Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Сафронова М. В




НазваниеРабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Сафронова М. В
страница1/4
Г М Пальдяева
Дата конвертации04.01.2013
Размер0.49 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Каштановская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано: Утверждено: Рассмотрено Зам. директора Директор школы на педагогическом совете по УВР ____ (Родина Л. И.) ______ (Пузикова Т.В.) протокол №1 от 30. 08. 12 г.

Рабочая программа по биологии 9 класса

Учитель: Сафронова М.В.

2012-2013 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования, а также сборника программ по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника ( автор – составитель Г.М. Пальдяева, М.: Дрофа, 2010).

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим в уроки включены вопросы и задания в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания или на этапе урока закрепления ЗУН учащихся.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

  • Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2009 – 303 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

В программе сформулированы цели и задачи обучения, раскрывается содержание тем. Выделены ведущие цели и основные понятия. К темам указаны лабораторные работы. При организации лабораторных работ проводится инструктаж по технике безопасности.

В программе указано время, отведенное на изучение тем. В связи с тем, что в программу включены уроки по обобщению и контролю знаний учащихся, темы из раздела «Организм и среда» и в конце учебного года отведено 3 часа на повторение, внесены изменения в количество часов, отведенные на изучение тем разделов учебника. В связи с тем, что кабинет биологии не имеет достаточной материально – технической базы, демонстрация моделей, окаменелостей, моделей – аппликаций, муляжей, коллекций заменена на демонстрацию рисунков и фотографий изучаемых объектов. Из программы исключены экскурсии, так как нет возможности их проведения.

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);

- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

- аттестация по итогам года;

- формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению школьной программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.



Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения биологии учащиеся должны

знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема

Количество часов

В том числе

Демонстраций

Лабораторных работ




Введение

3







1

Уровни организации живой природы.

48

10

3

2

Эволюция.

6

1

-

3

Возникновение и развитие жизни.

4

1

1

4

Экология.

3

-




5

Биосфера и человек.

2

-

-

6

Повторение. Резерв.

2

-

-




Итого:

68

12

4
  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Сафронова М. В iconРабочая программа по «Биологии» для 9 класса на 2012-2013 учебный год
Муниципальное образовательное учреждение Силинская основная общеобразовательная школа
Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Сафронова М. В iconРабочая программа по истории для 7 класса соответствует примерной программе и федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования рабочая программа для 7 класса рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4» г. Брянска
Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Сафронова М. В iconРабочая учебная программа по музыке для 1 класса 1 час в неделю (всего 33 часа)
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса разработана на основе учебной программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е....
Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Сафронова М. В iconРабочая программа по предмету литературное чтение для 2 класса
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Сафронова М. В iconРабочая программа по истории
...
Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Сафронова М. В iconРабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»
Рабочая программа по мхк для 11 класса составлена в соответствии со стандартом первого поколения среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Сафронова М. В iconРабочая программа по литературе 7 «А» класса (базовый уровень)
Данная рабочая программа по литературе разработана для обучения в 7 «А» классе с учетом
Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Сафронова М. В iconРабочая программа курса биологии для обучающихся 9 классов 2011-2012
Программы общеобразовательных учреждений Биология. Общие закономерности. 9 класс. Под редакцией Н. И. Сонин, В. Б. Захаров, Е. Т....
Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Сафронова М. В iconРабочая программа По литературному чтению для учащихся 7 класса с особенностями психофизического развития Учитель: Большухина Татьяна Борисовна
К федеральному компоненту учебного плана и находится в области «Язык и речь». Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом...
Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Сафронова М. В iconРабочая программа по литературе в 6 классе учителя
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница