Урок по творчеству А. С. Грибоедова «Неизвестный Грибоедов»




Скачать 401.37 Kb.
НазваниеУрок по творчеству А. С. Грибоедова «Неизвестный Грибоедов»
страница1/3
А С Грибоедова
Дата конвертации03.01.2013
Размер401.37 Kb.
ТипУрок
  1   2   3
Открытый урок по творчеству А.С.Грибоедова

«Неизвестный Грибоедов»

Учитель: Куртлацкова О.Н., ГОУ СОШ №918 г.Москва

  1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оксана Николаевна. Давайте представим, что мы знаем друг друга давно, что не одно произведение прочитали вместе и увлекательно путешествовали по страницам книг любимых авторов. Надеюсь, что и сегодня вам будет не скучно на уроке и у нас с вами получится интересный диалог, тем более предмет нашего разговора хорошо вам знаком – это творчество и судьба необычного писателя А.С.Грибоедова.

  1. Стадия вызова интереса

А сформулировать тему урока вы мне поможете сами. Прежде всего, давайте вспомним, что вам уже известно о личности Грибоедова. Вам необходимо разгадать кроссворд – найти слова, которые являются ключевыми для понимания жизненного пути писателя, и объяснить, какое отношение они имеют к Грибоедову. Назовите эти слова в хронологическом порядке. Здесь спрятано 8 слов.

Ассоциативный кроссворд «Жизнь и творчество А.С.Грибоедова»

Т

П

Е

Р

С

И

Я

А

А

Я

З

Ы

Ф

Д

Р

П

Л

Е

Ф

К

С

Е

А

У

А

И

А

И

Т

М

Н

Й

Н

И

Н

А

В

О

Й

Ы

Т

Н

А

Т

И

К

И

Н

Н

Е

И

З

В

Е

С

Т

ОТВЕТ





Е

Р

С

И

Я

А

А



З

Ы

Ф

Д

Р

П

Л

Е



К

С

Е

А

У

А

И

А

И

Т

М

Н

Й



И

Н

А



О

Й

Ы

Т

Н

А

Т

И



И

Н



Е

И

З

В

Е

С

Т

Таланты: занимался философией, археологией, политикой, сочинял музыку, музицировал, играл в театре (амплуа – комические старухи, в Остафьеве на домашней сцене играл роль Еремеевны в «Недоросле», Фонвизина).

Языки: знал основные европейские языки, освоил древние и восточные языки (9 языков), окончил 3 факультета).

Война: война 1812 года, добровольно записался в Московский гусарский полк корнетом, но в боях не участвовал.

Персия: дипломатическая служба в Персии (1818)

Комедия: замысел и создание «Горе от ума» (1820-1824). Появилась в свет (в неполном виде) в журнале Ф.В.Булгарина «Русская Талия на 1825 год».

Нина: Чавчавадзе Н., дочь друга, грузинского поэта, жена Грибоедова (1828)

Фанатики: фанатики мусульманских законов, устроив заговор, разгромили русскую миссию. Грибоедов погиб в неравной схватке. (1828)

- Неизвестный – какие ассоциативные связи возникают у вас с этим словом и именем Грибоедова? (неизвестные страницы биографии – год рождения (1790-1795 ?), неизвестные произведения, не дошедшие до нас). – ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ

Итак, тема сегодняшнего урока «Неизвестный Грибоедов». А в качестве эпиграфа к уроку я предлагаю вам высказывание о писателе Петра Бестужева, декабриста и друга Грибоедова, " Ум обильный, душа чувствительная, …дар слова в высокой степени" (П.Бестужев). Это всего лишь три грани драгоценного камня таланта А.С.Грибоедова. И мы постараемся расширить и обобщить знания о его личности и творчестве, поворачивая этот драгоценный камень его гранями к свету с разных сторон.


  1. Стадия реализации смысла (активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания).


(демонстрация портретов Грибоедова)

А загадка начинается с необычной внешности Грибоедова. Если внимательно всмотреться в портреты писателя, созданные в разное время и разными художниками, может невольно прийти мысль: один ли это человек изображен на них?
Взгляни на лик холодный сей,

Взгляни: в нем жизни нет;

Но как на нем былых страстей

Еще заметен след!

Так ярый ток, оледенев,

Над бездною висит,

Утратив прежний грозный рев,

Храня движенья вид.

Эти стихи Евгения Баратынского устойчивая традиция называет "Надписью к портрету Грибоедова". Может быть, это и не так, но восемь строк поэта со скупой отчетливостью воссоздают образ величайшего нашего драматурга, - образ, загадочный для его современников и, по существу, оставшийся неразгаданным до конца и по сей день.

Чем ближе вглядываемся мы в образ Грибоедова, чем глубже вдумываемся в смысл написанного им, тем более ощущаем кипение и жар его могучей творческой страсти, тем очевиднее становится драматизм его человеческой и писательской судьбы.

Итак, уважаемые ювелиры, приступим. Первая часть нашей работы – это ваше самостоятельное исследование, а затем представление результатов. У нас шесть групп, каждая получает задание по исследованию одной из граней таланта Грибоедова. Необходимый материал на столах.

1, 2 группа читает материал, используя способ ИНСЕРТ

Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения.

  • interactive интерактивная

  • noting размечающая

  • S- system система

  • effective для эффективного

  • reading and чтения и

  • T- thinking размышления

Способ ИНСЕРТ: + «знаю», ! «интересно», - «не знаю, думал иначе», ? «не понял».

3, 4 , 5 группы читают материал, вычленяя ключевые слова для построения кластеров – схем, где в центре имя «Неизвестный Грибоедов», вам нужно пририсовать лучи.

6 группа работает с вопросами по неизвестным текстам произведений Грибоедова. На выполнение заданий 6-7 минут. Начали.

ГРУППА 1
ЛИСТ №1

Орлов В.В.

Грибоедов

Часть 1

Грань «Ум обильный»

Задание: прочтите текст о личности писател, делая пометки карадашом

Способ ИНСЕРТ: + «знаю», ! «интересно», - «не знаю, думал иначе», ? «не понял».
В самом деле, чем ближе вглядываемся мы в образ Грибоедова, чем глубже вдумываемся в смысл написанного им, тем более ощущаем кипение и жар его могучей творческой страсти, тем очевиднее становится драматизм его человеческой и писательской судьбы.

Вначале, как будто, ничто не предвещало трагедии. Молодость Грибоедова - безоблачна: веселая "допожарная" дворянская Москва, благополучный, устоявшийся быт родовитой семьи, необыкновенно раннее умственное развитие. Грибоедов "учился страстно"; одиннадцатилетним мальчиком он стал студентом Московского университета и за шесть с половиною лет прошел курс трех факультетов. Потом - 1812 год, патриотическое воодушевление, военная служба, Литва, офицерская среда, литературные безделки - корреспонденция об офицерском празднике, вполне "домашние" стишки. Еще позже - отставка, Петербург, театральные увлечения, французские водевили, "веселая и разгульная жизнь" .

Но только ли таким входит Грибоедов в жизнь и в литературу? Вовсе нет. Это - сложный, противоречивый характер. "Участь умных людей, мой милый, бо'льшую часть жизни своей проводить с дураками, и какая их бездна у нас!" - жалуется он тому же приятелю. "В Москве все не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему".

Вскоре представился случай "проститься с Петербургом и с праздной рассеянностью". В годы, проведенные на Востоке, сложилось мировоззрение Грибоедова, расширился его идейный кругозор и обогатился житейский опыт. "Секретарь бродящей миссии", "напитанный древними сказаньями", он жадно вбирал в себя впечатления открывшегося перед ним иного культурного мира. Путевые дневники Грибоедова рекомендуют его, как пытливого исследователя, историка, этнографа и лингвиста. Приятель Грибоедова сообщает: "Он трудился беспрестанно над изучением предметов важных. Правоведение, философия. история, политические и финансовые науки составляли его всегдашнее упражнение". Грибоедову были доступны все высоты мировой культуры. Следы громадной учености видны в его разрозненных заметках. Он, конечно, был одним из образованнейших русских людей своего времени.

Примерно к 1825 г. окончательно сформировался и характер Грибоедова, - характер глубоко оригинальный, деятельный, волевой, резко выраженный во всех своих чертах. Вскоре пришла к нему слава - дипломатическая и писательская. Однако полномочный посол и знаменитый автор менее всего склонен был считать себя баловнем судьбы. Достаточно пересмотреть письма Грибоедова, чтобы убедиться в том, насколько тяготился он службой и сомневался в возможности применить на деле свои знания и творческие силы. Ему душно и тошно в "трясинном государстве", где "холод до костей проникает". Для себя он не видит впереди ничего светлого: "Нынче день моего рождения, что же я? На полпути моей жизни, скоро буду стар и глуп, как все мои благородные современники". Служба? Но - "в обыкновенные времена никуда не гожусь: и не моя вина; люди мелки, дела их глупы, душа черствеет, рассудок затмевается и нравственность гибнет без пользы ближнему. Я рожден для другого поприща..." Литература? Но - "вчера я обедал со всею сволочью здешних литераторов. Не могу пожаловаться, отовсюду коленопреклонения и фимиам, но вместе с этим сытость от их дурачества, их сплетен, их мишурных талантов и мелких душишек"; "грошевые их одобрения, ничтожная славишка в их кругу не могут меня утешить".

Остается творчество, независимость художника, свободное и гордое служение "искусствам творческим, высоким и прекрасным", чтобы создать собственный мир идей и образов, мир чистый, благородный и нравственный. Но тут вступают в дело мучительные сомнения в своих творческих силах и возможностях. "Меня слишком лениво посещает вдохновение... "Ничего не написал. Не знаю, не слишком ли я от себя требую? умею ли писать? Право, для меня все еще загадка. " Это говорилось Грибоедовым уже в ту нору, когда было создано "Горе от ума", обессмертившее его имя.

И, как итог всех этих грустных ламентаций о своей судьбе, - подлинный вопль отчаянья: "Буду ли я когда-нибудь независим от людей? …Поэзия!! Люблю ее без памяти, страстно, но... кто нас уважает, певцов истинно вдохновенных, в том краю, где достоинство ценится в прямом содержании к числу орденов и крепостных рабов?.. Мученье быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов".Это - замечательная по своей отчетливости автохарактеристика.

Человек гениальных дарований, громадного ума, энциклопедического образования, не только первоклассный поэт, но и блестящий дипломат, удивлявший современников своими "государственными способностями", по их же наблюдениям, заменявший в Иране двадцатитысячную армию, - Грибоедов погиб тридцати четырех лет, не совершив, быть может, и десятой доли того, что совершить было в его силах.
ГРУППА 2
ЛИСТ №1

Орлов В.В.

Грибоедов

Часть 2

Грань «Ум обильный»

Задание: прочтите текст о личности писателя, делая пометки карадашом

Способ ИНСЕРТ: + «знаю», ! «интересно», - «не знаю, думал иначе», ? «не понял».
Тенденции общественного и художественного мировоззрения Грибоедова находились в резком противоречии с тем социально-политическим укладом, в условиях которого ему суждено было жить и творить. Как подавляющее большинство великих русских людей старого мира, Грибоедов был жертвой самодержавно-крепостнического строя, глушившего и калечившего все лучшее, передовое, гениальное, что выдвигал русский народ. "Какой мир! Кем населен! И какая дурацкая его история!" Он заклеймил этот мир в своей комедии, но выхода из него не нашел, да и не мог найти в силу исторических закономерностей. Больше того - он вынужден был служить этому миру.

Тем не менее, он служил - честно и самоотверженно. В этой связи возникают важные вопросы о том, как понимал Грибоедов свой патриотический долг. "Я хочу быть русским" - говаривал Грибоедов, и был им во всех своих чувствах, мыслях и поступках. Он тонко понимал русский национальный характер, любовался широтой размаха, отвагой, душевной красотой и живым умом русского человека. Знаток и поклонник русской старины, прилежно изучавший летописи, народные песни и памятники древней письменности, он любил мысленно переноситься в "былые времена", в "века необузданной вольности", и даже, находясь в гостях у перса, воображал, что "перенесся за двести лет назад", в московский терем. В этой связи находят объяснение антипатии Грибоедова ко всякого рода "клиентам-иностранцам".

В то же время в патриотизме Грибоедова не было ничего от упрямой косности, шовинистической нетерпимости: национальная культура русского народа не мыслилась им в отрыве от общечеловеческой мировой культуры. Одним из самых центральных вопросов, выдвигавшихся в плане решения этой задачи, был вопрос об европеизации России, ее государственного организма, ее общественного и культурного быта. Для Грибоедова существо проблемы европеизации России заключалось в том, чтобы при усвоении опыта западной цивилизации сберечь самобытные основы русской культуры в процессе переключения ее в русло общечеловеческого культурного движения. Он возмущался лживостью и никчемностью искусственно созданных форм европеизированного быта, из-под которых выпирала азиатская дикость крепостничества. Это возмущение продиктовало ему в "Горе от ума" гневный протест против "нечистого духа пустого, рабского, слепого подражанья" ...

На почве подобных настроений сложился воинствующий гуманизм Грибоедова, проникнутый верой в человека и пафосом борьбы за его духовное и социальное освобождение. О своей душе Грибоедов говорил: "Для нее ничего нет чужого, страдает болезнию ближнего, кипит при слухе о чьем-нибудь бедствии".

В частности, гуманистические убеждения Грибоедова со всей силой сказались в его отношении к горским племенам Кавказа. Он любовно изучал их жизнь и нравы. Он прямо призывал правительство отказаться от "предрассудков" шовинистической исключительности и "равно благотворить всем своим поданным, какой бы они нации ни были". Этой стороной своей деятельности, еще мало изученной, Грибоедов явственно перекликается с нашим временем. Его мысль о том, что русскому народу чужда националистическая ограниченность и нетерпимость (по свидетельству современников, он настойчиво выдвигал эту мысль), отвечает нашему представлению о дружбе народов и более, чем когда-либо, именно сейчас со всей силой убедительности звучат слова поэта, что "чрез сие создалась и возвысилась Россия".

Активное и практическое отношение к жизни отличает Грибоедова от подавляющего большинства людей его времени. Грибоедов вовсе не похож на пылких и прекраснодушных героев десятых - двадцатых годов с их бурным романтическим воодушевлением. Практицизм и реализм Грибоедова определили его отношение к декабристам. Он был кровно связан с декабристским движением, с революционным подпольем 1810-1820-х гг. и, вероятно, формально состоял членом тайного общества. Истинная роль, которую играл он в декабристской организации, до сих пор не выяснена, но можно предположить, что она была велика. Нужно думать, что не без оснований Грибоедов был арестован по обвинению в учреждении тайного общества в Отдельном кавказском корпусе и в распространении политической литературы в Грузии. Но он не верил в реальные политические перспективы декабризма, как движения, Изолированного от широких народных масс и тем самым обреченного на неуспех. Предание приписывает ему такую фразу о декабристах: "Сто человек прапорщиков хотят изменить весь государственный быт России".

Отсюда - внутренняя противоречивость позиции Грибоедова. Его грандиозные "воображения и замыслы" терпели крушение в обстановке канцелярской рутины. Пушнин имел все основания сказать о Грибоедове: "Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан".

Примерно за год до смерти Грибоедов признался своему задушевному другу Степану Бегичеву: "Все, чем я до сих пор занимался, для меня дела посторонние, призвание мое - кабинетная жизнь, голова моя полна, и я чувствую необходимую потребность писать". А его, между тем, заставляли служить, упрятали в далекое восточное захолустье, куда он уехал в последний раз с предчувствием, что назад уже не вернется.

Однажды Грибоедов промолвился: "Есть внутренняя жизнь, нравственная и высокая, независимая от внешней". Этой же высокой и напряженной жизни русская культура обязана созданием одного из самых драгоценных своих сокровищ, которое мы называем творчеством Грибоедова.
Итак, 1 - я грань драгоценного камня «Ум обильный»
ПРОВЕРКА

Группа 1, 2 –инсерт (в это время группа 3, 4, 5 выносит на доску кластеры, выписывают произведения Грибоедова)
- Что вам показалось интересным в неоднозначной личности Грибоедова и что осталось за страницами учебника?
Группа 3, 4 – опираясь на кластеры, расскажите, что вы узнали нового о писательской судьбе Грибоедова.

КЛАСТЕР

ЧАСТЬ 1

КЛАСТЕР

ЧАСТЬ 2

2 –я Грань «Душа чувствительная»
- А как вы понимаете выражение "душа чувствительная" (дискуссия с учащимися).

Вынести на доску идеи учащихся

Толковый словарь В.Даля: чувствительный человек – восприимчивый, впечатлительный, мягкосердный, у кого острые чувства, нравственное чувство сильно развито.
Прослушивание вальса Грибоедова.

- Как вы думаете, для чего я включила вам эту музыку, как она связана с Грибоедовым?

Одним из талантов Грибоедова было сочинение собственной музыки и музицирование. Он написал несколько вальсов, а данный вальс посвящен любимой девушке, Нине Чавчавадзе, ставшей его женой (портрет на экране)
НА ЭКРАНЕ

М.И.Глинка о Грибоедове:
"Провел около целого дня с Грибоедовым. Он был очень хороший музыкант и сообщил мне тему грузинской песни, на которую вскоре потом А.С.Пушкин написал романс "Не пой, волшебница, при мне".
Вот как об этом написал в своем романе "Смерть Вазир-Мухтара" Ю. Тынянов (из главы 2, конец главки 34) о работе над трагедией "Грузинская ночь" (ещё одно подтверждение чувствительности души человека).

  

Обед кончился, начался чай.

  Грибоедов, угловато и быстро, прошел к роялю. Он стал наигрывать.

  Гуськом подошли музыканты, Глинка и косматый итальянец. Грибоедов кивнул и продолжал наигрывать.

  - Что это такое? - спросил Глинка, и черный хохлик на голове у него приподнялся.

  - Грузинская какая-то мелодия, - ответил Грибоедов.

  - Что это такое? - крикнул с места Пушкин.

  Грибоедов играл и, полуобернувшись к Пушкину, говорил:

  - Вообразите ночь в Грузии и луну. Всадник садится на коня, он едет драться.

  Он наигрывал.

  - Девушка поет, собака лает.

  Он рассмеялся и отошел от рояля.

  Тут заставили его читать.  Трагедия его называлась "Грузинская ночь".

  

  - Но нет их! Нет! И что мне в чудесах

  И в заклинаниях напрасных!

  Нет друга на земле и в небесах.

  Ни в боге помощи, ни в аде для несчастных!

  

  Он знал, что стихи превосходны.

  И огляделся.

  Пушкин помолчал. Он соображал, взвешивал. Потом кивнул:

  - Это просто, почти библия. Завидую вам. Какой стих: "Нет друга на земле и в небесах".

  Грибоедов поднял взгляд на Крылова.

  Но ничего не сказал Крылов, уронивший отечную голову на грудь.


- А этот отрывок уже не только о чувствительной душе, но и о третьей грани таланта «Дар слова в высокой степени»
Бытует мнение, что великие писатели, написав одно главное свое произведение - обессмертили бы в литературе свое имя.
Можно ли с этим согласиться?

Давайте послушаем результаты работы группы №5 – Только ли комедия Горе от ума обессмертила имя Грибоедова?
ЛИСТ №1

Орлов В.В.

Грибоедов

Часть 3

Задание: прочтите текст о творчестве Грибоедова, выделите ключевые слова, постройте кластер – фишбоун (рыбная кость)


Вопрос: Грибоедов – творец одного произведения? – голова

Доказательства: Произведения Грибоедова – скелет

Ответ: Путь Грибоедова – от классицизма до тенденций реализма - хвост



Писательская судьба Грибоедова не совсем обыкновенна. Он остался в истории "автором одной книги" (homo unius libri); все, что написано им сверх "Горя от ума", не может идти ни в какое сравнение с бессмертной комедией. Это бесспорно, но, вместе с тем, обычное представление о Грибоедове, как о "литературном однодуме", - представление это искажает правильное историко-литературное осмысление всего художественного наследия Грибоедова от ранних его пьес до поздних трагедийных замыслов и снимает вопрос об интенсивном и сложном пути его творческого развития.

Драматургия молодого Грибоедова - еще вся целиком в традициях "легкой" светской комедии классического стиля, господствовавшей на русском театре в начале XIX века. Полупереводные - полуподражательные "комедии интриги", с которых начал Грибоедов ("Молодые супруги", "Притворная неверность"), построены по узаконенному шаблону, по правилам, предписанным французской драматургической теорией. Традиционные сюжетные перипетии и ситуации, основанные на незамысловатых эффектах любовной интриги, закостенелые формы шестистопного стиха, схематизм в обрисовке персонажей, крайняя бедность, если не полное отсутствие сколько-нибудь весомого идейного содержания - вот, что характеризует эти пьески, в которых ничто еще не предвещает автора "Горя от ума".

Сцены из комедии "Своя семья, или Замужняя невеста" стоят на значительно более высоком идейном и художественном уровне. В частности, глубоко присущее Грибоедову тонкое чувство языка, проникающее в самую природу "театрального", звучащего со сцены слова, подсказало ему здесь тщательно разработанные стиховые диалогические формы, основанные на богатстве и разнообразии живых разговорных интонаций и отражающие речевую практику дворянского общества начала XIX века. Впоследствии эти формы нашли необыкновенно широкое и блестящее применение в "Горе от ума".

В ряду ранних произведений Грибоедова особняком стоит сочиненная им сообща с П. А. Катениным большая оригинальная комедия в прозе "Студент". Это - комедия памфлетно-сатирического склада, написанная в литературно-полемических целях и начиненная пародиями на стихи поэтов сентиментально-элегического стиля. Резкое изображение быта и нравов, известная широта охвата социальной темы (см., например, д. I, явл. 12), нарочитая "грубость" и "простонародность" языка, довольно откровенное пренебрежение каноническими правилами французской теории - все эти качества противопоставляют "Студента" жанру легкой светской комедии, в традициях которой складывалась драматургическая практика молодого Грибоедова. Элементы бытовой сатиры, наличествующие в "Студенте", могут быть соотнесены с "Горем от ума", да и самый образ Звёздова в известной мере предвосхищает образ Фамусова.

Комедия Грибоедова возникла на почве развитой литературно-театральной культуры, уже имевшей к тому времени свои устойчивые традиции. Шаховской, Катенин, Жандр, Кюхельбекер составляли ближайшее дружеское и литературное окружение Грибоедова. В разной мере все они принимали активное участие в деле выработки нового прогрессивного мировоззрения и боролись за национальное самоопределение русского искусства, за его самобытность и народность, за повышение его общественного значения и влияния.

Сила и размах художественного дарования Грибоедова определили масштабы его творческой работы. В "Горе от ума" он оставил далеко позади себя все гипотетически мыслившиеся решения проблемы обновления комедийного жанра, решил их по-своему - смело и гениально, и выступил подлинным реформатором русской комедии, на целое столетие предопределившим пути ее дальнейшего развития. "Горе от ума" завершило на русской почве традиции классической комедиографии XVIII века и, вместе с тем, открыло собою новую эпоху русской драматургии, ознаменованную творчеством Гоголя, Лермонтова, Сухово-Кобылина и Островского.

Грибоедов смело и радикально разрушил канон классической комедии, преодолев ее условность и схематичность, вместив в ее формы широкую общественную тему столкновения двух поколений. Великой удачей "Горя от ума" Грибоедов был обязан свободе своего творческого сознания, независимости своих художественных представлений от нормативных теорий и школьных правил. Именно на примере "Горя от ума" можно с особенной ясностью проследить процесс вызревания реалистического стиля из распадавшейся и отмиравшей художественной системы классицизма.

Таким же художником-реалистом был Грибоедов и в сфере литературного языка. Можно сказать, что, наряду с Крыловым и Пушкиным, Грибоедов был подлинным создателем нашего литературного языка. Современники единодушно отмечали необыкновенное богатство, чистоту и гибкость стихотворного языка грибоедовской комедии, его "непринужденность", "разговорность" и "русский колорит". В. Ф. Одоевский с полным основанием назвал Грибоедова "единственным писателем, который постиг тайну перевести на бумагу наш разговорный язык". Пушкин предсказал, что половина стихов "Горя от ума" войдет в пословицы.

Особенно интересовали зрелого Грибоедова темы, связанные с историей и борьбой русского народа. Темами своими он выбирает судьбу Ломоносова - самородного гения, выдвинутого из самых глубин народной России ("Юность вещего"), полную драматического напряжения борьбу Руси с половцами ("Серчак и Итляр"), другие героические, события русской истории (замыслы трагедий о Владимире Киевском и Федоре Рязанском, о которых до нас дошли лишь глухие упоминания) и, наконец, Отечественную войну 1812 г. В драме о 1812 г. Грибоедов уже органически связывал тему личной судьбы Героя с общей темой народа, как творца и движущей силы истории.

Однако Грибоедов в своем решении национально-героической темы шел значительно дальше, нежели декабристские поэты. Богатый личный опыт помог Грибоедову глубже и шире раскрыть природу исторического процесса и социальных катастроф. Осознав слабость дворянских революционеров, не имевших опоры в народе, Грибоедов раньше других пришел и к постижению исторических закономерностей жизни народов. Его критический взгляд помог ему правильно понять и оценить роль и значение народа, как главной движущей силы истории. Так в сознании Грибоедова рождается новая, уже последекабристская философия истории, нашедшая отражение (к сожалению, весьма неполное) в его трагедийных замыслах.

Большой интерес в этой связи представляет план трагедии "Родамист и Зенобия", позволяющий в общих чертах установить содержание одного из грибоедовских замыслов, хотя в плане намечена, по существу, лишь завязка трагедии (два акта из предполагавшихся, по-видимому, пяти). Тема трагедии, взятая из древней истории Грузии и Армении, - заговор вельмож против царя-тирана. Заговор терпит крушение - потому что заговорщиками владеют "мелкие страсти" (тогда как Родамист - сильный, волевой характер, с душой, "алчущей великих дел"), потому что они "ссорятся о будущей власти", потому, наконец, что "народ не имеет участия в их деле, - он как будто не существует". В третьем акте трагедии "возмущение делается народным, но совсем не по тем причинам, которыми движимы вельможи".

На линии высокой стиховой трагедии стоит и "Грузинская ночь" (очевидно, последнее произведение Грибоедова). Написанная с целью изобразить "характер и нравы грузин", с широким использованием материала грузинских народных сказок и поверий, трагедия отличается напряжением и бурным разрешением драматических ситуаций и эмоциональной насыщенностью образов. В уцелевших отрывках трагедии с полной очевидностью выявлена ее антикрепостническая направленность. В центре трагедии - героический образ матери-мстительницы.

Трагедийные замыслы Грибоедова решительно противоречат традиционному пониманию его, как "литературного однодума" и вообще без учета их нельзя решить проблему художественного мировоззрения Грибоедова во всем ее объеме. Направление творческого пути Грибоедова - от его ранних салонных комедий, скроенных по французской мерке, до самобытной народно-исторической драмы о 1812 г. - в общем плане может быть определено достаточно точно. Это был путь поэта, возросшего на почве просветительской философии и рационалистической эстетики позднего классицизма, преодолевшего их механистичность, абстрактность и внеисторичность и с силой подлинной гениальности воплотившего тенденции реалистического постижения объективной действительности.

Гениальный поэт остался в истории автором одного произведения. Но Пушкин сказал: "Грибоедов сделал свое: он уже написал "Горе от ума". В этих словах - признание великой исторической заслуги Грибоедова. Он заложил основы реализма на русской сцене.

КЛАСТЕР – Фишбоун (рыбный скелет)
Вопрос: Грибоедов – творец одного произведения? – голова

Доказательства: Произведения Грибоедова – скелет

Ответ: Путь Грибоедова – от классицизма до тенденций реализма - хвост


- Мы знаем Грибоедова как создателя великой комедии, а он, оказывается, планировал создать историческую народную драму, писал сатирические произведения и был уже лириком даже в комедии «Горе от ума». А проиллюстрирует нам «дар слова Грибоедова в высокой степени» группа 6.
Группа 6

- Грибоедов – писатель – историк

Рассказ о драме «1812 год» - ответы на вопросы


ЛИСТ №1

Орлов В.В.

Грибоедов

Часть 4
Задание: прочтите текст о драме Грибоедова «1812 год», найдите ответы на вопросы.

  1. В чем новаторство произведения Грибоедова для литературы 20-х годов 19 века? (содержательная сторона, герой, замысел)

  2. Какие необычные для того времени темы поднимаются в произведении? Прочитайте в качестве примера отрывок из сохранившегося материала драмы?



В драме о 1812 г. Грибоедов уже органически связывал тему личной судьбы Героя с общей темой народа, как творца и движущей силы истории. Уцелевшие план и фрагмент этой драмы представляют собою явление единственное в литературе двадцатых годов. Отечественная война, служившая в официозной литературе источником казенных ложно-патриотических восторгов и сводившаяся к "истории генералов двенадцатого года", предстает в драме Грибоедова, как освободительная народная война. Судя по плану, Грибоедов в полной мере уяснил громадную роль Отечественной войны в становлении национального самосознания русского народа. Его замысел проникнут идеей творческой силы народа ("Сам себе преданный, - что бы он мог произвести?"). Он всячески подчеркивает "народные черты" войны, центральным героем драмы избирает крепостного. Герой остается в Москве при вступлении в нее неприятеля, после - бежит из Москвы и сражается с французами во "всеобщем ополчении без дворян" (тут же "трусость служителей правительства"). Эта
  1   2   3

Похожие:

Урок по творчеству А. С. Грибоедова «Неизвестный Грибоедов» iconУрок по литературе на тему: "Жизненный подвиг А. С. Грибоедова"
Оборудование: Иллюстрации по творчеству А. С. Грибоедова, музыкальные произведения: Бетховен “Лунная соната”, Грибоедов “Вальс”,...
Урок по творчеству А. С. Грибоедова «Неизвестный Грибоедов» iconНеизвестный какие ассоциативные связи возникают у вас с этим словом и именем Грибоедова?
Задание: Неизвестный – какие ассоциативные связи возникают у вас с этим словом и именем Грибоедова? (неизвестные страницы биографии...
Урок по творчеству А. С. Грибоедова «Неизвестный Грибоедов» iconПлан-конспект урока "Биография Грибоедова"
Урок 19. "Биография Грибоедова". Знакомство с биографией драматурга. Погружение в эпоху
Урок по творчеству А. С. Грибоедова «Неизвестный Грибоедов» iconУчебник : «Литература», В. Коровина, М.,Просвещение, 2008г. Тема : «Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество»
Цель: изучить биографию А. С. Грибоедова, проследить творческую историю «Горе от ума», развивать самостоятельность суждений; формировать...
Урок по творчеству А. С. Грибоедова «Неизвестный Грибоедов» iconКейс. 9 класс. Литература Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
Грибоедов был человеком разносторонне одаренным. Закончил три отделения Московского университета – словесное, этико-политическое,...
Урок по творчеству А. С. Грибоедова «Неизвестный Грибоедов» iconУрок литературы в 9 классе, проведённый Гуляковой Т. И. Тема: Литературный квн по творчеству А. С. Пушкина
Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся по творчеству А. С. Пушкина; развивать умение выразительно читать стихотворения;...
Урок по творчеству А. С. Грибоедова «Неизвестный Грибоедов» iconУрок теми: в одном букете яркие цветы
...
Урок по творчеству А. С. Грибоедова «Неизвестный Грибоедов» iconВозьмёмся за руки
Наш урок чтения мы посвящаем творчеству одного из замечательных поэтов XX столетия – Булата Шалвовича Окуджавы
Урок по творчеству А. С. Грибоедова «Неизвестный Грибоедов» iconКонспект урока по изобразительному искусству 1 класс «Моя любимая сказка». (урок 1)
Развивать интерес к народному сказочному творчеству, развивать графические навыки в передаче пропорций предметов, навыки композиционного...
Урок по творчеству А. С. Грибоедова «Неизвестный Грибоедов» iconУрок-концерт " я последний поэт деревни" по творчеству
Вот так негромко, без особых восхищений и клятв заводит с нами разговор о Родине, о своей сыновей любви к ней великий русский поэт...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница