Конспект урока русского языка в 10 классе. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 егэ)




Скачать 75.83 Kb.
НазваниеКонспект урока русского языка в 10 классе. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 егэ)
Дата конвертации04.01.2013
Размер75.83 Kb.
ТипУрок
Конспект урока русского языка в 10 классе.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ).

Проблема текста.

Основная цель урока – в рамках подготовки к написанию сочинения по заданию части С научить выявлять и формулировать проблему текста.

Задачи урока:

образовательные:

  • познакомить с понятием «проблема текста», с видами проблем;

  • формировать умение выявлять проблему текста;

  • формировать умение формулировать проблему;

развивающие:

  • развитие логического мышления, речи;

  • развитие творческих способностей;

воспитательная:

  • воспитывать интерес и внимательное отношение к русскому языку.

Оборудование: план-конспект, раздаточный материал (карточки с текстами, заданиями).

Тип урока: урок-практикум.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Объявление темы и цели урока.

II. Актуализация знаний.

Наша задача – в течение урока ответить на ключевые вопросы, касающиеся темы:

  • Что такое проблема?

  • Как выявить проблему текста?

  • Как сформулировать проблему текста?

Задание: обратившись к толковому словарю, дайте ответ на первый вопрос.

(Проблема (от греч.) – задача, вопрос, требующий исследования, разрешения. Например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни и т.д.)

Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мира, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многие другие.

Продолжите фразу: проблема может быть важной, ...

(актуальной, серьёзной, спорной, животрепещущей и т.д.)

Выделяют разные виды проблем:

  • философские затрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления;

  • социальные касаются устройства и жизни общества;

  • политические связаны с деятельностью государственной власти, партий, общественных групп;

  • экологические отражают взаимодействие человека и природы;

  • нравственные связаны с внутренними духовными качествами, с определенными правилами поведения.

Задание: приведите примеры следующих проблем (3 – 4).

А. философские (добро и зло, ...)

Б. социальные (взрослые и дети, ...)

В. политические (проблема власти, ...)

Г. экологические (влияние человека на природу, ...)

Д. нравственные (любовь в жизни человека, ...)

Е. семейные (отцы и дети, ...)

III. Выявление проблемы.

В некоторых случаях автор сам чётко формулирует проблемный вопрос. Однако экзаменационные тексты призваны проверить сознательное чтение. Поэтому они скорее всего не будут слишком простыми с точки зрения замысла автора. Необходимо будет самостоятельно выявить проблематику текста.

Задание (выполняется на карточках, делаются пометки карандашом): соотнесите темы и проблемы, которые могут быть подняты в текстах (к одной теме может относиться несколько проблем).

Темы Проблемы

роль книги проблема сохранения человеческого достоинства

музей проблема отношения человека к природе

язык проблема исторической памяти

природа проблема патриотизма

война проблема нравственного воспитания

честь и достоинство проблема экологии языка

спор, дискуссия проблема общения

человек, любящий свою родину экологическая проблема

проблема сохранения духовного наследия

проблема бережного отношения к языку

проблема мужества

проблема сохранения чести и достоинства

проблема этики, хороших манер

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Автором проблема может быть

  • затронута

  • поднята

  • сформулирована

  • исследована

  • проанализирована

  • поставлена

  • изложена

  • рассмотрена

  • выдвинута

IV. Формулирование проблемы.

Задание: прочитайте текст.

Пробочное воспитание.

В семье Сверла радостное событие: сын родился.

Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!

И назвали сына Штопором.

Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.

Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?

(Ф. Кривин)

– Кого мы узнаём в олицетворенных образах неодушевлённых предметов?

(Мы узнаём родителей, которые из лучших побуждений оберегают сына от жизненных трудностей, но таким образом только балуют его, превращая в лентяя, не приспособленного к серьёзному труду и самостоятельной жизни.)

– Какую проблему ставит перед читателем писатель Феликс Кривин?

(Воспитание молодого поколения.)

– Какие вопросы волнуют автора?

(Как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, не приспособленными к жизни?)

– Проблему текста следует не только выявить, но и грамотно сформулировать. Есть разные способы формулировки:

  • проблема какая (в виде повествовательного предложения): автор размышляет над проблемой воспитания; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии;

  • формулировка в виде вопроса (кстати, проблема и есть вопрос, требующий решения): каким должно быть правильное воспитание ребёнка? чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию?

  • сочетание слова «проблема» с существительным в родительном падеже (проблема чего?): проблема воспитания детей; проблема выбора профессии.

Задание (по вариантам, с последующей проверкой): опираясь на аргументы и вывод, сформулируйте тезис, в котором звучит проблема (возможны разные виды формулировки: утверждение или вопрос).

А. ...................................

Одни держатся уважительно, и тогда стороны испытывают желание разобраться в проблемах. Другие чувствуют себя как на войне, поэтому им приходится находиться в боевой готовности. А есть горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом.

Таким образом, поведение участников спора влияет на успех обсуждения, а понимание особенностей манеры спорить помогает определить тактику в споре.

Б. ...................................

Во-первых, музыка делает людей лучше, как говорил Гендель, «высекает огонь из сердец». Во-вторых, музыка приносит людям утешение. В-третьих, она «пробуждает чувства добрые».

Музыка не развлечение, это могучее средство духовного обогащения.

V. Работа с текстом.

Сложность выделения проблемы заключается ещё и в том, что в одном тексте может быть затронуто несколько проблем. Главное в этом случае – попытаться выделить основную проблему и работать именно с ней. Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нем несколько проблем.

Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков - всех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. А Зое было всего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область). Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расставании. И завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! Тогда как не поддающуюся воспитанию ее отослали в детдом для дефективных! Борьба за крест продолжалась. Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. «У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. Лучше буду политической, как вся семья».

И она стала политической! Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! Во дворе стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. Администрация подкрашивает статую, устанавливает слежку, сообщает и в МГБ. А надписи все появляются, и ребята хохочут. Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой.

Террористический акт! Приехали гебисты. Начались по всем их правилам допросы и угрозы: «Выдайте банду террористов, иначе всех расстреляем за террор!»

Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:

Это сделала все я одна!

И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати — в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.

Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела.

(По А.И. Солженицыну)

В книге Солженицына приводится много историй людей, несправедливо обвинённых в различных преступлениях против существующего государственного строя и попавших в тюрьмы или на лагерные работы во времена правления Сталина. Какие же проблемы можно выделить в приведённом фрагменте?

(Во-первых, здесь поднимается проблема бесчеловечного отношения к ребёнку в тоталитарном государстве.)

Попробуйте сформулировать её в виде вопроса. (Почему обесценивается жизнь человека в тоталитарном государстве?)

Во-вторых, вспомните, что героиня, как и вся её семья, страдает за веру в Бога. Следовательно, какую ещё автор поднимает проблему? (Проблема свободы вероисповедания (имеет ли право государство преследовать человека за его религиозные убеждения?).)

В-третьих, история Зои – это потрясающий пример человеческого мужества, верности своим идеалам. Какая проблема? (Проблема духовной стойкости (что помогает человеку сохранить человеческое достоинство в нечеловеческих условиях?).)

Каждая из этих проблем может стать основой для написания сочинения. И всё же в центре внимания автора прежде всего мужество и духовная стойкость героини.

VI. Итоги урока. Выставление оценок.

Какие вопросы мы с вами рассмотрели на сегодняшнем уроке?

И последнее, что вы должны запомнить: надо быть очень внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!

Домашнее задание (можно подобрать разные тексты и распределить по группам):

Выделить и сформулировать разными способами все проблемы текста, определить основную.

Похожие:

Конспект урока русского языка в 10 классе. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 егэ) iconУрок русского языка на тему: «Р. р. Подготовка к написанию сочинения в жанре эссе на морально этическую тему. Готовимся к гиа. 9 класс»
Оборудование Рабочая тетрадь, демонстрационный материал, справочные материалы. Цели
Конспект урока русского языка в 10 классе. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 егэ) iconКонспект интегрированного урока литературы и английского языка в 5 а классе по повести М. Твена
Мы попробуем окунуться в мир Америки 50-х гг. XIX века, почувствовать себя маленькими американцами и даже героями известной книги....
Конспект урока русского языка в 10 классе. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 егэ) iconРазноуровневый дидактический материал к урокам русского языка в 6 классе
Предлагаемое пособие представляет собой систематизированный набор упражнений, которые дополняют практическую часть учебника «Русский...
Конспект урока русского языка в 10 классе. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 егэ) iconМетодическая разработка урока литературы в 6 классе на тему: «Конь с розовой гривой»
Субботина Инга Кеворковна – канд филологических наук, председатель мо, учитель русского языка и литературы гбоу сош №448
Конспект урока русского языка в 10 классе. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 егэ) iconФизики лауреаты Нобелевской премии
Подготовка к уроку учащихся: участие в заочной олимпиаде по физике, подготовка сообщений по темам урока; создать печатное издание...
Конспект урока русского языка в 10 классе. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 егэ) iconОтчет о проведенной в рамках «Недели русского языка и литературы» работе шмо учителей русского языка и литературы сош №37 г. Чебоксары
Предметной Недели. В этом учебном году Неделя русского языка и литературы была проведена в школе №37 с 3 по 8 декабря 2012 учебного...
Конспект урока русского языка в 10 классе. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 егэ) icon«Пушкинские места России» Автор работы: Рафальская Людмила Геннадьевна, учитель русского языка и литературы
Цель: актуализация знаний о Пушкине, подготовка учащихся к изучению творческой биографии поэта, создание атмосферы заинтересованности...
Конспект урока русского языка в 10 классе. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 егэ) iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе

Конспект урока русского языка в 10 классе. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 егэ) iconКонспект урока литературы в 5 классе по учебнику А. В. Гулина, А. Н. Романовой. Владимир Иванович Даль собиратель русских пословиц и поговорок
Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии В. И. Даля – самого знаменитого
Конспект урока русского языка в 10 классе. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 егэ) iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка, литературы и риторики в 7 классе

Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница