Исследовательская деятельность на уроках литературы




Скачать 38.92 Kb.
НазваниеИсследовательская деятельность на уроках литературы
Дата конвертации29.12.2012
Размер38.92 Kb.
ТипУрок
Исследовательская деятельность на уроках литературы

  1. Для изучения любого произведения необходимо знать биографию писателя и историю создания произведения.

Роман» Мастер и Маргарита», который учащиеся изучают в 11 классе , до сих пор заключает в себе некую тайну. Нерешенным остается главный вопрос: что есть роман Булгакова – хвала Христу или дьяволу?

–На уроках в процессе полемики возникают разногласия между учащимися, поэтому исследовательская работа дает возможность приблизиться к пониманию этого сложного произведения.

Многим ребятам, когда мы начинаем разбирать это произведение на уроках, становится интересно, а после просмотра фрагментов фильма «Мастер и Маргарита» (режиссер Бортко), ребята с еще большим интересом работают над романом.

В процессе исследовательской работы учащиеся находят запись, сделанную писателем на полях рукописи первоначального варианта романа о Сатане («Консультант с Копытом») «Помоги, господи, кончить роман». Призывать помощь Бога в создании романа о дьяволе!

Творческие личности избегают старых решений. Основной чертой творческой деятельности является создание нового, способность выйти за рамки установленных образцов и правил.

Творческие способности детей можно развивать не только на специальных уроках , а вводить

развивающие элементы на уроках. Даже простое коллективное чтение может стать увлекательной игрой в открытия. Читая любое произведение, сделай каждое слово открытием.

Ключ к разгадке религиозно – эстетического феномена романа «Мастер и Маргарита» одного из вершинных произведений искусства модернизма, - в осознании того, что перед нами оригинальная версия русского мистико религиозного романа 20 века.

В процессе исследования материала (статьи, рецензии и т. д.) приходим к тому, что речь идет не о романе мастера о Понтии Пилате , а Булгакова- о Иисусе Христе.

Сюжетно - композиционная модель «Мастера и Маргариты» не укладывается в схему « роман в романе»- это многомерная структура.

Ее организует алгоритм трех: повествование развивается на трех уровнях реальности:

– земной

-– мистической

-–художественной

В трех временных:

– настоящее

-–прошлое

– вечное

Три сюжетных потока

- Приключения Воланда и К в Москве 20-30 г. г.

- евангелийский сюжет

- история любви протагонистов романа.

Многоуровневая модель романа закодирована в его названии. Ведь первая буква имени Воланда, W- не что иное, как зеркальное отражение буквы М, которую Маргарита вышила на шапочке своего возлюбленного.

Таким образом, в названии романа мы имеем три М:

М w М. Нижнее М является как бы невидимым мистическим отражением земной реальности в инобытии и одновременно указывает на третьего протагониста – Воланда.

Каково отношение сил в противостоянии Бога и дьявола? Ответ Булгакова мудр и парадоксален: зло торжествует в земном измерении, добро – в инобытии. Воля Иешуа решает посмертную судьбу и Пилата, и Мастера, и Берлиоза, окончательный приговор которому вынесен Словом Христа « каждому будет дано по его вере».

Атеист Берлиоз бессмертие души человеческой – факт оживления головы на балу у Воланда со всей очевидностью доказал обратное. И все же для него бессмертия не будет, и он уйдет в небытие. Булгаков показал что может дьявол: он не только властвует в стране атеистов, но завоевывает и души избранных (Маргариты). В какой – то степени Сатана у Булгакова переступает за грань функций своего «ведомства» и начинает творить добро: устраивает встречу любящих, возвращает им дом, даже знаменитую подкову с бриллиантами оставляет- чтобы они не нищенствовали … Но тогда-то и обнаруживается его бессилие. Воланд может восстановить рукопись романа и успокоить мастера, но не в силах вернуть творческий дар и исцелить душу. Он может вернуть Маргарите ее любовника, но каким? Больным, опустошенным и смертельно уставшим, уже не желающим ни любви, ни жизни, ни творчества.

Если представить дальнейшую жизнь этой несчастной с таким любовником - это было бы проклятое существование. Дьявол может дать все, кроме главного для человека-любви, счастья и самой жизни.

Роман «Мастер и Маргарита» воплотил тоску Булгакова по недостижимой для современного человека близости к Богу и в то же время - исполненное надежды пророчество о посмертной о посмертной судьбе писателя 20 века.

2. Исследовательская деятельность на уроке

1.Мотивация к исследованию- выбор объекта исследования.

2.Исследовательская деятельность- поиск ответов на поставленные вопросы идет двумя путями:

Схема:

а) индуктивное исследование (от частного к общему) – Ф 1, Ф 2, Ф3… - вывод;

б) дедуктивное исследование (от общего к частному)— обобщение (гипотеза)— Ф 1, Ф2, Ф3…

Основными этапами индуктивного и дедуктивного исследования являются:

  1. мотивация;

  2. исследование (может быть в малых группах ) ;

  3. обмен информацией, оценка;

  4. подведение итогов, рефлексия;

  5. связывание информации, оценка;

  6. подведение итогов, рефлексия;

  7. примечание;

  8. постановка новых вопросов

Этап мотивации – ключевой этап, как в индуктивном, так и в дедуктивном исследовании.

В случае индуктивного исследования смысл мотивации заключается в том, чтобы у учащегося возник вопрос и была сформулирована проблема.

Результатом поиска решения этой проблемы и будет приобретение нового знания. При этом предполагается, что вопрос должен возникнуть не у одного учащегося, а в идеале у всех учеников класса, по крайней мере, у большинства. Создание учителем условий для возникновения вопроса представляет собой не что иное, как создание проблемной ситуации.

Таким образом, завершается 1 этап индуктивного исследования – мотивации и означает переход ко 2 этапу – этапу исследования. Рекомендуется проведение этого этапа в малых группах, с использованием для каждой группы разного исходного материала для изучения, при наличии нескольких поисковых групп, значительно расширяет информационно – поисковое поле , позволяющее посмотреть на проблему с разных сторон и разными глазами, наконец, порождает для учащегося и сам психологический смысл представления своих находок.

Список используемой литературы:

1.Русская словесность №2 2001 год;

2.Борис Соколов. Михаил Булгаков. Москва издательство « Знание» 1991 год.

3.Использование фрагментов фильма режиссера Бортко «Мастер и Маргарита».

Похожие:

Исследовательская деятельность на уроках литературы iconИсследовательская деятельность учащихся на уроках литературы
В этой ситуации обучающие возможности художественной литературы не уменьшаются, а увеличиваются. Поиск, понимание, умение увидеть...
Исследовательская деятельность на уроках литературы iconПроектная деятельность школьников на интегрированных уроках русского языка и литературы
Развитая эмоциональная сфера стимулирует и умственную, и речевую деятельность учащихся. В наш век информационных технологий не стоит...
Исследовательская деятельность на уроках литературы iconМетодическая разработка на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы»
«…В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс...
Исследовательская деятельность на уроках литературы iconИнтеграция на уроках литературы Методическая разработка
Голещихина А. А. Интеграция на уроках литературы: методическая разработка. – Иштан, 2010 г., стр. 31
Исследовательская деятельность на уроках литературы iconМетодические рекомендации учителю по организации проектной деятельности на уроках литературы, посвященных изучению творчества Н. В. Гоголя
В статье даются методические рекомендации для учителей-словесников по организации проектной деятельности на уроках литературы в 9...
Исследовательская деятельность на уроках литературы iconМетодические рекомендации по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности по предмету через применение технологии web
Методические рекомендации предназначены для учителей не только русского языка и литературы, но и других предметов, которые применяют...
Исследовательская деятельность на уроках литературы iconСамообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся» я работаю третий год. Изучив имеющуюся теоретическую базу, пришла к выводу, что, к сожалению, в теории педагогической науки
Ничкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы, зам директора по мр. Выступление «Имитационное моделирование жизненных...
Исследовательская деятельность на уроках литературы iconИсследовательская работа Тема: «певец земли родной»
Творчество М. А. Шолохова, его общественно-политическая деятельность – ярчайший пример писателя-гражданина. Михаил Александрович...
Исследовательская деятельность на уроках литературы iconИз опыта работы учителя татарского языка и литературы
«Применение инновационных технологий для развития коммуникативных способностей у русскоязычных учащихся на уроках татарского языка...
Исследовательская деятельность на уроках литературы iconНа уроках литературы недостаточно времени уделяется изучению иллюстраторов, просмотру иллюстраций
Нынешнее поколение не интересуется искусством и литературой, которые взаимосвязаны между собой. Вот почему на уроке литературы так...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница