Музей русской гармоники А. Мирека Гармонь Или более точно гармоника. Один из самых популярных в России музыкальных инструментов, неотделимый от нашей




Скачать 106.64 Kb.
НазваниеМузей русской гармоники А. Мирека Гармонь Или более точно гармоника. Один из самых популярных в России музыкальных инструментов, неотделимый от нашей
Дата конвертации30.12.2012
Размер106.64 Kb.
ТипДокументы
Музей русской гармоники А. Мирека

Гармонь... Или более точно - гармоника. Один из самых популярных в России музыкальных инструментов, неотделимый от нашей истории и культуры. Именно здесь, в России, новый, язычковый, принцип звукоизвлечения стал основой для создания инструмента особого типа, который со временем воплотился в широкие ряды национальных, ансамблевых, оркестровых и сольных классических инструментов. И стал достоянием множества культур мира. Есть в Москве место, где бережно хранят, изучают и пропагандируют историю гармоники, начавшуюся ещё в 18-м веке. Место, куда может прийти каждый желающий и получить незабываемые впечатления от встречи с удивительным миром гармоники. Место, где можно не только многое увидеть, но и услышать. Где можно познакомиться с многими интересными людьми, которые преданно служат музыке. Это - Музей русской гармоники Альфреда Мирека.
   

альфред мирек

Альфред Мирек

Понятия "музей" и "экскурсия" неотделимы друг от друга, и встреча очередной экскурсионной группы - одна из великого множества встреч, которые составляли, составляют и ещё составят суть и смысл работы этого, единственного в России, уникального музея. Подобных ему – всего четыре в мире. И он - самый крупный из них. В четырёх его залах собраны более двух тысяч экспонатов, фотографий, документов, раритетов разных эпох. И конечно-редкостные коллекции музыкальных инструментов, многие из которых вернулись к жизни после реставрации.
Наталья Вороненко, заведующая музеем Русской гармоники, кандидат педагогических наук: "Наш музей очень сильно отличается от своих "коллег" за рубежом тем, что мы работаем не только с музыкальными инструментами. В этом музее поднят весь пласт музыкальной культуры, связанный с гармоникой. Это и музыкальные мастера, это и уникальные документы, уникальные афиши, уникальные судьбы гармонистов. Всё это сплелось в единый клубок истории не только России, но и зарубежной истории. У нас есть целый зал, посвящённый истории гармоники за рубежом".
Музей уникален и тем, что создан, как частный и подарен столице интереснейшим человеком-доктором искусствоведения, профессором, заслуженным деятелем искусств России, Альфредом Миреком, который более полувека собирал и изучал гармоники и огромный пласт материалов, связанный с историей и развитием этого инструмента в России и в мире. 
Альфред Мирек: "Когда говорят "он коллекционер" и я "коллекцию собирал", это в корне неверно... Коллекционеры, вот, собирают монеты, марки там:" сколько у тебя марок?"..."у меня-15"..."а у тебя есть марка Мексика такого-то года"..."нет"..." а у меня есть!".И... всё... Вот также, как один сейчас собрал 400 граммофонов... Он просто собирал граммофоны! Коллекция - это коллекция! Галерея Третьяковская-это галерея... А музей-это особый вид собранных вещей, в которых вы должны увидеть идею, потом -развитие процесса на всех участках и до сегодняшнего дня".

Музей отличается и тем, что предлагает своим гостям не просто экскурсии, а настоящее взаимодействие, в котором есть место и музыке, и встрече с виртуозами гармони, весёлому плясу, и даже - дружескому чаепитию!
Наталья Вороненко:"Мы отошли от концепции "сухого" музея, где экскурсовод с указкой рассказывает монотонно об объекте. Наших зрителей встречает прекрасная народная музыка, выходят в народных костюмах артисты, ведут экскурсии, водят с детьми хороводы, делают детские праздники, дни рождения, тематические праздники, русские вечера... Гармоника живёт. Причём, у нас идёт уникальная работа со старинными инструментами. У нас в процессе экскурсии звучат не только записи, как играли старинные инструменты, но мы и воспроизводим это на живых экспонатах музея".
В первом зале музея начинается история язычковых инструментов. Поиск её истоков - от древней эоловой арфы, звучание которой здесь можно услышать, и экзотических восточных инструментов вылился, в конце концов, в создание обширной схемы-родословной язычковых инструметов, начиная с середины 18-го века. Её автор, профессор Мирек, протянул во времени взаимосвязи между, почти двумя сотнями типов инструментов, проследил развитие конструкторской мысли и этапы возникновения каждого типа.

схема гармоник мирека

Схема гармоник Мирека
Эта схема нашла мировое признание и вошла в учебные пособия музыкальных учебных заведений многих стран (скачать ее в полном разрешении можно здесь http://narod.ru/disk/2653850001/%D0%A1%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0..jpg.html.)

гармоника киршника

гармоника Киршника

А началось всё в России, в 1783 году, когда органный мастер Франтишек Киршник продемонстрировал в Санкт-Петербурге свой инструмент, напоминающий пианино, но построенный на новом принципе звукоизвлечения. Именно гармонике Киршника, именно в России, надлежало стать родоначальницей всех разновидностей гармоники.
Альфред Мирек: "Теперь люди приезжают из-за рубежа(из 26-ти стран были)... Родина первой гармоники это Россия! Хотя везде(и у меня в первой диссертации) написано, что родина - Германия. В 1821 году - сделана первая губная гармоника, в 1822-м - ручная... Нет!.. В 1780-м,то есть на 40 лет раньше, Киршник, мастер музыкальный, на Васильевском острове в Петербурге сделал первую гармонику. Я не сторонник того, что, вот,"Россия - родина слонов",понимаете...Но мы гордимся и проповедуем чужое и не знаем своё!.. Вот это недопустимо совершенно".
Экспозиция погружает нас в атмосферу развития кустарного производства гармоник в России во второй половине 19-го века, когда несколько семей тульских оружейников на основе зарубежных образцов взялись за изготовление собственных разработок. Первые гармонные фабрики Воронцовых, мастеров-самородков Чулковых дали мощный старт гармонному производству в России, обогатив его целым рядом изобретений, доживших до наших дней. Дороговизна сложного в изготовлении инструмента стимулировала развитие гармонного промысла в России и появление большой группы умельцев - самородков, которые со временем становились настоящими гармонными мастерами, чей статус подтверждало государство.
Уголок гармонного мастера - интереснейшая, наглядная часть экспозиции - подробно показывает всю сложность процесса изготовления и настройки такого непростого инструмента, как гармонь.
Отношение мастеров к своим детищам было очень ответственным. Гармоники любовно украшались в соответствии с художественными традициями места производства различными накладками и инкрустациями. А знаменитые мастера ставили на инструменты личное клеймо. После смерти мастера штамп-клеймо обычно уничтожался или, даже, уходил с мастером в могилу. Поэтому, представленная в экспозиции коллекция клейм знаменитых мастеров, попросту, бесценна.

клеймо гармонного мастера

Клеймо гармонного мастера
К концу 19-го века Россия переживает расцвет гармонного производства. Возникают первые крупные гармонные фабрики и связанные с ними торговые дома и магазины. Продукция тульской фабрики Киселёвых, например, двух- и трёхрядные гармоники "венки", быстро завоевала российский рынок и получила мировое признание на выставке в Париже. Гармоники Киселёвых звучали долгие десятилетия и после закрытия фабрики в революционные годы. Торговые дома Мюллера, Циммермана и других способствовали не только распространению гармоник по России, но и формированию связанной с этим музыкальной культуры, росту исполнительского мастерства.
Уникальная коллекция старинных русских гармоник, центр экспозиции зала, даёт хорошее представление о развитии гармонного производства в России 19-го, начала 20-го веков, которое имело выраженный региональный характер. Почти в каждом крупном регионе России была своя, неповторимая, модель гармоники. И их названия живы до сих пор: Тульская, Саратовская, Ливенская, Елецкая, Вологодская, Смоленская, Нижегородская, Новоржевская и другие .
Производились и, как сейчас принято говорить, эксклюзивные модели. Например, ножные басы.

гармоника-венка торгового дома циммермана

Гармоника - венка торгового дома Циммермана

В музее, также можно послушать записи знаменитого Петра Невского, который, первым из гармонистов, записал свою игру ещё в 1898 году. Благодаря этому музыканту, гармонь из народной шагнула в профессиональную музыкальную среду и была прославлена в крупных европейских городах. Был открыт путь к созданию первых гармонных оркестров. Первым стал оркестр под управлением Н.И.Белобородова, получивший мировую известность. А оркестр В.П. Хегстрема выступал даже на сцене Московской консерватории. Рост интереса к концертным возможностям гармони повлёк её дальнейшее совершенствование. В 1907 году петербургский мастер Пётр Стерлигов создал сложную пятирядную гармонику, которой дал название "баян". Этот первый русский концертный инструмент, способный исполнять полифоническую музыку - настоящая гордость экспозиции музея гармоники.
баян стерлигова,первый баян

баян Стерлигова,первый баян


В начале 20-го века гармоники и баяны уже вызывали интерес в серьёзных музыкальных кругах. О дальнейшем совершенствовании исполнительского мастерства, выдающихся его представителях, большой экспериментальной работе российских мастеров и создании целого ряда уникальных инструментов, рассказывает экспозиция второго зала музея Мирека. Как и везде ,здесь тоже есть свои раритеты, отражающие развитие гармонной культуры в России. Оркестровые баяны мастеров Стерлигова и Косорукова, например, можно не только увидеть. Система озвучивания в музее позволяет услышать голоса этих уникальных инструментов.
В экспозиции представлены баяны, так называемой, "московской" системы, отражающей процесс массового производства этих инструментов российской промышленностью. Среди них выделяется своей формой и богатыми украшениями баян мастера Синицына, изготовленный им специально для аккомпанирования жене, артистке оперетты.

баянист павел гвоздёв

баянист Павел Гвоздёв
На баяне собственной системы играл известнейший в 30-е годы исполнитель классических произведений Павел Гвоздёв. В экспозиции представлена афиша его Ленинградского концерта 1935-го года. Этот концерт недавно был воспроизведён московскими музыкантами на сцене второго зала музея гармоники. Подобные музыкальные праздники - важная и органичная часть музейной работы.
Первые аккордеоны зарубежного производства появились в нашей стране ещё в 20-е годы прошлого столетия. И вскоре заняли достойное место в популярных джаз - оркестрах. А с 1935-го года выпуск аккордеонов начала и советская промышленность. В экспозиции представлен один из первых образцов ленинградской фабрики "Красный партизан", принадлежавший известному аккордеонисту Юрию Шахнову, который научился играть и завоевал популярность на фронтах Великой Отечественной Войны. Гармоника была боевой подругой наших бойцов. Наиболее распространённой была гармоника "венка". В экспозиции музея представлен немецкий аккордеон, подобранный нашими бойцами во время битвы под Москвой. Бойцы освоили этот инструмент, дошли с ним до Берлина и именно этот аккордеон участвовал в концерте, посвящённом краху фашистской Германии, на котором выступала Лидия Русланова, пела свои знаменитые "Валенки" и аккомпанировали ей 100 различных гармошек, среди которых был и этот аккордеон. Впоследствии, он был подарен Туркиным Тимофеем Андриановичем жителям города Ташкент.
В послевоенные годы популярность оркестровых язычковых инструментов, особенно - баянов, в СССР стала огромной. Появился специальный репертуар для баяна, включавший вариации классики, обработки народных мелодий. Появилось немало искусных исполнителей баянистов, память о которых отражена в витринах музея гармоники.

елецкая рояльная гармоника

Елецкая рояльная гармоника


Российские баяны системы "Русь" и, особенно, "Юпитер" прославили русскую баянную школу за рубежом. На инструментах российского производства играли и играют лучшие баянисты мира.
Виртуозные, необычные и даже эксцентричные исполнители на гармониках появились ещё на заре 20-го века. Это были и солисты и семейные коллективы, вроде династии Стрыгиных или цирковой русской лапотной труппы Юровых, использовавших в своих выступлениях, помимо различных видов гармоник, такие эксцентрические инструменты, как пилу и точило. А такие мастера - конструкторы, как Алексей Тульский и Батищев завоёвывали титул "человек-оркестр", поражая публику одновременной игрой не только на нескольких инструментах, но ещё и на сложных музыкальных конструкциях.
Гармоники и аккордеоны - инструменты, любимые во многих странах мира. Их звучание нередко становится своеобразной визитной карточкой той или иной страны. Аккордеон напоминает о Франции или Италии, тирольская гармошка - об Австрии, губная гармошка - о Германии и США. Экспозиция четвёртого зала музея гармоники А.Мирека рассказывает о зарубежной гармонной культуре ,её особенностях и достижениях, начиная с такого европейского инструмента, как фисгармония.
Гордость экспозиции - подлинный инструмент французского мастера Дибена, сделанный ещё в 1832 году, подобного которому нет ни в одном музыкальном музее мира.
Добрая музейная традиция - чаепитие в четвёртом зале. Любят её все, без исключения, посетители. Но это не банальная гастрономическая процедура. Процесс организован так, что приятное сочетается с полезным: рассказом о различных музыкальных инструментах с демонстрацией их голосов.


Альфред Мирек.

новоржевская резуха

Новоржевская резуха
Есть в музее зал, который никак нельзя обойти вниманием. И повествование о музее было бы неполным и неправильным без рассказа о его создателе и хранителе. Альфред Мартинович Мирек. Человек, жизнь и творчество которого, достойны отдельного большого рассказа. Перечень его регалий, званий, достижений, география и библиография его научных и творческих изысканий, круг друзей и многое-многое другое поражает воображение. Удостоенный ордена "Живая легенда", он и впрямь человек легендарной судьбы, которая вместила светлое детство и трагическую судьбу отца, сталинские лагеря, радость научных открытий, многолетний подвижнический труд по поиску раритетов русской гармонной культуры, признание коллег и друзей, десятки научных работ, пронзительную публицистику патриота, обширную педагогическую и общественную деятельность и, конечно же, безграничную любовь к национальной музыкальной культуре России, ярким выразителем которой является гармонь.

Более полувека в биографии Альфреда Мирека посвящено созданию уникальной коллекции гармоник и, в конечном итоге, созданию музея, о котором идёт рассказ. Не всё было гладко на этом пути, но упорство и целеустремлённость, помощь друзей, таких, как Юрий Никулин, Любовь Соколова, Игорь Бриль и других, следование лучшим традициям благотворительности и усилия Галины Ведерниковой, директора Музея истории Москвы, чьим филиалом является сегодня Музей русской гармоники, достигли цели. И с 2001 года москвичи и гости столицы, смогли стать гостями этого уникального места.

трёхрядная гармоника киселёвых

Трёхрядная гармоника Киселёвых

Музеем разработано несколько экскурсионных программ для различных возрастных групп и интересов: обзорные, тематические, костюмированные экскурсии, семейные и календарно праздничные программы, музыкальный дивертисмент и чаепитие, программы для иностранцев.
Здешние экскурсоводы (они же – научные сотрудники) никак не соответствуют привычному стереотипу. Это, скорее, радушные хозяева, приглашающие гостей к чему-то очень интересному. Они не только рассказчики, но ещё и прекрасные, известные в стране музыканты. И когда они собираются вместе, получается замечательный музейный оркестр.
Самая яркая и масштабная страница деятельности музея - Международный фестиваль "Гармоника - душа России". Он проводится ежегодно в последнюю неделю октября и собирает лучших отечественных и зарубежных исполнителей на концертах в Центральном доме работников искусств и на сцене Музея русской гармоники. Заключительный концерт и награждение победителей проходят в Концертном зале имени Чайковского. Фестиваль собирает гармонистов, баянистов, аккордеонистов со всей страны. Разные пласты, разные культуры встречаются на одной сцене. И тогда разворачивается многокрасочная панорама исполнительского мастерства, в котором соревнуются и зрелые и совсем юные музыканты. И звучат искромётные мелодии, заставляющие радоваться жизни, и приходит ясное понимание того, что история гармоники продолжается.
Одну из книг этого замечательного исследователя гармоники можно скачать здесь: "Справочник по гармоникам" (http://narod.ru/disk/53016602001.7079765ee6119fe01853df48e537038f/%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BA%20%D0%90.%D0%9C.%20-%20%D0%A1%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC%20(1968).pdf.html).

Музей русской гармоники Альфреда Мирека.
Телефон:
251-6730
Адрес: 101000, Москва, ул. 2-ая Тверская-Ямская, 18
Проезд: Ст. м. "Маяковская"
Режим работы: Ежедневно с 10.00 до 18.00. Выходные понедельник и последняя пятница месяца.
Входная плата: Взрослые - 25 руб., дети - 10 руб., пенсионеры - 12 руб., иностранные граждане - 50 руб.
Материалы взяты с сайта - http://poigarmonika.ru/statyi/119-m%E2%80%A6a.html

Похожие:

Музей русской гармоники А. Мирека Гармонь Или более точно гармоника. Один из самых популярных в России музыкальных инструментов, неотделимый от нашей iconНашего выступления: «Битлз вчера и сегодня»
Ученик 1- знаете ли вы, что, именно эта песня одна из самых популярных и звучит на различных радиостанциях и имеет более 1000 версий...
Музей русской гармоники А. Мирека Гармонь Или более точно гармоника. Один из самых популярных в России музыкальных инструментов, неотделимый от нашей iconВанягина Вероника Юрьевна
Анализ таких рейтингов за первые месяцы 1999 года позволил составить приведенную здесь сводную таблицу 10 самых популярных Web-узлов...
Музей русской гармоники А. Мирека Гармонь Или более точно гармоника. Один из самых популярных в России музыкальных инструментов, неотделимый от нашей iconНазвание Производитель
На диске 55 музыкальных фрагментов, 45 видеофрагментов, 1000 полноцветных фотографий и более 500 стр текста
Музей русской гармоники А. Мирека Гармонь Или более точно гармоника. Один из самых популярных в России музыкальных инструментов, неотделимый от нашей iconШкольный историко-краеведческий музей
В 1995 году в Туровской средней школе был открыт музей, на базе которого начал работу историко-краеведческий кружок. В 2004 году...
Музей русской гармоники А. Мирека Гармонь Или более точно гармоника. Один из самых популярных в России музыкальных инструментов, неотделимый от нашей iconНазвание музея, галереи
Челябинский областной краеведческий музей был открыт в 1923 г под названием Музей местного края
Музей русской гармоники А. Мирека Гармонь Или более точно гармоника. Один из самых популярных в России музыкальных инструментов, неотделимый от нашей iconХвалынский краеведческий музей, 90-летия со дня открытия которого отмечалось в 2009 году, является одним из самых старых в Поволжье. Он был создан как частное
Виктора Алексеевича. Мною было проведена не одна встреча с ним и он подробно рассказал мне о своей биографии и научных изысканиях,...
Музей русской гармоники А. Мирека Гармонь Или более точно гармоника. Один из самых популярных в России музыкальных инструментов, неотделимый от нашей iconИсследовательская работа по истории Лыткина Анна
Царевна Софья Алексеевна была одной из самых неординарных женщин в русской истории, обладала не только различными талантами
Музей русской гармоники А. Мирека Гармонь Или более точно гармоника. Один из самых популярных в России музыкальных инструментов, неотделимый от нашей iconПрограмма вступительного экзамена по современному русскому языку и русской литературе с методиками их преподавания для специалистов-выпускников педагогических университетов по специальности «Язык и литература (русский)»
Объединение в один этих дисциплин обеспечивает не только проверку знания четырех самостоятельных предметов, но и умение видеть связь...
Музей русской гармоники А. Мирека Гармонь Или более точно гармоника. Один из самых популярных в России музыкальных инструментов, неотделимый от нашей iconТатьяна Костылева Принцип Абрамовича. Талант делать деньги
Почему Абрамович и почему сейчас. Потому что Роман Аркадьевич Абрамович, один из самых богатых наших соотечественников, показывает...
Музей русской гармоники А. Мирека Гармонь Или более точно гармоника. Один из самых популярных в России музыкальных инструментов, неотделимый от нашей icon«Слава русской старине» Интеллектуальный вечер для старшеклассников
Оборудование: портреты великих личностей России, иллюстрации городов, таблички с датами, алфавит. Украшение сцены в виде срубов терема,...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница