Задания Всероссийской олимпиады школьников по истории




Скачать 182.18 Kb.
НазваниеЗадания Всероссийской олимпиады школьников по истории
Дата конвертации01.01.2013
Размер182.18 Kb.
ТипДокументы
Задания Всероссийской олимпиады школьников по истории

(X-XI классы)
От редакции.
В апреле в Великом Новгороде прошла Первая всероссийская олимпиада школьников по истории. В состязании участвовали ученики IX—XI классов. В этом номере мы публикуем задания, которые предлагались старшеклассникам в двух письменных турах (в первом туре девятиклассники выполняли те же задания, что и ребята постарше). В следующем выпуске газеты планируется опубликовать и некоторые другие материалы олимпиады, а также список победителей.
Мы благодарим жюри и организационный комитет олимпиады за предоставленные сведения.

ПЕРВЫЙ ТУР
№ 1. По какому принципу образованы ряды:
а) 1497, 1550, 1649, 1832 гг.;

б) 1725, 1730, 1740, 1761, 1762 гг.;

в) 1772, 1793, 1795 гг.;

г) 6 августа 1905 г., 17 октября 1905 г., 20 февраля 1906 г., 3 июня 1907 г.?
№ 2. По какому принципу образованы ряды:
а) революционным путем осуществить построение социалистического общества, ввести восьмичасовой рабочий день, провести социализацию земли, сочетать политический террор в центре с аграрным террором в деревне;

б) «Продуголь», «Продамет», «Гвоздь», «Продвагон»;

в) самодержавие, православие, народность;

г) Московский полк, Гвардейский морской экипаж, лейб-гвардии Гренадерский полк?


№ 3. По какому принципу образованы ряды:
а) он приказал убить полоцкого князя Рогволода, способствовал убийству своего брата князя Ярополка, изгнал варягов из Киева, осуществил поход на Корсунь;

б) П.П.Ляпунов, Д.Т.Трубецкой, И.М.Заруцкий;

в) Андрей Курбский, Алексей Адашев, Сильвестр;

г) Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, М.О.Гершензон, А.С.Изгоев, Б.А.Кистяковский, П.Б.Струве, С.Л.Франк;

д) М.Б.Барклай-де-Толли, П.И.Багратион, А.П.Тормасов;

е) К.Д.Кавелин, Т.Н.Грановский, С.М.Соловьев?


№ 4. Что или кто является лишним в ряду:
а) скань, зернь, финифть, фреска;

б) великий князь московский Дмитрий Иванович, воевода князь Дмитрий Боброк, князь рязанский Олег Иванович, князь серпуховской Владимир;

в) Шевардинский редут, Дрисский лагерь, Багратионовы флеши, батарея Раевского;

г) наделение крестьян правом личной собственности на землю, поощрение отрубных и хуторских хозяйств, сохранение крестьянской общины, учреждение Крестьянского банка;

д) политика С.Ю.Витте: введение винной монополии, строительство Транссибирской магистрали, введение военно-полевых судов в мирное время, проведение финансовой реформы, заключение Портсмутского мира;
е) тысяцкий, посадник, кончанский староста, фендрик?

№ 5. Установите соответствие между именами государственных деятелей и их должностями.
Государственные деятели:
1) П.Н.Дурново;

2) великий князь Сергей Александрович;

3) А.И.Гучков;

4) М.В.Родзянко;

5) С.Д.Сазонов.
Должности:
а) министр иностранных дел;

б) военный министр;

в) председатель Совета министров;

г) председатель Государственной думы;

д) министр внутренних дел;

е) московский генерал-губернатор.

№ 6. Установите соответствие между именами историков и названиями произведений.
Историки:
1) Л.Н.Гумилев;

2) Н.М.Карамзин;

3) В.О.Ключевский;

4) С.Ф.Платонов.
Произведения:
а) «Очерки по истории Смуты в Московском государстве»;

б) «История государства Российского»;

в) «Древняя Русь и Великая Степь»;

г) «История Пугачева»;

д) «Курс русской истории».

№ 7. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат. Какие события отечественной и зарубежной произошли в год х?
(год принятия Соборного уложения + год восстания декабристов + год земской реформы XIX в. + год «великого перелома» — 2) : 5 = х
№ 8. О ком идет речь?
А. Находясь в тюремной камере на Лубянке в августе 1924 г., он писал о себе: «Я, член Боевой организации Партии социалистов-революционеров, друг и товарищ Егора Сазонова и Ивана Каляева, участник убийства Плеве, великого князя Сергея Александровича ... человек, всю жизнь работавший только для народа ... обвиняюсь ныне рабоче-крестьянской властью в том, что шел против рабочих и крестьян с оружием в руках».
Б. 24 февраля 1904 г. в Порт-Артур прибыл новый командующий Тихоокеанским флотом. Он вышел из матросской семьи, достиг высших военно-морских отличий исключительно благодаря своим выдающимся способностям. С его появлением действия русской эскадры в Порт-Артуре становились всё более опасными для неприятеля. Но 31 марта броненосец «Петропавловск» наскочил на вражескую мину и затонул. На борту «Петропавловска» находился командующий. Его смерть оплакивала вся Россия.
В. Какая честь для нас, для всей России!

Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,

Зять палача и сам в душе палач

Возьмет венец и бармы Мономаха.
Г. Попович, сделавший блестящую карьеру благодаря личным дарованиям и огромной трудоспособности, он стоял одиноко на верхах дворянского общества и вельможной бюрократической среды, без прочных связей с нею, как человек, всем обязанный государю и только ему служащий.
Д. Не менее хвалят летописцы нежную его привязанность к отцу ... снисхождение к слабому человечеству, милосердие, щедрость, незлобие, ибо он, по их словам, творил добро врагам своим и любил отпускать их с дарами. Но всего яснее и лучше изображает его душу поучение, им самим написанное для сыновей.

№ 9. Установите соответствие между именами писателей и исторических деятелей. Перечень оснований для определения соответствия приведен ниже. Рядом с составленными Вами парами поставьте буквенное обозначение этого основания.
Писатели:
Б.Л.Пастернак;

Ф.М.Достоевский;

Л.Н.Толстой;

А.А.Блок.
Исторические деятели:
С.Г.Нечаев;

П.П.Шмидт;

К.П.Победоносцев;

П.А.Столыпин.
Основания для определения соответствия:
А. Писатель посвятил времени, дух которого во многом определял этот государственный деятель, такие строки:
...Над Россией

Простер совиные крыла.

И не было ни дня, ни ночи,

А только — тень огромных крыл;

Он дивным кругом очертил

Россию, заглянув ей в очи

Стеклянным взором колдуна.
Б. Писатель, критикуя планы этого государственного деятеля, напоминал о свойственных русскому крестьянству представлениях о земле: «Земля — ничья, земля — Божья».
В. Писатель вывел этого исторического деятеля в образе Петра Верховенского в романе, эпиграфом к которому выбрал пушкинские строки:
Хоть убей, следа не видно,

Сбились мы, что делать нам?

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.
Г. В произведении, посвященном этому историческому деятелю, писатель вложил в его уста слова, обращенные к суду:
Наверно, вы не дрогнете,

Сметая человека.

Что ж, мученики догмата,

Вы тоже — жертвы века.

№ 10. Весной 1906 г. в коридорах Зимнего дворца можно было услышать такие характеристики: «стая преступников», «пятьсот Пугачевых», «собрание дикарей».
Кого награждали столь нелестными эпитетами?

№ 11. Анна Ахматова писала:
По той дороге, где Донской

Вел рать великую когда-то,

Где ветер помнит супостата,

Где месяц желтый и рогатый,

Я шла, как в глубине морской...

Шиповник так благоухал,

Что даже превратился в слово,

И встретить я была готова

Моей судьбы девятый вал.
Очевидна столь характерная для русской лирики перекличка событий из истории страны и из жизни поэта.
Прокомментируйте эти строки, кратко ответив на вопросы:
— о каком событии русской истории вспоминает А.Ахматова;
— как звали русского князя, о котором говорится в стихотворении;
— по какой дороге и когда «Донской вел рать великую когда-то»;
— «Моей судьбы девятый вал» — о чем это, на Ваш взгляд?

№ 12. В геральдике для обозначения одного из гербовых цветов (черного, черни) используют слово, вошедшее в употребление в средние века, — sable. Считают, что это слово происходит от названия меха, который в английских источниках XII—XIV вв. обозначали словами sambeline, sebeline, sanbeline. Купцы, торговавшие в Англии, точно определяли виды данного меха — klesem, smoleynwerk или russewerk.
О каком мехе идет речь? Какие выводы можно сделать из этой информации?

№ 13. Среди исторических деятелей, названных ниже, лишь трое были современниками. Назовите их, указав страну, к которой они принадлежат.
— Генрих IV Бурбон;
— Александр Невский;
— Елизавета I Тюдор;
— Ярослав Мудрый;
— Иоганн Гутенберг;
— Григорий Потемкин;
— Борис Годунов;
— Андрей Остерман;
— патриарх Никон;
— Людовик IX Святой.

№ 14. Скульптору М.О.Микешину, автору памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, царствовавший монарх высказал пожелание: «Батюшку хорошо бы на памятнике изобразить».
Назовите имя этого монарха. Кого он просил изобразить на памятнике?

№ 15. Г.Р.Державин писал об этом человеке:
Бессмертны музами Периклы, Меценаты в веках живут:

Подобно память, слава, титулы твои … не умрут.
Далее поэт добавлял:
Бессмертен ... ты Ломоносовым пером.
М.В.Ломоносов тоже писал о герое державинской оды весьма восторженно:
Для счастия наук в отечестве рожден.
Назовите имя человека, которому посвящены эти строки:
а) И.И.Шувалов;
б) Г.А.Потемкин;
в) А.В.Суворов.
В чем состоят его заслуги перед отечеством?

№ 16. Какие исторические события описаны ниже?
Назовите не менее трех исторических деятелей, с которыми эти события связаны.
А. «Началось на Руси печатанье церковных, богослужебных и иных душеспасительных книг. А до той поры на Москве и по всей русской земле были книги писаные. В писаных книгах, само собою разумеется, было много описок, неточностей, разноречий: в одной книге об Иисусе Христе говорится — “рожденна, несотворенна”, а в другой — “рожденна, а не сотворенна”. Одни принимали этот аз, а другие отметали его... Типографский станок, работавший почти столетие, должен был примирить все эти споры: печать намерена была держаться чего-либо одного — и она нашла этот аз излишним. Люди, привыкшие слышать от купели своей в символе веры этот аз, восстали за него».
Б. «Затем зашла речь о резании... Князь говорил: “Десять кун в лето от гривны — это справедливые резы. Но ведь некоторые требуют пятьдесят! И так люди, платящие долги, изнемогают, ведь среди них немало достойных”.
Постановили, что должник, уплативший дважды по пятьдесят кун резов ... не должен платить прирост в третий раз».
В. «Открылась в Кремле дума земская, или государственный собор ... для дела великого, небывалого со времен Рюрика: для назначения венценосца России, где доселе властвовал непрерывно, уставом наследия, род князей варяжских и где государство существовало государем...
Казалось, что все желали одного: как сироты, найти скорее отца — и знали, в ком его искать».

№ 17. Кем и по какому поводу было сказано:
а) «При мне все будет, как при бабушке»;
б) «Россия не сердится, Россия сосредотачивается»;
в) «За все Балканы я не пожертвую жизнью ни одного русского солдата».

ВТОРОЙ ТУР
№ 1. Перед Вами фрагмент широко известного в прошлом произведения.
О какой статье идет речь?

Когда она увидела свет?

В связи с чем?
С какими целями была написана?

Кто ее автор?

С какой целью написано произведение, фрагмент из которого приведен ниже, кому адресовано, к какому жанру может быть отнесено?

«Статья ... имела величайшее политическое значение. Эта статья помогла партийным организациям выправить их ошибки и нанесла сильнейший удар врагам Советской власти. Широкие массы крестьянства убедились, что линия большевистской партии не имеет ничего общего с головотяпскими “левыми” перегибами, допускавшимися на местах. Статья внесла успокоение в крестьянские массы».

№ 2. Как известно, существует множество календарных систем. Попыток реформировать календарь на протяжении истории также предпринималось немало. Естественно, они нарушали сложившийся порядок счета времени.
Ниже приведены три самых известных примера таких нарушений.
Назовите дату, наступившую вслед за той, что определялась по старому календарю, и объясните, кем и с какой целью было принято решение об изменении календаря.
А. После 4 октября 1582 г. в Риме наступило …
Б. После 31 декабря 7208 г. в России наступило …
В. После 31 января 1918 г. в советской России наступило …

№ 3. Перед вами фрагмент важнейшего источника по истории Древней Руси «Повесть временных лет». Переведите текст на современный русский язык. Прокомментируйте темные и интересные, на Ваш взгляд, места в тексте.
«В лето 6504... Володимиръ се же пакы творяще людем своим: по вся неделя устави на дворе в гриднице пир творити бояром и гридем и соцскым, и десяцкым, и нарочитым мужем, при князи и без князя. Бываше множество от мяс, от скота и от зверины, бяше по изобилью от всего. Егда же подъпьяхуться, начьняхуть роптати на князь, глаголюще: “Зло есть нашим головам, да нам ясти деревяными лъжицами, а не сребряными”. Се слышав Володимиръ повеле исковати лжицы сребрены ясти дружине, рек сице, яко: “Сребром и златом не имам налести дружины, а дружиною налезу сребро и злато, яко дедъ мой и отець мой доискася дружиною злата и сребра”. Бе бо Володимиръ любя дружину, и с ними думая о строи земленем, и о ратех и о уставе земленем».

№ 4. Среди задач, которые приходится решать историку, точная датировка источника является одной из сложнейших. Определите год, к которому относятся фрагменты из дневника К.И.Чуковского (они датируются одним годом).
Свой вывод обоснуйте, приведите все возможные аргументы в его поддержку.
1) А мусорная куча на месте Храма Хр[иста] Спасителя всё еще не разобрана. Копошатся на ней людишки, вывозят ее по частям, но она за весь этот месяц не уменьшилась. Ее окружает забор, в щелки которого жадно глядят проходящие.
2) «Ну что, как у вас колхозы?» — спросил я старика. — «Колхозы-молхозы!» — отвечал он презрительно.
3) И вдруг звонок: говорит воскресший из мертвых — Ангерт. Меня это так взволновало, что я разревелся и побежал к нему. Он — ничуть не изменился, даже помолодел. Из «заключенного», приговоренного на 10 лет, он стал в течение одного дня служащим ГПУ с жалованием в 400 р. Он своим пребыванием на Медвежьей Горе доволен — говорит, что режим превосходный, «да и дело страшно интересное» (строят там какой-то канал).
4) Вчера парикмахер, брея меня, рассказал, что он бежал из Украины, оставил там дочь и жену. И вдруг истерично: «У нас там истребление человечества! Истреб-ле-ние чело-вечества. Я знаю, я думаю, что вы служите в ГПУ (!), но мне это все равно: там идет истреб-ле-ние человечества. Ничего, и здесь то же самое будет. И я буду рад, так вам и надо!»

№ 5. Сопоставьте две хронологические таблицы.
Определите примерные годы их включения в учебники истории. Свое решение обоснуйте.
Таблица I
1917 г., 2 марта. Образование Временного правительства.

1927 г., 25 октября. Вооруженное восстание в Петрограде. Свержение Временного правительства.

1917 г., 25—26 октября. II Всероссийский съезд советов. Провозглашение России Республикой Советов.

1918 г., 5—6 января. Открытие и разгон Учредительного собрания.

1918 г., 3 марта. Подписание Брестского мира.

1918 г., май — 1920 г., ноябрь. Гражданская война.

1921 г., март. Переход к новой экономической политике.

1922 г., 30 декабря. Образование СССР.

1924 г., январь. Принятие Конституции СССР.

1925 г., декабрь. Начало нового этапа индустриализации страны

1929 г., осень. Начало массовой коллективизации крестьянских хозяйств.

Таблица II
1917 г., март—октябрь. Период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую.

1917 г., 3 марта. Возвращение В.И.Ленина из эмиграции в Петроград.

1917 г., 4 апреля. Выступление В.И.Ленина с планом борьбы за перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую (Апрельские тезисы).

1917 г., конец июля — начало августа. VI съезд РСДРП(б). Принятие партией курса на вооруженное восстание.

1917 г., 25 октября. Великая Октябрьская социалистическая революция. Победа вооруженного восстания в Петрограде. Свержение Временного правительства.

1917 г., 25—26 октября. II Всероссийский съезд Советов. Образование Советского правительства во главе с В.И.Лениным.

1917 г., ноябрь — 1918 г., март. Период триумфального шествия Советской власти.

1918 г., январь. Провозглашение РСФСР.

1918 г., 3 марта. Подписание Брестского мира.

1918 г., июль. Принятие V Всероссийским съездом Советов первой Конституции РСФСР.

1918 г., конец октября — начало ноября. Всероссийский съезд Коммунистического союза молодежи. Образование комсомола.

1919 г., март. VIII съезд РКП(б). Принятие второй Программы партии — программы построения социализма.

1919 г., апрель—май. Первые коммунистические субботники.

1919 г., октябрь — 1920 г., март. Разгром Красной армией белогвардейских войск Деникина.

1920 г., 2 октября. Речь В.И.Ленина на III съезде комсомола.

1920, ноябрь. Разгром белогвардейских войск Врангеля.

1921 г., март. Х съезд РКП(б). Переход к новой экономической политике.

1922 г., 30 декабря. Образование СССР.

1924 г., 21 января. Смерть В.И.Ленина.

1924 г., январь. Утверждение II Всесоюзным съездом Советов Конституции СССР.

1925 г., декабрь. XIV съезд ВКП(б). Принятие курса на индустриализацию страны.

1927 г., декабрь. XV съезд ВКП(б). Принятие курса на коллективизацию сельского хозяйства.

1928—1932 гг. Первый пятилетний план развития народного хозяйства.

1929 г., осень. Начало массовой коллективизации крестьянских хозяйств.

№ 6. Из воспоминаний П.Н.Милюкова известно, что премьер-министр России П.А.Столыпин направил депутату III Государственной думы от партии кадетов Родичеву вызов на дуэль. Причиной стали слова, брошенные депутатом в адрес Столыпина в речи, направленной против смертных приговоров. Эти слова подхватила революционная пресса и превратила их в газетный штамп.
Дуэль не состоялась, Родичев принес извинения и был прощен.
Какие же слова были причиной вызова на дуэль?
Объясните также поведение Милюкова, лидера фракции кадетов, о котором он пишет так: «Дума как будто на момент замерла; потом раздались неистовые аплодисменты по адресу сидевшего на своем месте Столыпина, и всё правительственное большинство встало. Встал и я...» (единственным во фракции кадетов) .

№ 7. Известно, что источником фактического материала к драме «Борис Годунов» А.С.Пушкина была «История государства Российского» Н.М.Карамзина. О характере использования этого материала существуют два мнения.
Русский критик В.Г.Белинский полагал, что «Пушкин рабски во всем следовал Карамзину». Ему возражают: Пушкин с доверием относился к выводам Карамзина, но не во всем был с ним согласен.
Перед вами два отрывка: первый — из «Истории…» Н.М.Карамзина, второй — из пушкинского «Бориса Годунова».
Какие доказательства правоты Белинского найдет в них сторонник его мнения? На что обратит внимание поклонник второй точки зрения?

Из «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина
1. «Если бы Борис родился на престоле, то заслужил бы имя одного из лучших венценосцев в мире; но, рожденный подданным, с необузданною страстью к господству, не мог одолеть искушений там, где зло казалось ему выгодою».
2. «Был в Москве юродивый ... он предсказывал бедствия и торжественно злословил Бориса; а Борис молчал и не смел сделать ему ни малейшего зла».
3. «Все храмы и домы отворились: духовенство с пением вышло из Кремля; народ в безмолвии теснился на площадях... Устремились и все жители московские... Патриарх снова, и тщетно, убеждал Бориса не отвергать короны, велел нести иконы и кресты в келии царицы... По данному знаку, все бесчисленное множество людей, в келиях, в ограде, вне монастыря, упало на колена... все требовали царя, отца, Бориса! Матери кинули на землю своих грудных младенцев и не слушали их крика. Искренность побеждала притворство... Тогда Борис как бы в сокрушении духа воскликнул: “Буди же святая воля твоя, Господи!..” Невозможно было изобразить общей радости. Воздев руки на небо, славили Бога, плакали, обнимали друг друга».

Из «Бориса Годунова» А.С.Пушкина
1.Царь. Я подданным рожден и умереть мне подданным во мраке б надлежало; но я достиг верховной власти...
2. Юродивый. Николку маленькие дети обижают... Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича.
Бояре. Поди прочь, дурак! Схватите дурака!
Царь.Оставьте его. Молись за меня, бедный Николка.
3.Один. Нельзя ли нам пробраться за ограду?
Другой. Нельзя. Куды! и в поле даже тесно, не только там. Легко ли? Вся Москва сперлася здесь; смотри: ограда, кровли, все ярусы соборной колокольни, главы церквей и самые кресты унизаны народом.
Первый. Право, любо!
Один. Что там за шум?
Другой. Послушай! Что за шум? Народ завыл, там падают, что волны, за рядом ряд еще... еще... Ну, брат, дошло до нас; скорее! на колени!
Народ (на коленах; вой и плач). Ах, смилуйся, отец наш! Властвуй нами! Будь наш отец, наш царь!
Один (тихо). О чем там плачут?
Другой. А как нам знать? то ведают бояре, не нам чета.
Баба (с ребенком). Ну, что ж? как надо плакать. Плачь, баловень! (Бросает его обземь. Ребенок пищит.) Ну, то-то же.
Один. Все плачут, заплачем, брат, и мы.
Другой. Я силюсь, брат, да не могу.
Первый. Я также. Нет ли луку? Потрем глаза.
Второй. Нет, я слюней помажу. Что там еще?
Первый. Да кто их разберет?
Народ. Венец за ним! он царь! он согласился! Борис наш царь! да здравствует Борис!

№ 8. О какой операции, в которой ему приходилось принимать участие, говорит маршал И.С.Конев. Свое мнение обоснуйте.
«Эта операция включает в себя или охватывает собой все известные оперативные формы, применяемые в условиях Отечественной войны. Здесь имеем прорыв, форсирование, развитие прорыва подвижными соединениями, выход на тылы, охват, окружение, рассечение неприятельского фронта, которое было осуществлено в ходе операции, маневрирование войск, отражение контрударов и контратак ... Взятие такого крупного объекта ... в течение 10 суток, несомненно, большое достижение наших войск... К этому времени мы имели опыт по взятию ряда крупных объектов и большой опыт по взятию Будапешта».

№ 9. В Древней Руси существовала довольно сложная денежная система. Расположите денежные единицы (куна, резана, ногата, гривна, векша) в порядке возрастания — от самой мелкой к самой крупной.
Найти правильный ответ вам помогут следующие данные (они дают представление о соотношении денежных единиц, но не об их точном значении).
1. Одна лисица стоила пять ногат, а три лисицы — сорок кун без ногаты.
2. В одной ногате было тридцать векошь, а в одной гривне — шестьсот.
3. В гривне было пятьдесят резан.

№ 10. Прочитайте отрывки из книги американского историка К.Сэндберга о детстве и юности Авраама Линкольна. Ответьте на три вопроса.
Почему Том Линкольн, отец будущего президента, был вынужден продать возделанную землю дешевле, чем купил ее четырнадцать лет назад?
Почему ферма приносила низкий доход?
О каких явлениях и проблемах истории России напоминают описания злоключений Тома Линкольна?
«В декабре 1816 г. Том Линкольн с Нэнси, Сарой и Эйбом [уменьшительное от Авраам], четырьмя лошадьми и самым необходимым имуществом тронулись из Кентукки на север, пересекли реки Огайо и добрались до Индианы. Путь их пролегал через дикие, нетронутые рукой человека местности, по холмам, покрытым густым лесом, в котором росли мощные дубы и вязы, клены и березы... На новом месте, в пустынной местности на квадратную милю приходился один человек, а дом от дома находился в двух-трех милях...
В 1829 г. Том Линкольн решил перебраться со всей семьей в Иллинойс. Тома испугала новая эпидемия молочной болезни, разразившаяся в окрестностях. Ферма приносила мало дохода, а Джон Хэнкс, приятель Тома, писал о плодородных землях и богатых урожаях. Купив в свое время 80 акров земли по 2 доллара за акр и в течение 14 лет обрабатывая эту землю, Том Линкольн продал ее всего за 125 долларов. За зиму они построили фургоны, в которых только ободы на колесах были из железа, а все остальное, даже втулки и шипы, соединявшие различные детали, были из дерева. Погрузили домашние вещи, печки, мебель и рано утром 1 марта 1830 г. они тронулись в путь».

№ 11. Крупный российский историк Р.Ю.Виппер писал:
«Если бы Иван IV умер в 1556 г., историческая память присвоила бы ему имя великого завоевателя, подобного Александру Македонскому. Вина утраты покоренного им прибалтийского края пала бы тогда на его преемников; ведь и Александра только преждевременная смерть избавила от прямой встречи с неминуемой гибелью и распадением созданной им империи. Грозному простили бы его опричнину и казни, как прощаются Александру злые убийства сподвижников, причуды и бред величия. Несчастье Ивана в том, что ему пришлось пережить слишком ранние свои успехи; слава его как завоевателя померкла, дипломатические и организаторские таланты его забылись, он попал в другую историческую рубрику, под титул “тиранов”, присоединился к обществу Калигулы, Нерона, Людовика XI, Христиана II, в проблеме его личности психиатрические мотивы выступили чуть ли не на первое место».
Какие утверждения историка противоречат его же собственному полемическому допущению?

№ 12. Перед вами три отрывка из документов времен Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Расположите их в хронологической последовательности. Свой выбор обоснуйте.
1. Из Приказа Ставки Верховного главнокомандования.
«...При вынужденном отходе наших частей на том или ином участке уводить с собой советское население и обязательно уничтожать все без исключения населенные пункты, чтобы противник не мог их использовать».
2. Из Постановления Совнаркома СССР.
«...Установить программу производства тракторов ... в размере 7000 штук, из них для сельского хозяйства — 6555 штук».
3. Из приказа Народного комиссара обороны СССР.
«...Пора кончить отступление... Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляясь за каждый клочок советской земли, и отстаивать его до последней возможности».

Похожие:

Задания Всероссийской олимпиады школьников по истории iconЗадания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2010-2011 учебного года по обществознанию
Как следует назвать учение, согласно которому жизнь человека полностью предопределена, в ней нет места для свободы воли?
Задания Всероссийской олимпиады школьников по истории iconНа школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории!
...
Задания Всероссийской олимпиады школьников по истории iconЛитература Юдичев
Результаты школьного тура Всероссийской олимпиады школьников в 2009-2010 учебном году
Задания Всероссийской олимпиады школьников по истории iconМуниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе
Укажите автора и название произведений, из которых взяты эти отрывки. (5 баллов)
Задания Всероссийской олимпиады школьников по истории icon4. Олимпиада проводится по учебным предметам «Русский язык», «Литература»
Настоящий Порядок определяет организационное, методическое и финансовое обеспечение организации и проведения олимпиады школьников...
Задания Всероссийской олимпиады школьников по истории iconВсероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап)

Задания Всероссийской олимпиады школьников по истории iconВсероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап)

Задания Всероссийской олимпиады школьников по истории iconВсероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап)
Определите соответствие стратегических операций советских войск и их кодовые названия
Задания Всероссийской олимпиады школьников по истории iconНазвание субтеста
Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для выявления вашего умения рассуждать, сравнивать предметы и явления...
Задания Всероссийской олимпиады школьников по истории iconПрограмма Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России «Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании»
Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница