Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям и выполнению самостоятельной работы студентов специальности 050401 «История»




НазваниеМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям и выполнению самостоятельной работы студентов специальности 050401 «История»
страница1/6
Костюченко Ю А
Дата конвертации30.12.2012
Размер0.64 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования и науки

Российской Федерации

КГБОУСПО «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»



Геополитика


Методические рекомендации

по подготовке к практическим занятиям и

выполнению самостоятельной работы студентов

специальности 050401 «История»

Красноярск, 2011






30

Утверждена:

НМС, протокол №____

от « __»______2011 г.

Председатель НМС

_____________Е.А. Чувашева

«__»________2011 г.
Одобрено:

Председатель предметной цикловой комиссии

общегуманитарных и социально-экономических дисциплин

______________________ Ильина И.В.

« ___ » ______ 2011 г.

Составитель: Костюченко Ю.А., преподаватель истории.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. Введение 4

  2. Основное содержание программы 5




ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая программа разработана в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников специальностей 050146 «Преподавание в начальных классах», 050130 «Музыкальное образование» по дисциплине «История».

Программа по истории России предназначена для студентов I курса специальностей 050146 «Преподавание в начальных классах», 050130 «Музыкальное образование» «Красноярского педагогического колледжа №1 им. М. Горького». Программа призвана способствовать более глубокой подготовки студентов к промежуточным экзаменам по дисциплине «История».

Программа служит основой для формирования представлений об основных этапах истории России с рубежа XIX – XX вв. до наших дней, способствует расширению представлений студентов о характерных особенностях исторического пути России, помогает при анализе исторических событий. Настоящая программа охватывает фактический и теоретический материал по истории России в новейшее время. В тексте предлагаемой программы присутствуют все темы и вопросы, которые в той или иной формулировке найдут свое отражение в перечне экзаменационных вопросов. От студента, готовящегося к экзамену по истории, требуется знать те аспекты истории России, которые оговорены в тексте программы. Ответ должен органично соединять в себе знание фактического материала с его теоретическим и концептуальным осмыслением.

Основное содержание программы.

Раздел 1. Российская империя в конце XIХ – начале ХХ вв.

Тема 1. Социально-экономическое и политическое развитие России в конце XIХ – начале ХХ вв.

Государство и российское общество в конце XIX – начале ХХ вв. Территориальная структура Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Количественная и качественная (этническая и социальная) характеристика населения Российской империи. Характеристика основных классов: буржуазия, пролетариат, крестьянство, дворянство. Характеристика политического строя Российской империи начала XX в. Образ жизни городского и сельского населения.

Экономическое развитие России в начале XX в. Особенности развития российской экономики начала XX в. Финансовый капитал. Государственно-монополистический капитализм. Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике. Иностранный капитал: причины его широкого проникновения в страну, роль в развитии российской экономики. Российский монополистический капитализм: его специфика, формы, место и роль в экономике. Финансовый капитал. Кустарные промыслы. Сельское хозяйство: оскудение центра. Сельская община. Аграрное перенаселение.

Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг. Личность Николая II, его политические воззрения. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. С. Ю. Витте. В. К. Плеве. П. Д. Святополк-Мирский. Национальная и конфессиональная политика Николая II. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Российская социал-демократия. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В. И. Ленин. Ю. О. Мартов. Партия социалистов-революционеров. Особенности программных и тактических установок. В. М. Чернов.

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война. Приоритеты и основные направления внешней политики России в начале царствования Николая II. Миротворческая инициатива российского императора. Международная конференция в Гааге. Дальневосточная политика. Русско-японская война 1904—1905 гг.: причины войны, ход военных действий на суше и на море, причины поражения России. Влияние войны на внутриполитическую ситуацию. Портсмутский мир. Сближение России и Англии после войны.

Первая российская революция. Реформы политической системы. Причины революции. Антиправительственное движение в 1901—1904 гг. «Кровавое воскресенье» — начало революции. Основные события периода подъема революции: возникновение Советов, восстание на броненосце «Князь Потемкин-Тварический», Всероссийская октябрьская стачка. Манифест 17 октября 1905 г. и его значение. Формирование монархических (консервативных) и либеральных политических партий. П. Н. Милюков. А. И. Гучков. Лидеры черносотенного движения. Основные законы 1906 г. Становление российского парламентаризма. Деятельность I и II Государственной думы. Третьеиюньский государственный переворот. Итоги революции.

Экономические реформы. Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа П.А. Столыпина: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия. Переселенческая политика. Развитие кооперативного движения. Итоги столыпинской аграрной реформы и других преобразований. Развитие кооперативного движения. Убийство П. А. Столыпина III Государственная дума.

Политическая жизнь в 1907-1914 гг. Новый избирательный закон. Особенности российского парламентаризма. III Государственная дума. Ужесточение национальной политики. IV Государственная дума. Свертывание правительственного курса на экономическое и социальное реформаторство.

Серебряный век русской культуры. Духовное состояние общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры начала XX в. Демократизация культуры. Просвещение. Открытия российских ученых в науке и технике. Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов, И.И. Мечников, И.П. Павлов, С.М. Соловьев. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Поэзия Серебряного века: символизм, футуризм, акмеизм. Изобразительное искусство: русский авангард, «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Скульптура, архитектура, музыка, балет, театр, исполнительское искусство: традиции и новаторство. «Русские сезоны» С. Дягилева. Рождение кинематографа. Российская культура начала XX в. – составная часть мировой культуры. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. К.С. Станиславский. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русские сезоны С. Дягилева. Кинематограф.

Россия в Первой мировой войне. Причины и начало Первой мировой войны, цели и планы воюющих сторон. Отношение народа и политических партий к войне. Военные действия на Восточном фронте в 1914—1916 гг. Влияние военного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Война и психологическое состояние общества. Человек на фронте и в тылу. «Верхи» в условиях войны. Дискредитация царизма и государственной власти. Отношение политических партий к войне. «Распутинщина». IV Государственная дума. Нарастание революционного движения. Угроза национальной катастрофы.

Раздел I. Советское государство (1917 – 1991 гг.)

Тема 1. Советская Россия: модели социалистического строительства

Февральская революция 1917 года. Свержение монархии. Причины и начало Февральской революции. События в Петрограде 22-27 февраля 1917 г. Образование новых органов власти. Отречение Николая II. Двоевластие. Приоритеты Временного правительства и Исполкома Петроградского совета. Курс на продолжение войны. Демократизация российского общества. Социально-экономическая политика. Новая власть на местах. Национальный вопрос после Февраля.

Россия весной-летом 1917 г. Альтернативы развития страны после Февраля. Политические партии после Февраля. Возвращение из эмиграции В. И. Ленина. «Апрельские тезисы». Выработка новой стратегии и тактики РСДРП(б). Апрельский и июньский кризисы Временного правительства. Образование первого коалиционного правительства, его внутренняя и внешняя политика. А.Ф. Керенский. Июльские события в Петрограде. Переход РСДРП(б) на нелегальное положение. Государственное совещание. Выступление генерала Корнилова и его последствия.

Октябрьская революция. Кризис власти. Тактика В,И. Ленина по продвижению идеи о вооруженном восстании. Борьба в РСДРП (б) о перспективах революции. Демократическое совещание. Курс большевистского руководства на вооруженный захват власти. Л.Д. Троцкий. Вооруженное восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти, их значение. Принципы формирования большевиками новых органов власти: СНК, ВЦИК, ВЧК.

Формирование советской государственности. Создание новых органов власти. Союз большевиков с левыми эсерами. Уничтожение национального и сословного неравенства. Созыв и роспуск Учредительного собрания. III Всероссийский съезд Советов. Брестский мир: причины подписания, условия, экономические и политические последствия. Экономическая политика советской власти: «красногвардейская атака на капитал». Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Конституция РСФСР 1918 г.

Гражданская война. Причины Гражданской войны и ее этапы. Расстановка противоборствующих сил. Первые вспышки Гражданской войны: поход генерала П. Н. Краснова на Петроград, вооруженное сопротивление в Москве, выступления атаманов А. М. Каледина, А. И. Дутова, Г. С. Семенова. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии, ее особенности. Выступление Чехословацкого корпуса. Ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Переворот адмирала А. В. Колчака. Политическая программа колчаковского правительства. Антибольшевистское восстание на Дону. П. Н. Краснов. Добровольческая армия генерала А. И. Деникина. Разгром армии Деникина. Походы генерала Н. Н. Юденича на Петроград. Иностранная интервенция: причины. Война с Польшей, ее итоги. Разгром П. Н. Врангеля. Красный и белый террор в Гражданской войне. «Малая Гражданская война». Положение населения в годы войны. Движение зеленых. Н. И. Махно. Крестьянские выступления в 1920—1921 гг. Кронштадтское восстание: причины и последствия. Причины победы большевиков и поражения их противников.

Политика военного коммунизма. Особенности политики военного коммунизма. Промышленность и сельское хозяйство в период военного коммунизма. Ускоренная национализация. Переход к продразверстке. Ликвидация товарно-денежных отношений. Экономический и политический кризис начала 1920-х гг.

Новая экономическая политика. Причины перехода к нэпу. X съезд РКП (б) и переход к новой экономической политике. Голод 1921 г. Хлебозаготовительный кризис. Сущность нэпа и его экономические итоги. Советское общество в годы нэпа. Продовольственный налог. Укрепление связей города и деревни. План ГОЭРЛО и начало его реализации. Развитие кооперации. Перестройка управления народным хозяйством. Финансовая реформа. Причины свертывания политики нэпа.

Образование СССР. Предпосылки объединения социалистических республик. Проекты объединения. В.И. Ленин и И.В. Сталин о принципах объединения советских республик. Условия, пути и этапы создания нового государственного образования. I съезд Советов СССР. Подписание Декларации и Договора об образовании СССР. Первая Конституция СССР. Национальная политика в 1920-е гг. Значение и последствия образования СССР. Национально-государственное строительство в 20-х годах.

Международное положение и внешняя политика в 1920-е гг. Цели и задачи внешней политики. Преодоление дипломатической изоляции. Нормализация отношений с соседними государствами. Генуэзская конференция. Г.В. Чичерин. Рапалльский договор. Соглашения со странами Востока. Дипломатические конфликты со странами Запада. Советско-германские отношения. «Полоса признаний». 1924 год - год дипломатического признания СССР странами Запада и Востока.

Политическое развитие в 1920-е гг. Сращивание государственного и партийного аппарата. Формирование однопартийной системы. Обострение внутрипартийных разногласий и борьбы за лидерство в партии во время болезни и после смерти В. И. Ленина. Причины победы И. В. Сталина во внутрипартийной борьбе. Разногласия в партийном руководстве о путях и методах строительства социализма.

Духовная жизнь в 1920-е гг. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Начало создания «новой интеллигенции». Партийный контроль над духовной жизнью. Первая волна эмиграции. Сменовеховство. Большевики и церковь. Начало «нового искусства». Пролеткульт. Российская ассоциация пролетарских писателей. Новые имена и новые тенденции в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре, кинематографе.

Понятия: Двоевластие, «Апрельские тезисы», «корниловщина», Учредительное собрание, НЭП, национализация, «военный коммунизм», продразвёрстка, комбеды, продотряды, ВСНХ, коалиция, «Декрет о мире», «Декрет о земле», контрибуция, гражданская война, «военный коммунизм», интервенция, продразверстка, «красный террор», «белый террор», белое движение, «зеленые», комиссар, белые правительства, продналог, кооперация, концессии, план ГОЭРЛО, аренда, госкапитализм, автономизация, суверенитет, федерация, конфедерация, унитарное государство, оппозиция.

Тема 2. Модернизация страны в 1928 – 1939 гг.

Социалистическая индустриализация. Объективная необходимость индустриализации. Курс на индустриализацию. Индустриализация: цели, методы, источники. Форсированное развитие ведущих отраслей промышленности. Разработка и принятие первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. Первая пятилетка: результаты, социальные проблемы. Курс на огосударствление экономики. «Перекачка» средств из сельского хозяйства в промышленность. Социалистические соревнования. Ударные бригады. Итоги первой пятилетки. Вторая пятилетка и ее особенности. Стахановское движение. Труд заключенных и спецпоселенцев. Основные стройки второй пятилетки. Итоги первых пятилеток. Третья пятилетка, её приоритетные направления. Усиление административно-принудительных мер. Итоги и уроки индустриализации.

Коллективизация сельского хозяйства. Роль и место коллективизации в форсированном «строительстве социализма». Причины коллективизации. Методы проведения коллективизации. Курс на массовую коллективизацию сельского хозяйства и реакция крестьян на новый курс партии. Раскулачивание. Статья И.В. Сталина «Головокружение от успехов». Голод 1932 – 1933 гг. Сущность колхозного строя. Второй этап коллективизации 1933 – 1935 гг. Переход от сплошной коллективизации к экономическим методам вовлечения крестьян в колхозы. Завершение коллективизации в 1937 г. Результаты коллективизации. Колхозное крестьянство: правовое положение, социально-психологические особенности. Связь между форсированной индустриализацией и насильственной коллективизацией.

Политическая система СССР в 1930-е гг. Роль партии и идеологии в жизни страны. Огосударствление партийного аппарата. Идеологизация общественной жизни. Формирование культа личности И. В. Сталина. Массовые репрессии. Показательные судебные процессы. Принятие второй Конституции СССР. Национальная политика. Объективные и субъективные причины выбора сталинского варианта преобразований. Партийные чистки 1933-1936 гг. XVII съезд партии. Убийство С.М. Кирова. Политические процессы 1936-1938 гг. НКВД. Особые совещания. ГУЛАГ. «Дело Тухачевского», репрессии против Красной армии. Массовые политические репрессии и завершение формирования новой, «партийно-государственной системы». Морально-психологическое состояние общества.

Духовная жизнь в 1930-е гг. Наследие дореволюционной культуры и явления культуры, рожденные социалистической революцией. Курс на культурную революцию и формирование нового человека коммунистического общества. Культурная революция. «Пролеткульт» и близкие к нему организации, «левое направление» в культуре и искусстве. Коммунистическая партия и культура в СССР. Образование и просвещение, пропаганда и агитация. А. Луначарский, М. Покровский, Н. Крупская, Н. Бухарин и др. Обострение идеологической и политической борьбы в СССР в 20-е годы и их влияние на отечественную культуру. «Философский пароход». Репрессии против русской дореволюционной интеллигенции и против церкви. Особенности культурного развития в СССР в 30-е годы, становление идеологии «социалистического реализма». Выдающиеся деятели советской культуры: М. Горький, А. Толстой, А. Фадеев, Н. Островский, М. Булгаков, М. Шолохов, И. Ильф и Е. Петров, В. Маяковский, Б. Пастернак, А. Гайдар, Д. Шостакович, И. Дунаевский, С. Прокофьев и др. Развитие советского кинематографа: С. Эйзенштейн, Вс. Пудовкин, Александров, Л. Орлова, Серова, Ладынина, Целиковская, Н. Черкасов, И. Ильинский, Б. Бабочкин, Б. Андреев, М. Жаров и др. Советская эстрада (Л. Утесов). Роль средств массовой информации, кинематографа, общественных наук в развитии советской культуры. Итоги развития советской культуры к началу 40-х гг.: достижения и потери. Развитие образования и науки: Ликвидация массовой неграмотности и переход к всеобщему обязательному образованию. Законы о средней и высшей школе. «Философский пароход». «Академическое дело». И. Павлов, Н. Вавилов, К. Циолковский, Ф. Цандер, С. Шмидт, Папанин. Достижения советского авиастроения и авиации: А. Туполев, Н. Поликарпов, Григорович, Петляков; В. Чкалов, М. Громов. Советское танкостроение: создание танка Т-34.

Внешняя политика СССР в 1930-е гг. Изменение внешнеполитического курса СССР после прихода к власти в Германии А. Гитлера. Принятие СССР в Лигу Наций. Советские инициативы в Лиге наций. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности. Дальневосточная политика СССР. События у озера Хасан и реки Халхин-Гол. Кризис советской внешней политики во второй половине 30-х гг., его последствия. Мюнхенское соглашение. Советско-англо-французские переговоры. Сближение СССР и Германии. Советско-германский пакт о ненападении 1939 г. и секретные протоколы. Начало Второй мировой войны и позиция СССР. Советизация Прибалтики, Западной Украины, Западной Белоруссии, Бесарабии. Советско-финляндская война, ее итоги и внешнеполитическое значение. Внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны. Советское внешнеполитическое ведомство в 30-е гг.М. Литвинов, В. Молотов и др. деятели советской внешней политики. Итоги советской внешней политики 30-х – начала 40-х гг.

Понятия: репрессии, ГУЛАГ, НКВД, «троцкизм», ленинизм, централизм, культ личности, индустриальное общество, индустриализация, административно-командная система, ГУЛАГ, огосударствление экономики, ударничество, ударники, социалистическое соревнование, «Шахтинское дело», «промпартия», коллективизация, раскулачивание, коммуны, МТС, хлебозаготовительный кризис, политотделы, культурная революция, «Философский пароход», «Мюнхенский сговор», Лига Наций, пакт Риббентропа–Молотова, агрессия, антигитлеровская коалиция, аннексия, демилитаризация.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям и выполнению самостоятельной работы студентов специальности 050401 «История» iconМетодические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов специальности «Реклама» Омск
Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы студентов 2 курса специальности 032401 «Реклама» в процессе...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям и выполнению самостоятельной работы студентов специальности 050401 «История» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения
«Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в городе Твери
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям и выполнению самостоятельной работы студентов специальности 050401 «История» iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ
Кирдяшкин И. В. Отечественная история. Учебное методическое пособие. Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям и выполнению самостоятельной работы студентов специальности 050401 «История» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплинам историко-теоретического цикла для исполнительских отделений музыкальных училищ. Как работать над одноголосным диктантом
Главное это запомнить музыкальное построение в целом, по принципу "от общего к частному"
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям и выполнению самостоятельной работы студентов специальности 050401 «История» iconМетодические рекомендации к остальным месяцам года вы найдёте на нашем сайте
Уважаемые посетители сайта, предлагаем вашему вниманию методические рекомендации
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям и выполнению самостоятельной работы студентов специальности 050401 «История» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский государственный социально-экономический университет, Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея»
Поиск информации в сети Интернет для использования в процессе обучения. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям и выполнению самостоятельной работы студентов специальности 050401 «История» iconИ. И. Климова Н. М. Лизунова Е. И. Бойчук
Климова И. И., Лизунова Н. М. и др. Методические рекомендации по подготовке к вступительным экзаменам в аспирантуру и сдаче кандидатского...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям и выполнению самостоятельной работы студентов специальности 050401 «История» iconМетодические рекомендации учителям оо «Искусство»
О. Н. Пикалова – заведующая кафедрой воспитательной работы и дополнительного образования, скипкро, к п н
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям и выполнению самостоятельной работы студентов специальности 050401 «История» iconПрограмма и учебно-методические рекомендации по курсу «Немецкая публицистика и основы журналистики» (Deutsche Publizistik und Grundlagen der Journalistik) Для специальности 033200.
Важной составляющей обучения является анализ большого количества аутентичных публицистических материалов, их обсуждение на семинарских...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям и выполнению самостоятельной работы студентов специальности 050401 «История» iconКафедра «Документационное обеспечение управления и прикладная лингвистика»
Культура правильной речи: Учебные материалы к практическим занятиям по курсу «Русский язык и культура речи». – М.: Мати, 2006. –...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница