Методика подготовки к сдаче егэ по русскому языку выступление учителя русского языка и литературы моу сош №24 Предгорного муниципального района Ставропольского края




Скачать 408.37 Kb.
НазваниеМетодика подготовки к сдаче егэ по русскому языку выступление учителя русского языка и литературы моу сош №24 Предгорного муниципального района Ставропольского края
страница1/4
Дата конвертации29.12.2012
Размер408.37 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ЕГЭ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Выступление учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 24 Предгорного муниципального района Ставропольского края

Тарасовой Натальи Юрьевны на заседании районного методического объединения учителей русского языка и литературы 24.03.2011 года

2011 год

Единый государственный экзамен – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. Бесспорно, такая форма итоговой аттестации позволяет дать объективную оценку подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений и абитуриентов, поступающих в ВУЗы и средние специальные учебные заведения.

Главным инструментом проверки знаний при сдаче ЕГЭ является тест. Экзаменационный тест проверяет:

  • знания о языке как системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);

  • речеведческие знания – текст: основная мысль, средства связи в нем, типы речи, стили речи;

  • специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом основе понятий и правил);

  • орфографическую и пунктуационную грамотность;

  • владение нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими);

  • умение анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;

  • умение создавать текст в жанре рецензии, отзыва или эссе.

Содержание ЕГЭ охватывает практически все разделы русского языка. Для того чтобы успешно справиться со всеми заданиями теста, ученик должен представлять язык как систему, свободно ориентироваться в фонетических, грамматических явлениях языка, иметь знания о системе языковых средств, которые обеспечиваются усвоением определенного круга лингвистических правил.

Подготовка к ЕГЭ должна вестись в процессе изучения русского языка, развития речи и риторического мастерства постоянно. В противном случае учащиеся могут не справиться с ЕГЭ не потому, что плохо знают учебный материал, а потому, что психологически не готовы к выполнению такого рода заданий.

Тестовые задания ЕГЭ могут использоваться на обычных уроках (на этапах закрепления нового материала), на специальных уроках обобщающего повторения, на уроках-практикумах, на уроках нестандартного типа, уроках-зачетах. Уроки нестандартного типа (уроки-путешествия, конкурсы, КВНы и другое) существенно активизируют интерес учащихся к заданиям ЕГЭ, адаптируют к ним, но проводить их лучше не в 10-11 классах, а в 5-6 классах, где в игровой форме выполняются тестовые задания.

Использование персонального компьютера на уроках русского языка может существенно повысить качество подготовки к ЕГЭ. С введением ЕГЭ, направленного на аттестацию всех абитуриентов и отбор наиболее подготовленных из них, задача учителя-словесника усложняется. С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков учащихся, с другой — развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учащихся. И здесь на помощь учителю может прийти компьютер. В последнее время начали создаваться электронные учебные пособия. Электронное издание «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык», разработанное ЗАО «Просвещение-МЕДИА», является, на мой взгляд, одним из наиболее доступных пособий такого типа. Настоящее издание предназначено для подготовки к экзамену по русскому языку и ориентировано на сдачу экзамена в тестовой форме. Оно рассчитано преимущественно на работу с учениками выпускного класса.

Начиная в 10 классе подготовку к сдаче ЕГЭ по русскому языку, прежде всего, необходимо познакомить учащихся со спецификацией работы, кодификатором заданий (впоследствии при отработке заданий части А и В учитель постоянно обращает внимание учащихся на кодировку заданий), требованиями, предъявляемыми к выполнению части С1, понять, как правильно распределить время на экзамене.

В тестах ЕГЭ достаточно много заданий, связанных с работой над текстом. Удобны для проведения подготовительной работы по тексту специальные уроки – уроки-практикумы. На таких уроках можно научиться членить текст на смысловые части и определять последовательность предложений, выработать навыки построения своих высказываний на основе знаний о строении текста, необходимые для сдачи ЕГЭ: тема, основная мысль, проблема текста.

Но более эффективной работой при подготовке заданий этого типа является комплексный анализ текста.

Комплексный языковой анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации.

Как самая крупная языковая единица текст интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков). Текст помогает помочь любой языковой единице выступать в своей функциональной роли.

Работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале.

Комплексный языковой анализ создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности.
Следует определить цели и задачи при работе с комплексным языковым анализом:

  • формирование умений свободного пользования языком во всех сферах его применения;

  • формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения и орфографической зоркости для успешной сдачи ЕГЭ;

  • обучение школьников умению связно излагать свои мысли в письменной форме;

  • формирование навыков комплексного анализа текста;

  • углубление знаний учащихся о целостном восприятии фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации;

  • формирование речевой и коммуникативной компетентности.


Основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся:

  • владеть нормами литературного языка и грамотного письма;

  • анализировать тексты разных функциональных стилей и типов с точки зрения приобретения навыков орфографической и пунктуационной зоркости;

  • пользоваться разнообразием языковых средств в собственных текстах;

  • обогащать свой лексический запас, умело пользуясь словарями разных типов;

  • приобретать необходимую языковую риторическую эрудицию.


Прежде чем приступить к комплексному анализу текста, учащиеся должны понять, для какой сферы общения он предназначен и в каком стиле создан, так как каждая сфера общения диктует свои правила работы над текстом.

В своей работе над комплексным анализом текста с учащимися я в первую очередь руководствуюсь возрастными особенностями ребят, потому что эта работа ведется мною с пятого класса. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему. Если в 5-6 классах в основном для анализа пользуюсь текстами художественного стиля, в 7-8 классах – это и публицистический, и научный стили речи. По мере прохождения того или иного материала мною составляются тексты различного уровня сложности.

  • на изучение буквы з-с на конце приставок;

  • правописание приставок пре-, при-;

  • н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

  • знаки препинания в бессоюзном сложном предложении и др.

Начиная с 5 класса, обращаю внимание на изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор текста воздействует на читателя.

В старших классах (10-11классах) при работе над комплексным анализом наряду с повторением правил орфографии и пунктуации обращаю внимание на проблемный характер текста, учу определять позицию автора, типы и стили речи, что, безусловно, готовит учащихся для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме и по материалам ЕГЭ.

Работе над комплексным анализом текста уделяю и 10 минут урока, и весь урок, повторяю при этом значительный объем учебного материала.

Для качественной и эффективной работы использую мультимедийные презентации, что позволяет значительно сократить время на выполнение того или иного задания.

Детальную подготовку к выполнению части С 1 начинаю в первой четверти 10 класса на дополнительных занятиях. Ни для кого не секрет, что сочинение на ЕГЭ достаточно «дорого» оценивается. Поэтому необходимо ориентировать учащихся на обязательное выполнение этой части ЕГЭ.

Как готовиться к выполнению задания С? Какие советы дать учащимся?

Итак, они примерно такие:

  • Внимательно, осмысленно прочитайте текст. Вдумайтесь в его тему и проблематику. О чем идет речь и что думает об этом автор?

  • Решите, какой тип и стиль речи вы изберете для вашего сочинения. Ведущим типом должно быть рассуждение, стиль речи, скорее всего, публицистический.

  • Определите замысел.

  • Задумайтесь над композицией. С чего начать? Чем закончить?

  • Постарайтесь избежать в сочинении типичных ошибок:

  • Не превращайте сочинение в изложение: нужен не пересказ, а толкование

  • Не начинайте сочинение с местоименной фразы (в этом тексте говорится …)

  • Не сообщайте, сколько в тексте предложений и абзацев. На это нет времени. Главное, откликнуться на проблему, затронутую в тексте.


Как начать сочинение?

Построение вступительной части сочинения обычно вызывает наибольшую трудность. Можно предложить несколько вариантов:

  • Во вступительной части определяется тема текста (Утро… об этом текст замечательного русского писателя)

  • Во вступительной части формулируются проблемы, которые поднимает или затрагивает автор (… об этом заставляет задуматься текст)

  • Во вступительной части излагается собственная позиция пишущего по тем вопросам, которые были затронуты автором. ( … на мой взгляд, не каждый достоин …читая текст, я еще раз утвердился в своем мнении по этому вопросу.)

  • Во вступительной части приводится краткая справка о писателе.

  • ( Владимир Солоухин – один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: это художник слова. В своем творчестве он не раз поднимал тему ….)

  • Вступительная часть начинается с лирического отступления

  • Может быть цитата, взятая из текста или из других источников


Как закончить сочинение?

В заключительной части сочинения подводится итог всему сказанному, делается обобщение.

Неоценимую помощь в выполнении третьего задания по ЕГЭ оказывают уроки развития речи по обучению учащихся писать сочинения-рассуждения на небольшие тексты.

Нередко можно услышать от старшеклассников: «Не смогу написать. У меня это никогда не получалось!» Как преодолеть эту проблему?

Предлагаю свой способ борьбы с "боязнью белого листа".

Мы с учащимися делим лист на 4 части (проблема; позиция автора; выражение согласия/несогласия; аргументы), каждую часть заполняем отдельно. Такое разграничение позволяет не смешивать проблемы текста, позицию автора и свою собственную позицию, помогает не забыть про обязательную аргументацию своей позиции. Применяя такую схему, мы выяснили, что сложности возникают не с определением проблемы, а с выбором языковых средств. Вместе с ребятами мы собрали небольшую "копилку" речевых клише.
Итак, первое - прописываем проблему и комментируем её, обязательно вкладывая личностные позиции и авторские замечания (позиция).
Второе - используя предыдущий абзац, переходим на собственную аргументацию, отталкиваясь от авторской позиции. Создавая аргументацию, используем собственный опыт и литературное произведение, которое может быть связано с проблемой. И так далее...
Заключение - сопоставление своей позиции и позиции автора, выход на проблематику.
Естественно, каждый ученик отрабатывает перо в собственном стиле, который создаёт сам. В той манере, которая ему кажется более удачной.
Например, первая часть может выглядеть так:
"Человек. Война. Книга... Взаимосвязаны ли эти понятия? Совместимы ли они вообще?
Война может сделать человека последним трусом или хладнокровным убийцей, бесчувственным и равнодушным или жестоким и озлобленным. Война несёт с собой боль, человеческие страдания, смерть близких и родных. А можно ли в таких условиях вообще остаться человеком? В чём можно найти спасение? Лёшка (герой приведённого отрывка из произведения В. Некрасова), например, нашёл его в книгах. Для него книга - это другая жизнь, своеобразный ангел хранитель..."
Или так:
"Слова не от души... Откуда они берутся? Почему они часто бывают пустыми, "округлыми", ничего не выражающими? Иногда даже самые торжественные, тщательно подобранные слова не вызывают у окружающих абсолютно никаких эмоций. А почему? Да потому, что, как правило, мы пользуемся чьим-нибудь шаблоном, заимствуем красивые, умные речи, даже не добавляя и капли собственных мыслей, чувств, ощущений..."

Но не забудем и о талантливых ребятах, которые пишут интересные тексты самостоятельно, им не нужны подсказки. Речевые клише необходимы тем ученикам, которые не знают, как приступить к работе, с чего начать. С сильными учащимися работа по выполнению части С 1 должна проходить в несколько ином направлении: важно, чтобы ребята не испортили глубину, свежесть, оригинальность собственной мысли механическим, «искусственным» использованием клише.

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 24 Тарасова Н.Ю.

Директор МОУ СОШ № 24 Кайшев Ш.С.




Приложение 1
Тематическое планирование занятий по подготовке к ЕГЭ



Тема урока

Дата проведения

Цели и задачи

Повторение и разбор заданий ЕГЭ

1.

Роль пунктуации в письменном общении. Принципы и функции русской пунктуации

08.09

Обобщить и систематизировать знания по пунктуации, закрепить навыки постановки знаков препинания, ознакомиться с содержанием и типами заданий ЕГЭ части А4 разобрать задания А 15, А 21

правописание приставок – А 16; союз И в простом и сложном предложении – А 21

2.

Трудные вопросы постановки знаков препинания. Анализ заданий ЕГЭ

15.09

Разобрать трудные случаи постановки знаков препинания, тренироваться в выполнении заданий А 15, А 21

правописание приставок – А 16; союз И в простом и сложном предложении – А 21

3.

Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов (А 17, А 29, В 3)

22.09

Закрепить сведения о нормах построения словосочетаний различных типов и о роли интонации в предложении; разобрать задания ЕГЭ, связанные с орфоэпическими нормами, определением темы текста и авторской позиции

Речевые нормы – А 17, тема текста и авторская позиция – А 29; словосочетания и типы связи в словосочетаниях – В 3

4.

Пунктуация простого осложненного предложения. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого

29.09

Обобщить сведения о пунктуации в простом соложенном предложении и о синтаксическом разборе простого осложненного предложения; разобрать задания ЕГЭ связанные с речевыми нормами в предложениях с обособленными и однородными членами, а также с выявлением авторской позиции

Речевые нормы – А 19, знаки препинания при ОЧП –А 24, и обособленный ЧП – А 22

5.

Систематизация сведений о видах сложных предложений и пунктуация в них.

06.10

Обобщить знания о сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью, закрепить навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях разных типов; разобрать задания ЕГЭ связанные с речевыми нормами в этих типах предложений

А 25, А 26, А 27

6.

Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи

13.10.

Повторить знания о грамматической основе предложения. Закрепить навыки постановки знаков препинания между подлежащим и сказуемым и между частями сложного предложения; разобрать задания ЕГЭ, связанные с пунктуацией в простом и сложном предложении

В 8

7.

Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текстов

20.10

Познакомить с особенностями синтаксического строя текстов художественного и публицистического стилей; разобрать задания ЕГЭ, связанные с умением находить средства художественной выразительности в текстах этих стилей

Средства художественной выразительности в текстах различных стилей – В 8

8.

Проверочная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»

27.10

Проверка знаний учащихся по изученному материалу




9.

Обобщающее повторение: функциональные стили речи и их основные особенности

10.11

Актуализировать знания уч-ся о функциональных стилях речи и сфере их использования, разобрать задание ЕГЭ, связанные с определением лексического значения слов и орфографией, определением стиля и типа текста

А 30

10.

Обобщающее повторение: назначение функциональных стилей, сфера использования

17.11

Актуализировать знания уч-ся о функциональных стилях речи и сфере их использования, разобрать задание ЕГЭ, связанные с определением лексического значения слов и орфографией, определением стиля и типа текста

А 30

11-12.

Официально-деловой стиль. Практика анализа и составления официальных документов

22.11

01.12

Обобщить знания об особенностях официально-делового стиля, показать своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста.4 разобрать задания ЕГЭ, связанные с орфографическими нормами

А 30

13.

Публицистический стиль, его особенности.

08.12

Обобщить знания об особенностях публицистического стиля, познакомить с лексическими, синтаксическими особенностями этого стиля, закрепить навыки правописания; разобрать задания ЕГЭ, связанные с используемыми в текстах разных стилей средствами художественной выразительности

Средства художественной выразительности в текстах различных стилей – В 8

14.

Публицистический стиль. Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи

15.12

Обобщить знания об особенностях публицистического стиля, познакомить с лексическими, синтаксическими особенностями этого стиля, закрепить навыки правописания; разобрать задания ЕГЭ, связанные с используемыми в текстах разных стилей средствами художественной выразительности

Средства художественной выразительности в текстах различных стилей – В 8

15.

Жанры публицистического стиля: устное высказывание, доклад, очерк

22.12

Познакомить с особенностями устного выступления, доклада и очерка; повторить требования к выполнению части С1

Задания части С 1

16.

Жанры публицистического стиля: путевой очерк, портретный очерк

29.12

Познакомить с особенностями портретного и путевого очерков как жанров публицистического стиля. Закрепить навыки составления текста по данному началу; разобрать задание части

С 1 (написание сочинения-рассуждения по публицистическому тексту)

Задания части С– анализ авторской позиции

17.

Жанры публицистического стиля: проблемный очерк

12.01.

Познакомить с содержанием и особенностями проблемного очерка; собрать материал к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту

Задания части С – анализ языковых средств

18.

Жанры публицистического стиля: эссе

19.01.

Познакомить с содержанием и особенностями жанра эссе; разобрать задание части С1

(сочинение по заданной проблеме в жанре эссе)

Задание части С – сочинение по данному тексту

19.

Проверочная работа по теме «Публицистический стиль речи»

26.01

Проверка знаний учащихся по изученному материалу

Задания ЕГЭ

20.

Художественный стиль речи. Общая характеристика: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств

02.02.

Познакомить с особенностями художественного стиля речи ; закрепить умение анализировать изобразительно-выразительные средства в текстах различных стилей; разобрать орфографические задания ЕГЭ

Средства художественной выразительности в текстах различных стилей – В 8

21.

Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи.

09.02.

Дать представление об эстетической функции языка и о языке как материале художественной литературы; разобрать задания ЕГЭ, связанные с умением конструировать текст и навыками написания гласных в суффиксах глаголов

В 8

22.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Анализ художественного текста

16.02

Познакомить с морфологическими и синтаксическим средствами речевой выразительности4 повторить сведения о слитном, раздельном и дефисном написании слова (на материале заданий ЕГЭ); закрепить навыки анализа текста художественного стиля (задания В 8 и части С)

А 4; В 8 , задания части С

23.

Основные виды тропов. Их использование мастерами художественного слова. Анализ текстов.

02.03

Систематизировать сведения об основных видах тропов и их использовании в художественных текстах ( на материале задания В 8); повторить сведения о сложных предложениях и знаках препинания в них

В 8

24.

Практическая работа: анализ художественно-языковой формы произведения русской литературы XX века. Индивидуальный стиль писателя

09.03

Познакомить с языковыми особенностями стиля И.Бабеля и А.Платонова; отработка задания В 8

Задание части

С 1

25.

Проверочная работа по теме «Художественный стиль речи»

16.03

Проверка знаний учащихся по изученному материалу

Задание части

С 1

26-27.

Культура речи и языковая форма

23.03

06.04.


Дать понятие «языковая норма языка», закрепить умение различать орфоэпические, грамматические и речевые ошибки; формировать навыки использования нормированной речи; разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи, закрепить навыки выполнения орфоэпических и лексических заданий ЕГЭ

Языковые нормы: А 2, А 6


28.

Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии.

13.04

Систематизировать основные знания, умения и навыки по фонетике, словообразованию и орфографии, разобрать задания ЕГЭ, связанные с этими темами

А 1, А 2, А 4 – А 19

29-30.

Повторение и систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии. Трудные случаи правописания.

20.04

27.04

Обобщить знания по морфологии, закрепить умение различать и употреблять в речи частицы НЕ и НИ и навыки образования различных частей речи и лексического анализа текста

А 13- А 19

31.

Трудные случаи пунктуации.

04.05

Закрепить умение применять пунктуационные праавила

А 11, В 2

32.

Проверочная работа в форме и по материалам ЕГЭ

11.05







33.

Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе

18.05




Задания ЕГЭ

34.

Анализ заданий ЕГЭ

24.05




Задания ЕГЭ


Приложение 2

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в части С (ЕГЭ)

  1. Выделение проблемы прочитанного текста

(по литературному материалу)

Проблема героизма и предательства

  • «Тарас Бульба» Н. Гоголя

  • «Разгром» А. Фадеева

  • «Судьба человека» М. Шолохова

  • «Сотников» В. Быкова

  • Любое произведение о ВО войне


Проблема судеб русской интеллигенции

Биографические данные русских писателей: И. Бунина, А. Солженицына, А. Куприна...

Проблема отцов и детей

  • «Гроза» А. Островский

  • «Отцы и дети» И. Тургенев

  • «Горе от ума» А. Грибоедов

  • «Недоросль» Фонвизин

  • «Война и мир» Л. Толстой

Проблема красоты

  • «Три пальмы» М. Лермонтов

  • «Война и мир» Л. Толстой

  • «Отцы и дети» И. Тургенев

Проблема сложности и противоречивости человеческих поступков

  • «Герой нашего времени» М. Лермонтов

  • «Война и мир» Л. Толстой

  • «Обломов» И. Гончаров

  • «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский

Проблема ревности

  • «Песня про купца Калашникова» М. Лермонтов

  • «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лесков

  • «Двенадцать» А. Блок

  • «На дне» М. Горький

Проблема памяти

  • «По праву памяти» А. Твардовский

  • «Реквием» А. Ахматова

  • «А зори здесь тихие» Б. Васильев

  • «Матерь человеческая» В. Закруткин

  • «Убиты под Москвой» К. Воробьёв

  • «Навеки девятнадцатилетние» Г. Бакланов

Проблема нравственного долга

  • «Война и мир» Л. Толстой

  • «После бала» Л. Толстой

  • «Судьба человека» М. Шолохов

  • «А зори здесь тихие» Б. Васильев

  • «Матерь человеческая» В.А. Закруткин

Проблема выбора жизненного пути

  • «Война и мир» Л. Толстой

  • «Отцы и дети» И. Тургенев

  • «Горе от ума» А. Грибоедов

  • «Тихий Дон» М. Шолохов

Проблема безжалостного отношения человека к природе

  • «Прощание с Матерой» В. Распутин

  • «Царь-рыба» В. Астафьев

  • «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильев

  • «Плаха» Ч. Айтматов

Проблема взаимодействия человека и природы

  • «Евгений Онегин» А. Пушкин

  • «Олеся» А. Куприн

  • «Мцыри» М. Лермонтов

  • «Война и мир» Л.Толстой

  • «Кладовая солнца» М. Пришвин

Роль личности в истории

  • «Война и мир» Л.Толстой

  • «Петр 1» А. Толстой

  • «Капитанская дочка» А. Пушкин

Проблема личности педагога

  • «Уроки французского» В. Распутин

  • «Песчаная учительница» А. Платонов

Проблема формирования культуры радости

  • «Зимнее утро» А. Пушкин

  • «Война и мир» Л.Толстой

Проблема противостояния трудностям

  • «Кавказский пленник» Л. Толстой

  • «Судьба человека» М. Шолохов

  • «Матерь человеческая» В.А. Закруткин

Проблема сострадания и милосердия

  • «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский

  • «Война и мир» Л. Толстой

  • «На дне» М. Горький

  • «Матренин двор» А. Солженицин

  • «Мастер и Маргарита» М. Булгаков

  • «Матерь человеческая» В.А. Закруткин

Душевное состояние человека в условиях войны

  • «Война и мир» Л. Толстой

  • «Василий Теркин» А. Твардовский

  • «Матерь человеческая» В.А. Закруткин

  • «Судьба человека» М. Шолохов

  • «А зори здесь тихие» Б. Васильев

  • «Баллада о зенитчицах» Р. Рождественский

Проблема роли языка в жизни общества

  • «Русский язык» И. Тургенев

  • «Евгений Онегин» А. Пушкин

  • «Горе от ума» А. Грибоедов

  • «Война и мир» Л. Толстой


Приложение 3

Цитаты

Авторитет зарабатывается не громкими словами, а делами, достойными уважения. М.Захаров

Автор/Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, - это всегда автопортрет. С. Батлер

Алкоголизм является таким социальным злом, которое трудно вообще переоценить. В.М. Бехтерев

Армия/ В ранце каждого солдата лежит жезл маршала. Наполеон I /Бонапарт/

Архитектура – тоже летопись мира: она говорит тогда, когда молчат уже и песни, и предания. Н.В.Гоголь

Старинная мудрость завещала такое множество афоризмов, что из них камень по камню сложилась целая несокрушимая стена. М.Е. Салтыков-Щедрин.

Не отступай перед бедой, а прямо иди ей навстречу. Вергилий

Бескорыстие – одна из самых похвальных добродетелей, порождающих славу добрую. М. Сервантес

В мире ничего нет разрушительнее, невыносимее, как бездействие и ожидание. А.И. Герцен

Хорошая библиотека есть книжное отражение вселенной. Н.А. Рубакин

Благодарность – признак благородства души. Эзоп

Богатство/Наличные деньги - не наличные достоинства, золотой болван – все болван. Д.И.Фонвизин

Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба. В.Г. Белинский
  1   2   3   4

Похожие:

Методика подготовки к сдаче егэ по русскому языку выступление учителя русского языка и литературы моу сош №24 Предгорного муниципального района Ставропольского края iconКрая Сценарий урока-презентации «Поэтическое соцветие Ачикулака» Образовательные цели. Познакомить с
Сокуренко Лариса Егоровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории моу сош №10 села Ачикулак Нефтекумского...
Методика подготовки к сдаче егэ по русскому языку выступление учителя русского языка и литературы моу сош №24 Предгорного муниципального района Ставропольского края iconКлассный час вечер вальса
Работу выполнила Цуканова Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы, моу «Михайловская С(п)ОШ» Бурлинского района,...
Методика подготовки к сдаче егэ по русскому языку выступление учителя русского языка и литературы моу сош №24 Предгорного муниципального района Ставропольского края iconМетодика работы с текстовой информацией на уроках русского языка и литературы
Поэтому Василий Александрович советовал коллегам детально изучать текст. В этом Сухомлинский видел возможность совершенствования...
Методика подготовки к сдаче егэ по русскому языку выступление учителя русского языка и литературы моу сош №24 Предгорного муниципального района Ставропольского края iconСамообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся» я работаю третий год. Изучив имеющуюся теоретическую базу, пришла к выводу, что, к сожалению, в теории педагогической науки
Ничкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы, зам директора по мр. Выступление «Имитационное моделирование жизненных...
Методика подготовки к сдаче егэ по русскому языку выступление учителя русского языка и литературы моу сош №24 Предгорного муниципального района Ставропольского края iconОтчет о проведенной в рамках «Недели русского языка и литературы» работе шмо учителей русского языка и литературы сош №37 г. Чебоксары
Предметной Недели. В этом учебном году Неделя русского языка и литературы была проведена в школе №37 с 3 по 8 декабря 2012 учебного...
Методика подготовки к сдаче егэ по русскому языку выступление учителя русского языка и литературы моу сош №24 Предгорного муниципального района Ставропольского края iconУрок-защита по литературе в 11 классе. Тема: «Ранняя лирика А. Ахматовой»
Составила учитель русского языка и литературы Рунгинской средней общеобразовательной школы Буинского муниципального района Республики...
Методика подготовки к сдаче егэ по русскому языку выступление учителя русского языка и литературы моу сош №24 Предгорного муниципального района Ставропольского края iconПрограмма вступительного экзамена по современному русскому языку и русской литературе с методиками их преподавания для специалистов-выпускников педагогических университетов по специальности «Язык и литература (русский)»
Объединение в один этих дисциплин обеспечивает не только проверку знания четырех самостоятельных предметов, но и умение видеть связь...
Методика подготовки к сдаче егэ по русскому языку выступление учителя русского языка и литературы моу сош №24 Предгорного муниципального района Ставропольского края iconСценарий воспитательного мероприятия литературная гостиная «Поэтам-фронтовикам посвящается»
Пультус Ольга Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №102» г. Барнаула Алтайского края
Методика подготовки к сдаче егэ по русскому языку выступление учителя русского языка и литературы моу сош №24 Предгорного муниципального района Ставропольского края iconРабочая программа По английскому языку к учебнику «Спотлайт 10-11 класс» Гордеевой Татьяны Анатольевны, учителя английского языка, высшей квалификационной категории
Вершининой Ольги Юрьевны, учителя английского языка, первой квалификационной категории
Методика подготовки к сдаче егэ по русскому языку выступление учителя русского языка и литературы моу сош №24 Предгорного муниципального района Ставропольского края iconКонкурс чтецов
Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках концепции развития интеллектуального и творческого потенциала...
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница