Программа дисциплины «История зарубежной литературы»




НазваниеПрограмма дисциплины «История зарубежной литературы»
страница1/11
Савельев К Н
Дата конвертации03.01.2013
Размер1.99 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Стандарт организации

«Рабочая учебная программа дисциплины «История зарубежной литературы» по специальности 032900 «Русский язык и литература» специализация – «Русская литература»

Лист

Всего листов

Версия 1






Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»


Кафедра культурологии и зарубежной литературы

Программа дисциплины
«История зарубежной литературы»

Специальность: Русский язык и литература

Всего: аудиторных – 366 ч., сам. работа – 384 ч.

Составитель: д.ф.н., профессор Савельев К. Н.

Магнитогорск, 2010
общие положения

Рабочая программа учебного предмета «История зарубежной литературы» (далее рабочая программа) является основным документом (Закон Российской Федерации «Об образовании»), определяющим цели, задачи и содержание предмета, распределение учебного времени по видам занятий и разделам программы и содержит список учебной литературы.

Программа составлена на основе государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032900.00 - Русский язык и литература № 708 пед/сп (новый) от 31 января 2005 г.

При составлении рабочей программы учитывалось обеспечение логической взаимосвязи и преемственности всех дисциплин учебного плана по специальности

В рабочую программу возможно внесение изменений и дополнений в содержание учебного предмета, последовательностью изучения тем, количество часов, с учетом новых достижений науки и изменением государственных стандартов высшего профессионального образования.

.

Содержание программы

Организационно-методический раздел





    1. Цель курса:

Основной целью курса: сформировать у студентов систему ориентирующих знаний о литературе Европы от античности до наших дней и фрагментарное представление о литературах других регионов мира.


    1. Задачи курса

В ходе освоения дисциплины «История зарубежной литературы» решаются следующие задачи:


  1. Познакомить с основным ходом развития историко-литературного процесса; определить место зарубежной литературы в русле этого процесса; дать общее представление об основных закономерностях его развития;




  1. Овладеть навыками литературоведческого анализа на разных уровнях (проблемно-тематическом, структурно-композиционном и т.д.);




  1. Рассмотреть основные закономерности возникновения литературных родов и их основных жанровых разновидностей, получивших свое развитие в эпоху античности;




  1. Определить круг конфликтов, художественных персонажей, которые принадлежат к так называемому кругу «вечных» тем и образов;




  1. Формировать и развивать умения и навыки исследовательской деятельности, направленной на выявление особенностей развития зарубежной литературы;




  1. Воспитать у студентов уважение и интерес к культурно-историческому наследию;




  1. Сформировать навыки работы с научным материалом, словарями-справочниками, исследовательской литературой, рассматривающей многочисленные аспекты зарубежной культуры и литературы.


.

1.3. Место курса в системе освоения

профессиональной образовательной программы
Курс «История зарубежной литературы» является базовым курсом, который входит в профессиональную образовательную программу подготовки специалиста « .........................». Дисциплина изучается студен­тами на протяжении 9 семестров.


    1. Требования к уровню освоения содержания курса

Освоение содержания курса «История зарубежной литературы» предполагает изучение теоретических основ, формирование практических умений и навыков. В конце курса студенты должны

Знать:

- историю и основные тенденции развития зарубежной литературы;

- закономерности литературного процесса, художественное значение литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом;

- основные теоретические понятия, необходимые для понимания и анализа зарубежной литературы.
Уметь:

- интерпретировать произведения зарубежной литературы в широком контексте культуры, находить в них проявления актуального, современного и сущностного, универсального содержания;

- выделить круг конфликтов и художественных персонажей, составляющих арсенал «вечных» или «мировых тем» и образов;

- анализировать художественные произведения, относящиеся к разным жанрам литературы;

- пользоваться справочной и критической литературой.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2.1. Разделы курса


  1. АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  2. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ и ВОЗРОЖДЕНИЯ

  3. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII-XVIII вв.

  4. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА (Ч.1 РОМАНТИЗМ)

  5. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (Ч.2 РЕАЛИЗМ)

  6. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (ЧАСТЬ1: ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА XIX- ХХ ВЕКОВ)

  7. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (ЧАСТЬ 2: ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА)

  8. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (ЧАСТЬ 3: ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА)

  9. СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА.


2.2. Темы и краткое содержание

Раздел 1. АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

I курс, I семестр (54 ч.: 30 ч.- лекции, 24 ч. – пр.зан)



  1. Античная литература в контексте мировой культуры. Античная литература как самая древнейшая и долговременная из всех существующих литератур Европы. Формирование самого термина «античный». Античность как живой культурный фактор, опора европейской цивилизации. Полисная система как одна из особенностей античной цивилизации. Проникновение агонального, соревновательного духа во все сферы жизни эллинистического общества. Особенности понимания человека в античной художественной традиции. Античное литературное наследие в истории европейской культуры (от Средних веков до ХХ века). География и основная хронология античной литературы. Географические условия Греции и Рима. Античное геопространство. Значение Пелопоннеса и Фессалии в формировании греческой культуры. Хронологические рамки существования античной литературы. Первые литературные памятники античности.

  2. Античная мифология. Понятие о мифе. Мифология – синтез первых научных открытий и художественного творчества. Классификация мифов. Герои древнегреческой мифологии. Особое значение мифологии как одной из форм коллективной духовной деятельности. Мифологическое мышление как ранняя стадия освоения мира, характеризующая­ся преобладанием образных, чувственных представлений о при­роде и общественной жизни. Синкретизм мифа, сочетающего вымысел, веру и знание. Эволюция мифологических представлений. Сотворение мира как процесс преображения Хаоса в Космос. Доолимпийская ми­фология. Понятия о хтонизме, фетишизме, анимизме, зоомор­физме и фитоморфизме. Сказания о титанах и борьбе титанов с олимпийцами. Олимпийский пантеон. Атрибуты богов. Боги и люди: герои как потомки от смешанных браков. Понятие о культурном герое и культурной направленности олимпийской мифологии. Мифология как "почва и арсенал" античного искусства.

  3. Древнегреческий эпос. Литература догомеровского времени. Мифологические предания о священных певцах древности (Орфей, Музей). Героические сказания как основной материал греческого эпоса. Многослойность эпических сказаний. Крито-микенская культура II тыс. до н.э. как предтеча всей греческой культуры. Микенские надписи XIII – XII вв. «Линейное письмо Б». Древнегреческая эпическая традиция. Формирование ионическими певцами поэтики эпоса. Появление певцов-аэдов – творцов и исполнителей эпических песен. Идеализация в песнях прошлого, прославление подвигов предков. Трансформация исторических событий и мифологических легенд. Распространение и запись гомеровских поэм. Опора Гомера на сложившуюся эпическую традицию о Троянской войне. Проблема авторства «Илиады» и «Одиссеи». «Гомеровский вопрос». Популярная традиция о Гомере. Отсутствие всякой определенности в вопросе об авторе, месте и времени появления гомеровских поэм. Античный мир о Гомере; древние биографии. Различные точки зрения на проблему: аналитическая (Ф.Вольф, Ф.Шлегель) – «Илиада» и «Одиссея» как свод различных песен, сложенных в разное время народными певцами; унитарная (Г.Нич, К.Мюллер, К.Роте) – теория индивидуального творчества, объединяющая сторонников единоличного авторства; синтетическая или компромиссная (П.Кауэр, К.Роберт) – теории «основного ядра» и всевозможных напластований. Мифологическая (фольклорная) основа поэм. Мифы троянского цикла как сюжетная основа греческого эпоса. Реально-историческая основа поэм Гомера. Историческая достоверность греко-троянской войны (предположительно XIII – XII вв. до н.э.). Обоснование: традиция, мифология, археология. Научные доказательства - археологические раскопки Генриха Шлимана на месте гибели Трои. Сюжет и образная структура «Илиады». Основные сюжетные узлы. Художественная действительность «Илиады». Характеры. Гомер как великий творец человеческого характера. Общий метод гомеровских характеристик (отсутствие всяких схем, отвлеченностей; отражение жизненных противоречий со всей их остротой, яркостью). Герои поэмы – носители родовой доблести и этики. Раскрытие характеров в действии. Физическая красота героев как внешнее проявление красоты духовной. Божественная символика «Илиады». Наличие разнообразных оттенков религиозного сознания в поэме (грубая магия, фетишизм, формы художественной мифологии). Божественный план «Илиады». Вмешательство богов в судьбы героев, в их поступки и решения. Эпическое представление о судьбе и богах. Понятие «мойра», судьба, ее роль и значение в поэме. Преобладание авантюрно-приключенческих, сказочных, бытовых мотивов в «Одиссеи» Гомера. Древнейший сюжет о «возвращении мужа». Усложненность композиции «Одиссеи». Возвращение к далекому прошлому в форме воспоминания-рассказа главного героя. Структура образов «Одиссеи». Главные черты эпического повествования поэм Гомера.

4. Древнегреческая лирика. Общее понятие о лирической поэзии в Греции. Происхождение лирики и ее классификация. Восхождение к истокам античной лирики. Потребность греческого общества VII – VI вв. до н.э. в лирической поэзии. Народное творчество и песенная основа лирических жанров. Синкретический характер греческой поэзии, ее тесная привязка к другим видам искусства - музыке и танцам. Наличие тесной связи между содержанием поэтического произведения и формой его исполнения (обязательное присутствие музыкального инструмента для сопровождения). Наследие античных авторов и «канон александрийских ученых». Трактовка самого термина «лирика». Основные разновидности лирики: элегия, ямб, мелос (мелика). Элегическая поэзия. Различные толкования термина «элегия». Метрическая форма – дистих (гекзаметр с последующим пентаметром Тематическое разнообразие элегий: воспевание патриотических настроений, мужества, призывы к борьбе (Каллин, Тиртей); анализ собственных чувств и настроений (Мимнерм); размышление о мировом и государственном порядке (Солон); поучения (Феогнид); житейская мудрость (Фокилид); философское учение (Ксенофан). Исторические события, связанные с поэтическим творчеством Тиртея. Многочисленные группы элегий Тиртея: маршевые песни («Эмбатерии»), наставления («Советы»), размышления о государственной жизни («Благозаконие»). Ямбическая поэзия. Значение и происхождение термина «ямб». Исполнение ямбических стихов в сопровождении духовых инструментов. Архилох (середина VII в. до н.э.) как один из основателей ямбической поэзии. Личностный характер поэзии Архилоха.. Разнообразие жанровых форм Архилоха: элегии, гимны (в честь Геракла, Деметры, Гефеста), эпиграммы, басни («Обезьяна», «Лисица и Орел»), эпитафии. Поэтическое наследие Архилоха в оценке греческих и римских авторов (Плутарха, Платона, Аристотеля, Гераклита, Горация). Мелическая поэзия. Мелос – лирические произведения, исполнявшиеся на протяжении VII – IV вв. до н.э. в сопровождении струнного инструмента (лиры или кифары). Деление мелики на сольную (монодическую) и хоровую. Связь греческого мелоса с культом богов. Гимны как универсальный способ общения с богами: «парфении» («девичьи песни») – посвящение Артемиде; «пеан» («песнь исцеления») – адресован Аполлону; дифирамбы – песни в честь Диониса. Мелическая поэзия как отражение личной радости и личного страдания. Алкей и Сапфо как символы пламенной любовной поэзии. Любовь и красота, взаимные привязанности и горе разлуки – основные мотивы лирики Сапфо. Поэтическая выразительность и тонкое восприятие образов природы. Обращение к свадебным песням – эпиталамиям, к гимнам в честь богов и героев (песнь к Афродите, Гере, Адонису). «Сапфическая строфа». Жизнь и смерть Сапфо в ореоле легенд. Платон о Сапфо. Оценка Сапфо в поздней античности. Жизнеутверждающее начало в лирике Анакреонта (вторая половина VI в. до н.э). Анакреонтические мотивы в творчестве Ломоносова («Разговор с Анакреонтом»), Державина («Венец бессмертия», «Русские девушки»), Пушкина («Гроб Анакреонта»). Хоровая мелика. Предмет изображения: славословие былым богам, отклики на непосредственные исторические события, размышления о высоком и отвлеченном смысле жизни. Хоровая лирика – голос общества. Непосредственная связь с обрядом. Использования мифа в качестве назидания и формирования своего мироощущения. Симонид Кеосский (556 – 468 до н.э.) - певец побед греческих воинов над персами, автор хоровых поэм о морских битвах при Артемиссии и Саламине. Утрата лирикой в V в. до н.э. своих ведущих позиций.

5.Древнегреческая драматургия. Развитие полисов и утверждение афинской рабовладельчес­кой демократии. Греко-персидские войны и их роль в усилении полисного патриотизма. Восходящее развитие культуры после победы над персами. Акрополь как одно из высших достижений искусства рассматриваемой эпохи. Значительные достижения в области архитектуры, скульптуры, вазописи и т.д. Роль театра в общественной жизни полиса. Устройство театра и театральных представлений. Проблема происхождения трагедии. Роль ритуальных песен и игр в честь Диониса в генезисе жанра. Структура трагедии и роль хоровых партий в ней. Мифологическая основа трагической фабулы. Значение принципа трилогии. V век до н. э. как период наивысшего расцвета трагедии. Эсхил, Софокл, Еврипид наиболее прослав­ленные трагики, внесшие важный вклад в развитие жанра. Эсхил как "отец трагедии", поэт эпохи греко-персидских войн и становления афинской рабовладельческой демократии. Герои­ческий, монументальный характер драмы у Эсхила. Глобальность конфликтов, представленных Эсхилом: человек и рок, человек и род, материнское и отцовское право, единовластие и демокра­тия, преступление и наказание ит.д. Оценка Эсхила как "перво­го певца демократии" в европейской литературе. Художественные особенности трагедии Эсхила: известная ста­тичность действия, обширные метафорические партии хора, мо­нолитность героев, значительная роль эпического элемента. Ху­дожественная значимость введения Эсхилом второго актера. Ус­воение на этапе позднего творчества нововведений Софокла. «Персы» как редкий случай трагедии, созданной не на мифо­логический, а на исторический сюжет. Прославление афинской демократии в трагедии. Своеобразие топоса и персонажей. Образ Саламинской битвы в трагедии. «Прометей прикованный» как часть несохранившейся трило­гии. Конфликт между Прометеем и Зевсом и его истолкование. Гипо­тезы о характере несохранившихся частей. Образы остальных бо­гов в трагедии как контрастирующие с главным персонажем. Зна­чимость введения в действие эпизода с Ио. Хоровые партии и образ Океанид в трагедии. Прометей Эсхила и Прометей Гесиода. Эсхил у истоков высокого, героического истолкования «вечно­го» образа. «Орестея» как единственный сохранившийся образец драма­тической трилогии. Установление значимости каждой из частей и связей между ними. «Агамемнон». Своеобразие темы войны в трагедии. Возросшее мастерство Эсхила в создании персонажей. Образы Агамемнона, Клитемнестры, Кассандры в трагедии. Значение введения третьего актера в трилогию. Образ хора и тема узурпации власти в финале первой части. «Хоэфоры». Выдвижение образов Ореста и Электры. Образ Ореста как мстителя поневоле. Роль стихомифии в сцене убийства матери. Эринии как сторон­ники материнского права. «Эвмениды». Путь страданий героя как путь к искуплению. Суд Афины и пафос ее монологов. Утвержде­ние ценности мира и милосердия в финале трилогии. Идеологи­ческое значение образа ареопага. Возросший динамизм действия в трилогии. Софокл. Вклад драматурга в развитие драмы. Трагедия, «спус­тившаяся на землю». Человек и общество как главная проблема­тика, разрабатываемая Софоклом. Введение третьего актера, сокра­щение партий хора. Изменения в составе хора и его роли в сис­теме персонажей. Возросшее композиционное мастерство в трагедиях Софокла. Разрушение принципа трилогии и его идейные основа­ния. Трагедия «Антигона». Истолкование конфликта как противо­стояния вечного (божественного) нравственного закона, одоб­ренного волей божества и приобретшего характер традиции, и указа деспотического властителя, идущего вразрез с волей наро­да и традицией. Напряженность диалогов главных антагонистов. Образы Антигоны и Креонта. Роль образа Гемона в трагедии. Об­раз и функция хора. Трагедия «Эдип-царь». Тема рока и человека в трагедии. Образ мора, отражающий эпоху «чумных эпидемий» в Древней Греции. Искусное построение действия. Сцены узнаваний и перипетий в трагедии. Аристотель об Эдипе как «образцовом трагическом ге­рое». Символический смысл акта самоослепления Эдипа. Значе­ние финальной песни хора. «Эдип в Колоне» как предсмертное завещание Софокла. Тема искупления вины страданием. Образ Колона родины поэта в трагедии. Образы детей Эдипа в трагедии. Отражение пагубной борьбы за власть. Еврипид. Драматургическая деятельность как отражение эпохи кризиса афинской демократии и усилившегося в обществе инди­видуализма. Софистика и последствия ее распространения. Изме­нение характера конфликта в трагедиях Еврипида. Герой под бре­менем противоборствующих в его душе сил. Возросшая психоло­гичность трагедий Еврипида. Роль монологов и диалогов у Еврипида. Пренебрежение внешней стороной действия. Искусственные развязки в финалах («бог из машины»). Возникновение «монодий» и снижение роли хора. Свободное обращение с мифом. Тема крити­ческого отношения к богам («Беллерофонт»). Еврипид как «фило­соф на сцене». «Медея» Еврипида. Дегероизация мифологических персонажей в лице Ясона. Власть страсти над человеком. Тяготение Еврипида к сильным жен­ским характерам. Медея как своеобразное художественное вопло­щение тезиса «Человек есть мера всех вещей». «Ипполит» как первая разработка конфликта, получившего впоследствии богатую драматургическую традицию. Люди и боги в трагедии. Драматизм образов Федры и Ипполита. Роль моноло­гов Федры. «Ифигения в Авлиде». Образцовый нравственный характер ге­роини . Художественное новаторство в раскрытии образа: разви­тие характера, резкий перелом в состоянии героини. Сдержанная оценка Аристотелем характера Ифигении как «нелогичного». Критическое отношение современников к Еврипиду как «на­рушителю» законов жанра. Сниженный образ Еврипида в коме­диях Аристофана. Влияние Еврипида на искусство последующей драмы по двум линиям: 1) в сторону формирования патетичес­кой трагедии больших, патологических страстей; 2) в сторону бытовой драмы, разрабатывающей бытовые, семейные пробле­мы и развивающей искусство характера. Греческая комедия. Проблема происхождения комедии. Структура комедии и роль хоровых партий в ней. Отражение в структуре комедии памяти о культе Диониса и дионисиях. Роль агона и парабасы в комедии. Древнеаттическая комедия как остросоциальная, политическая комедия, откликающаяся на злобу дня. Свобода насмешки над живыми современниками. Условный, фантастический характер фабулы, гротескность персонажей. Потасовки и перебранки в комедиях. Роль эксода. Аристофан как «отец комедии», идеолог земледельческих кру­гов. Отражение в комедиях Аристофана кризиса афинской госу­дарственности. Изобретательность драматурга в создании фабулы. Отклик на современные политические, философские, эстетичес­кие проблемы времени. Особое внимание в комедиях к теме вой­ны и мира в связи с затянувшейся в Греции Пелопоннесской войной. Яркий, гротескный характер главных персонажей. Коме­дийная раскованность персонажей в речи и пластике. Своеобра­зие костюма и маски. «Всадники». Тема власти и народа. Критика порочной деятель­ности демагогов и Совета пятисот в комедии. Образ Демоса. Его метаморфоза в финале и отражение в ней политических идеалов автора. Исторические лица в комедии. Роль детали в их узнавании. Комедийный характер агонов. Образ «политической кухни» в ко­медии. Истолкование финала ко­медии. «Облака». Критика софистической философии в комедии. Об­раз Сократа. Сократ исторический и Сократ аристофановский. Агон Правды и Кривды в комедии. Проблема воспитания. Образы Стрепсиада и Фидиппида. Истолкование финальной сцены. «Ахарняне», «Мир», «Лисистрата» комедии, объединен­ные темой мира. Условный, фантастический характер сюжетов. Крестьянин как инициатор мира в первых двух комедиях. Жен­щины Греции в их борьбе за мир в «Лисистрате». Образ Лисистраты. Изображение сил, враждебных заключению мира. «Лягушки». Комедийный характер первой части. Образ бога театра Диониса. Агон трагиков в подземном царстве мертвых как центральная часть трагедии. Оценка трагедий Эсхила и Еврипида. Предпочтение, отданное Эсхилу, как выражение социально-по­литических и эстетических идеалов Аристофана.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Программа дисциплины «История зарубежной литературы» iconПрограмма курса история зарубежной литературы Для студентов факультета журналистики Москва
Программа курса «История зарубежной литературы». — М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2004. — 44 с
Программа дисциплины «История зарубежной литературы» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины ( Б. 1) История
Структура дисциплины включает в себя лекции – 18 часов, семинары – 36 часов, самостоятельная работа – 54 часа
Программа дисциплины «История зарубежной литературы» iconПрограмма дисциплины Для специальности №031001 «Филология», 030601 «Журналистика» Дневной формы обучения
Охватывает период с 70-х гг. ХIХ в до 20-х гг. ХХ в в развитии западноевропейских литератур и литературы США
Программа дисциплины «История зарубежной литературы» iconРабочая программа учебной дисциплины литература
Автор Балина Татьяна Ивановна – преподаватель русского языка и литературы гбоу спо рпт мо (Раменский политехнический техникум)
Программа дисциплины «История зарубежной литературы» iconПрограмма дисциплины Для специальности 031202. 65 «Перевод и переводоведение» Дневной формы обучения
Охватывает длительный период развития европейской и американской литературы: от античности до современности
Программа дисциплины «История зарубежной литературы» iconЧеховский миф в современной поэзии
Работа выполнена на кафедре отечественной и зарубежной литературы гоу впо «Иркутский государственный университет»
Программа дисциплины «История зарубежной литературы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б б учебно-методический комплекс дисциплины «история россии»
Умк составлен в соответствии с содержанием и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Программа дисциплины «История зарубежной литературы» iconПрограмма дисциплины дисциплина История лингвистических учений
Охватывает все реальные синтаксические структуры всех различных языков; 6 логическое описание оставляет не выявленными психологические,...
Программа дисциплины «История зарубежной литературы» iconРеспублики Татарстан Казанский (Приволжский) федеральный университет Институт филологии и искусств программ а IX республиканской
Несмелова Ольга Олеговна, зав кафедрой зарубежной литературы кфу, профессор, д ф н
Программа дисциплины «История зарубежной литературы» iconПротокол №7 от «24» июня 2011 г. «Согласовано»
Основная цель уроков чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница