Урока и буклета. Предмет




Скачать 166.67 Kb.
НазваниеУрока и буклета. Предмет
Дата конвертации31.12.2012
Размер166.67 Kb.
ТипУрок
Проект

«Богатырская тема в искусстве»
Масленко Ларисы Александровны,

учителя музыки и МХК

МОУ «Лицей №1 пос. Львовский»

Подольского муниципального района МО

Цель проекта: создание методической разработки урока по теме «Богатырская тема в искусстве», состоящей из презентации, развёрнутого плана урока и буклета.

Предмет: музыка

Программа: Д. Кабалевского

Класс: 5 класс, 3 четверть, «Можем ли мы увидеть музыку?»

Тема урока: «Богатырская тема в искусстве»

Тип урока: урок-исследование, усвоение новых знаний, комбинированный.

Форма урока: интегрированный урок

Ведущий метод: проблемно – поисковый, игровой (игра-путешествие)

Основной проблемный вопрос: В современном мире, есть ли необходимость вспоминать о богатырях, войне, воспитывать молодёжь на героических произведениях? Нужна ли эта тема?

Методы исследования:

  • изучение произведений искусства;

  • работа с интернет-ресурсами;

  • разгадывание ребуса;

  • анализ проделанной работы

Методы обучения:  

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод художественного контекста;

  • метод сравнения;

  • метод размышления о произведениях искусства;

  • словесные методы: диалог, беседа, разъяснение, дискуссия

Цели урока: Показать многостороннюю связь между видами искусств на примере “Богатырской темы”.

Задачи:
Воспитывающие:

  1. Воспитывать патриотизм, гордость за свою страну, способствовать осознанию причастности себя к её историческому прошлому и ответственности за её будущее.

  2. Воспитание гражданской позиции, любви к истории Отечества через произведения искусства путём высказывания своего мнения  о значимости этих произведений для учащихся.

  3. Формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства.

  4. Воспитание самостоятельности, коммуникабельности, умения принимать решение.

Развивающие:

  1. Развитие личности. Затронуть чувства ребёнка, ощущение своего «Я».

Тема должна быть ему близка.

  1. Развитие ассоциативно-образного мышления учащихся, актуализация знаний о том, как историческое  прошлое Родины находит  отражение  в художественных  образах живописи, архитектуры, скульптуры.

  2. Развитие у учащихся внутреннего слуха и внутреннего зрения - основу творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области жизни.

  3. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученные ЗУН в ситуации интеграции изучаемой темы с созвучными в других предметных областях, переносить полученные выводы в повседневную жизнь.

Обучающие:

  1. Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера.

  2. Развивать интонационное мышление - способность постигать интонацию во всём окружающем мире.

  3. При работе над  песенным  репертуаром  добиваться эмоционального исполнения, ансамблевого звучания, выразительности солистов и хора.

Актуальность: Рассмотреть образы сильных, мужественных защитников нашей Отчизны в разных видах искусства.

Планируемый результат:

Предметный :

  • Познакомить с новыми музыкальными произведениями и произведениями других видов искусств созвучными теме урока.

  • Установить связь музыки с другими видами искусства;

  • Формировать эмоциональное отношение к музыке;

Личностный:

  • Мотивационный- желание вернуться к пройденному материалу и перечитать роман; желание анализировать в мире искусства?

  • Ценностный- развитие уровня моральных ценностей, развитие положительной самооценки за счет успешного выступления на уроке, умения работать в команде, понимание ценности полученного на уроке по литературе опыта.

Метапредметный:

  • Применение знаний полученных при изучении «Богатытской темы в искусстве» на уроках литературы, истории, изобразительного искусства.

  • Полученные навыки по развитию речи, умению анализировать и умению вести диалог, дискуссию, выстраивать систему аргументации и контраргументации могут быть применены как на предметах гуманитарного цикла( истории), так и за пределами школы- коммуникативный результат.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьтер, буклет к уроку.

Музыкальный ряд:

  • Экспозиция 1-й части Симфонии № 2 (Богатырской) А.П. Бородина

  • Богатырские ворота. М.П. Мусоргский

  • Музыка для физминутки (Богатырская сила муз. А. Пахмутовой)





Зрительный ряд:

  • Репродукции: Богатыри. В.Васнецов, гравюра портрет А. Невского

Александр Невский. П. Корин. Центральная часть триптиха.

Портреты А.П.Бородина и В.М.Васнецова

Картины В.Гартмана

  1. Видеофрагменты: Александр Невский. Фрагмент из к/ф реж. Эйзенштейна

Былина «Три богатыря ». Исполняет Г.И.Лавров (фрагмент).

Использование ИКТ: На уроке используется мультимедийный проектор. Весь зрительный ряд представлен в виде демонстрации слайдов.

Ход урока:

Класс заранее разделился на три группы (музыканты, художники, литераторы).

Опережающее д/з: найти текстовый материал по группам («музыканты» – о А. Бородине, «художники» – о В. Васнецове, «литераторы» – о былинах)

Этап урока

Продолжительность

Метод обучения

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Средства обучения

Примечание

I. Вводная часть.

1.Организация, ввод в тему и целеполагание .

2 мин.

Словесный, информационный.

Вступительное слово, постановка главного вопроса.

Слушание.

Слайд №1-2: тема урока, цель, задачи

Слайд №3: главный вопрос.




II. Основная часть.

1.Постановка, обсуждение и решение проблемного вопроса: Богатырство - что это?

5 мин.

Проблемно – поисковый, словесный, информационный.

Организует деятельность учащихся, задает вопросы, участвует в обсуждении проблемного вопроса.

Выступают «литераторы»: рассказывают о богатырях, былинах.


Слайд №4 - №8: определение богатырей, былин, качества богатыря, слайд с изображением гуслей





2. Богатырская тема в литературе.

3 мин.

Наглядно-слуховой, объяснительно-иллюстративный, информацион

ный.

Рассказывает о Г. Лаврове, организует деятельность учащихся, задает вопросы

Слушают учителя, фрагмент былины о «Трёх богатырях» в исполнении Геннадия Лаврова.

Слайд №9 – о Г. Лаврове.

Аудио запись былины о «Илья Муромец».




3.Виртуальная экскурсию в художественную галерею.

5 мин.

Игровой, словесный, информацион

ный.

Организует виртуальная экскурсию в художественную галерею, задает вопросы.

«Художники» рассказывают о В. В. Васнецова и его картине “Богатыри”

Слайд №10 –12: картинная галерея.

Слайд №13-14: портрет В.Васницова, картина «Три богатыря».




4.Физминутка.


2 мин.

Игровой.

Читает стихотворение, показывает упражнения.

Делают упражнения под музыку.

Слайд №15. Фонограмма песни С. Намин «Эх, да надо бы жить красиво»




5.Путешествие в консерваторию.

8 мин.

Игровой, наглядно-слуховой, словесный, информацион

ный.

Организует виртуальная экскурсию в консерваторию, задает вопросы, организует дискуссию, помогает учащимся проанализировать музыкальные произведения.

«Музыканты» рассказывают о А.Бородине .

Прослушают отрывок из «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.

Рассказывают о «Картинках с выставки” М.П.Мусоргского, слушают “Богатырские ворота” М. Мусоргский.


Слайд №16 – 17: консерватория, портрет А.П. Бородина.

Аудио запись «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.

Слайд№18 - "Слова-характеры к музыке»

Слайд №19 – 20: портрет Мусоргского, картины В.Гартмана.

Аудио запись “Богатырские ворота” М. Мусоргский.




6.Знакомство с образом защитника русской земли Александра Невского

3 мин.

Словесный, объяснительно-иллюстратив

ный.


Рассказывает об Александре Невском, организует просмотр фильма.

Слушают учителя, смотрят фрагмент фильма.

Слайды №21-25: П. Корин «А.Невский», иконы, скульптуры А.Невского.

Фрагмент фильма С. Эйзенштейна “Александр Невский”.




7.Вокально-хоровая работа.

"Песня о маленьком трубаче" С. Никитина.


5 мин.

Эмоционально-образный, практический.

Знакомит уч-ся с содержанием песни, работает над эмоционально-выразительным исполнением.

Слушают и разучивают песню.

Слайд №26: слова песни.

Аудио запись песни « О маленьком трубаче"




8. Постановка, обсуждение и решение проблемного вопроса: « В современном мире есть ли необходимость вспоминать о богатырях, войне, воспитывать молодёжь на героических произведениях?

5 мин.

Работа по группам.

Организует деятельность учащихся, задает вопросы, участвует в обсуждении проблемного вопроса.

Дискутируют, представляют различные точки зрения, отстаивают свою.

Слайд №27: вопрос и три варианта ответов.





III. Обобщение полученных знаний.

1.Ответы на обобщающие вопросы учителя.

3 мин.

Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.


Задает вопросы, оценивает ответы уч-ся.

Отвечают на поставленные вопросы.

Слайд №28:схема «В каком виде искусства проявилась Богатырская тема?»





2.Разгадывание ребуса.


2 мин.

Игровой.

Организует деятельность уч-ся по решению ребуса.


Решают ребус.

Слайд №29-30: ребус.




3.Ответ на главный вопрос урока.


2 мин.

Проблемно – поисковый.

Выслушивает ответы уч-ся, комментирует их.

Отвечают на вопрос, отстаивают свою точку зрения.


Слайд №31: главный вопрос.




VI. Рефлексия.


2 мин.

Диалог.

Задает вопросы, выслушивает уч-ся, комментирует, благодарит уч-ся.


Отвечают на вопросы.

Слайд №32: итоговый слайд.




V. Домашнее задание.


1 мин.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.


Дает домашнее задание

Записывают домашнее задание.









ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Класс заранее разделился на три группы (музыканты, художники, литераторы).

Опережающее д/з: найти текстовый материал по группам (музыканты – о А. Бородине, художники – о В. Васнецове, литераторы – о былинах)
Ход урока:

Организационный момент.
I. Вводная часть (Слайд №1-2: тема урока, цель, задачи)

Учитель: Дорогие ребята!

Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве как песня-гимн силе русского народа.

Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, музыке, живописи, театре, кино. Образ богатыря родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины

Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие во времени. Вы увидите, как в музыке, живописи и литературе раскрывается "богатырская" тема. Для того, чтобы наше путешествие было интересным и познавательным, нам нужно поставить главный вопрос, исходящий из темы сегодняшнего урока, поиск ответа на который и станет нашей основной задачей.

О чём рассказывают люди, которым дар великий дан,
В произведениях искусства сквозь время и границы стран
Вести беседу прямо с сердцем, в нас сея мудрости цветы,
И верить в то, что мы услышим, достигнув новой высоты? (Слайд №3 – Главный вопрос )
II. Основная часть (Слайд №4 – Богатырство - что это?)

Учитель: (Проблемный вопрос) Богатырство - что это?

А существуют ли сказки о богатырях? Слово литераторам.

ВЫСТУПАЮТ ЛИТЕРАТОРЫ: о богатырях, былинах

(Слайд №5 - №8 – определение богатырей, былин, качества богатыря, слайд с изображением гуслей)

Вопросы классу :- Богатырь –это…/ Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины./

- Что такое былина? /Былины - это один из древних жанров русских народных песен./

- Когда на Руси появились былины? Почему? / Ученые предполагают, что появились былины более тысячи лет назад.

- Кто является автором былин? Почему? /народ/

- Кому посвящаются былины? /Богатырям-защитникам Руси/

-Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? / Оно многозначное./

- Какими качествами наделен богатырь / Человек крепкого телосложения; сильный, храбрый, умный, отважный (показать слайд)/

- Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу./ Силач, воин, защитник, витязь/

- Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой.

- Как исполнялись былины? / Пелись былины под аккомпанемент гуслей./

- А как звали- величали людей складывающих и поющих былины. /Бояны/

Учитель: С конца 18 начала 19 века былины стали исполнятся без инструментального сопровождения, самыми известными исполнителями стали- уральская песенница Елена Сапогова и Трофим Рябинин -народный певец, сказитель былин ; и в наше время Г.Лавров, Любовь Муравьёва.

Слушание фрагмента былины « Илья Муромец» в исполнении Геннадия Лаврова._ (Слайд №9 – о Г. Лаврове.)

Учитель : О чём рассказывается в былине? Какие особенности исполнения вы можете отметить?

В каком искусстве проявилась тема богатырей, и в каком виде она представлена?

Какой вывод можно сделать из сказанного?

ВЫВОД: О богатырях написано много литературных произведений.

(Слайд №10 – картинная галерея )Учитель: Живописные полотна Васнецова, Рериха, Врубеля, Репина воспели далекое легендарное прошлое древней Руси. В 20 веке патриотический характер былин предопределил интерес к ним в особые моменты русской истории, тяжелые годы военных испытаний. Художники сказочно-былинного жанра воспевали далекое легендарное прошлое древней Руси и открывали для современников истоки национальной культуры

Сегодня, ребята, мы отправимся в виртуальная экскурсию в художественную галерею и поможет нам в этом команда Художников.
ХУДОЖНИКИ: рассказывают о В. В. Васнецова и его картине “Богатыри” (Слайд №13-14 – портрет В.Васницова, картина «Три богатыря)

Вопросы закрепления :

-Какие три богатыря изображены на картина В. Васнецова ;

- В каком искусстве проявилась тема богатырей, и в каком виде она представлена?

ВЫВОД: В живописи представлена богатырская тема.
Физминутка. (под С. Намин «Эх, да надо бы жить красиво») Слайд №15.

Дружно встали – раз, два, три –

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и ещё через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Учитель: А как вы думаете в русской музыке можно изобразить образ Богатырей и раскрыть всю силу духа их характера. Как по- вашему, может звучать музыка воссоздающая образ Богатырей?

А теперь отправимся в консерваторию и поможет нам в этом путешествии команда Музыкантов.
МУЗЫКАНТЫ: рассказывают о А.Бородине (Слайд №16 – 17. Консерватория. Портрет А.П. Бородина.)

Учитель: Когда Васнецов закончил свою картину «Богатыри», он говорил, что ему хотелось, чтобы картина «зазвучала как музыка…». И вот она зазвучала в «Богатырской симфонии» Александра Порфирьевича Бородина.

Аудио запись “Богатырские ворота” М. Мусоргский.

Прослушивание отрывка из «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.

- Какие образы возникли у вас при прослушивании симфонии? Почему?

- Какие музыкальные средства использовал композитор для создания богатырских образов? (Громкость, динамика, темп).

- Какие чувства вызвала эта музыка?

- Кто сделает вывод из сказанного?

- Какие мысли скрывает эта музыка?

- Изобразительность или выразительность стоят в ней на первом месте?

- Нет ли в этом произведении послания нам – слушателям? А если есть, то что в нём?

-Выберите слова подходящие к характеру музыке (Слайд№18 - "Слова-характеры к музыке» )
МУЗЫКАНТЫ: рассказывают о Картинках с выставки” Мусоргского. (Слайд №19 – 20: портрет Мусоргского, картины В.Гартмана.)

Слушание: фрагмент “Богатырские ворота” М. Мусоргский.

-Охарактеризуйте первую

-Итак, что же нарисовала музыка в вашем воображении?

- Чей образ вырисовывается уже с первых звуков музыки?

“Богатырские ворота” музыка, которая вполне могла бы стать российским гимном, столько в ней силы и мощи, так прочна в ней связь с русским народным духом – эта мелодия напоминает широкую величальную песню. Чтобы картина сверкающих богатырских ворот в городе Киеве стала еще более впечатляющей, Мусоргский украшает мелодию прорезающими гаммами и завершает тему колокольным звоном.

ВЫВОД: Богатырские образы может создать музыка.
Фрагмент фильма С. Эйзенштейна “Александр Невский”.

Учитель: Сейчас я тоже хочу рассказать вам одну интересную и увлекательную историю.

Давным-давно много лет назад в 13 веке на Руси жил великий и храбрый воин, полководец, легендарный защитник русской земли Александр Невский. Был он великим князем и много сделал для своей страны, одержал много побед в боях за свободу России и память о нем живет и по сей день.

Великий образ князя запечатлён в картине Корина «А. Невский» и в кантате

С. Прокофьева «А. Невский». (Слайды №21-24: П. Корин «А.Невский», иконы, скульптуры А.Невского.)

Обратите внимание на взгляд князя.

Вопрос: Что он выражает?

Ответ: Взгляд смелый, напористый, решительный.

Вопрос: Какой жест князя выражает уверенность и героический настрой А. Невского.

Ответ: Меч в руках князя.

Учитель: Да, ему принадлежат слова «Кто с мечом придёт, тот от этого меча и погибнет».

Итак, слушаем.

Восприятие музыки и картины.

-В 1938 году кинорежиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн снял замечательный фильм “Александр Невский”. Музыку к кинофильму написал композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Предлагаю вам посмотреть несколько кадров из этого фильма. (Фильм Слайд №25).
Учитель: Ребята, а в наше время есть богатыри? А дети – богатыри?

Маленький богатырь – какое интересное сочетание слов. Но ведь такие, действительно есть. Во все времена были свои герои.

Вокально-хоровая работа.

"Песня о маленьком трубаче" С. Никитина (слушание, разучивание )

Слайд №26: Слова песни. Аудио запись песни « О маленьком трубаче"

-Что героического совершил маленький трубач (посмотрите текст песни).

Скажите ребята, можем мы считать маленького трубача маленьким «богатырём»? Маленький трубач – маленький богатырь? Сила песни, музыки, богатырская сила подняла израненный полк – в этом сила маленького трубача. Убеждённость в правоте, сила духа, любовь к Родине – удесятеряют силу человека! И маленький может быть богатырём, героем. У подвига нет возраста.
Учитель: Узнав сегодня столько нового, познакомившись с множеством произведений на героическую (богатырскую ) тему, подумайте над вопросом и примите решение: « В современном мире, есть ли необходимость вспоминать о богатырях, войне, воспитывать молодёжь на героических произведениях? Нужна ли эта тема?» Есть 3 ответа. Вам надо выбрать: Да. Нет. Неуверен.( Слайд №27: вопрос и три варианта ответов.)

Не обсуждайте этот вопрос, просто молча займите места в соответствии со своим мнением.

(Работа в группах)   
III. Обобщение темы урока.

Вопросы для обобщения : (выполняет весь класс)

-В каких видах искусствах проявилась богатырская тема? (Слайд №28:схема)

- Почему художники, композиторы, актеры обращают внимание на Богатырскую тему?

-Скажите, что общего между прозвучавшей музыкой, былинами и просмотренными вами картинами? (Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности изображают героические образы своего народа).

Разгадывание ребуса: Музыку каких композиторов мы сегодня слушали? (Слайды №29-30)

Ответ на главный вопрос урока: (Слайд № 31)

- Можете ли вы назвать путь, которым пришли богатыри к победе, путь, который из глубины веков услышали и передали нам сквозь время композитор и художник?

О чём рассказывают люди, которым дар великий дан,
В произведениях искусства сквозь время и границы стран
Вести беседу прямо с сердцем, в нас сея мудрости цветы,
И верить в то, что мы услышим, достигнув новой высоты? (ответы ребят)

VI. Рефлексия. (Слайд № 32)

  1. Что Вам больше всего понравилось на уроке?

  2. В решении какого вопроса ты был наиболее активен?

  3. Что Вам не удалось выполнить и почему?

  4. Какие бы вопросы ты задал учителю, товарищам и автору произведения?

  5. Какое произведение на тебя произвело большее впечатление?

  6. Что вам удалось лучше всего, а что хуже?

  7. Какие этапы вы прошли, готовясь к уроку: искали информацию в интернете ;

искали текстовый материал к теме (биографии композиторов, о музыке композиторов)?
Спасибо за откровенные мысли, за активность на уроке!
V. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок к «Богатырской симфонии» А.П. Бородина

Прочитать сказку Салтыкова-Щедрина «Богатырь». Задуматься над тем, каких людей в жизни можно считать настоящими богатырями, каких мнимыми.
 

Источники информации:

«Русская музыка в школе». - М.: ВЛАДОС. 2003, Рапацкая Л.А.

Методическое пособие «Воспитание музыкой».

Л. П. Маслова «Урок музыки - урок искусства».

http://festival.1september.ru/articles/561752/

http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/bogatyrskaya-tema-v-iskusstve

http://martushi.tara.omskedu.ru/page42.html

http://www.proshkolu.ru/user/lyubow5906685/file/2053108/

Похожие:

Урока и буклета. Предмет iconТема урока Кол-во часов
Введение. Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. Взаимосвязь характера и обстоятельств
Урока и буклета. Предмет iconУроку по предмету Предмет Литература Класс -7класс Программа/учебник, к которым составлен комплект -«Программы общеобразовательных учреждений. Литература»
Комплект электронных образовательных ресурсов к уроку по предмету Предмет Литература
Урока и буклета. Предмет iconПлан-конспект урока тема урока: а
Цель урока: познакомить учеников с некоторыми фактами биографии А. С. Пушкина (детство, юность)
Урока и буклета. Предмет iconНазвание, предмет

Урока и буклета. Предмет iconТематическое планирование (Биология 7 кл.) Тема Общие сведения о многообразии животных (5 часов) Введение в предмет. Основные признаки животных. Взаимоотношения между организмами. Место и роль животных в природе. Класс
Введение в предмет. Основные признаки животных. Взаимоотношения между организмами. Место и роль животных в природе. Классификация...
Урока и буклета. Предмет icon«Литература, история, английский язык», создание и защиту буклета по заданной теме. Учащиеся подбирают интересующий их афоризм, анализируют его происхождение в творчестве писателя и в буклете выражают собственное мнение, отношение к данному высказыванию. Последующее обсуждение афоризмов помогает рас
Последующее обсуждение афоризмов помогает рассмотреть их с разных точек зрения, научиться выражать собственное мнение и умение выслушивать...
Урока и буклета. Предмет iconТема урока: Сергей Есенин. Жизнь и творчество. Цель урока
Цель урока: познакомить учеников с особенностями мировосприятия поэта; показать народность творчества С. Есенина
Урока и буклета. Предмет iconУрока Тема урока Цели и задачи урока

Урока и буклета. Предмет iconПлан-конспект урока тема урока: И. С. Тургенев. «Муму». Духовные и нравственные качества героя
Цель урока: показать через сопоставления Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, духовное и нравственное превосходство...
Урока и буклета. Предмет iconПеречень электронных образовательных ресурсов Предмет: иностранный язык. 2012 – 2013 учебный год

Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница