Сегодня




Скачать 85.44 Kb.
НазваниеСегодня
Дата конвертации03.01.2013
Размер85.44 Kb.
ТипУрок




Открытый урок.

Учитель:

Здравствуйте, садитесь.

Сегодня мы будем знакомиться с одной из самых интересных личностей Древнего Рима, которая на протяжении многих веков привлекает внимание всех интересующихся историей. Слова, произнесенные этим человеком, превратились в крылатые выражения: «Жребий брошен», «Перейти Рубикон», «Пришел, увидел, победил». Так кто же он?

Ученики: Юлий Цезарь.

Учитель: Все верно. А вы слышали об этом человеке?

Ученики:

Учитель: Кем он был?

Гай Юлий Цезарь – великая личность в истории. Вся его деятельность наложила отпечаток на всю последующую историю, не только античную, но и современную. Он был и полководцем, и политиком.
Как вы уже поняли, тема урока сегодня: Гай Юлий Цезарь – полководец, политик.
Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Ученики: называют цель урока.

Учитель: Цель нашего урока:

– узнать, кто он;

- выяснить, почему, изучая историю в 21 веке, мы помним его.

Учитель: А с чего мы обычно начинаем изучение личности? (с биографии).

С биографией Гая Юлия Цезаря вас познакомит Гомзяков Денис, а вы должны внимательно послушать и ответить на вопрос: «Каким он был в юности?»

1. Биография Юлия Цезаря:

  • Денис Г. (детство)

Гай Юлий Цезарь родился 13 июля 100 (сотого) года до н.э. Он принадлежал к старинному знатному роду. Мать Цезаря Аврелия постаралась дать сыну хорошее образование, пригласив к нему домашним учителем лучшего грамматика того времени Марка Антония Гнифона. Цезарь был прекрасным оратором, хорошо физически развит. Современники отмечали, что Цезарь мог одновременно заниматься несколькими делами сразу: слушать, писать, говорить, умел диктовать писцам сразу несколько текстов, и все делал безупречно. Его отличали целеустремленность и бесстрашие, пылкость натуры сочеталась с холодным и расчетливым умом, а твердый характер позволял ему все начатое доводить до конца. Мать мечтала о том, чтобы ее сын стал знаменитым. В молодые годы он жаловался, что не совершил еще ничего выдающегося, тогда как Александр Македонский в этом возрасте уже покорил мир. Но еще юношей в первой же военной кампании благодаря отваге и воинской доблести Цезарь получил одну из высших военных наград – дубовый венок.

В 16 лет Цезарь потерял отца и одновременно надел одноцветную тогу как символ зрелости. В этот же год его женили на дочери Корнелия Цинны. Знатно родство сулило юноше блестящую победу.

Учитель: В дальнейшем он отправился на о. Родос, чтобы изучить там искусство красноречия, так как успеха в политике мог добиться лишь тот, кто умел выступать в суде и на народном собрании.

Вопрос учащимся.

- Каким он был в юности?

Учитель: Эти черты характера позволили ему стать полководцем. Как вы думаете, кто такой полководец?

Ученики: возможные варианты ответов.

Учитель: Полководец - военачальник, военный вождь. Но Юлий Цезарь не сразу стал полководцем. Он некоторое время служил в римской армии, был избран квестором (в его обязанности входили охрана имущества, ведение финансовых дел), эдилом (его функция – надзор за городским хозяйством), понтификом (высокая жреческая должность). Занимал должность претора – высшего судьи, пост, следующий по значению за консулом. Далее Цезарь был назначен наместником провинции в Испании, где он получил право набрать несколько легионов и возглавлять их.

КОМПЬЮТЕР.

  • А для того, чтобы увидеть Юлия Цезаря в роли полководца, вы сейчас познакомитесь с историческим документом.

Ваша задача: внимательно прочитать исторический документ и ответить на вопросы, которые находятся перед текстом.

Поднимите руки, кому непонятно задание.

На работу вам дается 5 минут.
Вопросы к документу.

  1. Сколько лет продолжалась война в Галлии?

  2. Как Юлий Цезарь относился к солдатам?

  3. Как солдаты относились к Цезарю?

  4. Каковы были основные итоги войны в Галлии?

  5. Каким вы его увидели в роли полководца?

Гай Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне.

21. Отдав самые необходимые распоряжения, Цезарь поспешил со словами поддержки к солдатам. Его солдатам он лишь вкратце посоветовал твердо помнить о своей прежней доблести, не падать духом и храбро выдержать неприятельскую атаку. Так как враги подошли уже приблизительно на расстояние выстрела, он дал сигнал к бою. Направившись в другое место также для ободрения, он застал солдат уже в самом разгаре сражения. Времени было так мало и враги шли с такой боевой отвагой, что некогда было возложить на себя знаки отличия и даже надеть шлемы и снять чехлы со щитов.

Плутарх. О Цезаре.

За те неполные десять лет, в течение которых вел он войну в Галлии, он взял штурмом более восьмисот городов, покорил триста народностей, сражался с тремя миллионами людей, из которых один миллион уничтожил во время битв и столько же захватил в плен.
Он пользовался такой любовью и преданностью своих воинов, что даже те люди, которые в других войнах ничем не отличались, с непреодолимой отвагой шли на любую опасность ради славы Цезаря... Подобное мужество и любовь к славе Цезарь сам взрастил и воспитал в своих воинах, прежде всего тем, что щедро раздавал почести и подарки... Вторым средством воспитания войска было то, что он сам добровольно бросался навстречу любой опасности и не отказывался переносить какие угодно трудности».

Учитель: Закончили работу. Итак, 1 вопрос: Сколько лет продолжалась война в Галлии? (10 лет).

2 вопрос: Как Юлий Цезарь относился к солдатам?

Следующий вопрос: Как солдаты относились к Цезарю?

4 вопрос: Каковы были основные итоги войны в Галлии?

И последний вопрос: Каким вы его увидели в роли полководца?

Учитель: Таким образом, цель, которую ставил перед собой Цезарь – встать во главе армии – удалось достигнуть, так как он прекрасно понимал, что таким образом получит практически все, в том числе и власть.

Завоевав Галлию, Цезарь получил полномочия по ее управлению. Срок полномочий Цезаря истекал, и он обратился к сенату с посланием, в котором просил продлить ему полномочия правителя Галлии, но получил отказ. Сенат требовал, чтобы Цезарь распустил армию, но полководец понимал, что назревает война. Не желая дать противникам времени на подготовку, Цезарь с одним легионом двинулся в Италию.

(КОМПЬЮТЕР) Достигнув реки Рубикона, считавшейся границей между Италией и Галлией, Цезарь долго не решался переходить реку. Переход означал бы начало гражданской войны. Наконец, со словами: «Жребий брошен!», он перешел Рубикон.

(КОМПЬЮТЕР) Цезарь без боя занял Рим. Теперь он уже не только полководец, но и политик.

Что он сделал как политик? Вам нужно ответить на этот вопрос после моего рассказа.

После взятия Рима Цезарь отправился в Испанию, где были расположены главные силы Помпея. Цезарь считал опасным оставлять у себя в тылу враждебные войска. После короткой, но жестокой войны он одержал победу.

Осенью Юлий Цезарь вернулся в Рим, где его провозгласили диктатором.

Вопрос: Кого называют диктатором?

Ученики: возможные варианты ответов.

Учитель: Откройте учебники на стр. 241 и найдите значение этого слова. Так кто же такой диктатор?

Понятно?

В это время на Востоке Фарнак начал войну против Рима. Война с понтийским царем была закончена одним сражением. Победа досталась так легко, что, сообщая о ней в Рим, Цезарь ограничился всего тремя словами: «Пришел, увидел, победил!»

Вскоре после этого Цезарь, в четвертый раз выбранный консулом, отправился в Испанию, где против него подняли восстание сыновья Помпея. Солдаты Цезаря, измученные бесконечными войнами, страдая от нехватки продовольствия, дрались неохотно, и победа была достигнута ценой больших потерь. Говорят, что, вспоминая эту битву, Цезарь сказал: «Раньше я дрался с врагами за победу, на этот раз мне пришлось сражаться за жизнь».

Казалось, что теперь уже не существовало силы, способной уничтожить могущество Цезаря. Утомленные смутами и гражданскими войнами, римляне видели в монархии – форме правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному правителю - единственную надежду на установление долгожданного покоя. Трудно даже представить, какие бедствия претерпел Рим за эти годы.

КОМПЬЮТЕР. Во -первых, проведенная в городе перепись показала, что из 320 тысяч граждан погибло больше 170 тысяч, и это, не считая потерь, понесенных жителями остальной Италии и провинций.

КОМПЬЮТЕР. Во – вторых, Цезарь имел право назначать половину всех должностных лиц. Желая привлечь на свою сторону как можно больше влиятельных лиц, он назначал их, хотя бы на короткий срок, на высшие должности.

КОМПЬЮТЕР. В – третьих, с этой же целью он в полтора раза увеличил число сенаторов, введя в высший совет государства своих подчиненных и даже вольноотпущенников.

КОМПЬЮТЕР. В- четвертых, добиваясь расположения армии, он наделял отставных солдат землей как в самой Италии, так и далеко за ее пределами. По предложению Цезаря были заново отстроены Коринф и Карфаген.

КОМПЬЮТЕР. В – пятых, чтобы крепче связать Рим с подчиненными ему провинциями, Цезарь предоставил многим провинциалам право римского гражданства. При не начали чеканить золотую монету, чем значительно облегчили заморскую торговлю.
Вопрос:
Ну а теперь скажите, пожалуйста, что он сделал как политик?

Ученики:
Гибель Цезаря.
Вся власть была сосредоточена в руках Юлия Цезаря, и появились люди, которые ненавидели

Цезаря, но по­нимали, что бесполезно бороться против его диктатуры. Единственную надежду они воз­лагали на смерть Юлия Цезаря.

Среди сенаторов возник заговор, ставив­ший целью уничтожить Цезаря и восста­новить старые республиканские порядки. Число заго­ворщиков скоро достигло 60, и слухи о го­товящемся покушении поползли по городу. Друзья предостерегали Цезаря и советовали ему усилить охрану, но он не прислуши­вался к многочисленным доносам. В большин­стве своем они были ложны. «Лучше,— говорил он,— один раз умереть, чем жить в постоянном страхе. Что предназначено судь­бой, того не предотвратить. Самая лучшая смерть та, которая приходит неожиданно». Заговорщики решили убить диктатора в иды марта т.е. середина месяца, приходившаяся на 13 или 15 число. В этот день должно было сос­тояться заседание сената на котором Цеза­ря предполагалось провозгласить царем всех заморских владений и разрешить ему носить царскую корону за пределами Ита­лии. За несколько дней до этого какой-то гадатель предупредил Цезаря, чтобы тот опасался мартовских ид.

По до­роге он встретил гадателя, предупредив­шего Цезаря об опасности. «Почему не сбы­вается твое предсказание? — насмешливо спросил Цезарь.— Иды марта пришли, а я все еще жив». «Пришли, но не прошли»,— будто бы ответил прорицатель.

Эти слова стали потом поговоркой. Когда Цезарь подошел к самому входу в курию (так называлось здание для заседания сената), один из его приверженцев передал ему маленький свиток папируса с сообще­нием о готовящемся покушении. «Немед­ленно прочти это, Цезарь,— сказал он,— и не показывай никому. Здесь написано о важном для тебя деле».

Однако множество просителей отвлекли диктатора, и он вошел в сенат, так и не прочитав свитка. Опасаясь, что силач Ан­тоний сможет помешать убийцам, Децим Брут ловко задержал его разговором у вхо­да в сенат.

Между тем Цезарь вошел в курию, и все стоя приветствовали всесильного диктатора. Несколько десятков заговорщиков окружи­ли кресло Цезаря. Заговорщики, выхва­тив из-под плащей мечи, бросились на дик­татора.

КОМПЬЮТЕР. Ему нанесли 23 раны, но только две из них были смертельны. Сена­торы молча взирали на происходящее, не смея ни вступиться за Цезаря, ни даже позвать на помощь. Диктатор упал, обли­ваясь кровью, у подножия статуи Помпея. Казалось, что Помпей с удовольствием смот­рит на противника, распростертого у его ног.

ПАУЗА.

Итак, Цезарь погиб. Его вклад в развитие Древнего Рима настолько велик, что мы до сих пор говорим о нем и используем его слова, которые стали крылатыми выражениями.
А теперь, зная его биографию и историческую деятельность, попробуем объяснить значение выражений, с которых мы начали урок.

- «Жребий брошен!» (конец колебаниям, сомнениям, нерешительности; принято окончательное, бесповоротное решение)

- «Перейти Рубикон» (совершить решительный поступок, принять бесповоротное решение); (Сделать решительный шаг, определяющий дальнейшие события поворотного значения в жизни).

- «Пришел, увидел, победил!» (служит для характеристики чьих-то быстрых и решительных действий).

Учитель: Итак, мы с вами познакомились с жизнью и деятельностью Гая Юлия Цезаря. А теперь представьте, что вы встретились с Юлием Цезарем. Чтобы вы ему сказали при встрече?

Ученики: возможные варианты ответов.

- Д/з: прочитать § 52, если по времени не успеваю, то задание выше.

Учитель: Выставление оценок с комментариями.

- Спасибо за урок.

- Урок окончен.

- До свидания.

Похожие:

Сегодня iconНашего урока “ Отечественная война 1812 года ”
Учитель. Ребята, сегодня мы отправляемся в прошлое нашей Родины это 1812 год. Этот год был непростым для России, а почему вы узнаете...
Сегодня iconА. А. Жданов
Мы сегодня не те, что были вчера, и завтра будем не те, что были сегодня. Мы уже не те русские, какими были до 1917 го­да, и Русь...
Сегодня iconГоду Учителя «Время дарить цветы»
Год Учителя подходит к концу. И сегодня мы хотели бы ещё раз поздравить ветеранов педагогического труда, поблагодарить их за нелёгкий...
Сегодня iconСценарий на последний звонок «Благодарное сердце 2010»
Добрый вечер, наши одноклассники! Сегодня мы рады приветствовать вас на беспрецедентном событии. Сегодня здесь, в этом зале, в вашем...
Сегодня iconСтих-ия (тоска по родине)
Сегодня мы познакомимся с лирикой Есенина, её особенностями, совершим небольшое путешествие на его родину в с
Сегодня iconНаши учителя ! Вам от души, спасибо!
Вы все сегодня нашли время, и пришли в этот зал, где мы традиционно чествуем учителей, убелённых
Сегодня iconГород фуд шоу построят 30 ноября
Сегодня в центре Москвы всего в нескольких километрах от Кремля на площади 12 500 кв м началось строительство настоящего рождественского...
Сегодня iconЧто значит быть современным?
Эти вопросы именно сегодня и именно в ситуации, из которой можно охарактеризовать нашу жизнь
Сегодня icon26 ноября 2010 г. Моу «сош №4» празднует полувековой юбилей. Школа для учеников и учителей – это не только учёба и новые знания. Школа – это целый мир, который мы познаём каждый день. Сегодня мы хотим рассказать о нашей школе. Страницы истории…
Моу «сош №4» празднует полувековой юбилей. Школа для учеников и учителей – это не только учёба и новые знания. Школа – это целый...
Сегодня iconРоссийские сми о мчс мониторинг за 28 декабря 2010 года
Сегодня отмечают День спасателя и 20-летие чрезвычайной службы России (baikal24. ru, 27. 12. 2010) 14
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница