Отдел образования Вурнарского района




Скачать 235.9 Kb.
НазваниеОтдел образования Вурнарского района
ученица кл
Дата конвертации27.12.2012
Размер235.9 Kb.
ТипРеферат


Отдел образования Вурнарского района.




(По повести-сказке Антуана де Сент –Экзюпери «Маленький принц».)

Работу выполнила ученица10кл.

Санарпосинской СОШ Иванова Е.
Научный руководитель: Терентьева Т.

Санарпоси - 2006

Содержание



1. Введение_____________________________________3стр.
2. Биография Антуана де Сент-Экзюпери____________3стр.
3. Время создания «Маленького принца», политические и военные положение Франции в Начале 40-х годов___4 стр.
4. Жизнь малыша - борьба с мировым злом__________4 стр.
5. Земля – последняя надежда найти праведника_____7стр.

6. Аллегорический словарь______________________10 стр.



7. Актуальность и вывод________________________11 стр.

8. Использованная литература___________________12 стр.

Многие люди пытались научить своих собратьев, как надо жить на нашей планете. Но мало кто из них сумел это сделать так, как Антуан де Сент- Экзюпери, писатель и летчик, один из первых, кто увидел Землю с большой высоты, почувствовавший хрупкость и незащищенность не только человека, но и планеты Земля и всего живущего на ней.

Биография Антуана де Сент-экзюпери.

Антуан де Сент-Экзюпери родился в июле1900г в Лионе, в семье графа де Сент – Экзюпери, страхового инспектора. В детстве Антуан ничем не отличался от своих сверстников. Он был мечтателем, сочинял стихи, рисовал, учился играть на скрипке и даже увлекался техникой. А в 12лет ему впервые посчастливилось сесть за самолет и уже сверху понаблюдать на свою землю. И именно, может быть, этот полет вдохновил мальчика стать пилотом.

И только в 1921г. определился жизненный путь Экзюпери. Он записывается во 2-ой полк истребительной авиации, а уже в 1922г. начинает работать в различных авиакомпаниях. И уже тогда у него начинается бурная жизнь, но, как будто в сказке, из всех передряг он выкручивался с легкостью. Антуан уже тогда в своих произведениях изображал трудную судьбу летчика. Эта профессия учила быть по-настоящему ответственным за судьбы окружающих. Но также Экзюпери уважал профессию пахаря, механика, садовода, и он утверждал: «Умирают только за то, ради чего стоить жить. Когда в 1939г. у него спросили , что для него важнее, то он ответил: «Не знаю, как можно разделять эти вещи. Для меня летать и писать одно и то же. Главное – найти себя, главное –действовать». Удивительные слова. Он не задумывался о власти, о деньгах. Он занимался своим делом, и это доставляло ему удовольствие.

Писательская жизнь Экзюпери тоже разнообразна. Впервые в 1926г.в журнале «Ле Навир д, Артман» Сент-Экзюпери публикует свой рассказ «Летчик».И это был первый, вполне осознанный шаг в литературу. Романы-репортажи «Южный почтовый» (1929г.), «Ночной полет»(1931г.), «Планета людей»(1939г.), сказка «Маленький принц» - вот перечень основных произведений Антуана де Сент-Экзюпери, человека, подобно Элюару, совершившего путь «от горизонта одного к горизонту всех».

Всю свою жизнь Экзюпери посвятил служению людям. Истинное доказательство этого – его книги. Во всех своих произведениях Экзюпери представляет мир по-своему, как бы с космической высоты. Мир, который видел Экзюпери, имел совсем иные масштабы, чем мир территориально разделенный. В своих произведениях он показывает нам красоту природы, нашей планеты. «Свободный человек»- писал Экзюпери - «лишь тот , кто распахнул крылья, кто не связан больше с преходящими благами, кто согласен умереть за всех людей, кто способен сказать : «Я в ответе за все».Этими словами пронизаны все книги Экзюпери, писателя и летчика, а лучше - просто человека, который пересек тысячи дорог ,перелетел океаны и пустыни. Художник мечтал о спасении всего человечества, о прекращении всех войн , мечтал о дружбе всего человечества. Экзюпери обращал свой голос к всему человечеству: «Мир стал пустыней, и все мы жаждем найти товарищей в ней…Чего ради нам ненавидеть друг друга?».

Писатель стремился помочь читателям постигнуть истинные масштабы человеческой жизни и человеческих возможностей. Но так же, как и других писателей, его волновали и Мировые проблемы. Он переживал за свой народ, надеялся на то, что народ будет свободным в своих действиях, направленных на благополучие родной страны.

В1944г.самолет Антуана не вернулся на базу .31 июля погиб поэт и художник с большой буквы. Хотя он прожил мало и написал мало книг ,но жизнью своей и смертью ,и своими книгами он сумел многое передать людям

Хотя я раскрыла лишь часть его жизни, но, по-моему, этого достаточно, чтобы хоть ненамного приблизиться к его жизни.
Время создания Маленького принца.

(Военное положение Франции в начале 40 годов.)

Сказка «Маленький принц» была написана в 1940году. По-настоящему мотивы «Маленького принца» начали складываться у Сент-Экзюпери с началом войны. В этот период он нередко рисовал один и тот же рисунок: мальчик с крылышками или без крылышек удивленно смотрит из-за небес на землю, на ее дома,на овец. Этот удивленный мальчик не давал покоя писателю, летчику, бойцу, проповеднику духовных ценностей, зовущему людей на борьбу. Сент-Экзюпери, как писатель, ставил перед собой одну и ту же задачу: выразить себя, раскрыть в себе человека-того , кто нуждается в любви и способен любить. «Маленький принц» оказался убедительным выражением полного поэтического самопознания человека. Он бросает свет на другие произведения писателя,и их невозможно понять во всей глубине замыслов и устремлений без этой сказки.Действительно, в произведении чувствуется волнение , переживание за народ. И именно в 1940-1944г.г.- те годы, когда Франция находилась под пятой фашизма. В1940г. Франция была оккупирована германскими и итальянскими войсками, но не только Франция,но и Россия, вся Европа была захвачена Германией. Каждый день война забирала миллионы жизней людей, уничтожала города, села, дома, дети оставались сиротами. Будущее страны казалось невозможным…

Произведение «Маленький принц» напрямую связано с военным положением Франции
Жизнь Маленького принца.

Мне понравился сам образ малыша, его ход мыслей, его мнения выражали новую мысль, его трудно было понять, но в его словах чувствовалась теплота, которая просто пленила меня. Лично мне, во время чтения, хотелось больше и больше узнать об этом малыше, наблюдая за ним, я открывала что–то новое для себя. При чтении стало понятно, что это очень милый малыш, которого автор сравнивает с ангелом. Да, действительно, малыш – это ангел, посланный к нам с небес. У него мало времени, но зато он успевает все. Малыш - это свет, который пленит всех, притягивает. Его речь кажется и смешной в иной раз, но каждый его звук заставляет задуматься, а главное - улыбнуться. Все, что малыш испытывает, он передает нам, читателям. И от общения с этим человеком мы испытываем лишь восхищение.

Над каждым рисунком малыша обязательно задумаешься. Светлые волосы, белый костюм, чистое лицо- портрет Маленького принца. Экзюпери с легкостью передает не только портрет, но и чувства героя. У малыша доброе сердце, разумный взгляд на мир. Он трудолюбив, постоянен в своих привязонностях, лишен всяких агрессивных и алчных стремлений, когда смотришь на ребенка, то видишь в его глазах лишь чистоту, в них столько всего скрыто, но в то же время открыто. Ведь нельзя сказать, что этот мальчик плохой или злой. Нет! Мы видим его доброту, чистое тело с чистой душой. А вокруг него звезды, и только звезды, с которыми невозможно было общаться…

Действие происходит в пустыне за тысячи миль от всякой обитаемой земли (сюжет был навеян произошедшим событием 29 декабря 1935года за 200км. от Конгра, Сент-Экзюпери вынужден был совершить посадку в песках).Маленький обитатель планеты астероидаБ-612 неожиданно появляется перед летчиком, потерпевшим аварию в песках Сахары. Летчик , обреченный на гибель и страдающий от жажды, находит в Маленьком принце друга, избавившего его от одиночества. Малыш оказал ему духовную поддержку. Тем временем, как пилот чинил свой самолет, рядом с ним был Маленький принц, голос которого звучал непереставаемо и внушал ему веру в жизнь. Из рассказа малыша понятно, что у него есть своя планета , и то ,что он странствует по разным планетам.Проанализировав весь рассказ, понимаешь, что все в произведении: планеты, люди – имеют определенное значение.

Обратимся к планете Маленького принца. Принц все время, вставая поутру , приводит ее в порядок. Значит, его планета- это его душа. Но не мы ли каждый день, вставая поутру, начинаем жить по – новому, забывая старое? И каждый день возникают новые проблемы, и никто не может определить, что в нашей душе творится. За ней действительно надо следить. Но на планете Маленького принца надо очищать вулканы. Малыш каждый день «прочищал вулканы». Вулканы- это высоты человеческой души,3 вершины, что в человеке «надлежит постоянно поддерживать» …все , что возвышено в нем и велико . Первый вулкан- символ уважения, Второй вулкан означает то ,что нельзя жить без любви и дружбы, а Третий вулкан доказывает, что людям необходима красота и доброта. Также принц выпалывает «баобабы» . Баобабы- это все ненужное , вырастающее из зловещих семян. «А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавиться. Он поражает планету насквозь. Если планета маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки,»- говорит Маленький принц. Не в нашей ли душе иной раз скапливается все негативное, а потом , когда душа наполняется , то все выплескивается наружу, но уже съедая человека изнутри? Поэтому я решила, что баобаб- это символ жестокости, власти, эгоизма , властолюбия… Баобаб- это зло ,которое уничтожает душу человека, как бы разрывая ее на части. С ними надо быть бдительными, надо трудиться. Это должен быть труд души - борьба с ленью, безмолвием, завистью, равнодушием, себялюбием , бессердечием, беззаботностью, безликостью, безнравственностью, а все это ведет к испорченности, развращенности, распущенности , наглости , хамства, беспутности души. Поэтому Маленький принц борется с этим злом. Но мы должны уничтожать наши «баобабы» на нашей планете, то есть в душе. Если связать с временем, когда было написано произведение, можно придти к выводу, что «баобаб»- это фашизм, властвующий на Земле. Антуан, как писатель и летчик, не мог смотреть на то, что фашисты топчут его родную землю. У него тоже болела душа за народ. И он хочет, чтобы плоды фашизма не укоренились. А плоды фашизма ( эгоизм, властолюбие, честолюбие…) свойственны всем правителям. Это и Гитлер, и Муссолини (Дуче) в Италии. Они все хотели завладеть миром.

И вот первая планета, которую посетил Маленький принц – планета короля. Он владел своей планетой и ничего не делал, то есть это король, который правит миром, никем не управляя. Он думает, что можно владеть всем: и людьми, и животными, и землей, и все обязаны ему подчиняться. Он считает себя выше всех. Еще на его планете живет крыса, которая скребется по ночам. Крыса – это совесть, которая грызет человека. Почему я решила, что крыса – это совесть? Но подумайте, ведь каждый из нас имеет хоть каплю совести. Ведь даже король отпустил малыша. Но крыса должна быть жива, хотя бы для того, чтобы владеть королем. Эта крыса скребется по ночам, тем самым она грызет человека. Но крыса очень маленькая, чтобы повлиять на короля…

На второй планете жил честолюбец. Он любил, когда восхищаются им, хвалят, любит почет и думает, что на этой планете всех красивее , всех нарядней , всех богаче и умнее , хотя кроме него на планете никого нет. Странный человек. Но я бы объяснила это так : каждый из нас в глубине души хочет быть лучше , чтобы его любили , уважали , ценили…А этот король просто ничего не скрывает, хотя в некоторой степени мы его осуждаем. « Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал» Этот человек – эгоист. Но нельзя быть таким! Поэтому принц отворачивается от него словами : «Странный народ - эти взрослые». А почему же они странные? Просто потому, что они сами запутались в себе и не могут найти выход.

Третья планета – планета пьяницы. Этот человек пьет для того, чтобы забыть то, что совестно пить. Мужчина не может найти в себе силы, чтобы избавиться от пьянства. Он не верит в себя, а без веры человек не способен сопротивляться плохому ни физически, ни морально. « Хочу забыть, что мне совестно» - признается пьяница . Ведь он стоит на краю гибели. (Хотелось бы поподробнее остановиться на этом человеке.) Пьяница уже сам запутался в своей планете. Образ пьяницы автор показал символично. Например, сейчас уже известны опыты по уничтожению разума в людях. Такие опыты проводил немецкий ученый Мендель. В его опытах человек полностью теряет разум, забывает прошлое. А отсутствие памяти лишает человека разума, лишает всего. Это существо не будет иметь «корней», не будет чувствовать ни любви, ни боли, ни горя. Вот что такое человек без памяти. А что мы делаем с собой? Ведь и среди нас живут люди зависимые от алкоголя, от наркотиков, хотя всегда эти люди считают себя здоровыми. Эта легкомысленность приводит к полной гибели общества. Прошло уже 60 лет – и человечество уже стоит у пропасти. А плоды баобаба давно уже охватили планету пьяницы, они, как злокачественные опухли , живут в нем самом. А малыш все это видит . Конечно же, не может обойти это событие стороной, не затронув чувства малыша , и ему становится жаль пьяницу , который не может найти в себе силы , чтобы начать новую жизнь. А мы, люди, сочувствуем своим соседям? Боремся с этим злом? Нет! Можно увидеть то, как взрослые радуются, когда другим плохо, осуждают их , не разобрав причины. Таков уж взрослый мир! Малыш пытается понять мир взрослых.

Четвертая планета – планета делового человека. « Я человек серьезный, у меня нет времени мечтать»- говорит серьезный человек. Он всего лишь считает звезды! Для чего и для кого? Он не хочет понять и принять путь к спасению души.

На пятой планете жил фонарщик. Понятно, что никакой пользы он не приносил другим, но можно согласиться с тем, что это было прекрасное занятие. Когда зажигаешь фонарь - как бы рождается еще одна звезда или цветок. А когда гасишь - как будто все утихает. Это полезно только потому, что красиво. Земля все время вращается, если раньше фонарщик успевал отдохнуть, то теперь не было просто времени для отдыха. Наступило время скоростей. «Больше всего на свете я люблю спать,» - говорит фонарщик. Но нужны ведь в жизни и радостные моменты, когда получаешь удовольствие от жизни. «Он один не смешон, » - рассказывает Маленький принц о нем. По–моему, это он оттого, что он думает не только о себе, но и о других . Но не надо забывать и про себя. Всю свою жизнь этот человек посвятил не себе, а кому-то. Но кому? Конечно, хорошо, когда понимаешь, что нужен кому-то, в тебе нуждаются люди, но ужасно, когда ты никому не нужен. В такой ситуации человек должен одуматься. Ведь всегда можно начать жизнь сначала. Но планета фонарщика уж очень крохотная, там нет места для двоих. А в нашей душе есть много места. Место для тех, кто сможет помочь понять и родиться заново.

Итак, медленно, но Маленький принц попадает на шестую планету, на которой жил человек, который читал толстенные книги. Он был статистом, который фиксировал факты, был географом. Этот географ не открывает новые страны, а просто записывает то, что открыли давно уже другие. Его занятия тоже были бессмысленными, так как делал это только ради себя, чтобы чем-нибудь заняться.

«Да… странный народ - эти взрослые!» Встречая всех этих людей, малыш понимает, что ни в ком из них не находит настоящего друга. Он ни на одной планете не нашел проводника. В каждом из этих людей можно найти много недостатков, которые присущи взрослым в нашей жизни. Пустяки для них кажутся важными , а главного они не видят. И каждого из этих людей жизнь испытывает властью, славой, верой, богатством, истиной, но никто из них не смог противостоять этой силе. Я бы назвала этих людей статистами. Они ничего не делают для совершенствования своей планеты. В одном из своих рассказов Маленький принц сравнивает этих величественных людей даже с баобабами. Значит, у них все ненужные качества, которые надо уничтожать. Для того, чтобы жить и радоваться жизни, они ведут между собой войны, занимаются всякой ерундой, не видя смысл всей жизни. А красота жизни - это любовь близких. Эту проблему ставит перед читателями Экзюпери. И я с ним согласна. Добрый сказочник уверен, что люди должны жить по–иному, радоваться ближнему, любить всех окружающих, что им нужны и чистый воздух, и звезды, а они просто не хотят этого понять, а может, и не могут. Восстановив портреты всех людей, можно увидеть портрет одного совсем иного человека. Он не будет весь положителен. А может, все эти качества и составляют лицо нашего человечества, который не понимает детского рассуждения. Неужели ни один взрослый не понимает, как это важно, как необходимо – отвечать за жизнь на земле. Мальчик теряется в недоумении, он не находит ничего интересного для себя.
Земля – последняя надежда найти праведника.

Путешествие по Земле лишь обостряет растерянность малыша. На Земле у него есть миссия, хотя он об этом не подозревает , и эта миссия заключается в том , чтобы поведать летчику смысл жизни – служение людям, а главное, - он сам должен познать настоящую дружбу.

Больше всего меня взволновала встреча с одним цветком в пустыне. Цветок о трех лепестках, совсем крохотный. Он не много знает о жизни, хотя думает, что понимает многое и жалеет людей из-за того, что у них нет корней, их носит ветром. Ведь цветок и не понимает, что можно жить и лучше. Не понимая этого, он старается выжить, радоваться тому малому, что дала ему жизнь. И это тоже большой урок читателю. Смысл жизни цветка – труд, жить дальше, перенося большие трудности. Но , по-моему, жить надо не только для себя, но и для других, и всегда надо быть готовым к тому, чтобы отдать за него жизнь. Даже рисунок этого цветка мне понравился больше всего. Вроде бы всего лишь невзрачный крохотный цветок о трех лепестках, но сколько историй таит в себе этот цветок! Когда его спросили, где люди, то он ответил:

  • Люди? Ах да…Их всего-то, кажется шесть или семь. Я видел их много лет назад, а где их искать – неизвестно.

Никакой зависти, отчаяния. А ведь, по нашим меркам, должно быть. Взгляды цветка на мир совсем иные. Цветок наоборот, сочувствует людям (хотя, действительно, люди нуждаются в сочувствии). Поэтому, я считаю, что цветок – это жизнь, которая цепляется за любую частицу света, чтобы не упасть в пропасть. А корни людей – это их прошлое, которое никогда не исчезнет, без которого нет будущего.

Большую роль в произведении играет Лис. Зверек был первым, с кем подружился Маленький принц. Лис попросил его приручить. Для многих приручить – это сделать послушным себе. Но в представлении Лиса приручить – это создать узы. Лис поведал мальчику о тяжелой жизни на Земле, учит истинному пониманию любви и дружбы, о которых люди иногда забывают. Он поведал ему много полезного, а особенно секрет: «Зорко одно лишь сердце. Самое главное глазами не увидишь. Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». В этих словах заложен глубокий смысл, тайна, которую надо разгадать. « Самое главное глазами не увидишь». Почему же? По-моему, автор хотел сказать, чтобы познать главное, надо это прочувствовать, понять, осознать сердцем… « Ты всегда в ответе за тех, кого приручил». Лис помог понять принцу, что такое любовь и привязанность.

Лис стал для мальчика единственным из тысячи, а Маленький принц стал для Лиса важным человеком. Мне вспомнились удивительные слова Лиса: «Приходи все время в одно и то же время. А если ты приходишь всякий раз в другое время, то я не знаю к какому часу готовить свое сердце.» Для меня в этих словах есть какая-то непонятность, а может быть, это загадка, заложенная автором? Как можно специально к встрече с другом готовить свое сердце? Возможно, такое может быть, если у тебя только один верный друг. Тот, с которым всегда спокойно на душе и хорошо, тот, которому ты отдаешь самую важную вещь, частицу своего «я» - любовь. Так здорово, когда есть друг! Друзья – это близкие люди, с которым легко общаться. Друг всегда поймет, выслушает, разделит твою беду и научит жить, как это сделал Лис. Именно сейчас мне хотелось бы вспомнить слова автора: « Зорко одно лишь сердце» - это дружеское сердце чувствует, понимает и ощущает тепло, а также видит добро. По-моему, эта встреча с Лисом поучительна для всех читателей. Действительно, каждый человек нуждается в приручении. Человек должен быть нужен для других людей, тогда и он будет счастлив, зная, что приносит счастье, пользу другим.

У принца есть любовь, о которой он все время и всем рассказывает. Эта Роза ( с большой буквы, так как это имя, а не название), которая жила на его планете. Цветок все время просил о чем-либо, грубил, высказывал свое недовольство. Но Роза была вдохновением в его жизни. Маленький принц любил именно Розу, свою Розу, она стала для него чем-то неповторимым. И когда он увидел много роз на земле, ему показалась, что ни одна из них не могла сравниться с его Розой. Она была взбалмошна и капризна, она привередничала и спорила, она даже обижала малыша, вырастившего ее и самоотверженно ухаживающего за ней. Но она была его Розой, он знал ее привычки и капризы, ее обиды и радости. Он любовью своей сделал ее неповторимо прекрасной и единственной. И все другие розы для него – скучные, потому что их никто не любит, они стали бы для него прекрасны, лишь освещенные любовью человека, делающим живым все, что он полюбит истинной любовью. Все это понял Маленький принц, благодаря дружбе с Лисом, понял и почувствовал сердцем, как она ему дорога, и затосковал по своей Розе, и захотел вернуться к ней, чтобы больше никогда ее не покидать.

Много полезного поведал Лис Маленькому принцу. Он объяснил, что малыш должен вернуться к своей Розе.

На планете Земля малыш встречается с человеком, то есть с летчиком, который тоже становится для него единственным, самым важным другом в жизни. Маленький принц именно ему рассказывает про свою жизнь. Малыш просит его изобразить барашка, а потом и ящичек, намордник… Для чего показан этот сюжет? Мы понимаем, что переживания автора происходят именно из-за нарисованного барашка, который мог съесть Розу в любую минуту. Именно рисунок барашка играет здесь главную роль. Ведь мы до конца не знаем, как распределится судьба малыша и Розы, не съест ли барашек Розу? Но ведь барашек появился по воле малыша: «Пожалуйста,… нарисуй мне барашка…» Нет в мире совершенства, тем более, мы сами вносим в этот дисбаланс свою весомую лепту. Просим изобразить барашка, а потом не чаем, как уберечь от него свою возлюбленную. И пенять не на кого. И именно в этом зашифровано гиблое противоречие жизни. Может быть загвоздка в том, что у нас всегда, как минимум, на одно желание больше, чем необходимо. Или в том, что мы так дальнозорки и нипочем не узнаем в глаза своего счастья. Для нас барашек, как бы урок, чтобы мы, когда у нас наступали счастливые дни, не стали бы сами для себя искать какие-то неприятности, которые позже будет трудно преодолеть.

Удивительно и так непредсказуемо предстала перед нами картина, когда малыш и летчик дошли до колодца. « Глоток воды, как музыка – вода родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота, из усилий моих рук». Вода была непростая. Она была как подарок сердцу. Нет, это не означает, что человек нуждался в воде, как в питье. Автор явно дает понять, что вода была нужна именно сердцу. Всего лишь глоток воды, это как бы новая жизнь, которая начинается заново. Сначала Маленький принц сказал: «Мне хочется глотнуть этой воды. Дай мне напиться». Только тогда пилот понял, чего искал Маленький принц. Колодец – не только источник воды, ведь малыш нуждался лишь в глотке воды, чтобы напиться новой энергией. Колодец – это богатство, энергия, который человек должен использовать во благо. Колодец не имеет дна, так и добро, которое черпают из колодца души, неисчерпаемого. А поддерживается оно любовью и дружбой между народами, за которые надо не только бороться, но и учить все остальных.

Все общество нуждается всего лишь в глотке, глотке воды. Вода – это начало новой жизни, надежда на лучшее впереди. Ведь как раньше было сказано, шла война, Европа была захвачена фашистами, а теперь воцарится мир, но не навсегда… Всего лишь глоток воды нужен человечеству, чтобы решить мировые проблемы. Мы сами можем найти путь к этому колодцу, но часто он кажется слишком долгим, и тогда мы отступаем. А препятствия, которые Маленький принц и летчик проделали вместе, этого всего лишь долгий путь борьбы за мир. Да, это звучит странно. Именно у колодца мальчик раскрывается: «Многие на твоей планете не находят того, чего ищут. А ведь то, что они ищут, можно найти в единственной Розе, глотке воды. Но глаза слепы». Искать надо сердцем – это тоже труд души. Мы возвращаемся к словам Лиса: « Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь». Теперь друзья объединились в одном мнении.

Но хочется обратить внимание на то, что прежде чем малыш дошел до родника, он встретил торговца пилюлями. «Проглотишь пилюлю – и потом целую неделю не хочется пить», - говорит торговец. Но, по-моему, это ложь. Даже малыш понял это. Как могут пилюли заменить чистую воду? Так и в жизни. Часто мы обманываем себя тем, что вместо правды выдаем ложь. В данном тексте, пилюля – это мираж, который кажется, что есть, но на самом деле его нет. Мы часто в жизни совершаем такие ошибки, откупаясь менее дешевым. Хотя в произведении этой встрече отведена лишь одна глава, но она тоже нас чему-то учит. Учит не обманывать себя, а принимать вещи такими, какими они есть. Маленький принц не купил эти пилюли, он пошел дальше. Дорога была домой, но Малыш не покидал веру, веру в жизнь, любовь. И я была рада за двух новых друзей, когда они дошли до колодца. Но нашел ли малыш на Земле то, чего искал. Наверное, да. Летчик не был похож на предыдущих людей. Он был общителен, бескорыстен и заботлив. В душе у него сохранилась доброта, отзывчивость, человечность, милосердие.

А какая польза Маленького принца от его присутствия на Земле! Эта польза очень большая. Малыш осознает многое в своей жизни, начинает понимать дружбу окружающих, и как это чувство дорого дается и ценится не только людьми, но и зверями. А также у него на память от летчика остается барашек, ящик для зверька и намордник… А что же остается у летчика на память о мальчике? У него остается смех, « точно родник в пустыне». А это немаловажно. Смех – это ниточка, объединяющая людей. Еще у летчика остаются звезды. Звезда – эта путеводная людей, она является светильником, который освещает и греет. Звезды светят всем нам. Они несут свет, указывая путь к добру, к совершенству.

Летчик тяжело переносит потерю друга. Он несколько раз повторил: «Я тебя не оставлю». А в сердце малыша чувствовалась тревога. Перед пилотом предстала картина: «Точно желтая молния мелькнула у его ног. Мгновенье он оставался недвижным. Не вскрикнул. Потом упал – медленно. Как падает дерево. Медленно и неслышно, ведь песок приглушает все звуки.»Печально… Печально терять друзей, когда только-только их приобретаешь. Но немаловажно то, что у тебя от друзей остается. Пилот же научился понимать себя, приобрел надежду, волю к жизни. А это важно! Важно для друга! Маленький принц внушил пилоту веру в жизнь. Маленький принц – частичка человеческой души, как бы является образом, позволяющим оценить человеческое в человеке. И летчик, теперь уже оставшийся наедине с пустыней, не одинок, в глубине своей души он находит силы, мужество, которое противостоит смерти.

Хотелось бы вспомнить слова Экзюпери (из эссе «Надо придать смысл человеческой жизни»): «Неужели вы не понимаете, что где-то мы сбились с пути? Человеческий муравейник стал богаче, чем раньше, у нас больше всяких благ и досуга, и все же нам не хватает чего-то существенного, чему трудно подыскать определение». Такие мы, все люди. Обязательно надо людям потерять человека, родину, веру, - чтобы оценить по достоинству? Да, с такими слабостями рожден каждый из нас. И мы на примере малыша должны это понять. Малыш как бы дает нам совет, чтобы мы никогда не бросали любящих сердец, прежде не оценив их по достоинству, не забывали родину.

В финале сказки появляется мотив смерти. К этой теме часто и по-разному обращались и обращаются писатели, поэты, драматурги. Антуан де Сент-Экзюпери подошел к этому по-своему. Принцу очень нравится на Земле, но он так сильно тоскует по своей планете и Розе, что готов к ним вернуться даже ценой смерти. Да, он боялся смертельного укуса змеи, боялся даже не физической боли, , а чего-то неизвестного, что должно было с ним случиться. Змея объяснила ему, что тело слишком тяжелое, что вместе с телом ему никогда не попасть на свою планету, которую тоже надо бы писать с большой буквы, так как она для него единственная, возлюбленная, обихоженная его руками и нуждающаяся в нем. Малыш очень хотел жить и боялся умереть, но жить он мог и хотел только на своей планете, только рядом с своей Розой. Но он даже и не верил, что его желание может исполниться. Но можно ли считать, что смерть лишает человеческую жизнь смысла? Маленький принц так не считает. Он заставляет человека примириться с неизбежностью смерти и уверяет летчика, что иначе ведь ему, малышу, никак не попасть на свою планету.

Аллегорический словарь.

При работе было выявлено то, что каждое слово в сказке имеет определенное значение. В произведении заложен глубокий смысл, который заставляет задуматься не только детей, но и взрослых. Чтобы глубже понять, надо обязательно взглянуть внутрь произведения, разгадать тайны, потайной смысл слов. Поэтому я составила аллегорический словарь.

Маленький принц - ангел, ребенок, чистая душа.

Планета – душа человека, его духовное богатство.

Жизнь – поиски коллективного разума.

Змея, удав – символ мудрости, она помогла понять принцу неизбежность смерти.

Ящик с барашком – скрытая угроза.

Намордник – средство защиты.

Баобаб – зло, укореняющееся в человеке, несовершенство. Его надо уничтожать, чтобы оно не уничтожило всю душу.

Цветок – это жизнь. Ему угрожает засуха, ветер, гусеница, но у него есть шипы, чтобы защищаться, но чтобы жить, ему нужны крепкие корни…

Корни – прошлое человека, без которого жизнь человечества невозможна. Ведь наша история, жизнь наших предков питает наше поколение разумом, опытом, культурой.

Крыса – совесть, которая грызет человека.

Роза – мирная жизнь без войны. Для одного – любовь, для второго – мир, для третьего – родной дом…

Друг – второе твое «я», он всегда поймет, выслушает, мыслит одинаково, разделит твою судьбу.

Лис – первый верный друг.

Родник – надежда. Человек никогда не должен терять надежду, даже в самые трудные минуты.

Светильник – указатель пути к совершенству.

Звезды – путеводные. Задача, которую надо решить, отгадать. Для дельца, например это золото, но для всех людей они – немые. Звезды светят только тем, кто несет свет, указывают путь.

Смех – ниточка, которая объединяет людей.

Вулканы – высоты человеческой души. Имеются три вершины, что в человеке надлежит постоянно поддерживать… все, что возвышенно в нем и велико.

1)уважать и ценить человека.

2)нельзя жить без любви и дружбы.

3)людям нужна красота и доброта.
Жители с шести планет – статисты. Они ничего не делают для совершенствования своей страны, а только губят и уничтожают, вызывая своим поведением только смех и отвращение.

Земля – последняя надежда найти праведника.

Приручение – создать узы любви, дружбы.
Таких символов в произведении много. Но, по-моему, нельзя их всех разгадывать, раскрыть, иначе сказка станет нам не интересна, а произведение станет прозой.



Произведение «Маленький принц» не имеет национальных границ. И актуально оно тем, что призывает к борьбе с мировым злом – фашизмом. Ведь, проанализировав, мы поняли, что баобабы, все жители с шести планет – все ненужное, плохое, которое сочетается в образе зла, лени, развращенности, беспутности, жестокости, пьянства, наглости… , но таких слов можно найти еще много, но мы же понимаем, что все это приводит к гибели человеческого разума. И это в первую очередь должны понять и осознать, сделать соответствующие выводы взрослые. А впрочем… Ведь и в подлинной народной сказке под первым и простым, понятным даже малышу, смыслом скрыто порой иносказание, глубинные пласты великой мудрости. Но все здесь читатель поймет разумом, а многое разбудит его воображение, западет в память и только через годы даст ростки…

В каждой сказке должен быть вывод. Она должна учить чему-то хорошему. Сказка эта – мудрая и человечная, а автор ее не только поэт, но и философ. Главное, что над этой сказкой и улыбнешься, и взгрустнешь, а главное, - непременно задумаешься. Просто и проникновенно автор говорит о самом важном: о долге и верности, о дружбе и любви, горячей и деятельной любви к жизни и людям, о нетерпимости к злу. И о том, каким же быть человеком «на этой еще не очень-то устроенной, подчас недоброй, но любимой и единственной планете Земля!». Прекрасные слова сказаны в честь этого русским философом ХХв.: « И благо нам, если мы, сохранив в душе вечного ребенка, умеем спрашивать и выслушивать голос нашей сказки». Благодаря этому произведению, я поняла, что жить надо не только для себя, но и для окружающих. Но и конечно, нельзя принижать себя, хотя и окружающих людей надо ценить и уважать, любить и понимать, а в особенности - своих друзей и родных. Ведь без них жить на свете очень тяжело, главное, по-моему, - жить с дорогими людьми и радоваться всему происходящему, но и надо уметь переносить все грустные моменты, а в этом помогают друзья.

Существует ли у человечества единая истинная религия, которой движется каждая частица Вселенной? Сила, способная подняться над временем и тленом, вдохновляя смычок музыканта, кисть художника, лиру поэта?… Да, есть…и будет вечно. Никто и ничто не устоит перед ее загадочно-великолепным притяжением. Ей дана власть над прекраснейшими чувствами человеческих душ. Эта сила – красота. Вся красота жизни заключается в любви, дружбе, взаимопонимании, умении радоваться, дарить тепло. И наше спасение заключается именно в этом. И я хотела бы сформулировать вывод словами Ф. М. Достоевского: « Красота спасет мир!». Ведь именно прекрасная Роза вселяла малышу веру в жизнь. Люди, влюбленные в красоту, ищут спасение от своих печалей. И по примеру цветка о трех лепестках, мы должны прийти к выводу, что Мир должен стремиться к совершенству. Красота – это все то, что трогает душу. Но из этого можно предположить, что красота, ничем не одушевленная и бездушная, отталкивает? Ведь именно Роза оттолкнула малыша.. У нее была своя фантазия, душа, многое еще должно быть , чтобы перед всем этим прекрасным в совокупности падали ниц милллионы… Наверное, красота – самое относительное из всех понятий.

Но и не стоит забывать, что самое яркое чувство на земле – любовь…но что такое любовь? Восхищение красотой, преклонение перед красотой тела и души. Мы любим тех, чью духовную красоту считаем эталоном. Люди, обожествляющие любовь, не могут остаться равнодушными к красоте, ведь любовь – гимн ей!

Красота будет всегда. Люди никогда не смогут побороть в себе чувство прекрасного. Мир будет бесконечно меняться, но останется то, что радует глаз и волнует душу. Люди будут, замирая от восторга, слушать вечную музыку, рожденную вдохновением, будут читать стихи, любоваться полотнами художников, а главное – будут любить, боготворить, увлекаться, притягиваться, мечтая о ком-то близком и далеком, неповторимом и непредсказуемым, загадочном и прекрасном.





1. Антуан де Сент-Экзюпери.«Маленький принц».М.:Дет. лит.,1982.

2. Шаров А. И. Волшебники приходят к людям: книга о сказках и сказочниках. М.

3. А.Н.Шабанов. Школьные сочинения. Для школьников и абитуриентов. – М.:ООО «Мир книги»,2004

Автор: Иванова Елена

Научный руководитель:

Терентьева
Многие люди пытались научить своих собратьев, как надо жить на нашей планете. Но мало кто из них сумел это сделать так, как Антуан де Сент-Экзюпери, писатель и летчик, один из первых увидевший Землю с большой высоты, почувствовавший хрупкость и незащищенность не только человека, но и планеты Земля и всего живущего на ней.

Произведение было написано в 1943 году. 1943-1944годы – именно те годы, когда Франция находилась «под пятой Фашизма». Во всем мире в те ужасные годы было холодно и голодно. И действительно, в произведении чувствуется волнение, переживание за народ. Сказка была написана в годы войны, может быть, поэтому она не похожа ни на одну сказку в мире, в ней чувствуется какая-то печаль и отчаянная мальчишеская надежда…

В сказке заложен глубокий смысл, который заставляет задуматься не только нас, детей, но и взрослых. Моя задача заключается в том , чтобы объяснить, разгадать тайны сказки, разгадать ее аллегорический смысл, чтобы маленьким читателям было намного легче понять смысл сказки. Проанализировав все произведение, я поняла, что каждый образ в сказке имеет определенное значение. Например, Малыш – это ангел. Он помогает летчику выжить в пустыне, становится хорошим другом для Лиса, который так нуждался в приручении. Малыш утверждает, что ничто не может помешать дружбе человека с человеком и другими живыми существами, кроме самого человека. У малыша есть планета. Он все время, вставая поутру, приводит ее в порядок. Поэтому я решила, что планета – это душа человека. За ней действительно надо следить, иной раз никто не может определить, что за ней скрывается.

Экзюпери говорит не только о любви и дружбе, но он также выносит на обсуждение и мировые проблемы, проблемы борьбы с фашизмом. Например, те же самые «баобабы», которые приносят вред душе, уничтожают общество. Человек должен с ними бороться, бороться с ленью, ненавистью, подлостью, хамством, честолюбием, тщеславием, гордыней, эгоизмом. Баобаб – это зло. Но сравнив со временем создания произведения, можно предположить, что «баобаб» - это фашизм, властвующий во всем мире. Писатель и летчик, не мог смотреть, как фашисты топчут его землю. У него болела душа за свой народ, свою землю. И он не хотел, чтобы плоды фашизма укоренились во всем мире. И актуальна сказка тем, что призывает к борьбе с мировым злом – фашизмом. Даже тех жителей, которых малыш посетил прежде, чем попасть на Землю , можно назвать статистами. Они ничего не делают для совершенствования своей планеты, а только губят и уничтожают, вызывая своим поведением только смех и отвращение Характеризуя их, автор прежде всего описывает наше общество. Во что мы превращаемся? Где для нас зло, а где добро? И каким человечество станет через сто лет? Экзюпери чувствует, что общество может в любую минуту сломаться. Но общество может спастись. Возвращаясь к малышу, мы видим, что именно прелестная Роза вселяла малышу надежду, веру и любовь, благодаря этому, малыш выжил и у него появилось желание вернуться домой. Роза – это мирная жизнь без войны. Она была взбаломошна и капризна, она привередничала и спорила, она даже обижала малыша, но она была его Розой, он любовью своей сделал ее неповторимо прекрасной и единственной. И мы приходим к выводу, что красота спасет мир. Вся красота жизни основана на любви, дружбе, взаимопонимании.

Экзюпери говорит: « НЕ надо расставаний, нужны только встречи близких сердец, нужны любовь и человечность на нашей такой большой и в то же время такой маленькой и хрупкой планете Земля!


Похожие:

Отдел образования Вурнарского района iconМуниципальное учреждение «Отдел образования Администрации Макушинского района» Использование икт в образовательных учреждениях Макушинского района
Абакумова Л. В., Популова Е. К. Использование икт в образовательных учреждениях Макушинского района
Отдел образования Вурнарского района iconМуниципальное учреждение «Отдел образования Администрации Макушинского района» Использование икт в образовательных учреждениях Макушинского района
Абакумова Л. В., Популова Е. К. Использование икт в образовательных учреждениях Макушинского района
Отдел образования Вурнарского района iconОтдел образования Муниципального образования Клепиковский муниципальный район
Материалы и исследования по рязанскому краеведению. Клепиковский сборник / Отв ред., сост. Б. В. Горбунов / Ряз обл ин-т развития...
Отдел образования Вурнарского района iconОтдел образования администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга Районный ресурсный центр школьного дополнительного образования Информационно-методический сборник Выпуск №6 Использование мультимедийных технологий в основном и школьном дополнительном образовании Санкт-Петербург
Сборник предназначен для руководителей, методистов и педагогов отделений дополнительного образования детей и носит информационный...
Отдел образования Вурнарского района iconОткрытый конкурс «О нашей победе!» Встретились на войне
Целью данной работы является изучение вклада семьи Филипповых из села Орауши Вурнарского района чр в историю страны в мирное и военное...
Отдел образования Вурнарского района iconОтдел образования и молодёжной политики Ядринского района
Программа основной школы. Русский язык и литература. 5-11 классы общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским)...
Отдел образования Вурнарского района iconИнформация об итогах работы органов загс района за 2010 год и задачах на 2011
Тамбовской области государственными полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния государственную регистрацию...
Отдел образования Вурнарского района iconУправление образования Администрации Марксовского района Методический отдел Районный конкурс
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: компьютер, сканер, учебная и учебно-методическая литература, школьная и...
Отдел образования Вурнарского района iconОтдел религиозного образования и катехизации
В сборнике представлены основные материалы и документы по вопросам преподавания учебных предметов, курсов, модулей православной культуры...
Отдел образования Вурнарского района iconО проведении районного литературного конкурса, посвящённого 205-летию со дня рождения Г. Х. Андерсена
На основании плана работы муниципального учреждения «Методический кабинет» Быковского муниципального района на 2009 – 2010 учебный...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница