Образовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»




Скачать 327.59 Kb.
НазваниеОбразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
страница1/3
А С Пушкина
Дата конвертации30.12.2012
Размер327.59 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3


Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное Образовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»


Малышева О.М.
Вслед за автором: опыт прочтения романа в стихах А.С.Пушкина

«Евгений Онегин»

Методические рекомендации


Бийск 2009

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» - одно из самых удивительных произведений мировой литературы, показывающее такую картину мира, подобного которому больше не увидеть нигде.

Творческая биография Пушкина с символической чёткостью делится на три равных этапа - на три семилетия:

Раннее - 1816-1823,

Зрелое - 1823-1830,

Позднее - 1830-1837.

На первом этапе, в своём раннем семилетии, молодой Пушкин больше оглядывается вокруг, чем всматривается в себя. В поисках «своей» темы он вживается в окружающий мир, где переплетаются силовые линии, исходившие из таких источников, как эпоха Просвещения, культ Наполеона, революционные европейские и национально-освободительные движения, Байрон и романтизм, общественный подъём, вызванный Отечественной войной 1812 года, нарождающийся и крепнущий декабризм. Впрочем, в «примерке» на себя «чужих» картин мира, общением с «чужими» идеями уже виделось то, что было свойственно только Пушкину, даже в молодые годы, в стихотворении 1812 года «Чужое» он подвергал проверке, испытанию, экзамену, и рано или поздно оно не выдерживало этого экзамена: так «Свободы сеятель пустынной» трещину даёт идеология декабризма, а в 1824 году в «Цыганах» развенчивается романтическая концепция человека.

С течением времени всё более складывается несоизмеримость «чужих» представлений о мире с масштабом дара и творческой личности Пушкина. Для него возникает необходимость оставить в стороне опробованные, готовые представления и обрести свою картину мира. А художественная интуиция подсказывает ему, что путь к обретению целостного образа мира лежит через труд самопознания и самосовершенствования. Другими словами, необходимо было понять: кто есть я? Где моё место в мире? Какие взаимоотношения между мной и миром? На исходе первого семилетия характер творческого поведения Пушкина начинает заметно меняться.

Рубеж между первым и вторым семилетиями приходится на 1823год. Это год духовного кризиса. Поэт испытывает мучительное, драматическое ощущение относительности, непрочности, в конечном счёте, непригодности усвоенных извне авторитетных картин мира, ощущение ускользания точек опоры, угрозы внутреннего хаоса. В результате такой переоценки взгляд поэта стал перемещаться. Не внешний мир, а тайна собственного «Я» - вот что стало главным. И тогда началось стремительное расширение духовного кругозора. Совершилось самое главное: был верно поставлен основной вопрос, определена главная проблема - проблема человека и его места в мире.

Значение этого события состоит в том, что пушкинское творчество начинает наполняться содержанием, которое было основным для древнерусской литературы. По определению Дмитрия Сергеевича Лихачёва, «древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет - мировая история, и эта тема - смысл человеческой жизни». Буквально то же можно сказать о зрелом пушкинском творчестве. Зрелое пушкинское семилетие совпадает с семилетним периодом работы над «Евгением Онегиным»: 1823год - выход первой главы ,1830-восьмой.

Можно сказать, что роман в стихах есть развёрнутая запись центрального этапа пушкинского творчества, его дневник, поэтический оттиск его внутреннего содержания. Зрелое семилетие Пушкина - это в полном смысле слова «онегинское» семилетие.

«Евгений Онегин» занимает особое положение в мировой литературе. Вряд ли существует произведение, которое устремлялось бы к проблеме общечеловеческого всемирного бытия, проблем человека и при этом сохраняло бы такое мощное исповедальное, лирическое напряжение, было бы полно обаяния живого и личного, человеческого в каждой строке.

Перед началом изучения произведения можно предложить учащимся ответить на вопросы:

1. Какова жанровая природа романа в стихах?

2. Что является идейно-художественным центром романа и лирического стихотворения: сюжет с перипетиями судеб героев, душевная и духовная жизнь самого автора?

3. Прокомментируйте смысл эпиграфа, сочинённого А.С.Пушкиным и написанного на принятом в светском обществе французском языке.

4. В чём автор видит композиционную специфику своего романа – «собранье пёстрых глав»?

5. Что важнее для «большого стихотворения»: «ума холодные наблюдения» или «сердца горестные заметы»?

Сохранившиеся рукописи «Евгения Онегина» показывают, какой громадный труд вложил Пушкин в своё создание, как упорно и тщательно, заменяя помногу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы и план своего романа, и отдельные его подробности. Целые дни, не выходя из дому, целые ночи до зари проводил Пушкин в этой трудной и радостной работе.

Неудивительно, что, окончив «Евгения Онегина», поэт наряду с чувством гордости от совершенного им подвига - создание первого русского реалистического романа - испытывал грусть, скучая по привычному, многолетнему занятию и чувствуя себя без него неуютно. Об этом он говорит в небольшом стихотворении, носившем выразительное заглавие «Труд»:

Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.

Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?

Или, свой подвиг свершив, я стою, чуждый работе другой?

Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи,

Друга Авроры златой, друга пенатов святых?

В пору работы над «Евгением Онегиным» Пушкин писал П.А.Вяземскому: «Пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница». В чём же разница? И почему роман «Евгений Онегин» Пушкин и в самом деле пишет в стихах? Ведь он писал и прозу (она занимает значительное место в его творчестве). Какой же особый смысл в «романе в стихах»?

Нам может помочь следующее высказывание автора. В 1825 году в предисловии к первому изданию первой главы он предупреждал: «Вот начало большого стихотворения, которое, вероятно, не будет окончено». Итак, роман назван стихотворением, а стихотворение - это лирическое произведение, изображающее внутренний мир автора, его состояние, настроение, происходящие в нём духовные процессы. Главным героем стихотворения является сам автор. Значит, назвав свой роман «стихотворением», Пушкин сразу указал на главного героя - автора.

Но ведь роман назван «Евгений Онегин». И речь в нём пойдет об Онегине, Ленском, Татьяне, о событиях, происходящих с ними, об их судьбах, т.е. будет изображаться объективное бытие, бытие, независимое от автора, существующее вне него. И тогда это эпическое произведение - роман. Как же связаны роман и стихотворение? Да, действительно, роман повествует о других героях, не зависимых от автора. Но это их кажущаяся независимость. Герои, их жизнь, их взаимоотношения, их судьбы служат для полноты самораскрытия автора как человека, как личности; раскрывают высоту и трудность его авторской позиции, его новый взгляд на жизнь, на себя - его новый идеал - идеал свободы от собственных страстей, привычек. В форме «лирических отступлений» Пушкин включил в свой роман множество прекрасных лирических стихотворений, поэтическое выражение его души:

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

Сюжет «Евгения Онегина» очень прост: Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря на то, что они любят друг друга, они не могут стать счастливыми, не могут соединить свою судьбу.

И виноваты в этом не какие-нибудь внешние обстоятельства, а их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни.

Над глубокими причинами этих ошибок и заставляет Пушкин размышлять нас, читателей. Этот простой сюжет излагается у Пушкина по очень чёткой, строгой композиционной схеме. Любовное письмо Татьяны и жестокая отповедь Онегина в первой части романа раскрывают драму Татьяны. Письмо Онегина и ответный монолог Татьяны во второй части рисуют крах любовных надежд Онегина. Между этими главными сюжетными эпизодами - ряд событий, которые должны были навсегда разлучить Онегина и Татьяну: убийство на дуэли Ленского и замужество Татьяны. На эту простую сюжетную схему нанизано в «Евгении Онегине» множество картин, описаний, показано множество живых людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами.

Так какие же они, главные герои романа?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тексту.

Глава I. Предлагаем учащимся перечитать I главу:

1. О ком идёт речь: о конкретном человеке Евгении Онегине или о «молодом повесе» вообще?

2. С помощью цитат или косвенной речью опишите образ жизни молодого столичного жителя: внешний вид, воспитание, образование, времяпрепровождение, круг интересов и т.д.

3. Выпишите наиболее важные цитаты, обнажающие двойственное отношение автора к своему герою. Что автор принимает, отметьте моменты наиболее тесных контактов, что автор с горечью отвергает.

4. Что за недуг постиг героя «в цвете лучших лет»: «но был ли счастлив мой Евгений»? (Ответ можно найти также в стихотворении Пушкина «Демон», написанном в том же, 1823 году)

5. Случайно ли то, что именно в период острой хандры Онегина сближаются автор и его герой?

6. К каким жизненным выводам приходит автор на момент конца первой главы?

7. К каким жизненным выводам приходит Онегин?

С молодым помещиком Евгением Онегиным мы знакомимся уже в первой главе романа: здесь рассказывается о его воспитании и образовании, описывается один из его дней, сообщается о смерти дяди Онегина и переезде того в деревню. Воспитание и образование героя довольно безличное, такое же, как у всех в его среде, направленное на создание внешнего облика и лишенное внутреннего содержания и смысла.

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь ,-

говорит автор. И в результате ему хватает несколько фраз, чтобы «перечислить» все знания, умения, таланты Онегина:

Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет –

И, наконец, увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринуждённо;
Онегин был по мненью многих

(Судей решительных и строгих)

Учёный малый, но педант,

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С учёным видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнём нежданных эпиграмм.
Он знал довольно по-латыни,

Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить vale,

Да помнил, хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха.

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли;

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей....

День Онегина - это один из бесконечных дней его жизни, состоящих из одних и тех же событий: прогулок на бульваре, обедов в ресторане, театров, балов. Из этих дней складывается «однообразная и пёстрая» жизнь.

Строго говоря, событий в романном понимании в первой главе нет. Там с героем ничего не происходит. Но не забудем, что это «стихотворение». А в стихотворении, в лирическом произведении, мысль воплощается не в событиях поэтики: в композиции, перекличке мотивов, ритме, рифме, интонации. Вот и посмотрим на первую главу через особенности поэтики.

Если мы вновь перечитаем строки, рассказывающие о талантах, знаниях и умениях Онегина, о том, как проходил его день, то непременно услышим особую авторскую интонацию - интонацию перечисления. Это самый заметный элемент поэтики. Перечисляется всё: знания, умения, способы обольщения, занятия, блюда, предметы роскоши. Создаётся впечатление, что мы читаем одно большое предложение с однородными членами. Чего же добивается автор таким приёмом?

Однородные члены равнозначны, равноценны в предложении. Так и здесь: перечисление делает всё абсолютно равнозначным, одинаковым по ценности, однообразным. Науки для Онегина играют ту же роль, что и ресторанные блюда, а театр то же, что и туалетные принадлежности. Блюда в ресторане предназначены для еды, пилочки, ножницы, щётки используют для туалета. Поставленные в один ряд с науками, театром, любовью, они всё делают предметами потребления. Онегин потребляет окружающий мир, пользуется им.

Такое отношение к миру и определило особенность образа Онегина в первой главе. Герой почти лишён личных черт, он очерчен так внешне, что похож не на живого человека, а на литературное обобщение. Его внутренний мир, жизнь его души, его чувства, мысли - всё это нам неизвестно. Правда, автор пишет:

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Не подражательная странность

И резкий, охлаждённый ум.

Но все эти черты, которые нравились автору, не показаны, о них только сказано. Мы можем либо верить, либо не верить автору на слово: мы видим только то, что нам показано. Показан же нам не Онегин как личность, как внутренний человек, а образ жизни Онегина.

Перечитаем 10,11 строфы. В них каждая строка содержит психологические антонимы :

... Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным иль равнодушным.

Противоположные состояния запечатлены в одной строке, как сменяющие одно другое. Но состояние не может меняться мгновенно. Значит, это не настоящее, это маска, театр, «как будто». Это впечатление усиливается словами «лицемерить», «казаться», «являться», «послушною слезой». Вновь внутренний мир заменен внешним. Нам неизвестно, что герой чувствует, о чём думает. Нам виден только его маскарадный костюм.

Описание онегинского дня пронизывает одна странная рифма:

брегет

обед

лет

цвет

кабинет

котлет

одет

балет и т.д.

Так же, как перечислительная интонация, эта рифма создаёт ощущение однообразия, повторяемости, замкнутости… Мёртвый механизм управляет всею жизнью героя:

Проснётся за полдень, и снова

До утра жизнь его готова...

Жизнь превращается в ряд механических движений, движется по замкнутому кругу.

Человек, живущий такой мёртвой жизнью, и вокруг себя всё делает мёртвым (строфы ХХ-ХХII). Онегин входит в театр и - убивает красоту. Всё превращается в разрозненные маски, шум, скачки. Внешне жизнь Онегина стремительна. Она вся - погоня за развлечениями,, за наслаждениями: «помчался», «полетел», «стремглав», «поскакал», «взлетел».

Но, в сущности, она замкнула и мертва, так как погоня за наслаждениями ведёт в тупик. Не случайно сразу после слов: «Проснется за полдень, и снова до утра жизнь его готова», - начинает развиваться тема хандры.

Для такого образа жизни характерно стремление взять от жизни все; уныние при невозможности этого, разочарование в жизни, бунт против несовершенства мира и людей:

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей;

Сперва Онегина язык

Меня смущал; но я привык

К его язвительному спору,

И к шутке, с желчью пополам,

И злости мрачных эпиграмм.

Человек, воспитанный в традициях такого миропонимания, озабочен тем, чтобы как можно полнее осуществить свои «права». Этот человек «и жить торопится, и чувствовать спешит». Подобный образ жизни, делающий человека безликим, и есть предмет особого внимания автора. И это не случайно, так как эта пелена, этот образ жизни грозил обезличить и самого Пушкина, когда тот после Лицея окунулся в светскую жизнь. Об этом писал П.Анненков: «С неутомимой жаждой наслаждения бросился молодой Пушкин на удовольствия столичной жизни. С самых ранних пор заметно в нем было постоянное усилие ничем не отличаться от окружающих людей и идти рядом с ними. Запас страстей, еще не растраченных и не успокоившихся от годов, должен был, разумеется, увлечь его за общим потоком. Господствующий тон в обществе тоже совпадал с его наклонностями... беззаботная растрата ума, времени и жизни на знакомства, похождения и связи всех родов, - вот что составляло основной характер жизни Пушкина и многих его современников. Он был в это время по плечу каждому - вот почему до сих пор можно еще встретить людей, которые сами себя называют друзьями Пушкина, отыскивая права на это звание в общих забавах и рассеянности эпохи... Жизнь шла своим чередом и по заведенному порядку».

Подобный образ жизни и дан автором герою. Здесь их близость. Но близость эта в прошлом:

С ним подружился я в то время.

В чем же была близость?

Страстей игру мы знали оба;

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердцах жар угас.

И лирический сюжет основан на том, что автор изменился по отношению к онегинскому, а значит, и к своему образу жизни. Изменилось авторское миросозерцание. Автору герой нравится. Есть в нем что-то, что говорит о возможности будущего возрождения. Ведь огромное множество людей, ведя онегинский образ жизни, никогда не помышляли его изменить. Но с другой стороны, этот недуг очень опасен и для самого человека и для окружающих его.

Как знать, сколько бы еще длилась такая жизнь Онегина, как:

Вдруг получил он, в самом деле

От управителя доклад,

Что дядя при смерти в постели

И с ним проститься был бы рад.

Прочтя печальное посланье,

Евгений тотчас на свиданье

Стремглав по почте поскакал...

Но, прилетев в деревню дяди,

Его нашел уж на столе...

И вновь мы видим не саму жизнь, а образ жизни Онегина в деревне. У него есть полная возможность повторить дядину жизнь. Он, казалось бы, даже готов к этому.

Но не зря же Онегин «приятель» автора. Не зря автор видел в нем «мечтам невольную преданность, не подражательную странность и резкий, охлажденный ум». Он делает то, что делали в своих имениях будущие декабристы: облегчил положение крепостных.

И все же он сделал это по-своему, по-онегински: «чтоб только время проводить». Благородный поступок Онегина естественен для порядочного человека, но бессознателен для него, кроме того, в нем явно слышится эгоистический оттенок.

Пушкин изображает в лице Онегина, конечно, эгоиста, но это не самодовольный, влюбленный в себя эгоист, а, как правильно назвал Онегина в своей статье о пушкинском романе великий критик Велинский, - «страдающий эгоист». Онегин, видимо, понимает, что одним из главных источников его тоски, «хандры» является отсутствие труда, какой бы то ни было деятельности общественного характера. Он не станет служить ни офицером, ни чиновником, потому что понимает (или чувствует), что это значило бы активно поддерживать тот строй, несправедливости которого и являются конечной причиной его тоски и разочарования. Впрочем, он сделал, что мог, сразу же, как только стал владельцем этого богатого имения, - он освободил крестьян от тяжелой работы на помещичьих полях и перевел их на легкий оброк -

И раб судьбу благословил.

Но даже такой поступок принес свои плоды. Онегин мгновенно оказался в атмосфере вражды и злословия:

... Все дружбу прекратили с ним.

«Сосед наш неуч; сумасбродит;

Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино;

Он к дамам к ручке не подходит;

Все да да нет; не скажет да-с

Иль нет-с.»

  1   2   3

Похожие:

Образовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» iconДоклад Муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» города Николаевска Николаевского муниципального района Волгоградской области. 2011год. Введение
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
Образовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» icon«Школа как воспитательный центр микрорайона поселка»
Муниципальное образовательное учреждение Брединская средняя общеобразовательная школа №2 п. Бреды
Образовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» iconМуниципальной экспертной комиссии отдела образования
Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Нижне-Наратбашская средняя общеобразовательная школа Буинского...
Образовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» iconРабочая программа по предмету «Музыка»
Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №288
Образовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» iconРабочая программа по предмету «Музыка»
Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №288
Образовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» iconРабочая программа по немецкому языку 11 класс
Муниципальное образовательное учреждение «Донгузловская средняя общеобразовательная школа»
Образовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» iconТема : История развития вычислительной техники
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 Карасукского района
Образовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» iconРабочая программа по биологии 9 класса Учитель: Сафронова М. В
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Каштановская средняя общеобразовательная школа»
Образовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» iconЕсть ли у книг будущее?
Муниципальное образовательное учреждение Камышинская средняя общеобразовательная школа Кыштовский район Новосибирская область
Образовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» iconСценарий сюжетно ролевой игры «Загляните в армейский альбом»
Муниципальное образовательное учреждение «Куликовская средняя общеобразовательная школа»
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница