Конспект урока литературы в 5 классе




Скачать 58.06 Kb.
НазваниеКонспект урока литературы в 5 классе
И С Тургенева
Дата конвертации04.01.2013
Размер58.06 Kb.
ТипКонспект
Конспект урока литературы в 5 классе
«Жизнь Герасима в деревне и в городе»

И.С.Тургенев «Муму»

…он вырос, немой и могучий, как дерево

растет на плодородной почве.


        • Художественно – коммуникативная компетенция:

- Формирование навыка вдумчивого и осмысленного чтения художественного произведения

- Обучение составлению характеристики героя.

- Формирование навыка оформления монологического ответа, раскрывающего позицию автора художественного текста.
Ход урока.
I. Повторение. (на первом уроке по этой теме знакомились с биографией И.С.Тургенева, вспоминали эпический род литературы, жанр рассказа)

1. Какую клятву дал Тургенев в молодости?

2. Повторение основных частей композиции.
II. Слово учителя.

Для того, чтобы понять произведение, нужно научиться искусству медленного, вдумчивого чтения.

Как говорил А.С.Пушкин, «Чтение – ничто, осмысленное чтение – кое-что,

осмысленное и прочувствованное чтение – нечто» (слова записаны на доске)

Перед нами первая глава рассказа. В этой части рассказа два героя – барыня и Герасим.
- Давайте вначале подумаем: если бы вы хотели выразить свое положительное мнение о человеке, на какие стороны жизни и характера обратили внимание?

его характер

его отношение к людям

его отношение к работе (опора на жизненный опыт детей)
- Характеристика барыни. (эвристическая беседа, цель которой – пройти вслед за мыслью автора, понять ее)

Какие эпитеты помогают понять, как жила барыня?

Это авторская оценка /скупая, скучающая/ (знакомство с литературоведческими понятиями)

Прием параллелизма – сопоставление человеческой жизни с временами суток. (сопоставление предложений из текста о барыне и Герасиме)

В течение дня никто не видел Герасима. Он дома не обедал. Настал вечер, собрались к ужину все, кроме него.
Учитель: Поскольку Герасим ничего о себе рассказать не может, представление о нем будет складываться из сравнения его с окружающими.
- Чем же он выделяется среди окружающих? С какой авторской характеристики начинается повествование о нем? (расширение словарного запаса детей)
замечательный – 1) исключительный по своим достоинствам,

2) заслуживающий внимания, примечательный
- Как жил и работал в деревне? (пересказ эпизода)

Выводы: Он настоящий богатырь, работает за четверых: пашет, косит, молотит.

поясняем «считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком»

Тягло – крестьянская повинность, которой помещики облагали своих крестьян. Единицей измерения этой повинности являлась семья. Герасим жил бобылем и справлялся с тяглом один («работал за четверых»).
- Автор называет его работу «неистомной». Какой смысл вкладывает он в это понятие?

Герасим не знает усталости, хотя работает с утра до вечера. Крестьянский труд ему по сердцу, он занимает все его свободное время и не дает скучать.
- Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте?

(«барыня взяла его из деревни»)
- Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем?

Дело не в сказочной силе, просто она помещица, а Герасим – крепостной, который полностью находится в ее власти.
Обратить внимание на использование в тексте глаголов: привезли, купили, сшили, определили.
- Чем же был для Герасима переезд в Москву с точки зрения барыни?

Повышением по службе: ведь дворницкая работа легче крестьянской.
- Сопоставьте «тяжкие крестьянские работы» с занятиями «по новой должности».

(«в полчаса у него все было готово; потому что «дела у него было немного»)
Учитель: Читателю трудно судить, что думал по этому поводу сам Герасим, наверное, поэтому автор вводит в повествование целый каскад сравнений, позволяющих почувствовать состояние глухонемого.
- Какую же тайну несут сравнения. Обратимся к ним?

«Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос, немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве.»

В этих словах обозначена цена потери. Герасим лишился той почвы, которая питала его всю жизнь – деревенского быта, неистомной крестьянской работы, захватывающей его целиком, не оставлявшей мыслей об одиночестве.

Только разве не хватит у него сил, чтобы приспособиться к переменам? Конечно, хватит, но зачем?

Невысказанность этого вопроса подчеркивает сравнение с молодым здоровым быком, которого перевозят по железной дороге.

Переживания Герасима, лишенного возможности объясняться с людьми, раскрываются через описание поступков, действий героя, выражения его лица.
Найдите их.

- почему швырял метлу и лопату, а не ставил, не клал?

- почему бросался на землю, а не садился на скамейку; лежал неподвижно, как пойманный зверь.
- Какое чувство хотел подчеркнуть автор?

- Что должен чувствовать пойманный зверь?

Страх, ужас от неизвестности. Невыносимая тоска, которая охватывает человека, попавшего в непривычную и чуждую ему среду.

Это мучительное недоумение («Куда мчат – Бог весть») носил Герасим в душе, изнемогая под его тяжестью, но никого не интересовало, почему новый дворник «уходил куда-нибудь…»( процитировать текст).
- В чем же источник его страданий?

В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются другие.
- Но есть еще одно сравнение? Почему автор сравнивает своего героя с гусаком? Нет ли пояснения в тексте?

степенный – рассудительно-серьезный, надменный

надменный – высокомерный, кичливый

кичливый – выражающий самомнение, заносчивый
- Да разве Герасим такой?

Однако ясно одно: и важность, и высокомерие, и надменность, проступающие в его степенности, связаны с чувством превосходства над окружающими.
- Где же истоки. Перечитаем начало второго абзаца.

Считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком.

Тягло – своего рода долг, который Герасим платил своей госпоже, на совесть обрабатывая землю.

«нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок, даже петухи не смели при нем драться».

А человек, любящий во всем порядок, является воплощением надежности, на него можно положиться.
- Вспомните, как Герасим обставил свою каморку?
Учитель: Описание каморки – одно из средств характеристики героя, искусно найденное автором.

Слова-определения: «истинно богатырская кровать, дюжий сундук, прочный приземистый стул».


- Но высокомерие-то здесь при чем?

Чувство собственного достоинства человека, которому есть за что уважать себя, поскольку он трудолюбивый, честный, надежный.

Герасим в переводе с греческого означает «почтенный, внушающий почтение, глубокое уважение».
- За что его стали уважать?

Подчиняясь установленному порядку, Герасим «в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не мог садиться на его место в застолице».

Да – он один из тех, кто хорошо знал свое место, место крепостного, готового «в точности» исполнить приказания своей владелицы. Но наступит время, когда образцовый слуга, проявив неслыханную дерзость, самовольно уйдет от барыни.
Обобщение наблюдений над текстом.

- Согнула ли Герасима чуждая ему жизнь?

Оторванный от родного окружения и старой работы, используемый в барском доме лишь в качестве «представительной фигуры», Герасим сумел сохранить чувство собственного достоинства, остаться таким же трудолюбивым, собранным и прямым, каким был и в родной деревне.
Но обратимся к заключительным страницам рассказа.

- Что добавляет заключительное сравнение к нашему представлению о герое?

В нем что-то изменилось, он стал другим, не похожим на пойманного зверя. Сравнение со львом заставляет иначе взглянуть на Герасима, расширяющееся поле зрения которого вмещает и дорогу, и звезды над головой, мы видим человека с высоко поднятой головой, могучего, гордого, свободного.

Обращаем внимание на дважды повторенные писателем глаголы «видел и чувствовал».

Обостренное отсутствием слуха умение видеть и чувствовать.

Что же произошло с героем? Что его так изменило? Это и будет объектом нашего с вами дальнейшего исследования текста. (проблемный вопрос)
Д/з: 2 глава;

инд. задания: пересказы «История Татьяны», «История Капитона»

выразительное чтение по ролям диалогов Гаврилы с Капитоном и Татьяной.

Что можно сказать о взаимоотношениях Татьяны и Герасима.

Похожие:

Конспект урока литературы в 5 классе iconКонспект урока литературы в 5 классе по учебнику А. В. Гулина, А. Н. Романовой. Владимир Иванович Даль собиратель русских пословиц и поговорок
Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии В. И. Даля – самого знаменитого
Конспект урока литературы в 5 классе iconПлан-конспект урока литературы «Изучение рассказа Л. Н. Андреева «Петька на даче» в 5 классе (Тема урока)
Развивать навыки анализа художественного произведения; выразительного чтения, составления характеристики героя, портрет и поступки...
Конспект урока литературы в 5 классе iconКонспект интегрированного урока литературы и английского языка в 5 а классе по повести М. Твена
Мы попробуем окунуться в мир Америки 50-х гг. XIX века, почувствовать себя маленькими американцами и даже героями известной книги....
Конспект урока литературы в 5 классе iconКонспект урока литературы в 11 классе по теме: «Встреча с Сергеем Есениным»
Совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного произведения
Конспект урока литературы в 5 классе iconКонспект урока литературы в 6 классе. Учитель М. А. Масловская
И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Роль пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг»
Конспект урока литературы в 5 классе iconПлан-конспект урока по литературе
Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе начинается с 5 класса, в 10-м классе мы будем изучать литературное наследие Н. В. Гоголя...
Конспект урока литературы в 5 классе iconКонспект урока литературы в 9 классе на тему: «1812 год в русской классической поэзии»
Вписать исследуемые тексты в литературный контекст. Путем привлечения резервов различных видов искусства создать эффект погружения...
Конспект урока литературы в 5 классе iconУрока Тема урока Работа в тетради
Планирование уроков литературы в 8 классе (умк под ред. Г. С. Меркина) 2 часа в неделю 68 часов за год
Конспект урока литературы в 5 классе iconКонспект урока русского языка в 10 классе. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 егэ)
...
Конспект урока литературы в 5 классе iconКонспект урока литературы на тему «Путь к спасению»
Цели урока: на примере рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни» показать, что человек всегда должен оставаться человеком, продолжать...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница