Урок литературы в 7 классе (2 часа) Учитель: Тарасенко Н. С. Тема: «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить»




Скачать 109.73 Kb.
НазваниеУрок литературы в 7 классе (2 часа) Учитель: Тарасенко Н. С. Тема: «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить»
Дата конвертации27.12.2012
Размер109.73 Kb.
ТипУрок
Урок литературы в 7 классе (2 часа)

Учитель: Тарасенко Н.С.
Тема: «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить»

Е. Огонькова. «Гриневия»

Цель:

образовательные:

  1. Познакомить учащихся с писателем А.Грином, с его творчеством.

  2. Знакомство с повестью-феерией «Алые паруса».

  3. Выяснение читательского восприятия (эмоции, воображение).

  4. Показать ученикам жанровую особенность произведения.

развивающие:

  1. Развитие умений анализа текста.

воспитывающие:

  1. Воспитание любви к литературе

  2. Общечеловеческие ценности в повести А.Грина.

  3. Создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений Грина.



Учебная

ситуация

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

Организаци-

онный момент




1-й ученик читает стихотворение В.Маяковского «Послушайте!»

Слово учителя

А в 1985году Академия наук СССР назвала планету №2786 Солнечной системы Гриневия в честь Александра Грина. Как вы думаете, он это заслужил?

…Он пришел на время, ненадолго,

Он пришел, чтоб нас предупредить –

Разобьется сердце на осколки,

Если мы разучимся любить.

Е. Огонькова «Гриневия»

Так назовем мы уроки, посвященные творчеству А.Грина.

(Слайд №1)

Грин – человек с тяжелой мучительной жизнью – создал в своих произведениях невероятный мир, полный заманчивых событий, прекрасных человеческих чувств и приморских праздников. Грин был суровым сказочником и поэт морских лагун и портов. Его рассказы вызывали легкое головокружение, как запах раздавленных цветов и свежие, печальные ветры.

(Слайд № 2)

Вглядимся в портрет писателя. Послушаем, каким видели его современники.

Ответы учащихся

Знакомство с личностью А.Грина




2-й ученик:

Перед нами портреты Александра Грина. Его современники так вспоминают о нем: «Грин жил отшельником, нелюдимым, редко появлялся на общих сборищах. Этим он как будто стремился отгородиться от непрошенного вмешательства в его внутренний мир»(Всеволод Рождественский)

Лев Гумилев вспоминал, что у Грина суровое лицо, угрюмый взгляд». О сумрачном взгляде «очень серьезных, неулыбавшихся глаз» Грина пишет и Михаил Слонимский. Жена и верный друг Грина Нина Николаевна признается: «Грин редко смеялся».

Сам Грин в рассказе «Крысолов» говорит, что он «пристально интересовался всякой другой душой, почему мало высказывался, а больше слушал»

Облик писателя говорит о трудно прожитой жизни и постоянной творческой сосредоточенности.





(Слайд № 3)

Основные биографические данные запишем в тетрадь.

3-й ученик:

Александр Степанович Гриневич родился 11 августа 1880 года в городе Слободском Вятской губернии. Вскоре семья переехала в Вятку. Отец его, «вечный поселенец», дворянин, за участие в польском восстании был сослан в Сибирь. В 1868 году ему разрешено жить в Вятской губернии. Мать Грина, дочь мелкого чиновника, умерла, когда Грину было 13 лет. С мачехой Грин не поладил. Может поэтому его герои зачастую сироты, не помнящие материнской ласки, а образ матери овеян в его произведениях ореолом любви и святости.

Вятка конца 19 века не являлась глухим медвежьим углом. В ней были общественные и частные библиотеки, свой театр, гимназии, городские училища. Однако из-за строптивого характера Грин не мог ужиться с наставниками и сверстниками в школе. Он вспоминал: «…меня сверстники не любили, друзей у меня не было». От одиночества и обид он уже с детства «уходил в мир вымысла и фантазии, грезил о далеких странах, морских путешествиях, необыкновенных подвигах». Перед моими глазами в воображении вечно были американский лес, дебри Африки, сибирская тайга».

4-й ученик:

С 16 лет он скитался по Руси, испытал голод, болезни, разочарование в любви.

В 1896 году он отправился к морю в Одессу. Матросом он проплавал совсем немного, а в заграничном порту был всего один раз. Рухнула мечта стать моряком. Сам Грин вспоминает о своем «морском опыте»: « С шестью рублями в кармане, с малым числом вещей, не умея ни служить, ни работать, узкогрудый, слабосильный, не знающий ни людей, ни жизни, я нимало не тревожился, что будет со мной. Я был уверен, что сразу поступлю матросом на пароход и отправлюсь в кругосветное путешествие» («Автобиографическая повесть»)

Его скитальческая жизнь очень похожа на трудную жизнь М.Горького. Та же перемена мест, профессий в поисках заработка, голод, бесприютность, революционная работа, тюрьма, ссылка. Может быть, поэтому Горький помог Грину выжить в голодном послереволюционном Петрограде.






(Слайд № 4)


5-й ученик:

И все-таки в 1924 году уже признанным мастером Грин возвращается к морю. Он прожил в Феодосии до 1930года, а осенью переехал в Старый Крым. Он любил этот город за тишину, за то, что стоит он на горе, откуда видно море… Умер Грин 8 июля 1932 года.






(Слайд № 5)

6-й ученик:

(Подходишь к карте Гринландия и рассказываешь о ней)

На одной из стен зала музея в городе Кирове (Вятке)- карта страны, созданной воображением писателя. Критик Зелинский назвал ее «Гринландией». В этой стране свои материки, бухты, острова, архипелаги, проливы, свои города – Лисс, Зурбаган, Гертон, Покет, населенные мужественными и добрыми, сильными и смелыми людьми. Эти названия отсутствуют на географической карте, они остаются в нашем сознании, будят стремление к Красоте, Мечте, Добру, Любви, Вере… «Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку, нищему духом».- писал К.Паустовский.



Анализ произведения:

Обнаружение первичного эмоциональ-ного восприятия.


Творческий путь А.Грина продолжался с 1906 по 1932год, за это время он создал около 500 произведений. К.Паустовский говорил о его творчестве: «…и все, в том числе и волны, и прибой, и закаты, и скрип снастей, и грустные и веселые голоса женщин, - все существует в произведениях Грина для того, чтобы человек, хотя бы на мгновение, поверил в радостное чудо и стремился к нему в своей обыденной жизни»

(Слайд № 6)

- Как вы думаете, к какому произведению А.Грина относится эта репродукция?

(Чтение стихотворных строк на слайде)

- К какому эпизоду можно отнести эти строки?

- Каковы ваши впечатления от повести «Алые паруса»? Что понравилось? Что не понравилось?



Ответ учащихся

Ответ учащихся: Предсказание Эгля

Ответы учащихся

История создания

(Слайд № 7)

«Алые паруса» сам автор назвал феерией. Как вы думаете, что обозначает это слово? (по гиперссылке переходим на слайд № 9)

В словаре С.Ожегова можно найти следующее определение феерии…

Писатель вынашивал эту повесть 5 лет. Первоначальные наброски относятся к лету 1916 года. Но рукопись была не завершена. Во время гражданской войны он начал писать новую повесть под названием «Красные паруса». И закончил ее в Петрограде в начале декабря 1920года. В мая 1922 года в газете «Вечерний телеграф» была напечатана глава «Грэй», а отдельным изданием книга вышла в 1923году.

А вот как сам писатель вспоминает о зарождении произведения в «Автобиографической повести»

(Слайд № 8)

Вспомните, как тщательно выбирал Грэй ткань для парусов «Секрета»


Ответы учащихся

Анализ произведения

Итак, слово найдено, алый цвет парусов, несущих на своих крыльях воплощение мечты в жизнь,- это символ «духовного отражения». Язык Грина звонкий, прозрачный, как капельки росы на траве. И в каждой капле отражается весь мир. Вот и откроем для себя этот мир.

- Как складывались отношения Ассоль со сверстниками?

- Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться по-прежнему доброй девочкой?

- Что такое любовь? Обратимся к словарю Ожегова

Значит, любить – жертвовать своими интересами, собой, ради других.

Лонгрен, успокаивая Ассоль, обиженную детьми из Каперны, говорил: "Э, Ассоль, разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут". - "Как это- уметь?" - "А вот так!" Он брал девочку на руки и крепко целовал грустные глаза, жмурившиеся от нежного удовольствия.»

- Ассоль умеет любить людей?

Да, она жалеет их, любит все живое на земле. «Все было мило ей, все радовало ее». "Вот ты, вот другой ты; много же вас, братцы мои! Я иду, братцы, спешу, пустите меня. Я вас узнаю всех, всех помню и почитаю" "Братцы" величественно гладили ее чем могли-листьями- и родственно скрипели в ответ». В лесу «Ассоль чувствовала себя, как дома; здоровалась с деревьями, как с людьми, то есть пожимая их широкие листья».

Перечитаем вслух, какую судьбу напророчил Ассоль старик Эгль.

- Почему Ассоль поверила в эту сказку?

- А как в Каперне отнеслись к этой сказке?

- Если бы вы очутились в этой толпе, как бы вы повели себя?

Конечно же хочется защитить хрупкую Ассоль. И в повести есть такой герой – Грей. «Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь. Я этого не хочу», - объяснил свой поступок Артур Грэй, когда замазал голубой краской раны Христа на картине.

- Какие поступки героя, совершенные в детстве, характеризуют его как рыцаря, защитника слабых и беззащитных?

Как и Ассоль, Грей вынужден играть один.

- Чем же был заполнен мир его детства?

- Какую роль сыграла в судьбе Грея картина, висящая над дверью библиотеки?


Как представлял он себе профессию капитана?

Нельзя воздержаться от восхищения, читая эти строки! Поражает, что все это сказал А.Грин, человек, жизнь которого была далеко не светлой и безоблачной. Но все свои юношеские мечты и надежды он вложил в уста своего героя.

- Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грея?

Все тяготы корабельной жизни испытал и сам Грин, поэтому так точно его описание.

Духовный мир автора и его героя очень близки. Грин рассказывает в «Алых парусах» о себе больше, чем в каком-либо другом произведении.Наводит на размышление и похожесть инициалов: Александр Грин – Артур Грей.

Итак, мы проследили судьбу героев повести Ассоль и Грея.

- Случайно ли они встретились в жизни?

- Чем близки эти герои?

Итак, сама судьба свела героев. Вспомним тревожное чувство Грея накануне первой встречи с Ассоль вечером и радостное пробуждение утром: «С изумлением видел он счастливый блеск утра, обрыв берега среди ярких ветвей и пылающую синюю даль …

Быть может, при других обстоятельствах эта девушка была бы замечена им только глазами, но тут он иначе увидел ее…».

- Иначе, это как?

Обратим внимание, что Ассоль, наученная горьким опытом жизни, никому не рассказала про кольцо, даже Лонгрену. Вот и дождалась своего счастья Ассоль:на рассвете трогательная девочка, боясь, что ее не заметят, кричит: «Я здесь, я здесь!» - и бежит навстречу шлюпке по воде.

- А как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов?

Обратим внимание на угрюмую тревогу, злобный испуг: «сдавленно, змеиным шипением всхлипывали остолбеневшие женщины». «Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от нее, и она осталась одна средь пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная

Э счастливая, с лицом не менее алым, чем ее чудо…»

Уметь мечтать- это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант.

В заключении урока перечитаем ключевые строки повести о чудесах, которые делаются «своими руками…Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и… вовремя сказанное, нужное слово.

Владеть этим, значит владеть всем»

- Как вы понимаете эти слова?

- Согласны ли с ними?

- Почему улыбка, прощение – это чудеса? Это чудеса во все времена?


Ответы учащихся
Ответ учащихся (Рядом с ней был Лонгрен,-ее отец, большой и сильный человек. Он учил ее «уметь любить», рассказывал своеобразные фантастические лекции о жизни и людях», поэтому голова ее была «полна чудесных снов». Она больше жила в мире мечты.

(Работа со словарем)

Ответы учащихся

Чтение отрывка
Ответ учащихся
Ответ учащихся
Ответы учащихся

- Чтобы «пережить чужое страдание», он намеренно обварил себе руку.

- Разбил фарфоровую копилку и подарил бесприданнице Бетси деньги «от имени Робин Гуда».

«Она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя. В маленьком мальчике постепенно укладывалось большое море»

«Никакая профессия, кроме этой, не могла бы так удачно сплавить в одно целое все сокровища жизни, сохранив неприкосновенным тончайший узор каждого отдельного счастья.Опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесная неизвестность, мелькающая любовь, цветущая свиданием и разлукой; увлекательное кипение встреч, лиц, событий; безмерное разнообразие жизни…»


Ответ учащихся


Ответ учащихся
Ответ учащихся:

Во-первых, они оба былы лишены общения со сверстниками. Во-вторых, они понимают,любят все живое на земле, близки к природе. В-третьих, Ассоль и Грей добры и бескорыстны. В-четвертых, они трудолюбивы. И наконец, оба они верят в Мечту.

Ответ учащихся

Домашнее задание

Иллюстрация к произведению,

Письменные ответы на вопросы:

- Эта книга вызывает у меня…

- Какую строчку вы выписали бы и запомнили после прочтения книги.

- Какие черты характера героев повести вас привлекли?

- Смысл названия произведения

- Что же мы утратили и приобрели в области человеческих отношений, если сравнивать их с изображенными в «Алых парусах»?





Похожие:

Урок литературы в 7 классе (2 часа) Учитель: Тарасенко Н. С. Тема: «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить» iconРабочая программа по литературе в 7 классе Пояснительная записка
У «Образование Карасукского района», на уроки литературы в 7 классе отводится 3 часа в неделю, за год 102 часа. Программа нуждается...
Урок литературы в 7 классе (2 часа) Учитель: Тарасенко Н. С. Тема: «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить» iconУрок-защита по литературе в 11 классе. Тема: «Ранняя лирика А. Ахматовой»
Составила учитель русского языка и литературы Рунгинской средней общеобразовательной школы Буинского муниципального района Республики...
Урок литературы в 7 классе (2 часа) Учитель: Тарасенко Н. С. Тема: «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить» iconУрок литературы в 10 классе. Тема: «Умение ловить неуловимое» в стихотворении А. А. Фета
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в этом классе на уроке литературы. Говорят, что в произведении искусства отражается...
Урок литературы в 7 классе (2 часа) Учитель: Тарасенко Н. С. Тема: «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить» iconУрок внеклассного чтения по рассказам Паустовского «Робкое сердце»
Тема Великой Отечественной войны в рассказах К. Г. Паустовского «Робкое сердце» и «Подпасок»
Урок литературы в 7 классе (2 часа) Учитель: Тарасенко Н. С. Тема: «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить» iconУрока Тема урока Работа в тетради
Планирование уроков литературы в 8 классе (умк под ред. Г. С. Меркина) 2 часа в неделю 68 часов за год
Урок литературы в 7 классе (2 часа) Учитель: Тарасенко Н. С. Тема: «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить» iconУрок литературы в 8 классе тема урока : «А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве»
Развивать устную речь учащихся, логическое и образное мышление, эстетический вкус
Урок литературы в 7 классе (2 часа) Учитель: Тарасенко Н. С. Тема: «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить» iconУрок занимает два часа (это урок природоведения и урок литературы)
Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности как необходимая предпосылка формирования научного мировоззрения...
Урок литературы в 7 классе (2 часа) Учитель: Тарасенко Н. С. Тема: «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить» iconЖагулина Ирина Борисовна, учитель русского языка и литературы
В. Г. Маранцмана отведено 2 часа. На первом уроке мы с ребятами познакомились с биографией писателя, рассмотрели особенности эпохи...
Урок литературы в 7 классе (2 часа) Учитель: Тарасенко Н. С. Тема: «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить» iconУрок литературы в 11 а классе Тема
Цель: Актуализация интереса учащихся в изучении произведений лирико – нравственной тематики на примерах истории и современности
Урок литературы в 7 классе (2 часа) Учитель: Тарасенко Н. С. Тема: «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить» iconУрок литературы в 10 классе Тема «Уроки доброты»
Цель урока: обсудить нравственные проблемы, поднятые в повести А. Алексина «Безумная Евдокия»
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница