Урок обществознания в 8 классе




Скачать 79.36 Kb.
НазваниеУрок обществознания в 8 классе
Дата конвертации01.01.2013
Размер79.36 Kb.
ТипУрок
Семья, ее роль в формировании личности

Урок обществознания в 8 классе
Семья всегда считалась одной из ценностей общества. Приоритетным направлением в воспитании детей является семейное воспитание. Издавна считалось, что ребенку для формирования личностных качеств нужна полная семья. Эта тема играет важную роль в курсе обществознания. Учащиеся должны быть знакомы с такими понятиями как семья, функции семьи, типы семьи, роль семьи в формировании личности.

Подготовка к этому уроку начинается заранее. Ребята получают задания создать генеалогическое древо своего рода. Для этого они работают с семейными архивами, затем рисуют на ватмане это древо, узнают от родителей, бабушек, дедушек, других родственников о наиболее знаменитых людях своего рода, готовят о них рассказы.

К уроку они приносят семейные реликвии, генеалогические древе. Все это выставляется на специальном стенде. На доске записывается тема урока, плакат с изображением дома, на крыше которого написано «Россия», а в окнах дома- фамилии семей, дети которых учатся в этом классе. Ребята заранее получают текст песни «Дом» и учат ее.
Цель: Формирование понимания значимости семьи в жизни каждого человека

1Образовательная: дать понятие семьи, типы, функции семьи, предназначение семьи в обществе,

2.Воспитательная: ее роль в воспитании личности, ценность семьи для общества; формирование представления о том, что крепкая семья- залог успешности личности.

3.Развивающая: работа с архивными материалами, развитие навыков поисковой работы.
Оборудование: выставка семейных реликвий, генеалогических древ, плакат с изображением дома.

План урока:

  1. Понятие семьи: а)что такое семья? б)типы семьи в)функции семьи.

  2. Как семья влияет на формирование личности?


Ход урока


  1. Рассказ учителя:

а) Семья- это малая группа, основанная на браке и родстве, объединяющая не только супругов, но и детей, других родственников (словарь).
Что объединяет людей в семье?




Общность жизненных интересов

Любовь и уважение

Обязанности по отношению друг к другу


Слова К. Ваншенкина :

Две судьбы обратили в одну,

Так свели их и свили,

Чтобы вместе и ввысь, и ко дну

И в бессилии, и в силе.

б)

типы семьи




Нуклеарная

(1 -2 поколения)

Современная семья

Многопоколенная

(3-4 поколения)

Патриархальная семья


В современной России преобладает современная семья, а в России до 50-х годов XX в. Преобладала патриархальная семья.

в)функции семьи

семья не может существовать изолированно в обществе, она тесно связана с другими ячейками общества (соседи, домоуправление, школа, администрация и т.д.)

  1. Рождение. 2. воспитание. 3. Содержание

Функции рождения: через рождение человека обеспечивается продолжение рода. В своих детях, внуках, правнуках и более отдаленных потомках человека обретает бессмертие.
Сколько иметь детей?


Общественная значимость вопроса

Личная значимость (решение за супругами)

Если семья с 1 ребенком будет преобладать в обществе, то вымирание народов окажется неизбежным, так как каждое последующее поколение будет меньше предыдущего более, чем на половину. Считается, что 2 детей- это достаточно, но демографическая наука свидетельствует, что если бы все семьи стали двухдетными, вымирание тоже бы стало неизбежным. Через 300 лет в стране осталось бы менее 1% нынешнего населения.

Каждая супружеская пара должна иметь 2,7 ребенка, то есть 270 детей на 100 семей.
Функции воспитания.

Продолжается с момента рождения в течение всей жизни ребенка, подростка, юноши; влияние ежедневное, ежегодное. Мы наблюдаем, образцы поведения близких людей, т.е. мы, готовимся к исполнению определенных социальных ролей в обществе, т.е. переносим эти образцы поведения на отношения с другими людьми.

Таким образом, эти функции являются социальными, т.е. общественными. Общество не может быть безразлично к тому, что происходит в семье. Так, осуществляя семейные функции, удовлетворяются потребности не только семьи, но и общества в целом. Родители имеют детей, дети - это граждане страны, ее подрастающее поколение, ее будущие защитники и труженики. Значит, одной из важнейших функций семьи является не только количественное воспроизводство населения, но и качественное воспроизводство – то есть воспитание личности, а личностями не рождаются, а становятся. Семья, имеющая за своими плечами несколько поколений людей, может воспитывать человека на собственных примерах, и ей безразлично, какими людьми будут ее члены.
Что такое, по-вашему, семья?

Цыпленкова Ирина читает стихотворение собственного сочинения:

Что такое семья?

Семья для нас так много значит:

Родные, дом, тепло, уют.

Когда душа и сердце плачет,

Тебя поддержат и поймут.

И после долгих путешествий,

Скитаний где-то далеко

Тебя твой дом всегда рад встретить

И вновь согреть своим теплом.

И даже если неудачи

Подстерегают там и тут –

Ты никогда не огорчайся,

Ведь где-то любят тебя и ждут.

Здесь очень рады тебе всегда,

И это счастье, что есть на свете

Твой дом родной, твоя семья!

Учитель. Судьба семьи и судьба страны неразрывно связаны. Те ценности, которые сформировались у народа, являются достоянием всех и влияют на наше поведение. Для российской действительности характерны, в первую очередь, две ценности:

- любовь к Родине, необходимость ее защиты. Существует даже мнение, что чем больше человек любит свою семью, тем решительнее он идет защищать Родину;

- трудовая доблесть. Труд необходим потому, что семья нуждается в честном и достаточно высоком заработке, обеспечивающем ее устойчивое благосостояние – это отразилось в пословицах и поговорках: « Терпение и труд- все перетрут».
Дети приводят примеры пословиц и поговорок о труде.
Таким образом, мы видим, что общественные ценности, культивируемые в обществе, становятся достоянием каждого человека, основой его мировоззрения, и усваивает их человек на примере поведения своих близких.

Вы подготовили рассказы о своих предках, которые оставили заметный след после себя, которыми гордится ваш род, и с которых вам бы хотелось брать пример.

Обращаемся выставке генеалогических древ .
- сколько поколений сохранилось в памяти вашего рода?
Ребята рассказывают об этом.
- кто прославил ваш род, оставил заметный след в памяти потомков?
Выдержки из рассказов детей:
Шмелев Рома: « Мой прадед Усков Яков Васильевич(1894-1979) свой боевой путь начал в годы I мировой войны- рядовым. В одном из боев, рискуя собственной жизнью, вынес раненого командира с поля боя. За этот подвиг был представлен к высокой награде- Георгиевскому ордену 3, 4 степени.

Гражданская война…Свой боевой путь он продолжил в коннице С.М.Буденного, участвовал в подавлении белогвардейского мятежа «Маруся» в г. Казани.

Великая Отечественная война…

За плечами две войны, силы на исходе, но болит душа за Родину. На трудовом посту сражается прадед - участвует в строительстве оборонительных сооружений на подступах к Москве. За участие в Великой Отечественной войне мой прадед награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.»

Архипова Настя: « Казалось бы, не очень много времени прошло со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Но сколько поколений людей сменилось. Без отца выросла моя бабушка Даниил Григорьевич, погиб в начале войны на смоленской земле. В память о нем не осталось даже фотографии, только адрес с похоронки сохранился у бабушки. Пытались по этому адресу найти место захоронения деда, но пока безрезультатно, но надеемся, но помощь нашего республиканского общества «Демос», если удастся с ними связаться.

Другой дед мамы, Турбаев Федор Николаевич, вернулся с войны, очень гордился, что воевал в гвардейской части. Но пережитые тяжелые военные условия подорвали его здоровье, он умер рано, когда моя мама только родилась.

Войны не обошли и моего отца. Шесть месяцев он был в командировке в Чеченской республике. Мы дома за него очень волновались и ждали. Я хочу, чтобы на долю нашего и будущих поколений не пришлись ужасы войн, хочу, чтобы не стрелялись и не убивали, чтобы был мир на все Земле и во все времена».

Учитель. Мы с вами видим, что страницы истории страны- это биографии ваших родных. Нам есть с кого брать пример, нам есть кем гордиться. Эти люди сделали Россию могучей и сильной державой, и наша задача- все это сберечь и приумножить.

Таким образом, страна нуждается в защитниках и тружениках, а они формируются именно в семье. Роль семьи огромна, именно она формирует личность, т.е. человека, приносящего наибольшую пользу обществу. В народе говорят: «Что посеешь, то и пожнешь», но на благодатной почве всегда спеет хороший урожай. У таких славных предков должны быть достойные внуки, мы верим в это, и значит будущее России- в надежных руках.
В заключение урока дети исполняют песню «Дом» под аккомпанемент гитары.


Феноменова

Евгения

Андреевна

род.в 1990

Феноменова

Татьяна

Андреевна

Род. В 1992

Феноменов

Андрей

Алексеевич

Род. В 1997

Феноменов

Антон

Алексеевич

Род. В 2000

Феноменов Андрей Юрьевич

Род. В 1964

Жена Науменко Мария Игоревна

род. В 1964

Феноменов Алексей Юрьевич род. В 1972 Жена Лебедева Ирина Валерьевна Родю в 1972

Феноменов Юрий Андреевич род. В 1932 г. Жена Наумова Галина Александровна род. В 1932

Феноменов Андрей Алексеевич

1910 – 1941

Феноменов Алексей Яковлевич

1877 – 1942

Феноменов Яков Васильевич

1842 - 1917

Феноменов Василий Григорьевич

1800 - 1875

Феноменов Григорий Сергеевич

1760 - 1835

Таким значком отмечены участники Великой Отечественной войны

Похожие:

Урок обществознания в 8 классе iconУрок литературы в 7 классе на тему «лермонтов «поле бородина»
Пояснительная записка: урок внеклассного чтения с использованием икт, содержит текстовый материал
Урок обществознания в 8 классе iconУрок с использованием сот урок литературы в 7 классе «Час с Детством»
Развивающие: развитие умений а высказывать свою точку зрения, своё мнение, слышать других; б выделять главное
Урок обществознания в 8 классе iconУрок в 3-м классе по русскому языку. Урок провела: учитель I категории Мурадова Лейла Дамировна
«Развитие речи. Обучающее сочинение-описание по картине В. М. Васнецова «Аленушка»
Урок обществознания в 8 классе iconУрок-исследование в 9 классе. Тема: «Связь поэмы «Мёртвые души»
Урок-исследование в 9 классе. Тема: «Связь поэмы «Мёртвые души» Н. В. Гоголя с мифом, славянским фольклором» (по 5 главе)
Урок обществознания в 8 классе iconУрок литературы в 10 классе. Тема: «Умение ловить неуловимое» в стихотворении А. А. Фета
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в этом классе на уроке литературы. Говорят, что в произведении искусства отражается...
Урок обществознания в 8 классе iconУрок-презентация по рассказу В. Г. Распутина «Женский разговор»
...
Урок обществознания в 8 классе iconНа конкурс «Современная литература. Автор, который заставил меня задуматься. Урок» «Оставаться человеком…» (урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказам карельского писателя Александра Костюнина) учитель
Цель: образовательная познакомить учащихся с творчеством современного писателя, раскрыв глубину замысла
Урок обществознания в 8 классе iconУрок литературы и истории на тему: Преподаватель литературы: Миронова Е. В
Урок литературы и истории в 11 классе на тему: «Сталинградская битва в исторических документах, мемуарах и художественной литературе...
Урок обществознания в 8 классе iconУрок по литературе и истории в 11 классе «…Этот мир очарований, этот мир из серебра.» (поэзия Серебряного века)
Интегрированный урок по литературе 11 классе «…Этот мир очарований, этот мир из серебра» (поэзия Серебряного века)
Урок обществознания в 8 классе iconУрок литературы в 8 классе по теме «И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Проблема рассказа «Кавказ»

Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница