Уроки литературы в 5 классе




НазваниеУроки литературы в 5 классе
страница1/36
В Я Коровина
Дата конвертации30.12.2012
Размер4.52 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36







Ерёмина О. А. Уроки литературы в 5 классе

Предисловие

      Предлагаемое пособие написано к учебнику по литературе для 5-го класса, авторы-составители В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин (7-е издание, переработанное в 2006 году). В 2008 году вышло 9-е издание учебника без изменений.
      Этот учебник входит в комплект книг, соответствующих обновленному изданию «Программы образовательных учреждений. Литература. 5—11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (7-e издание, переработанное. — М.: Просвещение, 2006).
      Учебник был переработан и дополнен в 2006 г. после того, как была изменена эта программа, которая, в свою очередь, подверглась переработке после утверждения в 2004 г. федерального компонента Государственного образовательного стандарта.
      Помимо программы, учебника и методических рекомендаций, в учебно-методический комплект входят книга для учащихся «Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 5 класс» (авторы-составители В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, B. H. Коровин), фонохрестоматия на CD-ROM того же авторского коллектива и настоящая книга.
      Целью изучения литературы в школе программа называет приобщение учащихся к искусству слова, к богатству русской классической и зарубежной литературы.
      Программа построена так, что в ней последовательно даются этапы развития литературы: «Устное народное творчество», «Из древнерусской литературы», «Из русской литературы XVIII века», «Из русской литературы XIX века», «Из русской литературы XX века», «Из зарубежной литературы». Содержание позволяет системно расширять и углублять уже имеющиеся знания, основываясь на чтении и изучении художественных произведений, знакомстве с биографическими сведениями о писателях и историко-культурными сведениями, необходимыми для адекватного понимания текста.
      Содержание курса литературы учитывает читательские интересы и возрастные особенности пятиклассников: активное восприятие ими прочитанного текста с преобладанием наивно-реалистического подхода и недостаточной подготовленностью к истолкованию прочитанного. Педагогу рекомендуется больше внимания уделять чтению вслух, выразительному чтению художественных произведений, как лирических, так и эпических. Важно пробуждать и поддерживать интерес к чтению художественной литературы, развивать и укреплять стремление к знакомству с литературным наследием как во время работы с произведениями текстуального изучения, так и на уроках внеклассного чтения.
      Вместе с тем программа предполагает систематическую работу по усвоению теоретических понятий, что позволит школьникам к концу учебного года овладеть основными для пятого класса теоретическими понятиями. Ведущей задачей курса названо внимание к книге 1.
      В программе после указания художественного произведения даны аннотации, служащие учителю для определения необходимых аспектов изучения произведения.
      В учебник включены художественные произведения, которые являются признанными образцами русской и зарубежной литературы, они выражают жизненную правду, гуманистические идеалы и воспитывают у читателя высокие нравственные качества.
      Данные в учебнике вопросы и задания к произведениям, рекомендованным для чтения и изучения, чтения и обсуждения, учитывают стадии знакомства и дальнейшей работы ученика с текстом: первичное восприятие и понимание, анализ, углубленное понимание, оценка; готовят к самостоятельной интерпретации художественного текста.
      Учебник предлагает обратить серьезное внимание на работу по развитию речи, на обогащение словарного запаса ученика, в нем прослеживается движение от понимания смысла слова в произведении к умению сформулировать собственную мысль, выразить свое впечатление от прочитанного.
      Приобщение к искусству слова не может успешно осуществляться в процессе только репродуктивной деятельности, поэтому наряду с ней рекомендуется выполнять с учениками и разнообразные творческие задания.
      Специальные вопросы и рубрики учебника посвящены работе над проблемой синтеза различных искусств. Знакомство с произведениями живописи и иллюстрациями к изучаемому тексту, сравнение иллюстраций разных художников позволяют осуществить связь вербального образа с визуальным.
      Данное пособие дает вариант тематического планирования курса литературы в 5, классе, рассчитанный на 102 часа (3 урока в неделю). Базисным учебным планом предполагается, что из федерального компонента Государственного образовательного стандарта на литературу будет выделено 68 часов в год (т. е. 2 урока в неделю). Еще один час на проведение третьего урока литературы в неделю возможен за счет регионального или школьного компонента. Он важен особенно в 5 и 6 классах: от времени, выделенного на уроки литературы, напрямую зависит успеваемость детей по всем остальным предметам.
      Современное образование полностью построено на умении работать с текстами. Учителя-практики знают, что к моменту окончания начальной школы многие дети не умеют бегло читать, обладают малым словарным запасом, не умеют выделять главное и часто даже неспособны пересказать сколько-нибудь сложный текст, так как попросту не понимают его. В связи с этим их успеваемость по математике, истории, природоведению и многим другим предметам, где надо уметь читать учебник, снижается.
      В течение последнего десятилетия наметились две тенденции, понижающие общий уровень владения русским языком и соответственно уровень литературного образования. Это, во-первых, вступление в подростковый возраст поколения школьников, детство которых не было связано с книгой. Засилье на российском телевидении американских мультфильмов и голливудских кинофильмов, для которых характерна скудность диалогов, стремительность действия и крайне низкая насыщенность нравственными идеями, в значительной мере повлияло на подростков. В пятых классах многие ученики не приучены к книге и свободное время предпочитают проводить за компьютером или на улице.
      Вторая тенденция — это увеличение числа детей, слабо владеющих русским языком. Часто это дети из семей, эмигрировавших в Россию из стран ближнего зарубежья; родители этих детей говорят дома на своем родном языке. Воспитывающая среда предоставляет такому ребенку возможность только для усвоения «прожиточного минимума» русского языка.
      Когда в классе преобладают такие ученики, даже простое чтение и понимание художественного произведения превращается в проблему, не говоря уже о постижении скрытого, глубинного его смысла. В связи с этим остро стоит вопрос обучения беглому выразительному чтению и адекватному пониманию текстов, и значение уроков литературы, безусловно, повышается.
      Уроки литературы в 5 и 6 классах построены главным образом на работе с текстом, дети приобретают умения и навыки, необходимые для успешного обучения по всем предметам: учатся бегло и выразительно читать, составлять простой и сложный план, выделять главные мысли, делать краткий, подробный и выборочный пересказ, анализировать текст, с помощью заучивания стихотворений и прозаических отрывков наизусть развивают память.
      Уроки литературы создают базу для успешного освоения материала по всем предметам школьной программы.
      Для выработки названных умений и закрепления навыков 68 часов в год, выделенных на литературу, недостаточно. Учителя литературы и руководство школы, понимая важность проблемы, будут стремиться к тому, чтобы дети могли заниматься литературой 3 урока в неделю, т. е. 102 часа в год.
      При необходимости учитель может воспользоваться планированием на 68 часов, предложенным Н. В. Беляевой в сборнике программ по литературе 2.
      Наталья Васильевна Беляева предлагает планирование и на 68, и на 102 часа. Опытный учитель и методист, она предлагает продуманное и апробированное на практике тематическое планирование уроков литературы в 5 классе: указывает темы уроков, их основное содержание, виды деятельности учителя и детей, количество часов на каждую изучаемую тему.

      Для учителей литературы очевидно, что существуют различные интерпретации художественного произведения. В свою очередь, каждый учитель в ходе преподавания дает свою интерпретацию учебной программы.
      Тематическое планирование уроков, предложенных в данном пособии в графе «Содержание урока», максимально точно соответствует аннотациям программы под редакцией В. Я. Коровиной, указывает тип урока. Основные виды деятельности учащихся обозначены в разработках конкретных уроков (они выделены полужирным курсивом).
      В пособие включены материалы по организации уроков и дополнительная информация для учителя, которая позволит педагогу глубже проникнуть в смысл изучаемого произведения и найти ответы на возможные вопросы учеников.
      Особенностью предлагаемого поурочного планирования является личностно ориентированный подход, который реализуется в системе вопросов, направленных на работу с восприятием учениками художественных произведений, а также в системе творческих работ и индивидуальных заданий. Большое внимание мы уделяем связи уроков литературы в 5 классе с курсом начальной школы.
      Программа под редакцией В. Я. Коровиной в конце курса 5 класса выделяет раздел «Из зарубежной литературы», который включает в себя произведения европейских и американских писателей XIX и XX вв.: балладу, сказки, романы, рассказ.
      В нашем поурочном планировании мы предлагаем поместить произведения зарубежных писателей в разделы, содержащие произведения русской литературы, следуя жанровому или тематическому принципу: так, балладу Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед» мы помещаем после баллады В. А. Жуковского «Кубок», рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише» предлагаем читать после рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
      По сравнению с предыдущими изданиями учебник-хрестоматия для 5 класса В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, изданный в 2006 г., претерпел некоторые изменения. В частности, авторы отказались от изучения в 5 классе рассказа А. И. Куприна «Тапер» и очерка «Скворцы», сняли раздел «Славянские мифы». В то же время в книге появились новые произведения. Например, сказка В. М. Гаршина «Attalea princeps», стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». Предложено монографическое изучение стихотворений А. А. Фета и С. А. Есенина. Изменено содержание разделов «Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе», «Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе». В усовершенствованном учебнике дополнен и частично изменен методический аппарат. Все это нашло отражение в предлагаемом пособии.
      В домашней и внеклассной работе рекомендуем использовать дидактические материалы по литературе книги «Читаем, думаем, спорим...» для 5 класса (автор-составитель В. Я. Коровина), которая входит в учебно-методический комплект, созданный по программе В. Я. Коровиной. В книгу включены тексты произведений, которые соответствуют логике программы и доступны детям для самостоятельного чтения и осмысления. Кроме авторов, уже знакомых детям (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов и другие), пятиклассники встретят новые имена (А. И. Куприн, Е. А. Пермяк, Л. Пантелеев, Л. А. Кассиль, Ю. Я. Яковлев).
      Книга «Читаем, думаем, спорим...» включает в себя биографические и занимательные материалы для работы, содержит вопросы и задания, которые можно использовать для организации викторин.
      Дополнительный материал, соответствующий программе, можно найти в книге «Литература. Занятия школьного кружка. 5 класс» 3.
      Несколько замечаний об оформлении разработок уроков.
      В книге дана сквозная нумерация уроков.
      Шрифтом выделены названия разделов и уроков, соответствующие разделам учебника (и аннотациям программы). Римскими цифрами указаны этапы урока. Иногда отдельной цифрой выделяется важная форма работы; на форму работы указывает полужирный курсив.
      Мы считаем, что на одном уроке должны сочетаться несколько видов работ так, чтобы не создавалось ощущения калейдоскопичности и в то же время чтобы дети могли глубоко погрузиться в проблему. Значительную роль мы отводим артикуляционной разминке (см. Приложение), выразительному чтению учителя и обучению детей выразительному чтению, комментированному чтению, беседам, в том числе и эвристическим (когда дети с помощью вопросов учителя постигают проблемно-теоретический материал), словарной работе, работе с произведениями изобразительного искусства.
      Артикуляционная разминка — элемент урока, который сначала бывает непривычен для детей. О ее значении и организации подробно написано в Приложении. На первых уроках артикуляционная разминка может занимать больше времени, чем планирует учитель, однако когда пятиклассники привыкают к коллективной отработке скороговорок, входят в ритм, на разминку отводится не более трех минут урока.
      Кроме тренировки артикуляции и памяти, разминка играет другую, не менее важную роль: она настраивает класс на работу, учит слушать других, служит своеобразным символом готовности учеников к коллективному взаимодействию.
      Под руководством учителя пятиклассникам нужно обучаться коллективно взаимодействовать, работать в группах и парах, уважать выступающего у доски ученика и объективно оценивать ответы и творческие работы товарищей.
      Учитель должен понимать, что творческая атмосфера является необходимым компонентом урока литературы; создание ее возможно только при стремлении учителя понять своего ученика, развить в нем то лучшее, что заложено природой, при постоянной целенаправленной работе по формированию доброжелательной, психологически безопасной среды, необходимой для творческого самораскрытия.
      Итак, дети овладевают теоретическими знаниями, необходимыми умениями и навыками работы с текстом. Это одна сторона уроков литературы. Другая состоит в том, что художественное произведение обращается преимущественно к эмоциям, воспитывает их, будит чувства, открывает потайные дверцы в человеческой, особенно детской, душе. Учителю важно внимательно следить за реакцией детей во время чтения и работы над художественным произведением, быть особенно бережным при выяснении первичного восприятия произведения и при анализе текстов, чтобы литература была осознана детьми живой и многогранной, чтобы ученики были душевно открыты перед учителем и перед тем богатством русской словесности, которое может прийти в их жизнь.
      Издательство «Просвещение» готовит к выпуску методические пособия, содержащие поурочное планирование и методические рекомендации учителю для проведения уроков литературы в каждом классе.

Тематическое планирование уроков литературы
в 5 классе


102 часа


урока

Содержание урока

Тип урока

I четверть




1

Литература как учебный предмет. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, корректор, оператор. Учебник литературы и работа с ним

Вводный урок

2

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора

Урок чтения и обсуждения произведений

3

Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки

Урок знакомства с теоретическими понятиями

4

«Царевна-лягушка»

Урок чтения и изучения произведения

5

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования

Урок чтения и изучения произведения

6

Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Победа добра над злом. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. Изобразительный характер формул волшебной сказки.

Урок чтения и изучения произведения

7

Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок

Урок развития речи

8

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли

Урок чтения и изучения произведения

9

Особенности сюжета сказки. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки

Урок чтения и изучения произведения

10

Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Сказочники. Русские народные сказки

Урок внеклассного чтения

11

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Урок чтения и изучения произведения

12

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. «Прошлое должно служить современности!» (Д. С. Лихачев)

Урок чтения и изучения произведения

13

М. В. Ломоносов: детство, годы учения, научная и литературная деятельность. «Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка...» (М. В. Ломоносов)

Урок чтения и обсуждения произведения

14

Роды и жанры литературы. Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности

Урок чтения и изучения произведений

15

И. А. Крылов. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора

Урок чтения и изучения произведения

16

И. А. Крылов. «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости

Урок чтения и изучения произведений

17

Жанр басни. Повествование и мораль в басне

Урок развития речи

18

Басни И. А. Крылова

Урок внеклассного чтения

19

В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Жуковский-сказочник. «Спящая царевна»

Урок чтения и изучения произведения

20

В. А. Жуковский. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета

Урок чтения и изучения произведения

21

Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады

Урок чтения и обсуждения произведения

22

Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя

Урок чтения и обсуждения произведения

23

Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Р. Л. Стивенсон: жизнь и творчество. «Остров сокровищ» и другие произведения Р. Л. Стивенсона

Урок внеклассного чтения

24

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

Урок чтения и обсуждения произведения

25

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

Урок чтения и обсуждения произведения

26

В. М. Гаршин: страницы биографии. «Attalea Princeps»

Урок чтения и обсуждения произведения

27

В. М. Гаршин. «Attalea princeps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения

Урок чтения и обсуждения произведения

28

Резервный урок

 

II четверть




29

Детство А. С. Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне». «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок

Урок чтения и изучения произведения

30

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки

Урок чтения и изучения произведения

31

Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна (мачеха и падчерица)

Урок чтения и изучения произведения

32

Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность: красота внешняя и внутренняя, гармоничность положительных героев

Урок чтения и изучения произведения

33

Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки

Урок развития речи

34

Сказки А. С. Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»

Урок внеклассного чтения

35

М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения

Урок чтения и изучения произведения

36

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Образ старого солдата — участника сражения. Произведения живописи, посвященные Бородинской битве

Урок чтения и изучения произведения

37

Н. В. Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности. Народные предания о кладах — основа повести «Заколдованное место». «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Урок чтения и обсуждения произведения

38

Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий. Сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического

Урок чтения и обсуждения произведения

39

Н. А. Некрасов: детство и начало литературной деятельности. «На Волге». Картины природы и жизни народа. Раздумья поэта о судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу

Урок чтения и изучения произведения

40

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской крестьянки. Роль сравнений, эпитетов в создании образа русской женщины

Урок чтения и изучения произведения

41

Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Анализ стихотворения

Урок-практикум

42

И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа. Портрет Герасима. Сравнение, гипербола

Урок чтения и изучения произведения

43

История отношений Герасима и Татьяны

Урок чтения и изучения произведения

44

Герасим и Муму

Урок чтения и изучения произведения

45

«Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню

Урок чтения и изучения произведения

46

Духовные и нравственные качества Герасима — сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Сочинение

Урок развития речи

47

Анализ сочинений. Работа над ошибками. Подведение итогов полугодия

Урок развития речи. Итоговый урок

48

Резервный урок

 

III четверть




49

А. А. Фет. «Чудная картина...»: живописность, легкость звучания стихотворения. «Весенний дождь»: динамика стихотворения, эффект присутствия. «Задрожали листы, облетая...»: стихотворение-метафора. Страницы биографии Фета

Урок чтения и изучения произведений

50

Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности. «Кавказский пленник» — рассказ-быль

Урок чтения и изучения произведения

51

Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы

Урок чтения и изучения произведения

52

Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как естественном законе человеческой жизни. Картины природы в рассказе

Урок чтения и изучения произведения

53

Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения

Урок развития речи

54

А. П. Чехов: детство, начало литературной деятельности. «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор

Урок чтения и изучения произведения

55

Юмористические рассказы А. П. Чехова

Урок внеклассного чтения

56

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды». А. Н. Плещеев. «Весна». Образ лета. И. С. Никитин. «Утро». Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...»

Урок чтения, изучения и обсуждения произведений

57

Образ осени. Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...». А. Н. Майков. «Ласточки». Образ зимы. И. С. Никитин. «Зимняя ночь в деревне». И. З. Суриков. «Зима»

Урок чтения, изучения и обсуждения произведений

58

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения

Урок развития речи

59

И. А. Бунин: страницы биографии. Очерк «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине

Урок чтения и обсуждения произведения

60

В. Г. Короленко: детство, начало литературной деятельности. «В дурном обществе»

Урок чтения и изучения произведения

61

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

Урок чтения и изучения произведения

62

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру

Урок чтения и изучения произведения

63

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Похожие:

Уроки литературы в 5 классе iconУрок литературы в 10 классе Тема «Уроки доброты»
Цель урока: обсудить нравственные проблемы, поднятые в повести А. Алексина «Безумная Евдокия»
Уроки литературы в 5 классе iconРабочая программа по литературе в 7 классе Пояснительная записка
У «Образование Карасукского района», на уроки литературы в 7 классе отводится 3 часа в неделю, за год 102 часа. Программа нуждается...
Уроки литературы в 5 классе iconУрок литературы в 9 классе. Учитель Яровенко Татьяна Федоровна моу «Коношеозерская сош»
Цикл этот можно назвать «Я выбираю свободу». В него входят уроки по творчеству Солженицына, Замятина, Платонова, Шаламова, Бродского,...
Уроки литературы в 5 классе iconУрок по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»
Оборудование: «Литература в школе» 1996 -6; «Уроки литературы» 2004 -3; «Мегариф» 2005 – 11; Виль Казыханов «Уроки нравственности»...
Уроки литературы в 5 классе iconУроки литературы в 11 классе Тема: «В. Г. Распутин «Прощание с Матерой»
Задания по группам: 1 группа – характеристика образов «стариков» по следующим параметрам: отношение к «малой родине», отношение к...
Уроки литературы в 5 классе iconУрок литературы в 10 классе. Тема: «Умение ловить неуловимое» в стихотворении А. А. Фета
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в этом классе на уроке литературы. Говорят, что в произведении искусства отражается...
Уроки литературы в 5 классе iconУрок литературы и истории на тему: Преподаватель литературы: Миронова Е. В
Урок литературы и истории в 11 классе на тему: «Сталинградская битва в исторических документах, мемуарах и художественной литературе...
Уроки литературы в 5 классе iconМетодическая разработка урока литературы в 6 классе на тему: «Конь с розовой гривой»
Субботина Инга Кеворковна – канд филологических наук, председатель мо, учитель русского языка и литературы гбоу сош №448
Уроки литературы в 5 классе iconУрока Тема урока Кол-во часов
Начальное понятие о литературе как искусстве слова. Отражение в художественной литературе многообразия окружающего мира, духовной...
Уроки литературы в 5 классе iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка, литературы и риторики в 7 классе

Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница