Реализация концепции формирования читательской компетентности учащихся в образовательной деятельности




Скачать 182.69 Kb.
НазваниеРеализация концепции формирования читательской компетентности учащихся в образовательной деятельности
Дата конвертации31.12.2012
Размер182.69 Kb.
ТипДокументы

Груздева И.В., Сурдуковская С.В.

Груздева И.В., директор

МАОУ «Гимназия №10» г. Перми,

Сурдуковская С.В.,

заместитель директора по НМР.
Реализация концепции

формирования читательской компетентности учащихся

в образовательной деятельности
Задачу приобщения современных школьников к чтению педагогический коллектив гимназии рассматривает как составную часть решения проблемы качества общего образования. Разработка концепции формирования читательской компетентности учащихся в образовательной деятельности гимназии, являющейся центром инновационного опыта по теме «Способы и средства развития грамотного чтения», была актуализирована двумя причинами: возрастающей значимостью чтения как базовой интеллектуальной технологии, важнейшего ресурса личностного роста, источника приобретения знаний и преодоления ограниченности социального опыта; необходимостью выявления проблем детского и юношеского чтения в гимназии и поиска возможностей их решения.

Стратегическая цель концепции - создание системы поддержки и развития детского и юношеского чтения в образовательном пространстве гимназии.

Концепция формирования читательской компетентности учащихся в образовательной деятельности МАОУ «Гимназия № 10» построена на основе Национальной программы поддержки и развития чтения - документа, определяющего политику развития и поддержки чтения в Российской Федерации; аналитических материалов, содержащих результаты социологических исследований, проведенных библиотеками для детей и юношества субъектов Федерации, исследований, посвященных проблемам читательской культуры (С.М. Бородин, В.А. Бородина, Т.Г. Браже, Т.Г. Галактионова, О.Е. Галицких, Л.А. Николаева, И.И. Тихомирова, и др.) и феномену информационной культуры (В.А. Бородина, Г.Г. Воробьев, Н.И. Гендина и др.).

Теоретико-методологической базой концепции формирования читательской компетентности учащихся в образовательной деятельности являются работы «Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты» В.А. Бородиной, «Чтение как социально-педагогический феномен Открытого образования» Т.Г.Галактионовой.

Изучение основных научных характеристик феномена «чтения», анализ современных педагогических подходов к решению проблемы чтения в нашей стране и за рубежом позволил педагогам гимназии выявить следующие группы противоречий, разрешению которых может способствовать реализация концепции.

Противоречия социокультурного плана – между постоянно растущими требованиями к уровню читательской компетентности как фактору успешной социализации в условиях информационного общества и прогрессирующими тенденциями функциональной неграмотности среди молодежи.

Противоречия научного плана – между обширными знаниями в возможных диапазонах исследования чтения и недостаточностью теоретических знаний о чтении как социально-педагогическом феномене открытого образования.

Противоречия педагогического плана:

  • между стратегией современного образования на освоение школьниками базовых компетентностей: учиться знать, учиться делать, учиться жить вместе, учиться быть, и недостаточной разработанностью педагогических методов и технологий, адекватных решению этих задач, в частности в сфере развития детского и подросткового чтения;

  • между декларируемой гуманитаризацией современного образования и неготовностью педагогов к активному использованию потенциала чтения в освоении школьниками предметных областей знания;

  • между ориентацией современного образования на непрерывное усиление роли самостоятельной деятельности школьников и недостаточной компетентностью педагогов в вопросах эффективных стратегий работы с текстом.

Противоречия организационно-методического плана:

  • между обширным образовательным потенциалом современного социума в плане развития чтения школьников и отсутствием необходимого опыта социального партнерства гимназии в этом вопросе;

  • между интегративным характером педагогической деятельности, направленной на развитие чтения школьников, и недостаточной ориентацией педагогов на командное взаимодействие в решении проблемы;

  • между высоким педагогическим потенциалом визуальной культуры и отсутствием практических разработок по проблеме целенаправленного педагогического дизайна образовательного пространства образовательного учреждения, ориентированного на развитие культуры школьников;

  • между прогрессирующим развитием медиаресурсов и минимальным использованием их потенциала в практической деятельности по приобщению к чтению.

Противоречия процессов развития культуры чтения школьников:

  • между престижностью чтения среди учеников начальной школы и нигилизмом по отношению к чтению среди старшеклассников;

  • между широким выбором книжных изданий и неумением школьников самостоятельно выстроить круг своего чтения.

Концепция выполняет функцию стратегического документа, так как содержит основные идеи организации работы по приобщению к чтению учащихся гимназии, на основе которого осуществляется планирование исследовательской и образовательной деятельности педагогического коллектива по реализации проекта ЦИО.

Ведущими в концепции стали следующие идеи.

  1. Чтение – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни. Необходимо, чтобы оно стало инструментом успешной деятельности подрастающего поколения в различных сферах жизни.

  2. Чтение – непременное условие вхождения в культуру. Культура для подростка становится органичной средой его обозначения и проявления его собственного «Я». Его главный мотив деятельности в культуре – обнаружение себя, своих собственных смыслов в системе символов и образов.

В условиях современного образовательного учреждения повышенного уровня образования может быть создана развивающая образовательная среда, в которой культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего развития ребенка.

  1. Активизация читательской деятельности детей и подростков возможна под влиянием целенаправленной системы педагогических условий, которыми являются: деятельностный подход в обучении приемам (стратегиям) чтения; организация педагогических ситуаций, стимулирующих читательскую активность детей и подростков; новые направления в совместной работе школы, библиотеки, семьи. В период обучения в гимназии ученик должен освоить различные стратегии развивающего, творческого, интеллектуального, делового чтения.

  2. Педагоги гимназии должны овладеть актуальными методиками и технологиями работы с текстами и оказывать помощь учащимся в освоении базовых стратегий, объединяющих чтение печатного и экранного текстов.

Административный анализ показал, что в учебно-воспитательном процессе гимназии отсутствует понимание приобщения к чтению как общепедагогической задачи, равно как и недооценивается возможность предметной интеграции и воспитательной деятельности образовательного учреждения. А имеющиеся педагогические технологии не всегда эффективно позволяют решать проблему приобщения к чтению детей с разным уровнем мотивации. Традиционных методических ресурсов уже недостаточно, поэтому актуальной стала для педагогов задача создания методической системы социально-педагогического сопровождения приобщения к чтению современных школьников.

Перспективным направлением деятельности для педагогов начальной школы и учителей литературы стала разработка и реализация «надпредметной» программы приобщения к чтению «Грамотное чтение», введенной в учебный план гимназии для учащихся 2-9-х классов. Практика преподавания курса в 2009-10 учебном году показала, что понимание текста может быть подготовлено усвоением рациональных стратегий и системой творческих заданий на компетентностной основе. Стратегия чтения (по Н.Н.Сметанниковой) представляет собой группу действий и операций, организованных для достижения цели – полноценного освоения содержания текста – и подчиненных движению к ней. Она включает в себя план, программу операций, совершаемых читателем с текстом, таких как анализ и синтез получаемой информации, оценку собственного понимания текста, размышление о читаемом, отношение к нему. Присваивая стратегии и применяя их осознанно, чтец становится компетентным читателем. Стратегии реализуют программу умственных действий на всех этапах чтения, связанных с поиском, отбором, восприятием, осмыслением, пониманием и закреплением информации. Они служат основой запоминания и последующего воспроизведения прочитанного, дают возможность лучше усвоить содержание текста, повышают эффективность чтения, активизируют мышление. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение следующих навыков: различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки; распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема, ее составляющие; собственно понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации. Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения. На занятиях курса учащиеся осваивают стратегии чтения и письма на разнообразных разножанровых текстах. Каждое задание обязательно создает ситуацию чтения, выполняя которое ученик должен выбрать способ чтения: ознакомительное, просмотровое, изучающее (или аналитическое), выборочное, медленное.

Освоение различных видов и стратегий чтения организуется в разных формах: в индивидуальной или в групповой работе с вопросами и заданиями компетентно ориентированного характера. В продуктивной совместной деятельности возникает оптимальная возможность развития коммуникативной компетентности учащихся. Выполнение компетентностно ориентированных заданий требует от учащегося изучающего (или аналитического) чтения – чтения, включающего действия по выявлению, интерпретации и созданию новых смыслов. Цель чтения формулируется ими через задания и вопросы, создающие коммуникативно-творческую задачу: например, высказать собственную точку зрения на проблему в письменной форме. Результаты выполнения компетентностно ориентированного задания учащиеся отражают в устной или письменной форме. Итогом проведения информационно-смыслового анализа текста может быть устное или письменное высказывание, адекватно передающее прочитанную информацию с разной степенью компрессии. Выполнение заданий на компетентностной основе позволяет обеспечить развитие следующих умений - составляющих информационной компетентности: быстро читать и извлекать необходимую для ответа информацию из текста, представленную в скрытом или явном виде, четко формулировать свои мысли по конкретному вопросу.

Представим пример задания для учащихся 7 класса.

1. В наш быт прочно вошли пластиковые бутылки, контейнеры и посуда. Но одновременно с «пластификацией» все чаще появляются сообщения об опасности, которую таит в себе этот материал: при определенных условиях он выделяет токсичные соединения, которые, попадая в организм человека, исподволь подтачивают его здоровье. Прочитайте текст «Пластик и еда. Правила безопасности». (Прим. Использована статья из журнала «Домашний очаг», № 4, 2009 г.).

2. Используйте стратегию «Пузыри» для выделения проблематики текста, причин и последствий явления.

3 .Сформулируйте и запишите правила безопасного для здоровья использования пластиковой посуды.

Пример задания для учащихся 8 класса.

  1. Прочитайте статью «Красноречивее всех дипломатов в мире». (Прим. Использована статья из журнала «Мы - земляки» (№ 1-2, 2010 г.).

  2. Выделите интересные факты, эпизоды из истории города. Найдите основания для их классификации. Оформите их в таблице.

  3. Чем руководствуется автор в выборе фактов, имен, эпизодов при написании своей статьи?

  4. Определите авторскую позицию в тексте. Запишите ее.

  5. Как связано название текста с его содержанием? Запишите свое объяснение.

Выполнение подобных заданий обеспечивает развитие навыков мыслительной деятельности, отдельных интеллектуальных умений, являющихся основой познавательной компетентности.

Моделирование учителем процесса изучения речеведческой теории, углубляющей представление о теории текста и осмысления авторских текстов на занятиях курса «Грамотное чтение» включает перечень этапов: подбор материала; выбор стратегии чтения и понимания для освоения; формулировку вопросов и заданий к текстам по возрастающей сложности выполнения (уровни: воспроизведение, формулировка простого вывода на основе прочитанного, установление причинно-следственных связей, обобщение и оценка, рефлексия.

В качестве дидактического материала к занятиям мы используем тексты информационного характера из учебников, энциклопедий, хрестоматий, обладающие воспитательно-развивающим потенциалом, влияющие на формирование ценностных ориентаций гимназистов, их правовой культуры, а также статьи из журналов, газет, из сети Интернет, отражающие актуальные общественные проблемы: межличностные отношения, самопознание, экологические проблемы, мир увлечений современного подростка, выбор профессии, создание семьи и др.

Результатом работы творческого коллектива педагогов стали учебно-методические комплексы по грамотному чтению для разных лет обучения: программа курса, дидактические обучающие и контрольно-измерительные материалы. В стадии разработки находится система мониторинга грамотного чтения.

Способом привлечения внимания учащихся и их родителей к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки; формирования у детей и взрослых способности к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге, укрепления живой связи поколений, взаимопонимания юных граждан и их успешности в обществе; стимулирования читательской активности детей и их родителей стали организованные в гимназии читательские акции «Мы лето с книгой провели», проект «Биография книги» и фестивали, посвященные юбилею писателя.

Чтобы создать соответствующее отношение к чтению у ребенка, необходимо сформировать опыт читательской деятельности в условиях социальной активности и межличностного взаимодействия

Идея социокультурного проекта «Биография книги» заключается в том, чтобы в совместной (коллективно-распределенной) деятельности учеников под руководством организатора проекта (классного руководителя, воспитателя или педагога-предметника) воссоздать биографию книги и таким образом определить ее ценность.

Деятельностный этап проекта включает обязательное прочтение книги, представление и обсуждение впечатлений о ней, сбор и анализ материалов: сведения о биографии ее создателя в различных информационных справочниках, авторские письма, дневники, записные книжки, статьи – отклики, анкетирование взрослых (родителей, педагогов) и др. Организатор проекта обеспечивает в классе представление и обсуждение впечатлений и открытий, сделанных в процессе чтения книги, поиска и изучения материалов. В процессе знакомства с найденными материалами создается информационный массив для слайд-фильма по группам: авторский (ученический) текст, фото, иллюстрации. Информационный массив об авторе и книге как культурно-исторических объектах должен формироваться на основе критериев: объективность, полнота, достоверность. При работе над проектом получает развитие информационная компетентность школьников: им приходится ориентироваться в большом количестве информационных источников, отбирать те сведения, события, факты, которые помогают наилучшим образом раскрыть предмет своего исследования, исключать второстепенные сведения. Ученик должен не просто скомпилировать фактический материал, а сделать из него свои выводы, внятно сформулировать итоги поиска, представить их в виде нового информационного продукта, присвоить смысл найденной информации. Одновременно с формированием общего слайд-фильма идет работа над созданием сценарного проекта - представления биографии книги.

Представление проектному коллективу результатов поисковой деятельности побуждает выступающих учащихся искать адекватные способы выражения мысли, применять имеющиеся предметные и межпредметные знания, что способствует формированию личностно-заинтересованных взглядов, формированию восприимчивости к другой точке зрения, позиции. Ученики развивают способность вступать в коммуникацию с целью быть понятыми и влиять на понимание другими (т.е. развивается коммуникативная компетентность), овладевает способами действия в определенной области человеческой культуры (происходит развитие предметной компетентности).

В процессе реализации проекта происходит интеграция нескольких образовательных пространств: исторического (изучение эпохи, в которую появился текст), культурного (изучение культурных объектов), социального (мотивация на чтение).

Результаты проектной деятельности представляются гимназическому сообществу, разным его категориям: учащимся, педагогам, родителям. Нам думается, что варианты реализации проекта «Биография книги» многообразны, многовариантны и перспективны. Не важно, биография какой именно книги воссоздается, возникает в представлении учащегося, важен сам процесс продвижения в читательских позициях: «читатель», «критик», «автор» (в данном случае собственного текста) - и путь обретения гуманитарных жизненно значимых ценностей. Приобретается культурный опыт выстраивания диалога с текстами (культурой): непосредственного (чтение с определенной целью и осмысления творений автора); опосредованного (изучение взглядов критиков, литературоведов, современников автора на текст как явление культуры); реального (осуществление диалога со сверстниками – участниками проекта). Проект «Биография книги» обеспечивает формирование в диалогическом общении в контексте образовательного проекта гражданской позиции человека, проявляющего интерес к культурному наследию, формирующего свое отношение к традициям культуры, способного предъявить свои взгляды на явления культуры в гимназическом сообществе.

Инициативные творческие группы из гимназического педагогического и ученического сообщества, используя актуальные и перспективные формы и технологии работы, способны инициировать у подростков интерес к самостоятельной читательской деятельности, мотивировать к творческой деятельности в контексте чтения, предложить подросткам ориентиры для ее активизации и совершенствования читательской деятельности.

Решению задачи формирования представления о чтении как о престижном занятии, как о «двери, ведущей в современный мир знаний», как о необходимой каждому ступеньке к жизненному благополучию служит читательский проект «Неделя грамотности и чтения», организуемый в начале учебного года как итог летней акции «Мы лето с книгой провели». Мероприятия проекта организуются таким образом, что включают в процесс деятельности как можно больше учащихся, а также родителей и педагогов. Мероприятия для каждой возрастной группы подбираются с учетом её особенностей. Активно используется методики работы по принципу «дети - детям».Комплекс мер, направленных на реализацию проекта, включает разнообразные виды деятельности. Реализация этого проекта предполагает участие в конкурсах на лучшего читателя книг в разных номинациях, подготовку и публичную демонстрацию творческих продуктов: виртуальной экскурсии по понравившейся книге (путешествия по страницам произведения, отражающего личностное понимание и оценку темы, идеи, произведения, отношения к героям), видеоролика, инсценирования фрагмента на сцене перед зрителями, фоторекламы с подписью-слоганом на экране и комментариями и др. Класс, представивший наибольшее количество номинантов, признается лидером летнего чтения.

Деятельностным основанием проекта становятся социально ориентированные технологии, используемые в проектной деятельности учащихся гимназии: виртуальная экскурсия, сценарный проект, открытая трибуна, интервью.

Подготовку и проведение читательских акций создаваемые творческие группы (учащиеся и педагоги) сопровождают разработкой методических рекомендацией и критериев оценивания творческих работ для учащихся, классных руководителей, педагогов и учащихся - членов жюри, родителей.

В акциях приняли участие учащиеся 1-11-х классов гимназии, а также гимназии № 1 г. Перми. Результатом данного направления деятельности стало приобретение учащимися опыта самореализации в социально значимых видах деятельности - в разработке индивидуальных и групповых социокультурных проектов, разработке сценарных проектов, работе в качестве интервьюеров при проведении опросов общественного мнения, участии в читательских дискуссиях. Инициативная группа учащихся 10 класса овладела навыками модераторов сетевого общения – обсуждения прочитанных книг через организованный на сайте гимназии блог и в социальной сети «Контакт».

На основе целенаправленно организованного обмена мнениями, оценками по поводу прочитанного в читательском сообществе (учащиеся, педагоги, родители) возникает читательское общение как способ бытия и познания собственного читательского «Я» и читательского мира. В ходе взаимодействия у читателей проявляются, формируются ценностные, творческие, коммуникативные, познавательные, эмоциональные, эстетические и регулятивно-волевые психические явления по отношению к чтению как общечеловеческому жизнедеятельному факту.

Создаваемая в процессе проведения акций атмосфера читательского общения детерминирует изменения в структуре личности школьника, порождая переживания изменений личностного развития под воздействием прочтения книги и коммуникативной ситуации ее представления, обсуждения, впечатления от процесса чтения и осмысления, мотивы чтения; активирует трансформацию в ценности, выстраивание собственной модели поведения и социального взаимодействия на основе формирующейся системы ценностей; приобретение опыта креативной и социокоммуникативной деятельности. Подобные акции позитивно влияют на личностное самоопределение учащегося в отношении чтения, формирование читательской позиции, постепенно преодолевается негативное отношение по отношению к чтению как форме культурного досуга, происходит обогащение субъектного опыта личности культурными ценностями.

Значительный ресурс сотрудничества взрослых и ребенка в читательском развитии личности мы видим в работе с портфолио читательского продвижения.

Организовать целенаправленную работу детей с Портфолио могут классный руководитель, учитель, ведущий курс литературы или грамотного чтения, сотрудник школьной библиотеки. Обязательным условием эффективной работы является мотивация этого специалиста на развитие читательских интересов, потребностей, обогащение круга чтения читателя.

Портфолио читательского продвижения было введено в учебный процесс начальной ступени гимназии как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных читательских достижений школьника на разных этапах его обучения в образовательном учреждении. Являясь частью ученического портфолио, портфолио читательского продвижения призвано учитывать результаты, достигнутые учеником в читательской деятельности, как документ, в котором отражены читательское развитие ученика, читательская активность, результаты его самовыражения в творческой деятельности, связанной с чтением. Портфолио способствует решению важных педагогических задач в образовательном пространстве учреждения: поддерживать высокую мотивацию школьников к чтению; формировать функциональную грамотность – умение ставить цели, планировать и организовывать собственную читательскую деятельность в условиях социальной активности и межличностного взаимодействия; развивать навыки рефлексии учащихся; создавать предпосылки и возможности формирования читательских потребностей, интересов, целей, круга и продуктивности чтения, способствующих успешной социализации выпускников. Организация работы с портфолио является фактором, обеспечивающим развитие универсальных учебных действий во внеурочной деятельности. Работа с портфолио читателя организуется на протяжении 4-х лет обучения ребенка в начальной школе. Организатором работы детей с портфолио является учитель начальных классов или классный руководитель.

Введение портфолио в учебный процесс предполагает использование пространства уроков литературного чтения, грамотного чтения (если есть этот курс в учебном плане), классного часа.

В развивающей образовательной среде, в которой культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего развития ребенка, портфолио читательского продвижения может стать эффективным инструментом развития регулятивных универсальных учебных действий – целеполагания процесса чтения, планирования самостоятельной читательской деятельности, рефлексии результатов читательской деятельности, умения контролировать процесс и результат своей деятельности, умения взаимодействовать со взрослым и сверстником в культуросообразных видах деятельности.

В рамках реализации инновационного проекта творческой группой учителей начальных классов были разработаны электронный вариант портфолио читательского продвижения, тематическое планирование по годам обучения и методические рекомендации по содержанию работы со школьниками.

Благодаря разработанной и реализуемой в гимназии концепции приоритетом в приобщении к чтению стало достижение интегративных результатов: личностного самоопределения учащегося в отношении чтения, формирование собственной читательской позиции, способность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизни и деятельности через чтение.

Реализация концепции позволила создать систему педагогических условий активизации читательской деятельности детей и подростков, предполагающую обновление содержания, форм и методов урочной, внеурочной и внеклассной работы; обеспечивающую читательскую самостоятельность школьников и формирующую обобщенные способы их читательской деятельности. Педагогический коллектив гимназии, интегрируя мощный воспитательный потенциал чтения, заинтересованность родителей, используя инновационные формы и методы работы, способен инициировать у подростков интерес к самостоятельной читательской деятельности.

Основным результатом деятельности гимназии в аспекте поддержки и развития чтения становится не только система знаний, умений и навыков, но и позитивная инкультурация личности, обеспеченная содержанием культуросообразного образования. В процессе инкультурации происходит обогащение субъектного опыта личности культурными ценностями, приобретение широкой гуманитарной культуры, а в процессе инновационной деятельности повышение профессиональной компетентности педагога.
Литература

  1. Бородина В.А.,Бородин С.М. Судьба чтения – судьба образования. //Личность и культура - № 6. -2005

  2. Бородина В.А. Информационная социализация – путь к всеобщей доступности информации.

  3. Бородина В.А Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты.

  4. Галактионова Т.Г. Приобщение школьников к чтению: феномен открытого образования. Науч.-метод. материалы: (реферат) / Т.Г.Галактионова; авт.реф. СПб., 2008

  5. Галактионова Т.Г. Культура чтения школьников как социально-педагогическая проблема открытого образования.

  6. Концепция обслуживания детей и юношества государственными и муниципальными библиотеками Свердловской области.

  7. Концепция поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области.

  8. Концепция формирования информационной культуры учащихся в образовательной деятельности гимназии № 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга.

  9. Национальная программа поддержки и развития чтения.

  10. Сметанникова Н.Н. Чтение в школе и обществе: взаимосвязи и партнерские отношения // Школьная библиотека. - М., 2005. -№ 4.

  11. Степанова Л. Детское чтение – возможность диалога с ребенком в современном пространстве. //Библиотечное дело.-2003.-№ 11

  12. Читательская социализация: аксиологический аспект // Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? Сб. ст и учеб.-метод.материалов. – СПбАППО, 2006.

  13. Чтение детей и подростков как фактор формирования человеческого капитала: материалы Российской научно-практической конференции /ред.: Т.Г. Браже, Т.И. Полякова, С.М. Бородин. – СПб., СПбАППО, 2004.

  14. Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в России: проблемы и перспективы/ В.П. Чудинова // Школьная библиотека. – 2003. - № 8.

  15. Чудинова В.П., Голубева Е.И., Михайлова А.И. и др. Дети и библиотеки в меняющемся мире. М.: Школьная библиотека, 2004.




Похожие:

Реализация концепции формирования читательской компетентности учащихся в образовательной деятельности icon«Формирование читательской компетентности»
Оон десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения....
Реализация концепции формирования читательской компетентности учащихся в образовательной деятельности iconПедагогические условия формирования предметно-образовательной компетентности учителя начальных классов в вузе (на примере обучения математике)
Защита состоится 30 марта 2012 г в 12. 30 час на заседании диссертационного совета д 212. 027. 02 в Волгоградском государственном...
Реализация концепции формирования читательской компетентности учащихся в образовательной деятельности iconО материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам
Обеспечение образовательной деятельности оснащенными зданиями, строениями
Реализация концепции формирования читательской компетентности учащихся в образовательной деятельности iconУчебное пособие Краеведение. За рамками урока (Внеклассные мероприятия)
Предлагаемые коллективные активные формы – проектная деятельность, конференция, заседания развивают интерес учащихся к поисковой,...
Реализация концепции формирования читательской компетентности учащихся в образовательной деятельности iconПортфолио для проведения экспертной оценки уровня профессиональной компетентности и результативности деятельности Яковлевой Лилии Валентиновны, учителя русского языка и литературы
Характеристики профессиональной деятельности как условия обеспечения качества образования
Реализация концепции формирования читательской компетентности учащихся в образовательной деятельности iconРазвитие социальной поддержки и защиты детей, сохранение и укрепление их здоровья, обеспечение их безопасности, сохранение, дальнейшее развитие и модернизацию
Цель : Определение общей концепции развития школы и основных направлений ее деятельности, определение роли и места школы в образовательной...
Реализация концепции формирования читательской компетентности учащихся в образовательной деятельности iconФормирование читательской компетенции учащихся III ступени на уроках внеклассного чтения
Учимся не для школы, а для жизни ? В такой ситуации вырабатывать в себе способности, чтобы подойти к учащимся как к полноправным...
Реализация концепции формирования читательской компетентности учащихся в образовательной деятельности iconКонцепции культуры повседневности Гусев А. В
Молодёжная политика как важнейший элемент повседневности: из истории формирования концепций
Реализация концепции формирования читательской компетентности учащихся в образовательной деятельности iconХарактеристика школы, принципов её образовательной политики
Чернушинского муниципального района. Директор школы – Старцева Т. Н., тел факс 83426142205. Е-mail: s лицензия на право ведения образовательной...
Реализация концепции формирования читательской компетентности учащихся в образовательной деятельности iconВнеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Моя малая родина»
Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница