Список использованной литературы. Приложение: научно- исследовательская работа ученицы 8класса




Скачать 291.66 Kb.
НазваниеСписок использованной литературы. Приложение: научно- исследовательская работа ученицы 8класса
страница1/3
Семёнов С Н
Дата конвертации31.12.2012
Размер291.66 Kb.
ТипИсследовательская работа
  1   2   3
Проект
Организация научно- исследовательской

деятельности учащихся по истории и

краеведению.
Автор :Семёнов С.Н.,учитель истории

и социально-политических дисциплин.


Содержание проекта


  1. Введение.

  2. Актуальность и ведущие идеи проекта.

  3. Теория проекта.

  4. Практическое обоснование проекта.

  5. Список использованной литературы.

  6. Приложение: научно- исследовательская работа ученицы 8класса

МОУ «Никольская СОШ» Семёновой Александры «Старообрядческое поселение Никольск в его историко- этническом и географическом происхождении».
«История в некотором смысле есть

священная книга народов: главная

необходимая; зерцало их бытия и

деятельности; скрытая откровений и

правил; завет предков к потомству;

дополнение настоящего и пример

будущего».

Н.М Карамзин.

« …Живущие должны знать,

откуда что происходит».

Исай Калашников.

Введение

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, своему жилищу, своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Изучение родного края, города, района даёт возможность привлечь учащихся к проектно-исследовательской деятельности. Обучения путем открытий- актуальная проблема нашего времени.

Проекты, создаваемые самими детьми, активизируют их стремление к самостоятельной исследовательской деятельности развивается познавательный интерес учащихся прослеживается совместная деятельности учителя и ученика, а следовательно, всё это- творчество детей.

Цель проекта: развитие исторических знаний в системе «история села Никольск – история Бурятии – история России»в научно- исследовательской деятельности учащихся.

Задачи проекта: 1) организация и обучение учащихся методологией научно- исследовательской деятельности ;

2) отработка умений, навыков определении тематики, способов, методов, планирования научно –исследовательской работы;

3) воспитание гражданственности, активной позиции, творчества, патриотизма, уважение окружающего мира, своего прошлого;

4) участие в научно- социальных проектах « Моя малая родина», « Созвездие», «Шаг в будущее», «Храни свои корни» и т. д.

Объект проекта: история села, региона, России в научно –исследовательской деятельности учащихся.

Методы организации исследования: подбор литературы, архивных материалов, экспонаты краеведческого музея, опрос жителей, лексико –семантический анализ, наблюдения, организация археологических, палеонтогических раскопок.

Риски исторической научно – исследовательской деятельности: возможен недостаток исторического материала ( особенно истории села, так как источники ограничены); материала краеведческого музея, информация односельчан требуют кропотливого, тщательного отбора и проверки , дабы избежать « искажения исторических фактов, персоналий, событий явлений и процессов.

Но что хотел бы особо подчеркнуть: ценность научно – исследовательской деятельности стимулирует познавательную активность, интерес учащихся к истории,воспитание патриотизма,чувства ответственности и гражданствен-

ности.

Актуальность и ведущие идеи проекта
Мне, как и многим педагогам России, глубоко тревожит ослабление, утрата в современном обществе подлинной гражданственности и подмена ее лозунгами, что с неизбежностью вынуждает детей и подростков искать иную сферу приложения своим силам.

Не требует особых доказательств тезис, что необходимым условием воспитания действенной гражданственности является наличия в содержании образования национально- регионально компонента, в котором отражено национальное и региональное своеобразие культуры. Я согласен с утверждением С.И. Гессена: «Народ тем культурнее, чем дольше он жил исторической жизнью, т.е чем больше он накопил того непреходящего прошлого, которое, сохраняясь, передается от поколения к поколению»1. При этом я понимаю, что погружение подростков в культурно-исторической контекст предполагает изучение не только мировой истории, истории России, но и истории своего родного края.

Этим объясняет мое увлечение как учителя исследованием истории родного края. Особенно меня притягивает история, сокрытая в буквальном смысле слова под пластами времени,- история с. Никольска и всего Сибирского региона. У этой истории есть громадный, мало используемый потенциал воспитания гражданственности, толерантности. За многие годы работы у меня сложилась некоторая система реализации этого воспитательного потенциала при изучении региона.

Село Никольск .Р.Бурятии. представляет собой уникальный сплав этносов и культур. Сюда гармонично вписывается культура, занятий, быт и образ жизни старообрядцев Забайкалья, местного бурятского населения, казаков Забайкалья, выходцев из Татарстана.

«Исторические процессы, происходившие на территории региона, характерны для Евразийского исторического пространства»2. Эту точку зрения сформулировали и отстаивали первые русские ученые-евразийцы: Л. Гумилев, Н. Трубецкой.

О единстве евразийского пространства говорят и пишут сегодняшние русские историки: А.Н. Сахаров, Н.В.Загладин, О.В.Волобуев, исповедуя принцип толерантности и цивилизационного подхода. Поэтому не важно, изучаешь ли ты большую историю мира и страны или « малой» Родины, исторические процессы, одинаковы для всего мира взаимосвязаны друг с другом .


1.Гессен С.И. «Основы педагогики. Введение в прикладную философию». М. Школа-пресс 1995г. стр. 38.

2.Ямбург Е.А. «Контуры культурно-исторической педагогики». М. Педагогика, 1-2001г. с43
Из закономерностей формирования личности следует вывод. Что эффективность воспитания гражданственности при изучении истории, в том фиктивность воспитания гражданственности при изучении истории, в том числе и региональной, зависит от того, насколько удается обеспечить осознанность и самостоятельность познавательной деятельности учащихся, их соучастие сопереживание. Таким образом, я вышел на идею изучения региона через организацию учебно- исследовательской деятельности учащихся, прежде всего на уроках, но с обязательным продолжением ее во внеклассной и внешкольной работе.

Областью учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении региональной истории является история родного края периода от эпохи XVII-XVIII века до современности.

Не бывает истории большой и не бывает истории маленькой. Хотя , конечно же, есть Родина великая и Родина малая. Я глубоко признательна людям, которые изучают историю моего края. Их книги я открываю и читаю с волнением, хотя язык науки суховат и академичен, чувствуется в них подлинная любовь к своей малой Родине, настоящий патриотизм , патриотизм людей мыслящих и трудолюбивых.

Большое всегда начинается малого. Воспитание интереса и любви к истории великой Родины, что зовется Россией, стоит начинать с истории малой Родины. Она есть у каждого из нас, и не так уж важно, как она зовется-Москва ли, алтайские Сростки или далекое сибирское село Никольск . И полюбивший малую толику России, зовущуюся малой Родиной, обязательно полюбит и Родину Большую. Но «никогда человек не знающий и не любящий историю своей земли, не станет настоящим гражданином и патриотом»3. Он обречен, быть Иваном, родства не помнящим, перекати-полем, бездумным расточителем и эксплуататором. Для меня никогда не возникла вопрос, нужна ли школе история малой Родины - нужна, безусловно. Семейные предания, скромный школьный музей – это первые исторические корни, основа, ступенька, с которой человек шагает в этом огромный мир, и этот шаг сделать гораздо легче, если тебя ведут за собой люди, которые любят и глубоко понимают исторический процесс.

Мы не ведаем, какими путями пойдут дальше по жизни наши ученики. Мы не ведаем, как сложится их карьера, а тем более, личная жизнь, но мы должны знать, что в их сердцах навсегда остается малая Родина. И каждый день, стоя у доски, я пытаюсь вложить в умы и души детей нашу историческую память, гордость за свой народ и свою страну и интерес, да просто элементарное любопытство к истории страны, которая зовется Россия. И малой части ее, которая зовется Никольском. Но именно в этом я вижу главную цель. Смысл и предназначение труда учителя.

От малого археологического раскопа на берегу безымянного озера, от первой самостоятельной находки части истории своих предков, дети неизбежно придут к глубокой безответной любви своей Отчизне. Выразят они ее, как личности, по- разному:

« - одни напишут о ней стихи и песни,

- другие будут растить на ней хлеб, строить дома, воспитывать детей,

- третий будут исследовать ее и откроют еще немало интересных фактов родной истории»4.

Я знаю точно, что ни один из моих учеников, прошедший со мной трудным путем науки и исследований никогда не поступит иначе.


3.Постановление правительства РФ от 10.02.01, №122 «Патриотическое воспитание граждан».

4.Бондаревская Е.В. «Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания».
Мне, как и многим педагогам России, глубоко тревожит ослабление, утрата в современном обществе подлинной гражданственности и подмена ее лозунгами, что с неизбежностью вынуждает детей и подростков искать иную сферу приложения своим силам.

Не требует особых доказательств тезис, что необходимым условием воспитания действенной гражданственности является наличие в содержании образования национально- регионально компонента, в котором отражено национальное и региональное своеобразие культуры.

Таким образом, актуальность данного проекта- расширение исторических знаний контексте: история села – региона – история страны; привлечение учащихся к научно – исследовательской деятельности воспитание, гражданственности, патриота своей страны.

Теория проекта
В определении теоретических оснований я опираюсь на сформулированные в Законе об образовании Российской Федерации функции регионального компонента связанные с «интеграцией личности в системы мировой и национальных культур, формированием человека-«гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества»5.

Гражданственность в педагогике рассматривается как одно из ведущих идейно- нравственных интегративных свойств личности. Гражданственность выражается в чувстве собственного достоинства, в уважении и доверии к государственной власти, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств, в активной жизненной позиции- действенной гражданственности. Интеграция личности системы мировой и национальных культур отражается в содержании исторического образования; в интеграции истории региона с историей России.

Педагогическая интеграция регионального компонента с базовым курсом расширяет области применения знаний, создавая тем самым условия формирования их прочности и действенности. Достигается это без существенного увеличения учебного времени. Интеграция является и условием, обеспечивающим целостность миропонимания и мировоззрения учащихся.

«Метод проектов предполагает использование учителем, следующих дидактических принципов:

- принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности – ученик);

- принцип кооперации (широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой);

- принцип опоры на субъектный опыт учащихся;

-принцип учета индивидуальности учащихся;


5. Постановление правительства РФ от 10.02.01, №122 «Патриотическое воспитание граждан».
- принцип свободного выбора (темы проектов, партнёров в работе, способов получение информации, формы представления результатов);

- принцип связи исследования с реальной жизнью;

- принцип трудной цели (когда легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизирующим фактом)»6.

Примерные этапы проекта: 1) «погружение в проблему» - (выбор и осознание темы).

2) Сбор и обработка информации – (на этом этапе учащиеся изучают теорию и историю проблемы по различным источникам).

3) Разработка собственного варианта решения проблемы – (актуальность и важность данной темы, анализ разнообразной информации, программа действий, разработка варианта реализация своей программы).

4) Реализация плана действий (проекта).

5) Подготовка к защите проекта – (дети представляют проект на конференции, оформляют портфолио, готовят стендовую защиту, разрабатывают электронную презентацию и т. д.

6)Презентация проекта – (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад – защита, инсценировка, электронная презентация т. д.

7) Рефлексия – (самоанализ и самооценка, свои впечатления).

При использовании метода проекта прослеживается структура деятельности учителя и ученика.

« _Ученик Учитель

- определяет цель деятельности - помогает определить

- открывает новые знания - рекомендует источники информации

- выбирает пути решения - раскрывает возможные формы работы

- должен быть активен - содействует прогнозированию результатов

- субъект обучения - создает условия для активности школьника

- несет ответственность - партнер ученика

за свою деятельность - помогает оценивать полученный результат»7

Для получения наиболее эффективных результатов взаимодействия с детьми при разработке проектов по изучению малой Родины использую следующие формы краеведческой деятельности:

Пассивные: -теоретические обучение с использованием краеведческого материала- урока, классные часы.

Полуактивные: - прогулки, конкурсы, выставки, интеллектуальные краеведческие игры, праздники, встречи с ветеранами.

Активные:- экскурсии, работы исследовательских групп, деловые игры, операции «Памятник», творческие проекты, шефство над ветеранами.

Представление группы умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

Исследовательские умения:

- Поиск истины для развития творческих способностей.

- Умение выбирать лучшее решение.

Коммуникативные умения:


6.Хуторской А.В. «Эвристическое обучение. Теория, методология, практика. М. Между- народная педагогическая академия, 1998г.»

7.Матюшкин А.М. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении».М. 1972г.стр 76.
- Сотрудничать в процессе деятельности.

- Оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.

- Следить за ходом современной работы и направлять ее в нужное русло.

- умение выходить из конфликтных ситуациях

Оценочные умения:

- Оценивать ход, результат своей деятельности.

Эксперты учитывают «оформление работы соответствие заявленной темы, полезность информации, научность, занимательность, использование различных форм отчета. По шкале- линеечке ставятся крестики, чем выше- тем лучше. Совсем не старался – не очень старался – мог бы лучше – приложил все силы- было очень интересно»8.

Информационные умения:

- Самостоятельно осуществлять поиск нужной информации.

- Структурировать информацию.

- Сохранять информацию.

Презентационные умения:

- Выступать перед аудиторией.

- Отвечать на незапланированные вопросы.

- Использовать различные средства наглядности.

- Демонстрировать артистические возможности.

Рефлексивные умения:

- Отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?».

- Адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.

Менеджерские умения:

Проектировать процесс.

- Планировать деятельность – время, ресурсы.

- Принимать решения.

- Распределять обязанности при выполнении коллективного дела.

Одним словом руководить процессом при разработке проекта.

Кроме эффекта гражданского воспитания, учебно- исследовательская, продуктивная деятельность учащихся стимулирует развитие интеллекта, самостоятельности мышления. Самостоятельность мышления в данном случае мы рассматриваем как наиболее интегративный критерий оценки уровня развития мышления. Она обеспечивает активный поиск новых знаний, новых путей решения проблемы, особую «чувствительность» к минимальной помощи, это способность без внешней стимуляции выходить за рамки не посредственно поставленной задачи, находить не только правильные, но и наиболее рациональные решения.

«Исследовательская деятельность учащихся в учебном предполагает наличие достаточно сильной познавательной мотивации, и в то же время эта деятельность является мощным катализатором познавательного интереса.

В этом случае проявляется эффект «педагогического резонанса»9.


8.Калмыкова З.И.«Психологические принципы развивающего обучения».М.Знание, 1988г

9. Хуторской А.В. «Эвристическое обучение. Теория, методология, практика. М. Между- народная педагогическая академия, 1998г.»
Продуктивная исследовательская деятельность учащихся, создавая устойчивую познавательную мотивацию, может стать и условием устойчивого профессионального, жизненного и личностного самоопределения .
Практическое обоснование проекта


  1. Определение источников для написания научно- исследовательских работ в многоуровности направлений:

а). новые теории и гипотезы исследований в области этно- археологических исследований, различия в образе жизни и занятиях лесостепной и таёжной зон проживания старообрядцев Никольска ).

б). определение тематики работ по линии важнейших сфер общества (экономика- через историю колхоза имени Ленина; дореволюционный хозяйственный уклад; определения профессиональных обязанностей села и.т.д; социальная сфера может быть отслежена по тенденциям демографии села в разные периоды времени; духовная сфера -через историю объектов культуры и образования : Никольской СОШ, Дом культуры, библиотек и.т.д).

в). тщательная проработка экспонатов Никольского краеведческого музея с целью их использования в выполнении исследований.

2. «Конструкция педагогической технологии (форма, структура, обьем, целевое и результативное назначение»10. Примерные формы внешкольной исследовательской деятельности:

а). научно- познавательные экскурсии, которые носят ознакомительный характер и позволяют детям сориентироваться в выборе дальнейшего направления исследовательской деятельности;

б). исследовательские маршруты- пешие, конные, водные, которые помогают выявлять и развивать склонности способности к исследовательской деятельности;

в) стационарная экспедиция, позволяющая осваивать методологию и методику научно – исследовательской работы, например: участие учащихся в археологической экспедиции;

г). участие в районных, республиканских научно – практических конференциях, позволяющих представить для обсуждения доклады по результатам научно – исследовательской деятельности учащихся;

д). практическая работа учащихся в краеведческом музее.

В период 2005 – 2011г.г. учащимися были выполнены следующие научно – исследовательские работы:

1) работа «Жёны декабристов в Сибири» ученицы 11 кл. заняла 1-ое место в районной конференции, посвященной 180- ию восстания декабристов;

2) работа Кравцовой Юлии «Демографическая ситуация села Никольск» отмечена на республиканской конференции «Шаг в будущее»;

3) «Коллективное хозяйства села Никольск в условиях плановой и рыночной экономики» - работа по экономике выполнена Ивановой Таней;


10. Ямбург Е.А. «Контуры культурно-исторической педагогики». М. Педагогика, 1-2001г. стр. 65.
4) «Природно – экологические последствия в развитии коллективного хозяйства с. Никольск.» Данная работа выполнена по линии «Экология» учащейся 10- го кл. Варфоломеевой Ольгой;

5) исследование «Эстафета мужества и доблести» в секции «Мои предки на защите Отечества» на Давыдовских чтениях – 2008 заняло призовое место. Автор – ученица 9- го кл. М.О.У. «Никольская С.О.Ш.» Варфоломеева Ольга.

6) исследование « История села Никольское в истории его улиц» имеет историко- краеведческую и эколого- этнографическую ценность.

Выполнено ученицей 9 кл. Шамариной Ириной. в 2009-2010 уч.г.

7) Работа Калашникова Ильи 9 кл. «Мастера села Никольск» выполнена на материалах Никольского краеведческого музея.

8) Исследование «Этноэкологические традиции семейских села Никольск в природо и лесопользовании» Калашникова Ильи 9 кл заняла призовое место в районе и была отмечена организаторами конкурса « Моя малая Родина» в Р Бурятия.

9) «Одежда и быт семейских села Нико льск» (автор Варфоломеева Ирина,

2-е место в республиканской конференции семейских в 2003 г.),

10)«История старообрядцев Забайкалья» (автор Ислямова Ирина уч 11 класса 2-е место в республиканской конференции 2003г,

11)«Тенденции в демографии старообрядческого села Никольск» (автор Кравцова Юлия, уч. 10 класса, призер республиканской конференции «Шаг в будущее» ).

12) «Старообрядческое поселение Никольск в его историко-этническом и географическом происхождении» (автор Семёнова Александра, уч.8 класс, участник республиканской конференции «Историко-культурное наследие старообрядцев Забайкалья»).
Перспективы проекта

Продолжать исследовательскую работу с учащимися, которая поможет объединить детей для изучения сохранения истории родного края, через создание школьного исследовательского общества.

Цели:

Выявление у учащихся способностей к оригинальному нестандартному решению творческих задач;

Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследования;

Содействие в профессиональной ориентации;

Развитие у учеников целеустремленности и системности в деятельности;

Самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

Теперь наша задача разработать положение о школьном исследовательском обществе учащихся . «Отдел исследовательских работ в школьном краеведческом музее».

В завершение хотел бы подчеркнуть, что результатом моего опыта является главный вывод, что воспитание гражданственности – сложный, многофакторный процесс. Вклад исследовательской деятельности в области исторического краеведения, воспитание патриота и гражданина, развития интеллектуального потенциала, активность, самостоятельность и творчество в конце концов влияют и на профессиональное самоопределение учащихся.




Используемая литература



  1. Бондаревская Е.В. «Ценностные основания личностно- ориентированного воспитания». Педагогика №4-1995г.

  2. Гессен С.И. «Основы педагогики. Введение в прикладную философию». М . Школа –пресс-1995г.

  3. Государственная программа « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005года». Постановление правительства РФ от 10.02.01,№122

  4. Калмыкова З.И. «Психологические принципы развивающего обучения. – М. Знание, 1988г.

  5. Матюшкин А.М. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении». М.-1972г.

  6. Хуторской А.В. «Эвристическое обучение. Теория ,методология , практика –М. Международная педагогическая академия , 1998г.

  7. Ямбург Е.А. «Контуры культурно- исторической педагогики». Педагогика, 1-2001г.


Приложение: научно- исследовательская работа ученицы 8класса

МОУ «Никольская СОШ» Семёновой Александры «Старообрядческое поселение Никольск в его историко- этническом и географическом происхождении».
Министерство образования и науки РФ

Министерство образования и науки РБ

МОУ «Никольская СОШ»

Секция №1 «Семейское село - уникальная историко-культурная территория».

  1   2   3

Похожие:

Список использованной литературы. Приложение: научно- исследовательская работа ученицы 8класса iconСписок использованной литературы с. 20
Большое место в его деятельности занимало распространение народного образования, он семнадцать лет возглавляет Совет Мариинского...
Список использованной литературы. Приложение: научно- исследовательская работа ученицы 8класса iconРайонная научно-исследовательская конференция Научно исследовательская работа «Ветеран Великой Отечественной войны Афанасьев Н. И.: гордость нашего края»
Историей Великой Отечественной войны нужно гордиться. Мы должны гордиться всеми ветеранами войны, ведь благодаря им, была выиграна...
Список использованной литературы. Приложение: научно- исследовательская работа ученицы 8класса iconРабота студентов
Научно-исследовательская работа студентов: Материалы юбилейной 60-й научной студенческой конференции. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ,...
Список использованной литературы. Приложение: научно- исследовательская работа ученицы 8класса icon«Первые шаги в науку» Научно-исследовательская работа по литературе «А. С. Пушкин и А. Мицкевич»
Ежегодно проходят научно-практические конференции, на которых учащиеся выступают с докладами. Наш выбор объясняется желанием интегрировать...
Список использованной литературы. Приложение: научно- исследовательская работа ученицы 8класса icon1 направление научно исследовательская работа со старшеклассниками по изучению истории родного края
Я родилась и выросла в этом городе, хорошо знаю левобережье, где мне все дорого. А самое главное, есть желание заниматься краеведением...
Список использованной литературы. Приложение: научно- исследовательская работа ученицы 8класса iconНаучно-исследовательская работа по теме: «вечное древо жизни»
История рода Головиных связана с историей России. Знать свои корни должен каждый, ибо без этого не может развиваться история, не...
Список использованной литературы. Приложение: научно- исследовательская работа ученицы 8класса iconГородская научно-исследовательская конференция филологической конференции школьников имени Д. С. Лихачёва «Уильям Шекспир. Поэмы и сонеты» Ученица 8-б класса «мбоу сош №31»
Городская научно-исследовательская конференция филологической конференции школьников имени Д. С. Лихачёва
Список использованной литературы. Приложение: научно- исследовательская работа ученицы 8класса iconГородская научно-практическая конференция учащихся. Миасского городского округа
Приложение Литература
Список использованной литературы. Приложение: научно- исследовательская работа ученицы 8класса iconНаучно-исследовательская работа Тема работы
Я решила углубиться в изучение истории школы и провести небольшое исследование. Для этого я поставила цель: восстановить некоторые...
Список использованной литературы. Приложение: научно- исследовательская работа ученицы 8класса iconТезисы к исследовательской работе по краеведению «Град на Оке»
Меня зовут Горбунов Руслан. Я ученик 4в класса мбоу сош №30 города Дзержинска. Моя работа исследовательская работа называется «Град...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница