Моу верхнеднепровская сош №3 Конспект интегрированного урока




Скачать 61.73 Kb.
НазваниеМоу верхнеднепровская сош №3 Конспект интегрированного урока
А С Пушкина
Дата конвертации04.01.2013
Размер61.73 Kb.
ТипКонспект
МОУ Верхнеднепровская СОШ № 3

Конспект интегрированного урока

«Там русский дух, там Русью пахнет»

учителя русского языка и литературы

Румянцевой Т. В.

2011-2012 уч. год

Цели урока: 1) сравнить поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» с одноимён- ной оперой М. И. Глинки;

2) проследить связь поэмы А. С. Пушкина с устным народным твор- чеством и нравственными идеалами русского народа;

3) развивать коммуникативную, лингвистическую, языковую, куль- туроведческую компетенции у учащихся;

4) воспитывать у ребят любовь к творчеству А. С. Пушкина и М. И. Глинки.
Оборудование урока: 1) записи с фрагментами из оперы М. И. Глинки;

2) рисунки учащихся к поэме А. С. Пушкина;

3) иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, встречающихся в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»;

4) слова для работы на уроке: премьера, увертюра, ария, марш, гуманизм;

5) «Толковый словарь русского языка» под редакцией Ожего- ва.

Ход урока:
I. Оргмомент.

II Вступительное слово учителя. Сопоставление поэмы А. С. Пушкина и оперы М. И. Глинки.
Ребята, мы прочитали замечательную поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». На уроках мы делали для себя открытия, вели взволнованные разговоры, иногда спорили. И вот пришла пора проститься с любимыми героями. Тема нашего заключительного урока «Там русский дух, там Русью пахнет».

- Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

Вы знаете, что литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства.

- С какими видами искусства связана литература?

Посмотрите, как оформлен наш класс. Вы создали замечательные иллюстрации к поэме А. С. Пушкина.

- Почему так легко иллюстрировать произведения А. С. Пушкина?

Читая поэму «Руслан и Людмила», мы говорили о любви и верности, о чести и долге, об измене и соперничестве, о коварстве и подлости. Вместе с поэтом восхищались Людмилой, переживали за Руслана, возмущались вероломством Фарлафа и коварством Черномора. Пожалуй, не всё можно выразить средствами живописи. А вот средствами музыки это сделать можно.

Цель нашего урока: сравнить поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и одноимённую оперу М. И. Глинки, композитора, нашего земляка.
III. Работа над содержанием поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и одноимённой оперой М. И. Глинки.
- Прежде чем мы послушаем отрывки из оперы М. И. Глинки, познакомимся с жизнью известного композитора. Подумайте, что общего в биографии А. С. Пушкина и М. И.Глинки.

(Сообщение ученика)

- Одна из лучших отечественных опер – «Руслан и Людмила».

- Какие инструменты упоминаются в поэме?

- Что собой представляют эти инструменты?

(Сообщения ребят об инструментах: волынке, арфе, гуслях, бубне, роге)

- Работа над оперой «Руслан и Людмила» продолжалась пять с половиной лет. Наконец она была закончена и поставлена 27 ноября 1842 года. День премьеры был нелёгким испытанием для композитора.

- Что такое премьера? (Работа с толковым словарём)

Художник Роллер неожиданно поссорился с дирекцией театра и, оформляя последние акты, очень небрежно, тускло выполнил свою работу. А нужно ли говорить, насколько важны декорации в такой опере-сказке, как «Руслан и Людмила»!

Любимая певица Глинки заболела – пришлось её роль передать совсем неопытной исполнительнице. Всё это не смогло не повлиять на отношение публики к опере.

Только с третьего спектакля определился успех постановки. В один сезон опера прошла тридцать два раза.

Музыкальное произведение начинается с увертюры.

- Для чего существует увертюра в опере и что означает это слово? (Работа с толковым словарём)

Давайте представим, что мы находимся в театре. Занавес ещё закрыт. Зрители рассаживаются, а оркестранты настраивают свои инструменты. Постепенно гаснут люстры… Сейчас за пультом появится дирижёр, и мы услышим увертюру к опере Глинки «Руслан и Людмила».

(Слушаем музыку)

- О чём нам рассказала эта музыка?

- Как вы думаете, в каких произведениях литературы есть увертюра?

- Как она называется?

Ребята, вы помните, что Пушкин написал поэму в 20 лет в 1819 году и только через 10 лет дописал к ней вступление.

- Что дало вступление для понимания всей поэмы?

(Слушаем вступление к поэме «Руслан и Людмила», читает ученик)

Прозвучали увертюра и вступление, они дали нам эмоциональный настрой. Теперь обратимся к известным нам героям. Прослушаем отрывок из оперы.

- Попробуйте по характеру музыки угадать, о ком идёт речь.

(Звучит вступление к арии Людмилы)

(Ответы учащихся)

Итак, разговор сейчас у нас пойдёт о Людмиле. На уроках мы восхищались красотой, верностью, смекалкой героини, её готовностью к самопожертвованию ради любимого.

- Кого вам напоминает Людмила?

- Какой изобразил героиню А. С. Пушкин? (Работа с текстом: черты характера Людмилы, отношение Пушкина к своей героине)

- Кого напоминает вам героиня?

(Пушкин воплотил в своей героине лучшие черты характера русской женщины, поэтому она напоминает нам персонажи из народных сказок).

- Какой характер носит музыка арии? (Выяснение по толковому словарю значения слова ария)

И Пушкин, и Глинка - каждый своими средствами - создали замечательный образ Людмилы, подчеркнув в ней лучшие черты русской женщины. Людмила очень похожа на героинь русских народных сказок.

- С кем можно сравнить Руслана?

(Беседа по картине И. Васнецова «Три богатыря»)

- Что общего во внешности Руслана и Ильи Муромца?

- Что даёт нам описание картины поля боя для понимания образа Руслана?

- О чём размышляет Руслан?

(Ученик читает наизусть слова Руслана)

(Руслан не только преданный муж, он верный сын своей Родины. Когда он видит зловещую картину мёртвого поля, личное отступает на второй план).

- Сейчас слушаем арию Руслана. Значение её в опере велико. Напомню, что ария характеризует героя. Глинка раскрывает в ней важнейшие качества Руслана – глубину его мыслей, твёрдость духа, богатырскую силу. Начинается ария оркестровым вступлением, рисующим пустынное поле битвы. Мелодия вызывает ощущение простора и одновременно передаёт состояние скорби.

(Звучит ария Руслана)

- Как характеризует музыка состояние героя?

(В произведениях устного народного творчества всегда мы встречаемся с противостоянием добра и зла, так же это показано в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»).

- Кто в поэме воплощает тёмные силы?

- Какие определения мы дали Черномору?

(Рассматриваем рисунки ребят: дети говорят о том, каким изображён Черномор на иллюстрациях)

- Посмотрим, каков Черномор в опере Глинки.

- Как Глинка относится к Черномору?

(Звучит марш Черномора)

Мы прослушали марш Черномора.

- Что означает это слово? (Работа с толковым словарём)

- Какие музыкальные инструменты использовал Глинка?

- Удалось ли Глинке создать образ коварного, злого сказочного существа?

- Кто ещё из героев, воплощающих силы зла в поэме, вам запомнился?

- Каким предстаёт перед нами Фарлаф в Песне I? (Чтение текста)

- Почему Фарлаф оказался во рву?

И тем не менее Фарлаф привёз княжну в Киев, отняв её у Руслана, пусть даже хитростью и коварством.

- Почему он это сделал?

(Чтение сцены «Фарлаф и Наина»)

- Заслуживают ли наказания Черномор и Фарлаф?

- Как складывается их судьба в поэме?

- Пушкин проявляет такое качество, как человеколюбие, гуманизм. Таков Пушкин! (Высокочеловечен, гуманен. Поэма «Руслан и Людмила» проникнута …(гуманизмом). (Ребята заканчивают предложение, используя новое слово).Герои Пушкина…(гуманные))

- В чём проявляется «русский дух» в поэме?

- Можно ли говорить о связи оперы Глинки с устным народным творчеством?

(Опера заканчивается ликующим финалом. Народ прославляет добро, любовь и Родину, великую Русь).

(Слушаем отрывок из финала)

IV. Рефлексия. Наш урок подходит к концу. Ребята, что вы узнали о связи литературы и музыки? Выскажите свои впечатления об уроке.
V. Домашнее задание: написать отзыв об уроке.

Похожие:

Моу верхнеднепровская сош №3 Конспект интегрированного урока iconПлан-конспект открытого интегрированного урока по чтению, изо и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
Задачи урока: развитие наблюдательности, устной речи и творческого воображения; воспитание любви к Родине и русской поэзии, к русскому...
Моу верхнеднепровская сош №3 Конспект интегрированного урока iconПлан-конспект интегрированного урока литературного чтения и музыки тема урока: «Чем должен жить человек…»
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о нравственных, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений...
Моу верхнеднепровская сош №3 Конспект интегрированного урока iconКонспект интегрированного урока литературы и английского языка в 5 а классе по повести М. Твена
Мы попробуем окунуться в мир Америки 50-х гг. XIX века, почувствовать себя маленькими американцами и даже героями известной книги....
Моу верхнеднепровская сош №3 Конспект интегрированного урока icon«Александр Сергеевич Пушкин – биография»
Конспект итогового интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и лепкой на тему
Моу верхнеднепровская сош №3 Конспект интегрированного урока iconПлан-конспект урока тема урока: а
Цель урока: познакомить учеников с некоторыми фактами биографии А. С. Пушкина (детство, юность)
Моу верхнеднепровская сош №3 Конспект интегрированного урока iconПлан-конспект урока тема урока: И. С. Тургенев. «Муму». Духовные и нравственные качества героя
Цель урока: показать через сопоставления Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, духовное и нравственное превосходство...
Моу верхнеднепровская сош №3 Конспект интегрированного урока iconПлан-конспект урока тема урока Односоставные предложения
Моу столбищенская средняя общеобразовательная школа Лаишевского муниципального района рт
Моу верхнеднепровская сош №3 Конспект интегрированного урока iconПлан-конспект урока а. А. Блок. Личность и творчество
Формировать умение составлять конспект лекции, сопоставлять факты биографии с лирическим произведением; анализировать поэтический...
Моу верхнеднепровская сош №3 Конспект интегрированного урока iconПлан-конспект урока внутренняя политика ЕкатериныII
Цель урока: обобщить представление о Великой императрице России, дать оценку её деятельности
Моу верхнеднепровская сош №3 Конспект интегрированного урока iconПлан-конспект урока тема Н. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»
Цель урока: познакомить с творчеством Н. Заболоцкого; обучить анализу лирического стихотворения
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница