План-конспект урока литературы «Изучение рассказа Л. Н. Андреева «Петька на даче» в 5 классе (Тема урока)




Скачать 157.57 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока литературы «Изучение рассказа Л. Н. Андреева «Петька на даче» в 5 классе (Тема урока)
Дата конвертации07.01.2013
Размер157.57 Kb.
ТипУрок
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературы
«Изучение рассказа Л.Н.Андреева «Петька на даче» в 5 классе

(Тема урока)




ФИО (полностью)

Антонова Светлана Михайловна



Место работы

МОУ «Центр образования» г. Певек Чаунского района Чукотского АО



Должность

Заместитель директора по учебно-методической работе



Предмет

Русский язык и литература



Класс

5



Тема и номер урока в теме

«Изучение рассказа Л.Н.Андреева «Петька на даче» в 5 классе



Базовый учебник

Русский язык. 5 класс: литература под ред. Ахметзянова М.Г.




  1. Цель урока:

  1. Обучающая:

Познакомить учащихся с понятием «рассказ-событие», «портрет литературного героя»

  1. Развивающая

Развивать навыки анализа художественного произведения; выразительного чтения, составления характеристики героя, портрет и поступки героя

  1. Воспитательная

Воспитывать в детях чувство сопереживания к маленькому герою

  1. Задачи:

    • Определить жанр рассказа

    • Дать понятие «портрет литературного героя»

    • Познакомить с автобиографическими данными писателя

    • Проанализировать произведение, основываясь на портрет и действия героя

  1. Тип урока: изучение художественного произведения

  2. Формы работы учащихся: фронтальная

  3. Необходимое техническое оборудование: книжная выставка, проекционное оборудование, компьютер

  4. Структура и ход урока



Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

-

-

-




2.

Изучение нового материала


1, 2, 3

Демонстрация

Сообщение, рассказ о жизни и творчестве писателя Л.Андреева

1 мин.







4

Работа по ОМР

Работа с текстом художественного произведения (1 часть рассказа)

6 мин.










Демонстрация презентаций учащихся

Защита исследовательских работ учащихся, выполненных в форме презентации самими учащимися

7 мин













Работа с текстом художественного произведения (1 часть рассказа)




3.

Подведение итогов урока
















Приложение к плану-конспекту урока

«Изучение рассказа Л.Н.Андреева «Петька на даче» в 5 классе

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

- Дом-музей Андреева в Орле

ЭОР

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/daa19f95-a451-4e8f-bcba-e0e5e895d261/%5BLI5RK_21-01%5D_%5BIL_02%5D.htm

2

- Леонид Николаевич Андреев, Фотография М. П. Дмитриева

ЭОР

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5cb0f859-dff8-4dec-80a8-4cb7d13a6cd/%5BLI5RK_21-01%5D_%5BIL_03%5D.htm

3

- Художник И. Е. Репин. 1904 г.Холст, масло. 76 х 66,5. Государственная Третьяковская галерея

ЭОР


иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fbc8e627-2e4c-4be4-9010-dd1e03b70c00/%5BLI5RK_21-01%5D_%5BIL_01%5D.htm

4

- Рассказ. Особенности структуры рассказа. И

ОМР

Информационный модуль

работа по ОМР.

http://www.fcior.edu.ru/card/14260/rasskaz-na-osnove-prochitannogo-rasskaz-na-osnove-uvidennogo-na-kartine-p.html




  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала

  1. Знакомство с биографией.

Леонид Николаевич Андреев родился 9(21) августа в Орле в 1871 году на 2-й Пушкарной улице. Отец его, Николай Иванович, сын по крови предводителя дворянства и крепостной девушки; мать, Анастасия Николаевна - из семьи разорившегося польского помещика. Они тогда только-только выбрались из нищеты: землемер Николай Андреев получил место в банке, приобрел дом и начал обзаводиться хозяйством. Николай Иванович был заметной фигурой: люди уважали его за необыкновенную физическую силу и чувство справедливости, не изменявшее ему даже в регулярных драках. Леонид Андреев потом объяснял твердость своего характера наследственностью со стороны отца, тогда как свои творческие способности целиком относил к материнской линии. Анастасия Николаевна, урожденная Пацковская, хотя и происходила, как полагают, из обрусевшего и обедневшего польского дворянского рода, была женщиной простой и малообразованной. Основным же достоинством ее была беззаветная любовь к детям, и особенно к первенцу Ленуше; и еще у нее была страсть к выдумкам: в рассказах ее отделить быль от небылицы не мог никто. Детство Леонид помнит "ясным, беззаботным". В шесть лет научился читать "и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку".

Учился в Орловской классической гимназии (1882-91) и, по собственному указанию в небольшой автобиографии "учился скверно, в седьмом классе целый год носил звание последнего ученика и за поведение имел не свыше четырех, а иногда три". Уже в гимназии Андреев открыл в себе дар слова: списывая задачки у друзей, он взамен писал за них сочинения. Но в гимназические годы Андреев о писательстве не помышлял и всерьез занимался только... рисованием. Однако в Орле никаких возможностей учиться живописи не было, поэтому все закончилось только рисованием для себя. Читал очень много. Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета. К этому времени материальные условия семьи чрезвычайно ухудшились. Отец умер, и пришлось сильно нуждаться, даже голодать. На эту тему написан первый рассказ - "о голодном студенте. Я плакал, когда писал его, а в редакции, когда мне возвращали рукопись, смеялись". Рассказ «Баргамот и Гарасько», с которым вы познакомитесь в старших классах, первый рассказ, который принес ему известность. Каждое его произведение наполнено сочувствием и любовью ко всему живому.

Работа с текстом «Петька на даче»

Сегодня мы более подробно остановимся на рассказе Л.Андреева «Петька на даче». Вы уже все прочитали этот рассказ, а на уроке мы проанализируем его.

1. Общее впечатление учащихся после прочтения рассказа

    1. Вам понравился рассказ?

    2. Давайте вспомним содержание рассказа. Кто желает пересказать содержание? (Ученик подробно пересказывает рассказ «Петька на даче» с элементами цитирования)

2. Теория литературы

  • Как вы думаете, произведение какого жанра вы прочли? (Здесь рассказывается только о периоде пребывания Петьки у Осипа Абрамовича и на даче, а вся жизнь героя нам не описывается. Значит это - рассказ)

  • Как вы помните, рассказ – это малая литературная форма; повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. Как уже отметили, здесь не рассказывается обо всей жизни Петьки, герой появляется перед читателем внезапно, так же и покидает без подготовки и объяснения, значит жанр произведения это не просто рассказ, а рассказ-событие.

  1. Обсуждение отдельных эпизодов рассказа «Петька на даче»

    1. Если бы вы составили план этого рассказа, на сколько частей вы бы разделили это произведение? (Я бы разделил на три части. 1. Петька на службе в парикмахерской; 2. Петька на даче; 3. Петька после возвращения с дачи) Давайте попробуем с вами проанализировать каждый из трех эпизодов.

Работа с первой частью рассказа

  • Где живет Петька? (Он живет в городе)

  • Найдите по тексту, как представлен город в рассказе? (Деревья бульвара, серые от пыли, неподвижно млели под горячим, безжалостным солнцем и давали такую же серую, неохлаждающую тень. Квартал заполнен домами дешевого разврата, которые придают местности «особый характер чего-то грязного, беспорядочного и тревожного». Словом, все описано в мрачных, серых тонах)

  • Какое слово часто повторяется в описаниях? (Грязный)

  • Какое лексическое значение имеет это слово в тексте? В толковом словаре дается такое объяснение этого слова: 1. Покрытый грязью (в 1 знач.). Грязная дорога 2. Запачканный грязью (в 4 знач.), нечистый. Грязные руки. 3. Серовато-мутный (о цвете). Г. цвет. Г. колер (в живописи). 4. Предназначенный для нечистот, отбросов. Грязное ведро стоит на кухне. 5. перен. Вызывающий моральное отвращение, непристойный, гнусный. Грязная личность. Грязное дело. Как вы думаете, в каком из пяти значений употребляется это слово в тексте? (Во всех значениях)

  • Как живется Петьке в городе? (Петькины дни тянулись удивительно однообразно и походили на другой, как два родных брата. Праздников не было» Он часто получал пощечины от хозяина ни за что, недоедал и всегда слышал только крик хозяина)

  • Запишите в тетрадях 4-5 эпитетов, характеризующих город по тексту рассказа.

  • Что мы узнаем о Петьке в первую очередь? (Мы узнаем о его руке)

  • Действительно, мальчика мы еще даже не видим и даже не представляем его, но уже перед читателем появляется его рука. Найдите по тексту, как описывается рука мальчика. (Посетитель …замечал…попадавшие прямо на худую маленькую ручонку, которая откуда-то со стороны протягивалась к подзеркальнику и ставила жестянку с горячей водой)

  • В тексте представлена еще одна рука. Найдите по тексту, чья она, и какая? (Рука Осипа Абрамовича, «жирные пальцы»)

  • Обратите внимание, ручонка, а не рука. Почему Л.Андреев употребляет именно «ручонка»? (Он использует уменьшительно-ласкательный суффикс, чтобы, во-первых, мы сравнили руку хозяина с худой ручонкой Петьки, во-вторых, тем самым он понимаем, что писатель жалеет мальчика)

  • Что мы еще узнаем о герое? (Ему 10 лет; он не курил, не пил водки и не ругался, хотя знал очень много скверных слов». Он самый маленький. … Глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. )

  • Какое сравнение использует писатель? (Как карлик. «Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика»)

  • Таким образом, какой вывод можно сделать по этому описанию? (Мальчик не живет, а существует, и жизнь он воспринимает как неприятный сон)

  • Как оказался мальчик в городе? (Его отправила мать, чтобы служить у Осипа Андреевича, т.к. в доме денег у матери не было, чтобы прокормить Петьку)

  • Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. Хотя эти дети жили в ужасных условиях. Одним из таких мальчиков и был Петька, но таких, как он, было очень много, они есть, конечно, и сейчас. Но сегодня родители не отправляют своих детей работать, а просто они сами вынуждены уйти из дома, чтобы хоть как-то прокормить себя. В 83 субъектах Российской Федерации по заказу Минобрнауки РФ был проведен мониторинг положения детей, и в частности детей-сирот, в стране на настоящий момент. В этих регионах проживает 28 699 396 детей в возрасте до 18 лет (95% от всего детского населения России), в том числе 593 357 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Посмотрите, какая ужасающая цифра перед нами. У таких детей, можно сказать, нет детства. У них трудное детство. А какое оно, трудное детство? (Каждый высказывает свою точку зрения?)

  • Можем ли мы сказать, что у Петьки трудное детство? (Да) Каждый доказывает эту точку зрения, опираясь на текст.

  • Не только Л. Андреев писал о тяжелой судьбе детей, писали другие писатели и поэты. (Далее может быть использована исследовательская деятельность по этой же теме, например, в творчестве А.П.Чехова и в живописи)

Защита исследовательской работы Даниловой Ольги по теме «Тема трудного детства – один из мотивов в творчестве А.П.Чехова» с показом презентации.

Выступление учащейся: Какое оно, «трудное детство»? Это, прежде всего, как мне кажется, и как говорят пережившие эти муки дети, постоянно валяющиеся на полу банки из-под спиртных напитков, постоянно пьяные родители в обнимку с этими бутылками, постоянные ощущения холода и голода, разочарования на счет появления на этот белый свет.

Именно Чехов не раз обращал внимание на «тяжёлую» судьбу и «трудное» детство ребятишек. Моя задача при исследовании заключалась в том, чтобы доказать, что тема трудного детства – это один из мотивов в рассказах Чехова.

Исследуя рассказ А.П.Чехова «Спать хочется», я узнала о чудовищном преступлении, совершенном маленькой девочкой. Она погубила новую, ещё не начавшуюся жизнь. Но мне, с одной стороны, её искренне жаль, потому что она должна действовать в силу обстоятельствам, сложившимся против неё. Человек, не спавший несколько ночей, не может рассуждать, даже думать, всё внимание ограничено на одном (в этом рассказе) – сне, но, с другой стороны, я понимаю, что она совершила чудовищный поступок, убив человека, ведь один из заповедей Божия гласит: «Не убий»

Следующий рассказ, написанный на эту же тему писателем, это рассказ о «трудной жизни» мальчика-сироты «в услужении». Рассказ называется «Ванька», так как главного героя также зовут Ванькой. Ванька - сирота, которого дед отдал на услужение сапожнику, но так его и ничему не научил. Хозяева когда как обращались с маленьким ребенком, когда даже не кормили, не обували и не одевали. Чехов против всяких игр с детьми. Ведь именно дети являются высшей ценностью святости и чистоты.

Проводя исследование, я пришла к выводу, что, действительно, тяжелое детство – один из мотивов рассказов А.П.Чехова, что его волновала эта тема, что он сопереживает этим детям, чье детство – это тяжелое, трудное детства. Эта тема актуальна и в нынешнее время, и если вы переживаете за таких детей, если вас тронула их судьба до глубины души, не оставайтесь в стороне. Таких, как они, ещё десятки, тысячи, миллионы по всей стране. Они должны получить то тепло, которое ещё никогда не получили. Мы все должны объединиться и сплотиться, как единое целое. Оглядитесь, вокруг вас все те же Иваны и Варвары - нищие и бедные дети.

  • Не только писатели писали о трудностях и лишениях детей, но художники в своих бессмертных полотнах отражали их горькую участь. Казакова Мария провела исследование на тему трудного детства в живописи

Защита исследовательской работы Казаковой Марии по теме «Трудное детство в живописи» с показом презентации.

Выступление учащейся: Моей задачей состояла в том, чтобы проследить, как художники раскрывают тему трудного детства на полотнах. Я проанализировала картины разных художников, таких, как Маковский «Свидание», Перов «Тройка. Ученики мастеровые везут воду», Железников «Дети-нищие», Творожников «Спящие дети» На картине «Свидание» мать приехала к сыну, работающему у купца. Его хозяин богат, но своего работника он одевает в поношенные вещи и плохо кормит. На картине «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» трое детей везут огромную бочку воды. Какой-то человек хочет им помочь, толкая бочку сзади. На картине «Дети-нищие» дети просят милостыню. Но чёрствые люди не хотят им помогать, они избегают их. На картине «Спящие дети» голодные дети спят на сарае. Никакие неудобства им не мешают. Все эти картины похожи друг на друга: нарисованы в тёмных тонах, дети в разорванных, старых одеждах.

Итак, проанализировав картины русских писателей, я убедилась, что тема трудного детства очень волновала русских художников, ведь не зря столько картин, изображающих тему трудного детства, а сколько еще неисследованных…

Ещё нескоро наступит сытая, хорошая жизнь ребятишек, изображённых на картинах. Многие не доживут и до взрослости. Не познают счастья собственной семьи, радость жизни. Эти картины – крик боли и протеста. И как бы мне хотелось, чтобы таких детей было меньше.

По моему мнению, счастливое детство - это когда есть мама и папа, и они радуются жизни вместе со своими сытыми и весёлыми детьми. На рисунке моего одноклассника Викторова Сергея мы видим жизнерадостную семью, ожидающую захода солнца. Моя семья тоже такая. Мои родители любят меня, а я – их. Мне хочется верить, что счастливых семей будет больше, нежели неблагополучных!!!


  • Ребята, композиторы тоже уделяли огромное внимание этой проблеме. Например, у Мусоргского М.П. есть романс, который называется «Сиротка», есть еще русская народная песня «Ты взойди, взойди солнце красное» (Прослушивание фрагмента с комментированием).

  • Итак, мы выслушали наших исследователей, и, наверное, убедились в том, что эта тема актуальна и сегодня. А теперь давайте вернемся к рассказу «Петька на даче» и попытаемся доказать, что тема трудного детства в этом рассказе – одна из главных тем.

  • Ответьте на вопрос: Чего больше всех хотел Петька? (Ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать)


Работа со второй частью рассказа.

  • С каких слов, условно, начинается вторая часть рассказа? ( «Много ли, мало ли жил Петька…»)

  • Что он вам напоминает? (Используется сказочный оборот, напоминая нам сказку, нереальность)

  • Но какое известие он однажды получил? (Он узнал, что в обед приехала его мать, которая рассказала ему, что его забирает на дачу к ее господам)

  • Он понимает, что такое дача? ( «Он не знал, что такое дача, но полагал, что это и есть то самое место, куда он стремился»)

  • Опишите мальчика в поездке по дороге на дачу (Он очень волновался, ему не терпелось узнать, куда он едет. Его волнует все, что он видит: поле, которое он видел в первый раз; лес ему казался травкой, небо удивительно ясным, но «когда он оборачивался к матери, … то уже они уже плыли, как ангелочки». Наконец, появляется в рассказе действительно предложение с положительной окраской «Все засмеялось. Только один господин со злым лицом…»)

  • Какие описания вы можете найти в описании поведения Петьки на вокзале и в дороге? (Сравнения: «Свистки паровозов, грохот поездов» сравниваются «с густым и сердитым голосом Осипа Абрамовича и с визгливым, тоненьким голосом его больной жены»; Стриженая голова Петьки, прилипшего к окну, вертится на тонкой шее, «как на металлическом стержне»

  • Как изменился Петька по дороге на дачу? («Глаза Петьки перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-то провел горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим»)

  • Чем занимался Петька на даче? (Он любовался, постигал тайны природы. Ему даже поесть некогда было. «Дел по горло: нужно 5 раз выкупаться, вырезать в орешнике удочку, накопать червей» Он сделал еще несколько открытий: «бегать босиком в тысячу раз приятнее, чем в сапогах, прыгать в «классики» легче, если надуваешь щеки»)

  • Что произошло с Петькой после недельного пребывания на даче? (Петька начинает жить в другом мире, в мире детства. Он растолстел, как говорит его мать, помолодел, «про город он забыл и другое место, куда он очень хотел, он уже нашел»)

  • Похожи ли жители деревни на городских? (Нет. Здесь люди веселятся, танцуют. Дача – это кусочек мира счастья, и Петя, попав сюда, приобщается к этим людям)

  • Чем обрывается эта счастливая жизнь? (Получением письма)

  • Чтение по ролям сцены объявления Петьке о необходимости его отъезда и обсуждение этого эпизода

Работа с третьей частью рассказа.

  • Обратная дорога. Опять вагон. В нем Петька. Но что изменилось? ( «Поля седые от росы, убегают не в ту сторону. Петька не вертится и не смотрит в окно. Ручонки, которые он доверчиво клал на вещи и колени пассажиров, теперь благонравно сложены на собственных коленях. Глаза сонливы и апатичны. Тонкие морщинки, как у старого человека, ютятся у глаз и под носом»)

  • Подберите синоним к слову «апатичны» (Безразличны)

  • Как говорит автор о городе? (Большой, жадный город поглотил свою маленькую жертву. Игра окончена») А вместе с ним окончено и детство мальчика, и на смену ему пришла раньше времени опять взрослость.

  • Как завершается рассказ? Изменится ли жизнь Петьки в городе?

  • Подумайте, почему рассказ называется «Петька на даче», а начинается и заканчивается описанием жизни в городе?

Теория литературы:

  • Вот мы и проанализировали этот рассказ. А теперь скажите, каким вы представляете Петьку, и что нам помогло зримо представить главного героя рассказа? Помог нам представить Петьку портрет литературного героя. Откройте тетради и запишите: Литературный герой – действующее лицо художественного произведения. Именно он, его жизнь, труд, борьба - в центре внимания писателя. Чтобы составить характеристику литературного героя, надо учесть следующее:

    1. Общественное и семейное положение героя

    2. Внешний облик (Портрет, манера держаться)

    3. Речь

    4. Поведение, поступки героя

    5. Отношение других действующих лиц к герою

  1. Авторская оценка изображаемого

  2. Подведение итогов урока

Похожие:

План-конспект урока литературы «Изучение рассказа Л. Н. Андреева «Петька на даче» в 5 классе (Тема урока) iconПлан-конспект интегрированного урока литературного чтения и музыки тема урока: «Чем должен жить человек…»
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о нравственных, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений...
План-конспект урока литературы «Изучение рассказа Л. Н. Андреева «Петька на даче» в 5 классе (Тема урока) iconПлан-конспект урока по литературе
Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе начинается с 5 класса, в 10-м классе мы будем изучать литературное наследие Н. В. Гоголя...
План-конспект урока литературы «Изучение рассказа Л. Н. Андреева «Петька на даче» в 5 классе (Тема урока) iconПлан-конспект урока тема урока: а
Цель урока: познакомить учеников с некоторыми фактами биографии А. С. Пушкина (детство, юность)
План-конспект урока литературы «Изучение рассказа Л. Н. Андреева «Петька на даче» в 5 классе (Тема урока) iconПлан-конспект урока Тема
Тема и номер урока по теме Человек на войне. По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека». Урок №1
План-конспект урока литературы «Изучение рассказа Л. Н. Андреева «Петька на даче» в 5 классе (Тема урока) iconКонспект урока литературы на тему «Путь к спасению»
Цели урока: на примере рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни» показать, что человек всегда должен оставаться человеком, продолжать...
План-конспект урока литературы «Изучение рассказа Л. Н. Андреева «Петька на даче» в 5 классе (Тема урока) iconПлан-конспект урока тема урока Односоставные предложения
Моу столбищенская средняя общеобразовательная школа Лаишевского муниципального района рт
План-конспект урока литературы «Изучение рассказа Л. Н. Андреева «Петька на даче» в 5 классе (Тема урока) iconПлан-конспект урока тема урока: И. С. Тургенев. «Муму». Духовные и нравственные качества героя
Цель урока: показать через сопоставления Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, духовное и нравственное превосходство...
План-конспект урока литературы «Изучение рассказа Л. Н. Андреева «Петька на даче» в 5 классе (Тема урока) iconПлан-конспект Тема урока: «Любовная лирика А. С. Пушкина»
Цель урока: пробудить интерес учащихся к творческому исследованию лирического произведения
План-конспект урока литературы «Изучение рассказа Л. Н. Андреева «Петька на даче» в 5 классе (Тема урока) iconПлан-конспект урока тема Н. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»
Цель урока: познакомить с творчеством Н. Заболоцкого; обучить анализу лирического стихотворения
План-конспект урока литературы «Изучение рассказа Л. Н. Андреева «Петька на даче» в 5 классе (Тема урока) iconПлан-конспект урока тема урока: «Ранняя лирика Анны Ахматовой»
Тюлячинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница