Элективный курс "Немецкая литература: ее вчера и сегодня" Белянина Наталия Васильевна, учитель немецкого языка Пояснительная записка




Скачать 141.54 Kb.
НазваниеЭлективный курс "Немецкая литература: ее вчера и сегодня" Белянина Наталия Васильевна, учитель немецкого языка Пояснительная записка
Дата конвертации01.01.2013
Размер141.54 Kb.
ТипЭлективный курс

Элективный курс "Немецкая литература: ее вчера и сегодня"


Белянина Наталия Васильевна, учитель немецкого языка



Пояснительная записка.

Курс «Немецкая литература: эпохи, произведения» предназначен в качестве элективного курса учащимся 10 класса в рамках предпрофильной подготовки с практической целью углубления и расширения знаний о литературе Германии.

Создание общеевропейского дома, расширение экономических, политических и культурных контактов, а также совершенствование системы участия в диалоге культур на современном этапе требует нового подхода к преподаванию иностранного языка. В связи с этим возникает потребность в обеспечении такой организации учебного процесса, которая способствовала бы формированию и развитию личности школьника.

Общее гуманитарное развитие детей в процессе изучения иностранного языка, неотделимо от знакомства с культурой страны изучаемого языка.

Художественная литература - важная часть культуры каждого народа- носителя языка. Изучение немецкой литературы в процессе обучения иностранным языкам дает возможность учащимся по-другому взглянуть на проблемы сверстников в стране изучаемого языка, познакомиться с особенностями культуры, понять национально-специфические особенности менталитета народа, сравнить стиль жизни, нравы и обычаи собственной страны и страны изучаемого языка.

Предлагаемые в курсе темы произведений позволят наиболее эффективно развивать коммуникативную компетенцию школьников, обогатят языковой запас актуальной лексикой, не встречающейся в учебниках, будут развивать умение говорить при обсуждении отдельных тем, совершенствовать умение чтения аутентичных текстов различного жанра. Введение элективного курса будет способствовать интенсификации учебного процесса и поддержанию мотивации к изучению немецкого языка.

Цели курса.

Основной целью курса является развитие внутреннего мира учащегося, становление его как творческой личности.

Практическая цель - формирование у учащихся умения читать, осмысливать и интерпретировать немецкие художественные произведения различных литературных жанров, аутентичные тексты, постепенно подвести их к умению читать немецкую литературу в оригинале, развивать у учащихся способность участвовать в диалоге культур, научить учащихся составлять письменные характеристики героев литературных произведений, выражать своё мнение, писать краткую аннотацию к тексту, реферат по теме.

Образовательные цели:

  • расширить филологический кругозор учащихся;

  • ввести учащихся в мир литературно- художественной культуры Германии, познакомить их с произведениями талантливых классиков, авторов разных эпох и литературных направлений, познакомить с новинками современной немецкой литературы;

  • подготовить их к профессиям, ориентированным на гуманитарный цикл;

  • углубить и расширить знания понятий и информации о литературе Германии, способствовать тем самым более глубокому пониманию своей культуры, своей литературы.

Культуроведческая цель - способствовать не простому накоплению знаний, а постижению духа, культуры, психологии, образа мышления немецкого народа.

Задачи курса.

- развивать творческий потенциал учащихся, их интеллектуальную, культурологическую, организаторскую активность;

- тренировать и совершенствовать основные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, изучающее);

- совершенствовать технику устного монологического и диалогического общения;

- развивать умение ориентироваться в феноменах иного образа жизни, критически осмысливать и тем самым обогащать собственную языковую картину мира;

- научить работать с различными учебными материалами;

- расширить объем страноведческих и лингвистических знаний;

- подготовить учащихся к участию в межкультурном общении на иностранном языке в письменной и устной формах с учётом их интересов и профессиональных устремлений;

- обучить учащихся умению письменно характеризовать героев литературных произведений;

- писать краткую аннотацию к тексту,

- заинтересовать сотрудничеством с немецким центром Гёте-института в г.Перми и литературными проектами, проводимыми данным центром;

- познакомить с содержанием международного литературного проекта Гёте-института “LeWiS”

Содержательная сторона элективного курса «Немецкая литература: ее вчера и сегодня»

Литературно-теоретические знания и умения:

  1. Знание основных эпох и направлений немецкой литературы.

  2. Знание основных родов, видов и жанров немецкой литературы.

  3. Знание ведущих представителей того или иного литературного направления.

  4. Знание основных средств художественной выразительности (метафора, гипербола, сравнение, эпитет, аллегория) и умение использовать их для характеристики писателя.

Лингвострановедческие знания:

- фоновая лексика (имена собственные, фразеологизмы, пословицы, афоризмы, историзмы, идиомы и т.д.);

- реалии (слова, обозначающие предметы национальной культуры, имена немецких писателей, географические названия, имена литературных героев);

- безэквивалентная лексика (слова, не имеющие аналогов в родном языке).

Тематика художественных произведений:

  1. Морально-этические проблемы.

  2. Культурно-бытовые темы.

  3. Социальные темы.

  4. Сказки.

Программа курса предусматривает развитие у учащихся целого ряда общеучебных и специальных умений.

Первая группа умений позволит учащимся овладеть наиболее приемами умственной деятельности, а вторая - адекватно воспринимать художественные произведения и отражать мысли и чувства в самостоятельном высказывании по поводу прочитанного.

Программа элективного курса рассчитана на 17 часов:

Их них 13 часов отводится на изучение основного материала, 4 часа - на выполнение тестов и итоговых работ, в ходе всего курса идет постепенное выполнение проектного задания по теме курса.

Основу занятий составляет базовый языковой материал. Темы курса не включены в школьную программу. Изучение курса позволит расширить знания по немецкому языку и немецкой литературе и будет способствовать формированию языковой и социокультурной компетенции школьников.

Для прохождения элективного курса "Немецкая литература: эпохи, произведения" используются современные технологические средства- диски, аутентичные тексты, ресурсы сети Интернет.

Программа элективного курса основывается на материалах лекций семинарских занятий методистов – мультипликаторов НКЦ им.Гёте в г.Перми, на изданиях издательства ""(серия "Читаем в оригинале"), образовательных ресурсах сети Интернет

Характеристика элективного курса " Немецкая литература: ее вчера и сегодня»

Основной задачей курса является привитие интереса к чтению художественной литературы на немецком языке в процессе знакомства с произведениями разных жанров. Курс "Немецкая литература: эпохи, произведения" способствует развитию умений читать с использованием языковой и контекстуальной догадки.

Ключевая задача курса - формирование элементарных умений интерпретации художественного произведения. Это следующие умения:

- передача содержания на фактологическом уровне;

- формулирование своей точки зрения, с её аргументацией;

- умение оценивать поступки и действия литературных героев;

- давать сравнительную характеристику героев;

- прогнозировать дальнейшее поведение героев;

Уметь выделять существенное и передавать главную мысль прочитанного текста.

Одной из задач курса является формирование умений восприятия на слух звукозаписи в языковом и содержательном отношении художественных произведений.

В области письма:

- составить и написать план художественного произведения (или отрывка произведения);

- написать содержание прочитанного от другого лица;

- сделать письменный перевод с немецкого языка на русский художественного произведения (стихотворения, рассказа или фрагмента повести).

Содержание курса

1 часть

1 . Введение. Основное содержание курса.

2. Характеристика основных литературных эпох и произведений.

3.Мы читаем немецкую прозу: Т. Манн, З. Ленц, Э. Кестнер, В. Шнурре, Е.М. Ремарк, И.В. Гёте, Ш.Хаберзак, У.Люгер, П. Маар, Песня о Нибелунгах, (Братья Гримм, Г. Гессе, В. Гауф, Э. Кестнер).

Материал для данного курса состоит из различных тематических блоков, каждый из которых включает произведения или отрывки из произведений немецких поэтов и писателей, задания по развитию речевых и грамматических навыков, чтения, а также краткие биографические данные об этих авторов.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Профилизация обучения в старшей школе напрямую соотносится с вводимым единым Государственным экзаменом по иностранному языку.

В связи с этим элективные курсы, создаваемые для повышения предметной компетенции, не могут игнорировать задачу подготовки к успешной сдаче ЕГЭ по избранному профилю.

Основной задачей курсов является развитие творческого потенциала учащихся, их интеллектуальной, культурологической, организаторской компетенции. В связи с этим наиболее перспективной оказывается накопительная оценка достижений типа портфолио, которая выставляется по завершении изучения каждой темы.

Формы контроля знаний.

1. Языковое тестирование:

а) лексико-грамматический тест;

б) тесты на понимание письменного и устного текстов, в основном в форме письменных ответов на предложенные вопросы открытого типа.

2. Написание реферата, содержащего обзор литературоведческой или критической литературы, либо рассказ о творчестве писателя, с которым учащиеся познакомились в рамках курса:- письменная работа жанре эссе по поводу конкретного произведения (рассказа или стихотворения).

3. Ролевые игры.

4. Подготовка и защита проектов.

5. Презентация доклада.

6. Проведение выставок.

Способы оценки учебных достижений учащихся.

Оценка достижений учащихся осуществляется:

- на уроках во время пленарных обсуждений;

- при презентации результатов творческих заданий;

- при выполнении итоговых тестов;

- при выполнении письменных работ (переводы, рефераты, коллажи, доклады, проекты, сравнительные характеристики).

Критерии оценки могут быть обсуждены и изменены с согласия и под руководством педагога.

В результате изучения курса "Немецкая литература: эпохи, произведения" учащиеся должны уметь:

- читать художественные тексты произведений, применяя различные виды чтения в зависимости от цели;

- выделять проблемные области в тексте, отбрасывать ненужное, второстепенное;

- анализировать произведение и осмысливать авторский текст;

- письменно переводить с немецкого языка на русский язык;

- проводить сравнительный анализ произведений;

- участвовать в литературных конференциях, дискуссиях;

- доказывать и отстаивать свою точку зрения, давать оценку;

- понимать на слух короткие лекции, доклады или сообщения об авторах, произведениях.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРТУРА: ЕЕ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ»


№ п./п

Раздел курса

Тема занятия

Кол-во часов

Формы занятия, виды деятельности учащихся.

Лексический материал

(тексты, авторы)

Грамматический материал

Формы контроля.

Оценка учебной деят-ти.

Дата

план

факт

1.




Краткий обзор 1 части курса. Цели и задачи.

«О периодах и эпохах немецкой литературы».

1

Ознакомиться с целями и задачами изучения курса, его содержанием.

Лекция-беседа.




Правила чтения числительных при обозначении дат, периодов летоисчисления.










2.




Краткий обзор 2 части. Цели и задачи.

«От автора до произведения».

1

Обзорная лекция.

Сопоставительная характеристика эпох и их представителей.




Правила чтения дат, употребление страдательного залога(Perfekt, Plusquamperfekt, Präteritum Passiv).










3.




„Nibelungenlied“ (Autor unbekannt) , „Das Lied von Hildebrandt“

1

Практикум. Работа с текстами (отрывки).

Просмотр видеофильма «Кольцо Нибелунгов».




Правила чтения и произношения, интонационные схемы.

Чтение и перевод.







4.




Трубадурская лирика.

Бюргерская народная литература.

W. von der Vogelweide

(1170-1230г.г.)


1

Практикум. Работа с текстами.

Дворцовые романы «Парсифаль», «Тристан и Изольда».




Ознакомительное чтение. Выборочный перевод.







5.




S. Brant (1457-1521)

G. Sachs(1494-1576)

Martin Luther und seine Bibelübersetzung

1

Практикум. Работа с текстами.

«Корабль дураков».

Шванки и Масленичные песни. Народные романы.


Диалекты: попытка создать «норму» языка.

Кто есть такой «Till Eulenschpiegel?» поиск ответа на вопрос.








6.




Erasmus von Rotterdam

(1469-1536г.г.)


1

Практикум. Работа с текстами.

«Похвала глупости»; «Разговоры запросто», «Гражданство обычаев детских », «Наставление христианского воина».




Работа с текстом (просмотровое или ознакомительное чтение).







7.




J. Biedermann,

G.Filipp Harsdörffer

D.K. von Lohenstein.

G. K. von Grimmelsgansen.

1

Практикум. Работа с текстами.

«Genodoxsus»,
«Kleopatra»,

«Sofonisbe»




Чтение с выборочным переводом.







8.




J.W. Goethe,

F. Schiller.


2

Комбинированное занятие.

Практикум. Работа с аудиозаписями, оригинальными текстами.

„Nachtgesang“ ; Mailied, Wanders Nachtlied, und andere Gedichte;

„Die Leiden des jungen Werthers“.

Правила литературного перевода. Вопросительные предложения.

Выразительное чтение наизусть (на выбор); литературный перевод отрывка произведения (конкурсный).








9.




Erich Kästner

1

Практикум. Работа с текстам. Овладение различными видами чтения.

«Das doppelte Lottchen».

Правила литературного перевода, специфика, экспрессия.

Чтение и перевод отрывка произведения.







10.




R.M. Rilke

1

Практикум. Чтение и перевод.

«Das Stunden-Buch»

Употребление страдательного залога, всех временных форм.

Чтение и составление аннотации к прочитанному отрывку.







11.




E.M. Remarque

(1898-1970г.г.)

2

Практикум. Составление пересказа, краткой аннотации прочитанного отрывка.

«Im Westen nichts Neues», Der Himmel kennt keine Günstlinge

Времена немецкого глагола: трудности перевода.

Чтение с пониманием основного содержания.







12.




W. Hauff

(1802-1827г.г.)

H. Hesse

1

Практикум. Работа с текстом сказок.

Der Zwerg Nase und andere Märchen.

Работа с элементами художественной выразительности

«Жанрирование» сказок.

Выполнить письменный перевод сказки, используя типичные средства художественной выразительности.







13.




Ernst Theodor Amadeus Hoffman (1776-1822г.г.)

1

Практикум. Драматизация историй.







Написать сценарий для фильма по сказке.









14.




Jacob (1785-1863г.г.) und Wilhelm (1786-1859г.г) Grimm.

Gottfried August Burger.

1

Комбинированное занятие. Групповая работа с текстом.

«Hänsel und Gretel.»

«Das Freiherrn von Münchhausen» ( einige Erzählungen).

«Till Eulenschpiegel.»




Составление диалогов по сказкам. Сочинить свою выдуманную историю.







15.




Charlotte Habersack

1

Практикум

Индивидуальная работа

Bergkristalll,

Timo darf nicht sterben,

Der Tote im See




Чтение с представлением аннотации к любому из произведений







16.




Paul Maar

1

Групповая работа с текстом.

Jakob und der große Junge




Подготовиться к презентации проектных заданий (актуальность, востребованность, познавательность







17.




Итоговая работа


1

Практикум.

Демонстрация и защита пректов.







Лексико-грамматический тест







Похожие:

Элективный курс \"Немецкая литература: ее вчера и сегодня\" Белянина Наталия Васильевна, учитель немецкого языка Пояснительная записка iconРабочая программа дополнительного образования. Кружок немецкого языка во втором классе «Немецкие праздники» Евтюкова Равза Мизбаховна, учитель немецкого языка Пояснительная записка
Евтюкова Равза Мизбаховна, учитель немецкого языка мбоу города Костромы «сош №3 с углублённым изучением отдельных предметов»
Элективный курс \"Немецкая литература: ее вчера и сегодня\" Белянина Наталия Васильевна, учитель немецкого языка Пояснительная записка iconЛитература Тема учебно-исследовательской работы: «Поэтика заглавий рассказов О. Генри»
Научный Цыбенко Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы, кандидат филологических наук
Элективный курс \"Немецкая литература: ее вчера и сегодня\" Белянина Наталия Васильевна, учитель немецкого языка Пояснительная записка iconУрока
Элективный курс предназначен для учащихся 9-10 классов (также может преподаваться в 11 классе как факультативный курс)
Элективный курс \"Немецкая литература: ее вчера и сегодня\" Белянина Наталия Васильевна, учитель немецкого языка Пояснительная записка iconЭлективный курс Физика: путь поисков и открытий
Данный курс предназначен для учащихся 10-х классов, обучающихся в индустриальном классе, проявляющих интерес к физике, желающих познакомиться...
Элективный курс \"Немецкая литература: ее вчера и сегодня\" Белянина Наталия Васильевна, учитель немецкого языка Пояснительная записка iconЛитература. Тема: «О, не верьте этому Невскому проспекту!»
Авторы урока: Пищенко Людмила Васильевна – учитель литературы (pich59@inbox ru); Крутоверцева Алла Владимировна – учитель информатики...
Элективный курс \"Немецкая литература: ее вчера и сегодня\" Белянина Наталия Васильевна, учитель немецкого языка Пояснительная записка iconКсенофонтова Туйаара Васильевна учитель английского языка Оглавление
Использование стихов, рифмовок, песен на уроках, как средство развития интереса
Элективный курс \"Немецкая литература: ее вчера и сегодня\" Белянина Наталия Васильевна, учитель немецкого языка Пояснительная записка iconЭлективный курс по русскому языку «Секреты художников слова»
Данный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса. Его значение в условиях современной школы определяется...
Элективный курс \"Немецкая литература: ее вчера и сегодня\" Белянина Наталия Васильевна, учитель немецкого языка Пояснительная записка iconА. А. Жданов
Мы сегодня не те, что были вчера, и завтра будем не те, что были сегодня. Мы уже не те русские, какими были до 1917 го­да, и Русь...
Элективный курс \"Немецкая литература: ее вчера и сегодня\" Белянина Наталия Васильевна, учитель немецкого языка Пояснительная записка iconЭлективный курс «По страницам «Евгения Онегина»
Цели и задачи: интегративный курс позволит расширить филологическую компетенцию обучающихся как литературоведческую, так и лингвистическую....
Элективный курс \"Немецкая литература: ее вчера и сегодня\" Белянина Наталия Васильевна, учитель немецкого языка Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе
«Литература». Ч. 1 7 класс, автор Коровина В. Я. и др. М., «Просвещение», 2010 г
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница