Урок внеклассного чтения по рассказу в. Г. Распутина «изба»




Скачать 39.81 Kb.
НазваниеУрок внеклассного чтения по рассказу в. Г. Распутина «изба»
Дата конвертации01.01.2013
Размер39.81 Kb.
ТипУрок
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО РАССКАЗУ В. Г. РАСПУТИНА «ИЗБА»

11 КЛАСС

КУПРИЯНОВА РИММА ИВАНОВНА, ИСОШ № 1,УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

(Этот урок дается после изучения творчества Некрасова.)

ТЕМАУРОКА:

«РАССКАЗ «ИЗБА» - …

Завидно удаются Распутину женские образы! И все они,

героини В. Распутина, - сильные и цельные натуры. Они

представляют уже в нашей литературе целую эпоху. Эпо

ху уходящую…

Н. Котенко

Написать бы вещь светлую…

В. Распутин

Цели урока:

Обучающая: обучение умению выражать собственное мнение по теме высказывания, подготовка к письменной творческой работе.

Развивающая: выработка навыков анализа текста, переноса полученных знаний в новую ситуацию.

Воспитывающая: развитие творческих способностей учащихся, формирование устойчивых ценностных ориентаций.

План урока:

Содержание этапов урока: Методы и формы работы:

1.Оргмомент Слово учителя.

2.Актуализация знаний Беседа

3.Работа с текстом, систематизация Анализ текста

материала в соответствии с планом Составление рабочих материалов

4.Итоги урока Коллективная работа над формулировкой

темы урока.

5.Домашнее задание. Творческая работа
Материалы к уроку:

5 слайдов: №1 Биография писателя

№2 Вопросы и задания к рассказу «Изба»

№3 Урок внеклассного чтения…

№4 Житие Избы и Агафьи

№5 Отрывки из текста

Текст рассказа.
Подготовка к уроку:

Учащиеся должны знать текст рассказа, найти ответы на вопросы по рассказу (см. слайд №2), одна ученица – выразительное чтение отрывка, одна ученица – сообщение о строительстве Братской ГЭС

Ход урока:

1.Оргмомент.

2.Актуализация знаний.

Учитель: Наш урок посвящен рассказу Валентина Распутина «Изба». С биографией писателя вы познакомились на классном часе. А сегодня урок внеклассного чтения, готовясь к которому, вы должны были ответить на вопросы ( см. слайд №2). А теперь обратимся к эпиграфу (см. слайд №3)

Вопросы для беседы

- Кто такая Агафья? О каких событиях из её жизни рассказывает писатель?

- Каков характер Агафьи? Что вас в нем привлекает или кажется вам достойным внимания?

Жизнь Агафьи разделилась на две неравные половинки: до затопления и после затопления. Давайте обратимся сейчас к таблице и обсудим её содержание (см. слайд №4)

Далее следует сообщение ученицы о строительстве Братской ГЭС.

- В каком положении находилась Агафья к моменту переселения?

- Как переселялась Агафья? (чтение отрывка «Болезнь Агафьи»)

- Помогал ли кто-нибудь Агафье? (работа с отрывками из текста см. слайд №4)

ВЫВОД:В то время люди в деревне ещё жили общей жизнью, помогали друг другу.

Вспомните, как Агафья сложила печь.

Итак, Агафья воздвигла свою избу в течение трёх месяцев и прожила в ней ещё 19 лет.Она умерла где-то в середине 70-х.Таким образом, жизнь Агафьи – это прошлое.

- А как представлено в рассказе настоящее? Ведь именно с него начинается рассказ.

(чтение начала рассказа – описания избы после смерти Агафьи. Здесь ключевое слово «нежить»)

- Кто жил в избе Агафьи после её смерти?

- Чем эти люди отличаются от Агафьи в укладе жизни?

Давайте обсудим историю с пожаром. О каких ещё мистических событиях идет речь в рассказе?

- Как сохраняется память о Агафье в деревне в настоящее время?

- Что ещё вы можете сказать о жизни деревни в настоящее время? Каково отношение к ней автора?

- Есть ли в рассказе другие женские образы, похожие на Агафью?

Рассказ грустный, печальный. А есть ли в рассказе выход к будущему? Давайте прочитаем концовку рассказа (см слайд №5). Некому Рассказ имеет открытый финал.

- А почему рассказ называется «Изба»? Кто старше, Агафья или изба?

Таким образом, мы убедились с вами, что в рассказе представлены прошлое, настоящее и будущее деревни, а значит и России. Давайте окончательно сформулируем тему урока: "Рассказ «Изба» - метафорическое осмысление прошлого, настоящего и будущего России."

Домашнее задание: Написать сочинение:»Житие Агафьи».
Отрывки из сочинений:

« Из произведений Распутина, созданных в 90-е ,во многом кризисные годы, выделяется рассказ «Изба».Он занимает особое место в творчестве писателя.

Главная героиня рассказа – Агафья. Она родилась задолго до войны в деревне Криволуцкая. Агафья вышла замуж. Родила дочь Ольгу, замужем была полтора года. Муж её погиб в армии ещё до войны, а дочь спилась в городе. До строительства ГЭС и затопления Агафья жила в деревне Криволуцкая, но из-за затопления ей пришлось переехать в другое место.

И она заново подняла свой дом по брёвнышку. Ей помогли Савелий и другие жители деревни. В ноябре она переехала и прожила в своей избе ещё 19 лет. От боли и от тяжелой работы Агафья рано потускнела и состарилась. Пенсию она получала 24 рубля в месяц. Агафья отправляла накопленные деньги дочери в город, пока та была жива. А после смерти Агафьи жители деревни приходили к её избе посидеть, подумать, спросить совета, будто Агафья была жива.

Рассказ Распутина заставляет задуматься над многими вопросами современной жизни: зачем живёт человек, в чём причина нравственной деградации людей и что делать, чтобы устранить эти явления? Поэтому произведения Распутина ещё долго не утратят своей актуальности и будут волновать не одно поколение читателей.»
«Я думаю, такие люди, как Агафья, могут добиться в жизни многого. Её жизнь сосредоточилась в строительстве избы. Изба стала для неё всем. Она работала и упорством добилась своего.
«И всё же хочется надеяться, что в нашей многострадальной России дремлют в народе неиссякаемые силы и что будет жизнь гораздо лучше, чем сейчас.»

«Распутин хотел бы написать о хорошем, но он не может , потому что этого у нас ещё нет…»

«И я думаю, жизнь Агафьи можно назвать «житием», потому что она терпеливо и мужественно переносила все трудности, не роптала на жизнь и всю жизнь трудилась и старалась помочь другим.

Похожие:

Урок внеклассного чтения по рассказу в. Г. Распутина «изба» iconУрок-презентация по рассказу В. Г. Распутина «Женский разговор»
...
Урок внеклассного чтения по рассказу в. Г. Распутина «изба» iconУрок внеклассного чтения по теме «Актуальные и вечные проблемы в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»

Урок внеклассного чтения по рассказу в. Г. Распутина «изба» iconУрок внеклассного чтения по повести сказке Д. Родари "Приключения Чиполлино"
Закрепить умение работать с текстом до чтения, в ходе чтения, после чтения (элементы анализа текста)
Урок внеклассного чтения по рассказу в. Г. Распутина «изба» iconЖивые родники юности По рассказу В. Распутина «Женский разговор»
У каждого писателя свои истоки, свои живые родники. А откуда берет начало творческая биография Валентина Григорьевича Распутина?
Урок внеклассного чтения по рассказу в. Г. Распутина «изба» iconУрок литературы в 7 классе на тему «лермонтов «поле бородина»
Пояснительная записка: урок внеклассного чтения с использованием икт, содержит текстовый материал
Урок внеклассного чтения по рассказу в. Г. Распутина «изба» iconНа конкурс «Современная литература. Автор, который заставил меня задуматься. Урок» «Оставаться человеком…» (урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказам карельского писателя Александра Костюнина) учитель
Цель: образовательная познакомить учащихся с творчеством современного писателя, раскрыв глубину замысла
Урок внеклассного чтения по рассказу в. Г. Распутина «изба» iconУрок внеклассного чтения тема: «всюду родимую русь узнаю. (Н. А. Некрасов)»
Особенности русского национального характера в цикле рассказов «По Руси» М. Горького
Урок внеклассного чтения по рассказу в. Г. Распутина «изба» iconУрок внеклассного чтения по феерии А. Грина «Алые паруса»
Муниципальное образовательное учреждение Нагорьевская средняя общеобразовательная школа Переславского муниципального района Ярославской...
Урок внеклассного чтения по рассказу в. Г. Распутина «изба» iconУрок внеклассного чтения 1 класс Тема: Ребятам о зверятах
Формировать у детей представление о единстве человека и природы, о человеке как части природы
Урок внеклассного чтения по рассказу в. Г. Распутина «изба» iconВалентина Распутина Урок литературы в 11 классе Цели урока
Валентина Распутина по праву можно назвать истинно народным писателем. Его судьба тесно связана с судьбой Родины, судьбой народа....
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница