов.

Гармонизация мелодии является в училище основным видом письменных работ и используется на всех отделениях с самого начала прохождения курса гармонии. Упражнения на гармонизацию мелодии, помимо навыков голосоведения, должны способствовать осознанию учащимися формообразующей роли гармонии. Поэтому основным требованием при гармонизации мелодии является нахождение естественной гармонизации, использование свойственных данному разделу формы и данной мелодической интонации гармонических средств.

Для этой цели необходим предварительный анализ гармонизуемой мелодии. Приступать к выполнению гармонизации можно только проанализировав форму мелодии, тип построения (период, предложение), расчленение ее на предложения, фразы, мотивы, выделение начальных, развивающих , заключительных построений, кульминаций, размещение кадансов, их вид (полные, половинные, простые, сложные и т.п.).

При анализе следует обращать внимание и на интонационный состав и на интонационное развитие гармонизуемой мелодии. Особо следует отмечать обороты, подразумевающие определенную, «типовую» гармонизацию, как, например: восходящий и нисходящий тетрахорды, характерные скачки, проходящие обороты и т.п. Обороты, повторяющиеся с секвентным смещением или точно, но на расстоянии, как правило , требуют одинаковой или сходной гармонизации.

Особое внимание следует уделить фунциональной планировки мелодии (ощущение гармонической пульсации, ритма, частоты гармонических смен).

При гармонизации мелодии пристальное внимание уделяется голосоведению и мелодической линии остальных голосов, в первую очередь баса. Необходимо после предварительного анализа данной мелодии начинать гармонизацию именно с написания к ней баса, а затем уже приступать к заполнению средних голосов. Выразительность двухголосия крайних голосов - залог хорошей гармонизации. В средних голосах следует добиваться максимальной плавности. Избегать комплексных перемещений аккорда на большие интервалы в одном и том же расположении и неоправданных скачков.

Типовые ошибки ,которые чаще всего встречаются в работах студентов:

1.параллелизмы, возникающие от смены расположения и скачков при соединении трезвучий;

2.параллельные квинты и октавы ;

3.скрытые октавы и квинты, образующиеся при скачках мелодии на кварту или квинту;

4.ошибки голосоведения в кадансах, возникающие от непродуманного выбора вида субдоминанты перед К6/4;

5.функциональные ошибки;

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по гармоническому анализу в дисциплине « Гармония»

После гармонического анализа каждого аккорда в музыкальном построении для осмысления роли и характера тех или иных средств в музыкальном произведении, необходимо ответить на следующие обобщающие вопросы:

1.Функциональный и структурный круг аккордов, использованный в тексте.

2.Распределение аккордов в форме, в частности. Их метрическое распределение.

3.Функциональное значение аккордов и оборотов.

4.Гармоническое оформление кадансов и кульминаций.

5.Интенсивность гармонической пульсации. Степень частоты гармонических смен, их зависимость в связи с этим от мелодии и ритма.

6.Тональный план, функциональная связь тональностей, приемы модуляций.

Характер произведения в результате использования всех этих гармонических средств в произведении.

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по игре гармонических последовательностей на фортепиано по дисциплине «Гармония».
Игра на фортепиано способствует прочному усвоению разнообразных гармонических средств, приучает учащихся к гармоническому восприятию музыки, слышанию собственно аккордовой красочности и функциональных соотношений, вырабатывает «материальное», фактурное ощущение голосоведения, правильной связи аккордов. Игрой на фортепиано желательно заниматься каждый день по 20 - 30 минут. Особенно важно это правило выполнять учащимся, плохо владеющими фортепиано.

Начинать играть на фортепиано необходимо с самых первых уроков гармонии и с самых простейших соединений двух трезвучий , автентических и плагальных оборотов в тесном расположении сначала в гармоническом соединении, постепенно усложняя задачи. Наиболее удобной формой отработки и практического закрепления оборотов, формул, типовых последовательностей является игра секвенций, которые, желательно, сразу же начинать играть по хроматизму (транспонирующие по мажорным и минорным тональностям). Секвенции дают возможность начинать осваивать тональности с большим количеством ключевых знаков, пока материал ещё простой. Обязательно ритмическое оформление при игре гармонических оборотов и непрерывность их воспроизведения. При игре в медленном движении с остановками созвучия представляются на слух разрозненными, недостаточно связанными друг с другом.

Игра на фортепиано также предусматривает:

- игру цифровых гармонических последовательностей в заданном размере;

- гармонизацию коротких оборотов в мелодии или в басу,

-гармонизацию одновременно заданных сопрано и баса ( гармоническая рамка

- разрешение аккордов со всеми возможными разрешениями. Аккорды, могущие быть разрешенными в мажоре и в миноре, разрешаются обязательно в обоих ладах;

- сочинение аккордовых последовательностей по заданному ритмическому рисунку и фразировке;

- досочинение заданных начальных построений до масштаба предложения или периода, или сочинение полностью предложений и периодов с использованием конкретных гармонических средств;

-игра отклонений и периодов в тональности 1степени родства. Учащимся, плохо владеющих фортепиано, желательно играть периоды повторного строения.

Кроме упражнений в строгом четырехголосии учащимся могут быть рекомендованы творческие упражнения в свободной фактуре: подбор аккомпанемента, сочинение темы, сочинение подголоска к мелодии, контрапункта, использование гармонического варьирования.

Музыкальная литература.

Методические рекомендации к самостоятельному изучению тем

« Жизненный и творческий путь».
Биографии композиторов в курсе музыкальной литературы принадлежит особая роль. Через неё до учащегося доносится эпоха, её приметы, реалии, художественный контекст. Все эти знания проецируются на изучаемое произведение. Одни биографии обстоятельно рассказываются педагогом на уроке (Баха, Шопена, Моцарта, Шуберта, Брамса, Вагнера, Шумана, Дебюсси и т. д.), другие могут быть изучены самостоятельно ( Россини, Мендельсон, Сметана, Григ, Балакирев, Лядов, Глазунов). Некоторые биографии можно излагать суммарно, в виде творческого облика, творческого портрета (Вебер, Мендельсон, Дворжак, Бородин).В русской музыке наиболее сложными являются биографии Глинки, Чайковского, Мусоргского, Скрябина, Рахманинова, Прокофьева, Римского-Корсакова, Шостаковича).

При самостоятельном изучении следует выделить следующие основные принципы:

1.Членение на периоды не должно быть слишком дробным - крупное легче охватывается памятью.

2. Периодизация должна подчиняться не только событиям жизненно- бытового характера, но прежде всего эволюции творчества личности и связанную с ним смену или расширение системы образов, средств выразительности. В учебном пособии таким образцом является биография Балакирева, Мусоргского ( Русская музыкальная литература, вып.2, главы 4 и 5).

3. Работая над текстом биографии внешне небогатой событиями (Шуберт, Брамс), основой конструкции должны стать этапы внутреннего, творческого процесса. Например, Шуберт: до 1817 года - ученичество и первые самостоятельные опыты во всех жанрах; 1817 - 1822 - поиски своего пути в

музыке; 1822- 1826 - зрелый период, создание главных произведений, драматическая образность; 1827- 1828 - путь в будущее (по Вульфиусу П.А.в вузовском учебнике). Такие обобщения - определения могут стать идеей биографии, названиями глав биографии.

4.Внутри периода необходимо запомнить группы произведений в различных жанрах, даты создания основных следует запоминать обязательно.

5.Изучаемую биографию можно заключить в схему - таблицу, состоящую из трех разделов: периоды творчества, произведения, Жизненные и творческие события (семья, образование, встречи и контакты с современниками, круг общения, письма или высказывания по тем или иным проблемам творчества, другие виды творческой деятельности).

6.В конце биографии необходимо перечислить основные произведения композитора по жанрам.

Значение самостоятельной работы: формирование умения внимательно и осознанно читать любой текст, отбирать и компоновать материал соответственно плану педагога, обобщать прочитанное, выделять главное. Работа формирует самостоятельность мышления, оттачивает ум. Через биографию раскрывается любовь композитора к своему народу, к Родине, гуманистические, этические идеи творчества, благородные моральные принципы.

Рекомендуется обращение к сборникам « Вопросы музыкальной педагогики».

Музыкальная литература

Методические рекомендации

к самостоятельной работе над нотным текстом.
Самостоятельной работе над нотным текстом должно предшествовать слуховое знание музыкального произведения, изучение истории создания, знание времени создания, сюжета и либретто (если произведение театрально- драматического жанра). Значение и особая сложность анализа музыкального произведения заключается в необходимости понимания произведения сразу в нескольких измерениях: художественной ценности, единстве содержания и композиции, как выражения важнейших тенденций времени, направления и стиля. На первых курсах используются и изучаются множество понятий, определений, относящихся к музыкальной форме, языку музыки. Без их усвоения невозможно говорить о музыкальном языке произведения.

Первая задача - словесная формулировка музыкального содержания произведения. Путь к ней начинается с жанрового анализа ( определение первичной, вторичной жанровой основы темы). Открытие жанра даёт возможность понять художественно - исторический смысл темы. Найти точные слова для определения характера тем. Рассмотреть все выразительные элементы темы: фактуру, строение, ритм, интонации, мотивы. Отметить наиболее яркие и запоминающиеся обороты. Определить тональность.

  1. Понимать соотношение тем (контраст, сопоставление). Найти границы тем (окончание одной и начало другой темы).

  2. Понимать функции частей. Найти в развитии темы указанные педагогом приемы развития.

  3. Обязательно найти местоположение кульминации по указанным педагогам приемам и признакам.

Освоение первого этапа анализа произведения необходимо для следующего , более сложного этапа освоения нотного текст

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине « Анализ музыкальных произведений».
Основной формой работы на уроке и дома в курсе «Анализа музыкальных произведений является краткий структурный анализ в письменном или устном виде. В итоге определенная форма конкретного музыкального произведения или его фрагмента конкретизируется разновидностью её (формы). В последующих выводах называется жанр, отмечаются особенности стиля эпохи и авторского стиля композитора.

Студент работает с нотным материалом. Анализу непосредственно предшествует работа с нотами: предложенное произведение или фрагмент его может быть прослушан (запись, непосредственно исполнение), исполнен самим студентом, либо представлен при помощи внутреннего слуха. Для удобства последующих выводов следует составить схему формы данного произведения: буквами записываются все имеющиеся разделы, указывается количество тактов в каждом их них, а также встречающиеся тональности (тональный план). Границы разделов можно определить, опираясь на правило каденций, тематический материал, встречающийся в произведении (повторение, развитие, новая тема). Затем следует сосредоточиться на каждом выделенном разделе, определить в нём структурные, тематические и тонально - гармонические особенности.

  1. Структурные особенности: определяются границы периода, предложения, тип масштабно - тематической структуры, количество тактов в построениях;

  2. Тематические особенности: однородность или контрастность используемого материала;

  3. Тонально - гармонические особенности: тональность, типы каденций, гармонические средства кульминации, приемы развития.

Следует помнить, что каждый раздел может выполнять одну из следующих функций: вступления, изложения темы, перехода или связующего раздела,

развивающего раздела середины, разработки), репризы заключительного раздела или коды.

Определить функцию части формы поможет соответствующий тип изложения тематического материала:

1.экспозиционный тип изложения - устойчивость, показ темы;

2.серединный тип изложения - неустойчивость. Встречается в серединах, разработках, связках;

3.заключительный тип изложения - подчеркнутая устойчивость. Встречается в коде, дополнении.

Перечисленные выше принципы анализа применимы к работе и с простыми формами, и со сложными формами.

Когда студент составил представление о каждом разделе формы. Он вновь обращается к схеме, делает выводы о типе формы, её разновидности, наблюдает динамику развития тематического материала, а через неё получает представление о художественном образе, жанровой специфике образа.

Похожие:

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплинам историко-теоретического цикла для исполнительских отделений музыкальных училищ. Как работать над одноголосным диктантом iconМетодические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов специальности «Реклама» Омск
Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы студентов 2 курса специальности 032401 «Реклама» в процессе...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплинам историко-теоретического цикла для исполнительских отделений музыкальных училищ. Как работать над одноголосным диктантом iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения
«Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в городе Твери
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплинам историко-теоретического цикла для исполнительских отделений музыкальных училищ. Как работать над одноголосным диктантом iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям и выполнению самостоятельной работы студентов специальности 050401 «История»
Предлагаемая программа разработана в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплинам историко-теоретического цикла для исполнительских отделений музыкальных училищ. Как работать над одноголосным диктантом iconМетодические рекомендации к остальным месяцам года вы найдёте на нашем сайте
Уважаемые посетители сайта, предлагаем вашему вниманию методические рекомендации
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплинам историко-теоретического цикла для исполнительских отделений музыкальных училищ. Как работать над одноголосным диктантом iconМетодические указания по самостоятельной работе 22 Приложение 1 27
А. Г. Буймов – Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплинам историко-теоретического цикла для исполнительских отделений музыкальных училищ. Как работать над одноголосным диктантом iconСборник текстов и упражнений по английскому языку для студентов неязыковых специальностей
Шаяхметова Л. Х. Сборник текстов и упражнений по английскому языку для студентов неязыковых специальностей (учебно-методические рекомендации)....
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплинам историко-теоретического цикла для исполнительских отделений музыкальных училищ. Как работать над одноголосным диктантом iconМетодические указания для студентов 1 курса заочного отделения сокращенные сроки обучения по направлению подготовки «юриспруденция»
Методические указания для студентов 1 курса заочного отделения юридического факультета (1 семестр). – Казань: Издательство Института...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплинам историко-теоретического цикла для исполнительских отделений музыкальных училищ. Как работать над одноголосным диктантом iconМетодические рекомендации учителю по организации проектной деятельности на уроках литературы, посвященных изучению творчества Н. В. Гоголя
В статье даются методические рекомендации для учителей-словесников по организации проектной деятельности на уроках литературы в 9...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплинам историко-теоретического цикла для исполнительских отделений музыкальных училищ. Как работать над одноголосным диктантом iconМетодические рекомендации по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности по предмету через применение технологии web
Методические рекомендации предназначены для учителей не только русского языка и литературы, но и других предметов, которые применяют...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплинам историко-теоретического цикла для исполнительских отделений музыкальных училищ. Как работать над одноголосным диктантом iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский государственный социально-экономический университет, Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея»
Поиск информации в сети Интернет для использования в процессе обучения. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница