Патриотическое воспитание




НазваниеПатриотическое воспитание
страница1/9
Дата конвертации31.12.2012
Размер1.25 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Научно-исследовательский институт семьи и воспитания Российской академии образования

Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Словарь – справочник

Под ред. проф. А.К.Быкова и проф. А.Н.Вырщикова

Волгоград

Издательство ВГАПКРО, 2009

Рецензенты:

Метлик И.В. - доктор педагогических наук, доцент, заведующий лабораторией гражданского и патриотического воспитания НИИ семьи и воспитания Российской академии образования

Климов С.Н. - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Российского государственного открытого технического университета путей сообщения
Печатается в соответствии с планом мероприятий НИИ семьи и воспитания Российской академии образования на 2007 год.

Патриотическое воспитание: Словарь-справочник / под ред. А.К. Быкова и А.Н. Вырщикова – Волгоград: изд – во ВГАПКРО, 2009. – 180 с.

Словарь-справочник в широком межпредметном контексте содержит современную интерпретацию понятийно-терминологического аппарата патриотического воспитания. Представлены философские, психологические, социологические, педагогические трактовки основных понятий сферы патриотического воспитания, в том числе их аксиологические аспекты. Содержательное поле понятийного аппарата патриотического воспитания представлено предметными областями: патриотизма как теории и практики; воспитания патриотизма в совокупности сущностных, организационно-педагогических и методических характеристик; этики и морали как регулятива нравственной сферы патриотизма; персоналий, государственных и общественных организаций патриотической направленности и др.

Работа ориентирована на специалистов в области патриотического воспитания в системе повышения квалификации и дополнительного профессионального образования. Она может быть полезной для научных и педагогических работников, исследующих аксиологические проблемы в социальной практике, особенно в педагогической деятельности.
© НИИ семьи и воспитания РАО, 2009

© Вгапк ро, 2009
Введение
В последние годы в связи с реализацией в стране государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы значительно усилилось внимание исследователей и практиков к понятийно-терминологическому аппарату патриотизма и его воспитания.

Предлагаемый читателю словарь-справочник содержит в себе систематизированные материалы по патриотическому воспитанию, представляет собой попытку решить проблему отсутствия подобной литературы в рассматриваемой области.

При подготовке словаря-справочника изучены различные источники, из которых выделены термины, имеющие отношение к проблематике патриотического воспитания. В работе использованы материалы исследований, осуществленных в НИИ семьи и воспитания РАО, Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, других научных и учебных учреждениях в последние годы.

Словарь-справочник в широком межпредметном контексте содержит современную интерпретацию понятийно-терминологического аппарата патриотического воспитания. В нем представлены как педагогические термины, так и те, что заимствованы из других научных областей (истории, психологии, философии и др.). Содержательное поле понятийного аппарата патриотического воспитания представлено предметными областями: патриотизма как теории и практики; воспитания патриотизма в совокупности сущностных, организационно-педагогических и методических характеристик; этики и морали как регулятива нравственной сферы патриотизма; персоналиями, государственными и общественными организациями патриотической направленности и др. Словарь-справочник включает также краткие биографические данные об отечественных и зарубежных деятелях, внесших существенный вклад в развитие теории и практики развития патриотизма.

Значения некоторых терминов конкретизированы применительно к рассматриваемой проблеме, в них выделен патриотически-воспитывающий аспект. Особое внимание уделено раскрытию аксиологического содержания раскрываемых понятий.

Словарь-справочник подготовил авторский коллектив в составе: руководитель - Быков А.К., главный научный сотрудник лаборатории гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи НИИ семьи и воспитания РАО; заместитель руководителя - Вырщиков А.Н., профессор кафедры психологии Волгоградского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор; члены авторского коллектива: С. В. Воротилова педагог-организатор ГДЮЦ г.Волгограда; М. А. Горбова - заведующая историко-краеведческим отделом ГДЮЦ г. Волгограда, кандидат педагогических наук; В. Н. Гуляихин - профессор Волгоградского государственного университета, доктор философских наук, доцент; К. М. Кусмарцев - студент Волгоградского государственного университета; М. Б. Кусмарцев - учёный секретарь Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидат педагогических наук, доцент; И. Н. Литвинова - доцент Волгоградского государственного университета, кандидат исторических наук; В. И. Лутовинов - главный научный сотрудник лаборатории гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Государственного НИИ семьи и воспитания, доктор философских наук, профессор; С. В. Перевалова - заведующая кафедрой современной русской литературы Волгоградского государственного педагогического университета, доктор филологических наук, профессор; Л. Е. Помогайбо – главный специалист управления образования Городищенского района г. Волгограда; С. Л. Рыков - ведущий научный сотрудник лаборатории гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи НИИ семьи и воспитания РАО, доктор педагогических наук, доцент; Е. С. Садовников - доцент Волгоградского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент; В. В. Шумилова – заместитель директора по воспитательной работе МОУ гимназия №2 г. Волгограда.

Работа ориентирована на подготовку специалистов в области патриотического воспитания в системе повышения квалификации и дополнительного профессионального образования. Она может быть полезной для научных и педагогических работников, исследующих аксиологические проблемы в социальной практике, особенно в педагогической деятельности.

Словарь-справочник может быть полезен исследователям теории и практики патриотического воспитания также в целях определения общих подходов в терминологическом пространстве проблемы. Он поможет специалистам лучше понимать друг друга при дальнейшей разработке проблемы.

При пользовании словарем-справочником следует учитывать, что слова, вынесенные в название статьи, в тексте обозначаются начальной буквой (например, в статье «Воспитание» - В., в статье «Воспитание патриотическое» - В. п.). Если слово имеет несколько значений, они обозначаются цифрами. В тексте после определения каждого термина стоит фамилия автора, подготовившего материал.

Авторский коллектив не претендует на исчерпывающую полноту и бесспорность представленного материала, с благодарностью примет все замечания и предложения, направленные на повышение качества словаря-справочника.

проф. А. К. Быков, проф. А. Н. Вырщиков

А

АККУЛЬТУРАЦИЯ (от лат. ad – к и culture – образование, развитие) - процесс взаимодействия разных культур, результатом которого является изменение их паттерн (образцов и моделей жизнедеятельности) посредством усвоения социокультурных элементов друг друга и образования новых культурных форм. В конце ХIХ в. понятие А. применялось в узком значении и обозначало ассимиляцию индейцев вследствие их соприкосновения с культурой белых американцев. В 30-е годы ХХ века американские антропологи трактовали А. как феномен социальной жизни, возникающий в процессе вхождения групп людей, обладающих разными культурами, в постоянный контакт, при котором происходят изменения в изначальных культурных паттернах одной из групп или их обеих. Во второй половине ХХ века А. стали воспринимать как важный процесс социализации, в результате которого происходит освоение человеком новых культурных ценностей. При таком подходе к А. выдвигаются на первый план внутриличностные, психологические механизмы формирования сознания и поведения человека, важными детерминантами которых в современном обществе выступают патриотические паттерны.

А. в процессе патриотического воспитания выполняет задачу формирования толерантности через приобщение к культурным, духовным, социальным, семейным и иным ценностям различных народностей, проживающих на единой территории, способности к преодолению различного рода неприязни во взаимоотношениях, готовности к совместной защите ареала жизнеобеспечения (В.Н. Гуляихин).
АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКАЯ - деятельное отношение человека к окружающему миру, способность производить общественно значимые преобразования среды собственного существования на основе сложившегося опыта служения Отечеству. Она проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Определяющее моральное основание а.л.п. - непримиримость ко всем проявлениям зла, насилия, конформизма, цинизма и безверия, она обеспечивает целостность как в представлениях, так и в мотивах и способах реализации социально-ориентированных видов деятельности.

А.л.п. интегрирует в деятельности мотивационно-ценностные компоненты и условия внешней среды специфическими для способностей человека способами ее осуществления. К таковым условиям относятся: возможность репродукции семьи, этноса, народа, национальности, наличие перспективы общества, вектор энергетического, нравственного, экономического движения для отдельной личности, ее семьи относительно общества.

Свою активность человек должен соизмерять не только с целями и качеством индивидуальной жизнедеятельности, но и с социальной микросредой, которая представлена в первую очередь ближайшим окружением.

Каждый человек в своей жизни, в большей или меньшей степени ориентируется и на социальное окружение, а не только на себя. А.л.п. выражает то практически существенное в человеке, что неразделимо связывает его с обществом (народом) и государством как страной и Отечеством (А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев).
АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ (356-323 г. до н. э.) - царь Македонии с 336 г., сын царя Филиппа II; воспитателем А. М. был Аристотель. Победил персов при Гранике (334), Иссе (333), Гавгамелах (331), подчинил государство Ахеменидов, вторгся в Среднюю Азию (329), завоевал земли до р. Инд, создав крупнейшую монархию древности. Исторической заслугой Александра Македонского является расширение жизненного пространства цивилизации, освоение территорий и сплочение этносов в суперэтнос.

(И.Н. Литвинова)
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ (1220 г. или 1221-1263 г.) - великий князь Владимирский с 1252 г., князь Новгородский (1236-51 г.), Тверской (1247-52 г.). Сын князя Ярослава Всеволодовича. С точки зрения патриотизма рассматривается как великий воин и защитник родной земли. Приписываемая ему фраза «Кто с мечём к нам придёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоит земля Русская» обладает мощным потенциалом патриотизма; на ней воспитывались многие поколения защитников Отечества. Нанес шведским войскам сокрушительное поражение в Невской битве (1240), за что прозван Невским. Изгнал немцев из Копорья (осень 1241) и Пскова (весна 1242). Разгромил немецких рыцарей в Ледовом побоище (1242). Отверг предложение римского папы принять католичество. Умелой политикой ослабил тяготы монголо-татарского ига. Канонизирован Русской православной церковью. Останки А. Н. перенесены (1724) из Владимира в петербургский Александро-Невский монастырь (с 1797 - лавра). (И.Н.Литвинова)
АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme, от лат. alter - другой) - идущая от Конта характеристика мыслей и действий, лишенных себялюбия; нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами; противоположен эгоизму. «Vivre pour altrui» (жить для другого) - эти слова должны стать эпиграфом к моральным требованиям будущего. А. основан на любви к ближнему – доктрине, провозглашенной христианством как этическая ценность, которая соответствовала основной этической ценности древности - справедливости, являясь вместе с тем более широкой по содержанию. Любовь к ближнему означает, что одна личность заступается за другую, так же, как за саму себя, не рассуждая о правах, заслугах или достоинствах этой личности. Любовь к ближнему не есть явление, сопутствующее состраданию; она - чувство и стремление, рассматривающее другую личность как некую ценность. Противоположность А. как важному патриотическому качеству личности составляет пассивизм как поведение, которое состоит в том, что человек, придерживающийся его, избегает вмешиваться в судьбу или влиять на ход событий, происходящих во внешнем мире, на том основании, что невозможно обозреть следствия этого вмешательства и нельзя отвечать за них. «Мудрец не рискует действовать» (Чжуанцзы). А. питает такие механизмы жизненной стратегии человека, как самоопределение и самоназначение, понимаемые как явления, противоположные понятиям косности, «инертности сердца» (А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев)
АРИСТОТЕЛЬ (384 – около 322 до н.э.) – древнегреческий философ, чьи взгляды на развитие человека, общества и государства оказали значительное воздействие на формирование системы ценностей, составляющих духовную основу современного патриотического сознания. Социально-политическая концепция А. тесно связана с представлениями о моральных нормах. По его мнению, человек по своей природе – существо государственное. А. не отделяет государство от общества, требуя от его членов добродетельного поведения, без которого невозможно успешное функционирование общественных и государственных институтов. Этику А. определяет как проповедь активной деятельности человека, который не должен стремиться к власти и наслаждениям, поскольку тогда его жизнь становится паразитической и животной, а сознание – рабским. В «Никомаховой этике» А. опре­деляет высшее благо человека как «счастье», которое состоит в деятельности души по осуществлению своей «добро­детели», т.е. своего рода «дельности», функциональной пригодности. Древнегреческий философ был убежден, что наиболее высокой и совершенной задачей является достижение блага для всего государства и удержание этого блага. По А., нравственный человек отбросит любые материальные блага и честолюбивые цели, чтобы сохранить себе прекрасное, предпочитая непродолжительное, но сильное ощущение жизни. Такой человек скорее захочет жить прекрасно один год, чем многие годы бесцельно, предпочитая одно прекрасное действие многим незначительным. Как утверждал А., таким образом поступают герои, идущие на смерть за Родину, тем самым выбрав для себя великое и прекрасное (В. Н. Гуляихин).
АРХЕТИП (от греч. arche – начало и typos – образ) - в античной философии прообраз, начальная идея. Швейцарский психолог и философ К. Г. Юнг (1875-1961) понимал под А. изначальные врожденные психические образы коллективного бессознательного, составляющие основу духовной жизни и закрепляющие в себе опыт предшествующих поколений. А. обнаруживается, прежде всего, в сновидениях и творчестве, он составляет психическую основу мировоззрения человека. Например, А. матери, - это всеобщая идея матери, наполненная чувственным образом собственной матери. Представляя собой систему врожденных программ и установок, А. рационально не воспринимается как социокультурная норма, но исходит из глубин психической жизни человеческого рода.

А. в аналитической психологии К.Г. Юнга - изначальная, врождённая психологическая структура, образ (мотив), составляющий содержание так называемого коллективного бессознательного и лежащий в основе общечеловеческой символики.

Именно в сфере бессознательного определяется смысл поиска идентификационного кода российской культуры, адекватного вызовам современности. По существу, речь идет о выявлении и рефлексировании некой тенденции, за которой скрывается новая, укорененная в глубинах народной жизни система базовых ценностей, существующая в форме таких архетипических конструкций, которые на протяжении тысячелетий формировали разные поколения, создавая лицо народа и нации, обусловливая совершенно определенный тип личности. Очевидно, что суть культурологической реконструкции связана с перегруппировкой культурных А. и их новым синтезом, что придает смысл социальному творчеству народа и обусловливает превращение выделенной тенденции в основание нового типа системного развития.

В повседневной жизни А. коллективного бессознательного как бы незаметно определяют жизнь индивида. Они выступают как запечатленные в его психике акты программы поведения древнего человека в моменты произвольного действия в окружающем коллективе. Совокупность таких интуиций, образующих коллективное бессознательное, и есть внутренняя реальность сознания. Содержанием коллективного бессознательного являются общечеловеческие первообразы-А. (образы матери, земли, дзядов, навий и т.д.). Этот внутренний мир индивида, составляя интимные основания социальности, восходит к его эмоционально-чувственному развитию и не понятен современному человеку, поскольку в процессе последующего развития люди утратили способность «психической идентичности» или «мистического участия» в жизни других, способность посредством чувств и эмоций сочувствовать, разделять судьбу окружающих.

Таким образом, корни человеческой души восходят к социокультурным, сверхличностным процессам, к коллективному бессознательному как всеобщему основанию душевной жизни. А. как бы распределяют частицы этого опыта, организуя его в определенное целое. И элементарные поведенческие программы вроде безусловных рефлексов, и такие сложные формы взаимодействия человека с миром, как восприятие, мышление, воображение, разворачиваются на основе интуитивного «схватывания» А. При этом в чистом виде А. не входит в сознание как целое, он всегда соединяется с каким-то опытом, подвергается предварительной обработке. Причем в процессе такого соединения внутренний мир индивидов (самость) определенным образом организуется.

Коллективное бессознательное составляет основу традиций, к нему восходят определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, присущие данному обществу.

Феномен патриотизма, являющийся базовым элементом социокультурных программ нации, народности, этноса и соответствующих духовных и идеологических конструкций, архетипичен по своей природе и представляет собой проявление определенной психической универсалии в поведении человека.

А. как социокультурное и генотипическое основание патриотизма имеет природу совокупных образов. Это, прежде всего, образ Родины (малой и большой), образ матери как конкретной женщины, «мать – сыра земля», «земля - кормилица», «Отчизна», «Волга - матушка», «Родина - мать», «мать - Природа» и т.д., образ Отца, «Отечество», «Дон - батюшка», «батюшка Урал» и т.д. (А. Н. Вырщиков, В. Н. Гуляихин, М. Б. Кусмарцев).
АРХИВЫ1. Учреждение для хранения старых, старинных предметов, документальных материалов, например: государственный А. древних актов. 2. Отдел учреждения, где хранятся старые документы, например: сдать в А. 3. Собрание рукописей, писем и т.п., относящихся к деятельности какого-нибудь учреждения, лица, например: архив Антона Павловича Чехова.

Функции А. в патриотическом воспитании молодёжи: сбор и систематизация материалов по истории региона; приобщение молодёжи к источникам знаний о прошлом края, жизни и деятельности его выдающихся деятелей; обучение молодёжи методикам обобщения конкретного документального материала и выработки собственного знания об общеисторических тенденциях развития региона; воспитание гордости за прошлое своей малой родины, к её истории; формирование чувства ответственности за наследование и развитие культурно-исторических традиций региона, малой Родины, семьи, генеалогического рода; развитие познавательного интереса к прошлому своего родного края, событиям его истории, персоналиям (М. А. Горбова).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Патриотическое воспитание iconМетодическое объединение для воспитателей, работающих с детьми среднего возраста
Мдоу №62 прошло первое методическое объединение для воспитателей средних групп по теме: Нравственно-патриотическое воспитание детей...
Патриотическое воспитание iconПрограмма внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от...
Патриотическое воспитание iconВоспитательная программа моу «дворцовская основная общеобразовательная школа» «воспитание человека» на 2010 2015 гг. Калужская область
Задача школы – воспитание человека – остаётся во все времена актуальной, а решение её – противоречивым, поэтому организация воспитательного...
Патриотическое воспитание iconГражданско-правовое воспитание студентов колледжа (в помощь классному руководителю)
Гражданско-правовое воспитание студентов колледжа (в помощь классному руководителю) // Составители Г. И. Лавренова, С. Н. Трещилова....
Патриотическое воспитание iconРеспублики Коми Отдел литературы по искусству «Эстетическое и художественное воспитание в общении с искусством»
Дайджест «Эстетическое и художественное воспитание в общении с искусством: из опыта работы российских библиотек» подготовлен отделом...
Патриотическое воспитание iconСоциально-нравственное воспитание подростков в условиях молодежного объединения Новая

Патриотическое воспитание iconДуховно-нравственное воспитание подрастающего поколения в поликультурном образовательном пространстве России

Патриотическое воспитание iconБориса Пастернака «Поэты не рождаются случайно…»
Воспитание художественного вкуса и эстетического наслаждения от встречи с поэзией
Патриотическое воспитание iconБориса Пастернака «Поэты не рождаются случайно…»
Воспитание художественного вкуса и эстетического наслаждения от встречи с поэзией
Патриотическое воспитание iconМногодетная мать, красавица, талантливая актриса и певица рассказала «Здоровью» о своих взглядах на воспитание детей, уход за собой и отношения с сильным полом. Саша денисенко думай о хорошем
Многодетная мать, красавица, талантливая актриса и певица рассказала «Здоровью» о своих взглядах на воспитание детей, уход за собой...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница