Контроль знаний учащихся на уроках истории и обществознания. Из опыта работы учителя




НазваниеКонтроль знаний учащихся на уроках истории и обществознания. Из опыта работы учителя
страница1/9
Дата конвертации01.01.2013
Размер0.74 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Муниципальное образовательное учреждение

Каргатская средняя общеобразовательная школа №1

Контроль знаний учащихся на уроках истории и обществознания.

Из опыта работы учителя.

Дегтярева О.В., учитель истории

Каргат, 2011

Содержание



  1. Статья. К вопросу о подготовке учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.




  1. Листы контроля.




  1. Обобщающие таблицы.




  1. Контрольные работы.




  1. Тесты.




  1. Подборки заданий по части «С».



  1. Статья. К вопросу о подготовке учащихся к ЕГЭ по истории

и обществознанию (из опыта работы учителя).

Дегтярева О.В., учитель истории МОУ Каргатская

средняя общеобразовательная школа №1

Одним из главных показателей эффективности работы учителя сегодня является успешная сдача учащимися ЕГЭ. Каждый педагог ищет наиболее оптимальные методы, приемы, позволяющие подготовить старшеклассников к данной форме аттестации. Большую помощь в этой работе учителю истории могут оказать методические разработки С.А. Фомина ( научно-теоретический и методический журнал «Преподавание истории в школе», 2006-2007г.), О.Ю. Стреловой (История. 100 баллов. М., 2008г.).

Система подготовки к ЕГЭ, как правило, включает: использование опорных конспектов и тестов на разных этапах урока, организацию элективного курса «Готовимся к ЕГЭ», проведение пробных экзаменов по истории и обществознанию и тд. Опыт показывает, что одной из важнейших задач в процессе подготовки является вычленение главных, опорных знаний по каждому разделу курса. Удобно это делать с помощью листов контроля. Такие листы разрабатываю по всем разделам курса, включаю важнейшие даты, понятия, имена исторических деятелей, задания ЕГЭ части С. Каждый учащийся получает лист контроля в начале изучения темы.

Пример. Лист контроля по теме «СССР в 20- 30-е годы XX века»

Понятия

Имена

Даты

Нэп

Нэпман

Продналог

Концессия

Индустриализация

Коллективизация

Раскулачивание

Культ личности

Пятилетка

Стахановцы

«Большой террор»

ВКП ( б)

СССР

ГУЛАГ

НКВД

Ликбез

Рабфак

ВЛКСМ

Ленин

Зиновьев

Каменев

Сталин

Киров

Стаханов

Тухачевский

Фадеев

Багрицкий

Эйзенштейн

Ромм

Пырьев

Ягода

Ежов

Берия

Ильф и Петров

Луначарский

1921-1928

1922

1924

1936

1934

1929


С4. Назовите цели и источники индустриализации в СССР в 1930-е годы.

С4. Назовите основные признаки тоталитарного государства. Охарактеризуйте два из них по вашему выбору.

С6.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В 20-е годы XX века развернулась борьба за власть в стране и в партии между Троцким и Сталиным. Каковы были сильные позиции Троцкого? Почему победу одержал Сталин?

С7. Сравните содержание государственной политики в отношении крестьянства в 1921-1928 и в 1929-1933 гг. Укажите, что было общим, а что различным?


Работа с листом идет на протяжении всех уроков раздела. Приемы работы могут быть самыми различными: фронтальный опрос по терминам или датам, работа в парах ( проверьте друг друга), установление связей между столбцами таблицы ( какие имена с какими событиями связаны), нахождение значений заданных понятий в учебнике и выписывание их в тетрадь, игровые приемы ( «Я знаю 10 имен...», «Да- нет») и др. Такой подход не отменяет работу с учебником, пересказ текста, но он нацеливает учащихся на запоминание определенной информации, помогает им вычленить главное и сконцентрироваться на нем. Пересказ текста становится теперь не основным, а скорее дополнительным приемом обучения. По некоторым темам было предложено листы контроля составить учащимся самостоятельно после изучения темы, в качестве закрепления материала. Все старшеклассники успешно справляются с таким заданием, демонстрируя умение выделять главное в историческом материале.

Промежуточный контроль на знание дат, понятий, исторических лиц и итоговое тестирование может тоже проводиться по листу контроля. Например, в ходе тестирования учитель задает вопросы, а ученики выбирают соответствующие ответы в листе контроля и записывают на отдельном листочке. Преимущества предлагаемой системы тестирования очевидны: 1) у ученика перед глазами находится весь минимальный набор дат, понятий, исторических деятелей; 2) учитель может задавать вопросы, связанные с одним ответом, и произвольно менять формулировки вопросов; 3) учитель имеет возможность задать провокационный вопрос, не имеющий ответа в таблице; 4) обработка результатов тестирования может проводиться как учителем, так и самим учеником в форме самопроверки или взаимопроверки.

Во время предэкзаменационного повторения предлагаю старшеклассникам обобщающие таблицы. Они построены по тому же принципу, что и листы контроля, но содержат информацию по всему курсу.
Фрагмент обобщающей таблицы. Обязательные даты, понятия, имена.

Восточные славяне. Древняя Русь.

862- призвание варягов

882-объединение Киева и Новгорода под властью Олега

907, 911 - первые договоры с Византией

945- смерть Игоря во время сбора дани

988-крещение Руси

1019-1054-правление Ярослава Мудрого

1097- съезд князей в Любече

1113-1125- княжение Владимира Мономаха

1132- смерть Мстислава Великого

Родовая община, соседская община, полюдье, вервь, мир, вече, закуп, рядович, вотчина, язычество, уроки, погосты, летопись, зернь, скань, фреска.

Рюрик, Олег, Игорь Старый, Ольга, Святослав, Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Борис и Глеб, Иларион, Владимир Мономах.

Политическая раздробленность

1136- установление республики в Новгороде

1147-первое упоминание о Москве

1185- Поход Игоря Святославича(«Слово о полку Игореве»)

1223- битва на Калке

1237-1240- поход Батыя на Русь

1240- Невская битва

1242- Ледовое побоище

Политическая раздробленность, основные центры раздробленности, усобицы, иго, баскаки, ярлык, «ордынский выход», численники, Золотая Орда, орден.

Александр Невский, Евпатий Коловрат, Батый, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский.

С помощью таких таблиц повторяем фактический материал, выполняем тесты (часть «А» и «В»).

Формирование навыков работы с заданиями части « С» требует особого внимания педагога. Стараюсь включить разбор таких заданий в план каждого урока. Готовлю для учащихся памятку по выполнению этих заданий, обращая внимание на их особенности.

Пример. Памятка. Часть С. История.

  1. Внимательно читайте условие задания, выделяйте в нем ключевые слова, составляйте опорную схему ответа на экзаменационный вопрос.

  2. Каждое задание имеет свой ключ, обычно он «прячется» в его же формулировке.

  3. Старайтесь давать больше развернутых, но обоснованных ответов, чем это предусмотрено в заданиях С1-С7.

  4. Задания С1, С2, С3 – анализ исторического документа. Обратите внимание на название и вид документа. Обычно в документе (и даже в задании к нему) приводится не одно, а несколько ключевых слов, позволяющих определить исторический персонаж, событие или время действия, о которых говорится в тексте. Проанализируйте и обобщите слова подсказки, сформулируйте краткий ответ. Убедитесь, что ни одно из ключевых слов не противоречит вашему ответу. В С2 и С3 возможно привлечение дополнительных сведений (не из документа).

  5. Задания С4. –представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений. В задании, как правило, два вопроса ( обобщенная характеристика + примеры). При формулировке примеров поощряется оптимально конкретный ответ ( дата, название события, краткое содержание реформы).

  6. Задание С5. – анализ исторических версий, оценок. Определите проблему дискуссии. По возможности конкретизируйте ее ( время обсуждения, участников, ключевые понятия). Проанализируйте предложенные версии и выберите одну из них для обоснования. Укажите, сколько аргументов требуется привести для подтверждения выбранной точки зрения. Аргументы формулируются в виде простых развернутых предложений.

  7. Задание С 6.-анализ исторической ситуации. Ситуация – совокупность обстоятельств, положений, обстановка. Характеристики ситуации представлены в условии задания (время действия, место действия, событие, люди, причастные к событию, источники, в которых засвидетельствована данная ситуация и ее последствия). Для экзамена предлагаются ситуации, в которых решались вопросы, связанные с историческим выбором пути развития.

  8. Задание С7.- сравнение двух однородных фактов. Объектами сравнительной характеристики на экзамене чаще всего являются промышленное производство или состояние сельского хозяйства в разные периоды времени, направления государственной политики в социальной, культурной, национальной сферах, формы земельного владения, исторические личности, военные события.

Определить объекты и линии сравнения!
Методисты утверждают, что самыми простыми заданиями части «С» являются С4 и С7. Самыми сложными С1-С3. Однако результаты экзаменов показали, что задания на сравнения исторических событий и явлений (С7) остаются для выпускников одними из самых трудных в экзаменационной работе. Здесь многое зависит от предложенных объектов сравнения. Сложно детям выделить и линии сравнения. Начинать работу с заданиями на сравнения нужно с объяснения необходимости уметь сравнивать объекты. Дети должны понять, что сравнение – мыслительная операция, не владея которой человек, просто не смог бы разобраться в окружающем мире. И только когда учащиеся поймут, что сравнение необходимо для изучения истории, увлекутся соответствующей работой, можно будет рассчитывать на хороший результат. Интересная методика работы с заданиями части «С 7» предложена И.А. Артасовым, учителем истории школы №982 г. Москвы (журнал ПИШ, №6, 2008г.).

Во время предэкзаменационного повторения очень эффективна работа с листом заданий.

Лист заданий по обществознанию. Фрагмент.




Выполняем вместе!

Выполняю сам!

Выполняю дома!

С. 5

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие гражданство? Составьте два предложения, содержащие информацию о гражданстве.

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировые религии»? Составьте два предложения, содержащих информацию о мировых религиях.

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие рынок труда? Составьте два предложения, содержащих информацию о рынке труда.

Предлагаются три задания одного типа, но из разных тем. Одно задание выполняется в классе совместно с учителем, второе - в классе самостоятельно, третье учащийся выполняет дома. Отработка одного типа задания многократно позволяет школьнику лучше осознать особенности данного типа заданий, получить навык выполнения задания.

После проведения пробного ЕГЭ обязательно составляю для учащихся памятку, в которой еще раз напоминаю особенности заданий и указываю на типичные ошибки. Делаю в классе общий анализ выполненных работ на основе памятки, затем учащиеся анализируют свои работы на основе памятки, осмысливая свои ошибки.

Памятка. Обществознание. Пробный ЕГЭ. 2010г.


Особенности задания

Типичные ошибки, некоторые особенности оценивания.

С1. В задании два вопроса. Вчитываться! Искать ответ в тексте. Если не сказано, что надо выписать отрывок из текста, то перефразировать мысль автора, сокращать.

Цитирование слишком больших фрагментов текста!

Нет четкого выделения ответов!

С2.В задании два вопроса! Не обязательно ответ находится во втором абзаце!

Не всегда ответ лежит на поверхности!

С3. Используется содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни.

Если приведено одно пояснение вместо трех – 0 баллов! Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания – 0 баллов.

С4. Оттолкнуться от текста автора, но дополнить его обществоведческими знаниями и личным социальным опытом.

Неправильно понят смысл задания!

С5. Дать определение понятия. Составить два предложения с этим понятием. Всего ТРИ предложения.

Формулировки понятий примитивны, на уровне младших школьников!



С6.С7. В задании, как правило, сформулировано два вопроса. Увидеть их, составить схему ответа, только потом отвечать.

Неполный ответ на вопрос!

Вчитываться в вопрос!

С8. Составить план по теме.

При анализе ответа учитываются:

-корректность формулировок плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкость выражения мысли;

-отражение в плане основных аспектов темы в определенной последовательности.

Несоответствие пунктов плана теме!

Повторение одних и тех же пунктов плана, но разными словами!

Учить те планы, которые уже отработаны на уроке!

С9. Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные в курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Указать, какое высказывание вы выбрали!

Обязательно использовать понятия!

Обязательно писать эссе!

Критерии оценивания:

  • Раскрытие смысла высказывания.

  • Представление и пояснение собственной позиции.

  • Уровень приводимых суждений и аргументов.

Предложенная система подготовки позволила ученикам нашей школы в течение трех лет успешно сдавать экзамены по истории и обществознанию.

Результаты ЕГЭ по истории.

Год

Кол-во выпускников, сдававших экзамен

Средний балл по школе

Высший балл по школе

Низший балл по школе

Количество выпускников, набравших 70 баллов и более

Количество выпускников, набравших от 64 до 70 баллов.

2008

10

61,5

74

45

3

1

2009

8

61,75

80

46

1

3

2010

18

62,8

80

40

5

5

Однако следует отметить, что 90% выпускников, сдававших экзамен по истории, занимались в профильном социально-гуманитарном классе, где количество часов достаточно для глубокого и тщательного изучения предмета. Подготовка к экзаменам старшеклассников, изучавших предмет на базовом уровне, требует от учителя поиска дополнительных резервов времени, способов уплотнения содержания курса, совершенствования методики преподавания. Надеюсь, что предложенные в данной статье материалы, помогут коллегам организовать эффективную подготовку школьников к сдаче ЕГЭ.

  1. Листы контроля


Ни для кого не секрет, что грамотно и последовательно реализуемая система контроля и оценки знаний учащихся является одним из важнейших факторов обеспечения эффективности обучения. Однако в процессе организации и реализации контроля, как правило, учителя сталкиваются с двумя проблемами: отбор содержания для осуществления контроля (что проверять?) и фиксация его результатов (как наглядно показать учащемуся реальный уровень знаний и динамику его изменений?). Первая проблема связана с обширностью и вариативностью содержания учебных курсов, что затрудняет подготовку материалов тематического контроля. Решить эту проблему частично помогают «Листы контроля», «Обобщающие таблицы».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Контроль знаний учащихся на уроках истории и обществознания. Из опыта работы учителя iconИз опыта работы учителя татарского языка и литературы
«Применение инновационных технологий для развития коммуникативных способностей у русскоязычных учащихся на уроках татарского языка...
Контроль знаний учащихся на уроках истории и обществознания. Из опыта работы учителя iconУрок физики в 7 классе «Суд над Инерцией»
Цели: Дидактические закрепить знания, полученные на уроках физики; развитие логического и абстрактного мышления; повышение интереса...
Контроль знаний учащихся на уроках истории и обществознания. Из опыта работы учителя iconПолезные сайты для учителя истории и обществознания Электронные библиотеки

Контроль знаний учащихся на уроках истории и обществознания. Из опыта работы учителя iconКонспект урока Педагог
...
Контроль знаний учащихся на уроках истории и обществознания. Из опыта работы учителя iconВнеклассное мероприятие по истории россии для учащихся 7-8-х классов «Пять ступенек в прошлое…»
Составитель: Дегтярёва Наталья Витальевна, учитель истории, обществознания, опк школы №5 г. Нелидово Тверской области
Контроль знаний учащихся на уроках истории и обществознания. Из опыта работы учителя iconУчителя истории и обществознания высшей квалификационной категории волкова владислава константиновича
Муниципальное образовательное учреждение «Аликовская средняя общеобразовательная школа им. И. Я. Яковлева»
Контроль знаний учащихся на уроках истории и обществознания. Из опыта работы учителя iconИз опыта работы учителя технологии и изоискусства
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алманчиковская средняя общеобразовательная школа»
Контроль знаний учащихся на уроках истории и обществознания. Из опыта работы учителя iconХарактеристика заданий, выполняемых в группове
Поэтому в рамках инновационных технологий стараюсь шире применять интерактивные методы прподавания на уроках истории и обществознания....
Контроль знаний учащихся на уроках истории и обществознания. Из опыта работы учителя iconДуховно-нравственное воспитание личности на уроках литературы Описание опыта работы
Россия не возродится, если духовно-нравственные ценности не будут поставлены во главу угла!
Контроль знаний учащихся на уроках истории и обществознания. Из опыта работы учителя iconАннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей победителей конкурса пнпо 2007 года
Описание инновационного опыта учителя английского языка моу сош №25 г. Уссурийска Апанаскевич Татьяны Васильевны 6
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница