Цели, эпиграфы к уроку




Скачать 58.42 Kb.
НазваниеЦели, эпиграфы к уроку
Дата конвертации27.12.2012
Размер58.42 Kb.
ТипУрок
«Зорко одно лишь сердце…»

(По философской сказке Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц»).

Цели: познакомить учеников с фактами биографии Экзюпери; показать, что герой сказки «Маленький принц» -воплощение нравственной чистоты и благородства человека в помыслах и делах; помочь ученикам понять, что без дружбы и общения человек не проживет.
Быть человеком – это значит чувствовать,

что ты за все в ответе.

Антуан де Сент-Экзюпери.
Голова пусть имеет добрые цели, руки

пусть делают доброе дело.

Из чувашских потешек для

детей.
Вступительное слово учителя.

Очень давно родилась на чувашской земле красивая и мудрая легенда.

Жили на земле дети Ветра. Один вырывал в лесу деревья с корнями, второй нагонял тучи на солнце и звезды, третий стирал на земле память. Звали третьего ветром Времени. Страшный, губительный ветер приходил стереть следы человека на земле.

Один из сыновей Улыпа сразился с детьми Времени. Но живет в человеке память. Она-то и помогла богатырю одолеть его.

Но не властна ветру Времени жизнь людей, живущих не только для себя. Есть на земле замечательные писатели, поэты, музыканты, художники и просто прекрасные добрые люди, отдающие силы и знания, талант и огонь своего большого сердца людям, их счастью. Не может задуть ветер времени добрых дел этих людей. Следы, которые они оставляют в сердцах, не исчезнут никогда: ведь это не следы на песке. Свои следы они оставили в памяти людей, они останутся жить в произведениях, в добрых делах.

Но очень часто всего этого можно и не увидеть, просто это надо почувствовать. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Эти слова принадлежат Антуану де Сент-Экзюпери – французскому писателю, летчику, мыслителю, инженеру, философу, борцу против фашизма. Прекрасному человеку, который чувствовал себя «навсегда в ответе за всех».

Тема урока, цели, эпиграфы к уроку.
Знакомство с фактами биографии Экзюпери.
«Как же строит жизнь силовые линии, которыми мы живем? Откуда берется сила притяжения, влекущая меня к дому друга? – спрашивал он себя. И ответом на эти вопросы была яркая, изумительная, полная великих человеческих открытий, но такая короткая жизнь Экзюпери.
Презентации и сообщения учеников (по фактам биографии писателя).
Знакомство с выставкой книг Экзюпери.

- Какие произведения написаны Сент- Экзюпери?

Книга – творение человека. Алмаз – творение природы. Совсем маленький, прозрачный, он сверкает всеми своими гранями. И если начнешь поворачивать этот драгоценный камешек – каждая грань станет лучом света, голубого, как небо, зеленого, как деревья, оранжевого, как солнечное сияние. В этом алмазе – весь мир, сверкающий, чистый. Алмаз несет людям радость постижения прекрасного. Каждому человеку необходимо найти свой алмаз – иначе жизнь его окажется бесцветной и пустой. Антуан де Сент-Экзюпери создал свой алмаз, создал и подарил его людям. Это сказка «Маленький принц».
Работа над философской сказкой «Маленький принц».

Звучит вальс Шопена.

Чтение отрывка из сказки.

Учитель. Урок мы начали с легенды, с притчи. А произведение, о котором мы говорим, тоже легенда. Трудно назвать ее одним именем. Что это: волшебная сказка или сказка-быль? Произошло ли это с самим Антуаном? Или светловолосый, хрупкий Маленький принц, звонко смеющийся, глядя на звезды, пригрезился ему, когда он лежал без сознания в пустыне после аварии?

Литературоведы называют ее философской сказкой, а иногда сказкой-притчей.
Словарно-орфографическая работа.
ФИЛОСОФИЯ – наука о наиболее общих законах развития природы,

общества и мышления.

ФИЛОСОФСКИЙ

ПРИТЧА – в старинной литературе: иносказательный рассказ с нравоучением.
Сам писатель назвал свое произведение сказкой. Но читая ее, мы хотим верить, что так было. Эта чудесная сказка очень похожа на правду. В ней говорится о том, как трудно найти друга и как невозможно без него, этого одного на всю жизнь друга, жить среди множества людей.

В этой сказке Экзюпери воплотил свои самые заветные идеалы

- Как вы думаете, в каких словах это выражено?

- Какие строки из сказки вы выписали в свою записную книжку?
Учитель. «Когда мне было шесть лет…» - так, возвращаясь в страну своего детства, начинает Экзюпери свою мудрую и грустную сказку о Маленьком принце. Страна эта уже далеко. Но каждый помнит о ней, потому что Детство – это особый мир в жизни каждого человека. Помнил о нем и Экзюпери. С этим человеком, летчиком, потерпевшим аварию в пустыне. И встречается Маленький принц.
Каким предстает перед нами Маленький принц при первом знакомстве?

Почему герой сказки отправился в путешествие?
ПУТЕШЕСТВИЕ по Галактике с Маленьким принцем.

Итак, Маленький принц отправляется в путешествие, а мы вместе с Экзюпери и его героем последуем за ними.

Посещая различные планеты, Маленький принц встречается со взрослыми, посвятившими свою жизнь неразумным целям.
На первой планете жил король.

- Расскажите о нем;

- чтение отрывка из 10 главы.
Встреча с «деловым человеком».

- Чем занят «деловой человек»?

По мнению героя, делец, занимающийся бессмысленным подсчетом цифр, не может быть человеком, он гриб, потому что «за всю жизнь он ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не полюбил».

Чтение отрывка по ролям (глава 13).

ГОЛОСА Делового человека и Маленького принца.

Со слов Маленького принца «Добрый день!»… и до слов: «У меня есть цветок, и я каждое утро его поливаю. Моему цветку полезно, что я им владею. А звездам от тебя нет никакой пользы».
ВЫВОД. Путешествуя, Маленький принц понял: нельзя прятать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать; человек должен отвечать за тех, кого приручил… Все просто и одновременно сложно…
А Маленький принц опять в пути.

МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ И ФОНАРЩИК.

- Почему Маленький принц мечтает подружиться с фонарщиком?

ВЫВОД. Работа фонарщика вызывает у Маленького принца восхищение. Герой сказки выделяет фонарщика за верность слову, за умение не покладая рук работать и вопреки лени и трудностям освещать людям путь, за то , что он думает не только о себе. Он мечтает подружиться с фонарщиком.
Учитель. А ведь именно друзей больше всего ищет путешествующий по безбрежной Вселенной герой Экзюпери. И вот Маленький принц на планете людей, на Земле.

- Какой он видит Землю?

Но и здесь он оказывается в безнадежной пустыне одиночества. Пока…не встречает на своем долгом пути мудрого Лиса.
Отрывок из текста. РАЗГОВОР ЛИСА С МАЛЕНЬКИМ ПРИНЦЕМ.

- Чему учит Лис Маленького принца? Какие «уроки» он преподносит ему?

ВЫВОД. Лис знакомит героя с бездонностью человеческого сердца, учит истинному пониманию любви и дружбы, о которых люди забыли в сутолоке деловой жизни и поэтому лишились друзей.

Маленький принц и Лис стали друзьями.
Звучит вальс Свиридова

СЦЕНА ПРОШАНИЯ С ЛИСОМ.

- Что понял Маленький принц, подружившись с Лисом?

Чтобы иметь друзей, нужно дарить им всю душу. Познать что-нибудь, можно лишь приручая; «мы в ответе за тех, кого приручили».

- Изменился ли Маленький принц после посещения Земли?

- Чему он научит РОЗУ?
Учитель. Не пройдите в жизни мимо главного: надо уметь быть верным в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит вокруг тебя, нельзя пассивно относиться к злу, каждый в ответе за свою судьбу.

- Какие слова показались вам самыми важными в сказке?
ВЫВОД. Экзюпери в своей сказке призывает людей к бережной любви ко всему живому. Он напоминает людям: вы обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля. Это чувство он передает и тем, с кем расстается на Земле, как бы оставляя землянам свое завещание помнить, что они в ответе за свою планету, ее настоящее и будущее.

Это было главным завещанием и самого Экзюпери, адресованным человечеству. А это значит, что Экзюпери не уйдет из жизни, какой бы страшный ветер Времени не пытался стереть его следы. Потому что живет в человеке память, потому что есть у человека сердце. И оно должно быть зорким. Мы должны сердцем почувствовать, сердцем увидеть боль людей, их страдания, беды. И не проходить равнодушно мимо. Ведь быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе.
Звучит песня «Маленький принц» («Кто тебя выдумал, звездная страна…»)
Домашнее задание. Написать сочинение о путешествии Маленького принца еще на одну планету (пофантазируйте, на какую, опишите ее, кого он там встретил и т.д.)

Похожие:

Цели, эпиграфы к уроку iconУроку по предмету Предмет Литература Класс -7класс Программа/учебник, к которым составлен комплект -«Программы общеобразовательных учреждений. Литература»
Комплект электронных образовательных ресурсов к уроку по предмету Предмет Литература
Цели, эпиграфы к уроку iconВеликая Отечественная война и трагедия человеческих судеб в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Предварительная подготовка к уроку
К открытому уроку учащимся дается задание самостоятельно прочитать и попытаться проанализировать рассказ М. Шолохова «Судьба человека»....
Цели, эпиграфы к уроку iconЭпиграф к уроку: Чем велик и прекрасен человек?
Эти вопросы может служить и рассказ о жизни и творчестве самого Бажова
Цели, эпиграфы к уроку iconИгра, посвященная 300-летию со Дня рождения М. В. Ломоносова. Цели
Цели: -образовательная: показать многообразие личности М. В. Ломоносова, познакомить с фактами биографии великого ученого, вызвать...
Цели, эпиграфы к уроку iconТема: Очерк жизни и творчества Ф. М. Достоевского Цели
Цели: углубить представление учащихся о Достоевском, мыслителе, писателе и человеке; пробудить интерес к его творчеству; выяснить,...
Цели, эпиграфы к уроку iconФизики лауреаты Нобелевской премии
Подготовка к уроку учащихся: участие в заочной олимпиаде по физике, подготовка сообщений по темам урока; создать печатное издание...
Цели, эпиграфы к уроку iconТема. Гражданская война (первое занятие) Цели
России; выявить причины гражданской войны и специфику иностранной интервенции; раскрыть цели, политическую и экономическую программы...
Цели, эпиграфы к уроку iconТема: роман и. А. Гончарова «обломов». образ обломова. Цели
Цели: выделить главную тему романа; рассмотреть образ Обломова, формирование его характера, образ жизни, идеалы; через биографию...
Цели, эпиграфы к уроку icon«Мы знаем всё!» Физико-математическая игра для учащихся 8 класса. Цели игры
Цели игры: развивать познавательный интерес к физике и математике, активизировать мыслительную деятельность, расширять кругозор учащихся,...
Цели, эпиграфы к уроку iconТема: «Серебряное копытце» П. П. Бажов
Оборудование: Учебник «Родная речь» для 4 класса четырёхлетней школы, авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, презентация...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница