Александра Грина «Гнев отца»




Скачать 198.42 Kb.
НазваниеАлександра Грина «Гнев отца»
Дата конвертации27.12.2012
Размер198.42 Kb.
ТипУрок
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Мир ребенка и мир взрослых в рассказе Александра Грина «Гнев отца»





ФИО (полностью)

Власова Валентина Ивановна



Место работы

МОУ «Ягринская гимназия» г. Северодвинска



Должность

Учитель русского языка и литературы



Предмет

Литература



Класс

6 класс



Тема и номер урока в теме

Мир ребенка и мир взрослых в рассказе Александра Грина «Гнев отца»

Урок №1



Базовый учебник

Т.Ф.Курдюмова Учебник литературы для общеобразовательных учреждений. 6 класс.- М.: Дрофа,2008




  1. Цель урока: обучение сопоставлению художественных образов через сравнительный анализ художественного мира ребенка и взрослого в рассказе Александра Грина «Гнев отца»

9. Задачи:

- обучающие: кратко познакомить учащихся с биографией и творчеством А.Грина, с сюжетом рассказа «Гнев отца»

-развивающие: формировать читательские умения, учить передавать информацию в сжатом виде, развивать критическое мышление и монологическую речь учащихся на основе анализа рассказа А.С. Грина «Гнев отца»

- воспитательные: формировать личностное отношение обучающихся к прочитанному произведению, к героям и их поступкам.

Тип урока: урок изучения нового материала (анализ прозаического произведения малого жанра)

  1. Формы работы учащихся: коллективная, групповая, парная

  2. Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска или ЖК-телевизор.

  3. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Название

используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Фаза вызова: ответы на вопросы, формулирование темы и постановка цели урока, виртуальная экскурсия, составление кластера

1 "О жизни Александра Грина"

2 А. Грин. Фотография 1908 г.

4 Дом-музей А. Грина в Старом Крыму.

5 К. Ф. Богаевский "Корабли"

6 Карта Гринландии (фрагмент)

9 Александр Грин. Цепи и паруса.

10 Александр Степанович Грин

11 Музей Грина в Кирове

Учитель создает условия для мотивации учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством удивительного писателя А.Грина.

-Может быть, кто-то уже читал его произведения этого писателя?

Я вам искренне завидую: вы открываете для себя удивительный мир, который называется Гринландия. В этой стране свои материки, бухты, проливы, свои города, населенные мужественными, сильными и добрыми людьми.

Послушайте небольшой рассказ о жизни и творчестве Александра Грина. На основе полученной информации составим кластер о писателе и его творчестве.

Александр Гриневский родился 11(23) августа 1880 года в городе Слободской Вятской губернии. С детства Грин любил книги о мореплавателях и путешествиях. Мечтал уйти в море матросом и, движимый этой мечтой, делал попытки убежать из дома..

Значительное влияние на Грина оказал его отец — белорусский дворянин Стефан Гриневский, который разрешил сыну купить ружье и поощрял его к длительным экскурсиям на природу, что повлияло как на выработку характера молодого человека, так и на будущий оригинальный стиль гриновской прозы.

В 1896 г. по окончании четырёхклассного Вятского городского училища уехал в Одессу. Устроился матросом на судно, курсировавшее по маршруту Одесса — Батуми — Одесса. Перепробовал много профессий — был рыбаком, чернорабочим, лесорубом, золотоискателем на Урале.

В 1903 г. был арестован за пропагандистскую работу среди матросов в Севастополе, освобожден по амнистии. Псевдоним А. С. Грин впервые появился под рассказом «Случай» (1907). Сочиняя новые и новые рассказы, Грин постепенно находит свой стиль, сделавший его затем столь популярным и любимым. Формируются черты вымышленной страны, которая литературоведом К. Зелинским будет названа Гринландия. По характеру Грин был романтиком и всегда верил в добро

В революционные годы в Петрограде Грин начал писать повесть-феерию «Алые паруса» В 1924 году в Ленинграде был напечатан роман Грина «Блистающий мир».

Герои произведений Грина добрые, отважные, благородные. Грин переехал в Феодосию. С 1930 г. жил в город Старый Крым, там и умер Грин 8 июля 1932 года. На его могиле скульптором Татьяной Гагариной установлен памятник «Бегущая по волнам».

Коллективно составляют кластер «Александр Грин» и делают по нему промежуточный вывод


5 мин


2


Стадия осмысления


3 А.Харшак

Портрет А.Грина


Формулирует вопросы перед чтением текста.

У Грина есть интересный рассказ «Гнев отца»

- Как вы понимаете слово «гнев»? Объясните значение.

- В психологии используется прием изображения чувства через цвет, через рисунок. Как бы вы нарисовали гнев? Что изобразили?

-В названии указано: гнев отца. Предположите, о чем может быть рассказ.

- Как можно избавиться от гнева отца? Каковы ваши варианты?

Выясним, какой выход находит герой Грина, оказавшись в трудной ситуации.

Организует индивидуальную работу по выяснению лексического значения слов «прерия», «амнистия».

-Кто может объяснить лексическое значение этих слов? Где можно узнать их значение? Прошу поработать с толковыми словарями двух учеников.

Организует самостоятельную работу учащихся

- Речь в рассказе пойдет о Беринге

Иване Ивановиче. Что вы знаете об этом человеке?

Откроем стр. 163 и самостоятельно прочитаем информацию об известном мореплавателе.
Читает рассказ

Подводит к осмыслению прочитанного

- Совпало ли ваше предположение, о чем будет рассказ?

В парах составьте два вопроса: один

тексту: один толстый и один тонкий. Запишите их.

- Зачитаем вопросы.

Делает промежуточный вывод: Содержание рассказа усвоили хорошо. На эти вопросы мы ответим в ходе урока.

Проводит фронтальную беседу с учащимися.

- Рассказ назван «Гнев отца». Кто же главный герой рассказа – отец или Том? Почему?

- Можно ли догадаться по тексту, сколько лет мальчику, хотя об этом не говорит автор?

- Прочитаем еще раз начало рассказа. Вам жалко Тома? Почему?

- Как Том представил себе гнев? Почему?

- А совпал ли ваш словесный рисунок гнева с представлением Тома?

- Грин – мастер комического, в основе которого лежит несоответствие. На каком несоответствии построен сюжет? Как называется этот вид комического?

Подумайте, к чему привело незнание слова мальчиком, и сделайте вывод: так о чем же этот рассказ?

Организует работу учащихся в парах.

- Запишите в парах ключевые слова, характеризующие Тома, и определите, на основе чего вы дали такую характеристику.

Проводит фронтальную беседу с учащимися.

- Какие поступки совершил Том, за которые, как утверждала тетя Корнелия, на него обрушится гнев отца?

- Каково состояние мальчика после угрозы тети?

- Оцените поступок Мунка, который понял ошибку Тома, но не помог ему.

После разговора с Мунком Том совершает еще ряд проступков, которые усугубили его положение.

Совместно с учащимися заполняет таблицу (см. ниже)

-Выясним, что явилось причиной безобразного поведения Тома.

Продолжает фронтальную беседу.

-А вам приходилось принимать решение в состоянии обиды, ревности? Потом не жалели о принятом решении?

Как снежный ком, накатывается одно преступление на другое. Приближение гнева неминуемо. Вся надежда только на заступничество отца, которого Том почти не помнил. Мальчик оказался в сложной жизненной ситуации, поэтому решился на побег, чтобы жить в лесу, пока не отыщет клад.

- Предположите, что могло произойти дальше, если бы Том не увидел автомобиль, в котором ехал отец.

- Почему Том, поняв, что едет отец, помчался к дому? Какое чувство им руководило?

- Почему отец приехал раньше, чем его ждали? Как встретился с сыном?

- Том ждал, что с отцом приедет Гнев. Какое сомнение возникло при виде молодой женщины и почему?

- Почему не исчезла тревога Тома после приезда отца?

- Предположите, что мог увидеть Том в сундуке отца. Почему представилось чудовище7

- Какое чувство испытывает мальчик, расстреляв чудовище?

- Что испытывает отец, видя страдания сына? Найдите в тексте строки.

- Почему ошибка сына вызывает пробуждение нежности у сурового отца?

Последние слова отца, которого с нетерпением ждал Том, придают рассказу композиционную завершенность. Хочется верить, что в жизни Тома все будет хорошо, потому что рядом отец, который смог понять страдания мальчика.


Словесно рисуют

Индивидуально работают с толковым словарем


Самостоятельно работают с учебником

Выбирают ключевые слова, характеризующие душевное состояние мальчика

Составляют в парах один толстый и один тонкий вопрос по содержанию текста, записывают в тетради

Работают индивидуально с текстом


Делают промежуточный вывод

Записывают в парах ключевые слова

Коллективно составляют таблицу, делают промежуточный вывод.

Работают по тексту.



2 мин

1 мин


15 мин

2 мин

2 мин

2 мин


1 мин

3 мин


5 мин

3

Стадия рефлексии


7 С. Бродский. Иллюстрация к феерии А. С. Грина "Алые паруса", «Ассоль»

8 С. Бродский. Иллюстрация к феерии А. С. Грина "Алые паруса", «Ассоль и Грей»



Организует работу по обобщению материала фронтально и в группах

- Обратимся к составленному кластеру. Какое произведение допишем?

- Назовите главную черту характера Тома.

- Каким вы представляете себе автора после прочтения рассказа?

Перед вами иллюстрации по произведению Грина «Алые паруса». А вы предложите вариант обложки книги «Гнев отца».

Обобщим материал и запишем одним предложением ответ на вопрос:

- Почему в отличие от других взрослых отец понял состояние сына? (1 колонка)

- Какова главная мысль рассказа А.Грина «Гнев отца»? (2 колонка)

- Почему вы считаете, что Беринг любил своего сына?

Зачитаем варианты ответов.

-Кому бы вы порекомендовали прочитать данный рассказ: родителям, детям или тем и другим вместе? Почему?

Подводит итог урока

Комментирование домашнего задания.

Письменно по выбору одно задание:

1. Стр. 171, в. 5

2.Написать письмо-воспоминание отцу от лица взрослого Тома об ошибке детства

3. Написать рассказ-воспоминание о детской ошибке взрослого Тома своему маленькому сыну.




Дополняют кластер

Словесно рисуют
Обобщают материал в группах

Делают выводы по материалу урока


Записывают домашнее задание

5 мин


2 мин


Приложение к плану-конспекту урока

Мир ребенка и мир взрослых в рассказе Александра Грина «Гнев отца»


Примерный вариант кластера

Александр Грин (Гриневский)

произведения герои личность автора

«Алые паруса» «Бегущая по волнам» добрые смелые мечтает о море верит в добро

«Блистающий мир» благородные романтик
Таблица 3.

Поступки Тома

Причина поступка

Реакция взрослых

Выпил вина

От одиночества

Тетя три раза шлепнула и закричала на Тома

Попытался украсть пистолет

Не хотел сдаваться без боя

Дядя запер в кабинете, оставил без завтрака

Сбежал из дома

Холодное отчаяние погибшего существа

Не заметили

Расстрелял гнев

Хотел снять давящую сердце тяжесть

Отец пожалел сына


Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Мир ребенка и мир взрослых в рассказе Александра Грина «Гнев отца»





Название ресурса

Тип, вид ресурса

(информационный, практический, контрольный)

Форма предъявления

информации

(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

"О жизни Александра Грина"

Информационный

Учебная статья

http://school-collection.edu.ru

2

А. Грин. Фотография 1908 г.


Информационный

Фотография

http://school-collection.edu.ru

3

А.Харшак Портрет А.Грина

Информационный

Репродукция

http://school-collection.edu.ru

4

Дом-музей А. Грина в Старом Крыму.

Информационный

Фотография

http://school-collection.edu.ru

5

  К. Ф. Богаевский "Корабли"

Информационный

Иллюстрация

 http://files.school-collection.edu.ru

6

Карта Гринландии (фрагмент)

Информационный

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru

7

С. Бродский. Иллюстрация к феерии А. С. Грина "Алые паруса", «Ассоль»

Информационный

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru

8

С. Бродский. Иллюстрация к феерии А. С. Грина "Алые паруса", «Ассоль и Грей»

Информационный

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru

9

Александр Грин. Цепи и паруса.

Информационный

Фотографии

http://otello.gorod.tomsk.ru

10

Александр Степанович Грин

Информационный

Текст (биография писателя)

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://yandex.ru


11

Музей Грина в Кирове

Информационный

Фотографии

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=музей грина в кирове&stype=image



Похожие:

Александра Грина «Гнев отца» iconВнеклассное чтение по роману А. Грина "Алые паруса" (2 часа) "Мечты и действительность". Цели и задачи урока
Внеклассное чтение по роману А. Грина "Алые паруса" (2 часа) "Мечты и действительность"
Александра Грина «Гнев отца» iconТема "Проблема выбора и ответственности за выбранное решение в рассказе А. Грина "Победитель""

Александра Грина «Гнев отца» icon«Как сотворить чудо?»
Пробудить у учащихся желание познакомиться с другими произведениями А. Грина, заинтересовать их личностью писателя
Александра Грина «Гнев отца» iconИван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 года
С раннего детства Павлов перенял от отца упорство в достижении цели и постоянное стремление к самосовершенствованию
Александра Грина «Гнев отца» iconБиография и творческий путь Антуана де Сента-Экзюпери
...
Александра Грина «Гнев отца» iconУрок внеклассного чтения по феерии А. Грина «Алые паруса»
Муниципальное образовательное учреждение Нагорьевская средняя общеобразовательная школа Переславского муниципального района Ярославской...
Александра Грина «Гнев отца» iconУрок литературы в 7 классе (2 часа) Учитель: Тарасенко Н. С. Тема: «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить»
Создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений Грина
Александра Грина «Гнев отца» iconПраздничный концерт, посвящённый 9 мая
Они совершали неслыханные зверства. Трудно было найти дом, куда бы не пришло горе, — кто потерял сына, кто отца или мать, кто сестру...
Александра Грина «Гнев отца» iconГде прошло детство поэта?
Какие прозвища ему дали однокурсники. Объясните, почему они так называли Александра
Александра Грина «Гнев отца» iconВступительное занятие: искусство чтения
«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница