Моу оош №1 им. М. А. Погодина по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»




Скачать 83.73 Kb.
НазваниеМоу оош №1 им. М. А. Погодина по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Дата конвертации04.01.2013
Размер83.73 Kb.
ТипРеферат
Из опыта работы Морозовой Л.А.

МОУ ООШ №1 им. М.А.Погодина

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

(2010 - 2011 учебный год)

Результаты всероссийского социологического исследования показали, что в современном российском обществе формируется своя нормативная система, определяющая повседневные практики людей. Если в советский период доминировали такие нормы, как работа на благо общества, готовность прийти на помощь другому, то сегодня в 1,4 раза уменьшилось число людей, стремящихся работать как можно лучше, в 2,6 раза увеличилось число занятых только собой. Более половины респондентов хотели бы взять от общества как можно больше и дать как можно меньше. Эти результаты показывают, что нам есть над чем работать.

В школе накоплен положительный опыт гражданско-патриотического воспитания, формирования ценностных ориентиров. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания.

Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений со стороны родителей учащихся нашей школы. Они не понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания, на котором мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители, с опаской, но поддержали введение нового учебного курса.

В результате анкетирования учащихся и родителей из 6 модулей предпочтение было отдано «Основам православной культуры» - 20 учащихся и «Основам светской этики» - 24. При этом подавляющая часть родителей отметила, что школа не оказывала на них давление при выборе конкретного модуля для изучения. Я же считаю, что «важно не то, сколько детей выбирает тот или иной модуль, а то, что через этот курс они начнут знакомство с важнейшей составляющей культуры человечества». Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании толерантного общества, основанного на согласии и понимании.

Так как родители испытывали настороженность и беспокойство, то им предоставили возможность посещать уроки в рамках модуля, хотя надо отметить, что особой активности они не проявили. Также им оказывалась консультативная помощь по подготовке домашних заданий, в том числе и через Дневник. ру. Эта помощь была крайне необходима особенно на нескольких последних уроках, где в соответствии с планированием учащиеся представляли свои творческие работы по итогам изучения ОСЭ и ОПК. «Как я понимаю добро и зло», «Что такое этикет», «О чести и достоинстве», «Что такое дружба?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Мое отношение к людям», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», « Из истории становления Свято-Никольской церкви г. Полярного» и т.д. Родители и члены семей учеников были приглашены на это итоговое мероприятие. Некоторые из них были не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций.

В рамках контроля занятия посещались администрацией школы. Результаты проектной деятельности пятиклассников легли в основу организации и проведения КТД в рамках общешкольного мероприятия по теме «Сближая страны и народы».

Курс ОРКСЭ преподавался в 5 «А» и «Б» классах в течение учебного года: 1 час в неделю для каждого модуля (34 часа), за счет часов, предусмотренных на проведение факультатива. Так как мы проходили программу 4-5 класса, то в первом полугодии наиболее широко использовались эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не давался в готовом виде набор определений и истин, а предлагалось самим сформулировать наиболее важные выводы.

Во втором полугодии к эвристическим методам добавились элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов). Также делались первые шаги в области проектной деятельности учащихся, в организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставился на понимание процессов, происходящих в обществе.

  • Учитывая возрастные возможности школьников 10-11-летнего возраста, занятия по курсу нацелены на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, участие в дискуссии, диалоге при опоре на иллюстративный материал, в том числе  мультимедийные занятия. Для оптимизации учебного процесса на факультативе использовались теоретические и практические занятия, беседы и экскурсии, лекции и тестирование, анкетирование и презентации, тематические игры. Но наибольший интерес вызывали деловые и ролевые игры. Примерами ролевых игр являются такие игры, как «Что делать, если…», при изучении темы «Моя семья» - «Дочки-матери…», «Игра в школу» и пр. Несмотря на осознание вымышленности роли, приобретаемый эмоциональный опыт вполне реален. Ролевые игры развивают такие коммуникативные навыки, как ролевое, деловое и дружеское общение. Это общение строится по определённым нормам, определяемым обществом. Проигрывая различные ситуации в ролевой игре, ребёнок увереннее чувствует себя в жизни. В деловой игре учащиеся разбивались на группы по 3-4 человека, получали задания, в которых нужно моделировать конкретную обстановку (предлагались затруднительные ситуации, связанные с учёбой, поведением и т.д.), затем распределяли роли. Опасности и трудности игровой деятельности:

  • -превращение игры в соревнование;

  • -межличностные и межгрупповые конфликты (агрессивность);

  • -доминирование (попытка навязывания взглядов);

  • -излишняя эмоциональность;

  • -формализм и имитация творчества;

  • -большие временные затраты;

  • -нарушение участниками установленных правил.

В этих играх учащиеся получали жизненный опыт. Широко привлекались наглядные материалы: книги и картины, иконы, слайды, видео, аудио записи, фотографии. Таким образом, курс ОРКСЭ (не зависимо от выбранного модуля) содействовал интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру. Большая роль в системе духовно-нравственного воспитания отводилась и воспитательной работе. Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное воспитание наших детей, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах и учебниках мы не получим никакого результата. Искусство воспитания заключается в создании условий, при которых человек убеждался бы в необходимости соблюдения нравственных норм и привыкал к их соблюдению. Темы бесед были разными: «Что такое дружба», «Кто они – великие русские люди?», «Добро и зло», «Народный календарь и наши имена» и др. При проведении отдельных занятий факультатива приглашались сотрудники городской детской библиотеки.

Также в рамках курса рассматривались семейные ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, свой народ (например, в рамках урока «Образцы нравственности в культуре Отечества»). Итогом стало исследование «Моя семья в истории Отечества». Результатом стало построение или попытка построения генеалогического древа. Была восстановлена биография прадеда одного из учеников, который является внучатым племянником генерала Власова, командующего 2-ой ударной армией. Информация о нём в семье всегда хранилась, но не озвучивалась. Работа оказалась проблемной как для детей, так и их родителей. Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.

Подготовка к факультативу занимала очень много времени, гораздо больше, чем к другим урокам. Приходилось долго готовиться, подбирать материал, чтобы качественно и интересно провести урок. Но мне, можно сказать, повезло. В детской библиотеке работала моя бывшая ученица, которая заканчивала педагогический колледж, у неё оказалось огромное количество разработок по этике совпадающих с планированием. Её услугами я и воспользовалась. Она вела ту часть урока, где были игровые моменты, без которых детей на 6-7 уроках просто не увлечь и не удержать. Я надеялась, что занятия по православной культуре пойдут на УРА, а оказалось всё наоборот. Более посещаема была этика, а дети из РК стали посещать 2 факультатива, но были и те, кто перестал ходить вообще, ссылаясь на перегрузку или отсутствие интереса.

Для продуктивной организации занятия факультатива необходимо обеспечить учащихся учебными пособиями по курсу ОРКСЭ – это комплект из 6 книг. Комплект книг был только у меня. Какие учебники я использовала:

1) Модуль «ОПК» диакона А. Кураева.

2) Бондаренко Л.И., Перов В. Ю. «Основы светской этики», М., «Просвещение» 2010.

3) Тишков В.А. «ОРКСЭ» М., «Просвещение» 2010.

4) Программа 4-5 класса. А. Я. Данилюк «ОРКСЭ» М.,«Просвещение» 2010.

Но я считаю, что материал в учебных пособиях труден для восприятия учащимися 4-х и 5-х классов. К недостаткам в моей работе следует отнести и то, что я не прошла курсовые или семинарские занятия для учителей, которые ведут ОРКСЭ. Программу и календарно-тематическое планирование я позаимствовала на образовательных сайтах.

Ожидаемые результаты:

  • Сформированность устойчивых духовных потребностей. Нравственное становление личности. Знание основ и понимание смысла базовых этических понятий: нравственность, этика, добро и зло, совесть и стыд, долг, честь, любовь, свобода и ответственность.

  • Приобщение к православным традициям, иерархичность отношений с взрослыми, воспитание чувства патриотизма, потребности в служении на благо Отечества.

  • Ответственность за свои дела и поступки. Умение дать нравственную оценку своим действиям и поступкам окружающих. Любовь к ближнему - как основной нравственный принцип.


Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.

  • В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

  • В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.

  • В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

Формы контроля: обобщенные вопросы, систематизирующие материал, тестовые задания, система творческих заданий, индивидуальная и фронтальная беседа, исследовательская и творческая работа и т.д. Школьники не заучивают содержание нового предмета, а осваивают его в ходе диалога, дискуссий с учителем. Я за работу на факультативе ставила оценку «хорошо» или «отлично» в журнал на историю, если у них набиралось 5 звёздочек за активную работу. Дети были очень довольны, я тоже от огромного количества оценок.

Рефлексию учащихся можно организовать с помощью упражнения «Градусник»: учитель заранее готовит большой лист бумаги, который помещает на занятии на видном и доступном всем месте. На нём изображается градусник с отметками «температуры» в классе: «дружелюбно», «тепло», «приятно», «ноль», «прохладно», «холодно», «отвратительно». Учитель даёт следующую инструкцию: «Оцените атмосферу нашей работы в классе с помощью любого условного значка (галочки, крестика, звёздочки, рожицы и т.п.) рядом с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению на занятии». Если изменить маркировку, то можно узнать не только общую атмосферу на занятии, но и какие-то содержательные аспекты: например, насколько понятным показалось данное занятие.
Планируемые результаты на следующий учебный год:

- продолжить знакомство с традиционными ценностями российской культуры (богословие, искусство живописи, архитектуры, музыки, литературы);

- формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе; стремление к самосовершенствованию;

- приобщение к здоровому образу жизни.

И еще результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сочувствия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Я надеюсь, что в процессе изучения этого курса должно снизиться количество проявлений дивиантного поведения. Меньше мальчиков будут обижать девочек, к священнику начнут относиться совершенно по-другому, более уважительно станут относиться к пожилым людям. Заключительные позиции анкеты, которая была проведена среди родителей и детей, выявили общее позитивное отношение к курсу.

На вопрос «Вам понравилось дальнейшее изучение курса ОСЭ в 5 классе?»
«Да» -38 человек

«Нет» -1 человек

«Не знаю» -3 человека






Похожие:

Моу оош №1 им. М. А. Погодина по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconПрограмма «Основы светской этики» пояснительная записка в законе Российской Федерации «Об образовании»
России. К составляющим элементам духовной культуры принято относить идеалы, смыслы, образы, нравственные традиции. Последние в наиболее...
Моу оош №1 им. М. А. Погодина по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconМоу «Ивановская сош» Основы Светской этики
Клушино Гжатского района Западной области рсфср (ныне Гагаринский район Смоленской области), неподалёку от города Гжатск (ныне Гагарин)....
Моу оош №1 им. М. А. Погодина по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconПояснительная записка к курсу «История» 9 класс (интегрированный курс)
Главная задача школьного исторического образования формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности...
Моу оош №1 им. М. А. Погодина по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconПрограмма и учебно-методические рекомендации по курсу «Немецкая публицистика и основы журналистики» (Deutsche Publizistik und Grundlagen der Journalistik) Для специальности 033200.
Важной составляющей обучения является анализ большого количества аутентичных публицистических материалов, их обсуждение на семинарских...
Моу оош №1 им. М. А. Погодина по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconКраткий отчет Форум религиозных организаций стран Европы и Средней Азии по вопросам народонаселения и развития 31 августа 2 сентября 2009 года
Форум религиозных организаций стран Европы и Средней Азии по вопросам народонаселения и развития
Моу оош №1 им. М. А. Погодина по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы профориентологии»
Лукъянченко, Т. Н. Основы профориентологии: учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы профориентологии» для студентов, обучающихся...
Моу оош №1 им. М. А. Погодина по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconЗ курсу «історія української літератури к. ХХ п. ХХІ ст.» для студентів 4 курсу іф, 8 семестр проза
Андієвська Емма. Роман про добру людину. Роман про людське призначення. Герострати
Моу оош №1 им. М. А. Погодина по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconМетодичні вказівки до виконання самостійних завдань з курсу "Історія української культури"
Програма курсу "Історія української культури" для студентів технічних напрямів підготовки
Моу оош №1 им. М. А. Погодина по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconФедеральное агентство по образованию
Потеря места означает невозможность для человека идентифицировать себя относительно значимых в культуре явлений, определяющих его...
Моу оош №1 им. М. А. Погодина по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconРоссийская благотворительность в зеркале сми
...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница