Литература Тема учебно-исследовательской работы: «Поэтика заглавий рассказов О. Генри»




Скачать 161.03 Kb.
НазваниеЛитература Тема учебно-исследовательской работы: «Поэтика заглавий рассказов О. Генри»
И С Шмелев
Дата конвертации04.01.2013
Размер161.03 Kb.
ТипЛитература
Аннотации работ гуманитарного направления

  1. Литература

Тема учебно-исследовательской работы: «Поэтика заглавий рассказов О. Генри»

Автор: Пелевина Татьяна, 9 класс

Научный руководитель: Цыбенко Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы, кандидат филологических наук

Актуальность исследования основана на все возрастающем интересе современной науки к рассмотрению заглавия как сильной позиции художественного текста.

Цель работы заключается в исследовании поэтики заглавий рассказов О.Генри на примере его сборника «Четыре миллиона».

Гипотеза – В выборе заглавий О.Генри отличался редкой изобретательностью. Он использовал различные средства выразительности: антонимы, метафоры, фразеологизмы, парадоксы и оксимороны, аллюзии на античные, библейские образы и сюжеты, реминисценции из мировой классики, пародии на современных ему писателей, смешение стилей. Названия его новелл интригуют читателя, в полной мере их смысл проясняется только по прочтении текста. Часто в заглавии угадывается авторская позиция. Лирическое начало, ощутимое во всем творчестве писателя, проявляется и в заглавиях.

Задачи работы состоят в обнаружении различных средств выразительности, использованных О.Генри в заглавиях рассказов, соотнесении их смысла с содержанием текста, составления более полного представления о его писательской индивидуальности.
Методы – комплексный анализ художественного произведения, работы отечественных ученых о поэтике как комплексе выразительных средств, способствующих наиболее полному воплощению авторского замысла.

Тема проектной работы: «Путешествие по старой Москве» ( И. С. Шмелев « Лето Господне»).

Авторы: Абдурахмонова Ануша, Акишбаия Виктория, Ахильгова Мадина, Евстратов Михаил, Мелькова Мария, Слепак Елизавета, Шафилли Феруди -ученики 8 «Б» класса; Пелевина Татьяна - ученица 9 «Б» класса

Научный руководитель: Щербатова Светлана Владиславовна, учитель русского языка и литературы; Масликова Наталья Евгеньевна, учитель русского языка и литературы.

Актуальность: Мы захотели узнать больше о русской культуре 19 – нач. 20 века, о жизни Москвы и москвичей. Так мы выбрали красивое и сложное произведение И. С. Шмелева « Лето Господне». В этой книге Шмелев поднимает одну из актуальных проблем современности: возрождение русского духовного начала. Мы решили составить электронный справочник и создать экскурсию « Москва глазами героев романа «Лето Господне»» Может быть наша работа поможет нашим сверстникам полюбить русское слово, русскую культуру, Москву.

Цель работы:

  1. создать электронный справочник к 1 части романа И.С. Шмелева «Лето Господне»

Разделы справочника:

  • православный словарь;

  • словарь устаревших слов;

  • устойчивые выражения, пословицы, поговорки;

  • уголки старой Москвы;

  • русская кухня.



  1. создать экскурсию «Москва глазами героев романа Шмелева «Лето Господне».

Задачи:

  1. Познакомиться с жизнью и творчеством И.С. Шмелева.

  2. Познакомиться с литературой о Москве 19, начала 20 века.

  3. Познакомиться с православными праздниками, церковнославянскими терминами.

  4. Познакомиться с устаревшими словами, образными выражениями, пословицами, поговорками.

  5. Изучить русскую кухню конца 19, начала 20 века.

  6. Продолжить знакомство с разными видами словарей

  7. Провести работу по поиску сведений в интернете.

  8. Научиться создавать электронный справочник.

  9. Научиться составлять экскурсионный лист, проводить экскурсию.

Результат:

Справочник к 6 главам первой части произведения И.Шмелева «Лето Господне». Начали работать над составлением экскурсии.

Тема учебно-исследовательской работы: «Сравнительный анализ русских пословиц на тему «Обучение» и их английских эквивалентов»

Автор: Арсентьева Мария 8 «А», Туйчиева Алла 8 «А»

Научный руководитель: Лазарева Карина Александровна, учитель русского языка и литературы

Актуальность: Устное народное творчество (а именно, пословицы) - это продукт коллективного творчества, а значит, оно несет в себе особенность того или иного народа (его быт, культуру, дух, нравы). Чтобы более полно овладеть любым иностранным языком, необходимо уметь ориентироваться в идиомах этого языка, понимать аллегорический смысл высказываний, иметь в своем словарном запасе большое количество различных пословиц, чтобы уместно употреблять их. Языковые сходства пословиц разных народов позволяют уяснить любую новую пословицу, а различия выявляют несоответствия в мышлении разных народов, что часто бывает причиной непонимания.

Цель работы: выявить языковые сходства и различия русских пословиц и их английских эквивалентов

Гипотеза: пословицы как жанр устного народного творчества максимально используют языковые средства разных уровней, что находит отражение в разных языках (а именно — английском и русском)

Задачи:

- Обозначить необходимый набор пословиц в соответствии с темой

- Найти английские эквиваленты

- Сделать дословный перевод английских эквивалентов

- Исключить полностью совпадающие русские и английские (в переводе) пословицы

- Проанализировать различия и сходства в языковом строе пословиц

- Сгруппировать пословицы исходя из сходств и различий

- Обобщить материал и сделать вывод

Методы: сбор информации, опрос, сравнительный анализ

Тема проектной работы: «Город Чудных Творцов (литературные экскурсии по Москве)»

Автор: Горяинова Марианна 8 «А», Джебари Марьяна 8 «А», Ильина Анна 8 «А», Камилова Айна 8 «А», Молодык Елена 8 «А», Мусина Ирина 8 «А»

Научный руководитель: Лазарева Карина Александровна, учитель русского языка и литературы

Актуальность: учащиеся самостоятельно разрабатывают экскурсию, предварительно детально изучив биографию выбранного писателя, и самостоятельно проводят ее, тем самым увеличивая коэффициент полезного действия от проделанной работы, так как стандартная экскурсия редко вовлекает участника в свой процесс и, как результат, не откладывается в памяти.

Цель работы: создать тексты и маршруты 3-х экскурсий по выбранным писателям

Задачи:

  • обозначить круг писателей, с биографией и творчеством которых будет вестись работа

  • детально изучить биографию выбранных писателей

  • вычленить из биографии те моменты, которые связаны с определенным московскими местами

  • посетить отобранные места

  • собрать дополнительную информацию по каждому из мест

  • проложить маршрут экскурсии в соответствии с отобранным критерием (хронологический, территориальный)

  • создать текст экскурсии

  • провести пробный вариант экскурсии

Результат: 3 готовых маршрута-текста экскурсий по местам Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, И.С.Тургенева

Тема учебно-исследовательской работы: «Культурно-исторический контекст стихотворения Виктора Коваля «Я тот который»

Автор: Феодосиади Александр, 7 класс «В»

Научный руководитель: Лебедева Флюра Алексеевна, учитель русского языка и литературы

Актуальность: Анализ поэтического текста всегда представляет определенные трудности для учащихся. Знакомство с формальными методами анализа текста, изложенными в работах Ю.М.Лотмана «Анализ поэтического текста» и А.Белого «Ритм как диалектика и «Медный всадник», дают хорошую возможность по иному подойти к анализу стихотворения. Рассматривая особенности ритмического рисунка, лексико-семантического, грамматического, синтаксического уровней поэтического произведения, учащиеся лучше определяют идейно-смысловое содержание стихотворения.

Следует сказать и о том, что современная поэзия мало представлена в школьных учебниках литературы, и о современных тенденциях в поэзии сегодняшние школьники имеют слабое представление. Работа со стихотворением В.Коваля дают возможность увидеть эти тенденции и говорить о продолжении культурно-исторических традиций в русской поэзии ХХ1 века.

Цель работы: проанализировать стихотворение В.Коваля «Тот который» с точки зрения определения авторского замысла

Гипотеза: За легкой ироничностью стихотворения скрываются глубокие философские размышления поэта о времени и о себе

Задачи:

  • изучить литературно-критические статьи, посвященные анализу поэтического текста;

  • изучить литературно–критические статьи, посвященные творчеству В. Коваля;

  • провести ритмический, лексический, грамматический, синтаксический анализ поэтического текста с целью определения авторского замысла.

Методы: анализ, сравнение, синтез

Тема учебно-исследовательской работы: «Особенности перевода стихотворения Гейне «Сосна» в русской поэзии (на примере переводов Ф.И.Тютчева, А.Фета, М.Лермонтова, В.Гиппиуса)»

Автор: Васильева Ольга, 7 класс «В»

Научный руководитель: Лебедева Флюра Алексеевна, учитель русского языка и литературы

Актуальность: Вопросы перевода иноязычного текста на русский язык не рассматриваются на уроках литературы. Изучение стихотворения «На севере диком...» входит в учебную программу, но в сознании учеников оно принадлежит перу М.Ю.Лермонтова, хотя является вольным переводом стихотворения Г. Гейне. И мало кто знает, что оригинал в разное время переводили и Ф.И.Тютчев, и А.Фет, и А.Майков, М.Михайлов, и Уманец, и П.Вейнберг, и В.Гиппиус. Среди преводчиков этого стихотворения есть и физиолог В.Пирогов. Каждый из них, приступая к созданию собственной концепции перевода подлинника, стремился создать идеальный текст. Но лишь вольный перевод стихотворения Лермонтова стал достоянием русской литературы, другие же известны лишь узкому кругу специалистов. Данная работа дает возможность понять задачи, стоящие перед поэтом-переводчиком, оценить как различные приемы, используемые ими, чтобы донести текст подлинника, так и созданные ими стихотворения.

Цель работы: сравнить переводы стихотворения Г.Гейне, сделанные Ф.Тютчевым, М.Лермонтовым, А.Фетом и В. Гиппиусом с целью выявления различий художественных приемов и техники перевода, используемых поэтами.

Гипотеза: стихотворение М.Ю.Лермонтова являются лучшим переводом стихотворения Г.Гейне

Задачи:

- отобрать произведения русских поэтов, которые переводили стихотворения Гейне;

  1. изучить литературно-критические статьи, посвященные проблемам поэтического перевода;

  2. изучить литературно-критические статьи, посвященные творчеству поэтов;

  3. проанализировать отобранные стихотворения с целью выявления различий художественных приемов в технике перевода;

  4. систематизировать и обобщить полученные результаты.



Методы: анализ, сравнение и сопоставление, обобщение

Тема учебно-исследовательской работы: «Образ ласточки в русской поэзии 18-19 веков (на примере стихотворений Г.Р. Державина, А. Фета )»

Автор: Мишина Василиса, 7 класс «В»

Научный руководитель: Лебедева Флюра Алексеевна, учитель русского языка и литературы

Актуальность: Данная работа интересна тем, что объединена общей тематикой — образом ласточки, ее символическим звучанием в русской поэзии. Она больше других птиц, «населяющих» русскую поэзию, традиционно связана с душой. Работа помогает увидеть культурно-исторические корни народной поэтики, нашедшие отражение в творчестве Державина и Фета, увидеть новые символические значения, «открытые» ими и связанные с образом ласточки. Создание поэтического сборника расширяет представление учащихся о русской поэзии в целом, а опыт анализа поэтических текстов, приобретенный в результате учебно-исследовательской деятельности, помогает преодолеть определенные трудности, связанные с этой формой работы.

Цель работы: исследовать стихотворения Г. Державина, А. Фета с целью выявления особенностей символических значений образа ласточки.

Гипотеза: В творчестве русских поэтов нашли свое отражение все символические образы ласточки

Задачи:

- отобрать стихотворения русских поэтов, в которых изображена ласточка;

- изучить литературно-критические статьи, связанные с творчеством поэтов;

-проанализировать стихотворения Г.Державина, А.Фета с целью выявления особенностей изображения ласточки у поэтов разных веков;

-обобщить изученный материал;

- создать сборник произведений русских поэтов «О милосизая ласточка»

Методы: анализ, сравнение, синтез

Тема учебно-исследовательской работы: «Антропонимика имени в прозе А.С. Пушкина как средство выражения авторской позиции ( на примере имени Владимира)»

Автор: Никонова Ольга, 7 класс «В»

Научный руководитель: Лебедева Флюра Алексеевна, учитель русского языка и литературы

Актуальность: Данная работа позволяет с несколько иного ракурса посмотреть на известные произведения А.С.Пушкина. На уроках литературы мы говорим о роли значимых фамилий как средстве раскрытия характера чаще всего отрицательных героев. Но вопрос частотности употребления одного и того же имени как в произведениях одного писателя, так и произведениях различных писателей остается без внимания.

Цель работы: выявить закономерность употребления имени «Владимир» в творчестве А.С.Пушкина

Гипотеза: в прозе А.С. Пушкина с именем «Владимир» связан особый тип героев (романтических)

Задачи:

-прочитать прозаические произведения А.С.Пушкина;

- сделать выборку частотности употребления различных имен ;

- определить направление работы;

- проанализировать литературно – критические статьи, посвященные творчеству А.С.Пушкина;

- систематизировать собранный материал

Методы: анализ, сравнение и сопоставление, синтез


  1. Иностранный язык

Тема учебно-исследовательской работы: «Живая эмблема явлений» в поэзии Роберта Фроста

Автор: Мацаева Дениза, 9А класс

Научный руководитель: Резвякова Светлана Николаевна, учитель английского языка

Актуальность: После знакомства с несколькими стихотворениями Роберта Фроста на уроках английского языка у автора работы появилось желание больше узнать о жизни и творчестве этого американского поэта. Изучая Интернет-ресурсы, посвященные Фросту, автор натолкнулся на высказывание поэта: Я не могу согласиться с теми, кто считает меня символистом, особенно таким, который занимается символизмом предумышленно;— Символизм вполне способен закупорить стих и уничтожить его…. Если нужно как-то окрестить мою поэзию, я предпочел бы называть ее эмблематизмом. Живая эмблема явлений — вот предмет моих поисков. Автор работы решил разобраться, почему Фрост так говорил о своей поэзии.

Цель работы: найти ответы на вопросы: почему Роберт Фрост назвал свою поэзию эмблематизмом, и что являлось для него «живой эмблемой явлений».

Гипотеза: Возможно, «живой эмблемой явлений» для Роберта Фроста была метафора, а понятия «символ» и «эмблема» имеют коренное отличие, значимое для автора.

Задачи:

  1. познакомиться с поэзией Фроста на английском языке

  2. познакомиться с точками зрения литературоведов, изучавших творчество Роберта Фроста

  3. найти значения слов «символ» и «эмблема» в различных толковых и специальных словарях на русском и английском языке, сравнить их.

  4. изучить основные характерные черты символизма как литературного течения

  5. изучить статьи Роберта Фроста о поэзии

  6. проанализировать ряд стихотворений Фроста, используя полученные выводы

Методы: описательный, сравнительно-сопоставительный методы, анализ поэтического текста

Проектная работа на английском языке

Тема проектной работы: Образовательные возможности, предлагаемые

высшими учебными заведениям Великобритании

российским студентам

Автор: Хаустова Анна, 9А класс

Научный руководитель: Резвякова Светлана Николаевна, учитель английского языка

Актуальность: Автор работы имеет намерение получить высшее образование в Великобритании, поэтому в настоящее время изучает те образовательные возможности, которые предлагают британские университеты российским выпускникам.

Цель работы: найти высшее учебное заведение в Великобритании для продолжения образования, удовлетворяющее желаниям и возможностям автора; изучить процесс подготовки и поступления.

Задачи:

  1. познакомиться с системой высшего образования в Великобритании

  2. определить ВУЗы, соответствующие интересам, возможностям и желаниям автора в отношении факультета, уровня подготовки, размещения, материальных затрат и т.п.

  3. изучить, какие шаги необходимо предпринять, чтобы поступить в данное учебное заведение

  4. составить план действий

Результат:

Готовый план действий автора, необходимых для поступления в ВУЗ

Тема учебно-исследовательской работы: Топонимика немецких городов.

Автор: Милютина Светлана, 9А

Научный руководитель: Маркус Алла Вячеславовна, учитель немецкого языка

Актуальность: Изучая немецкий язык, мы узнаем факты из области страноведения. В течение трех лет я занимаюсь проектами о городах Германии. Такие как: Berlin-Moskau-сходства и различия; Улица сказок; Остров Музеев. И меня заинтересовало неоднозначность в топонимике городов Германии. И тогда я стала изучать с чем связаны названия городов на самом деле. Считаю данную тему актуальной, так как она вызывает интерес к изучению немецкого языка.

Цель работы: Донести эту информацию до своих сверстников. В будущем году сделать справочник по топонимике городов Германии.

Гипотеза: названия городов Германии в большей степени привязаны к ландшафту, их географическому положению.

Задачи: найти сходства и различия в названиях городов; объяснить, с чем это связано (с историческими фактами, географическим положением или какими-то другими особенностями).

Методы: поиск информации в интернет ресурсах, чтение специальной литературы, сравнение и обобщение.

III. Психология

Тема учебно-исследовательской работы:

Изучение возрастной специфики и динамики изменений видов страхов у детей 7 и 11 лет.

Автор: Ф.И. (полностью), класс

Трофимова Елизавета, 9Б

Научный руководитель: Ф.И.О. (полностью), должность

Улунян Елена Евгеньевна, руководитель психолого – логопедической службы

Актуальность:

В современном мегаполисе ребенок встречается с множеством рисков и опасностей. Психика реагирует на это возникновением новых видов страхов. Какие же страхи имеют возрастную закономерную природу, а какие – приобретены и социальны – это становится главным вопросом работы.

Цель работы:

Сравнение видов страхов у детей 7 и 11 лет.

Гипотеза:

В 11 лет у детей возникают новые, ранее неизвестные виды страхов, обусловленные социальной природой.

Задачи:

  1. Изучить научные труды по психологии (проблематика детских страхов);

  2. Определить возрастные закономерности в динамике возникновения страхов у детей;

  3. Провезти диагностику видов страхов у учащихся 1 и 5 классов;

  4. Выявить новые виды страхов.

Методы:

Применяются методы:

Анализ и систематизация научных данных в данной области психологической науки;

Опрос

Проективный рисуночный метод «Мой страх»

Классификация на основе контент - анализа

Тема учебно-исследовательской работы: «Чувство взрослости — что это?»

Автор: Пелевина Татьяна, 9Б класс.

Научный руководитель: Морохина Елена Вячеславовна, педагог-психолог.

Актуальность: Наблюдая за своими сверстниками и старшими товарищами, я обратила внимание, что многие из них уже считают себя «взрослыми людьми» и стараются вести себя соответствующе. Мне стало интересно, что же такое «взрослость», на чём основывается их «чувство взрослости»? Почему у всех оно возникает в разное время и проявляется по-разному? В психологической науке этой теме посвящено множество исследований, но все они, в основном, датируются серединой-концом ХХ века. Мне стало интересно, актуальны ли эти данные для современных школьников?
Я считаю, что у меня получился довольно интересный портрет взрослого человека глазами подростка и надеюсь, что участие в моём исследовании помогло ребятам немного лучше понять себя.

Цель работы: Исследование феномена чувства взрослости: время его возникновения, формы проявления и т.п.

Гипотеза: Основываясь на анализе литературных источников, мы предполагаем, что чувство взрослости возникает в 12-13 лет и внешне характеризуется ответственностью, независимостью, готовностью оказать помощь другому и стремлением к самореализации.

Задачи:
Подбор и анализ теоретического материала по теме.

Рассмотрение термина «взрослость» с различных позиций: биологической, социальной, психологической, юридической.

Исследование представлений о взрослости у учащихся школы №26.

Методы:
Анализ литературных источников.

Методика «Неоконченные предложения» в авторской модификации.

Тест Дж.Роттера «Определение локуса контроля»

Тест оценки собственной взрослости.

Похожие:

Литература Тема учебно-исследовательской работы: «Поэтика заглавий рассказов О. Генри» iconПрограмма «xxi век»
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: компьютер, сканер, учебная и учебно-методическая литература, школьная и...
Литература Тема учебно-исследовательской работы: «Поэтика заглавий рассказов О. Генри» iconУправление образования Администрации Марксовского района Методический отдел Районный конкурс
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: компьютер, сканер, учебная и учебно-методическая литература, школьная и...
Литература Тема учебно-исследовательской работы: «Поэтика заглавий рассказов О. Генри» iconБернарда Вербера "Древо возможного"
...
Литература Тема учебно-исследовательской работы: «Поэтика заглавий рассказов О. Генри» iconЛитература в школе. 2004.№ С. 13-14
Авдевнина, Ольга Юрьевна Поэтика "бессмыслицы" в произведениях Гоголя // Русский язык в школе. 2009. N с. 54-58
Литература Тема учебно-исследовательской работы: «Поэтика заглавий рассказов О. Генри» icon«Человек в истории». Н. Д. Мордвинов
Совершенствование патриотического воспитания посредством исследовательской работы
Литература Тема учебно-исследовательской работы: «Поэтика заглавий рассказов О. Генри» iconТема : Поэтика романа А. Битова Пушкинский дом”
Пространственно-временная организация романа: оппозиция "несвободный социум – экзистенциальный простор" как структурный компонент...
Литература Тема учебно-исследовательской работы: «Поэтика заглавий рассказов О. Генри» iconУрок внеклассного чтения тема: «всюду родимую русь узнаю. (Н. А. Некрасов)»
Особенности русского национального характера в цикле рассказов «По Руси» М. Горького
Литература Тема учебно-исследовательской работы: «Поэтика заглавий рассказов О. Генри» iconЛитература, 11 класс. Тема учебного занятия: «Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь, творчество, личность» Место занятия в учебном процессе: тема: «Литература 20 века. Творчество М. А. Булгакова, урок №1»
Автор: Витюнина Вера Семеновна- учитель русского языка и литературы моу сош №47 г. Челябинска
Литература Тема учебно-исследовательской работы: «Поэтика заглавий рассказов О. Генри» iconАвтор исследовательской работы: Закомирная Анастасия, учащаяся 4 «Б» класса Еленовской средней школы
Учебное заведение: Еленовская средняя школа Зерендинского района Акмолинской области
Литература Тема учебно-исследовательской работы: «Поэтика заглавий рассказов О. Генри» iconТ. В. Сенькевич, Л. В. Скибицкая литература о литературе
С31 Литература о литературе : учебно-методическое пособие по литературной критике / Т. В. Сенькевич, Л. В. Скибицкая. – Брест : Изд-во...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница