Всероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап)




Скачать 91.71 Kb.
НазваниеВсероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап)
Дата конвертации01.01.2013
Размер91.71 Kb.
ТипДокументы

шифр











ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП)

2012/13 УЧЕБНЫЙ ГОД

11 КЛАСС

Задание 1. Дайте определение следующим историческим понятиям

«Восточный вопрос» __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Стахановское движение________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

«Тройственный союз» ___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________
«План ГОЭЛРО» ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

«Августовский путч»_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 2. По какому принципу организованы логические ряды? Кто лишний в каждом ряду?
1. В.И. Ленин, Ф.Э. Дзержинский, Л.Д. Троцкий, П.Н. Милюков, Н.И. Бухарин

_______________________________________________________________________________________

2. А.В. Колчак, М.В. Фрунзе, А.И. Деникин, П.И. Врангель, Н.Н. Юденич

_______________________________________________________________________________________

3. А.М. Горький, М.А. Булгаков, А.А. Ахматова, В.В. Маяковский, К.С. Станиславский

_______________________________________________________________________________________
Задание 3. Прочтите три свидетельства, относящиеся к одному событию истории России XIX в. и ответьте на вопрос, о каком событии идет речь?

  • В марте 1867 года состоялись переговоры между русским послом бароном Стеклем и государственным секретарем У. Сьюардом

  • Русская газета «Голос» недоумевала: «Более полстолетия компания завоевывала территорию, затрачивала свои капиталы. Эти затраты делались для будущего, и только в будущем они могли окупить себя».

  • Зарубежные газеты пестрели заголовками: «Глупость Сьюарда», «Зоопарк полярных медведей Джонсона», «Сьюардовский сундук со льдом»

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Перед вами четыре карты Древнерусского государства. Расположите их в хронологической последовательности, определите имена правителей каждого из представленных периодов. Назовите даты и направления походов, обозначенных на картах стрелками.


1

2



3

4


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­­­­­­­_____

Задание 5. Причитайте отрывок из летописи. Вставьте пропущенные имена, названия и даты. Объясните, о каком событии идет речь. Какую роль оно сыграло в истории нашей страны.
Бысть же в (год _______________) году в Нижнем Нове граде некий муж благолюбив и добросмыслен зело, именем (имя и фамилия _________________________), от посадского чина земским старейшинством почтен бысть в Ниж­нем граде. Тот (имя _________________), издавна слышав про храбрость смоленскую и про мужество дворян града Смоленска, колики помощи Московскому государству учиниша, государю верно послужиша, и многие грады побраша, и велию храбрость и радение показаша, за православную христианскую веру много постояша и многих противных полки побиша, и во всем непоколеби­мы, и помощию всесильного Бога вооружении, и храбри быша.

Созвав же всех нижего­родцев и нача доброумными своими словесы глаголати к ним: "О, братие и друзи, вси нижегородскии народы! Что сотворим ныне, видяще Московское государство в велико ра­зорении? Видим, братие, многих градов Российского государства разорение и православных христиан побиение, и всего богатства их лишение. И совет даю вам, братия моя: да призовем себе в Нижнем Нове граде храбрых и мужественных воин Московского государства. И разделим на три части имения своя: две для христолюбивого воинства, себе же едину часть оставим".

И собрав казны множество, тот благоразсудный (имя ____________________), ра­зобрав же дворян града Смоленска против их дворянския чести на три статьи, учинив первую статью, и середнюю, и меншую, и вместо государева жалованья даде им полныя оброки против их дворянской чести.

Потом же смольяне и нижегородцы, увидев, что князь (Имя и фамилия князя _____________________________________) в вотчине своей, в Нижего­родцам уезде живяше, и послаша к нему Нижнего выборных людей просити, чтоб был он в Нижнем у всей рати воеводою. В то время князь (имя князя ____________________) был ранен. Приидоша же к нему выборный люди и молиша его, дабы шел в Нижней Нов град. Он же, не презре моления их и поиде, от раны скорбен, в Нижней Нов град.

Тогда же изо всех градов ратныя люди начаша к нему съезжатися, видяще их доброе стройство к ратным людям. И собрашася многие полки, хотяше идти к царствующему граду (название города ______________________________), и писаша грамоты из Нижнего Нова града от всей Зем­ли по градом и по большим селам, чтобы ратным людям на станах готовили запасы и кормы, чтобы никакие скудости не было.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Перед вами отрывки из текстов, связанных с событиями Отечественной войны 1812 года. Расставьте их в хронологической последовательности и дайте обоснование. Ответ оформите в виде таблицы
А. Из давнего времени примечали мы неприязненные против России поступки французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всем нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь еще примирени­ем, оставались в пределах нашей империи, не нарушая мира, а быв токмо гото­выми к обороне.
Б ...Наполеон, не усматривая впереди ничего другого, как продолжение ужас­ной народной войны, способной в краткое время уничтожить всю его армию, видя в каждом жителе воина, общую непреклонность на все его обольщения, решимость всех сословий грудью стоять за любезное отечество, постигнув, на­конец, всю суетность дерзкой его мысли: одним занятием Москвы поколебать Россию, предпринял поспешное отступление вспять.
В …Жители причинили очень мало пожаров. Вы разрушили столицу по своей методе: определили для пожара дни и наз­начили части города, которые надлежало зажигать в известные часы. Я имею подробное известие обо всем. Доказательством, что не жители разрушили Мо­скву, служит то, что разбивали пушками дома и другие здания, которые бьши слишком крепки, стреляя в них посреди огня
Г...Первые две армии (1-я и 2-я Западные армии) расположены бы­ли по европейской нашей границе и должны были противостать вторжению армий, лично предводимых Наполеоном: но столько несоразмерны были силы, и так на большом пространстве рассеяны наши войска, что единственное сред­ство было отступление без потери времени...
Д. В селении …, в своей квартире, принял князь Кутузов, сообщив: «Позиция весьма невыгодна, дождаться в ней неприятеля весьма опасно… Потеря Москвы будет чувствительною для государя, но не будет внезапным для него происшествием, к окончанию войны его не наклонит и решительная воля его продолжать ее с твердостию. Сохранив Москву, Россия не сохраняется от войны жестокой, разорительной; но сберег­ши армию, еще не уничтожаются надежды отечества, и война, единое средство к спасению, может продолжаться с удобством. Успеют присоединиться, в раз­ных местах за Москвою приуготовляемые войска»…
Е …Наполеон, видя неудачу всех своих предприятий и все покушения его на левой наш фланг уничтоженными, обратил все свое внимание на центр наш, противу коего, собрав большие силы во множестве колонн пехоты и кавалерии, атаковал Курганскую батарею; битва была наикровопролитнейшая, несколько колонн неприятельских были жертвою столь дерзкого предприятия, но невзирая на сие, умножив силы свои, овладел он батареею, с коей однако ж генерал-лейтенант Раевский успел свести несколько орудий...





Отрывок

Пояснение











































Задание 7. Прочитайте отрывок из сообщения Совинформбюро об итогах действий Красной армии. Определите время (месяцы и год) и название кампании, направления движения Красной армии. Дайте оценку роли данной кампании в ходе Великой Отечественной войны.
Красная армия в результате напряженных четырехмесячных боев успешно выполнила план Верховного главнокомандования. Задача, поставленная перед вооруженными силами Советского Союза – изгнать вражеские воска за линию Смоленска, реки Сож, среднего течения Днепра, а также ликвидировать Кубанский плацдарм немцев – полностью решена.

Кампания началась решающим, по заявлению гитлеровского командования, наступлением немецко-фашистских войск на Орловском и Белгородском направлениях. Итоги боев показали, что этот план, построенный без реального учета соотношения сил, оказался авантюристическим и позорно провалился.

Ликвидация Орловского и Белгородского плацдармов противника явилась крупнейшей операцией наших войск после разгрома немцев под Сталинградом.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Перед вами четыре фотографии политических, государственных деятелей Советского Союза. Назовите их имена и определите, какие посты они занимали.

Выберите одного из них и составьте о нем очерк для энциклопедии (основные биографические данные, роль, которую они сыграли в истории нашего государства и т.д.)

1 2 3 4


_______________________ _________________ _____________________ ____________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Выстройте правильное содержание таблицы

Операции Красной армии

Битва

Период

«Искра»

Освобождение Белоруссии

Январь-февраль 1943 г.

«Кольцо»

Курская дуга

Декабрь 1942 – январь 1943 гг.

«Кутузов»

Битва за Сталинград

Июнь 1944 г.

«Багратион»

Прорыв блокады Ленинграда

Июль 1943 г.




Операции Красной армии

Битва

Период

«Искра»








«Кольцо»








«Кутузов»








«Багратион»








Задание 10. Прочитайте биографические сведения об одном из донских генералов – героев Отечественной воны 1812 г. Назовите его имя
Родился 8 сентября 1775 года. Генерал-адъютант, генерал от кавалерии, командир 5-го резервного кавалерийского корпуса и начальник Императорского конвоя. Произведенный в 1788 году в сотники, он в течение двух лет с отрядом, составлявшим передовую цепь на турецкой границе, находился на берегах Черного моря, затем был переведен в Петербург и в 1791 году произведен в есаулы, а вскоре и в войсковые старшины. В Петербурге, благодаря положению отца и деда, скоро познакомился со многими представителями высшего света и, между прочим, с Г. Р. Державиным, по совету которого начал учебные занятия, так как ему удалось получить лишь поверхностное образование.

В 1801 г. по личному разрешению императора получил графское достоинство и фамилию деда по материнской линии.

В 1812 году ему поручено было наблюдать за Неманом. Узнав о переходе 12-го июня французов через Неман, он собрал своих лейб-казаков и стал отступать. Французы бросились было за ним, но он опрокинул их. Это был первый бой русских с французами в Отечественную войну.

После взятия Парижа находился в свите императора при торжественном въезде монархов в столицу Франции. После Ватерлоо и вторичного занятия союзниками Парижа Людовик XVIII пожаловал ему орден св. Людовика 1-й степени, а император Александр I послал его с почетным поручением - отвезти в Петербург к императрице Марии Федоровне свой портрет.

Произведенный в день коронации императора Николая I в генералы от кавалерии, он 3-го октября того же 1826 года вышел в отставку, но уже в следующем году, по объявлении войны с турками, снова вернулся на службу.

___________________

Похожие:

Всероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап) iconВсероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап)

Всероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап) iconВсероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап)
Определите соответствие стратегических операций советских войск и их кодовые названия
Всероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап) iconМуниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе
Укажите автора и название произведений, из которых взяты эти отрывки. (5 баллов)
Всероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап) icon4. Олимпиада проводится по учебным предметам «Русский язык», «Литература»
Настоящий Порядок определяет организационное, методическое и финансовое обеспечение организации и проведения олимпиады школьников...
Всероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап) iconОлимпиада школьников по истории
Город, на месте которого раньше располагался шумерский город Кадангирр, что переводится как «врата бога» (по-аккадски это звучит...
Всероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап) iconДом Учителя Уральского федерального округа IX международная олимпиада по основам наук Первый этап
Научный руководитель проекта по предмету: Шустрова Елизавета Владимировна, доктор филологических наук, профессор кафедры перевода...
Всероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап) iconОтдел образования Муниципального образования Клепиковский муниципальный район
Материалы и исследования по рязанскому краеведению. Клепиковский сборник / Отв ред., сост. Б. В. Горбунов / Ряз обл ин-т развития...
Всероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап) iconНа школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории!
...
Всероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап) iconXiii муниципальная научно практическая конференция школьников «Золотой росток» «Н. И. Букин: имя в истории города»
Цель исследования: познакомиться с жизненным путем и творчеством поэта Н. И. Букина
Всероссийская олимпиада школьников по истории (муниципальный этап) icon«Полтавская битва великий этап военной истории России»
По итогам Северной войны Россия присоединила Ингрию, Карелию, Эстляндию, Лифляндию и часть Финляндии, прочно утвердившись на Балтике....
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница