Городской Фестиваль «Филологический калейдоскоп»




Скачать 354.19 Kb.
НазваниеГородской Фестиваль «Филологический калейдоскоп»
страница1/2
Р Г Кучумова
Дата конвертации29.12.2012
Размер354.19 Kb.
ТипРеферат
  1   2


Городской Фестиваль «Филологический калейдоскоп»

Исследовательская работа

«Особый взгляд автора на войну в рассказе «Веселый солдат» В. П. Астафьева»

Исполнитель: Родзик Кристина,

учащаяся 10-г класса

МБОУ СОШ № 200

Руководитель: Р.Г.Кучумова,

учитель русского языка и

литературы

высшей категории


г. Екатеринбург, 2012
Содержание

  1. Введение………………………………………………………………стр.3

  2. Особенности военной прозы В. Астафьева…………………………стр.4

  3. Исторические и автобиографические основы рассказа «Веселый солдат» …………………………………………………………… стр.7

  4. Правда о войне В. Астафьева……………………………………… стр.9

4.1. Идейно-композиционные особенности повести…………… стр.9

4.1.1 Кольцевая композиция и её роль……………………………стр.9

4.1.2. Идейная роль рефрена в повести……………………………стр.12

4.1.3. Композиционный параллелизм и его роль в раскрытии темы войны……………………………………………………………………… .стр.14

5. Система образов в рассказе…………………………………………… стр.16

5.1.Группа «антигероев» в рассказе В.Астафьева………………… .стр.16

5.2. Настоящие герои в рассказе В.Астафьева…………………… стр.21

6. Идейно-композиционная роль одной художественной детали в раскрытии темы войны………………………………………………стр.24

Вывод: стр.25

Приложение. Практическая часть проекта стр. 26


Глава 1. Введение.

Тема войны не потеряла своей актуальности в наши дни. Ещё живы воспоминания о ней. Война – это страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов. В связи с этим тема Великой Отечественной войны не уходит с годами из русской литературы.

Тема войны в русской литературе – это тема подвига русского человека, потому что все войны в истории страны, как правило, носили народно-освободительный характер. Именно война с ее трагизмом и героизмом, с ее нечеловечески тяжелой повседневностью, с предельной поляризацией добра и зла, с ее кризисными ситуациями, в которые то и дело попадает человек и в которых, наиболее ярко высвечиваются его основные человеческие качества, дает художникам слова богатейший материал для освещения нравственных, этических проблем. Особенное развитие эта тема получила в период «оттепели» - конец 1950-х – начало 1960-х гг. Связано это с литературным поколением, чья юность пришлась на военные годы. Произведения Виктора Некрасова, Константина Симонова, Григория Бакланова, Юрия Бондарева, Константина Воробьева составили лучшую часть «офицерской прозы».

К концу своей жизни В. Астафьев один из немногих, кто раскрывает другую сторону войны.

Цель проекта: исследовать, в чем новизна Астафьева в изображении войны на примере рассказа «Веселый солдат».

Гипотеза: Война в изображении В. Астафьева – это не героическое явление, а страшная реальность, ставящая человека перед нравственным испытанием.

Задачи:

1. Выявить черты автобиографичности в рассказе.

2.Исследовать, что для Астафьева является главным при изображении войны

3. Определить роль композиции произведения для выражения авторской позиции

Предмет исследования: человеческие отношения на войне в изображении В. Астафьева.

Объект исследования: рассказ «Веселый солдат»

Методы: анализ, сопоставление, классификация

Глава 2. Особенности военной прозы В. Астафьева.

Во многом тематику и проблемы рассказа В. Астафьева объясняются тем, что он сам был участником войны. Он добровольно ушел в армию в 1942 году. В течение войны Виктор Астафьев имел воинское звание – рядовой. И до самой победы работал шофером, разведчиком, связистом. В 1944 году был контужен в Польше, после чего угодил в военно-почтовую часть. События, свидетелем которых он был, были положены в основу его произведений.

«Звездопад».
Баллада о любви простого солдата.
Девятнадцатилетний солдат Ерофеев был на фронте в годы Великой Отечественной войны. После тяжелого ранения, в результате которого он потерял способность действовать рукой, Ерофеев оказался в госпитале. Здесь он встретил такую же молодую студентку Лиду, работавшую медсестрой, и полюбил ее…Сейчас Ерофеев, взрослый человек, вспоминает о себе в войну, о своей трудной солдатской судьбе, о своей любви, о том, какой она была чистой и достойной преклонения, о незабываемости и неистребимости такой любви. Год издания книги – 1960-1972. Как раз в 1960 – х годах Астафьев учился на Высших литературных курсах в Москве. Также переехал в Пермь и Вологду.

«Где-то гремит война».

В этом рассказе явно показано единство русского народа во время войны.
Семнадцатилетний паренек, который учится в ФЗО в глухой Сибири. Для них война действительно гремит где-то, но, конечно же, как и везде, здесь голод, да еще к тому же и зима со свирепыми морозами. Тетка Августа осталась вдовой, и, находясь в бедственном положении, она зовет еще очень молодого племянника на помощь. Он идет, несмотря на невыносимый холодный и жгучий ветер, обморозив ноги, руки, лицо, он все-таки приходит на помощь. Парень знает, что ему всегда помогут, главное добраться до жилья. Чалдон приютил его, отогрел, спас обмороженные конечности, покормил. Герой добирается до своей тетки, становится почти во главе семейства. Во время нового года, приходит письмо от сестры мужа Августы, который погиб, где говорится, что он подделал похоронку и женился на другой. Конечно же, и в войну были и подлые, низкие люди, которые занимались мародерством. Но в такой хороший новогодний вечер об этом думать не хочется, ведь все вместе, за одним столом, и ничего не страшно, и все горести можно делить на всех, и все радости. Год издания – 1967. Этот год Астафьев провел в Перми.

«Прокляты и убиты».

Одно из самых драматичных, трагичных и правдивых произведения.
Молоденьких мальчишек, новобранцев, с призывных пунктов свозили в «карантин». Это в самом деле была «чертова яма», преисподняя, где ломали характеры, души, судьбы. И выживал не всегда лучший, сильнейший, а тот, кто сумел затаиться, спрятаться, схитрить. Бессмысленно короткие жизни. Бессмысленные смерти.
Во второй книге тех же героев переводят в действующие войска, где их подразделение штурмом берет плацдарм на другом берегу реки. И они оказываются бок о бок, вчерашние друзья и недруги, они должны вместе противостоять общему врагу.
Роман в двух книгах Виктора Астафьева, написанный в 1995 году. Первая книга романа написана в 1990-1992 годах, вторая книга в 1992-1994 годах. Роман является неоконченным, в марте 2000 года писатель заявил о прекращении работы над романом. Название романа взято из его текста, сообщается, что на одной из стихир, имевшихся у сибирских старообрядцев «писано было, что все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты». Как указывается в предисловии к одному из изданий романа: «Именно этим романом Астафьев подвел итог своим размышлениям о войне как о «преступлении против разума»». Получил Государственную премию РФ за это произведение.

«Так хочется жить».

Это роман, герой которого хочет жить вопреки страшным испытаниям жизни.
Эта повесть продиктована стремлением автора сказать свою правду о войне, о своем фронтовом опыте, обо всем, что выпало на долю 18-летнего солдата, брошенного судьбой, страной и начальством в жесткую круговерть, где кроваво вершилась «проклятая работа войны». В конце повести автор прослеживает жизнь своего героя вплоть до наших дней, мучительно размышляя о том, почему так несчастливо складывались судьбы многих хороших, честно служивших Отечеству людей, и как надо жить, чтобы не вырождался человеческий род, и даже накануне гибели, как когда-то на фронте, вырвались слова: «Так хочется жить!». Год издания - 1995. Книга состоит из трех частей: 1. Дорога на фронт; 2. Дорога с фронта; 3. Лунный блик.

«Обертон».
Герои повести, подобно автору, ушли на фронт мальчишками и вынесли весь ужас войны. В обыкновенных замордованных солдатиках писатель открывает могучую жизненную силу и удивительную душевную чистоту, благодаря которым им удается остаться людьми среди агрессии, злобы и тупой бесчеловечности.
Главного героя – Сергея Слесарева на фронте ранили в ногу. Его подлечили в госпитале, сочли годным к нестроевой службе и весной 45-го года отправили в село Ольвия на Украине, работать на военно-почтовом пункте. Год издания – 1995-1996.

«Пастух и пастушка».
Виктор Астафьев разрушил сложившиеся в советское время каноны изображения войны, сказав о ней жесткую правду и утверждая право автора-фронтовика помнить «свою» войну. В рассказе показано противостояние созидательной силы любви и разрушительной стихии войны.
Советские войска добивали уже задушенную группировку немецких войск, командование которой, как и под Сталинградом, отказалось принять ультиматум о безоговорочной капитуляции. Взвод лейтенанта Бориса Костяева вместе с другими частями встретил прорывающего противника. Ночной бой с участием танков и артиллерии, «катюш» был страшным – по натиску обезумевших от мороза и отчаяния немцев, по потерям с обеих сторон. Отбив атаку, собрав убитых и раненых, взвод Костяева прибыл в ближайший хутор на отдых. Там за баней, на снегу, Борис увидел убитых залпом артподготовки старика и старуху. Они лежали, прикрывая друг друга. Год издания – 1996. Состоит из 4 частей: 1. Бой; 2. Свидание; 3. Прощание; 4. Успение.
Истории рассказов, романов В. Астафьева о войне развивают всё новые стороны войны. Астафьев не столько героизирует войну, сколько стремится к её объективному изображению, в этом все его произведения перекликаются между собой. Во многом его книги автобиографичны: это и его первая военная любовь, и его ранения, и тяжести на войне, и встреча с будущей женой.

Яркой чертой рассказа «Веселый солдат» также является обращение к тем событиям, которые как в военное, так и в мирное время пережил писатель.

Глава 3. Исторические и автобиографические основы рассказа «Веселый солдат».
Виктор Петрович Астафьев – писатель, занимающий одно из ведущих мест в развитии русской литературы второй половины XX века, признанный мастер русской прозы, ее классик.

В 1942 годы Виктор Астафьев окончил железнодорожную школу ФЗО №1 на станции Енисей и недолго проработал по распределению на пригородной станции Базаиха составителем поездов.

Отсюда добровольно ушел в армию, угодил сперва в 21-й стрелковой полк, располагавшийся под Бердском, а затем в 22-й автополк, что стоял в военном городке Новосибирска.

Весной 1943 года вместе со всем полком был отправлен на фронт и угодил в гаубичную 92-ю бригаду, переброшенную с Дальнего Востока, в которой и воевал до сентября 1944 года, выбыв из нее по тяжелому ранению. Виктор воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах.

Более в строй не годился и начал мыкаться по нестроевым частям, которые то не подходили Астафьеву, то он им. Так продолжалось, покуда не угодил в военно-почтовую часть, располагавшуюся неподалеку от станции Жмеринка, в местечке Станиславчик. Здесь Виктор Петрович повстречал военнослужащую Марию Семенову Корякину, сразу же после демобилизации женился на ней и поехал на ее родину, в город Чусовой Пермской (в ту пору Молотовской) области. В этом городе они прожили 18 лет, хватили полной мерой счастливой жизни в самом счастливом и свободном государстве под названием СССР.

Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши».

«Когда-то я подхватил и энтузиазмом повторял слова Константина Симонова: « Всю правду о войне знает только народ». Увы, теперь я знаю, что всю правду о войне знает только Бог. Народ наш в большинстве своем не знал ее и, возможно, знать не хочет – слишком страшна она и отвратительна, слишком для усталых русских людей… правда эта неподъемна». В.Астафьев.

«То, что вошло глубоко – в душу, в само физическое существование, не отпускает, возвращается, требует назвать, расширить, открыть. Чем дольше жил, тем больше было возможностей – с отменой цензуры – показать эту боль, избавить ее переживание от риторики, открыть подлинный масштаб катастрофического, трагического мировосприятия. Так появилась поздняя военная проза» В. Астафьев.

«Веселый солдат» - возможно, последняя великая книга о Великой войне, написанная очевидцем и участником. Только пятьдесят лет спустя, в пору подведения жизненных итогов, В. Астафьев смог до конца освободиться от страхов, иллюзий, комплексов и мифов той войны и рассказала о ней не просто правду, но то, что выше правды – как оно было на самом деле.

Рассказ был написан в 1998 годы и основывался на реальных фактах из жизни Астафьева, а точнее с 14 сентября 1944 года на Дукленском перевале, в Польше.

И повесть эту Виктор Петрович не сочинил, а вспомнил. Астафьев порою писал в день по пятьдесят страниц и более, как бы освобождался от тяжкого сердечного гнета, от бремени, годами переплавлял словесный хаос, просеивал от шелухи через частые решета.

Глава 4. Правда о войне В.Астафьева.

4.1. Идейно-композиционные особенности повести

4.1.1 Кольцевая композиция и её роль.

Повесть «Веселый солдат» имеет особенную композицию.

Композиция— взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. Структура, план выражения литературного произведения. Построение художественного произведения.

Особенность построения рассказа «Веселый солдат» - кольцевая композиция.

Цель такой композиции – воплотить особый художественный замысел, используя необычный порядок и сочетание элементов, частей произведения, опорных деталей, символов, образов, средств выразительности. В основе кольцевой композиции лежит принцип обрамления, повторения в конце произведения каких-либо элементов его начала.

«Четырнадцатого сентября одна тысяча девятьсот сорок четвертого года я убил человека.Немца. Фашиста. На войне».


Эта точка отсчета и определяет трагический смысл истории солдата-победителя и ее последующее авторское осмысление с высоты вечных ценностей бытия…
Так начинается повесть о «потешной жизни», о свирепой и наглой силе зла, о привычке к существованию в аду, о тихом, придавленном, но неодолимом стремлении жить по-людски, о боле, о грехе, расплате и сохраненном человеческом естестве…


Так она и заканчивается: «…Четырнадцатого сентября одна тысяча девятьсот сорок четвертого года я убил человека».

Невольно возникает вопрос: «Почему герой вспоминает убитого немца»?Герой романа улавливает связь между совершенным им убийством немца и последующим ранением: «Нет, мой немец оказался не самым мстительным…». Постепенно герой «забывает»об этом, но на протяжении повествования он вспоминает об убитом то в разговоре с женой, то в своем внутреннем монологе.
Призрак убитого фашиста преследует героя в течение всей жизни. Воспоминание об убийстве фашиста – это зачин и финал романа, это его точка отсчета – исток, причина, смысловой центр горьких мытарств, что переживает на долгой дороге с войны (от войны) «веселый солдат», совершенно неотделимый от автора.
Исчезает враждебность, на первый план выходит человеческое: «Бедный, видать, человек был – может, крестьянин… может, рабочий…» –говорит герой об убитом немце.

В тексте есть фрагмент, который напоминает нам описание убитого солдата вражеской армии.

«Палец был еще целый, не изуродованный, молодое мое сердце…было преисполнено надежд».


Он вспоминает его как убитого им человека, а не фашиста, врага… «Немец, убитый мною, походил на кого-то из моих близких, и я долго не мог вспомнить – на кого…»

– Сам роман состоит из двух частей: «Солдат лечится» и «Солдат женится».

Лексический повтор в названиях частей также свидетельствует о их смысловой связи и способствует усилению эффекта кольцевой композиции.

Почему первая часть называется «Солдат лечится»?

Не веселы воспоминания «веселого» солдата, не только жизнь во время боев поразила его, но и лечение…

Первая часть показывает другую сторону войны. Мы привыкли слышать, что на войне страшно, много смертей, но люди защищают свою Родину, делают то, что нужно. Но очень мало кто говорит о тех, кто покинул поле боя, но еще жив. Эти фрагменты показывают обратную сторону войны. Солдаты никому не нужны. И это еще хуже чем все то, что живет у них под гипсом, которые не снимаются месяцами. Воспоминания «веселого солдата» вовсе не веселы и никак не вписываются в хрестоматийные:
«Безобразно доставляли раненых с передовой в тыл. Выбыл из строя – никому не нужен, езжай лечись, спасайся как можешь.

Первая часть показывает, что война – это страшное, беспощадное событие, покалечившее жизни воюющего народа. Это война за выживание, война с тыловиками, бесчеловечными инструкциями.

«Солдат женится» – вторая часть романа.

Писатель рассказывает о трудностях жизни в послевоенные годы, о своих семейных радостях, довольно редких, и неурядицах во второй части романа, которая называется «Солдат женится». Чередой следуют основные события его жизни: ссора с семьей жены, рождение и смерть первой дочери, голод, болезни, рождение сына и второй дочери. Вспоминает автор и о том, с каким трудом получал он образование, ведь его герой должен был не только учиться, но и работать, чтобы прокормить свою семью. Но «веселый солдат» преодолел и эти трудности.

Основная задача второй части романа –рассказать о том, какой нелегкой была жизнь людей в российской глубинке в послевоенные годы.

Кольцевая композиция помогает понять и смысл названия «Веселый солдат» – в действительности, роман совсем не веселый, как невесел в своей основе тяжелый и ужасающий военный быт.
Герой-рассказчик романа Астафьева также старается не унывать, однако поистине ничего веселого в его жизни не происходит. Маленький эпизод определил название книги: пленный немец пьет чай в доме бывшего солдата и в знак благодарности называет своего хозяина «веселым солдатом».


«– Вы есть весь-олий зольдатен.
– Веселый, веселый, – подтвердил я… Зачем я ломаю эту комедь? Чтоб упиться собственным благородством, доказать Европе, что наш, советский, гуманизм – передовой, а мы –самые душевные люди на свете. Так мы уж это доказали немцам – ростовский капитан наглядно тот гуманизм в Германии продемонстрировал. Был я и остался придурком, лучшим в мире придурком – советским, это уж точно, и этого у меня не отнять».

«Веселый солдат» – это история русского солдата, которому с давних времен, по словам Лескова, «умирать привычно». И от хохота этого солдата, который унижен всем начальством, государством, «скотской» жизнью, унижен даже возвращением домой, потому как не нужен увечный русский солдат никому, от этого хохота – дрожь по спине. Не унижен он, кажется, одним – врагом. Враг-то его ценит по-настоящему. В этом заключается правда автора о войне и солдате на ней.
  1   2

Похожие:

Городской Фестиваль «Филологический калейдоскоп» iconГоршкова Надежда Алексеевна
...
Городской Фестиваль «Филологический калейдоскоп» iconУрок № Работа с информационным текстом
Калейдоскоп уроков по У. Шекспиру (технология ркмчп) + тексты и работы детей по этой теме
Городской Фестиваль «Филологический калейдоскоп» iconКонкурс «Калейдоскоп методических идей», «Лучший методический материал»
Используемые в образовательные технологии, методов, формы организации деятельности учащихся (с обоснованием) 8-9
Городской Фестиваль «Филологический калейдоскоп» iconФестиваль современного искусства живая пермь 2011
Открытый конкурс бального танца для «молодых» ветеранов под эстрадно-духовой оркестр «Музыкальный фейерверк»
Городской Фестиваль «Филологический калейдоскоп» iconV екатеринбургский книжный фестиваль «сочетание»
На три дня под крышей Белинки соберутся представители самых разных творческих профессий: артисты, художники, мультипликаторы, композиторы...
Городской Фестиваль «Филологический калейдоскоп» iconГородской конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся
Введение II. История возникновения искусства вышивания на Руси
Городской Фестиваль «Филологический калейдоскоп» iconАлександров Евгений Викторович
Решением Челябинской городской Думы от 18 августа 1998 г. №27/1 присвоено звание «Почетный гражданин города Челябинска»
Городской Фестиваль «Филологический калейдоскоп» iconПесни великого подвига фестиваль военно-патриотической песни
Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим,...
Городской Фестиваль «Филологический калейдоскоп» iconИтоги X городской научной студенческой конференции «Молодежь. Наука. Общество» 1 марта 2012 г
Научный руководитель Царькова Стелла Борисовна, к э н., доцент, декан экономического факультета, зав кафедрой Налогообложения и экономики...
Городской Фестиваль «Филологический калейдоскоп» iconМетодическая разработка «Формирование лексических навыков в разноуровневых группах на среднем этапе обучения»
Департамент образования мэрии города Ярославля Городской комитет профсоюза работников народного образования и науки
Разместите кнопку на своём сайте:
biogr.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©biogr.znate.ru 2013
обратиться к администрации
biogr.znate.ru
Главная страница