Программа рассчитана на занятия со школьниками от 8 до 14 лет (II-VIII классы восьмилетней школы) и предусматри­вает наличие в кружке художественного чтения трех возрастных групп младшей, средней и старшей.




НазваниеПрограмма рассчитана на занятия со школьниками от 8 до 14 лет (II-VIII классы восьмилетней школы) и предусматри­вает наличие в кружке художественного чтения трех возрастных групп младшей, средней и старшей.
страница1/8
Дата конвертации31.12.2012
Размер1.41 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8
Управление образования и молодёжной политики администрации

Арамасского района

Муниципальное образовательное учреждение

Балахонихинская ООШ








Утверждено:

Директор МОУ Балахонихинская ООШ Арзамасского района

__________В.И. Спиридонова

Приказ №__от «___»______2010г.











Типовая программа

дополнительного образования объединения детей

«Художественное чтение»
для детей с 8 лет

(срок реализации 4 года)

.

п. Балахониха

2010 г.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Искусство художественного чтения — творческое воплощение литературного произведения в действенном, звучащем слове. Оно содействует духовному обогащению советского школьника, формированию и развитию его личности. Задача художествен­ного чтения литературного произведения — вызвать в вообра­жении слушателей нарисованные автором картины жизни во всей их полноте, выявить смысл разнообразных явлений этой жизни и идею, которая раскрывается в их последовательности и взаимосвязи, донести в звучащем.слове особенности стиля ав­тора.

В программе кружка художественного чтения можно выде­лить два раздела: а) работа над исполнением литературного произведения — разбор произведения, воплощение его в звуча­щем слове, обсуждение исполнения; б) воспитание качеств, умений и навыков, необходимых для художественного чтения.

Программа рассчитана на занятия со школьниками от 8 до 14 лет (II—VIII классы восьмилетней школы) и предусматри­вает наличие в кружке художественного чтения трех возрастных групп — младшей, средней и старшей. Для занятий с учащимися старших (IX—X) классов средней школы, школ рабочей и сель­ской молодежи, техникумов и других средних специальных учеб­ных заведений дается программа юношеской группы (15— 18 лет).

В кружке художественного чтения усложнение работы по годам обучения определяется не расширением программы, на внесением в нее новых разделов, требующих воспитания каких-либо дополнительных качеств и умений учащихся, а естествен­ным повышением требований к разбору литературного произве­дения и качеству исполнения. Это повышение требований обус­ловлено усложнением используемого литературного материала, а главное — возрастом и развитием самих участников кружка, поэтому оно осуществляется с учетом индивидуальных особенно­стей каждого из них. В соответствии с этим для каждой более старшей возрастной группы кружка остаются обязательными требования, указанные в программе для младших групп.

К концу первого года обучения члены младшей группы долж­ны приобрести умение элементарно разбирать литературное про­изведение: выявлять смысл (сущность) изображенных автором явлений, художественное значение отдельных деталей описания, образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения, ее развитие, цель чтения как произведения в це­лом, так и его отдельных частей (исполнительские задачи). Дети приучаются в соответствии с описанием автора возможно ярче и конкретнее представлять себе явления жизни, изображенные в произведении; овладевают умением логически правильно и четко передавать в своем чтении мысли автора, выявлять ' смысл текста (подтекст). Одновременно у членов кружка вос­питывается умение разбираться в качестве чтения своих това­рищей.

В последующие годы у кружковцев закрепляются получен­ные навыки и умения, увеличивается их самостоятельность в работе над литературным текстом. Усложняется разбор произведе­ния, полнее передаются в чтении мысли, оттенки чувств, настрое­ний и намерений, выраженных в словах'текста. Развивается спо­собность чувствовать и оценивать художественное своеобразие произведения, мастерство писателя. Закрепляется и совершенст­вуется умение слышать и разбирать допущенные в чтении това­рищей ошибки.

Так как в кружок художественного чтения набор новых чле­нов проводится ежегодно, то в каждой возрастной группе вместе . с учениками, имеющими известный опыт работы, будут зани­маться и принятые вновь. Разбор произведения со старым и но­вым составом проводится по программе данной группы, и общая направленность разбора, его цель при этом не меняются. Сте­пень же проявления самостоятельности отдельных членов одной группы будет неодинакова, поскольку в нее входят дети или под­ростки, различные по возрасту, развитию и подготовке.

Регламентировать по годам обучения требования к качеству
исполнения не представляется возможным. Они всегда зависят
от индивидуальных особенностей учащегося и соответственно
дифференцируются.

Занятия художественным чтением строятся на основе всесто­роннего, детального анализа литературного произведения и твор­ческого освоения его содержания. В процессе работы над лите­ратурным текстом реализуются следующие задачки: 1) помочь читающему ученику в доступной степени усвоить, что автор хо­тел выразить данным произведением, какие средства для этого использовал и что, следовательно, нужно выявить в чтении; 2) вызвать (пробудить) у читающего верное и активное отно­шение к фактам,' явлениям, картинам природы и персонажам произведения, основываясь на ярком видении всего того, о чем говорится в произведении; 3) помочь читающему определить его исполнительские задачи; установить, для чего он передает слушающим содержание всего произведения (или отрывка) и

каждой его части, т. е. какие мысли, чувства и оценки стремится
вызвать своим чтением.

В определении исполнительских задач выражается личное отношение чтеца к произведению, зорческая трактовка этого произведения

На занятиях художественным чтением следует добиваться", чтобы читающий активно общался со слушающими. Художест­венное чтение -является таким же средством общения, как ч обычная речь человека. Поэтому, произнося слова текста с кон­кретной задачей, читающий должен обращаться к слушателям, стремиться определенным, образом воздействовать на" них,- про­будить определенные мысли, определенное отношение к тем яв­лениям и картинам жизни, о которых он читает.

В-зависимости от содержания текста общение может проте­кать по-разному, принимать различные формы. Так, например, чтение повествовательного и описательного текста требует непо­средственного обращения -к слушателям. Так же читаются и про­изведения -агитационного характера, например, гражданская ли­рика Маяковского, при исполнении которой чтец выступает в качестве оратора, трибуна. При- чтении же стихотворений типа посланий и посвящений исполнитель обращается не к слушате­лям, а к воображаемым лицам — тем, к кому обращает свое сти­хотворение поэт/ В данном случае чтец воздействует на слуша­телей через обращение к воображаемому объекту, слушатели же являются как бы свидетелями обращения. Такая же форма общения имеет место при исполнении произведений интимной и философской лирики, когда слушатели — свидетели воспомина­ний или раздумий поэта. Изменение формы общения возможно ц в пределах исполнения одного произведения.

Понимание смысла изображенных в произведении явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление рас­крыть этот смысл слушателям — источник разнообразия интона­ций, темпа и тембровых изменений голоса.

Интонация — результат мыслей, отношений и намерений чи­тающего. Поэтому не следует учить интонациям с голоса. Меха­ническое повторение интонации руководителя лишает ученика необходимости вникать в смысл читаемого, самостоятельно про­думывать и оценивать произносимый текст.

Умение ярко представлять себе то, о чем говорится в тексте, требует активной работы воображения. На занятиях художест­венным чтением необходимо развивать как само воображение, так и наблюдательность, которая дает материал для работы во­ображения, а также воспитывать умение действенно выполнять' намеченную задачу. Воспитанию этих качеств, умений и навы­ков следует уделять специальное время, используя соответствую­щие упражнения. Материалом для них служат небольшие и не­сложные тексты (потешки, пословицы, шуточные диалоги и т. п.), а также рассказы учащихся о собственных впечатлениях и на­блюдениях, связанных с выполнением конкретных заданий руководителя (рассмотреть и описать с определенной задачей вит­рину магазина, . архитектурный ансамбль, вид из окна своей комнаты, внешность товарища или подруги, иллюстрацию в книге, репродукцию доступной пониманию ученика карти­ны и т. п.).

Большой и кропотливой, чисто тренировочной работы, осо­бенно вначале, требуют занятия с учащимися по технике речи— выработке ее четкости и правильности.

Основное время отводится работе над исполнением литера­турных произведений или отрывков, в процессе которой учащиеся практически овладевают искусством чтения в единстве всех его требований.

В кружке художественного чтения каждый работает над от­дельным произведением, в разборе же этого произведения уча­ствуют все присутствующие на занятиях. Они должны следить за тем, что исполнителю удалось выявить в чтении и что не уда­лось.

Чтение каждого члена кружка полезно подвергать тщатель­ному обсуждению. Такие обсуждения воспитывают внимание де­тей, развивают умение слушать чтеца, формируют критерий ху­дожественной оценки качества чтения, приучают к товарищеской критике, сплачивают коллектив.

В обсуждение путем вопросов ^руководитель втягивает всех присутствующих.

Отбираемые для исполнения произведения должны отличать­ся глубокой идейностью и высокими художественными качест­вами, быть понятны и доступны детям.

Чаще всего руководитель расширяет знакомство членов кружка с творчеством авторов, произведения которых изучают­ся в школе, используя при, этом то, что не вошло в школьную программу. Иногда для художественного развития участников кружка целесообразно повторить отдельные произведения, изу­чаемые в школе, углубив их понимание и усилив эмоциональ­ность восприятия. Полезно также включить в репертуар кружка произведения, которые в скором времени учащимся предстоит изучать в школе.

Руководителю кружка необходимо широко использовать но­винки детской и юношеской литературы. При выборе произведе­ния необходимо учитывать доступность и педагогическую целе­сообразность их использования для художественного чтения детьми данного возраста и уровня развития, а также индивиду­альные особенности . и интересы отдельных членов кружка (склонность к юмору, патетике, лирике и т. п.). Последнее не означает, что каждому члену кружка надо отбирать для испол­нения произведения только какой-нибудь определенной темати­ки или одного литературного жанра. Круг интересов и исполни­тельских возможностей кружковцев следует всячески расширять путем отбора для исполнения самых разнообразных произве­дений.

Необходимо требовать от детей проявления инициативы в подборе произведений для чтения как себе, так и своим товари­щам. Это приучит их много и сознательно читать. Занятия в кружке содействуют развитию интереса к звучащему слову и ли­тературе, воспитанию художественного вкуса кружковцев.

Помощь школе в учебно-воспитательной работе — одна из важных задач кружка художественного чтения. Эта помощь может иметь различный характер, разные формы. Так, члены кружка, работающего в клубе или Доме пионеров, активно ис­пользуют навыки и умения, приобретенные в кружке, выступая с художественным чтением в своей школе: на пионерских сбо­рах, школьных утренниках, смотрах художественной самодея­тельности и т. п. Руководитель помогает подготовить для выс­тупления в школе чтение произведения, предложенного ученику школьным учителем или вожатым.

Стремясь к тому, чтобы все члены кружка передавали своим товарищам по школе знания и умения, которыми сами овладе­ли в кружке, руководитель намечает им конкретные задания: помочь вожатому в подборе материала для художественного чтения на пионерском сборе, школьном вечере или утреннике, конкурсе художественной самодеятельности; помочь младшим школьникам в подготовке выступлений с художественным чте­нием на утренниках; помочь своим одноклассникам в исправле­нии речевых недостатков; организовывать через школьный ра­диоузел передачи художественного чтения лучших чтецов и при­нимать в них участие и т. д.

Руководитель конкретными указаниями и советами помогает членам кружка выполнять эти задания. Отчеты о выполнении заданий заслушиваются на кружке.

Кружок делится на возрастные группы, каждая из которых объединяет учащихся не более чем двух-трех смежных классов, например II—IV (II—III), V—VI (IV—VI), VII—VIII (VI— VIII). При комплектовании групп необходимо учитывать не только возраст учащихся, но и их общее развитие. Так, напри­мер, часть учащихся VI классов может быть включена в сред­нюю группу, а часть — в старшую.

Занятия с каждой группой проводятся 2 раза в педелю. Ко­личественный состав группы — не более 15 человек. При нали­чии большего числа членов кружка того или иного возраста необходимо организовать параллельные группы. В кружок уча­щиеся принимаются по желанию, независимо от их способно­стей.

Отдельные разделы техники речи — дикция, орфоэпия, дыха­ние, голос — изучаются не последовательно один после другого, а одновременно. Занятия по дыханию и звукообразованию про­водятся индивидуально. Тренировка в постановке дыхания про­должается в течение всего года. Занятия по дикции проводятся коллективно и индивидуально. Количество времени, необходи­мое на упражнения по исправлению недостатков речи отдельных

членов кружка, определяется дефектами их речи и степенью ис­правления этих дефектов.

Перспектива выступления перед слушателями повышает ин­терес к занятиям в кружке. Однако выступления не должны быть частыми, в противном случае у членов кружка неизбежно будет снижаться уровень требований к качеству своего исполне­ния. Кроме того, частые выступления будут отвлекать их от школьных занятий, что может снизить успеваемость. Нельзя до­пускать выступлений на больших площадках, так как такие вы­ступления вредно отражаются на неокрепшем, сформировав­шемся голосовом аппарате.

Каждый член кружка должен сознавать ответственность сво­его выступления перед слушателями, приучаться к упорному труду в период подготовки, а к выступлению относиться как к радостной, но вместе с тем очень серьезной и ответственной за­даче.

В годовом плане работы кружка следует предусматривать не более двух-трех больших тем для младшей и средней групп и одной-двух для старшей. Входящие в годовой план темы свя­заны с крупными событиями общественной, политической и культурной жизни страны, с задачами воспитания любви к Ро­дине, ее героическому настоящему и прошлому, к ее природе, людям, к многонациональной художественной литературе — классической и советской.

Для детей младшего возраста следует брать темы, посвя­щенные пионерской и школьной жизни, а также темы, помогаю­щие воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изобра­жению, знакомящие с народным творчеством, например: «Ты понимаешь, как это много — звание ленинца получить», «Как повяжешь галстук, береги его: он ведь с красным знаменем цве­та одного», «Времена года в произведениях русской классичес­кой и советской поэзии», «Кем быть?», «Моя любимая сказка».

Для групп среднего возраста рекомендуются темы, связан­ные с подготовкой к вступлению перед аудиторией.

В старшей и юношеской группах ведется работа над темами, раскрывающими роль партии в организации и развитии Совет­ского государства, знакомящими с определенными периодами революционной борьбы нашего народа, со славными делами Ленинского комсомола. Тематика работы старшей группы может быть связана с подготовкой программы, посвященной опреде­ленному периоду творчества одного писателя, а также с подго­товкой композиции по одному крупному произведению классиче­ской или советской литературы, например: «Партия и Ленин —Разбор произведения. Основные сведения об авторе про­изведения. Уяснение содержания произведения: основная мысль; художественные образы; последоватльность развития сюжета; определение характера, взаимоотношений, мотивов поведения и намерений героев; представление в воображении описываемых автором картин природы, людей, окружающей их обстановки, фактов и событий; определение к ним своего отношения них оценка. Определение исполнительской задачи (сверхзадачи), обусловленной основной мыслью (идеей) произведения. Члене­ние произведения на части. Определение главной мысли каждой части и задачи ее исполнения в соответствии со значением этой части в структуре произведения.

  1. Воплощение произведения в звучащем слове. Выполнение исполнительских задач, подчиненных сверхзадаче, раскрытие последовательности развития идеи произведения. Четкая пере­дача мыслей автора путем расстановки логических пауз (члене­ние текста на речевые звенья) и ударений. Интонирование зна­ков препинания. Представление (видение) изображенной авто­ром жизни. Особенности чтения стихов, соблюдемте построчных пауз.

  1. Обсуждение исполнения. Воспитание умения замечать в чтении нечеткое выявление идеи произведения, неточное выпол­нение задач, ошибки логического характера (неправильная рас­становка пауз и ударений) и дикционные, отсутствие видения, бездейственность.

  2. Воспитание качеств, умений И навыков, необходимых для художественного чтения. Упражнения на развитие вообра­жения, наблюдательности, на умение общаться, выполнять дей­ственные1 задачи. Упражнения В делении текста на речевые звенья

(расстановка логических пауз). Определение логического уда­рения в речевом звене и главного логического ударения в пред­ложении. Ознакомление с постановкой дыхания в речи. Воспи­тание навыка смешанно-диафрагмального дыхания. Правильное направление звука. Основное положение речевого аппарата для правильного звукотечения. Дикция — четкое, ясное произноше­ние. Правильное положение отдельных частей речевого аппара­та при произношении гласных и согласных звуков. Исправление недостатков речи (шепелявости, картавости, гнусавости, свистя­щих и шипящих звуков, проглатывания концов слов и др.). За­крепление навыков четкого произношения звуков на специально подобранных текстах.

Орфоэпия (правильное произношение слов). Произноше­ние ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в середине и конце слова. Орфоэпически правильное произноше­ние слов: правильное ударение (молодёжь, километр, шофёр, квартал и др.), правильное произношение сочетаний стн, здн, лнц, вств, сш, сч, зч, жж, зж, еж, чн, чт, тц, тч п др. (в словах лест­ница, поздно, солнце, чувство, сшитый, счет, рассказчик, дрож­жи, позже, несжатая, конечно, что, копытце, летчик и др.).
Тематический план




Вид занятия

группы

младшая

средняя

старшая

юношеская

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

1

вводная беседа

1

-

1

-

1

-

2

-

2

разбор произведения

-

48

-

48

-

70

-

70

3

воплощение произведения в звучащем слове

-

48

-

80

-

85

-

90

4

обсуждение исполнения

-

15

-

25

-

30

-

34

5

воспитание качеств, умений и навыков. необходимых для художественного чтения

-

32

-

40

-

30

-

20




ИТОГО

1

143

1

215

1

215

2

214


СРЕДНЯЯ ГРУППА

  1. Вводная беседа. Речь как средство общения, средство воз­действия. Устная речь и художественное чтение. Художествен­ное чтение как средство воздействия на слушающих в процессе живого общения с ними.

  2. Разбор произведения. Вид произведения (сказка, былина, басня, рассказ, стихотворение). Время создания произведения. Подробная характеристика героев произведения. Изменения в характере и поведении действующих лиц по мере развития сю­жета произведения, цели и намерения каждого действующего лица. Взаимосвязь частей произведения. Уяснение художествен­но-изобразительных средств, использованных автором в произ­ведении.

  3. Воплощение произведения в звучащем слове. Выполнение исполнительских задач с целью конкретного воздействия на слу­шающих. Передача в чтении мыслей, отношений и намерений, выраженных в тексте (передача подтекста). Воссоздание в во­ображении (видение) характерных особенностей быта, поведе­ния и взаимоотношений людей отраженной в произведении эпо­хи. Соблюдение правил логического чтения (паузы, ударения, логическая перспектива). Выявление особенностей стихотворной речи (ритм, рифма); выполнение построчных пауз как логиче­ских или психологических. Выявление жанровых особенностей произведения.

  4. Обсуждение исполнения. Воспитание умения замечать не­четкое выявление в чтении жанрового своеобразия произведе­ний и мотивов поведения героев.

  5. Воспитание качеств, умений и навыков, необходимых для художественного чтения. Содержание работы то же, что и в младшей группе, но усложняются задания и повышаются требо* вания к их выполнению.

СТАРШАЯ ГРУППА

  1. Вводная беседа. Художественное чтение как одна из форм устной речи (монологической). Роль чтеца как посредника меж­ду автором и слушателем. Задача чтеца: глубоко и всесторонне освоив литературное произведение, выявить заключенные в тек­сте мысли, намерения, оценки и отношение автора к изображае­мой в произведении жизни с целью оказать на слушающих нуж« ное воздействие.

  2. Разбор произведения. Причины, побудившие автора к на­писанию данного произведения. Эпоха, отраженная в произве­дении. Характеристика среды, окружающей героев произведе­ния. Композиция произведения. Особенности стиля автора.

3. Воплощение произведения в звучащем слове. Подчинение
задачи исполнения каждой части конечной цели чтения — вое-созданию в звучащем слове художественных образов и выявле­нию идеи произведения ради определенного воздействия на слу­шающих.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Программа рассчитана на занятия со школьниками от 8 до 14 лет (II-VIII классы восьмилетней школы) и предусматри­вает наличие в кружке художественного чтения трех возрастных групп младшей, средней и старшей. iconРабочая программа столярное дело 5-9 классы Пояснительная записка
Программа рассчитана на профориентацию обучающихся коррекционной школы VIII вида. Цель программы — подготовить школьников к поступлению...
Программа рассчитана на занятия со школьниками от 8 до 14 лет (II-VIII классы восьмилетней школы) и предусматри­вает наличие в кружке художественного чтения трех возрастных групп младшей, средней и старшей. iconРабочая программа по чтению и развитию речи 7 класса (VIII вида)
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 – 9 классы. Сборник под редакцией В. В. Воронковой М.: Гуманитарный...
Программа рассчитана на занятия со школьниками от 8 до 14 лет (II-VIII классы восьмилетней школы) и предусматри­вает наличие в кружке художественного чтения трех возрастных групп младшей, средней и старшей. iconПрограмма по литературе составлена на основе «Программы по литературе для образовательных учреждений (V xi классы)»
Программа по литературе составлена на основе «Программы по литературе для образовательных учреждений (V – XI классы)». Авторы: V...
Программа рассчитана на занятия со школьниками от 8 до 14 лет (II-VIII классы восьмилетней школы) и предусматри­вает наличие в кружке художественного чтения трех возрастных групп младшей, средней и старшей. iconРабочая программа для специального (коррекционного) обучения VIII вида Пояснительная записка рабочая программа основана на основе примерной программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл
Рабочая программа основана на основе примерной программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: /Под...
Программа рассчитана на занятия со школьниками от 8 до 14 лет (II-VIII классы восьмилетней школы) и предусматри­вает наличие в кружке художественного чтения трех возрастных групп младшей, средней и старшей. iconViii интеллектуальные чтения
В рамках школьной маниИ прошли «Интеллектуальные чтения – 2010» по теме «Великие педагоги России», проходившие под девизом «Сердце...
Программа рассчитана на занятия со школьниками от 8 до 14 лет (II-VIII классы восьмилетней школы) и предусматри­вает наличие в кружке художественного чтения трех возрастных групп младшей, средней и старшей. iconПрограмма по духовно-нравственному направлению «Театр» рассчитана на 35 учебных часов. Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Программа предназначена для кружковой деятельности «Театр» (5-9 классы)
Программа рассчитана на занятия со школьниками от 8 до 14 лет (II-VIII классы восьмилетней школы) и предусматри­вает наличие в кружке художественного чтения трех возрастных групп младшей, средней и старшей. iconРабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе временных требований к Обязательному минимуму содержания образования по литературе в основной школе и в соответствии с буп школы, куда добавлен 1 час, потому что класс слабоуспевающий;
Буп школы, куда добавлен 1 час, потому что класс слабоуспевающий; Программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы...
Программа рассчитана на занятия со школьниками от 8 до 14 лет (II-VIII классы восьмилетней школы) и предусматри­вает наличие в кружке художественного чтения трех возрастных групп младшей, средней и старшей. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-8 классы для классов с глубокой степенью умственной отсталости
А. Р. Малера, программы для подготовительного, 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред...
Программа рассчитана на занятия со школьниками от 8 до 14 лет (II-VIII классы восьмилетней школы) и предусматри­вает наличие в кружке художественного чтения трех возрастных групп младшей, средней и старшей. iconПриказ №275 образовательная программа муниципального образовательного учреждения рыбинской средней общеобразовательной школы ольховского муниципального района волгоградской области «обучаем, воспитываем, развиваем здорового ребенка»
Принята на Управляющем совете школы Утверждаю: Протокол №1 от 18. 08. 2008 г. Директор школы
Программа рассчитана на занятия со школьниками от 8 до 14 лет (II-VIII классы восьмилетней школы) и предусматри­вает наличие в кружке художественного чтения трех возрастных групп младшей, средней и старшей. iconМетодические рекомендации по организации и проведению единого классного часа "Андрей Боголюбский великий князь владимирский"
Предлагаемые рекомендации призваны помочь педагогам организовать и провести классный час по указанной тематике с учетом собственного...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница