Литература 11 Тема: «Анна Андреевна Ахматова»




Скачать 153.27 Kb.
НазваниеЛитература 11 Тема: «Анна Андреевна Ахматова»
Дата конвертации27.12.2012
Размер153.27 Kb.
ТипУрок
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Скорбная муза». Жизненный и творческий путь А.А.Ахматовой. Образ поэта в стихах ее современников

  1. Сергеева Елена Владимировна

  2. МОУ СОШ №18 п. Паркового Тихорецкого района

  3. Учитель русского языка и литературы

  4. Литература

  5. 11

  6. Тема: «Анна Андреевна Ахматова», урок 1-й (53-й в курсе 11 кл.)

  7. Учебник: И.Н.Сухих. Литература: учебник для 11 класса: в 2 ч. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

  8. Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.Ахматовой, проследить взаимосвязь лирических произведений и отраженных в них событий биографии Ахматовой.

  9. Задачи:

обучающая – сформировать представление о сложности и противоречивости образа А.Ахматовой, отражении в ахматовской лирике биографических фактов; продолжить работу по закреплению знаний о литературном течении акмеизме; сформировать первоначальное понятие о межтекстовых связях (интертекст, реминисценция как вид интертекстуальности);

развивающая – дальнейшее совершенствование умения строить связный ответ на вопрос, умения проводить сопоставительный анализ лирических произведений; развитие ассоциативных связей между живописными произведениями и лирическими стихами; развитие умения составлять тезисный план критической статьи; совершенствование навыков справочной работы (поиска нужных источников в Интернете);

воспитательная – формирование уважения к личности, любви к прекрасному, патриотизма, чувства гражданского долга; воспитание художественного вкуса к лирическим произведениям, читательской культуры, умения выбрать среди современной литературы лучшие образцы.

  1. Тип урока – урок - объяснение новой темы.

  2. Формы работы учащихся – коллективная, индивидуальная.

  3. Необходимое техническое оборудование – компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки.

  4. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:




  1. Организационный момент, постановка цели урока.

Учитель: цель нашего урока – познакомиться со сложной и во многом трагической судьбой русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой.

Иосиф Бродский, другой русский поэт, назвал Анну Ахматову «скорбной музой». Почему «муза скорбная»? Будем искать ответ на этот вопрос на нашем сегодняшнем уроке.

(НА ДОСКЕ НАДПИСЬ: «СКОРБНАЯ МУЗА» - И.Бродский»)


  1. Проверка индивидуального домашнего задания.

1) Выступление учащегося (индивидуальное домашнее задание) с ответом на вопрос 8 в учебнике к теме «А.А.Ахматова»: какие события детства и юности оказали влияние на формирование А.Ахматовой? Найдите в сборнике Ахматовой стихи, в которых отразились воспоминания об этих «эпохах развития».
2) Учитель: Еще в молодости Ахматовой сложился своеобразный ее культ. Поэты посвящали ей стихи (их известно более ста), скульпторы создавали ее статуэтки, художники писали портреты.

Выразительное чтение 3-х стихотворений, посвященных Ахматовой:

(СТИХИ ПРОЕЦИРУЮТСЯ НА ЭКРАН)

А.Блок

«Красота страшна» — Вам скажут, —

Вы накинете лениво

Шаль испанскую на плечи,

Красный ро́зан — в волосах.
«Красота проста» — Вам скажут, —

Пёстрой шалью неумело

Вы укроете ребёнка,

Красный ро́зан — на полу.
Но, рассеянно внимая

Все́м словам, круго́м звучащим,

Вы задумаетесь грустно

И твердите про себя:
«Не страшна и не проста я;

Я не так страшна, чтоб просто

Убивать, не так проста я,

Чтоб не знать, как жизнь страшна́».

16 декабря 1913
О.Мандельштам
АХМАТОВА
В пол-оборота, о печаль,

На равнодушных поглядела.

Спадая с плеч, окаменела

Ложноклассическая шаль.
Зловещий голос — горький хмель —

Души расковывает недра:

Так — негодующая Федра —

Стояла некогда Рашель.

9 января 1914
М.Цветаева
АННЕ АХМАТОВОЙ

Узкий, нерусский стан -

Над фолиантами.

Шаль из турецких стран

Пала, как мантия.
Вас передашь одной

Ломаной черной линией.

Холод - в весельи, зной -

В Вашем унынии.
Вся Ваша жизнь - озноб,

И завершится - чем она?

Облачный - темен - лоб

Юного демона.
Каждого из земных

Вам заиграть - безделица!

И безоружный стих

В сердце нам целится.
В утренний сонный час,

- Кажется, четверть пятого, -

Я полюбила Вас,

Анна Ахматова.

11 февраля 1915
Учитель: Как вы объясните тот факт, что Ахматовой посвящено так много стихов ее современников?
Предполагаемый ответ учащихся (здесь и далее предполагаемые ответы уч-ся даны в скобках - авт.):

(До А.Ахматовой не было сколько-нибудь ярких и талантливых поэтесс. Даже З.Гиппиус была больше известна не стихами, а критическими статьями. А.Ахматова была ни на кого не похожа. Она совершила много открытий в поэзии – например, выхваченные из реальности предметы превращались в поэзии Ахматовой в психологические средства. Кроме того, она была божественно красива).
Учитель: Какие черты облика поэта подчеркнуты в каждом из прочитанных на уроке стихотворений?
(У Блока Ахматова грустна, внешне рассеянна, живет глубокой внутренней жизнью. Мандельштам сравнивает голос поэтессы с «горьким хмелем», который «расковывает недра души». Цветаева признается в любви ПОЭТУ Ахматовой и сравнивает ее с демоном.)
Учитель: В каком из стихотворений нарисован противоречивый образ?
(В стихотворении Цветаевой. Она говорит об образе Ахматовой: «холод – в веселье, зной – в унынии», пользуясь приемом антитезы.)
Учитель: В чем сложность этого образа у Цветаевой?
(Цветаева подбирает яркие изобразительные средства – «вся ваша жизнь – озноб», «каждого из земных вам заиграть – безделица» и другие, которые каждый истолкует по-своему).
Учитель: Какая яркая деталь присутствует у всех трех поэтов?
(Шаль. У Блока – «шаль испанская, пестрая», которой «она неумело укроет ребенка». У Мандельштама – «ложноклассическая шаль». У Цветаевой – «шаль из турецких стран, как мантия».)
Учитель: Какую роль играет эта деталь?
(Роль психологического средства, раскрывающего характер героини с разных сторон).
Учитель: Вспомните, как называется литературное течение, в котором поэты строили образы в своих произведениях на деталях?
(Акмеизм).
Учитель: Обратите внимание на строки О.Мандельштама: «Так — негодующая Федра — стояла некогда Рашель». Мандельштам сравнивает Ахматову одновременно и с Федрой из одноименной трагедии французского драматурга 17 века Жана Расина, и с актрисой Рашелью. В воображении Мандельштама Федра – это Рашель, еврейка, французская актриса классического театра, настолько знаменитая и почитаемая, что литографии, картины и скульптуры, ее изображающие, и сегодня украшают Лувр и другие музеи Франции. Это та самая Рашель, чья статуя в костюме Федры стоит в Парижском Одеоне, как Аллегория Трагедии.
Учитель: Что напомнили вам строки Цветаевой о «юном демоне»?
(Поэму Лермонтова «Демон»).
Учитель: Вот такое обращение к текстам других произведений литературы или иногда искусства (как у Мандельштама к «Федре») называется РЕМИНИСЦЕНЦИЕЙ. Это один из видов ИНТЕРТЕКСТА, художественного приема, который используют авторы для создания межтекстовых связей.


  1. Сравнение портретов А.Ахматовой работы Н.Альтмана и К.Петрова-Водкина.





Н.Альтман.



К.Петров-Водкин.

Учитель: Какому из портретов соответствуют поэтические образы, созданные А.Блоком, О.Мандельштамом, М.Цветаевой?
(Ответы учащихся).


  1. Беседа по вопросам домашнего задания.

На экране во время беседы проецируются 2 фотографии Ахматовой.

Сначала – 1910 гг. (http://school-collection.iv-edu.ru/dlrstore/3f586c06-ba59-4f4f-a54f-ddbd016c0a15/33-1.jpg),

потом – фото 1946 г. (
http://school-collection.iv-edu.ru/dlrstore/1759c503-bbec-4775-a426-ecf356a0b1c4/AAACHITA.jpg )

Учитель: В псевдониме Ахматовой соединились европейское имя и восточная фамилия. С какими фактами биографии поэта это связано?
(Происхождение связано с семейной легендой о предке хане Ахмате и прабабке, татарской княжне Ахматовой.)
Учитель: Почему многие современники считали псевдоним поэта удачей?
(Очень яркий звуковой ряд. Поэт И.Бродский оценил псевдоним «как первое значительное литературное произведение»: «Пять открытых «А» завораживали, и она прочно утвердилась в начале русского поэтического алфавита».)
Учитель: Почему об отношениях А.Ахматовой и Н.Гумилева часто говорят как о поединке?
(Рядом оказались не просто два сложных человека, но два очень разных, трудно совместимых ПОЭТА, которые соревновались друг с другом в творчестве).
Учитель: 1921 год был для Ахматовой одним из самых тяжелых. С какими событиями личной и общественной жизни это связано?
(1921 год – расстрел Гумилева; смерть Блока, которую Ахматова пережила как личную трагедию; развод с ученым В.Шилейко).
Учитель: «Я присутствовала при своей гражданской смерти». Какие события творческой судьбы Ахматовой стоят за этими словами?
(Между 1925-1939 годами Ахматову перестали печатать. Ей было 35 лет. Она предполагала, что существовало какое-то тайное партийное постановление, запрещающее печатать ее стихи.)
Учитель: Как Ахматова относилась к своему убежищу – Фонтанному Дому в 1930-е годы?
(Фонтанный Дом – герой ее поэзии, эта надпись стоит с датой многих стихов. Она говорит так об этом доме: «Я нищей в него вошла и нищей выхожу…». Пережила в этом доме эпоху «ежовщины», арест мужа Н.Пунина, сына Л.Гумилева, близкого друга О.Мандельштама.)


  1. Чтение фрагментов статьи Иосифа Бродского «Скорбная муза». (См. Практикум. А.А.Ахматова. Задание 1)

Прочитайте фрагменты статьи Иосифа Бродского «Скорбная муза». Составьте письменно тезисный план статьи с ответом на вопрос: какие наблюдения Бродского о стиле Ахматовой вы включили бы в «слово о поэте»?
Учитель (после окончания работы): Давайте ответим на вопрос, почему И.Бродский назвал Ахматову «Скорбной музой»?

(Ответы учащихся).


  1. Письменная работа.

Ответьте письменно на вопрос: какой образ А.Ахматовой складывается в вашем воображении? Какими чертами он наделен?



  1. Домашнее задание.

1) Прочитайте главу учебника «Лирический роман: я научила женщин говорить».

2) Выучите наизусть одно из ранних стихотворений А.Ахматовой (на выбор).

Актерское чтение одного из стихотворений– «Сжала руки под темной вуалью» - для примера, КАК читать, найдете в интернете по ссылке http://school-collection.iv-edu.ru/dlrstore/53e7ba9d-c1e2-4ee5-b116-60b016025abd/Ahmatova_Szhala_ruki_Ponomareva.mp3
По желанию учить стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» можно с использованием тренажера для заучивания (тренажер смотреть по ссылке http://www.fcior.edu.ru/card/2431/praktika-trenazher-dlya-zauchivaniya-stihotvoreniya-a-a-ahmatovoy-szhala-ruki-pod-temnoy-vualyu-isto.html)

3) Индивидуальное задание.

Ответьте на вопрос 16 в учебнике к теме «А.А.Ахматова». В цитированной в главе «Лирический роман: я научила женщин говорить» статье К.Чуковского «Ахматова и Маяковский» (1921) говорилось: «Похоже, что вся Россия раскололась на Ахматовых и Маяковских. Между этими людьми тысячелетья. И одни ненавидят других». Как вы понимаете это высказывание? Удалось ли позднее преодолеть этот раскол?


ЛИТЕРАТУРА:

1. И.Н.Сухих. Литература: учебник для 11 класса: в 2 ч. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. Часть 2.

2. Литература в 11 классе (базовый уровень): книга для учителя: методическое пособие; под ред. И.Н.Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

3. Литература. 11 класс (базовый уровень): практикум; под ред. И.Н.Сухих. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент, постановка цели урока.





Учитель называет цель урока, ставит проблемный вопрос

Запись темы урока и цитаты И.Бродского

3

2

Проверка индивидуального домашнего задания.




Учитель комментирует рассказ ученика, проводит беседу

Связный ответ на вопрос, выразительное чтение стихотворений

8

3

Сравнение портретов А.Ахматовой работы Н.Альтмана и К.Петрова-Водкина.





Показ репродукций портретов А.Ахматовой, беседа с учащимися

Устный сравнительный анализ стихотворений и картин художников

5

4

Беседа по вопросам домашнего задания

1, 2

Фронтальный опрос учащихся

Устные ответы на вопросы учителя

5

5

Чтение фрагментов статьи Иосифа Бродского «Скорбная муза».




Помощь учащимся в составлении тезисного плана

Составление письменного тезисного плана

9

6

Письменная работа.





Подготовка файлов для домашнего задания

Письменная работа по вопросам

8

7

Домашнее задание.


3, 4

Учитель задает домашнее задание и объясняет его выполнение

Запись домашнего задания

2


Приложение к плану-конспекту урока

«Скорбная муза». Жизненный и творческий путь А.А.Ахматовой. Образ поэта в стихах ее современников.

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Фотография А.Ахматовой 1910 г.

Сетевой

Иллюстрация

http://school-collection.iv-edu.ru/dlrstore/3f586c06-ba59-4f4f-a54f-ddbd016c0a15/33-1.jpg


2

Фотография А.Ахматовой 1946 г.

Сетевой

Иллюстрация

http://school-collection.iv-edu.ru/dlrstore/1759c503-bbec-4775-a426-ecf356a0b1c4/AAACHITA.jpg


3

Фонограмма стихотворения "Сжала руки под темной вуалью...". Текст читает Наталья Пономарева.


Сетевой

Аудиофрагмент

http://school-collection.iv-edu.ru/dlrstore/53e7ba9d-c1e2-4ee5-b116-60b016025abd/Ahmatova_Szhala_ruki_Ponomareva.mp3


4

Тренажер для заучивания стихотворения А.А.Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…».

Сетевой

Видеотренажер

http://www.fcior.edu.ru/card/2431/praktika-trenazher-dlya-zauchivaniya-stihotvoreniya-a-a-ahmatovoy-szhala-ruki-pod-temnoy-vualyu-isto.html


Похожие:

Литература 11 Тема: «Анна Андреевна Ахматова» iconИстория создания поэмы «Реквием» о том, как возник замысел «Реквиема», Анна Ан­дреевна Ахматова сочла необходимым сообщить чита­телю перед началом поэмы
Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, ни­когда в жизни...
Литература 11 Тема: «Анна Андреевна Ахматова» iconЛитература Андреев Л. Н
...
Литература 11 Тема: «Анна Андреевна Ахматова» iconЛитература, 11 класс. Тема учебного занятия: «Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь, творчество, личность» Место занятия в учебном процессе: тема: «Литература 20 века. Творчество М. А. Булгакова, урок №1»
Автор: Витюнина Вера Семеновна- учитель русского языка и литературы моу сош №47 г. Челябинска
Литература 11 Тема: «Анна Андреевна Ахматова» iconНаучный Якушенко Татьяна Андреевна, учитель математики
Адрес автора: Новосиборская область, Доволенский район, с. Ярки, ул. Ливенская, д. 11
Литература 11 Тема: «Анна Андреевна Ахматова» iconЛитература Тема: «Тема дружбы в русской поэзии»
Личностные: совершенствовать нравственные качества личности: умение ценить дружбу, дорожить друзьями
Литература 11 Тема: «Анна Андреевна Ахматова» iconУрока по литературе в 8 классе по теме: «А. А. Ахматова. Лирика»
Познакомить учеников с личностью А. Ахматовой: дать краткую характеристику биографии и творческой деятельности
Литература 11 Тема: «Анна Андреевна Ахматова» iconЛитература Класс: 5 Тема урока: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать!» И. А. Крылов
Базовый учебник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Част Авторы-составители: В. Я. Коровина,...
Литература 11 Тема: «Анна Андреевна Ахматова» iconКрупнейшие Электронные библиотеки
Альдебаран крупнейшая электронная библиотека on-line. Здесь собрана художественная, учебная и техническая литература и книги различных...
Литература 11 Тема: «Анна Андреевна Ахматова» iconЛитература
Русская литература родилась в первой половине XI в в среде господствующего класса. В древней Руси ведущую роль в литературном процессе...
Литература 11 Тема: «Анна Андреевна Ахматова» iconМожет быть кому-то пригодится
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница