Литература. Тема: «О, не верьте этому Невскому проспекту!»




НазваниеЛитература. Тема: «О, не верьте этому Невскому проспекту!»
Дата конвертации03.01.2013
Размер58.9 Kb.
ТипУрок
«О, НЕ ВЕРЬТЕ ЭТОМУ НЕВСКОМУ ПРОСПЕКТУ!»

по повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»


  1. Авторы урока: Пищенко Людмила Васильевна – учитель литературы (pich59@inbox.ru); Крутоверцева Алла Владимировна – учитель информатики (krutoverzeva@bk.ru); Парамонова Ксения Алексеевна – ученица 8 класса (experiment009@mail.ru).

  2. Образовательное учреждение: Государственное общеобразовательное учреждение Гимназия №196 Красногваредйского района Санкт-Петербурга.

  3. Предмет: Литература.

  4. Тема: «О, не верьте этому Невскому проспекту!».

  5. Продолжительность: 2 урока по 40 минут.

  6. Класс: 10.

  7. Технологии: мультимедийные технологии.

  8. Краткая аннотация: Данный урок является наглядной иллюстрацией писательского метода Н.В.Гоголя, творчество которого, закончив собою первый период, является одновременным переходом ко второму периоду русского реализма. «Все мы вышли из гоголевской шинели» - скажет один из классиков середины XIX века. Таким образом, изучение творчества Гоголя является «мостиком» к изучению творчества русских писателей второй половины XIX века. Использование презентации позволяет расширить рамки урока за счет элементов заочной экскурсии, прослушивания образцового выразительного чтения, осуществления междпредметных связей с уроками истории Санкт-Петербурга.


В данной разработке используется только небольшая часть мультимедийного проекта «Петербург Н.В. Гоголя», который посвящался 200-летию писателя. В проекте представлен полный обзор мест связанных с творчеством или пребыванием Гоголя в Петербурге, памятных мест, посвященных писателю и мероприятий, проведенных в нашем городе, в апреле 2009 года. Проект – победитель Всероссийского конкурса «Компьютерное творчество 2009» в городе Самара.

Архив проекта размещен на сайте Гимназии: http://www.196spb.edusite.ru/p33aa1.html.

Проектной деятельности в гимназии посвящен сайт «Разработка учебных проектов в Гимназии №196» https://sites.google.com/site/razrabotka196/home.

Страница проекта «Петербург Н.В. Гоголя» https://sites.google.com/site/razrabotka196/home/-peterburg-n-v-gogola.

Тема урока: «О, не верьте этому Невскому проспекту!»

(повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект»)



Цели и задачи урока:

  1. Показать особенность создания образа Петербурга у Гоголя.

  2. Сравнить его с образом Петербурга у Пушкина.

  3. Закреплять умение анализировать, сопоставлять, делать выводы.

  4. Развивать мышление.

  5. Воспитывать грамотного, вдумчивого читателя.


Этапы урока:

  1. Беседа с учащимися

  2. Описание Петербурга в произведениях Гоголя.

  3. Аналитическое чтение повести.

  4. Образы Пискарева и Пирогова.

  5. Беседа с учащимися.

  6. Работа с учебником.

  7. Самостоятельная письменная работа.

  8. Домашнее задание.


Оборудование: Компьютер учителя, медиапроектор, экран, компьютерная презентация.
Ход урока

  1. Беседа с учащимися

На экране проектора слайд №1 «Петербург Николая Васильевича Гоголя», (рис.1).
Учитель:

-
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы поняли слова писателя Набокова? (Слайд №2, рис.2).
Учитель:

- В чем сходство и различие пушкинского и гоголевского образов Петербурга? (Пушкин в «Медном Всаднике» восхищается Петербургом – творением Петра I. И хотя город является источником беды для « маленького человека» Евгения, поэт все же оправдывает строительство города государственной необходимостью. А у Гоголя Невский проспект «лжет во всякое время дня и ночи»).

- Давайте вспомним, как встретил Петербург Гоголя.

Н
ачинается показ презентации:


Слайд № 3 «В столицу! В Петербург!» (рис.3)

(По щелчку левой кнопки мыши, появляется изображение мчащейся тройки, которая уносит Гоголя из Полтавы в Петербург. Текст читает Филипп Гузеев).

Слайд № 4 «Но Петербург не оправдывает …» (рис.4)





Слайд № 5 Стихотворение Н. Асеева (рис. 5)

У
читель:


- Какие места в городе связаны с именем Гоголя? Какие памятники писателю вы знаете?

Идет показ презентации: Слайды № 6, 7, 8, 9, 10, 11 (рис.6, рис.7, рис.8, рис.9, рис.10, рис.11). Чтобы увидеть фотографию в цветном изображении, нужно щелкнуть по ней левой кнопкой мыши.



  1. Описание Петербурга в произведениях Гоголя

Учитель: Давайте вспомним описание Петербурга в «Ночи перед Рождеством» и сравним с описанием Невского проспекта в повести «Невский проспект».

И
дет показ презентации
: слайды № 12 и 13 (рис.12 и рис.13). По щелчку левой кнопки мыши, появляется изображение, летящего на черте кузнеца Вакулы. Текст читает Филипп Гузеев.

Учитель:

- В чем вы видите сходство и различие атмосферы, колорита города?


  1. Аналитическое чтение повести

Учитель:

- Назовите героев повести «Невский проспект». (Обратить внимание, что повесть не только о Пискареве и Пирогове, что она начинается и заканчивается описанием Невского проспекта, олицетворяющего в повести Петербург, т. е. Невский проспект – это еще один герой повести и герой самый главный.)

- Почему повесть начинается и заканчивается описанием Невского проспекта? (Невский проспект выступает как своеобразный герой повести, соединяющий все ее части. Он незримо присутствует на протяжении всего повествования как начало всех похождений и злоключений героев).

- В чем вы видите особенность изображения Невского проспекта? Почему автор восклицает: «Нет ничего лучше Невского проспекта», но дальше не показывает его достопримечательностей? На чем он сосредоточил свое внимание и внимание читателей?

Чтение текста с начала повести до слов: «Стой! – закричал поручик Пирогов» [2].

Учитель:

- Перед нами проходит своеобразный парад частей тела и деталей одежды вместо людей. Как называется этот прием и зачем автор его использует? (Метонимия помогает показать бездуховность обитателей проспекта).

  1. Образы Пискарева и Пирогова

На экране слайд №14. Иллюстрации к повести «Невский проспект». Художник Д.Н. Кардовский. 1905 год (Рис.14).
Сообщения учащихся (домашнее задание – пересказ истории Пирогова и Пискарева).

Учитель:

- Случайно ли Гоголь дал героям такие фамилии?

  1. Беседа с учащимися

- Почему Пискарев «обречен» погибнуть, а Пирогов «обречен» благополучно жить дальше?

- Какова художественная функция снов Пискарева в повести? (мечты героя, его внутренний мир)

- Как вы считаете, в чем причина гибели Пискарева? (несоответствие мечты и реальности).

- Почему Пискарев и Пирогов оказались героями одной, а не разных повестей? (Тема столкновения мечты и реальности).

  1. Работа с учебником

- Найдите в главе учебника «Две судьбы: трагедия и анекдот» [3, стр. 96] информацию о том, как объяснял образ Пирогова Ф. М. Достоевский. Согласны ли вы с его пониманием?

  1. Самостоятельная письменная работа

Почему Гоголь заклинает читателя: «О, не верьте этому Невскому проспекту!»?

  1. Домашнее задание:

    1. Прочитайте главу учебника «Миссия Гоголя: наследие и наследники» [3, стр. 101].

    2. Составьте развернутый план главы.


Список использованных источников и дополнительной литературы


  1. С.П. Белокурова, И.Н. Сухих «Русская литература в 10 классе. Книга для учителя». – М.: Академия, 2010;

  2. Н. В. Гоголь «Невский проспект». - Калининград,: Янтарный Сказ, 2003;

  3. Н. Н. Сухих «Литература. 10 класс». – М.: Академия. 2010;

  4. Б.И. Турьянская, Л.Н. Тороховская, Е.В. Комиссарова, Г.И. Михеева «Литература в 9 классе. Урок за уроком». – М.: Русское слово, 2002.





Похожие:

Литература. Тема: «О, не верьте этому Невскому проспекту!» iconЛитература, 11 класс. Тема учебного занятия: «Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь, творчество, личность» Место занятия в учебном процессе: тема: «Литература 20 века. Творчество М. А. Булгакова, урок №1»
Автор: Витюнина Вера Семеновна- учитель русского языка и литературы моу сош №47 г. Челябинска
Литература. Тема: «О, не верьте этому Невскому проспекту!» iconЛитература Тема: «Тема дружбы в русской поэзии»
Личностные: совершенствовать нравственные качества личности: умение ценить дружбу, дорожить друзьями
Литература. Тема: «О, не верьте этому Невскому проспекту!» iconЛитература Класс: 5 Тема урока: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать!» И. А. Крылов
Базовый учебник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Част Авторы-составители: В. Я. Коровина,...
Литература. Тема: «О, не верьте этому Невскому проспекту!» icon«О ты, последняя любовь!»
«денисьевского цикла», а также с фактами биографии поэта, относящимися к этому периоду
Литература. Тема: «О, не верьте этому Невскому проспекту!» iconКрупнейшие Электронные библиотеки
Альдебаран крупнейшая электронная библиотека on-line. Здесь собрана художественная, учебная и техническая литература и книги различных...
Литература. Тема: «О, не верьте этому Невскому проспекту!» iconЛитература 11 Тема: «Анна Андреевна Ахматова»
«Скорбная муза». Жизненный и творческий путь А. А. Ахматовой. Образ поэта в стихах ее современников
Литература. Тема: «О, не верьте этому Невскому проспекту!» iconЛитература
Русская литература родилась в первой половине XI в в среде господствующего класса. В древней Руси ведущую роль в литературном процессе...
Литература. Тема: «О, не верьте этому Невскому проспекту!» iconМожет быть кому-то пригодится
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...
Литература. Тема: «О, не верьте этому Невскому проспекту!» iconЛитература. Класс: 11 Тема: «Памяти Булата Окуджавы посвящается…»
Форма урока: музыкально-литературная композиция о жизни и творчестве Б. Ш. Окуджавы
Литература. Тема: «О, не верьте этому Невскому проспекту!» iconЛитература Тема учебно-исследовательской работы: «Поэтика заглавий рассказов О. Генри»
Научный Цыбенко Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы, кандидат филологических наук
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница